Узнать что ребенок голодный. Признаки голода: как понять, что ребенок хочет кушать

В первые три месяца малютка должен есть и спать, чтобы набраться сил для полноценного роста. Неопытные мамочки не всегда могут разобраться, хватает ли молока. Как понять, голоден ли грудной ребенок, подробно объяснит педиатр, который будет наблюдать младенца. Сотрудники интернет-магазина «Дочки-сыночки» познакомят родителей с огромным ассортиментом детских смесей, используемых для прикорма малышей с самого рождения.

Как понять, что грудной ребенок голодный?




Новорожденный сообщает, что проголодался, криком, хотя сам не понимает причины дискомфорта: болит животик, мешает подгузник, плохое настроение, соскучился, а может, у мамы не хватает молока или у младенца нет сил его высасывать. Ослабленные недоношенные детки плохо берут грудь, через несколько минут после начала кормления засыпают от усталости. Их нужно осторожно будить, чтобы они могли высосать достаточное количество молока.

Если у мамы не хватает грудного молока, попробуйте ввести в ее рацион специальные чаи, усиливающие лактацию, например, травяной чай Fleur Alpine Organic .

Как ведет себя ребенок, если голодный? Основные признаки:

  • громко кричит, когда касаются щеки, поворачивает головку, открывает ротик (поисковый рефлекс);
  • очень беспокойный в течение дня;
  • также может быть весь день вялым;
  • плохо спит, просыпается через полчаса-час после предыдущего кормления;
  • на головке виден запавший родничок;
  • моча младенца темного цвета;
  • скудный стул.

Важно!

Неонатологи утверждают: даже если новорожденный голоден, он может отказываться от еды из-за плохого настроения, маминой нервозности, сильного шума, ссор, непривычного запаха. Настойчивость, терпение и мягкий подход смогут успокоить капризного младенца.

Особенности грудного вскармливания

Грудное вскармливание можно наладить даже при малом количестве материнского молока. Если новорожденному тяжело сосать грудь долго, подкармливайте его сцеженным молоком, но не из бутылочки, а из ложечки. Из бутылочки жидкость пить очень легко, поэтому попробовав, младенец может отказаться от груди.

Молокоотсос Canpol EasyStart – безопасный, универсальный, простой в использовании и безболезненный – поможет накормить малыша и наладить лактацию.

Как определить, что ребенок действительно голоден? Провести тест на мокрые пеленки. Снимите подгузник на один день, вечером подсчитайте количество испачканных пеленок. Их меньше шести? Младенец точно не доедает. Больше 10-12 – молока хватает. Мокрых пеленок достаточно, а стул редкий, значит, мамино молочко низкокалорийное, поэтому стоит поменять рацион.

Выводы

Контрольное взвешивание не всегда помогает определить, досыта ли наедается новорожденный. Главным критерием остается хорошее физическое состояние и развитие младенца. Если малыш часто плачет, обратите внимание на количество стула. При недоедании дефекация у новорожденных происходит очень редко. Также посмотрите на состояние родничка. Своевременный осмотр у педиатра поможет решить все проблемы.

Все больше педиатров склоняются к тому, что кормление малыша по требованию – оптимальный способ отношений между мамой и младенцем. Именно такой подход, особенно в первые месяцы жизни ребенка, обеспечивает удовлетворение его базовых потребностей – и не только в еде, а еще помогает быстрее и легче наладить выработку молока в груди у мамы.

Кормление по требованию имеет смысл только до тех пор, пока молоко является единственной пищей малыша, а после 9-10 месяцев, когда его рацион уже достаточно разнообразен, стоит плавно приучать ребенка к кормлению по времени и физиологической необходимости в частом прикладывании к груди у него, как правило, уже нет. Но тут возникает резонный вопрос – как понять, что малыш голоден? На этот и другие важные вопросы отвечает консультант по грудному вскармливанию и молочный блогер Нина Зайченко.

В чем преимущество кормления по требованию

Детки все разные и потребности в количестве молока, которое ребенок может сесть за один раз, так же различны. Если малыш подает маме сигнал, что он голоден, значит, маленький организму же усвоил предыдущую порцию и для нормального роста и развития ему необходимо снова подкрепиться.

  • Выработка молока напрямую зависит от потребностей крохи – чем чаще ребенок берет грудь, и чем лучше ее опорожняет, тем больше молока будет вырабатываться: здесь работает принцип «спрос-предложение».
  • Кормление по требованию помогает удовлетворить не только голод ребенка, но еще и жажду – так, если крохе жарко, он может удовлетвориться небольшим количеством молока, так называемого «переднего», которое содержит больше воды и менее жирное, чем заднее.
  • У мамы, которая кормит по требованию, не забывая при этом о ночных кормлениях, первые несколько месяцев (примерно до 6, хотя это очень индивидуально) не происходит овуляция и вероятность вновь забеременеть достаточно низкая.
  • Дети, которые питаются по требованию, как правило, лучше набирают вес, а у мамы крайне редко возникают проблемы с количеством молока. При правильном прикладывании ребенка к груди трещины на сосках практически не случаются.

