Педагогические условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях доо. Социальная компетентность ребенка-дошкольника

Пед. совет – 30.11.2010 г.

Мое видение и решение проблемы формирования социальной компетентности дошкольника.

Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе. Прежде чем раскрыть эту проблему следует дать определение социальной компетентности дошкольника. Под социальной компетентностью следует понимать умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.

Считаю, что первым звеном формирования социальной компетентности ребенка является его семья и близкое окружение. Пример родителей важен для ребенка. Как мама или папа строят свои отношения друг с другом, с обществом является первым опытом для малыша. Это во многом определит его жизненные ценности, приоритеты.

Второе звено – это дошкольное учреждение. Здесь очень много зависит от воспитателей, методиста. То, что не дополучил или вовсе не получил ребенок в семье следует дать воспитателю. Научить детей доброму отношению друг к другу, уважению к старшим, ценить труд другого человека (а не только свой), считаться с мнениями других, конструктивно решать проблемы, преодолевать трудности – вот главные задачи, которые ставит и решает воспитатель ДОУ. Достичь этого можно разными средствами. Личный пример педагога – это одно из средств для достижения поставленных целей. Как воспитатель общается с ребенком, с коллегами по работе может послужить хорошим опытом для ребенка. Далее следует предметная среда и игровая деятельность детей. Наблюдая за ребенком в игре, очень многое можно сказать, на каком этапе социальной компетентности он находится, так как игра является точной проекцией нашей жизни. Поэтому важно иметь богатую предметную среду в группе. Сюжетно-ролевые игры помогут педагогу выявить и впоследствии сгладить недостатки в общении и поведении детей. Добиться этого можно путем объяснения воспитателем как надо и как не надо себя вести ребенку в той или иной ситуации, что следует предпринять, чтобы решить проблему. Неплохим примером могут послужить литературные произведения. Сказкотерапия является хорошей коррекцией многих психологических проблем у некоторых детей.

Таким образом, взаимодействия семьи и ДОУ – это звенья важной цепи по формированию социальной компетентности (зрелости) ребенка в обществе.

Протасова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ « Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности.

ПРОЕКТ« Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности.В современном мире проблема социального развития п...

Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении

Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения....

"Формирование социальной компетентности дошкольников"

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

1.1.Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников

1.2.Специфика психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников 2.1.Диагностика психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

2.2.Анализ результатов данных экспериментального исследования психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

A кту a льность исследов a ния. Проблемa формировaния социaльной компетентности стaрших дошкольников волнует сегодня большое количество исследовaтелей и педaгогов. Сформировaнность социaльной компетентности в стaршем дошкольном возрaсте обеспечивaет способность и готовность взaимодействовaть с социумом, достигaть постaвленных целей.

По мнению многих ученых старший дошкольный возраст - это критически вaжный период для социaльного, интеллектуaльного и личностного рaзвития. Именно в этом возрасте у ребенка формируется сaмосознание и зaклaдывaются первые предстaвления о сaмом себе, обрaзуются устойчивые формы межличностного взaимодействия, морaльные и социaльные нормы.

Старший дошкольный возраст представляет собой важный период с точки зрения подготовки к вхождению в сложную социальную жизнь, накопления необходимого социального опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, деятельностью. В этом возрасте у ребенка происходит формирование социальных навыков, усвоение объективно заданных норм, правил человеческого общества, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установление начальных отношений с ведущими сферами бытия и утверждение себя как социального субъекта. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и адаптации в меняющемся социуме.

Не смотря на то, что понятие социальная компетентность рассмотрено в психолого-педагогической литературе достаточно, и психолого-педагогические условия работы с детьми изучены, психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности старших дошкольников изучены не достаточно, что и составило проблему нашего исследования.

Цель исследования : изучить психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности старших дошкольников.

Объект исследования : социальная компетентность старших дошкольников.

Предмет исследования : психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности старших дошкольников.

Гипотеза: если выявлены психолого-педагогические условия и применяется составленный нами комплекс занятий, то процесс формирования социальной компетентности будет успешным.

Для достижения постaвленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были постaвлены следующиез a д a чи :

1)выявить особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников;

2)рассмотреть специфику психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников;

3)провести эмпирическое исследование по формированию социальной компетентности старших дошкольников;

4)провести анализ полученных данных по формированию социальной компетентности старших дошкольников.

Для решения зaдaч рaботы использовaлся комплекс педaгогических методов исследования :

1)организационные: сравнительный эксперимент;

2)эмпирические: Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (Щетинина A.M., Никифорова М.А.);

Шкальная оценка сформированное социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдений) -Щетинина A.M., Кире Л.В.;

Диагностическая методика «Изучение волевых проявлений», разработана Г. А. Урунтаева;

3)методы обработки данных: статистический критерий G-критерий знаков;

4)интерпретационные.

Практическая значимость заключается в составленном нами комплексе занятий для формирования социальной компетентности старших дошкольниковв МБДОУ социальным педагогом.

Методологической основой является определение Л.В. Гордиевских о том, что социальная компетентность дошкольника - это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность.

Б a з a исследования : муниципaльное бюджетное дошкольное образовaтельное учреждение № 121 г.о. Самара, старшая группa, 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет, 10 мальчиков, 10 девочек.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литерaтуры, приложения.

педагогические социальная компетентность дошкольники

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

1.1Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности старшего дошкольного возраста, представлена в связи с решением межличностных проблем.

К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступных ребенку видов деятельности, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной зрелости.

Важным достижением старшего дошкольного возраста является с формирование личностного качества, как социальная компетентность. Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности .

Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о соци-альной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. А. Г. Гогоберидзе в «Концепции образования детей старшего дошкольного возраста» определяет сущность и содержание начальной личностно-социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» .

Многие известные педагоги и философы (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики считали, что необходимо рассматривать социальную компетентность в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка, специфики внешнего воздействия. Этой проблеме посвящены исследования Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, Г. М. Гуткиной, В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

По мнению И.А Кудаевой, социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную компетентность старшего дошкольного возраста «как адаптационное явление». Социальная компетентность старшего дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей.

В исследованиях проблемы социальной компетентности старших дошкольников И.А Кудаевой делаются аргументированные выводы о том, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах - как компетентность духовная, гражданская, профессиональная.

А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. При этом А. Голфрид оценивает социальную компетентность ребёнка как повседневную эффективность индивида со взаимодействием со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность ребёнка может быть рассмотрена как достижение ребёнком соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии.

