Ребенку 5 месяцев он. Другие важные моменты в развитии

До полугода, при отсутствии патологических заболеваний маленькие дети развиваются стремительными темпами. Так, пятимесячный малыш при нормальных показателях роста и веса уже должен уметь самостоятельно сидеть, улыбаться на знакомые звуки речи, фиксировать зрительское внимание на родителях и демонстрировать другие достижения.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев, как и в предыдущие периоды его жизни, активно развивается и имеет свои особенности. Какие еще происходят изменения в этом возрасте? Как и чем можно помочь крохе в освоении новых навыков и умений? Давайте разбираться подробнее.

Физическое развитие

На 5 месяц жизни, ребенок постепенно прибавляет в весе и росте. Мальчики растут и поправляются чуточку быстрее, чем их сверстники – девочки. Физические изменения каждого младенца зависит от индивидуальных показателей.

В нижеприведенной таблице указаны средние нормы веса и роста, по которым педиатры определяют, как развивается мальчик и девочка.

Физиологическое развитие

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. Также улучшается и развитие зрения малыша – становится острее.

Сейчас он больше концентрирует внимание на быстро перемещаемых предметах, узнает своих родителей и незнакомых людей. Кроме того, ребенок любит рассматривать яркие и контрастные предметы, свое тело (ручки, ножки), а также отдаленные объекты.

Как и острота зрения, слух у ребенка в пять месяцев, заслуживает особой похвалы. Примечательно, что маленький уже различает голоса мамы, папы, бабушки, дедушки, их интонацию и мимику.

В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения. Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки , поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев. Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят.

Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Что касается малышей, которые питаются материнским молоком, то их стул может меняться относительно установленной нормы. За одни сутки кроха может какать очень часто (5-6 раз) либо не ходить в туалет на протяжении 1-2 дней – это также вариант нормального развития таких детей.

Частота мочеиспускания у детей 5 месяцев может колебаться от 18 до 20 раз за сутки. В норме моча имеет прозрачный (светло-желтоватый) цвет, без резкого запаха, слизи и других примесей. Если ребёнок мочится (писает) слишком часто или с большим промежутком времени – это должно насторожить молодых родителей.

Что умеет малыш?

Усовершенствование двигательных навыков является одной из особенностей развития ребенка на 5 месяце жизни. Умение сжимать кулачки и крепко удерживать бутылочку в своих маленьких ручках, доставляет крохе огромное удовольствие. Он может так увлечься игрушкой, что не замечать рядом стоящих и наблюдающих за ним родителей.

Кроме того, в этом возрасте «карапуз» уже много чего достиг и умеет делать следующее:

  • старательно наблюдает за взрослой едой и пытается взять из тарелки блюда, которые кушают родители. В возрасте 5 месяцев еще рановато вводит прикорм, особенно для детей находящихся на грудном вскармливании.
  • освоил свои первые перевороты с живота на спину, а более проворные груднички и в обратную сторону;
  • хорошо удерживает спинку и голову в вертикальном положении;
  • в отличие от предыдущих месяцев, все движения малыш делает самостоятельно и осознанно. Он может легко подняться на локти, ползать на животе в нужном ему направлении, изучая окружающую обстановку;
  • около 20% детей к пяти месяцам начинают издавать отдельные звуки и слога. Речь ребенка еще неосмысленна в его воспроизведении, однако формирование интонации и отдельных слогов уже наблюдается. Свои эмоции от общения с родными он проявляет в виде улыбки.
  • кроха понемножку осваивает навыки сидеть в детском стульчике для кормления, а также при поддержке родителей. В сидячем положении первенец еще не может долго удерживать спинку, поэтому его лучше обложить подушками.
  • если взять малютку под мышки и слегка поставить на ножки в вертикальном положении, то он будет стремительно перебирать ступнями, как бы пытаясь от вас убежать.

Стремление 5-ти месячного малыша к взрослению и развитию навыков координации движений, приносят большую радость маме и папе. Хотя эти двигательные способности и носят рефлекторный характер, однако в будущем, они станут еще более осознанными и уверенными.

Нормы сна и бодрствования

Приучение ребенка к дневному распорядку способствует быстрой адаптации младенческого организма к условиям новой жизни. Поэтому календарь развития должен формироваться с первых месяцев жизни.

Родители должны уметь правильно спланировать график сна, игр и прогулок для 5 месячного младенца. Об этом говорят психологи и детские педиатры, в том числе известный практикующий врач Евгений Комаровский.

Сейчас на сон ребенка 5 месяцев, уходит много времени. Если карапуз в отличном расположении духа, здоровый и его ничего не тревожит, он может спать ночью до 15 часов , без просыпания для ночных кормлений.

Расписание режима сна можно условно разделить на 3 промежутка с интервалом 2-3 часа после еды и бодрствования. Крепче всего младенец засыпает после прогулок на свежем воздухе.

