Что делать если отец учит врать ребенка. Причины детской лжи

Для начала я расскажу вам об одном необычном эксперименте: трехлетним малышам предлагалось посидеть, не оборачиваясь, в то время, как за их спиной находилось нечто интересное. Экспериментатор говорил каждому: “Я сейчас выйду на минуту, а затем покажу тебе, что же там такое, если ты, конечно, не обернешься”. С этими словами взрослый выходил. Конечно, почти все малыши оборачивались. Позже они не признавались в этом. То, что показали нам дети в этом эксперименте — нормальное поведение, необходимое для развития ребенка.

Пока ребенку не исполнится семь лет, он путает, что происходит на самом деле, а что – понарошку. Например, ребёнок начинает увлечённо рассказывать, как видел летающего слона. Ничего плохого в таких фантазиях нет. Фантазия отличается от лжи тем, что ребёнок не хочет ничего добиться, не пытается вами манипулировать или выдать желаемое за действительное. И даже, если в своей фантазии ребенок подменяет реальность вымыслом, например, говорит, что это бегемот пролил какао, лучше не уличать его во лжи, а сказать: “Мне кажется, тебе жалко, что ты пролил какао, и предпочел бы, чтобы это сделал бегемот”.

Но бывает и другая ложь, которую нельзя оставлять без внимания.

Пол Экман - выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи, считает, что ложь ребёнка – первый признак недоверия между ним и взрослым. Это результат неуверенности в своих силах и возможностях. Ложь говорит о неверии в то, что мама и папа придут на помощь в трудной ситуации.

Дети никогда не врут просто так. У любой лжи есть причина. Для ребенка — это способ изменить что-то в своей жизни. Когда мы пытаемся искоренить ложь как таковую, мы редко добиваемся результата. Более благодарный путь — попытаться выяснить, почему он врет. Я не обещаю вам, что от этого ребенок резко перестанет обманывать, но уверяю вас, что возникшее вместе с этой попыткой доверие и тепло рано или поздно сыграют свою положительную роль и у малыша уже будет меньше поводов врать.

В отличие от малышей, младшие школьники обманывают сознательно. Пол Экман выяснил самые распространенные причины лжи:
— чтобы скрыть свою шкоду и вину за нее;
— чтобы показать враждебное отношение к папе и маме;
— чтобы взрослые похвалили.

Совершенно другие мотивы вранья у детей постарше:
— нехватка внимания;
— защита друзей;
— утверждение своей позиции;
— защита своей тайны;
— желание избежать неловкости;
— стремление к самоутверждению;
— страх унижения или стыда;
— проверка собственной силы;
— проблемы в коллективе;
— выстраивание своих границ в отношениях с родителями.

По мнению школьного психолога Анны Антоновой , в первую очередь, самим родителям надо разобраться, в чем именно, с их точки зрения, заключается вранье. И вранье ли это вообще? Вот, например, секреты — это нормально. Ведь у нас, взрослых, их великое множество, и это — наше личное пространство. Сокрытие плохих оценок тоже не является обманом в полной мере. В голове малыша появляется мысль «Разве хороший школьник получает плохие оценки? Нет!» Поэтому даже если за плохие оценки дома не ругают, ребенок постарается не расстраивать родителей.

Привычное, почти постоянное вранье в возрасте от десяти лет и старше – это плохой признак, и к этому нельзя относиться с юмором и снисхождением. Первое, что надо сделать — разобраться, почему ребенок обманывает. Наиболее распространенные причины вранья у подростков — чувство ревности и соперничества, боязнь быть отвергнутым, потребность в большем внимании и одобрении. Часто он не видит других приемлемых альтернатив, чтобы добиться внимания или помощи, которых он жаждет. Это звучит парадоксально, но многие подростки предпочитают, чтобы их наказали, чем проигнорировали.

Что делать, если ребенок врет?

Что помогает прекратить круговорот лжи, нечестных оправданий и путаницы между фантазией и враньем?

— Нужно создать условия, чтобы ребенок доверял вам, чтобы он был абсолютно уверен в том, что вы не заденете его самолюбие и не заставите пожалеть о поведанном секрете.
— Исключить физическое наказание ;
— Рассказывать ребенку о последствиях лжи:
— ложь встает на пути к любви и доверию, вредит отношениям между людьми;
— ложь часто раскрывается;
— ложь приносит облегчение лишь на время;
— если ты обманываешь, будь готов к тому, что и другие могут тебя обмануть.
— Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и ответственным за свои поступки.