С.Уотер и Р.Сроуф считают, что социальная компетентность - это способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии.

Анализ психолого-педагогической научной литературы позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности компоненты: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию. Структура социальной компетентности представлена начальными компетенциями, каждая из которых включает ряд психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность.

Проблемы выявление структуры, уровней социальной компетентности, в рамках рассматриваемой темы отмечают таких основоположников как В.Е Каган, Н.И. Кузьмина, Е.Е. Кутейникова, В.В. Мамаева. Начальный уровень социальной компетентности старшего дошкольного возраста характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности. Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности.

Социальная компетентность старшего дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты :

Мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей - взрослых и сверстников;

Когнитивный, или познавательный, - наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;

Поведенческий, или собственно коммуникативный, ? эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;

Эмоциональный - как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.

Компоненты социальной компетентности дошкольника неустойчивы и зависят от взрослого, и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность. Социальная компетентность старшего дошкольного возраста формируется в процессе его социализации. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, адаптацию к культурным, психологическим и социологическим факторам (Т. Парсонс, Р. Мертон); с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, А. Олпорт, К. Роджерс).

На формирования социальной компетентности ребенка влияют его индивидуальные особенности такие как: тип личности, в частности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект, психические состояния астеническое или стеническое, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого ребенка имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы.

Механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный - через семью и ближайшее окружение; институциональный-через различные институты общества; межличностный -через значимых лиц; рефлексивный -через переживание и осознание .

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия окружающей действительности.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями. К ним относятся производственные, общественные структуры, а также средства массовой информации. В процессе взаимодействия дошкольника с ними происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Рефлексивный механизм связан процессом осмысления человеком своего места в системе взаимоотношений с окружающими, в результате чего происходит его личностное становление, формирование и изменение.

Социальная компетентность подразумевает развитие следующих умений: понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нём; получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать); уважительно относиться к окружающим людям; принимать и оказывать помощь; не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

1.2 С пецифика психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

Мы предположили, что процессу формирования социальной компетентности старших дошкольников в детском саду будет способствовать совокупность следующих психолого-педагогических условий:

Создание и поддержание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды;

Обладание педагогами профессиональной компетентностью в области формирования социальной компетентности воспитанников.

Работа по формированию социальной компетентности личности дошкольника предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры и оно не может быть осуществлено стихийно, каким либо педагогом в отдельности, но требует объединения усилий воспитателей и психологов, которое может быть осуществлено на основе специально разработанных, психологически обоснованных программ развития социальной компетентности, учитывающих специфику конкретного возраста.

Социальная компетентность старшего дошкольника означает такой уровень социально-личностного развития, при котором поведение и деятельность ребенка отличаются определенной целенаправленностью, осознанностью и возможностью ориентировки на социально заданные требования, правила, доступные детскому пониманию общечеловеческие ценности - ценности познания, добра, красоты, справедливости.

Благодаря психолого-педагогическим условиям и накоплению разнообразного практического социального опыта старший дошкольник становится все более независимым от взрослого, более самостоятельным в своем поведении. Он не нуждается в постоянной опеке и помощи старших. В привычных условиях он начинает действовать целенаправленно и осознанно, понимая и оценивая результаты и последствия своих действий. Сформированные, в элементарном виде социально-ценностные ориентации, представления о мере допустимого и недопустимого, о добре и зле, о нормах поведения и общения, а также освоенные способы деятельности создают основу для выбора ребенком пяти-шести лет правильной линии поведения в новых условиях.

Старший дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения, познавательной деятельности и социального ориентирования ребенка. Происходящие в этот период изменения определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.

В старшем дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру . Создается основа для формирования первичных форм социально-значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

П.М. Якобсон показывает, что у старшего дошкольника нравственные оценки действий и поступков превращаются из требований извне в собственные оценки и включаются в комплекс переживаемых им отношений к тем или другим действиям и поступкам . Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение.

В старшем дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу .

Старший дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного освоения примеров взрослой жизни,норм и правил поведения, которые выступают обобщением отношений людей и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания, предмет которого - определение своего места в системе отношений с другими людьми. Формирование сознания ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности и механизмы социального становления ребенка, можно выделить условия, которые необходимы для социального развития дошкольника, формирования у него определенного уровня социальной компетентности:

Целенаправленная деятельность образовательного учреждения в этом направлении;

Непосредственная разнообразная деятельность ребенка - свободная или специально организованная, собственная или совместная со значимыми для него людьми, которая рассматривается как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей.

Составляющими формирования социальной компетентности является взаимодействие 3-х процессов: образования детей, организации их социального опыта и индивидуальной помощи личности. Образование предполагает систематическую деятельность взрослых по формированию у детей представлений и элементарных знаний об окружающей действительности. Приобретение ребенком социального опыта осуществляется в процессе его участия в жизнедеятельности коллектива.

Индивидуальная помощь предполагает: помощь в приобретении представлений, знаний, навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей и интересов; в осознании им своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

«…Всякая попытка воспитателя … “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств» (С. Л. Рубинштейн) . Поэтому еще одним условием формирования социальной компетентности является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, общение.

В таких видах деятельности у старших дошкольников формируется определенный круг знаний об окружающем мире. Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка определенную картину мира, являются основой становления его моральных установок, качеств личности.

Эффективный и доступный способ формирования социальной компетентности старших дошкольников, является использование в работе педагога с детьми игры.

Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Это положение является общепризнанным в педагогике дошкольного детства. О роли игры в жизни ребенка сказано много убедительных слов. Игра, являясь самым близким и доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника, в том числе и психологического развития. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, приобретают знания. Именно в игре осваиваются правила человеческого общения. Ребенок намного проще выражает свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как

особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает.

Предметная деятельность, труд обогащают социальный опыт ребенка (Р. С. Буре). Овладевая трудовыми навыками, дошкольник постепенно эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. Совместный труд формирует положительные эмоции, навыки взаимодействия, ощущение собственной значимости, нужности окружающим.

В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности, активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает социальные нормы и правила. Учитывая механизмы социализации ребенка и обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное образовательное учреждение может осуществлять результативную работу по формированию у него социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.

Выводы по главе 1

Проблема социальной компетентности является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является социальная компетентность.