Как правило, график дневного отдыха разбивают следующим образом:

  • утренний: 8.30-10.00 час;
  • обеденный: 12.30-14.30 час;
  • вечерний: 17.00-19.00 час.

Первый раз, малыша лучше укладывать спать через 1-1,5 часа, после утреннего кормления и активных игр, способствующих его развитию. Второй, лучше совмещать с прогулками на улице. Свежий воздух благоприятно влияет на здоровье и общее самочувствие малыша. Третий сон выпадает на вечер, поэтому следите за терморегуляцией помещения и атмосферой в семье. Маленький карапуз, как и взрослые, любит тишину.

Питание младенца в 5 месяцев

На пятом месяце некоторые малыши нуждаются в дополнительной пище – прикорме. Как правило, это дети, которые находятся на искусственном вскармливании.

Лучше всего подбирать адаптивную смесь, в которой много железа, кальция, фосфора и других полезных витаминов. Сытый кроха всегда будет в хорошем эмоциональном настроении, и не будет иметь отклонений от норм развития.

В этом возрасте, педиатры советуют снижать частоту приемов пищи. Вместо привычных шести кормлений, теперь грудничку достаточно лишь пяти раз в день. Дневная норма молока теперь составляет 500 мл. Такая смена графика принятия еды на общее развитие ребенка никак не влияет.

Тем детям, которые продолжают находиться у материнской груди, вводить в рацион новые продукты ранее 6 месяцев не рекомендуется.

Развивающиеся занятия


  • Занятие гимнастикой. Вашему малышу уже исполнилось 5 месяцев? Тогда ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.
  • Водные процедуры. Купание пятимесячных детей в теплой ванне, с использованием целебных трав, улучшает пищеварение и служит прекрасной профилактикой от различных кожных заболеваний.
  • Занятия на развитие мелкой моторики. Все малыши очень любят подолгу держать в руках игрушки. Чтобы развивать у ребенка мелкую моторику, следует покупать игрушки небольших размеров (звонкие погремушки, колечки с подвесками, пирамидки). Обязательно следите за качеством и безопасностью изделия – перед тем как что-то купить, изучайте инструкцию и возрастные особенности.
  • Обучение навыкам ползания. Есть категория детей, которые в 5 месяцев, еще не очень активные и подвижные. Педиатры рекомендуют приучать их координировать свои движения с помощью игрушек. Для этого положите в дали на кроватке его любимую игрушку, любопытный малыш захочет к ней дотянуться и будет пытаться ползти.
  • Когда кроха бодрствует. Общаясь с младенцем, показывайте ему аппликации животных, картинки фруктов, овощей, произносите вслух их названия. Давайте крохе дотронутся до незнакомых объектов, пусть у него развиваются органы чувств.
  • Уличные прогулки. Гуляя на улицах, в парках, скверах, чаще усаживайте крохотного малыша в слинг или «рюкзачок-кенгурушку» . Это освободит ваши руки и установит гармоничную близость с карапузом. Так он будет чувствовать себя спокойным и защищенным от внешнего мира. Часто этот атрибут педиатры назначают детям с эмоциональной и тактичной задержкой развития.

Уход за 5 месячным ребенком

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Купать ребенка необходимо в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю.

В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Не менее важным элементом ухода является массаж и гимнастика. В 5 месяцев, гимнастические занятия желательно проводить утром, когда ребенок проснулся и его нужно взбодрить.

В отличие от гимнастики, профилактический массаж проводят в вечернее время, за 1 час перед сном. Техника массажных движений состоит из легких поглаживаний и пощипывания кожи. Нельзя проводить занятия вечером с гипер-активными малышами, которые могут получить высокий заряд энергии и иметь проблемы с ночным сном.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

    • чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
    • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
    • использование ;
    • смена памперсов во время туалета и в течение дня;
    • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Выполнение этих гигиенических действий способствует здоровому духу и гармоничному развитию малыша.

Развитие недоношенных пятимесячных детей

Недоношенный младенец ничем не отличается от сверстников, которые родились в срок. В возрасте 5 месяцев, у малыша активно развивается двигательная активность, мелкая моторика, он умеет агукать, уверенно держать голову лежа на животе, ползать и делать перевороты.

Пятимесячные детки меньше спят, меняются внешне, и больше двигаются – это связано с развитием опорно-двигательного аппарата и мускулатуры. Подросший малыш нуждается в новом распорядке дня, а карапузы на искусственном питании уже готовы к введению прикорма. Это время для совершенствования уже существующих умений, необходимых для дальнейшего развития детского организма в качественно новом периоде жизни. Узнав, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, родители могут сравнить показатели своего сына или дочери со средними нормативами, и вовремя отреагировать на любые отклонения.

Мышечная масса карапуза к пяти месяцам заметно возрастает. Родители с удивлением и радостью отмечают, что на этот раз прибавка в весе, весьма, значительная – 700г, при этом рост детей увеличивается всего на 2 см. На данный момент дети весят в два раза больше, чем при появлении на свет.

