Конспект занятия для детей старшей группы «Дружба нужна всем. Конспект занятия по морально – этическому воспитанию в старшей группе на тему: «О дружбе и друзьях Тематическое занятие про дружбу в доу

Марина Харитонова
Открытое занятие о дружбе и друзьях в старшей группе

НОД по социально-нравственному воспитанию в старшей группе «О дружбе и друзьях » .

Цель : способствование воспитанию дружеских отношений между детьми.

Программные задачи

Образовательные :

1. расширение знаний детей о таких понятиях, как «друг» , «дружба » ;

2. активизирование словаря по данной теме;

3. формирование умения у детей оценивать поступки сверстников, объяснять свои суждения;

Развивающие :

1. развитие коммуникативных навыков, толерантности;

2. развитие речи детей;

Воспитательные :

1. воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений , желания поддерживать друзей , заботиться о них;

Методы и приемы : игра, беседа, проигрывание ситуаций.

Оборудование : мяч, проектор, картинки о хороших и плохих поступках.

Предварительная работа : беседа с детьми о дружбе , о друзьях , о том, как важно совершать добрые дела, чтение и последующий анализ художественных произведений В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Волшебное слово» . Словесные игры «Вежливо - невежливо» . Отгадывание загадок о дружбе , пение песен о дружбе .

Ход НОД

Речь воспитателя Ответы детей

-«Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».

(Дети встают в круг к воспитателю и берутся за руки)

Ребята, сегодня к нам пришли добрые и ласковые гости. Давайте с ними поздороваемся, но не словами, а за руки (дети идут к взрослым, протягивают руки) .

Какие руки у наших гостей?

А теперь, пожалуйста, подойдите ко мне и покажите свои красивые глазки. Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Посмотри в глаза друг другу и подарите друзьям добрые взгляды . Я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением. А какое настроение у вас? (игра с мячом)

Какое настроение у тебя, Рома?

А у тебя, Рита?

Я очень рада, что у всех ребят в нашей группе хорошее настроение .

(воспитатель приглашает детей присесть)

Ребята, а вы знаете, что такое дружба ?

А у меня есть волшебная палочка! Хотите с ней поиграть?

(дети передают волшебную палочку друг другу и называют правила дружбы )

Ребята, а как вы думаете, кто такой друг? Как ты думаешь, Серёжа?

А ты как думаешь, Олеся?

Да, ребята, вы все правильно говорите. А в нашей группе есть настоящие друзья ? Кто твои друзья , Рита?

А с кем дружит наш Антон ?

Это очень хорошо, когда у человека есть друзья . О дружбе и друзьях есть много стихотворений. Одно из них я попрошу прочитать Риту.

А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшую сценку про зверей.

(ИКТ видеоролик : Заяц построил пароход и стал играть. Он был капитаном. С собой в игру он пригласил Волка. Они стали играть вместе. Им было интересно вместе играть, но тут Заяц услышал, что плачет Медведь. Заяц спросил у Волка, почему плачет Медведь).

Ребята, какими вам показались Волк и Заяц? Как они поступили?

Как вы думаете, какие они друзья ?

А как бы вы поступили на их месте?

Молодцы, ребята! Вы знаете, как нужно поступить, когда друг оказался в беде. О дружбе есть много пословиц . Давайте с вами вспомним некоторые из них.

Ребята, а хотите еще поиграть?

-Предлагаю вам игру : «Пирамида любви» . Каждый из вас назовет что-то или кого-то, кого он любит и положит свою руку.

Дети, вы чувствуете тепло рук своих друзей ? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Это потом, что мы с вами все дружим и любим друг друга .

Ребята, вы много знаете о дружбе , а еще дружить – это значит заботиться о младших. Сегодня, когда я пришла в детский сад, малыши принесли нам конверт. Давайте посмотрим, что там.

(воспитатель открывает конверт , достает картинки и кладет их на стол)

Ребята, здесь картинки о хороших и плохих поступках детей. Поможем малышам их разобрать?

Ребята, если на вашей картинке хорошие поступки – поместите их на магнитную доску с зеленым кружком. А если вы увидели плохие поступки на картинке – поместите ваши картинки на магнитную доску с красным кружком.

Ребята, расскажите мне, какие поступки хорошие, а какие плохие изображены на ваших картинках.

А теперь я всех друзей приглашаю в один большой круг. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Я очень рада, что вы умеете дружить , и мы никогда не будем ссориться.

Ребята, что вам понравилось сегодня? Что было для вас нового, интересного? О чем бы вы хотели рассказать дома своим родным?

У наших гостей теплые руки.

Рома : «У меня прекрасное настроение!»

Рита : «Мое настроение праздничное» .

-Дружба – это когда все вместе играют и никогда не ссорятся. Дружба – это когда все делятся своими игрушками.

Конечно, хотим!

Товарищу надо всегда помогать.

Если обидел друга, попроси прощения.

Добрые дела делай своим друзьям .

Нельзя быть равнодушным к беде товарища.

Нужно всегда помогать слабым.

Нельзя дразнить своих товарищей.

