Энциклопедия красоты Женский журнал. Синтетические ткани в халатах

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «халат» ? Это мягкая, уютная и удобная домашняя одежда, в которую мы переодеваемся после трудного рабочего дня. Для представителей многих профессий именно халат является практически постоянной формой одежды. Без халатов не обходятся продавцы, врачи и медсестры, аптекари и уборщицы. Эта простая вещь присутствует в гардеробе не только женщин, но и мужчин. Как видим, халат универсален.

А задумывались ли вы над тем, когда появился первый в мире халат?

Самые первые халаты появились на Востоке много веков тому назад. Это был основной предмет гардероба, который носили и мужчины, и женщины. Древний халат был свободного кроя, с очень широкими рукавами, которые заканчивались манжетами. На Востоке халаты шили из шелка, ведь считалось, что шелк, касаясь человеческого тела, способен избавлять от множества разных хворей. Орнаменты и рисунки на ткани передавали суждения древних людей о силах природы, жизни, счастье.

Женские халаты появились несколько позднее и первоначально их носили многочисленные жены арабских шейхов, шившие в гаремах. Женские халаты того времени расписывались вручную цветами и фантастическими птицами. Существовало поверье, что подобная роспись принесет счастье его владельцу.

Халаты были известны в Китае и Японии . Тамошние халаты отличались особым покроем. Обычно длины китайских халатов доходила до колен, и отличались они очень широкими рукавами, в которых было удобно прятать оружие или свитки. Женские халаты были приталены и подчеркивали женскую фигуру.

Японские халаты более известны под названием «кимоно », и относятся к типу запашных халатов с поясом. Подобная одежда считается традиционной одеждой Японии и ее с удовольствием носят как мужчины так и женщины.

День за днем проходили месяцы, годы, целые столетия. Менялась мода. Вот и халат пережил много изменений: становился то широким, то узким, свободно запахивался на груди или имел застежку, появлялись и исчезали боковые разрезы, менялась форма ворота, полы были то одно- , то двубортными.

Отношение к халату поменялось в Средние века. Этот период можно смело назвать звездным часом халата, ведь он перешел из категории повседневной одежды в категорию праздничной. Вы не поверите, но были даже специальные указы, в которых четко описывалась форма, цвет и материал, из которого можно было шить халаты для императора, его свиты и чиновников.

В страны Европы халат в XVII веке привезли турки, которые, в свою очередь, позаимствовали его у арабов.

В Европе эти халаты, как правило, шили из материалов, украшенных вертикальными полосами. Под халат мужчины надевали камзол типа жилета с рукавами или без них. Из той же Турции через Венгрию к нам пришел и широкий длинный халат из атласной ткани, декорированный тесьмой.

Со временем, уличная одежда становилась все наряднее объемнее. Людям просто необходима была легкая и удобная одежда для дома. В домашней обстановке не надевали дорогие платья и драгоценности, парики и шпильки. Волосы дома прятали под чепчик, вместо того чтобы соорудить роскошную прическу. Благодаря некоторой небрежности, одежда для дома даже заработала название «неглиже» (что по-французски означает неряшливая).

С приходом в моду в конце XIX века восточных мотивов в оформление интерьеров, стали популярны халатики в восточном стиле : с рукавами кимоно и восточными рисунками.

В России женские халаты появились относительно недавно, примерно в середине восемнадцатого века. Пришли они к нам из Франции, в качестве модного аксессуара для ношения в домашних условиях. Существует масса портретов известных людей того времени в халатах. Так в халатах любили ходить Александр Пушкин, Грибоедов и Крылов.

Каким должен быть домашний халат? Самый очевидный ответ – удобным. Безусловно, а каким ещё? – Носким, красивым, модным, удобного фасона, стильного покроя, сексуальным, тёплым и так далее и тому подобное. Спешим вас обрадовать именно такие, и удобные, и стильные, и ноские, и очень уютные - ивановские халаты .