В их физиологии и психическом плане также происходят изменения:

  1. Несмотря на то, что наращивается масса тела ребёнка, благодаря движению и небольшой прибавке в росте, он выглядит пропорциональнее, чем раньше, а сила его ручек и ножек увеличивается из-за укрепления мышц.
  2. В пятимесячном возрасте у малышей развивается пространственное зрение, благодаря чему они уже оценивают объекты по разным критериям и могут следить взглядом не только за предметами, движущимися из стороны в сторону, но и вниз-вверх. К тому же усиливается связь зрительной функции с мелкой моторикой. Определённым достижением является и то, что дети уже могут распознавать вещь по одной из её частей.
  3. У деток довольно развитый слух, они различают голоса, могут находить источники шума, поворачивают голову, если их заинтересовывают какие-то неясные звуки, шаги и шорохи. Родителям нужно следить за реакцией малыша, потому что некоторые из них не могут воспринимать высокие частоты. Это вызвано нарушениями, и в этом случае визит к врачу обязателен, ведь со слуховой функцией связана речь карапуза. Дополнительным симптомом отклонения может стать отсутствие гуления в 4-5 месяцев и позже.
  4. Поскольку многие детки, питающиеся молочными смесями, находятся на прикорме, у них могут случаться разные проблемы с пищеварением. Несоблюдение элементарных правил ввода и дозировки новых продуктов становится причиной колик, болей в животике и аллергии. Для ребёнка важно сбалансированное меню и режим питания, чтобы не возникало расстройств кишечника.
  5. У малышей может наблюдаться повышенное слюноотделение, но до полугода гиперсаливация считается, вполне, естественной, и не вызвана какими-то заболеваниями.
  6. Нарушение тонуса у младенцев в виде перенапряжения к этому времени проходит самостоятельно, не провоцируя патологий. Если же оно явственно выражено, лучше показать ребёнка специалисту.
  7. Нормальным для возраста 5 месяцев является опорожнение кишечника до двух раз в день, и мочеиспускания с частотой до 15 раз за сутки.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев находится на стадии совершенствования, он уже способен различать своих и чужих, и может вести себя тревожно, если контакт с незнакомым лицом не установлен. Пятимесячный малыш уже умеет подражать действиям взрослых и даже их передразнивать, а если вдруг мама изменит причёску, то весь его вид будет указывать на крайнее удивление, впрочем, это пройдёт, некоторое время спустя. В целом дети в 5 месяцев всё больше проявляют свою социальность и нуждаются в общении с взрослыми.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Понимание того, что должен уметь 5 месячный малыш, означает лишь усреднённые сведения о способностях детей в этом возрасте, и всё же необходимо хотя бы приблизительное соответствие этим данным, которые составлялись специалистами этой области для лучшей ориентации родителей в отношении их деток.

В начале шестого месяца малыши достигают определённых успехов. В отношении их двигательной активности это следующие умения:

  1. Дети уже неплохо владеют свои ручками, движения их стали более согласованными, благодаря развитию мышц и возрастающей остроте зрения. Теперь они могут долго держать в обеих руках игрушку, внимательно изучая её со всех сторон.
  2. Младенец успешно переворачивается с животика на спинку, он может делать это несколько раз подряд, выбирая для себя необходимый ракурс для изучения окружающей обстановки (о том как научить ребенка переворачиваться с живота на спину читайте ). Он старается передвигаться на животике, перекатываясь и суча ножками, при этом переставляет вперёд ручки и подтягивает тело. Так дитя начинает осваивать новый для себя способ передвижения – ползанье.
  3. Наряду с этим, многие детишки, делая попытки ползать, уже стараются садиться, но спинка их остаётся согнутой и долго в этом положении их оставлять нельзя. Вообще, желание сидеть самостоятельно у пятимесячных крох проявляется всё чаще, но важно контролировать процесс освоения и поддерживать ребёнка.

Конечно, мамам и папам очень хочется, чтобы их ребёнок быстрее научился ползать и сидеть, и пытаются сажать малыша у себя на руках, на стульчике для кормления и в коляске. Но делать этого не следует, так как слишком подвижный и гибкий детский позвоночник ещё не достаточно окреп и может не выдержать таких нагрузок.

По этой же причине в 5 месяцев малышам противопоказано совершаемое принудительно высаживание в подушки, а также использование кенгуру для переноски. К сожалению, эти необдуманные действия могут приводить к патологиям опорно-двигательной системы в более позднем возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия органов, патологии матки у девочек).