Нельзя смеяться над друзьями .

Серёжа : «Друг – это тот, с кем я играю» .

Олеся : «Друг – это тот, кто делится своими игрушками» .

Рита : «Мои друзья – Даша , Юля и Вика» .

Антон : «Я дружу с Ромой и Никитой » .

Рита : «Хорошо, когда с тобою рядом друг

Я люблю его улыбку и тепло его рук

Друг всегда со мной играет, понимает и прощает.

Без него я так скучаю, хорошо, когда со мною рядом друг».

Заяц спрашивает у Волка : «Почему Медведь плачет?»

Волк : «Да просто кто-то забрал его любимую машинку, не обращай внимания, поревет, поревет и перестанет. Давай играть дальше!»

Они равнодушные, невнимательные, неотзывчивые.

Они не посочувствовали медведю, не пришли на помощь.

Надо было подойти к Мишке и утешить его.

Надо было пригласить медведя в свою игру.

Я бы подошел к нему и пожалел.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Не умей сто рублей, а имей сто друзей .

Один за всех и всех и все за одного.

Без друга в жизни туго.

Я люблю маму.

Я люблю мороженое.

Я люблю гулять.

Я люблю свою сестренку.

(дети выстраивают пирамиду)

Давайте.

Конечно, поможем.

(продуктивная деятельность, разбор)

(дети берут картинки и размещают на магнитные доски)

Мне понравилось разбирать картинки.

А мне понравилось играть в игру «Пирамида любви» .

Мне понравилась сценка про зверей.

Публикации по теме:

Буквально вчера наша уважаемая Наташа Попова опубликовала пост о дружбе и чудесных подарках от друзей. А сегодня я хочу продолжить эту тему.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе, о друзьях» Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба. Задачи: 1. Развивать знания детей о значении слова дружба и умении.

Конспакт беседы «О Дружбе и друзьях» Конспект беседы «О дружбе и друзьях» Конспект беседы «О дружбе и друзьях» Старшая группа. Галина Халина Задачи: помочь раскрыть значение.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «О дружбе, о друзьях». Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «О дружбе, о друзьях». Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 90» Глинская.

Татьяна Коробских
Конспект открытого занятия «Секреты настоящей дружбы» в старшей группе

Секреты настоящей дружбы

(непосредственно образовательная деятельность в старшей группе )

Задачи :

Систематизировать представления о понятиях «друг» и «доброжелательность» ; развивать доброе отношение к окружающим; учить высказывать свои мысли четко, ясно, понятно; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе , воспитывать желание и готовность помогать другим.

Материал : аудиозапись песни «Настоящий друг » , «Улыбка» , мультфильм «Крошка Енот» , сюжетные, разрезные картинки, фланелиграф, солнышко, туча, заготовка дерева, карандаши, цветная бумага.

(Под аудиозапись песни «Настоящий друг » воспитанники входят в зал.)

Ребята давайте вмести с вами пальчиковую гимнастику :

«Дружба »

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с вами подружим ,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Можем мы теперь играть,

Бегать, прыгать, танцевать.

Вос. - а давайте прислушаемся что за музыка звучит и о чем она.

Ребята, вы узнали какая песенка звучит?

Очем она?

Дети- О дружбе , о том что с друзьями всегда интересно, что друзья всегда выручают в трудную минуту.

Вос. - Вы согласны с этим?

Вос. – вы очень сообразительны и уже, пожалуй, догадались, о чем сегодня мы будем говорить? Конечно же, о настоящей дружбе . А у нее есть свои секреты , которые мы попытаемся разгадать. И при этом если правильно разгадаете, то получите часть картинки которую мы с вами затем соберём и получится что-то интересное.

Вос. - Ребята попробуем?

Дети –Да!

Вос. – Давайте возьмемся за руки, и пойдем искать первый секрет .

(Воспитанники берутся за руки и идут по залу до телевизора)

Вос. - Детки, а первый из секретов спрятан в мультфильме.

(проводится просмотр отрывка из мультфильма «Крошка Енот» )

Вос. - Как вы думаете, какой секрет дружбы спрятан в мультфильме?

С чего же начинается дружба ?

Вос. - Правильно дружба начинается с улыбки !

(звучит потихоньку музыка «Улыбка» )

Вос. -Конегно же, дружба начинается с улыбки . Когда вы видите улыбающегося вам человека, что вы про него думаете?

Какой это человек?

Воспит- Добрый, доброжелательный.

Вос. – А что значит быть доброжелательным?

Воспит. - Всем желать добра.

Вос. - А как другие узнают, что ты человек, желающий добра?

Воспит. – Не надо вредничать, жадничать, никого не обижать.

Вос. – Ребяти вот как легко мы с вами разгадали первый секрет дружбы . И за это получили первую деталь нашей бедующей картины.

Вос. – Вам понравилась?

Воспит. –Да!

Вос- Воспитанники о друзьях говорить всегда приятно. Многие писатели и поэты пишут рассказы и стихи о дружбе . А кто из вас знает стихи о дружбе ?

Воспит 1.- Никогда не меняйте друзей.

Их нельзя разменять как монету.