В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературы по формированию социальной компетентности мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте социальная компетентность подразумевает развитие следующих умений: понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нём; получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать); уважительно относиться к окружающим людям; принимать и оказывать помощь; не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Организация социальной компетентности должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.

Работа по формированию социальной компетентности требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

2.1 Диагностика эмпирического исследования психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

Экспериментальная деятельность социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста проводилась в МБДОУ детский сад № 121 г.о. Самара. В исследовании принимали участие 20 дошкольников в возрасте от 5-6 лет, 10 мальчиков, 10 девочек.

Экспериментальная деятельность проводилась в 3 этапа:

Первый этап - констатирующий, был посвящён диагностике социальной компетентности старших дошкольников. Для диагностики социальной компетентности старших дошкольников были использованы следующие методики исследования:

Карта заполняется по результатам наблюдений и выявляет коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения. За каждое проявление выставляются баллы 1, 2 и 5. По подсчитанной общей сумме баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка.

2. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдений) - Щетинина A.M., Кире Л.В. (Приложение 2).

Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам. На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

3. Диагностическая методика «Изучение волевых проявлений», разработана Г. А. Урунтаева (Приложение 3).

Целью методики является изучение волевой регуляции дошкольников.

Проводят наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Анализ данных проводят по схеме:

1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленной взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, добиваться результата. Причины того, что цель не достигается.

2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).

3. Какие волевые качества у ребенка сформированы:

Дисциплинированность: подчиняется ли ребенок правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого, и насколько точно; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования (выполняет сразу охотно, точно и правильно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет; демонстрирует негативную реакцию); насколько осознанно подчинение правилам поведения и деятельности;

Самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности), не умеет;

Настойчивость: умеет ли ребенок достигать цели в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, доводить дело до конца; как реагирует на препятствия в деятельности;

Организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, действовать сосредоточенно;

Инициативность: умеет ли ребенок проявлять инициативу; в каких видах деятельности и как она проявляется.

4. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно-гигиенические (привычки регулярно поддерживать чистоту своего тела), привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.

Делаются выводы о том, насколько сформированы и развиты волевые качества и привычки.

4. 3акончи историю (Приложение 4).

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально. Ребенку рассказывают историю про детей и он должен оценить их поведение. По ответам формируется представление о сформированности нравственных норм.

Выбранные нами методики были направлены на решение следующих задач:

1) изучение волевой регуляции старших дошкольников;

2)изучение коммуникативных способностей у старших дошкольников;

3)изучение осознания детьми нравственных норм;

4) изучение сформированности социальных форм поведения ребенка.

На втором формирующем этапе по результатам диагностики был составлен комплекс занятий, направленных на формирование социальной компетентности старших дошкольников. (Приложение 5)

Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут в течение четырех недель. Занятия включали в себя следующие методы работы:

Метод игры - это приобретение социального опыта через игру. Игра на наших занятиях строились таким образом, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей. После игры мы проводили с детьми совместное обсуждение, например, как можно было бы себя вести в той или иной ситуации, чему учит нас эта игра.

Метод сказкотерапии - использование сказок для развития личности, творческих способностей детей. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и пути их решения. Читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Сказки, которые использую при работе с детьми, помогают решить такие проблемы, как:

Неумение общаться;

Невнимательность по отношению к сверстникам;

Конфликт.

В своей работе использовали сказки народов мира, современные специальные сказки.

Технология использования сказки:

Чтение и обсуждение;

Перессказывание всей сказки или элементов сказки;

Зарисовка главного героя сказки или особенного персонажа;

Импровизация сказки: проигрывание элементов сказки или всей сказки.

Занятие 1 . «Поговорим о доброте». Развитие коммуникативных качеств, желание помогать родным и близким, быть вежливым. Сказка «Зайкина избушка», игры: «Магазин», «Кошки-мышки».

Занятие 2 . «Хорошо ли быть злым?». Воспитание умения сопереживать героям, разделять их чувства, развитие эмпатии. Сказка «Волк и козлята», игры: «Семья», «Уголки».

Занятие 3 . «Вежливость». Воспитание чувства ответсвенности, умение принимать решения, понимать передавать эмоциональное состояние другого человека. Сказка «Гуси-Лебеди», игры: «Катай каравай», «Золото».

Занятие 4 . «Учимся понимать чувства других». Формирование представлений о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности. Сказка «Журавль и цапля», игры: «Космонавты», «В кафе».

Занятие 5. «Дружба крепкая не сломается». Воспитание умения дружить.

Сказка «Кот, лиса и петух», игры: «Динозавр», «Коршун».

Занятие 6 . «Мир за окном». Формирование умения не теряться в сложных ситуациях. Сказка «Колобок», игры: «Получаем медицинскую помощь», «Пчелки».

Занятие 7 . «Мир добрых дел». Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений. Сказка «Репка», игры: «Куда иголка, туда и нитка», «Кошкины гости».

Занятие 8 . «Идем на помощь». Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание любви, добра и бережного отношения к окружающему миру. Сказка «Теремок», игры: «в библиотеке», «Нам весело».

На третьем, контрольном, этапе была проведена повторная диагностика с помощью методик, использованных на первом этапе.

2.2 Анализ результатов данных экспериментального исследования психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности старших дошкольников

Нами была проведена диагностика социальной компетентности старших дошкольников, включающая в себя:

1. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (Щетинина A.M., Никифорова М.А.) (Приложение 1).

2. Шкальная оценка сформированное социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдений) -Щетинина A.M., Кире Л.В. (Приложение2).

3. Диагностическая методика «Изучение волевых проявлений», разработана Г. А. Урунтаева (Приложение 3)

4. 3акончи историю (Приложение 4)

По результатам констатирующего экспериментального исследования выявлены следующие результаты проявления коммуникативных способностей старших дошкольников (Таблица 1):

35% детей имеют низкий уровень коммуникативных способностей;

45% детей имеют средний уровень коммуникативных способностей;

20% детей имеют высокий уровень коммуникативных способностей.

Таблица 1 . Уровень коммуникативных способностей (I диагностический срез)

По результатам констатирующего экспериментального исследования выявлены следующие результаты социальных форм поведения старших дошкольников (Таблица 2):

30% детей имеют низкий уровень социальных форм поведения;

45% детей имеют средний уровень социальных форм поведения;

25% детей имеют высокий уровень социальных форм поведения.