Не менее важно знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в эмоциональном плане, непосредственно связанном с речевой функцией:

  1. Многие пятимесячные детки уже могут произносить слоги, а оставшись одни, рассуждать и разговаривать сами с собой. На людях они, обычно, оживлены, хорошо понимают обращённую к ним ласковую речь, активно жестикулируют и дёргают ножками, показывая своё хорошее настроение и радость. В основном, малыши гулят, но уже с разными интонациями, копируя родительскую манеру говорить.
  2. С посторонними людьми младенцы ведут себя беспокойно, нервно, могут прятаться за маму. Уже в этом возрасте у детей появляются и негативные эмоции, если их обидели, забрали интересный предмет, раньше времени уложили спать. Строгий тон мамы также может вызвать недовольное ворчание и даже плач, кроме того, дети не любят, когда им отказывают во внимании.

Благодаря совершенствованию зрения и осязания, малыши способны различать цвета, форму и особенности материала, из которого сделан предмет, а из-за усиления памяти, уже имеют свои любимые игрушки, предпочитая их всем другим.

Живой интерес родителей к тому, что надо уметь в 5 месяцев девочке, можно понять, ведь разнополые дети, действительно, отличаются по многим характеристикам. Из-за разного склада ума, обусловленного особенностями развития мозга, дети обладают неодинаковым поведением, им нравятся разные вещи, и по-разному работают их органы чувств. Что касается возраста, в 5 месяцев девочки становятся более подвижными и активными, чем мальчики.

Если у вас мальчик, уметь в 5 месяцев он будет всё, что и девочка, но некоторое различие в особенностях развития детей всё же есть – зубки у младенцев мужского пола прорезываются позже, и процесс этот у них протекает более болезненно и тяжело.

Развивающие занятия для пятимесячного ребенка

Первоочередной задачей взрослых на данном этапе является подготовка ребёнка к активному ползанью, ведь умеют это делать в возрасте 5 месяцев только самые развитые физически дети.

Чтобы помочь малютке скорее освоить этот навык, можно проводить с ними следующие занятия:

  1. Класть новые или самые интересные игрушки в некотором отдалении от крохи – абсолютно нормальным и естественным его желанием будет добраться до неё. Но если у малыша это не получается, не стоит его долго томить и расстраивать – стоит дать ему желанный предмет.
  2. Чтобы потренировать мускулатуру ножек, необходимую для ползанья, ребёнка кладут на спинку, руки взрослого на его стопы и прижимают их к животику малыша. Как правило, ответной реакцией бывает толчок ножками. Маме потребуется выразить крайнее изумление силой сына или дочки и обязательно похвалить малыша. Это позволит стимулировать ребёнка повторять движение многократно.
  3. Некоторым карапузам достаточно снять носочки, чтобы они поняли, что необходимо отталкиваться. Конечно, проводить такие занятия нужно в помещении с комфортной для ребёнка температурой. Во время активных игр детей уже можно перемещать на подготовленный к этому пол – это поможет избежать падений, а, кроме того, ровная поверхность – это более удобное место для обучения столь важному умению.
  4. Физические упражнения делают ежедневно – для этого проводят традиционные сгибания ножек и ручек, их скрещивание и вытягивание по бокам. Также можно брать малыша за руки и ненадолго присаживать его, но после этого обязательно подвигать его ножками.
  5. Массажный мяч или фитбол – хороший снаряд для занятий с младенцем. В этом случае тренируются не только мышцы, но и развивается вестибулярный аппарат крохи. Заниматься укреплением мускулатуры можно и в воде во время водных процедур, правда, некоторые родители предпочитают записывать детей в бассейн к специальному детскому инструктору, что тоже неплохо.

Что должен уметь делать малыш в пять месяцев – всё, чему его научат взрослые, и уже пришло время обучить детишек игре в кубики и пирамидки. Наглядный пример – это залог успешного усвоения, поэтому детям нужно давать детальное представление о новой игре или игрушке. Если сын или дочь заинтересуются незнакомым предметом, можно считать, что малыш точно усвоит урок.

Обучение различным играм даёт ребёнку возможность развивать органы чувств и самые разные способности:

  1. Продолжать развитие моторной функции необходимо, уроки следует проводить в игровой форме. Для этого подойдут пальчиковые игры и специальная гимнастика для рук и пальцев малютки.
  2. Для совершенствования слуха следует продолжать прослушивать с ребёнком различные музыкальные произведения, приобрести ему простые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту, иногда полезно говорить с детьми шёпотом, чтобы они умели отличать разную звуковую громкость.
  3. Зрительные органы ребёнка можно развивать, показывая ему большие и красочные реалистичные картинки, для этого подойдут покупные книжки из пластика и резины или самодельное издание, на страницах которого будет всякая всячина – пуговицы, узелки, шнуровки, небольшие шарики и другие безопасные детали, маленький исследователь будет с удовольствием их изучать.
  4. Пора познакомить ребёнка и с художественным творчеством – лучше всего для этого приобрести пальчиковые краски и большой лист плотной бумаги, который стелется прямо на пол. Детские краски – это безопасный для детей материал, который непременно вызовет у них бурю восторга и заставит увлечённо делать цветные отпечатки пальцев и ручек.
  5. В 5 месяцев ребёнок уже должен получать информацию из внешнего мира, поэтому, прогуливаясь на улице, вынимайте дитя из коляски и давайте ему наблюдать за происходящим вокруг.