Халат наиболее «живучая» одежда для дома, которая есть буквально у всех в гардеробе. Пока большинство предметов нашей одежды трансформируются в модном процессе эволюции, халат остался классическим, верным былым традициям, это относится и покрою и к фасону. Много веков халат неизменен: просторный покрой, запашной либо пуговичный вариант застёжки, рукава и карман, а иногда и пояс. Правда раньше халат был роскошью, сегодня же халатик неотъемлемый атрибут спальни и ванной комнаты в любой квартире. А сколько вариантов моделей, фасонов и расцветок предложено на современном рынке и говорить не приходиться, но лишь ивановские халаты радуют своей стоимостью и качеством.

Если вы уже знаете, что покупать стоит домашний халат у ивановских производителей, предлагаем вам несколько советов, чтобы выбрать именно ту модель, которая будет радовать вас.

С самого начала стоит определить цель покупки халата. Когда вы будете его надевать? И сколько вы будете его носить в среднем в день?

Халат для постоянной носки должен быть не длинным, с рукавами на три четверти.

Халат будет надеваться только после принятия водных процедур? Тогда выбирайте изделие из махровой ткани, оно уютное и очень комфортное для прохладных вечеров, или же из шелка – оно лёгкое и почти невесомое, как раз для летней жары. Ориентироваться стоит на температуру вашего жилища, а так же на личные предпочтения.

Затем переходим к выбору цвета вашего домашнего халата:

Модели однотонного светлого исполнения слишком маркие, а если речь заходит о махровом халате, то стоит понимать, что стирать, сушить и особенно гладить его не рекомендуется слишком часто.

На темном халате будет скапливаться пыль и шерсть домашнего питомца.

Таким образом, можно сделать вывод, что предпочтение стоит отдавать однотонным халатам, ваших любимых оттенков, или комбинированным моделям, где рисунок подобран квалифицированным мастером.

Самым отличным решением станет покупка ивановских халатов оптом, сразу нескольких фасонов, сразу несколько цветов, сразу масса отличного настроения!

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

Кафедра «Ткачества»

Курсовая работа

по дисциплине «Материаловедение»

на тему: «Выбор материалов на швейное изделие

(домашний халат)»

Выполнила

Студентка 2 курса гр. Штс-35

Руководитель:

Витебск, 2012

Введение.

Основной задачей, стоящей перед швейной промышленностью является постоянное обновление ассортимента и существенное улучшение качества швейных изделий. Правильный научно-обоснованный выбор материалов в значительной степени определяет качество изделий, его внешний вид, формо- и износоустойчивость, трудоемкость изготовления.

Значительная роль в решении проблем, направленных на улучшение качества материалов для одежды, принадлежит исследованиям в области текстильного материаловедения, создания рациональных режимов применения материалов при изготовлении одежды массового производства. Исследование эксплуатационных свойств материалов для одежды приобретает все большее значение благодаря широкому внедрению в текстильное производство химических волокон и нитей. Эксплуатационные свойства материалов из натурального сырья обеспечиваются комплексом структурных параметров – линейной плотностью, числом нитей на единицу площади материала, видом отделки и качеством исходного сырья. Из химического сырья можно получить материалы с заданными эксплуатационными свойствами при минимальных затратах сырья и применении наиболее экономичных технологических процессов – ткачества, вязания, способов производства нетканых материалов и др.

Для проектирования материалов с требуемыми эксплуатационными свойствами необходимо систематически проводить исследования ассортимента материалов в целях накопления данных и введения научно обоснованных нормативов показателей качества.

Для массового изготовления швейных изделий различного назначения высокоэффективными способами, специалистам швейного производства необходимо хорошо знать строение и свойства швейных материалов, применяемые для изготовления швейных изделий, их изменение под воздействием швейного производства, условий эксплуатации.

Одной из задач швейной промышленности является развитие науки в области изобретения новых видов материалов с лучшими гигиеническими, эстетическими и другими показателями.

Разнообразие материалов для одежды дает возможность изготовления швейных изделий в соответствии с современным направлением моды и требованиями потребителя.

Целью данной курсовой работы является закрепление, углубление и обобщение полученных знаний по конфекционированию материалов для одежды. А также получение практических навыков по выбору материалов для изготовления домашнего халата их хлопчатобумажной ткани.

1 Характеристика швейного изделия.

1.1 Выбор и обоснование модели.

Направление моды на проектирование домашнего халата существенного влияния не имеет, поэтому выбор модели должен осуществляться опираясь на функциональность предложенных эскизов.

