Сообщение семья как малая социальная группа. Малая социальная группа

Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей .
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные .
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Характеристика моей семьи как малой группы.

Репродуктивная функция.

С точки зрения семьи как малой группы, родители, родив меня или мою сестру, удовлетворили свою потребность в продолжении рода. С точки зрения социального института, моя семья позволит продолжить общий человеческий род, воспроизведя следующее поколение. Без этого невозможно взаимодействие в обществе, оно перестанет существовать. А мы, новое поколение, будем в нем взаимодействовать, поддерживая его развитие.

Воспитательная функция.

Находясь под непосредственным влиянием друг друга, мои родители передают свои знания и опыт себе и детям. Например, моя мама хорошо готовит и обучила на досуге этому супруга (сначала отца, а затем второго супруга, моего отчима). Переходя к семье как социальному институту, можно вспомнить, что родители с детства учат правилам поведения в обществе, передают духовные ценности, учат нормам морали, помогают с выбором профессии.

Хозяйственно-экономическая функция.

Нередко замечаю, как мои родители спорят о распределении семейного бюджета. Также распределяя свой труд, они способствуют процветанию семьи как малой группы. В распределении труда замешан и я, выполняя ту или иную работу по дому, например, мою посуду. С глобальной точки зрения, экономический подъем моей семьи способствует укреплению экономики государства, а значит экономическому развитию общества.

Эмоционально-психологическая функция.

Когда мой отчим приходит с работы, моя мама успокаивает его после долгого и тяжелого дня (на сегодняшний день она в декрете). И наоборот. Каждый из нас уверен, что, находясь в трудной ситуации, он непременно получит поддержку от любого члена нашей семьи. Переходя на общество в целом, можно отметить, что человек, находящийся в постоянном расстройстве, может довести себя до психического заболевания, вследствие чего неподобающе вести себя обществе. Задача семьи не допустить подобного состояния ее членов.

Рекреационная функция.

Мы проводим свободное время вместе, развлекая друг друга. Путешествуем в другие страны, отдыхаем также вместе. Ходим вместе в театры, просвещаясь духовно. С точки зрения социального института семья также помогает каждому члену получить наслаждение, а значит более комфортно и беспроблемно находиться в обществе. Более того, совместное времяпрепровождение помогает освоить новые умения и получить новые знания, а затем применить их среди других людей.

Социально-статусная функция.

После заключения брака, мои родители освоили новые социальные статусы, такие как муж и жена. Затем отец и мать. Мне и моей сестре они также дали социальный статус: сын и дочь. Обладая новыми статусами, доступных, например, после заключения брака, в обществе у родителей появляется новые функции или возможности.

Сексуальная функция.

Родители удовлетворяют себя посредством половых отношений, а также контролируют мои сексуальные связи. Удовлетворение себя и партнера в сексуальной потребности способствует духовному и физическому расцвету, что непременно отразится на взаимодействии человека в обществе.

Классификация по типу семьи:

Гомогамная. Мои родители, в данном случае мать и отчим, являются представителями одной национальности (русские), возраст их также однороден: матери 38, а отчиму 45.

Гомогенная. Оба супруга происходят из одного социального класса.

Матрилокальная. Помимо моих родителей, меня и сестры, в нашей квартире проживают отец и мать мой матери, более того, квартира принадлежит им.

Малодетная. Нас двое: я и сестра. Полагаю, многодетной семьей нас назвать нельзя.

Полная. После того, как моя мама вышла замуж во второй раз, семья стала вновь полной.

Партнерская. И отчим, и мать в равной степени распределяют труд, семейный бюджет, принимают решения в бытовых вопросах. Отчим является добытчиком и единственным занятым профессионально, на работе, но мама в обозримом будущем также выйдет из декрета и трудоустроится.

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Введение

1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.

1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» , где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей.Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпае ый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются ос овы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Комисаренко А. Семья. Матрица… – // lito.ru//read.php?id=60132. – 04.05.07.

4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

2. Семья как социальная группа

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Одной из таких групп является «моя семья».

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее чётко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.

Семья - первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа.

«Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.

Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. В семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.

В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви привязанности и заботы.

Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии человека обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, и таким образом создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.


3. Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений

В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализацию) детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.

Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е. "атомарную", "точечную". В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи.

Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны - многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора.

И самое главное - современная семья дает каждому своему члену возможность быть более индивидуальным, личностным, а это и есть основа индивидуальной, личной ответственности за судьбу семьи.

Доминирующим типом семьи во всем европейском мире стала нуклеарная семья. Расширенная семья, осуществлявшая в прошлом экономическую связь и поддержку разных поколений, распалась. При этом возникла материальная зависимость детей исключительно от своих родителей, а женщин - в значительной мере от мужей. Нередко она имеет негативные последствия для тех и других. И внутренние семейные катаклизмы, заканчивающиеся разводом, и внешние, связанные с резким спадом производства, ставят детей и женщин в исключительно трудное положение. Экстремальный пример, каковым теперь является Россия, подтверждает данное заключение и говорит о необходимости скорейших законодательных изменений с учетом существующей мировой практики.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.


Заключение

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, т. к. личностные качества человека формируются семьёй.

Можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях. Это проблема стабильности семьи, проблема рождаемости и проблема напряжённости в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования.


Литература

1. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999

2. Социология / "под ред.проф.В.Н.Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Социология / "под ред.проф.В.П.Анрущенко". - Харьков: ИМП "Рубикон", 1996.

4. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. М. 1996

5. Фролов С.С. Социология - "3-е изд.,доп.". - М.: Гардарики, 2000.


Арутюнян M.Ю. Pacпpeдeлeниe oбязaннocтeй в ceмьe и oтнoшeния мeждy супругами /Ceмья и coциaльнaя cтpyктypa M., 1987.

Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1988


... ; 7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе...

Шкалах: · «нормальная - аномальная семья»; · «идеальная - реальная семья». Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где...

Социальному противоборству и напряженности. 3. Тенденции развития семейно-брачных отношений Постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик таких разговоров пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметилось возрождение семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня...

Политических обществ…» Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель...

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие , интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:
по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
по составу (семья неполная, простая, сложная);
по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя , определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как малой группы:
хозяйственно-экономическая;
репродуктивная;
воспитательно-образовательная;
рекреативная – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:
– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);
– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное , интересы и пр.);
– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.



Публикации по теме