Дошкольный период развития. Особенности периода дошкольного детства, специфика возраста и возможные сложности

Образовательная программа всестороннего развития дошкольника.

Восприятие к среднему дошкольному возрасту становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Память. Непроизвольная память постепенно заменяется произвольной, дети учатся запоминать по желанию. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Для ребенка 6 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

Мышление. Совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Развивается способность к индукции и дедукции.

Внимание. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенок в 5-6 лет должен уметь сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

Воображение. Становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Особенности личностных характеристик дошкольника:

Эмоциональная сфера. К старшему дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие ребёнка в дошкольном возрасте играет большую роль для психического и личностного формирования ребёнка, а игра является основным способом коррекции эмоциональной и поведенческой сферы у детей. В этом заключается актуальность данной работы.

В основу программы легла «Программа по формированию навыков общения детей 5 – 7 лет» Л.И. Любиной, 2009г. Новизна:

    Программа адаптирована на весь дошкольный период;

    Добавлены занятия по сенсорному развитию детей;

    Добавлены занятия по развитию мелкой моторики ребёнка.

Цель нашей работы: развитие всех психических процессов и личностных свойств дошкольника, формирование социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Основные задачи:

    развитие мелкой моторики;

    развитие внимания и усидчивости, ориентировка в пространстве;

    развитие кратковременной памяти;

    развитие целостности восприятия, осмысления предмета;

    развитие логического мышления;

    развитие творческого потенциала, умение собирать из частей целое;

    обучение понятию геометрических фигур;

    обучение усидчивости, снятие симптомов гиперактивности;

    обучение выражению эмоций, умению перевоплощаться в другого человека (животное);

    повышение уверенности в себе, чувства защищенности;

    развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

    выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов , отражающих представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Личностно ориентированные принципы

    Принцип адаптивности . Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

    Принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Культурно- ориентированные принципы.

    Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

    Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Деятельностно -ориентированные принципы.

    Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

    Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

    Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Основными формами обучения детей являются индивидуальные и групповые. По результатам контрольных срезов педагог определяет, какие проблемы возникли, и в индивидуальном порядке решает их.

Методы обучения:

    Словесные (беседа, рассказ, объяснения);

    Наглядные (демонстрация тематического наглядного материала);

    Практические (занятия, продуктивная деятельность, экскурсии);

    Игра. Основной метод обучения, используется на каждом занятии. В зависимости от темы игры делятся:

    по содержанию (сенсорные, речевые, для ознакомления с окружающим);

    по дидактическому материалу (словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками)

    по характеру игровых действий (игры-путешествия, игры-предложения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы);

    по познавательному интересу (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные, коммуникативные, ассоциативные).

Содержание обучения. Весь процесс обучения можно разделить на четыре блока:

    Коммуникативный (направлен на развитие коммуникативных навыков ребёнка, раскрепощение в группе, адаптацию к новому процессу обучения).

    Сенсорный (направлен на развитие психических функций и эмоциональной сферы ребёнка).

    Моторный (направлен на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму, развитие глазомера – глаз – рука).

    Общекультурный (направлен на развитие культуры поведения ребёнка).

В процессе обучения блоки перекликаются между собой, повторение пройденного происходит в течение всего года.

Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут; общее количество составляет 36 часов в год.

Эти принципы Марии Монтессори помогут организовать любому педагогу или родителю образовательное пространство правильно. Систематизация данного материала будет полезна тем, кто занимается с детьми по данной методике, а так же тем кто только планирует к ней приступать.

Мария Монтессори - врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук. Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность - главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

    От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.

    От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

    правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

    развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

    предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);

    каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);

    все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Зоны образовательного пространства:

    Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

    Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им. Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

2. Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

3. Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)

Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

4. Развитие движения и действия (1-4 года)

Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

5. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)

В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

6. Развитие речи (0-6 лет)

До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

Это основные сензитивные периоды по Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.опубликовано .