Таблица 2 . Уровень социальных форм поведения (I диагностический срез)

Индивидуальные символы (баллы)

По результатам констатирующего экспериментального исследования выявлены следующие результаты волевых проявлений старших дошкольников (Таблица 3):

Таблица 3 . Уровень волевых проявлений (I диагностический срез)

По результатам констатирующего экспериментального исследования выявлены следующие результаты нравственной нормы старших дошкольников (Таблица 4):

35% детей имеют низкий уровень нравственной нормы;

45% детей имеют средний уровень нравственной нормы;

20% детей имеют высокий уровень нравственной нормы.

Таблица 4 . Уровень нравственной нормы (I диагностический срез)

Индивидуальные символы (баллы)

По окончанию формирующего этапа экспериментального исследования мы вновь применили диагностические методики использованные на первом этапе, позволяющие выявить уровень проявления коммуникативных способностей. (Таблица 5)

20% детей имеют низкий уровень коммуникативных способностей;

40% детей имеют средний уровень коммуникативных способностей;

40% детей имеют высокий уровень коммуникативных способностей.

Таблица 5 . Уровень коммуникативных способностей (II диагностический срез)

Индивидуальные символы (баллы)

По окончанию формирующего этапа экспериментального исследования мы вновь применили диагностические методики использованные на первом этапе, позволяющие выявить уровень социальных форм поведения. (Таблица6)

20% детей имеют низкий уровень социальных форм поведения;

35% детей имеют средний уровень социальных форм поведения;

45% детей имеют высокий уровень социальных форм поведения.

Таблица 6 . Уровень социальных форм поведения (II диагностический срез)

Индивидуальные символы (баллы)

По окончанию формирующего этапа экспериментального исследования мы вновь применили диагностические методики использованные на первом этапе, позволяющие выявить уровень проявления коммуникативных способностей. (Таблица7)

35% детей имеют низкий уровень волевых проявлений;

40% детей имеют средний уровень волевых проявлений;

25% детей имеют высокий уровень волевых проявлений.

Таблица 7 . Уровень волевых проявлений (II диагностический срез)

Индивидуальные символы (секунды)

По окончанию формирующего этапа экспериментального исследования мы вновь применили диагностические методики использованные на первом этапе, позволяющие выявить уровень нравственной нормы. (Таблица 8)

15% детей имеют низкий уровень нравственной нормы;

50% детей имеют средний уровень нравственной нормы;

35% детей имеют высокий уровень нравственной нормы.

Таблица 8 . Уровень нравственной нормы (II диагностический срез)

Индивидуальные символы (баллы)

Для анализа полученных результатов мы применили статистический критерий G-критерий знаков.

Н0: уровень коммуникативных способностей старших дошкольников не повысился после проведения комплекса занятий.

Н1: уровень коммуникативных способностей старших дошкольников повысился после проведения комплекса занятий.

G критическое =

Вывод: Н1 принимается, уровень коммуникативных способностей старших дошкольников повысился после проведения комплекса мероприятий.

2 Нами было выдвинуто две гипотезы:

Н0: уровень социальных форм поведения старших дошкольников не повысился после проведения комплекса занятий.

Н1: уровень социальных форм поведения старших дошкольников повысился после проведения комплекса занятий.

G критическое = 4, P ? 0,01

зона незначимости 4 5 зона значимости

Вывод: Н1 принимается, уровень социальных форм поведения старших дошкольников повысился после проведения комплекса мероприятий.

3 .Нами было выдвинуто две гипотезы:

Н0: уровень волевых проявлений старших дошкольников не повысился после проведения комплекса занятий.

Н1: уровень волевых проявлений старших дошкольников повысился после проведения комплекса занятий.

G критическое =

зона незначимости 4 5 зона значимости

Вывод: Н1 принимается, уровень волевых проявлений старших дошкольников повысился после проведения комплекса мероприятий.

4 Нами было выдвинуто две гипотезы:

Н0: уровень нравственной нормы старших дошкольников не повысился после проведения комплекса занятий.

Н1: уровень нравственной нормы старших дошкольников повысился после проведения комплекса занятий.

G критическое = 4, P ? 0,01

зона незначимости 4 5 зона значимости

Вывод: Н1 принимается, уровень нравственной нормы старших дошкольников повысился после проведения комплекса мероприятий.

Выводы по главе 2

Экспериментальная деятельность социальной компетентности старших дошкольников проходила в МБДОУ детский сад г.о. Самара №121, старшая группa, 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет, 10 мальчиков, 10 девочек.

На констатирующем этапе экспериментального исследования у детей старшего дошкольного возраста был выявлен уровень социальных форм поведения ребенка, коммуникативных способностей, волевой регуляции, нравственных норм с помощью методик: карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (Щетинина A.M., Никифорова М.А.); шкальная оценка сформированное социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдений) -Щетинина A.M., Кире Л.В.; диагностическая методика «Изучение волевых проявлений», разработанная Г. А. Урунтаевой.

На формирующем этапе проводился комплекс занятий, включающий в себя сказкотерапию и игру, направленные на формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе экспериментального исследования нами повторно диагностировались уровни. Повторная диагностика показала, что уровни социальных форм поведения ребенка, коммуникативных способностей, волевой регуляции, нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста повысились.

Таким образом, составленный нами комплекс занятий способствовал повышению уровня социальной компетентности старших дошкольников.

Заключение

Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Результатом формирования социальной компетентности становится социализированность ребенка в социум. Социальная компетентность складывается из ключевых начальных компетенций: ценностно-смысловой; общекультурной; познавательной; коммуникативной; личностной.

Эффективность комплекса психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста была проверена в ходе экспериментальной работы.

Экспериментальная деятельность по формированию социальной компетентности старших дошкольников проходила в МБДОУ детский сад г.о. Самара. Исследованием было охвачено 20 испытуемых в возрасте от 5-6 лет. Для его проведения были выбраны методики: Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (Щетинина A.M., Никифорова М.А.); Шкальная оценка сформированное социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдений) -Щетинина A.M., Кире Л.В.;

Диагностическая методика «Изучение волевых проявлений», разработана Г. А. Урунтаева, позволяющие выявить уровень социальной компетентности старших дошкольников.

Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Выявленные психолого-педагогические условия и проведенный комплекс занятий способствовал успешному формированию социальной компетентности старших дошкольников.

Список литературы

1. Агапов И.Г., Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2001. - N 4. - С. 8-19

2.Анохин, Е.В. Психолого-педагогические особенности деятельности детских разновозрастных объединений, Электронный ресурс. URL ресурса: http://www.rada.kiev.ua/LIBRARY/new/

3.Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1. - С. 70 - 75.