Но без личного примера, эти слова так и останутся словами.

Если ребенок обманывает, ваша главная задача не в том, чтобы вывести его на чистую воду. Сейчас важно убедить его, что вам можно довериться в трудной ситуации, что дом — это не место, где с него что-то требуют и за что-то , а место, где ему помогут.

Видеоматериалы

Ребенок часто обманывает

Что делать, если ребенок врет? Почему ребенок врет?

Детское вранье

В 12 лет у многих детей начинается переходный возраст, а у родителей - тяжёлый период, во время которого им нужно проявить максимум терпения. Дети часто становятся неуправляемыми, перестают слушаться. Как им помочь и как вести себя родителям? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Как справиться с агрессией у ребенка?

Агрессивное поведение подростка чаще всего является своеобразной защитой. Обычно агрессивными становятся дети, у которых возникают проблемы с общением в коллективе. Ответной реакцией на непонимание в социуме становится излишняя вспыльчивость. Ребёнок раздражается по пустякам, выплёскивает свои эмоции на окружающих. Что делать родителям? Конечно, не отчаиваться и постараться помочь своему ребёнку. Необходимо показывать ему своим примером, как следует вести себя с другими людьми.

Если ваш ребёнок чересчур агрессивен, направьте его энергию в другое русло. Например, отдайте в спортивную секцию, где он сможет выплеснуть все негативные эмоции.

Лёгкие проявления агрессии лучше вообще игнорировать: не нужно фиксировать на них внимание.

Истерики у ребёнка 12 лет: что делать

Почему ребёнок в 12 лет постоянно плачет, как его успокоить? Как это ни странно, но истерики в этом возрасте случаются у детей достаточно часто. Подросток может кричать, постоянно плакать, топать ногами, бросать различные предметы, в общем, вести себя как маленький ребёнок. Почему это происходит? Не забывайте о том, что у ребёнка переходный возраст, и это просто проявления эмоциональности. Таким способом дети могут привлекать внимание родителей, могут требовать от них разрешений на то, что в их возрасте запрещено. В любом случае, акцентировать пристальное внимание на истериках не стоит. Иногда даже полезно оставить подростка одного, чтобы он успокоился.

Что делать, если подросток стал неуправляемым?

Что делать, если ребёнок в 12 лет стал непослушным? Скорее всего, он сигнализирует вам о том, что ему требуется помощь. Измените отношение к подростку, стиль воспитания. Искать причины непослушания нужно в психике подростка. Таким способом ребёнок может самоутверждаться, показывать, что он достаточно взрослый. Значит, нужно постараться снизить чрезмерную родительскую опеку. Также подросток становится неуправляемым, если в его семье существуют какие-либо проблемы.

Если вы переживаете из-за того, что ваш, ещё совсем недавно послушный ребёнок, выбился из-под контроля, сводите его к психологу. Он поможет стабилизировать эмоциональный фон подростка и выяснит, по каким причинам так изменилось его поведение.

Как отучить ребенка врать?

Дети часто лгут, кто-то реже, кто-то практически постоянно. Часто ложь является способом, помогающим избежать наказания или прибавить себе ценности в глазах сверстников. Многие дети врут для того, чтобы бросить вызов авторитету родителей или из-за проблем в семье. Как бороться с ложью у детей? Изменить отношение к ребёнку, поговорить с ним, показать, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Главное здесь - взаимопонимание в семье и родительская любовь.

Что делать, если подросток часто нервничает?

Излишняя нервозность у ребёнка 12-летнего возраста может быть также следствием переходного возраста. Но иногда она является отражением действительности и может привести к психологической травме. Чтобы выяснить причину нервного состояния подростка, лучше обратиться к психологу. Это поможет избежать проблем в будущем, порой, достаточно серьёзных.

Как отучить ребенка от воровства?

Воровство нужно пресекать, но только в том случае, если родители полностью уверены, что факт имел место быть. Нельзя несправедливо обвинять ребёнка и начинать разговор, когда нет доказательств. Кроме того, говорить о воровстве с подростком нужно наедине, не вынося проблему на всеобщее обсуждение.

Воровство, в некоторых случаях, является признаком заболевания, которое носит название «клептомания». Данное заболевание характеризуется как психическое отклонение, поэтому лучше всего показать ребёнка специалисту.