Вы поймёте это поздней –

Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,

Ту потерю ничем не измеришь.

Старый друг не вернётся к тебе,

Новый другом его не заменишь.

Воспит 2.- И не стоит друзей обижать-

Станет раной на сердце обида,

Хоть друзья и умеют прощаться,

Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда .

Это чувство длиннее века.

Лучший друг не предаст никогда,

Просто преданней нет человека!

Воспит 3. -Друзей терять не надо,

Отталкивать тем более,

В друзьях одна отрада

И доблесть, и награда.

Воспит 4. Ты дружбу не купишь за деньги

Её не найдешь просто так,

Ведь дружба , как золото ценна

А так же не всем по зубам.

Воспит 5. - Дружба - это тёплый ветер ,

Дружба - это светлый мир ,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна .

С дружбой не страшны ненастья ,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

Воспит 6. - С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу ,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар !

Вос. – Вам понравилась?

Воспит. –Да!

(Воспитанники берутся за руки и идут по залу, при этом звучит музыка «Улыбка» , они замечают двух воспитанников они сидят и спорят.)

Маль. Говорил я тебе, что поливать нужно чаще, а ты меня не слушала.

Дев. Поливала я его, все равно не растет. Что же делать?

Маль. Здравствуйте, девочки и мальчики, здравствуйте, Татьяна Владимировна.

Вос. - О чем это вы спорите? И так громко ругаетесь?

Мал. - Вот хотели комнатный цветок красивый вырастить, чтобы могли им любоваться, а он не растет никак. Даже не знаем, что делать.

(при этом они кричат друг на друга)

Воспит. - Детки а давайте поможем им.

Вос. Давайте!

Вос –Ребята давайте скажем что ругаться и сорится нельзя, а как надо жить

Воспит. –Дружно !

Вос. - Правильно.

Вос. - А теперь давайте им расскажем как надо выращивать комнатный цветок.

Воспит. – его надо поливать, его надо поставить на солнышко, его надо опрыскивать и мыть каждый листик.

Вос. – Вам понятно, не ругайтесь живите дружно и выращивайте красивые цветы.

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали второй свой секрет . А вот и вторая деталь

Вос. – Давайте возьмемся за руки, и пойдем искать следующий секрет .

Воспит. - Когда с кем-нибудь дружишь , всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. Когда мы уходим на долгие выходные или уезжаем

куда-то, мы ведь все скучаем друг без друга.

Вос. - А давайте покажем, как должны встречаться настоящие друзья .

(воспитанники становятся в круг, держась за руки.)

Вос. - «Здравствуй, Рома, мне приятно, что ты снова с нами!»

Воспит. -(говорит следующему) . Привет, Вероничка, я очень рад нашей встречи!

Вос. - Детки каким способом можно еще приветствовать друг друга?

Воспит. -Жестами

Вос- Верно, давайте попробуем поздороваться разными веселыми способами. Я буду называть способы, а вы попробуете поздороваться со своим соседом.

(здороваются носиками, ушками, коленками, локотками)

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали третий секрет .

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали четвертый свой секрет . Вот и ещё одна деталь.

Воспит. – Да.

(воспитанникам по дороги встречается Ванька – дурачок)

(Ванька сидит у большого камня и громко плачет)

Вос. – Ой ребятки смотрите кто это?

Воспит. - Это Ванька

Вос. – Ваня, а почему ты плачешь?

Ваня – А как мне ни плакать. Шел я шел, а тут на пути большой камень. На камене написаны пословицы, а он у болота стоит да видно от сырости все окончания да и пропали. А если я не прочитаю это пословицы то я не смогу перейти это болото

Вос. – Ой, Ваня да это не беда наши дети очень много знают пословиц. Ты им читай, а мы будет продолжать.

Воняя – Дружбу помни… .(а зло забывай) .

Нет друга, так ищи… (а нашел – береги) .

Друзья познаются в ….(беде)

Крепкую дружбу и (топором не разрубишь) .

Где дружбой дорожат (там враги дрожат) .

Дружба и братство… (дороже любого богатства)

Новых друзей наживаю старых не забываю )

Дружба не стекло… (разобьешь, не сложишь)

Ваня – ой спасибо вам большое. Вы мне очень помогли перейти это болото. А за это я вам дам деталь от вашей бедующей картины.

Воспит. - Спасибо!

Вос. - О, каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы?

Воспит. - о том, что дружбой надо дорожить , ее надо ценить.

Вос. – Вот как легко мы с вами разгадали пятай свой секрет .

Воспит. – Да.

Вос. – Детки помогайте всем, кто нуждается в помощи и у вас будет много друзей.

Вос. - при выполнении следующего задания вы сможете оказать помощь и поддержку друг другу.

Перед вами стол, а на нем ваши собранные детали, за каждое задание, из них вам надо собрать картинку.

(воспитанники собирают картинку)

Вос- Скажите что изображено на нашей картине?

Воспит. – Дети, она дружные , мы видит это по их глазкам, отношению друг к другу.