Олеся Требушенкова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 3 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

Дошкольниками считают детей в возрасте от 3 до 7 лет. По сравнению с предыдущим периодом (от рождения до 3 лет) динамика общего физического развития на этом этапе немного замедляется: показатели роста и веса изменяются равномерно, в среднем по 5-7 см роста и 1-1,5 кг веса в год. Зато начинается более активное психическое развитие – формируются речь, восприятие, мышление, память, воображение. Ребенок учится управлять поведением, осознанно мыслить, отвечать за свои поступки, начинает развиваться его самооценка, тем самым «кирпичик за кирпичиком» выстраивается прочный фундамент будущей личности.

В этом возрасте дети еще не умеют взаимодействовать друг с другом, скорее, они играют рядом, но не вместе. Гораздо больше интереса у ребенка вызывает общение со взрослыми, которым он старается подражать во всем. Ведущим видом деятельности становится игра, с помощью нее ребенок не только познает мир, но и пробует проявить себя.

Роль игры в дошкольном воспитании

Особенности условного характера любой детской игры требуют воссоздания окружающей среды посредством воображения. Этот процесс можно назвать самым первым творческим опытом ребенка. Через него он может моделировать различные жизненные ситуации, проживать их, испытывая настоящие, живые эмоции. Он учится определять категории «добро и зло», «хорошее и плохое», с помощью чего закладываются основы его нравственного воспитания.

На четвертом году жизни ребенок уже способен вплетать в игру мотивы сюжетов из прочитанных сказок или минувших событий своей жизни. Он может распределять роли, наблюдать за ходом игры, ставить в ней определенные цели, решать проблемы. Управляя сюжетным развитием игры, получая удовлетворение от достижения цели, ребенок учится познавать окружающий мир. В этом заключается главный действующий фактор игры в воспитании ребенка, которую позднее с успехом применяют педагоги, обучая детей более сложным занятиям: чтению, математике и другим наукам.

Динамика и особенности психического воспитания

В игре ребенок впервые осознает себя членом коллектива (в детском саду или дома в семье). Он учится обращать внимание на настроение, особенности и поведение других людей, как это сказывается на нем самом и какое влияние его поступки оказывают на окружающих людях. Это важнейший аспект преодоления детского эгоцентризма. Ведь ранее младенцу при малейшем дискомфорте (холодно, проголодался и прочее) достаточно было подать звуковой сигнал (закричать), и взрослый тут же оказывался рядом и оказывал помощь.

После 3 лет у ребенка появляются навыки самообслуживания, и многие потребности он уже вполне способен удовлетворить сам. Но при этом возникают совершенно новые особенности в поведении и потребности более высокого класса, для разрешения которых требуются навыки взаимодействия с окружающими и развитое мышление.

Психическое развитие дошкольника тесно связано с социальной сферой. Он учится и осваивает различные социальные роли – дома он сын или дочь, в саду он друг, воспитанник, часть коллектива, он также внук, сосед по лестничной площадке и так далее. В игре он может примерять на себя различные социальные роли (роль матери/отца, брата) или профессиональные (быть врачом, поваром, воспитателем и т.д.).

В период дошкольного детства окончательно формируются компоненты интеллекта:

  • речь,
  • память,
  • восприятие,
  • мышление.

К 7 годам разговорная речь становится инструментом общения ребенка, которым он овладевает с помощью звукового фактора. Объем его памяти увеличивается. Если в раннем дошкольном возрасте ребенок не старается специально запомнить, а запоминает только яркие эмоционально окрашенные образы, то к 7 годам у него развивается механическая память. Вместе с этим восприятие ребенка в этом возрасте становится более сложным. Если в пору раннего детства он просто воспринимал информацию, то теперь, опираясь на прошлый опыт, ребенок учится анализировать и систематизировать услышанное и сделать свои выводы. А его мышление становится наглядно-образным.

Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоции ребенка – питательная среда для формирования его психики. Он учится не только считывать эмоции других людей и детей, он также внимательно постигает способы выражения различных эмоций с помощью мимики и жестов. В этом ему также помогает игра. Он начинает осознавать себя как отдельную личность, познавать свое «Я».

Эмоциональный спектр дошкольника усложняется. В этом возрасте он знакомится с негативными и отрицательными эмоциями, такими как гнев, раздражение, досада, грусть, ревность. Положительные эмоции проживаются им более ярко и сильно, глубина эмоциональных переживаний усиливается, достигая экспрессии. Ребенок еще испытывает определенные трудности в управлении своими эмоциями, поэтому его поведение отличается излишней эмоциональностью и нестабильностью. Оно полностью зависит от его общения с окружающим миром и людьми.