Почему дети воруют? Это может происходить из-за неумения сдерживать свои порывы или для того, чтобы привлечь внимание родителей. Также повлиять на ребёнка могло плохое окружение. Поэтому постарайтесь проследить, с кем он общается и исключить нежелательные контакты.
Как бы там ни было, поддерживайте своего ребёнка, не отворачивайтесь от его проблем. Помните о том, что только ваше внимание и любовь могут изменить подростка в лучшую сторону. И запаситесь терпением - оно вам обязательно пригодится.

Здравствуйте, Татьяна! Как можно отучить ребенка врать??? Я устала от вранья, сыну 7 лет и 10 мес. — врет постоянно, проблемы постоянно с этим. Съел конфету, сказал: «выпил воду», сделал что-то — скрыл или свалил на кого-то. И еще, как относиться к тому, что ребенок оскорбляет маму. У меня это вызывает злость. Началось с 5-летнего возраста. Спасибо. Людмила.

Здравствуйте, Людмила.

Когда ребенок обманывает – это шокирует каждого любящего родителя, который мечтает, чтобы его сын или дочка выросли честными и правдивыми людьми…

Я думаю, вы не исключение.

Если посмотреть психологию развития дошкольного возраста, то в период с 1 до 2,5-3 лет дети не умеют врать, поскольку мыслительные процессы: анализ и синтез информации, обобщение и умозаключение доступны в более старшем возрасте.

Примерно с 2 лет мощное развитие получает воображение, дети начинают видеть причинно-следственные связи между объектами и событиями. Творческое начало помогает им придумывать игры, создавать сюжеты и развивать их, это приводит естественным образом к выдумыванию всего того, что их окружает или что с ними случается. Такие фантазии считаются нормой.

Проблема возникает тогда, когда родители неправильно истолковывают мотив ребенка, неверно определяют причину подобного поведения без учета его психологического состояния. И спешат с клеймом: “врунишка”, “лгун”, “обманщик”…

Я напишу про самые распространенные причины того, что ребенок врет, а вы постарайтесь проанализировать, какая из них в большей степени обусловила поведение вашего сына.

1. Ребенок врет (в родительском понимании), фантазируя, т.е. приукрашивая или искажая те или иные действия/события случающиеся вокруг него или с ним, с целью дать волю своему воображению, побыть в сказочном мире, почувствовать обладателем особенными качествами характера и т.п.

Сюда относятся детские сочинительства и рассказы о своем геройстве, о том, как он побывал где-то, совершил что-то выдающееся. Как правило, это дети – дошкольники. Их фантазии не стоит расценивать как обман. Ребенок искренне верит в свою сказку и огорчается, когда взрослые ему не верят. Например, мальчик может “показать” маме с папой, как он легко сражается с невидимыми противниками (руки пустые) и сказать, что у него есть волшебный меч. Кроме этого, в стрессовой обстановке придуманная сказка помогает ребенку снять напряжение.

Самой лучшей тактикой будет подыгрывание малышу, ответ на его заявления: “неужели? и что было дальше?….” и мягкий вывод из области фантазий в реальность – так он ближе к 6-7 летнему возрасту постепенно начинает отделять свою сказку от реальности и соглашаться со взрослым.

Но если родители уже в этом возрасте начинают возмущаться детскими фантазиями, грубо одергивая: “а ну, не ври!” – дети быстро замыкаются и уходят от общения. В дальнейшем они могут себя считать обманщиками, потому что мама или папа постоянно твердили об этом. Так осуществляется невольное программирование на роль лжеца.

2. Ребенок врет с целью избежать какого-то неприятного события или чтобы защититься от обвинений и крика. Сюда относится как неосознанное вранье (до 5-6 лет), так и осознанное (старше 6-летнего возраста). Причем в первом варианте часто существует подмена или сваливание своей ответственности на другой персонаж. Как из мультика про Машу и банку варенья – если помните, девочка не желала признаться бабушке, кто полакомился вареньем и свалила вину на кошку.

Во втором варианте – уже сложнее. Ребенок понимает, что сказав неправду, он оттянет или избежит неприятного события в виде возмущения, криков родителей или физического наказания ремнем, что он испытает меньше тревоги и напряжения и т.д. Для него обман становится спасительным выходом, некой выгодой.

В этом случае родителям нужно пересмотреть свое отношение к своему сыну или дочке, свои правила и запреты, не слишком ли жесткие они и достаточно ли комфортна психологическая обстановка в семье? И как они общаются с ним, какая интонация в голосе: спокойная, душевая или холодная, какое выражение лица…?