Игры и развивающее обучение детей в этом возрасте может быть связано с некоторыми проблемами. Из-за того, что бодрствование ребёнка увеличилось по времени и он стал больше двигаться, у некоторых детей может наблюдаться нарушение сна, поэтому строгий режим дня в этой ситуации является единственным решением. Падение малышей – тоже нередкое явление, так что контроль за ними должен быть усилен. Капризы возникают, в основном, из-за того, что у малышей начинают резаться зубки и об обезболивающих средствах надо позаботиться заранее.

Считается, что первый год жизни ребенка - самый трудный как для родителей, так и для самого малыша, поскольку каждый месяц преподносит свои сюрпризы и новшества. Стоит родителям подстроиться к ритму жизни крохи, как тот уже снова меняется.

К 5-му месяцу у ребенка начинается более активный период. Его возможности движений растут и теперь во время бодрствования он не просто спокойно лежит на месте, а усердно переворачивается на живот и обратно на спину. Надолго оставлять карапуза одного даже в кроватке уже нежелательно, а вот обычный коврик или покрывало, расстеленные на полу, будут самыми подходящими помощниками малышу при совершенствовании имеющихся навыков движения и приобретении новых.

Развивающий или обычный мягкий коврик может стать настоящим полем для исследований крохи (рекомендуем прочитать: ). Малыш с него не упадет, поэтому риск травмироваться минимален

Основные параметры ребенка в 5 месяцев

Следя за развитием своего малыша, все мамочки в первую очередь контролируют два главных параметра:

  • рост.

К пяти месяцам вес, с которым младенец появился на свет, обычно увеличивается в два раза. Средний вес для мальчиков находится в пределах 6,6-8,5 кг, для девочек - 6-8 кг. Первая волна тревог и волнений, связанных с набором веса и месячной прибавкой в весе, у большинства мамочек к этому времени проходит, и малыш уже не так часто оказывается на весах.

Так же дела обстоят и с прибавкой в росте: норма роста у мальчишек изменяется в диапазоне 63,5 - 68,1 см и 61,5 - 66,3 см у девчонок.

Организуем день малыша

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 5-ом месяце суточная норма сна для большинства детей составляет 14-16 часов. Чаще всего ночной сон длится порядка 10 часов, остальное время ребенок досыпает днем за 3 раза по 1,5-2 часа. В этом возрасте грудничок может перестать будить маму для ночного кормления и способен проспать всю ночь, о чем так мечтают родители.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка являются прогулки. Гулять с крохой нужно минимум дважды в день: летом, если состояние крохи и погода позволяют, длительность прогулок может быть 3-4 часа и даже больше. Зимой это время сокращается до 2 часов при умеренной температуре воздуха.

Ниже в таблице показан пример того, как можно составить график дня для ребенка, который достиг пятимесячного возраста, отталкиваясь от продолжительности его сна:

Данный вариант режима дня является приблизительным, а время, как и последовательность действий и процедур по уходу за ребенком, может варьироваться. При составлении подобного распорядка для своего крохи, ориентируйтесь на его индивидуальные потребности.


Кормление остается наиболее значимой частью дневного режима, поэтому маме лучше всего подстраиваться под аппетит и потребности ребенка, но при этом соблюдать определенные интервалы

Психофизическое развитие малыша

Ребенок в 5 месяцев уже обладает определенными навыками, связанными с движением рук. Сейчас он оттачивает свои умения и продолжает их совершенствовать: малыш не просто хватает то, что попадется, а сначала смотрит в сторону понравившегося предмета и только потом направляет к нему руку. Заполучив интересующую вещь, ребенок способен самостоятельно играть и изучать ее в течение некоторого времени. Вместе с развитием зрительного управления у карапуза появляется способность концентрировать внимание и умение делать выбор, что играет значительную роль в дальнейшем обучении.

Благодаря развивающимся хватательным движениям, процесс исследования окружающего мира становится для него еще более увлекательным. Малыш уже способен отличить холодное от горячего, гладкую поверхность от шероховатой. Новые возможности рук позволяют ему правильно обращаться с предметами: любая вещь, попавшаяся малышу в руки, теперь пройдет тщательную неоднократную экспертизу на ощупь и на вкус.

Кроме того что кроха может дотянуться и схватить нужную вещь , он еще и сознательно умеет разжимать руку, чтобы находящийся в ней предмет выпал. В это время у малыша появляется новая любимая игра с родителями: игрушка падает из кроватки или коляски, а мама или папа возвращают потерю обратно ребенку.