В соответствии с этим из некоторого количества предложенных моделей были выделены эскизы, представленные на рисунках 1.1-1.3.

Описание внешнего вида выбранной модели № 1.

Халат домашний для женщин из хлопчатобумажной ткани прямого силуэта.

Перед с центральной застежкой на петли и пуговицы, пояс по линии талии.

Спинка со средним швом.

Рукава втачные короткие, одношевные.

роста: 158...176

Описание внешнего вида выбранной модели № 2.

Халат домашний для женщин из хлопчатобумажной ткани полуприлегающего силуэта с застежкой на 7 петель и пуговиц.

Перед с центральной застежкой на петли и пуговицы, рельефами идущими от проймы до низа изделия. На левой и правой частях переда обработаны карманы, расположенные между рельефным и боковым срезом.

Спинка с рельефами идущими от проймы до низа изделия и хлястиком на линии талии.

Описание внешнего вида выбранной модели № 3.

Халат домашний для женщин из хлопчатобумажной ткани полуприлегающего силуэта.

Перед с центральной застежкой на петли и пуговицы, рельефами идущими от проймы до низа изделия. На линии бедер расположены накладные карманы с отделочными пуговицами.

Спинка с рельефами идущими от проймы до низа изделия.

Рукава втачные короткие, одношовные.

Воротник стояче-отложной с закругленными концами.

Эскизы предложенных моделей приведены на рисунках 1.1 – 1.3.

1.2 Требования к изделию.

Под требованиями понимается своеобразная информация о том, какими свойствам одежды отдается предпочтение в данный момент. Практически все существующие классификации требований к одежде представляют собой совокупность потребительских и производственных требований к ней.

К домашнему халату предъявляются нижеперечисленные требования.

1.2.1 Потребительские требования.

Функциональные. Халат должна соответствовать своему назначению, условиям эксплуатации. Этого можно достичь за счет использования материалов, обладающих хорошими гигиеническими и эксплуатационными свойствами, мягких сдержанных пастельных цветов. Важными являются социально-эстетические и утилитарные функции. Совершенство выполнения утилитарных функций изделия зависит, прежде всего от уровня конструктивно-технологического решения одежды и свойств материалов.

Эстетические. Занимают особое место при оценке качества одежды, как предмета личного потребления. Отсутствие эстетических показателей превращает одежду по существу в бесполезную вещь. Взаимосвязь формы, конструкции и материала в халате способствует рациональному использованию материальных и трудовых затрат. Эстетическое восприятие любого изделия зависит также от точности и тщательности технологической обработки и отделки всех доступных для восприятия конструктивных элементов, аккуратность отделочных строчек и соединительных швов, соблюдение правил упаковки и транспортировки.

Эргономические. Характеризуют степень приспособления изделия к человеку и основаны на эргономических свойствах системы человек – изделие – среда. В результате биологического взаимодействия с одеждой у человека возникают психологические ощущения тепла, холода, комфорта, удобства. Изделие должно соответствовать антропометрической характеристике тела человека, должен быть удобным при эксплуатации.

Социальные. Характеризуют соответствие изделий общественным потребностям, обуславливающим целесообразность их производства и сбыта. При проектировании халата необходимо использовать типовые измерения, характерные для данной группы потребителей.

Эксплуатационные. В частности, надежность – важнейшая эксплуатационная характеристика большинства промышленных изделий, в том числе и халата. Показатели надежности определяют степень стабильности сохранения качества изделия в процессе эксплуатации. Надежность определяется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью изделия. Сроки морального и физического износа изделий должны совпадать.

1.2.2 Производственные требования.

Требования к стандартизации и унификации.

При проектировании и изготовлении изделия необходимо использовать новые достижения науки и техники, уже имеющийся практический опыт, новые методы обработки, использовать базовые и исходные модельные конструкции.

Требования к технологичности конструкции.

Необходимо сокращать затраты на обслуживание и ремонт изделия; использовать при изготовлении новые виды оборудования, унифицированные детали и узлы, по возможности исключать внутри процессное ВТО.

Требования к экономичности.

При проектировании, построении лекал, выполнении раскладок использовать САПР, использовать точный крой, Экономично использовать материалы, снижать сроки изготовления, расходы на эксплуатацию за счет хорошего качества изделий и используемых материалов.