Вос. - Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы . Давайте их вспомним :

чаще улыбайся,

цени дружбу ,

помогай тому, кто нуждается в помощи.

Вос. – Вот теперь я уверена, что в нашей группе вы всегда будете дружить , я чтобы дружба наша была еще крепче, мы с вами сделаем дерево дружбы . Вы сейчас сядете за стол, на зеленых листочках бумаги обведите карандашом свою руку, а, из вырезанных ладошек мы соберем дерево дружбы . А я повешу яркое теплое солнышко. Пусть согреются ваши ладошки в его лучах.

Ребята теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствуйте тепло и доброту ваших рук. Повторяйте за мной :

«Я люблю своих друзей, и мои друзья любят меня» .

Пусть ваши руки дарят всем добро и любовь. И за то что вы такие хорошие, дружные добрые я вам дарю много разных, вкусных конфет.

Конспект открытого занятия. Тема занятия: «Секреты дружбы».

Вид занятия: Социально – личностное.

Тип занятия: Познавательное.

Тема занятия: «Секреты дружбы» (кружковая работа по социально-личностному развитию «Мир моих возможностей).

Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).

Способ организации детей на занятии : с подгруппой детей 10-12 человек.

Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, стихотворений и песен о дружбе, подвижных игр и физкультминуток, проведение кружковой работы «Мир моих возможностей»; прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.

Наглядный дидактический материал, который обеспечивает формирование чувственного опыта у дошкольников: объемный макет «искусственное дерево», макеты разноцветных конфет, карточки с буквами (друзья, дружба), сюжетные картинки к игре «Зашифрованные картинки», картинки с эмоциональным состоянием людей к упражнению «Мимика».

Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.

Задачи: Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга;

Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;

Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.

Основные части занятия:

Вводная часть: Приветствие

— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»

— Упражнение «Улыбка»;

— Упражнение «Назови соседа ласково по имени».

Основная часть: Сюрпризный момент макет необычного дерева с разноцветными конфетами

— Словесная игра «Мир без друга»;

— Игра «Собери слово»;

— Упражнение «Продолжи пословицу»;

— Игра «Зашифрованные картинки»;

— Упражнение «Мимика»;

Заключительная часть: Подведение итогов

— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;

— Ритуал прощания «Подари тюльпан другу»

Физкультурная пауза, связанная с содержанием занятия:

— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;

— Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Последующая работа:

— Проведение викторины «В дружбе наша сила»;

— Проведение занятий социально – личностного развития «Мир моих возможностей»;

— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.

— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки, спортивные праздники, тематические утренники, участие в районных и городских конкурсах).

Ход занятия

Вводная часть занятия:

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», ребята становятся в круг.

Социальный педагог: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

И не случайно я включила эту песню. Каждый из вас догадался, чему посвящена наша встреча?

Дети (хором): — Дружбе!

Социальный педагог: Верно, дружбе. А также ребята, нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!

Так с чего же начинается дружба?

Дети (хором): С улыбки!

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

Социальный педагог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый «секрет дружбы», который был «спрятан» в песне «Дружба начинается с улыбки».

А сейчас будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!», «Добрый день, Ванюша!» и т д.

Дети выполняют.

Социальный педагог: Молодцы, ребята! Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это и есть второй «секрет дружбы».

Основная часть занятия:

Социальный педагог: (дети садятся на стульчики, образуя круг).

— Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках зашифрованы «секреты дружбы» — И так, готовы?

(Социальный педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).

Ребенок:

— Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: «Можно ли прожить без друга?»

Социальный педагог: — Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Проводится словесная игра «Мир без друга».

— Мир без друга был бы не интересным, потому что…

— Мир без друга был бы безрадостным, потому что….

— Мир без друга был бы мрачным, потому что…

— Мир без друга был бы скучным, потому что…

Социальный педагог: — Молодцы! Мы прошли и этот этап испытания.
Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

Социальный педагог: Все молодцы! Проходим следующее испытание.

Ребенок: — Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — Нам необходимо собрать два слова из букв.

Ребенок: — Ой, а мне понадобиться помощь друга!?!

(На помощь приходит друг).

Дети собирают слова. Социальный педагог (проводит игру «Собери слово!»)

В конверте карточки с буквами. Нужно правильно составить слова:
«дружба» и «друзья». Дети читают слова.

Социальный педагог: И с этим справились!

Ребенок: — Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.

(Начинает ребенок, который держит конфетку в руках).

  • Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
  • Друзья познаются (в беде).
  • Не бросай друга (в несчастье).
  • Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
  • Где дружбой дорожат (там и враги дрожат).
  • Сам себя губит (кто других не любит).
  • Дружба и братство (дороже любого богатства).
  • Старый друг (лучше новых двух).
  • Дружба в делах (помощница).
  • Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
  • Дружбу помни (а зло забывай).
  • Новых друзей наживаю (а старых не забываю).

— « Был бы друг, (будет и досуг)»
— «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
— «Рожь да пшеница годом родится, (а верный друг всегда пригодится)»

Социальный педагог: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Дети:

— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.

— Беречь дружеские отношения.

— Дружить искренне.

— Поддерживать друг друга.