Именно в этом возрасте малыш совершает свои первые попытки подняться из лежачего положения и присесть , ухватившись ручками за пальцы взрослого, однако не стоит ускорять этот процесс и специально усаживать малыша. Такая спешка может привести к искривлению позвоночника и другим проблемам в физическом развитии. Если хотите помочь ребенку, лучше используйте кольца, за которые малыш может подтягиваться и таким образом тренировать мышцы спины.

Сводная таблица умений и навыков малыша в 5 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность В положении лежа на спинке кроха делает попытки встать: приподнимает голову и плечи. В положении лежа на животе поднимает корпус, ручки при этом выпрямляет и упирается ладошками. Делает попытки перевернуться со спины на живот. При поддержке под мышки, всей ступней стоит на твердой поверхности около 3 минут, переступает ножками. Может недолгое время сидеть, держась за опору обеими ручками.
Действия с предметами Изучает предметы с помощью осязания: берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее около минуты. Обследует игрушки не только с помощью пальчиков - тянет их в рот. Начинает координировать свои действия, глаза «управляют» рукой: схватывает предметы, достает.
Навыки Учится есть с ложечки полугустую пищу. Открывает ротик, когда ложка касается губ. Пьет воду из чашечки.
Зрение Безотрывно следит за перемещение игрушки в течение 10-15 минут, сам выбирает объекты, на которых сфокусировать внимание. Отличает близких от чужих, плохо реагирует на незнакомцев, в связи с сильной привязанностью к маме.
Слух Узнает голоса близких, различает интонации. Уверенно поворачивается в сторону источника звуков.
Эмоции Смеется в голос. Может нахмуриться и заплакать, если слышит строгий голос мамы. Гулит, привлекая внимание мамы. Радуется другим детям, берет у них игрушки.
Речь Гулит, напевая гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, хаа, маа, эу.
Интеллект Понимает, что у него, кроме ручек, есть и другие части тела, но рука, по прежнему, - главный объект для изучения. Интересуется не только близкими предметами, но и теми, что находятся на расстоянии до 1 метра. Сосредоточенно фокусируется на мелких деталях, изучая их.

- Я уже многое могу!

Другие важные моменты в развитии

Помимо освоения новых навыков и двигательной активности, 5-ый месяц у малыша связан с:

  • началом прорезывания зубов;
  • детским лепетом;
  • новым этапом психического развития.

Прорезывание зубов - процесс достаточно длительный и может растянуться на несколько недель, а то и месяцев. В самом начале на деснах у малыша появляются белые бугорки, которые постепенно увеличиваются и краснеют. Хотя сам процесс не сопровождается болезненными ощущениями, он вызывает сильный зуд: малышу постоянно хочется чесать десна, и он не перестает засовывать в рот пальцы и все, что окажется под рукой. По настоятельным рекомендациям доктора Комаровского, с целью помочь ребенку при прорезывании зубов следует использовать специально предназначенные для этого прорезыватели. Они абсолютно безопасны и безвредны, а их выбор по цвету, форме и материалу, из которого они изготовлены, просто огромен.

Ребенок всегда получает массу удовольствия от общения с родителями, однако сейчас он пытается уже в нем участвовать не криками, а с помощью простых, пусть еще и немногочисленных, звукосочетаний. Такой первый детский лепет обязательно стоит заснять на видео, которое в будущем будет вызывать только улыбку.

На 5-6-ом месяцах жизни малыш уже начинает разделять окружающих людей на своих и чужих. Если лица, которые он привык видеть с рождения, не вызывают у малыша тревоги, то незнакомцы могут спровоцировать истерику, особенно в отсутствие мамы. С этого момента малыша всегда стоит ненавязчиво знакомить с теми, кто к нему приходит, говорить, кто это и как его зовут - постепенно малыш привыкнет, и перестанет бояться.

Питание

Питание 5-месячного нормально развивающегося ребенка непосредственно зависит от типа вскармливания, на котором он находится:

  • естественное;
  • искусственное;
  • смешанное.

При естественном вскармливании пятимесячный ребенок кушает исключительно грудное молоко, на искусственном вскармливании - молочную смесь. При смешанном вскармливании в рационе малыша присутствует и мамино молоко и смесь.


Несмотря на взросление малыша, грудное молочко продолжает быть для него наиболее легкоусвояемым продуктом

Грудное вскармливание имеет ряд весомых преимуществ перед остальными видами вскармливания:

  1. Грудное молоко содержит сбалансированный набор всех необходимых питательных веществ.
  2. Мамино молочко намного легче усваивается.
  3. Укрепление иммунитета.
  4. Формирование и нормальное функционирование микрофлоры кишечника.
  5. Снижение вероятности появления аллергии.

Прикорм

Прикорм 5-месячному здоровому ребенку вводится только в случае искусственного или смешанного вскармливания, при грудном вскармливании прикорм начинают вводить с

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Практические советы

Опустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).

Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.

Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом «Оп!» Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Время игр

Новые открытия

Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.

Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.

Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.

Развитие координации

«Вот какой ты большой» Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!» Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.

Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.

Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.

Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.

Принятие решений

По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.

Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.

Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы – с одной стороны веселую, а с другой – печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Повседневные дела

Время кормления

Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.

Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.

Время отдыха

Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.

Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.

На пятом месяце малыш все больше радует своих родителей улыбкой, особым, неповторимым детским лепетом и неуемным желанием познавать новое. В развитие ребенка в 5 месяцев включается закрепление полученных навыков и освоение новых, связанных с возможностью и умением сидеть.

Физические параметры

К достижению этого возраста вес крохи, как правило, удваивается по сравнению с весом при рождении, он подрастает еще на 2-3 см.

Таким образом, к концу пятого месяца в цифрах мы имеем следующие показатели:

  • Вес – от 6 до 8 кг (± 1 кг), прибавка за месяц около 600 гр.
  • Рост – от 64 до 66 см (± 2 см).

Сон

В отношении сна все остается так же, как и в прошлом месяце: полноценный ночной сон, длящийся не менее 10-ти часов и 2-3 дневных по 2,5-3 часа. В зависимости от личных биоритмов, уже можно определить, живет у вас в доме соня или ранний соловей. Как бы то ни было, обязательно должен быть установлен режим дня, в котором отхождение ко сну происходит в одно и то же время.

В этом возрасте некоторые дети еще путают день с ночью, но большинство все же спит крепко, просыпаясь раз или два, чтобы подкрепиться.

Ребенок прекрасно улавливает настроение родителей

Психоэмоциональное развитие

  • В гулении можно заметить осознанные парные звуки: «ба», «ма», «да». Скорее всего, он будет услаждать ваш слух, мелодично распевая их: «да-да-да», «ба-ба-ба» и т. п.
  • Интересуется эмоциями окружающих людей, замечает, в каком они настроении. Запоминая образ, проводит аналитические связи между прической, глазами. Любит рассматривать людей на картинках, причем улыбчивым отдает свое предпочтение.
  • По интонации понимает, ругают его или хвалят, реагирует соответственно: улыбкой или плачем. Когда взрослый обращается непосредственно к нему, замолкает и внимательно слушает, наблюдая за артикуляцией и движением рта говорящего.
  • Рядом с близкими чувствует себя раскрепощенно, щебечет без умолку, а в присутствии чужих умолкает, занимая наблюдательную позицию.
  • Отыскивает игрушку, которая спрятана наполовину, то есть прикрыта так, чтобы часть ее была видна.
  • Может в течение 15 минут развлечь сам себя, рассматривая изучаемый предмет или разговаривая с собой.
  • К завершению 5-месячного периода кроха не просто удерживает игрушку, но и может самостоятельно ее отнять.

Речевые навыки карапуза тесно связаны с тем, насколько часто вы общаетесь с ним. Поэтому в период бодрствования почаще общайтесь с малышом, особенно в форме вопросов и ответов, например: «Где цветочек? - «Вот цветочек». И покажите пальцем на цветок. Рассматривая с ним фотографии, показывайте пальцем родственников, называя их имена.

Питание

Режим кормлений остается неизменным: малыша кормят по требованию грудным молоком или по часам детской адаптированной молочной смесью. Часто по достижении крохой пяти месяцев родители задают педиатру вопрос: «Не пора ли вводить прикорм?» Многие переживают, думая, что ребенок недоедает.

Однако такие беспокойства, как правило, безосновательны. Врачи не советуют вводить прикорм раньше 6 месяцев, поскольку пищеварительная система малыша еще не до конца готова к принятию нового вида пищи, да и с материнским молоком (детской смесью) он получает абсолютно все необходимое для полноценного развития. Единственное, для деток на искусственном вскармливании стоит подобрать смесь с повышенным содержанием железа. О необходимости введения прикорма в 5 месяцев педиатры говорят в таких случаях:

  • у мамы дефицит молока;
  • кроха медленно набирает вес, при этом постоянно «висит на груди», капризный, по всему видно, что он не наедается;
  • частые срыгивания после кормлений;
  • стул редкий, ребенок страдает запорами, кишечными коликами.

О том, с чего начинать прикорм, вам расскажут на приеме у доктора.

Купание

Ежедневное купание все также актуально. При этом брызги летят во все стороны, а радостные визги дают родителям понять, что процедура малышу очень нравится. Самое время прикупить, кроме игрушек-пищалок, стаканчики разных размеров для переливания воды, прорезиненые книжки.

Регулярные купания станут хорошей профилактикой опрелостей. Кожа 5-месячного младенца все еще очень нежна и имеет склонность к аллергическим высыпаниям. Своевременно меняйте подгузник, подольше оставляйте малыша без него, чтобы кожа дышала.