Когда в семье не все ладно, мама кричит на папу и наоборот, когда родители часто кричат на ребенка и существует вероятность эмоционального срыва – дети используют ложь именно для того, чтобы уйти от “грозы” в доме, от недовольного взгляда мамы…

Часто родители говорят ему такую фразу: “Ну скажи только правду – и тебе ничего не будет! А если обманешь – накажем!” К сожалению, этой репликой родители не только не отучают врать, но и создают себе дополнительные сложности. В самом деле, с одной стороны если я натворил что-то и скажу правду – мне за это ничего не будет, я могу и дальше безобразничать? А с другой, если я совру – они будут долго выяснять, была ли неправда или нет и о самом проступке забудут.

3. Ребенок врет с целью выделиться в кругу сверстников или чтобы получить какое-то преимущество перед остальными. Так было у 6-тилетней девочки, которая всем во дворе рассказывала, какой у нее замечательный папа, покупает ей игрушки, берет с собой на прогулку и катается с ней на велосипеде (папы у девочки нет).

В этом случае не восполняются базовые потребности девочки в ободрении, заботе, защите и безопасности, т.к. она чувствует в себе неуверенность в чем-то. Сказав неправду, такой ребенок как бы вживляется в придуманный им более благополучный или успешный образ, чтобы не испытывать еще бОльшего разочарования.

Родителям нужно подумать, в какой области их дети испытывают трудности и помочь их преодолеть. А если эта трудность не разрешается обычными средствами, показать ребенку, как он может стать успешным в другой сфере. Например, мальчик после перелома ноги не мог наравне соревноваться со сверстниками на дистанциях и его это сильно угнетало. Поэтому он всем говорил, что ему неинтересны соревнования, на них наплевать. Но отец, вовремя распознав депрессию сына, научил его играть в волейбол и мальчик стал лидером в этой игре.

4. Ребенок врет, потому что в семье все врут. К сожалению, такое случается сплошь и рядом. Например, отец просит сына, ответившего на телефонный звонок, не говорить, что он дома. Или мама в общении с подружкой всячески нахваливает ее платье, прическу, а в ее отсутствии откровенно смеется над ее плохим вкусом. Или ребенку пообещали пойти вместе с ним в цирк и не пошли.

Двуличие в общении, в поступках – это благодатная почва для расцвета детского обмана. В этом случае родителям нужно серьезно проследить за своими разговорами, обещаниями, чтобы не создавать такие ситуации, когда обман поощряется самим взрослым.

5. Ребенок врет, потому что нет доверия к родителям или он на них обижен . Это своего рода месть, чтобы родители почувствовали “на своей шкуре”, насколько их сыну или дочке некомфортно и обратили на них внимание. Сюда могут включаться вызывающее поведение, демонстрация непослушания, обман в самых простейших очевидных вещах. Вплоть до перехода на личности: “мама, ты плохая…” “папа, ты меня никогда не понимаешь….” “ты …”– и далее грубые непечатные выражения.

Как правило такое поведение в ребенке вызывает злость у родителя и острое желание как следует его проучить. Но это тактика ведет к расколу и глубокому непониманию между ребенком и родителями. В этом случае нужно самим остыть, взглянуть на ситуацию со стороны и отследить по времени, что именно привело к таким результатам в поведении. Очень часто корни лежат именно в отношениях. Ведь не всегда это поведение было. Когда возвращается взаимопонимание – начинает расти доверие. Когда оно укрепится, желание обманывать и привирать потеряет всякий смысл.

Открытые оскорбления относятся к той же проблеме, что и отсутствие доверия. А точнее – когда нет родительского уважения и авторитета (ребенок их не видит). Эту сторону нужно рассматривать глубже, начиная со взаимоотношений между супругами. Поддерживают ли они родительский авторитет друг друга перед ребенком? Нет ли таких ситуаций, когда мама игнорирует папу и наоборот?

6. Ребенок врет ради красного словца. Такие дети испытывают большую потребность в вербальном выражении самих себя. Их еще называют болтушками, поскольку рот ни на минуту не закрывается. Эти дети охотно рассказывают о себе, сочиняют новые истории, любят поговорить со взрослыми, обожают петь. Выявив в своем ребенке такие артистичные склонности, не лишне будет задуматься о развитии голоса и пластики движений: отдать в драмкружок, на танцы, на вокал и т.п., где будет востребована потребность в самовыражении.