4.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования(1984)

5.Байденко, В.В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) Текст. /В.В. Байденко // Высшее образование в России. 2004 - № 11 - с. 3-13.

6.Беседина, И. А. Формирование социальной компетентности Электронный ресурс. / И.А. Беседина http://muc.renet.ru/iornal/number9/besedina.shtml

7.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 1968. - 192-193 с.

8.Болыпакова, А.И. Формирование компетентностного отношения дошкольников к себе Текст. /А.И. Большакова //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. - №2. - 68-76с.

9.Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие Текст. / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.-С. 224.

10. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации Текст. / С.С. Бычкова.-М.:АРКТИ, 2003.-96с.

11.Выготский, Л.С. Обучение и развитие детей в дошкольном возрасте Текст. / Л.С. Выготский // Умственное развитие в процессе обучения. -М.; Л, 1935. - С.135

12. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. С. 77

13.Гаврилушкина О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста. - М.: МГППУ, 2002.

14.Гаврилушкина О.П. Речевое общение как условие личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Коррекционное обучение как основа личностного развития аномального дошкольника./Под ред. Л.П. Носковой. М., 1989.

15.Гаврилушкина О.П. Социальное взаимодействие современных дошкольников и проблема инклюзивного и интегрированного обучения//Материалы городской межвузовской научно-практической конференции "Равные возможности - новые перспективы". М.:МГПУ, 2010.

16.Гаврилушкина О.П. Характеристика совместной деятельности дошкольников с нормальным и сниженным интеллектом//Коррекционно-логопедическая работа образовательных учреждений в условиях модернизации Российского образования. Владимир. 2007.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 13.11.2015

    Формирование культуры речевого взаимодействия в результате общения взрослых с детьми и ребенка со сверстниками. Использование мнемотехники для развития связной речи. Исследование уровней сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2015

    Принципы компетентностного подхода в образовании, влияющего на раскрытие личностного потенциала учащихся. Психологические особенности детей с дефектами в развитии. Разработка программы для формирования социальной компетентности у слабослышащих детей.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    Проект педагогической технологии формирования взаимоотношений со сверстниками у старших дошкольников. Понятие коммуникативного поведения и социального развития подростков. Использование игровых технологий как средства формирования компетентности учеников.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Особенности развития и условия формирования коммуникативных умений у дошкольников. Общение ребенка со сверстниками. Функции и виды детских игр. Принципы развивающей предметно-пространственной среды. Повышение педагогической компетентности родителей.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2017

    Понятие социальной компетентности в педагогической науке. Характеристика социальной компетентности младших школьников и принципы ее формирования. Реализация принципа общедоступности закона "Об образовании" и ретроспективный обзор его осуществления.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2014

    Психолого–педагогические аспекты формирования ИКТ-компетентности учащихся начальных классов. Инновационные средства обучения. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках окружающего мира посредством использования инновационных средств.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

    Средства и формы развития личности учащихся в вузе. Характеристика мероприятий, проводимых студенческим клубом. Анализ организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности, способствующих формированию социальной компетентности студентов.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Социально–коммуникативные умения как база для формирования личностного потенциала дошкольников. Механизмы и условия социализации как главной ее составляющей. Специфика формирования социально–коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Современная система образования на всех ступенях ее реализации ориентирована на формирование у обучаемых как субъектов образования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и других проблем. При этом заметим, что содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт познания человеком мира.

Д.И. Фельдштейн указал на существенные изменения, происходящие в обществе в форме новой пространственно- временной ситуации, которые «предопределяют и качественные умения человека, обладающего ныне новым типом мышления, новым типом сознания и самосознания .

Изменения, происходящие с ребенком в дошкольном возрасте исследованы Д.Б. Элькониным, М.М. Лисиной, А.В. Запорожцем, которые установили, что «для детей дошкольного возраста, определяющим выступает развитие мотивационно-потребностной сферы». В повседневной жизни ребенок в процессе социализации осваивает культурные нормы поведения, у него формируются умения выстраивать отношения с миром взрослых и сверстников.

В основе становления начал социальной компетентности лежит понятие социализации, социальной активности как процесса вхождения ребенка в мир человеческих отношений, человеческой культуры. Первые внутренние этические инстанции и этические правила складываются в раннем возрасте. Становление «смысловой и внутриличностной реальности представления об окружающем мире и отношениях между людьми должны быть опосредованы деятельностью, пройти через жизнь, бытие ребенка, через осознание и самосознание» .

Дошкольное образование наряду с подготовкой к обучению в школе, призвано осуществить позитивную социализацию, в рамках которой формируются представления о нормах нравственности и морали, представления о добре и зле. Организация дошкольного образования направлена на предупреждение в дальнейшем асоциального поведения ребенка.

Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию и самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Структуру социальной компетентности дошкольников составляют компетентность в бытовой сфере, включая семейный быт; основы формирования чувства гражданственности и социальной активности ребенка на основе контактов ДОО с другими социальными институтами - школой, учреждениями дополнительного образования, музеями и т.п.

Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения, так как чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Анализ научной литературы по проблеме исследования, а также анализ образовательной практики позволил выделить следующее противоречие между:

Общественной необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО как фактора подготовки детей к жизни в обществе и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования.

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных исследовательских задач.

При определении условий формирования социальной компетентности воспитанников детского сада, мы исходили из:

Учета социального заказа общества и задач, поставленных в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», реализации требовании ФГОС;

Анализа психолого-педагогической литературы по проблемам социального развития детей и формирования социальной компетентности.

Первое условие - формирование дошкольных групп по разновозрастному принципу. В научных исследованиях разновозрастные группы расцениваются оптимальной моделью организации среды развития ребенка (Л.С. Байбородова, Б.З. Вульфов, Е.Н. Герасимова, С.Л. Ильюшкина, О.В. Соловьев и др.). Действительно разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает предпосылки для установления коммуникации с детьми разных возрастных групп, что расширяет условия его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

В этом случае запускаются различные психологические механизмы, в частности, когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, при этом происходит ориентация на «зону ближайшего развития». В случае, когда ребенок вступает во взаимодействие как старший, включается механизм «социального взросления». Таким образом, ребенок в разновозрастной группе гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир.

Второе условие реализации модели формирования социальной компетентности-создание и поддержание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды.