Основные навыки

Говоря о том, что умеет ребенок в 5 месяцев, нельзя не отметить следующие достижения:

  1. Среди многочисленных обретенных навыков ребенка, в этом месяце он прекрасно сидит, имея опору для спины или держась за что-то руками. Без поддержки малыш пока еще сидеть не может, должно пройти еще немного времени, прежде чем мышцы спины окончательно укрепятся.
  2. Лежа на спинке, занимается акробатическими упражнениями, приподнимая руками ножки до самого рта. Ему нравится рассматривать их, пробовать на вкус.
  3. Появляется интерес к интимным органам, ребенок может трогать их, рассматривать. Волноваться стоит только в том случае, когда руки карапуза слишком часто опускаются в паховую область. Это может свидетельствовать о дискомфорте в интимной зоне и стать поводом для обращения к врачу.
  4. В положении на животе отлично приподнимается на предплечьях почти всем туловищем. Мышцы шеи развиты хорошо, поэтому головку кроха держит уверенно.
  5. Попробуйте поставить малыша вертикально, поддерживая за подмышки. Вы увидите, как он, не сгибая ножек, практически прямо стоит, словно готов пойти.
  6. Из положения лежа потяните кроху за ручки: он начинает подтягиваться, желая сесть.
  7. Энергично делает перевороты со спинки на животик и обратно.
  8. Тянет руки за движущимся предметом, и если ему позволяют, захватывает его.
  9. Взяв предмет в руки, малыш подолгу его рассматривает, изучает структуру поверхности, трогает, какая она на ощупь, может перекладывать вещь из одной руки в другую, размышляя, что с ней можно сделать. Теперь он умеет брать предмет двумя руками.
  10. Готов к выполнению упражнения «самолетик»: в положении на спине приподнимает голову, а руки и ноги при этом активно работают.


А вы так сможете?

Игры и упражнения

Познакомьте ребенка с новыми тактильными восприятиями: дайте потрогать кусочек льда, говоря «холодно», прикоснитесь рукой к чашке горячего чая и резко отдерните ее, проговаривая «горячо», после чего слегка прикоснитесь к чашке рукой малыша, если он позволит. Давайте трогать ему разные по фактуре материалы: шерсть, вельвет, шелк, бархат, байку.

Малыш очень любит рассматривать крупные картинки в книжках, особенно когда мама рассказывает ему, кто изображен, если это животное, как оно говорит. Одна из любимых игр - бросать предметы на пол. Подыграйте ему, и несколько минут позитива гарантировано вам обоим.


Крупные изображения людей или животных привлекают малыша

Эмоциональные пальчиковые игры «Ку-ку», «Ладушки», «Идет коза рогатая», скорее всего, уже знакомы вашему чаду. Продолжайте активно в них играть. Только если раньше малыш лишь слушал и улыбался, в конце пятого месяца он попытается сам повторить некоторые движения.

Разглядывание себя и других в зеркале очень занимает кроху. Дети в 5 месяцев еще не понимают, что по ту сторону лишь отражение, а не еще одна мама или ребенок. Это осознание придет только к полутора годам. А пока зеркало становится очередной игрушкой, занимающей воображение малыша.

Когда малыш «разговорчив», пообщайтесь с ним на его языке, повторяя фразы из его же репертуара. Он подхватит эту игру, и таким образом вы научите его в большей степени подражать вам.

Упражнения для укрепления спинных мышц

В этот период упражнения в форме игры должны быть направлены на укрепление спины, дальнейшее развитие опорно-двигательной системы.


Хорошее упражнение для навыков ползания

  1. Ребенок лежит на спине, а мама приподнимает его за ручки так, чтобы он сел, после чего кладет его обратно. Упражнение повторяется несколько раз.
  2. Попробуйте слегка приподнять карапуза за ручки, когда он лежит на животике.
  3. Выложите малютку на животик и положите перед глазами на небольшом расстоянии игрушку, он попытается подползти к ней, как бы подтягиваясь. Можно сказать, что это первые попытки ползания.
  4. Упражнение на сгибание и разгибание ручек со скрещиванием их на груди можно сопровождать веселой песенкой, например: «А-а-а, в Африке реки вот такой ширины...»
  5. Ребенок лежит на спине, мама сгибает и разгибает ножки в области колен, подводя их до самого животика.
  6. Возьмите мяч средней величины (диаметром около 60-70 см) и подложите под ножки лежащего малыша, пусть он попробует бить по нему ногами, отталкивать его.
  7. Проведите пальцем вдоль позвоночника вниз, затем вверх - вы увидите, как кроха разогнет спинку.

Мы увидели, как в 5 месяцев меняется поведение малыша и что в связи с этим делать родителям. Продолжайте следовать появившимся хорошим привычкам: соблюдать режим, ежедневно купать кроху и гулять с ним на свежем воздухе, кормить грудью. Вскоре вам предстоит осваивать новые навыки, ведь не за горами шестой месяц жизни малыша.



Публикации по теме