Динамика и проблемы познавательного развития

В пору раннего дошкольного возраста формируется картина мира через познавательные процессы. Потребность в познании становится ключевой для дошкольника. Во избежание будущих проблем, воспитатели и родители должны уделять внимание эмоциональной составляющей этих процессов у ребенка. В этом периоде также закладываются основы мотивации. Этот сложный механизм имеет свои особенности и закономерности развития.

  • Первая стадия – любопытство – зависит целиком и полностью от внешней среды.
  • Переход на следующую стадию – любознательность – происходит после подключения ребенка к активному видению мира и его постижению, выходу за рамки увиденного.
  • Характеристика следующей стадии — устойчивый интерес к познаваемому предмету, избирательность, целенаправленность, мотивация к познанию.

В ходе воспитания познавательных способностей ребенок-дошкольник становится способен выявлять причинно-следственные связи, задавать вопросы или отвечать на них, решать задачу, проходя все этапы мышления:

  • обработка вводных данных,
  • эксперимент,
  • установление взаимосвязей,
  • выводы.

Особенности речевого развития

Психологическое развитие детей дошкольного возраста и их готовность к школе определяют по коммуникативным навыкам. Речь дошкольника к 7 годам должна быть полностью сформирована. Еще один важный показатель речевого развития ребенка – способность к диалогу. Также воспитатели и педагоги должны уделять внимание звуковой культуре речи, ее грамматическому строю, расширять словарный запас дошкольника.

Особенности воспитания таковы, что в период до начала самостоятельного чтения все речевые навыки ребенок усваивает из общения со взрослыми. Но, к сожалению, проблема в том, что бытовая речь не отличается большим разнообразием и богатством словарного запаса. В это время необходимо как можно чаще читать вслух ребенку книги, посещать с ним спектакли, комментировать происходящее, и обсуждать просмотренное и прочитанное, давая характеристики героям книг и постановок. Важно также обращать внимание самого ребенка на его речь, на то, как он формулирует и выражает свои мысли, строит предложения, изъясняется, испытывает ли при этом трудности. В идеале, он должен сам научиться оценивать грамотность своей речи, подмечать в ней ошибки, распознавать проблемы и уметь их исправлять.

Динамика физического воспитания

Очень важное время в развитии ребенка, начинается, когда закладываются основные показатели общего физического здоровья. В этом периоде наиболее заметными становятся генетические особенности ребенка.

В эту пору весьма высока динамика роста скелета, но начало и конец окостенения различных костных групп продолжается до 14-15 лет. Важнейшую роль теперь выполняет мышечная деятельность. Мышцы, связки, сухожилия помогают равномерно распределять нагрузку на костный скелет, способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, анатомически верному положению внутренних органов брюшины.

Движение для ребенка – необходимая биологическая потребность. Если у младенца доля мышечной массы не превышает 23% от общей массы, то у дошкольника этот показатель увеличивается до 27% в среднем. Также увеличивается функциональная способность мышц. Увеличение мускульной нагрузки на детский организм, по сравнению со взрослым, имеет ограничения. Еще недостаточно развита дыхательная система, которая регулирует кислородный режим. Необходимо приучать ребенка дышать носом, спокойно вдыхать и выдыхать. Со временем навык управления дыханием развивается и проблемы отступают.

Развитие сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать отдельно от других систем. Работоспособность детского сердца высокая. Специалисты-педиатры считают, что физические упражнения для детей с раннего детства помогают формированию здоровой сердечной ткани.

Дошкольное развитие ребенка – одна из самых важных проблем в формировании здоровой и гармоничной личности. Особенности и высокая пластичность нервной системы помогают в освоении огромного количества навыков и умений. В этом периоде возможна быстрая корректировка ранее неправильно сформированных привычек и устранение зародившихся проблем в воспитании. Ребенок в буквальном смысле впитывает поступающую информацию как губка. А родителям и педагогам необходимо поощрять самостоятельную активность растущего человека, создавая положительное подкрепление созидательной деятельности.


Читайте далее:


Публикации по теме