И напоследок, на что обратить внимание. Период кризиса 7-летнего возраста часто сопровождается неустойчивостью в эмоционально-волевой сфере. Плюс на это накладывается совершенно новый образ жизни школьника. Дети чаще капризничают, совершают необдуманные поступки, бунтуют против старых правил и ограничений. Весь этот коктейль наряду с мощной физиологической перестройкой организма и дает неуправляемое поведение. Иными словами, самому ребенку сложно и родителям с ним – тоже.

Поэтому будьте внимательны к своему сыну, ищите сначала точки взаимопонимания, определите, в чем именно он нуждается и учитесь сотрудничать вместе, договариваться.

Посмотрите на свое отражение в зеркале в момент общения с сыном – вы можете оказаться шокированными своим выражением лица:). А ведь львиную долю информации о мире чувств и отношений дети считывают именно по зрительному каналу. Послушайте свой голос, записанный на диктофон, когда вы что-то говорите или требуете – насколько вас можно назвать теплым и располагающим собеседником, достойными доверия? Все это можно исправить, скорректировать и получить хорошие результаты.

Если у вас не получается самостоятельно разобраться, вы всегда можете записаться .

Вопреки нашим ожиданиям, все дети врут, и это, к сожалению, факт. Дети разного возраста делают это по разным причинам, однако чаще всего лгут маленькие дети.

Давайте рассмотрим несколько возрастов детей, чтобы понять ПОЧЕМУ дети врут и ЧТО с этим делать:

Ребенок 2-4 года

Малыши порой даже не осознают, что они говорят неправду, выдавая желаемое за действительное. Дети в этом возрасте обладают очень развитым воображением, и пока не ощущают грани между настоящим и придуманным. Нередко их фантазии превращаются в истории, которые они рассказывают взрослым.

Девочка Оля принесла домой из садика плюшевого мишку, сказав при этом, что воспитательница ей разрешила забрать его. Причина такого поведения, по мнению психолога, что девочке настолько хотелось иметь эту игрушку, что она поверила в то, что может забрать мишку домой.

Действия родителей:
Наказывать за ложь в этом возрасте нельзя, нужно просто разъяснить ребенку, что не всегда то, что хочется - осуществимо, не слишком углубляясь в размышления о нравственности. Малышу пока еще будет не понятно, почему важно говорить правду. Не акцентируйте внимание ребенка на неподчинении взрослым, иначе он будет врать и дальше, просто скрывая от вас свои поступки. Лучше хорошенько объясните ребенку, что есть существенные различия между тем, что значит «хочу» и «можно», и тогда малыш скоро сможет отличать действительное от выдуманного, перестанет брать без спроса чужие вещи или врать.

Ребенок 5-7 лет

«Катя, я просила тебя поменять воду рыбкам. Почему ты этого не сделала?»
«А они еще не выпили ту, в которой они плавают».

В этом возрасте дети взрослеют и начинают догадываться, что с помощью лжи можно разрешить свои проблемы или уйти от наказания. Их обман становится более похожим на правду. Для того, чтобы защитить себя дети тщательно продумывают то, что они скажут родителям.

Поскольку теперь ребенок при помощи обмана проверяет родителей, то действовать нужно решительно, и пресекать обман во всех его проявлениях. Ребенок проверяет, пройдет его обман или нет, и делает выводы, врать ему в будущем, или нет, можно ли решать проблемы в дальнейшем при помощи лжи.

Действия родителей:
Лучший способ в этом возрасте воспитания такого качества, как правдивость - самому быть честным с ребенком, личный пример. Ведь первый, на кого смотрит ребенок и кого подсознательно копирует - это Вы. А если вы будете делать наоборот, то ребенок не поймет причины вашей лжи, и скорее всего будет копировать то, как вы это делаете. На данном этапе воспитания он еще не в состоянии понять когда нужно или не нужно лгать.

Приложите максимум усилий для того, чтобы объяснить ребенку, что даже самая маленькая неправдочка может принести много вреда. Приводите убедительные доказательства и примеры из его собственной жизни. Если вы все-таки хотите наказать его, то сначала узнайте истинную причину его лжи, и объясните ребенку, за что его наказываете.

8 лет и старше

Урок по истории:
- В 988 году в России ввели православие. А в 1000-м что было?
- Было 12-летие православия в стране!

В возрасте восьми лет и старше дети чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Для родителей они не редко становятся закрытым сундуком за семью печатями, хотя и кажутся с виду раскрытой книжкой. Становясь старше, дети все чаще проявляют агрессию, они начинают скрывать свою личную жизнь. Чем больше родители пытаются разузнать у ребенка о том, о чем он не хочет говорить, тем больше он пытается отстраниться и начинает придумывать всякие небылицы.