Для определения значимости тех или иных требований для данного изделия необходимо ранговую оценку значимости групп требований, которая представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Ранговая оценка значимости групп требований женского халата для повседневной носки.


Таким образом, наиболее важными из представленных требований к повседневного женского халата являются эргономические, поскольку изделие должно быть удобным и комфортным при носке. Кроме того, уделяется внимание эксплуатационным и функциональным требованиям, т.к. она должно быть износостойкой, легкой в уходе и обладать высокими гигиеническими показателями.

2 Разработка требований к материалам.

Для изготовления одежды используют большое разнообразие материалов: ткани, трикотажные и нетканые полотна, натуральные и искусственные кожа, замша, мех и комплексные материалы, представляющие собой сочетания различных видов текстильных материалов.

Обоснованный выбор материалов (основных, прокладочных, подкладочных, скрепляющих, отделочных и фурнитуры) в значительной степени определяют качество швейного изделия, его внешний вид, форму и ее устойчивость, износостойкость, а также экономичность изготовления, возможность применения современной техники и технологии.

Поскольку одежда представляет собой многослойную систему, то должны быть установлены требования по всем материалам, входящим в пакет данного изделия. Требования к материалам данного вида изделия устанавливаются в зависимость от его назначения.

2.1 Требования к материалам верха.

При установлении требований к материалам для одежды следует помнить, что они должны отвечать, прежде всего, требованиям стандартов, а также эстетическим, гигиеническим, конструкторско-технологическим экономическим и требованиям износостойкости.

2.1.1 Общие (стандартные) требования.

Общие требования включают требования соответствия показателей свойств материалов стандартным нормам. Это волокнистый состав, вид нитей, линейная плотность, переплетение, поверхностная плотность, ширина, разрывная нагрузка и растяжимость, которые определяют предельные возможности материала.

По волокнистому составу материалы для домашних халатов могут быть хлопчатобумажные. Волокнистый состав влияет на выбор методов обработки изделия, оборудования, технологических режимов машинных строчек и ВТО.

Для изготовления домашнего халатов можно применять хлопчатобумажные ткани: ситец или бязь.

Эти ткани вырабатывают из нитей различного вида и разрывной плотности, различными переплетениями и разнообразными отделками. Поверхностная плотность материалов будет влиять на выбор скрепляющих материалов, режимов и оборудования для ВТО. Поверхностная плотность данных тканей 90– 150 г/м 2 , линейная плотность – 15,4-29,4 текс.

От ширины материала зависит количество метров ткани, необходимой для раскроя изделия данного вида, а также экономичность использования материала. Стандартная ширина х/б тканей 62 – 95 см.

Разрывная нагрузка и растяжимость материалов влияют на силуэт изделия, выбор прибавок и скрепляющих материалов. Для выбранного ассортимента одежды разрывная нагрузка 40-50 даН по основе и 30-35 даН по утку.

Плотность ткани влияет на ее драпируемость, гигиенические свойства (воздухопроницаемость, пылепроницаемость), формовочную способность. Плотность плательных тканей 120-300 нитей на 10 см.

2.1.2 Конструкторско-технологические требования.

Конструкторско- технологические требования слагаются из требований, зависящих от особенностей конструкции изделии и технологии его изготовления. К ним относятся: усадка, толщина, раздвижка нитей, осыпаемость, продуваемость, деформируемость и компоненты полной деформации, драпируемость, несминаемость, формовочные свойства, жесткость.

Усадочная способность влияет на величину припуска на усадку при конструировании деталей изделия. Установление единых нормативов по усадке для основных, подкладочных и прокладочных материалов и отбор этих материалов по данному признаку обеспечивает изготовление изделий высокого качества. Для плательных тканей применяемых для пошива домашних халатов усадка не должна превышать 3 % по основе и 2 % по утку.