В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других убедительно показано, что среда развития ребенка является «источником материала для самопознания, она создает условия для осмысления себя целостной личностью». Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский под средой понимают «мир природы, людей, предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социально-культурное становление ребенка». Авторы подчеркивают, что максимальный эффект воздействия среды на ребенка достигается при грамотном сочетании всех компонентов среды.

Н.Б.Крылова характеризует основными параметрами среды: отношения, ценности, символы, вещи, предметы. При изучении механизмов взаимодействия среды и личности важная роль отводилась «социальной ситуации развития», под которую Л.С. Выготский понимал «своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребёнком и окружающим его миром». Роль среды состоит в том, что она «...по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне».

Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания ребенка лишь в том случае, когда оно насыщенно знаниями, представлениями о социальном мире, природе через наполнение контекста рисунками, картинками, когда детям предоставляется возможность творчески преобразовать тем самым приобретаются способы деятельности.

Обогащенная среда насыщена таким методическим ресурсом, обеспечивающим развитие различных психических процессов, а также позволяет дошкольником бесценный социальный опыт. Принципиально важным моментом является учет дидактических и воспитательных принципов, в частности:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей - подразумевает возможность выбора формы и способов участия детей в События, мероприятия в соответствии его мотивов и интересов;

Принцип практико - ориентированности - дети участвуют в такие виды деятельности, позволяющие им развить не только когнитивные компетенции, но и практические компетенции в виде умений;

Принцип сознательности - он предусматривал принятие ребенком целей, которые ставит воспитатель перед ребенком, их принятие ребенком и руководствуется ими как своего целеполагания;

Принцип связи с жизнью - он реализуется через актуализацию и реконструкцию личного опыта ребенка, с последующим приращением к нему нового опыта;

Принцип научности - соблюдение данного принципа приводит к необходимости формирования у дошкольников научной картины мира: как социального, так и природного. При реализации данного принципа организуется исследовательская работа детей, которая принципиально отличается от ознакомительных экскурсии или других форм.

Важно учесть, что вся организованная педагогическая система по формированию социальной компетентности дошкольников ориентируется на развитие всей сенсорной сферы, позволяющей приобрести чувственный опыт при восприятии окружающей среды. Это означает, что ребенок может выбирать форму и место для работы с различными фактурами материалов.

Создается предметная среда педагогами в соответствии с потребностями детей, а также с точки зрения педагогической целесообразности. Субъектное свойство детей реализуется в том, что детям предлагают совершать определенные изменения в среде жизни группы. Наряду с тем, что они все знакомы с правилами порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.

Поведенческая среда образовательного пространство ДОО - характеризуется определенными корпоративными формами поведения субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей и системой оценочной шкалы поведения.

Событийное окружение - это совокупность событий, попадающих в поле восприятия дошкольника. Активное участие дошкольников в подготовку и проведения воспитательных Событий развивает персептивные, коммуникативные, способности, формирует практические умения, а значит, становится фактором личностного становления.

Информационное окружение дошкольников составляет обмен информацией между детьми, между детьми и взрослыми. Проблема развивающей среды детского образовательного учреждения рассматривается как организация такой среды, направленной на формирование знаний, представлений об окружающем мире, первичные представления о взаимосвязи в природе между различными организмами.

Третье условие формирования социальной компетентности дошкольников - высокая профессиональная компетентность педагогов, работающих в разновозрастной группе, гуманистическая направленность их деятельности.

Наше экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОО №7 ст. Гиагинская, РА. В опытно - экспериментальную работу были включены 2 группы, ЭГ, КГ. В контрольной группе учебно - воспитательная работа осуществлялась традиционным образом. В экспериментальной группе проводилась систематическая работа по апробации выявленных на уровне теоретического осмысления педагогических условий.

На констатирующем этапе исследовательской работы нами была проведена следующая работа:

Охарактеризовано образовательное пространство ДОО с точки зрения его развивающего, воспитательного потенциала для формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;

Определен уровень профессиональной компетентности педагогов в области формирования социальной компетентности детей на основе гуманистических принципов;

Выявлен исходный уровень сформированности социальной компетентности дошкольников.

Основной задачей формирующего этапа исследования было экспериментальное апробирование педагогических условий формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

В табл.№1 представлены критерии сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста

Таблица №1

Критерии

Показатель

Самостоятельность

умение выбрать самостоятельно дело

Умение поставить цель, выполнить работу до конца

самостоятельно

Произвольность поведения, самодисциплина

Умение сдерживать свои эмоции и непосредственные

Принятие и выполнение правил группы

Выполнение требований взрослого

Познавательная активность, познавательная потребность

Частота занятий умственной деятельностью, сосредоточенность на умственной деятельности -частота занятий самостоятельной исследовательской деятельностью

Доброжелательность, эмпатия

умение предлагать и оказывать помощь - умение адекватно реагировать на чувства других, оказывать поддержку, сопереживать

Для исследования были выбраны разновозрастные группы, которые работали по программе Васильевой Т.А. (Табл.2)

Нам важно было показать, с одной стороны, влияние разновозрастного комплектования групп на социальное развитие детей, а с другой - на необходимость выполнения и других значимых условий гуманизации образовательного процесса для усиления эффективности фактора разновозрастности. Это связано с тем, что основной акцент в учебном плане делается на свободной самостоятельной и совместной деятельности детей трех возрастов в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде.

Таблица 2

Организация занятий в разновозрастных группах

Направления деятельности Группы ЭГ

Группа КГ

Познавательно-речевое развитие

Развитие речи и ознакомле-ние с окружающим

Тематические занятия проводятся как со всей группой, так и с подгруппой

Развитие математических представлений

90% времени - самостоятельная и совместная работа с материалами после показа педагогом 10% - подгрупповые занятия (подгруппа- по уровню освоения темы)

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Проводятся со всей группой

Не проводятся

Социально-личностное развитие детей

Уроки социальной жизни (занятия по социальному воспитанию)

Проводятся со всей группой

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Проводятся со всей группой

Не проводятся

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие

50% - со всей группой

50% - по возрастным подгруппам

Изодеятельность

50% - со всей группой

50%) - по возрастным подгруппам

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Театрализация

Проводятся со всей группой

Иногда - со все группой, иногда - по подгруппам

Физическое развитие

Физкультура

Группа делится на занятия по воз-растам

Группа делится на занятия по возрастам

В образовательной практике первые два условия трудно разграничивать, в силу того, мы формировали разновозрастные группы для того, чтобы создать развивающую пространственную, в данном случае - субъектное, информационное пространство жизни дошкольников. Для этого мы использовали систему различных воспитательных обучающих форм. В частности, мы проводили Уроки социальной жизни , основной целью которых было моделирование формы культурного общения детей, умения корректно решать жизненные ситуации в общении с родителями, детьми. Это принципиально важно, так как младшие дети разновозрастной группы не обладают достаточным уровнем социальной компетентности, чтобы участвовать в работе наравне со старшими ребятами. Они чаще всего наблюдали и пытались подражать в процессе совместных игр, или другой деятельности.