— К друзьям относится с уважением.

— Помнить о своих друзьях.

Социальный педагог: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.

Социальный педагог проводит физкультминутку: Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку,

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри

(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперед

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Дружно делаем по счету.

(Наклоны вперед).

Ребенок: — Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.

(Социальный педагог показывает сюжетные картинки).

Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.

— Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.

Ребенок: — Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Давайте покажем мимикой свое плохое настроение, и будем стремиться к хорошему настроению.

(Социальный педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)

Дети выполняют упражнение «Мимика».

Социальный педагог: — Вот вам и удалось справиться с плохим настроением и раскрыть «секрет дружбы» — хорошее настроение.

Ребенок: — Фиолетовую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующее испытание так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.

Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.

Заключительная часть занятия:

Социальный педагог: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец! Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?

(Дети называют). Подведение итогов занятия.

— Что для жизни нужно?

Дети (отвечают хором): Солнце!

— Что для дружбы нужно?

Дети (отвечают хором): Сердце!

— Что для сердца нужно?

Дети (отвечают хором): Счастье!

— Что для счастья нужно?

Дети (отвечают хором): Мир!

Ритуал прощания «Подари тюльпан другу».

Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).

Наступила осень, подул холодный ветер. (Дуют холодным воздухом на ладошки).

Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицо грустное).

Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок. (Дуют теплым воздухом на ладошки).

Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)

Дети дарят друг другу воображаемый тюльпанчик и прощаются.

Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: — До свидания, Настенька! До свидания, Сашенька! И т.д.

Социальный педагог: — До свидания, ребята!

Список методической литературы, которая использовалась при подготовке конспекта занятия:

1.Акимова Г.Е. Занятия с ребенком от рождения до шести лет: Расту, играю, развиваюсь! Екатеринбург, «У-Фактория», 2006

2. Алябьева Е.А. Детский сад с любовью: игры для детей 4 -7 лет: развитие речи и воображения, Москва, «ТЦ – Сфера», 2009.

3.Гришечкина Н.В.Золотая коллекция игр – 150 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.

4.Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей от рождения до 7 лет, С- Пб., ООО «Сова», 2008.

5. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.

6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Москва, «ВАКО», 2006.

7.Кузнецова А.Е. Азбука развития – 205 развивающих игр для детей 3 -7 лет, Москва, ООО «РИПОЛ КЛАССИК ДОМ», 2008.

8.Смирнова М.В. 2500: скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, ЗАО «ОЛМА – МЕДИА ГРУПП», 2009.

Цель : Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста, посредством интеграции образовательных областей.

Задачи:

Уточнить и расширить знания воспитанников о нравственных качествах: умение дружить, беречь дружбу, быть добрым.

Развивать музыкальность посредством объединения ощущений: зрительных, слуховых, двигательных.

Развивать слуховое и зрительное внимание, чувство ритма, самостоятельность, навыки ориентировки в пространстве.

Способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.

Развивать социальные чувства и эмоции: сочувствие, коммуникативность, осознанные доброжелательные отношения (понятия «дружба», «улыбка», «доброта», желание поддерживать друзей, заботиться о них«)

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Активизировать словарь детей.

Интеграция образовательных областей: Музыка, Социализация, Коммуникация, Здоровье.

Оборудование : музыкальный центр, игрушка Домовой, воздушный шар в виде сердечка, карточки со схемами построения, шкатулка «добра»

Дети заходят в музыкальный зал.

Неожиданно слышится звон посуды. В углу шевелится скатерть. Звучит песня «Домовой».

Муз. рук.: Кто это может быть? Что случилось? (достает Домового) . Вы уже догадались- кто это?

Да у нас поселился домовой, а вы знаете кто такой Домовой? (ответы детей). Да, Домовой это сказочное существо, которое живет в каждом доме и охраняет дом от злых духов.Он живет в укромном месте, людям не показывается, но за порядком следит. Как вы думаете, почему он к нам пришел? (ответы детей)

Муз. рук .: А нашего Домового зовут Кузя. Оказывается Кузя к нам пришел в детский сад не случайно. Ему стало от одиночества скучно. Он хочет с вами подружиться, а вы бы хотели с ним дружить?(ответы детей). Домовые любят иногда пошалить- незаметно взять со стола конфетку или сахарок. А иногда, когда им скучно, домовые прячут от людей какие-то предметы, или вещи - носки, ложку, шапку, или игрушку, а может просто очки.

Здравствуй, Кузя! (Домовой как будто здоровается)

Проводится игра «Здравствуйте»

Муз. рук. : Здравствуйте, ребята!

Дети: Здра-вствуй-те!

Муз. рук.: Здравствуйте все мальчики!

Мальчики: Здра- вствуй- те!

Муз. рук.: Здравствуйте и девочки!

Девочки: Здра-вствуй- те!

Муз.рук.: Кузя не знает, как вас зовут. Домового нашего ласково можно назвать….да, Кузенька. А как вас зовут - мы ему расскажем об этом.