В подростковом возрасте дети умеют уже очень неплохо врать, достаточно убедительно, используя мимику лица и соответствующую интонацию, так, что взрослые и не замечают этого. Они прекрасно понимают, для чего они лгут, преследуя определенные цели, и часто говорят именно то, что от них хотят услышать родители или кто-либо еще. Последствия обмана их не беспокоят, так как они уверены, что с помощью того же вранья смогут выйти "сухими из воды".

Причиной такого поведения чаще всего бывает чрезмерная родительская опека и внимание. Ребенку хочется, чтобы его оставили в покое, не контролировали каждый его шаг, поэтому ребенок периодически врет, чтобы только отвязаться. Кроме того, его может сильно беспокоить, что он не оправдает ожидания родителей. Если же он что-то натворил и боится наказания, он также, скорее всего, скажет неправду. Дети часто боятся, что родители будут недовольны результатами их учебы или поведением, и поэтому врут своим родителям.

Действия родителей:
Прежде всего обеспечьте в семье хорошую неконфликтную доверительную атмосферу, чтобы ребенку было спокойно и комфортно, ведь дома ему нужна психологическая поддержка и понимание, а не постоянный стресс. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком на разные, интересные ему темы. Если возникла непростая ситуация, помогите ребенку разобраться в ней, но сделайте это ненавязчиво, направьте его мысли в нужное русло, чтобы он как бы "сам" нашел решение этой проблемы, но с помощью вас. Это возможно только в доверительной обстановке, когда ребенок спокоен и уверен, что вы не будете его ругать, унижать или задевать его самолюбие, и он не пожалеет, что выдал вам свой секрет.

Объясните ему убедительно, и приведите примеры из его собственной жизни, что обман:
- можно очень быстро выявить;
- обман исправляет ситуацию лишь на время;
- на обмане не построишь настоящей дружбы;
- обман - это плохо. Если ты постоянно врешь, то и другие люди так поступят с тобой. Тебе это понравится? К тому же люди перестанут уважать тебя.

Докажите ребенку, что вы ему доверяете полностью и без всяких «но». Доверьте ребенку самостоятельно решать свои проблемы, чтобы он почувствовал ответственность. Не разговаривайте с ребенком на темы, которые провоцируют его на ложь. Скажите ему, что все мы не идеальны, и у всех есть свои недостатки, и вы хотите ему помочь. Приободрите его.

Если вы видите, что ребенок врет, то не показывайте ему свое недоверие, чтобы не задевать его достоинство, не обижайте его, а сделайте так, чтобы возникла ситуация, когда ему ничего не останется, кроме как сказать правду.

Обман следует предугадывать и предупреждать.
Обман возникает из-за того, что человек неуверен в себе. Создайте такую обстановку, чтобы ребенку не нужно было врать. Старайтесь воспитывать его по всем нормам физического, интеллектуального, психологического воспитания. Если ребенок будет доверять вам, ему просто незачем будет лгать и обманывать. Ведь он живет на «два фронта», абсолютно разных между собой: с одной стороны, мир его друзей и сверстников, а с другой стороны, мир взрослых, для него это очень нелегко. Поэтому ему постоянно необходимы ваше доверие, любовь, участие, а также поддержка и похвала.

А главное - уделяйте ему максимум своего внимания, станьте его другом, будьте с ним вежливы. Ваш ребенок должен получить ответы на все интересующие его вопросы, чувствовать, что вы уважаете его и его точку зрения, разделяете его радость и горе. Лишь в этом случае доверие будет абсолютно полным и гармоничным.

Да и что понимать под обманом? Можно ли провести четкую черту между детскими фантазиями и самой настоящей ложью? И почему в некоторых случаях взрослые считают, что обман — это плохо, а в других сами призывают детей не говорить правду, чтобы быть тактичными и не обидеть окружающих? Поэтому, прежде чем обвинять ребенка в нечестности, нужно разобраться: что же на самом деле стоит за таким поведением? Причин может быть несколько.