Как понять, что ребенок хочет есть

Ребенок рождается на свет с базовым набором потребностей, которые необходимы ему для выживания и проявляет младенец их при помощи единственно доступного ему средства — плача. К ним относятся:

  • Голод
  • Жажда
  • Потребность в безопасности, сюда же можно отнести реакцию на любой дискомфорт или болевые ощущения
  • Потребность в чистоте, как частный случай потребности в безопасности

Больше полезной информации, советов и рекомендаций по уходу за новорожденным вы найдете

Одна из ошибок, которые совершают молодые мамы, особенно мамы первенцев – считать «требованием» плач ребенка. На самом деле, готовность малыша к еде проявляется еще до того, как он объявил об этом во весь голос, хотя мамина грудь, не редко, может удовлетворить не только голод, но и некоторые другие потребности. Не стоит считать себя плохой мамой, если вы не понимаете, чего хочет ваш малыш, как правило, такое понимание приходит с опытом, на это может понадобиться до месяца и даже больше. Тем не менее, присмотритесь к своему малышу, постарайтесь распознать первые признаки того, что он готов приступить к трапезе:

  1. Малыш еще спит, но заметны движения зрачков под закрытыми веками
  2. Подрагивание закрытых век
  3. Делает сосательные движения ротиком, ловит свои ручки и все, что оказывается рядом с личиком и пытается сосать
  4. Открывает ротик и поворачивает головку, если прикоснуться к щечке – так он ищет грудь
  5. Начинает кряхтеть и производить разные звуки, но еще не плачет

Если предложить малышу поесть на этом этапе, он легко и без проблем возьмет грудь, но когда кроха уже расплакался, с правильным захватом соска могут возникнуть сложности.

А еще важно понимать – – это не на всегда, максимум до года, минимум, до введения прикорма, но эти месяцы помогут вам наладить эмоциональный и физический контакт с малышом, вы будете лучше понимать его, а перинатальные психологи утверждают – кормление по требованию закладывает основу доверия к миру у младенца.

Послушайте, что рассказывает о кормлении по требованию перинатальный психолог Наталья Зайченко.

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Не всегда малыш, когда хочет кушать, плачет. Как узнать, что пора кормить?

Как часто нужно кормить новорожденного ребенка?

Молоко, несмотря на его питательность, быстро усваивается в организме новорожденного. На первых порах необходимо прикладывать к груди ребеночка каждые 2-1,5 часа. В сутки получается не менее 8-12 раз. Со временем все мамы приспосабливаются к потребностям своего крохи и знают сколько раз ему необходимо кормление. Продолжительность процедуры полностью зависит от темперамента и особенностей каждого малыша. Одни едят быстро и так же насыщаются, другие намного дольше, при этом часто просят добавки через короткий промежуток времени.

Признаки голода новорожденного ребенка

Определить потребность ребенка в кормлении можно по некоторым признакам присутствия голода. Они разделяются на ранние, активные и поздние.

К ранним относятся

  • Малыш сунет все врот и активно посасывает.
  • Ловит ртом воздух, ища сосок.
  • Паказывает язык и причмокивает.

Активные признаки

  • Ребенок часто дышит и проявляет беспокойство.
  • Сильно ударяет ручками по груди или руке.
  • Начинает выкручиваться и ерзать.
  • Хватает за одежду и примает позу для ормления.
  • Когда малыша берут на руки, он ищет грудь.

Поздние признаки голода

  • Ребенок издает громкий плач.
  • Поворачивает голову из стороны в сторону.
В возрасте, старше 4 месяцев сосание пальцев, кулачков и т. д. не всегда является признаком голода. В этот период начинают прорезываться зубки и возможно ребенок так старается почесать зудящие десны.

Нужно ли будить ребенка, чтобы покормить?

Если малыш спит слишком долго и пропускает время кормления, его лучше разбудить и покормить. Особенно это касается новорожденных деток. После родов, многие малыши сладко спят очень длительное время. Это связано со стрессом, который возникает во время родовой деятельности. В таких случаях каждые, как минимум 2 часа, малыша следует будить и покормить.
То же касается и ночного времени. В первые несколько месяцев, ночью необходимо хотябы раз кормить ребеночка, чтобы между приемами пищи перерыв составлял не более 5 часов. Поже можно отказаться от ночных кормлений, если прибавка в весе соответсвует норме. Так же можно перейти на тот график, который создаст малыш по требованию. Так аппетит будет лучше и, соответсвенно, более качественным кормление.
Понять, что ребенок хочет кушать не так уж сложно. Главное сохранять тесную связь с малышом, часто брать его на руки, тогда организм матери точно будет «знать» когда следует покормить младенца.



Публикации по теме