Игра «Назови друга ласково»

(Дети, сидя на стульях, подают ладошку ребенку слева, называя ласково своего соседа по имени - Танечка, Димочка,…)

Вот мы и познакомились. Наши дети очень дружные. Да, Кузя, дети с тобой тоже хотят подружиться. Ой, а что же такое дружба? Надо нашему Кузе об этом рассказать.

Мозговой штурм «Дружба - это …».

(Работа над понятием «дружба». Воспитанникам предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям )

Муз.рук.: У дружбы есть свои секреты, я предлагаю вам поискать эти секреты. А Кузю мы возьмем с собой.

Гуляют врассыпную по залу)

Находят себе пару - друга )

Ты мой друг, я твой друг! (Пожимают руки друг другу)

Посмотри ты вокруг. (Разводят руки в стороны)

Я тебе улыбнусь! (Улыбаются друг другу)

Я с тобой обнимусь! (Обнимаются)

Муз. рук.: А это и есть первый секрет дружбы. (предлагает открыть сундучок, дети видят сердце)

- Первый секрет дружбы - доброта . У доброго человека - доброе сердце. Добрый человек совершает добрые поступки и говорит добрые, вежливые слова.

Муз. рук-ль на мольберт наклеивает сердце.

Дети садятся на стулья.

Сегодня на занятии я разрешу вам сделать то, чего никогда не разрешала. (показывает воздушный шарик надутый, в форме сердца). Познакомьтесь, это не просто шарик, а сердце человека, который пришел к нам и на нас не похож. Допустим, у него другого цвета волосы, темная кожа, другие традиции в семье.Мы попробуем его обидеть, сказать нехорошие слова. И тем самым мы причиним ему боль. А шарик- сердечко начнет обижаться и сдуваться.

(Ты нес нами, не похож на нас, нехороший, плохой, несчастный, вредный, глупый и так далее)

Посмотрите на шарик - сердечко, изменилось ли оно? Что в нем изменилось и почему?

Шарик от боли сморщился, как при болезни - сердце человека от боли болит и страдает. Можем ли мы что-то изменить? Как нам помочь сердцу? (Дети предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное).

Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее. Я включу приятную, добрую музыку.

Звучит музыка - релаксотерапия.

А мы тем временем будем надувать шарик, чтобы он стал как прежде. И сердечко стало здоровым. (красивый, милый, добрый, хороший, любимый…)

Оказывается грубым, злым словом можно причинить боль и человек может заболеть, а доброе и ласковое слово, наоборот лечит, делает человека здоровым и жизнерадостным.

Муз.рук.:- А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше сердце. В ваших сердцах живёт доброта, и я верю, что про вас будут говорить «У него доброе сердце».

Муз. рук .: Итак, первый секрет дружбы мы Кузе рассказали - это доброта . А сейчас мы пойдем искать второй секрет дружбы.

Коммуникативная игра «Ты мой друг!» (русская нар.муз.)

Наши ножки зашагали прямо по дорожке. (Гуляют врассыпную по залу)

Весело они гуляли, кого-то повстречали. (Находят себе пару - друга )

Ты мой друг, я твой друг! (Пожимают руки друг другу)

Посмотри ты вокруг. (Разводят руки в стороны)

Я тебе улыбнусь! (Улыбаются друг другу)

Я с тобой обнимусь! (Обнимаются)

Музыка останавливается, дети находят сундучок.

(Муз.рук. предлагает заглянуть в сундучок. Там находятся две ладошки, сделанные из бумаги)

Муз.рук.: Что же эти символы могут означать? (ответы детей)

- Разыгрывается сценка «Помоги другу»

Музыкальный руководитель создает ситуацию, в которой друг может помочь. Например: если друг упал, чем ты можешь ему помочь; если у тебя одна конфета, как ты поделишься с другом, и т.д.

Вот мы с вами и узнали второй секрет дружбы - умение прийти на помощь другу .

На мольберте наклеиваются символ- ладошки.

А теперь я предлагаю вам посмотреть на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам.

Я думаю, что вы дружные ребята, и можете друг другу помогать. Это мы сейчас проверим.

Я предлагаю вам сделать добрую поляну из волшебных цветков. Каждый из вас пусть придумает свой самый любимый цветок. Эти цветки сначала будут жить по одному, потом соединяться в маленькие клумбочки, а затем станут расти на одной, большой и дружной поляне. А построится нам надо на танец вот так. (показать 3 схемы перестроений: врассыпную; два круга - мальчики и девочки; один большой общий круг).

Дети исполняют танцевальную композицию «Волшебная поляна»

Дети садятся на ковер.

Звучит песня «Улыбка»

Муз.рук.: Какая прекрасная песня. Она нам подсказывает про третий секрет дружбы. (замечает сундучок). А вот и сундучок. Давайте посмотрим, какой там секрет. Чтобы узнать про третий секрет дружбы, давайте послушаем песню (дети помогают подпевать). Конечно, а улыбка, это и есть третий секрет дружбы . Глядите, а Кузя нам улыбается, значит, он правда хочет с нами дружить.