При этом мы замечали, что они легче усваивают и правила группы, и навыки культурного общения и поведения. В формировании социальной компетентности дошкольников большое место отводилось «Методу проектов», в силу высоких возможностей для позитивной социализации детей. Известно, что метод проектов был ориентирован на формирование активной жизненной позиции субъекта образования. Руководствуясь такой логикой, мы ориентировали детей на свободный выбор при решении определенной педагогической, социальной проблемы. Но при этом систематически подчеркивали о личной ответственности за результат этого выбора. Не нарушая алгоритм осуществления метода проектов мы выбирали различные формы его реализации: ролевые игры, моделирование педагогических ситуации. Важным моментом явилось то, что мы предоставляли свободу не только в выборе действия, но и в оформлении пространства жизни в ДОО. Пространство жизни детей не ограничивалось лишь помещением одной группы, им предоставлялась возможность посещать другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты ДОО.

В рамках проводимого исследования была проведена планомерная организационная работа по совершенствованию предметно-пространственной среды групп ДОО через ее зонирование. Причем каждая зона выполняла определенную функциональную роль и органично сочеталась с другими зонами. Были выделены следующие зоны: зона упражнений в навыках практической жизни, зона сенсорного развития, зона развития математических представлений, зона освоения русского языка, зона знакомства с основами культуры и первичными представлениями о природе, ее объектах. Кроме того, в группах предусматривалась зона продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок.

Освоение педагогами теоретических основ и современных проблем социального развития детей в системе дошкольного образования; наработка теоретических знаний и практических умений педагогов по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста; становление педагогов на позиции гуманистической направленности профессиональной деятельности.

Результаты экспериментального апробирования педагогических условий свидетельствует о существенных изменениях по всем критериям сформированности компонентов социальной компетентности дошкольников. Так в опытных группах КГ и ЭГ, реализация педагогических условий формирования социальной компетентности дошкольников, резко возросло число детей, находящихся на среднем и высоком уровнях. В то время как в контрольных группах, не реализующих педагогические условия, произошли незначительные изменения.

Обобщенный результат результатов сформированности социальной компетентности дошкольников свидетельствует о том, что дети показали высокие результаты по всем или большинству критериев, сколько - средние и низкие. Полученные данные приводятся в таблице 3 .

Таблица 3

Уровни сформированности социальной компетентности на начальном и итоговом этапе экспериментальной работы

Уровни сформированности

коли-чество

коли-чество

коли-чество

Таким образом, разновозрастность групп, несомненно, влияет на показатели сформированности начальных компетенций, но не является достаточной. Эффект разновозрастности усиливается, если:

Созданы условия для свободной деятельности детей, самостоятельного выбора деятельности, реализации своих потенций;

Педагоги строят образовательный процесс так, чтобы взаимодействие детей трех возрастов проходило в самых разнообразных видах деятельности, в том числе и в процессе обучения, когда наиболее ярко проявляются наставничество старших, взаимо - обучение, развитие адекватной самооценки.

Третье направление работы, с одной стороны, во многом определяло успешность реализации педагогических условий в рамках экспериментальной работы, а с другой, явилось более сложной проблемой. С целью повышения общекультурных и профессиональных компетенции нами был разработан план методических мероприятий в русле гуманизации образовательной системы ДОО.

В последнее время все чаще в учебной литературе используется понятие "социальная компетенция". Трактуется оно авторами по-разному. Кроме того, это понятие может включать в себя множество элементов.

Проблемы терминологии

Социальная компетенция рассматривается некоторыми авторами как совокупность таких человеческих качеств:

  • Эмпатия.
  • Социальная чуткость.
  • Терпимость.
  • Открытость.
  • Независимость.
  • Непосредственность.
  • Способность к творчеству.

Другие авторы выделяют только два аспекта - кооперацию и автономию. В настоящее время нет общепринятого определения социальной компетенции. Проблема связана с тем, что в различных научных дисциплинах термин "компетенция" имеет разное значение.

Кроме этого, следует учитывать, что содержание понятия зависит от специфики ситуации, в которой находится субъект. Немаловажное значение имеют и особенности требований, предъявляемых к индивиду.

Если в бытовых условиях какая-то модель поведения признается успешной, то в трудовой деятельности ее использование может привести к краху. Поэтому важно развивать различные в том числе). Ожидания по отношению к одному субъекту будут сильно изменяться в зависимости от его роли в обществе. К примеру, окружающие предъявляют разные требования к коллегам, подчиненным, управляющим.

Важный момент

Социальную компетенцию нельзя рассматривать в качестве личной мотивации или индивидуальной квалификации. Развиваться она может исключительно в благоприятных и открытых условиях. Упрощенная интерпретация социальной компетенции может применяться только для объяснения серьезных, частых, явных отклонений в поведении индивида.

Оно определяется при помощи категорий общей компетенции. В социально-коммуникативной модели человеческого поведения Д. Эйлер выделил 6 категорий:

  1. Невербальное или вербальное выражение мнения на уровне эмоций, намерений, отношений и на деловом уровне.
  2. Интерпретация мнения.
  3. Метакоммуникация.
  4. Чувствительность к коммуникационным помехам (явным или скрытым).
  5. Анализ условий общения (персональных или ситуативных).
  6. Использование результатов анализа.

Структурные элементы

Компонентами социальной компетенции являются:

  1. Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов.
  2. Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям.
  3. Индивидуальные характеристики. О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе.
  4. Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.

Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:

  • Знаний о себе и социальной действительности.
  • Сложных навыков и умений.
  • Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.

Формирование социальной компетенции

Общественно-экономические изменения в современной России обуславливают новые требования к личным качествам субъектов. Воспитание индивида, вкладывание в него ключевых социальных компетенций осуществляется с самого раннего возраста. Важным условием воспитания является благоприятный среди сверстников. На эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения в дошкольном учреждении, в школе. Социальные компетенции у детей появляются и развиваются под наблюдением взрослых.