1. ОНИ БЕРУТ ПРИМЕР С НАС. Нельзя требовать от детей того, что не выполняют сами родители. Поэтому, если вы заметили, что в последнее время ваш ребенок часто обманывает , проанализируйте собственное поведение. Может быть, бабушка, пытаясь успокоить малыша, пугает его Бабаем, который придет и заберет его, если ребенок сейчас же не уснет или не начнет есть кашу? Или вы обещали сыну к концу четверти подарить вожделенный компьютер, а потом по каким-то вполне объективным причинам не смогли этого сделать, но ребенок воспринял это как обман? А бывает, что мы специально приукрашаем события, что- бы защитить ребенка («Дядя Степа всегда помогает тем, кто попал в беду») или недоговариваем («Давай не будем говорить бабушке, что папа заболел»), или обманываем, чтобы не обидеть окружающих («Очень вкусный пирог!»). Если мир, который преподносят ребенку взрослые, сильно отличается от реальности, ему это рано или поздно станет очевидным. С одной стороны, дети станут критичнее относиться к словам собственных родителей. С другой — начнут сами пользоваться этой тактикой.
Существует еще и такой вид обмана: обусловленный принятыми в обществе нормами приличия. Мы с раннего детства учим ребенка быть вежливым и тактичным. Принимать подарки с радостью. Даже если дар не нравится. Хвалить угощение… Как же быть? Родителям придется искать золотую середину и каждый раз вместе с ребенком решать, где стоит быть полностью откровенными, а где — нет.

2. ИМ МАЛО ВАШЕЙ ЛЮБВИ И ВНИМАНИЯ. Современным родителям часто не хватает времени побыть наедине с ребенком. А если такое время и есть, то оно уходит на проверку уроков или «воспитательные моменты». Ребенку же необходимо знать, что его любят, ценят, что им гордятся. И, если родители выказывают одобрение только в том случае, когда слышат о достижениях чада, нечего удивляться, что малыш попытается эти достижения преувеличить. По большому счету, он создает тот образ, который родители хотели бы видеть!
Тревожные и неуверенные в себе дети часто считают, что они недостаточно хороши, чтобы их любили такими, какие они есть. Вот ребенок и прикладывает массу усилий, чтобы выглядеть лучше. Хитрит, дабы родители, воспитатели, преподаватели думали о нем хорошо. По‑детски незамысловато врет, приписывая себе чужие заслуги и достижения.
Он и боится, что ложь откроется, и остановиться уже не может: потерять любовь окружающих для него еще страшнее.
Совет здесь один: если хотите вырастить человека, внутренне удовлетворенного собой, то помните, ребенка нужно просто любить, невзирая на его недостатки и промахи. Только безусловная любовь родителей помогает детям уверенно двигаться по жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их.

3. ОНИ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ КАКУЮ- ТО ВЫГОДУ. Ложь ради получения выгоды или каких-либо удовольствий — это как раз тот вид неправды, который должен сразу насторожить родителей. «Я уже сделала все уроки. Пойдем в кино, ты же обещала!» По возможности, такое поведение нужно пресекать в самом начале, ясно давая понять ребенку, что желанной пользы оно не принесет. На такую ложь ни в коем случае нельзя закрывать глаза, оправдывая поступок тем, что ребенок еще слишком маленький. Если малыш оказался способен обвести вас вокруг пальца (или хотя бы попытался), он, конечно же, сможет понять, что так поступать нельзя. Как реагировать, если вы заметили нечто подобное?
● Не замалчивайте случившееся. Не сводите происшедшее к шутке, не игнорируйте сам факт лжи. Такой поступок обязательно нужно спокойно обсудить с ребенком.
● Дайте ребенку возможность самому признаться. Не устраивайте допрос с пристрастием, который поможет уличить малыша во лжи. Наоборот, лучше построить разговор таким образом, чтобы ребенок мог сам рассказать о случившемся и признать свою вину.
● Очень важно, чтобы ребенок, обманув, не смог воспользоваться плодами обмана. К примеру, если уже после посещения кино выяснилось, что уроки на самом деле не сделаны, то будет вполне логичным отменить развлекательную программу на следующие выходные.
● Покажите, что чувствуют окружающие в результате обмана. Мама расстроилась. Папа обиделся. А что почувствовал бы сам ребенок, если бы родители его обманули? Конечно, культивировать у ребенка чувство вины не стоит, но озвучить свои переживания надо.

4. ОНИ БОЯТСЯ. Причины страха могут быть разнообразными. Дети страшатся быть отвергнутыми, наказанными, непонятыми. Взрослые ведут себя точно так же: боясь сказать правду в лицо, мы начинаем придумывать отговорки, не говорим с близкими откровенно или замалчиваем какие-то события. Нередко родители начинают бороться с ложью ребенка, а на самом деле сначала нужно выяснить ее причину — страх.
Лучшее, что в этом случае может сделать родитель, — это попытаться вернуть в отношения с ребенком доверие, стать другом и помочь в борьбе с переживаниями. Тогда и не будет причин для обмана.