(на мольберте наклеивается символ - улыбка)

Муз.рук .: Ну, вот, теперь наш домовой Кузя знает все секреты дружбы. Давайте подойдем к мольберту и еще раз вспомним три секрета. Это доброта (держимся за сердце), это помощь друг другу (дети берутся за руки), и, конечно - улыбка (дети улыбаются).

(можно показать на мольберте все символы - сердце, руки, улыбка)

(дети садятся на стулья)

Муз рук .: А, еще Кузя вам что-то хочет показать (достает шкатулку добра ). Это шкатулка добра, она исполняет только самые добрые пожелания. У вас у каждого есть самые близкие и любимые люди. А вы хотели бы им пожелать что- то очень доброе? Сейчас вы это и сделаете. Свое доброе желание вы можете тихонечко сказать в эту шкатулку, и оно обязательно сбудется.

Звучит музыка «Песня о добре», дети передают друг другу шкатулку, загадывая желание.

Муз.рук .: А теперь все встанем в круг,

Слева, справа будет друг,

Вместе будем в мире жить,

И всегда - всегда дружить!

Коммуникативная игра «Давайте дружить»

Муз.рук.: Кузе очень понравилось с вами играть, веселиться. Он с вами подружился, очень рад, что у него появилось много друзей. Домовой Кузя хочет погостить у вас в группе.

Воспитатель с Кузей, детьми проходят в группу.

Занятие закончено.

Цель: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как « друг», «дружба».

Задачи:

Развивающие

  • Продолжать учить осмысливать и оценивать ситуацию, предлагать варианты решения проблемы и соотносить эти варианты с существующими нормами поведения.

Образовательные:

  • Продолжать учить построению сложных предложений в ситуации устного высказывания.
  • Учить объяснять и понимать смысл пословиц и поговорок.
  • Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные (подбор определений о дружбе, друге).

Воспитательные:

  • Развивать социальные чувства: сочувствие, сопереживание, осознание, доброжелательные отношения.

Активизация словаря:

Дружок, дружище, товарищ, приятель, пир, гуляет, скупись, наживешь, хвастаться, скромный, грубить, внимательный, заботливый, погрустить, справедливый, заразить.

Материал:

  • Сундучок,
  • конверт с письмом,
  • диск с записью песни «Улыбка»,
  • символы: смайлик улыбка, ладошка и солнышко, клубок ниток,
  • картинка «Щедрость» из д/игры «Я и мое поведение»,
  • ствол дерева с ветками, коричневая краска, кисточка,
  • шапочки для драматизации – гриба, бабочки, муравья, мышки, воробья, зайца и лисы.

Предварительная работа:

  • Объяснение и заучивание пословиц о дружбе.
  • Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
  • Нравственные беседы о дружбе и друзьях.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин.
  • Чтение произведений о дружбе.
  • Развитие эмоциональной сферы: обсуждения «Угадай эмоцию», «что было бы, если бы….».
  • Игры, направленные на знакомство с чертами характера: «Угадай, кто это».
  • Игры-рассуждения: « Как ты себя чувствуешь?», «Портрет самого лучшего друга», «Правила».
  • Коммуникативные игры «Сороконожка», «Зеркало», «Волшебный клубочек».

Ребята входят.

Воспитатель Ребята, посмотрите как сегодня много у нас гостей.

Дети здороваются, встают полукругом.

Воспитатель Не все гости знают, как вас зовут, а после игры узнают. Сейчас мы назовем друг друга ласковыми именами.

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Нужно назвать своего соседа ласковым именем.

За дверью раздается шорох.

Воспитатель Я что-то слышу. Кто же это?

Забегает мышонок, отдает сундучок.

Мышонок: Это вам. Получите от кота Леопольда.

Мышата убегают.

Воспитатель Какие шустрые мышата, мы им даже спасибо не успели сказать. Что же здесь? Посмотрим? Влад помоги, пожалуйста, мне, подержи сундучок. Ой, ребята, что это здесь? Да, это же письмо! Что же нам пишет кот Леопольд? Присаживайтесь, я вам его прочитаю.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Как интересно! Заглянем в сундучок? Будьте внимательны! Все готовы?

Дети: Да.

Воспитатель достает CD диск.

Воспитатель: Я думаю, чтопервый секрет «спрятан» здесь. Послушаем…

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Скажем дружно «С улыбки». Правильно.

А сейчас пусть каждый, глядя друг другу в глаза, подарит свою самую добрую и приветливую улыбку. А гости к нам присоединяться и тоже улыбнуться друг другу... Какие у всех замечательные, добрые улыбки. У меня поднялось настроение и кажется, что в зале стало светлее и уютнее от наших улыбок.

Почему так говорят: «Дружба начинается с улыбки!» Посмотрите на мальчиков. (На мольберте 3 человечка с разными эмоциями: доброта, безразличие и злость). Какие они все разные: один улыбается, другой безразличный, третий злой. С кем из них вам хочется подружиться?

Ответы детей: С веселым, с тем, кто улыбается…

Воспитатель: А почему?

Дети : Он добрый, он веселый…

Воспитатель: я слышала, что многие из вас ответили он добрый. А почему вы решили, что он добрый?