Краткое описание

Значительная роль в решении проблем, направленных на улучшение качества материалов для одежды, принадлежит исследованиям в области текстильного материаловедения, создания рациональных режимов применения материалов при изготовлении одежды массового производства. Исследование эксплуатационных свойств материалов для одежды приобретает все большее значение благодаря широкому внедрению в текстильное производство химических волокон и нитей. Эксплуатационные свойства материалов из натурального сырья обеспечиваются комплексом структурных параметров – линейной плотностью, числом нитей на единицу площади материала, видом отделки и качеством исходного сырья

Оглавление

Введение 3
1 Характеристика швейного изделия 5
1.1 Выбор и обоснование модели 5
1.2 Требования к изделию 6
1.2.1 Потребительские требования 6
1.2.2 требования к изделию. 7
2 Разработка требований к материалам 9
2.1 Требования к материалам верха 9
2.1.1 Общие (стандартные) требования 9
2.1.2 Конструкторско-технологические требования 10
2.1.3 Гигиенические требования 11
2.1.4 Требования износостойкости 12
2.1.5 Эстетические требования 13
2.2 Требования к прокладочным материалам 14
2.3 Требования к скрепляющим материалам 15
2.4 Требования к фурнитуре 16
3 Выбор конкретных материалов на изделие 17
Заключение и рекомендации 19
Литература 20


Обоснование выбора Одежда для дома важная часть гардероба каждой женщины. Дома, среди родных и близких людей, женщина также должна выглядеть красиво. Одежда для дома должна отвечать следующим требованиям, быть: удобной; комфортной; гигроскопичной; красивой.


Модели халатов Нарядный, длинный, уютный халат из мягкой, теплой ткани – вельвета, махровой. Халат с запахом, воротник из отделочной ткани. Повседневный халат из велюра на застежке- молнии. Воротник и боковые вставки халат из отделочной пестрой ткани. Халат средней длины – до колена. Детский теплый халат с капюшоном. Халат можно использовать как банный. Халат с запахом, что очень удобно детям. Халат с карманами. Ткань махровая в полоску.


Технология пошива домашнего халата 1. Снять мерки. 2. Сделать выкройку халата. 3. Выбрать ткань и нитки для данной модели. 4. Перенести выкройку на ткань. 5. Выполнить заготовку мелких деталей. 6. Произвести сборку основных деталей. 7. Соединить мелкие детали с изделием. 8. Примерить халат. 9. Если есть какие-либо недостатки, устранить их. 10. Проверить качество полученного изделия. 11. Выполнить ВТО изделия. 12. Сделать заключительную примерку изделия.


Техника безопасности Перед началом работы: застегнуть манжеты рукавов; убрать волосы под косынку; проверить исправность швейной машины; проверить наличие резинового коврика на педали швейной машины; проверить нет ли оголённых проводов на электрооборудовании. При работе: не оставлять ножницы и другие предметы возле вращающихся частей машины; не использовать ржавые иглы; перед соединением деталей проверить, не осталась ли в них ручная игла или булавка; утюг ставить на подставку. При работе с иглой и ножницами надо быть острожными и внимательными, не отвлекаться, чтобы не повредить пальцы и глаза. Пользоваться наперстком.





РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ

«МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ»

_______________________________________________________

Секция:

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Тема:

АРХЕТИП ХАЛАТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Лазарева Виктория Сергеевна, обучающаяся 10 класса

Научный руководитель: Лазарева Оксана Александровна,

учитель I категории

МОУ «Разуменская СОШ № 2 Белгородского района Белгородской области»

Место выполнения работы: п. Разумное, ул. Филиппова д.2

2014

Оглавление

Введение 3

    О браз халата в творчестве П.А. Вяземского и Н.М. Языкова 5

2. Стихотворение Николая Языкова «К халату» как источник романа

И.А. Гончарова «Обломов»………………… ……………… . …… ……………… . … 6

3. Сопоставительный анализ произведений П.А. Вяземского «Прощание

с халатом», Н.М. Языкова «К халату» и И.А. Гончарова «Обломов» …… …… 9

Заключение 11

Список использованной литературы ……………………………………………… 12

Приложение 1 Стихотворения Н.Языкова и Вяземского ………………………………13

Приложение 2 Фотографии Вяземского, Языкова и Гончарова …………………15

Приложение 3 Фотографии из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» 16

Приложение 4 Иллюстрации к роману «Обломов» ………………………………… 17

Введение

Халат - удобная практичная повседневная вещь, которая есть у каждого из нас. Согласно словарю В.И. Даля (1) халат - комнатная, домашняя широкая одежда восточного покроя. Мода на халаты пришла к нам с Востока в конце XVII века, где они были основной одеждой. Само слово произошло от арабского слова «хил’ат» – «почётное платье». Возможно, происхождение слова как раз и обуславливает то, почему наши предки с уважением относились к этому элементу домашнего гардероба. В халате даже было позволительно встречать гостей: «Не принимай почетных гостей в разорванном халате!» (Козьма Прутков). У многих азиатских народов богато украшенный мужской халат служит символом социального положения. Чем достойнее человек, тем богаче его халат.