5. ОНИ ХВАСТАЮТСЯ. Хвастовство несуществующими достижениями, как правило, появляется тогда, когда малыши хронически неуспешны в том, что составляет большую ценность для их родителей. Дети становятся жертвами взрослого тщеславия.
Они просто не в состоянии оправдать потраченные средства, а заодно и родительские ожидания. Вот ребенок и начинает придумывать себе успехи.
Если вы столкнулись с хвастовством, цель которого — изменение отношения окружающих, прежде всего стоит задуматься: достаточно ли тепла и заботы вы уделяете ребенку? Не требуете ли вы за свою любовь слишком высокой платы в виде постоянных достижений?
Кроме того, для ребенка, который часто хвастается, будет очень полезным найти ту область, где он действительно добьется успеха и сможет превзойти своих друзей. По‑ честному и уже без обмана.

6. ОНИ ВАМИ МАНИПУЛИРУЮТ. Манипуляция — это управление чужими поступками, чувствами, желаниями. Такое управление подразумевает не только открытое влияние на «объект», но и искажение реального положения дел, что- бы достигнуть нужного результата. Ребенок может манипулировать чувствами близких (страх, гордость, восхищение), чтобы привлечь к себе внимание или даже вызвать угрызения совести. В результате такого по‑ ведения он может добиться от родителей вполне ожидаемых действий.
В школе такие ребята могут вызывать зависть одноклассников, описывая несметные богатства своей семьи, или, наоборот, жаловаться на судьбу и невыносимые условия жизни. Главная цель в этом случае — привлечь к себе внимание (хотя бы на короткое время), вызвать восхищение, уважение или сострадание.
По этой же причине возникают и мнимые детские болезни. Зная, что никакие объяснения и просьбы не помогут добиться желаемого, ребенок начинает изображать больного: «У меня болит горло!», «Я так сильно ударился, что не могу ходить!» И мама сразу же становится покладистее и легко разрешает не делать уроки или поесть сладкого.
Бывают и гораздо более серьезные ситуации, когда потребностью, ради которой ребенок манипулирует родителями, становится желание сохранить семью. Дети, заметив, что во время их болезни родители перестают ссориться, могут в действительности серьезно заболеть! Формально это та же самая манипуляция. Но задумайтесь: легко ли при этом приходится малышу?

7. ОНИ ФАНТАЗИРУЮТ. Фантазии и ложь бывает очень сложно отделить друг от друга, поэтому потребуется максимум родительского терпения и интуиции, чтобы понять, где кончается одно и начинается другое. Психологи считают, что до семи лет малышу и самому бывает трудно разграничить события, происходящие в действительности, от вымышленных. Между тем фантазировать ребенку важно и нужно. Во‑первых, он получает массу удовольствия от своих выдумок. Иногда «прячется» от незаслуженных обид и равнодушия окружающих. Еще с помощью фантазий может выразить свои переживания и проблемы. Наконец, в вымышленном мире ребенок может позволить себе все что угодно — в отличие от реальной жизни.


Чего боятся дети, когда обманывают
● НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕННЫЙ ПОСТУПОК. Родительские крики, долгие нотации, запреты, лишение долгожданных подарков или развлечений — все это может пугать ребенка гораздо больше, чем вам кажется. Поэтому никогда не преувеличивайте вину ребенка. Хорошо, если вы сможете вместе определить, какое наказание будет справедливым за определенный проступок. Часто больше всего ребенка пугает неопределенность.
И, если он будет точно знать, что, получив двойку, должен исправить ее в течение недели, его страх отступит.
● ПОТЕРЯТЬ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕ- НИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДРУЗЕЙ. В
этом случае ребенок изо всех сил старается казаться лучше, пытается произвести впечатление. Если возникают проблемы в общении со сверстниками, то, чтобы повысить свой статус, ребенок может не просто врать или приписывать себе чужие заслуги, но и совершить нечто нехорошее, лишь бы заслужить восхищение друзей.
● БЫТЬ НЕПОНЯТЫМ. Подростку порой бывает легче
обмануть, чем достучаться до взрослых и объяснить свои чувства,
волнения и потребности.
ФОТО: LEGION MEDIA



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...