Ответы детей : Он улыбается.

Воспитатель: А с другими, почему не хочется?

Дети: Он злой, я не знаю какой он…

Воспитатель: Да, действительно ребята, когда человек улыбается к нему легко подойти, с ним приятно общаться. «Улыбнись» - вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. СИМВОЛ (смайлик) выставляется на мольберт .

Разгадать второй секрет дружбы нам поможет клубочек. Мы будем плести паутинку, приветствуя друг друга. Вот так: «Я рада, что сегодня пришел(а) в сад!»» (клубочек перекатывается от ребенка к ребенку и произносятся слова приветствия, каждый ребенок ладошкой прижимает ниточку к коврику)

  • Я так скучаю, когда тебя нет!
  • Мне так приятно видеть тебя!
  • Я всегда жду, когда ты придешь!
  • Я хочу, чтобы мы вместе сегодня весело провели день,!
  • Доброе утро!
  • Я рад, что ты сегодня пришел(а) в сад!
  • Я с нетерпением всегда жду встречи с тобой!
  • Я счастлив(а), когда ты рядом!
  • Я тебя ждал(а), чтобы поиграть!

Ребята, поднимите паутинку. Посмотрите ваши слова, как тоненькие нити дружбы соединили всех нас. Опускайте, отпускайте ниточку.

Как приятно было вас слушать. Как много приветливых слов можно сказать другу. Какие добрые, теплые слова вы нашли для этого. А еще можно сказать: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуй!» или очень часто вы приветствуете друг друга вот так – воспитатель машет ладошкой – «Привет!». Это и есть второй секрет дружбы! «Будь приветлив!» А это символ. СИМВОЛ (ладошка) – выставляется на мольберт.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь пришло время поиграть в нашу любимую игру «Дружные ребята».

Игра Раз, два, три четыре, пять

Начинаем мы играть

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай,

Того, кто справа, обними,

Того, кого слева, обними.

Ну вот и закончилась игра.

Мы в группе дружим все. Ура!

Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли. Проходите на стульчики.

Воспитатель: Вынимаем следующий секрет, он «зашифрован» в картинке.

Послушайте, с чего началась эта история:

«Петя с Алешей друзья они живут в одном дворе.

Однажды Петя взял конфеты и пошел во двор гулять. Алеша уже гулял во дворе и ел мороженое. Увидев Петю, он быстро спрятал мороженое за спину. А Петя подбежал и протянул ему конфету.»

  1. 1.Кто из них настоящий друг?
  2. 2.Почему?
  3. 3.А как бы вы поступили на месте Алеши?

Дети: Поделились бы, вместе съели мороженое, отдал бы другу.

Воспитатель: Молодцы ребята, так поступают настоящие друзья.

Делиться можно не только игрушками, конфетами и мороженым, но и знаниями и умениями. Вот кот Леопольд чем поделился с нами?

Дети: Секретами дружбы.

Воспитатель: Правильно! Это и означает быть щедрым. «Будь щедрым» - это и есть еще один секрет дружбы. СИМВОЛ (солнышко). А символом секрета будет солнышко, потому что оно щедро делиться своим теплом и светом со всеми. СИМВОЛ (солнышко). Ну вот, и опустел наш сундучок кота Леопольда. Мы благодарим его за ценный подарок.

О дружбе написано много стихов, песен, пословиц. Вот одна из них «Дерево держится конями, а человек друзьями». Посмотрите, на наше дерево, я назвала пословицу и нарисовала ему корень и выв называйте пословицы и рисуйте корни.

Игра «Пословицы»:

  • Нет друга – ищи, а нашел, береги.
  • Друг познается в беде.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Не тот, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Живи, не скупись, с друзьями делись.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • Дружи с тем, кто лучше тебя самого.

Посмотрите, наше дерево ожило, оно крепко держится за землю корнями. Так и человеку легче и интереснее жить, когда у него много друзей.

Воспитатель: Дружба помогает всем. А у нас группа дружная?

Ответы детей.

А секреты, о которых мы узнали, действуют в нашей группе?

Высказывания детей.

Воспитатель: Дружба помогает нам во всем, и в игре, и в работе, во всех наших делах. Вспомните, какой замечательный спектакль о дружбе мы с вами поставили и показали родителям и детскому саду. Давайте покажем отрывок из него и нашим гостям.

Показ спектакля.

Воспитатель: Ребята спасибо вам. Дружба помогла героям в трудную минуту. Дружба, как нежный, хрупкий птенчик. Её нужно беречь и хранить. Представьте себе, что у вас в ладошках птенчик. Согрейте его своим дыханием. (Психогимнастика, дети представляют в руках птенчика).

А теперь прижмите его к своей груди, пусть он послушает, как бьется ваше сердечко. Ваш птенчик окреп, расправил свои крылья и полетел к вашему другу. Подставляйте ладошки. Ребята, берегите и храните свою дружбу.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы сегодня с вами вспомнили только некоторые секреты дружбы, эти символы мы заберем с собою в нашу группу. Они помогут нам дружить и найти другие секреты дружбы.



Публикации по теме