Задачей педагогов и родителей является создание благоприятного психологического климата для ребенка. Необходимо обеспечивать детям возможность говорить о себе, изучать себя, общаться с другими детьми и взрослыми, слышать их.

Необходимые условия

Развитие социальных компетенций будет эффективно только при соблюдении следующих условий:

  1. Педагог или родители должны переориентироваться на работу с личностными элементами сознания ребенка, обеспечить поддержку его способности к ответственному выбору, рефлексии, самоорганизации, творчеству.
  2. Досуговые программы должны быть наполнены социальными и эмоциональными компонентами.
  3. Педагогические технологии, используемые в воспитании, должны быть построены с учетом специфики отношений взрослого и ребенка.
  4. Должно проводиться психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.

К педагогическим условиям формирования и совершенствования социальных компетенций в учебном заведении относят:

  1. Наличие специально созданной системы социально-педагогической помощи, организованной с учетом отрицательно воздействующих факторов, основанной на реализации разных вариантов досуговых программ.
  2. Наличие у детей возможности переживать в разных сферах жизни и деятельности за результаты успешного поведения.
  3. Обеспечение согласованного педагогического воздействия на учащихся.

Задачи

Социальная компетенция формируется и развивается для таких целей:

  1. Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, который характеризуется организацией продуктивного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
  2. Формирование терпимого отношения к сверстникам, развития коммуникативных навыков.
  3. Формирование базы для эмоциональной саморегуляции, осознания своих переживаний и чувств в сложившихся условиях.

Ожидаемые результаты

Правильно построенная работа по формированию социальных компетенций должна привести к пониманию детьми сути понятий "тренинг", "друг", "дружба", "эмоции", "чувства", "ощущения", "ценности", "команда".

У каждого ребенка должны быть развиты умения и навыки:

  1. В сфере самопознания - понимание и принятие своих ощущений, чувств, оценка своего состояния и состояния собеседника по внешним признакам, использование невербальных и вербальных коммуникативных средств.
  2. В сфере межличностного взаимодействия - способность преодолевать барьеры и стереотипы при общении.

Одним из ключевых условий эффективного саморазвития и самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса является психологический комфорт в учебном заведении.

Роль педагога

Социальную компетенцию (по мнению многих специалистов) следует рассматривать как состояние баланса между средой, в которой находится субъект, требованиями, которые предъявляет к нему общество, и его возможностями. При нарушении равновесия возникают кризисные явления. Предотвращение их - важнейшая задача педагога.

Для предупреждения кризисных явлений педагог должен уметь видеть ребенка, своевременно распознавать проблемы, наблюдать за его поведением, фиксировать сложности, анализировать их и вырабатывать методы коррекции.

Компетентностный подход

В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.

Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.

Заключение

Сегодня вопросами эффективного использования компетентностного подхода занимается множество ученых. Научные деятели ищут способы сокращения разрыва между теорией и ее практическим применением в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что особенности компетентностного подхода больше изучены в рамках профессионального образования. Поэтому далеко не все школьные учителя имеют представление о способах его реализации.

Социальная компетенция важна везде, где происходит взаимодействие людей: в семье, в образовательном учреждении, в обществе. Современное образование ставит перед педагогами сложную задачу сформировать у детей не только учебные, но и социальные компетенции. Результатом ее решения должно стать воспитание в учащихся умений устанавливать контакт с другими людьми, проявлять терпение, уважение к другим, понимать состояние других людей, адекватно вести себя в обществе. Все эти качества закладываются в детстве. Для формирования этих умений педагоги должны работать совместно с родителями, разрабатывать такие подходы, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что выпускники школ станут достойными гражданами своей страны.

Социально-эмоциональное развитие дошкольника это своеобразная свойство личности, оказывающееся в оптимальном сочетании адекватного эмоционального реагирования на события, поступки, проявление социальных действий.

Для полноценного социального развития дошкольника необходимы обе формы приобретения опыта: организованное социальное научение (воспитание и обучение как целенаправленное воздействие взрослого на ребенка) и практика социального взаимодействия.

Важной задачей психологии воспитания и обучения встает поиск оптимальных форм сочетания обоих видов социальной практики, как результат сочетания целенаправленного воспитания и обучения дошкольника с приемами самостоятельного усвоения закономерностей социального бытия: полноценная социальная развитость личности, социальная компетентность, социальная зрелость.

Социальное развитие ребенка происходит на почве эмоций, которыми он связан с социумом. Эмоциональный и социальный аспекты развития находятся в постоянном взаимодействии и взаимообусловленности. Эмоции, которые испытывает дошкольник к другим людям, ориентируют его на социальное поведение.

Проблема социализации, формирование жизненного опыта в дошкольном возрасте имеет большое значение. сейчас, когда мы вновь начали понимать, что каждый ребенок это неповторимая самобытная индивидуальная личность, очень важное место занимает изучение процессов, источников, механизмов , то есть приобретения жизненного опыта, формирования социальной компетентности.

Социальная компетентность определяет способность контактировать с социумом.

Компонентами социальной компетентности можно считать морально-этические качества и социальную адаптацию индивида.

По исследованиям В. Кузьменко, будущее ребенка в значительной степени зависит от того, как он сумеет адаптироваться к социальной среде. Поэтому существуют такие показатели социальной компетентности дошкольников: адаптация к новым условиям жизни, социализация, групповое взаимодействие, социальный статус, понимание другой точки зрения, регуляция совместной деятельности, решение общих вопросов.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности.

Типология сформированной социальной компетентности

  1. Гармоничный тип – поведение и деятельность дошкольников сбалансированы, согласованы. Дети отзывчивые, инициируют поддержку партнера, быстро ориентируются в новых условиях.
  2. Гиперсоциальный тип – активность ребенка более развита, чем его индивидуальность. У дошкольника очевидно преобладание стремления поступать так, как требуется, заботиться об интересах других.
  3. Демонстративный тип – активность детей в данном случае эгоистична, дети индивидуальны по-своему, самоуверенные, настойчивые, командуют, необщительные.
  4. Деструктивный тип – непослушание дошкольников, агрессивность в поведении, завистливость, недоброжелательность, нарушение дисциплины, не выполнение моральных обязанностей.

Как свидетельствуют данные, только один тип можно квалифицировать как собственно социально компетентную.

Представители других типов, которые составляют 80% от всей группы, характеризуются недостаточной зрелостью, а следовательно, и недостаточной компетентностью.



Публикации по теме