В качестве основной домашней одежды халат вошёл в обиход сначала в Европе, а затем и в России. В то время халат по праву занимал в гардеробе каждого человека почетное место. Долгое время в Европе халат был символом отдыха, праздности и лени. Отсюда и пошло выражение – «халатно относиться к чему-либо», иначе говоря, неответственно, с пренебрежением относиться к делу. Источники народной мудрости вкладывают в понятие «халат» значение не только лености, но и продолжительной внутренней болезни. «Если снять халат, то снимется и усталость» гласит народная мудрость. Значение этого символа начинает расширяться в XIX веке: халат поэта, халат ленивца, халат как судьба, «ха латный» образ жизни, халат как атрибут барской жизни, жизнь как «изношенный халат».

Архетип - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в них формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Набор архетипов ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей (2, с. 12).

В данной исследовательской работе на обширном материале художественного творчества Н.М. Языкова, П.А. Вяземского, И.А. Гончарова сделана попытка доказать, что в русской литературе образ халата приобретает качества архетипа.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начало Х I Х века). – СПб.: Искусство, 1994. – 415 с.

Языков Н. М. Стихотворения и поэмы. – Л.: Сов. писатель, 1988. – 592 с.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

Ермолаева Н.Л. «О мой халат, как в старину, приветный!» // Литература в школе. 2009. № 6. С. 21–24.

Ермолаева Н.Л. Эпическое мышление И. А. Гончарова. Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. 324 с.

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. - М.; Л., 1962.

Приложение 1

Стихотворение Н.Языкова "К халату"

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени,

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад!

Пускай служителям Арея

Мила их тесная ливрея;

Я волен телом, как душой.

От века нашего заразы,

От жизни бранной и пустой

Я исцелен - и мир со мной!

Царей проказы и приказы

Не портят юности моей -

И дни мои, как я в халате,

Стократ пленительнее дней

Царя, живущего некстате.

Ночного неба президент,

Луна сияет золотая;

Уснула суетность мирская -

Не дремлет мыслящий студент:

Презрев слепого света шум,

Смеется он, в восторге дум,

Над современным Геростратом;

Ему не видятся в мечтах

Кинжалы Занда и Лувеля,

И наша слава-пустомеля

Душе возвышенной - не страх.

Простой чубук в его устах,

Пред ним, уныло догорая,

Стоит свеча невосковая;

Небрежно, гордо он сидит

С мечтами гения живого -

И терпеливого портного

За свой халат благодарит!

Декабрь 1823

Стихотворение Вяземского П. А. «Прощание с халатом»

Прости, халат! товарищ неги праздной,
Досугов друг, свидетель тайных дум!
С тобою знал я мир однообразный,
Но тихий мир, где света блеск и шум
Мне в забытьи не приходил на ум.
Искусства жить недоученный школьник,
На поприще обычаев и мод,
Где прихоть-царь тиранит свой народ,
Кто не вилял? В гостиной я невольник,
В углу своем себе я господин,
Свой меря рост не на чужой аршин.
Как жалкий раб, платящий дань злодею,
И день и ночь, в неволе изнурись,
Вкушает рай, от уз освободясь,
Так, сдернув с плеч гостиную ливрею
И с ней ярмо взыскательной тщеты,
Я оживал, когда, одет халатом,
Мирился вновь с покинутым Пенатом;
С тобой меня чуждались суеты,
Ласкали сны и нянчили мечты.
У камелька, где яркою струею
Алел огонь, вечернею порою,
Задумчивость, красноречивый друг,
Живила сон моей глубокой лепи.
Минувшего проснувшиеся тени
В прозрачной тьме толпилися вокруг;
Иль в будущем, мечтаньем окриленный,
Я рассекал безвестности туман,
Сближая даль, жил в жизни отдаленной
И, с истиной перемешав обман,
Живописал воздушных замков план.
Как я в твоем уступчивом уборе
В движеньях был портного не рабом,
Так мысль моя носилась на просторе
С надеждою и памятью втроем.
В счастливы дни удачных вдохновений,
Когда легко, без ведома труда,
Стих под перо ложился завсегда
И рифма, враг невинных наслаждений,
Хлыстовых бич, была ко мне добра;
Как часто, встав с Морфеева одра,
Шел прямо я к столу, где Муза с лаской
Ждала меня с посланьем или сказкой
И вымыслом, нашептанным вчера.
Домашний мой наряд ей был по нраву:
Прием ее, чужд светскому уставу,
Благоволил небрежности моей.
Стих вылетал свободней и простей;
Писал шутя, и в шутке легкокрылой
Работы след улыбки не пугал.
Как жалок мне любовник муз постылый,
Который нег халата не вкушал!
Поклонник мод, как куколка одетый
И чопорным восторгом подогретый,
В свой кабинет он входит, как на бал.
Его цветы - румяны и белила,
И, обмакнув в душистые чернила
Перо свое, малюет мадригал.
Пусть грация жеманная в уборной
Дарит его улыбкою притворной
За то, что он выказывал в стихах
Слог распиской и музу в завитках;
Но мне пример: бессмертный сей неряха -
Анакреон, друг красоты и Вакха,
Поверьте мне, в халате пил и пел;
Муз баловень, харитами изнежен
И к одному веселию прилежен,
Играя, он бессмертие задел.
Не льщусь его причастником быть славы,
Но в лени я ему не уступлю:
Как он, люблю беспечности забавы,
Как он, досуг и тихий сон люблю.
Но скоро след их у меня простынет:
Забот лихих меня обступит строй,
И ты, халат! товарищ лучший мой,
Прости! Тебя неверный друг покинет.
Теснясь в рядах прислуженцев властей,
Иду тропой заманчивых сетей.
Что ждет меня в пути, где под туманом
Свет истины не различишь с обманом?
Куда, слепец, неопытный слепец,
Я набреду? Где странствию конец?
Как покажусь я перед трон мишурный
Владычицы, из своенравной урны
Кидающей подкупленной рукой
Дары свои на богомольный рой,
Толпящийся с кадилами пред нею?
Заветов я ее не разумею, -
Притворства чужд и принужденья враг,
От юных дней ценитель тихих благ.
В неловкости, пред записным проворством
Искусников, воспитанных притворством,
Изобличит меня мой каждый шаг.
И новичок еще в науке гибкой:
Всем быть подчас и вместе быть ничем
И шею гнуть с запасною улыбкой
Под золотой, но тягостный ярем;
На поприще, где беспрестанной сшибкой
Волнуются противников ряды,
Оставлю я на торжество вражды,
Быть может, след моей отваги тщетной
И неудач постыдные следы.
О мой халат, как в старину приветный!
Прими тогда в объятия меня.
В тебе найду себе отраду я.
Прими меня с досугами, мечтами,
Венчавшими весну мою цветами.
Сокровище благ прежних возврати;
Дай радость мне, уединясь с тобою,
В тиши страстей, с спокойною душою
И не краснев пред тайным судиею,
Бывалого себя в себе найти.
Согрей во мне в холодном принужденье
Остывший жар к благодеяньям муз,
И гений мой, освободясь от уз,
Уснувшее разбудит вдохновенье.
Пусть прежней вновь я жизнью оживу
И, сладких снов в волшебном упоенье
Переродясь, пусть обрету забвенье
Всего того, что видел наяву.




Приложение 2 Фотографии

    Вяземский П.А. 2 Языков Н. М.

3. И.А. Гончаров


Приложение 3 Фотографии из фильма « Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Название фильма: Оригинальное название: Несколько дней из жизни И.И.Обломова
Год выхода: 1979
Жанр: Драма
Режиссер: Никита Михалков
Роли исполняют: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Олег Басилашвили, Любовь Соколова




Приложение 4 Иллюстрации к роману «Обломов»

Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...