Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи. Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

15 ноября большая группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Документ устанавливает основные принципы и цели патриотического воспитания, полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в реализации государственных, федеральных целевых и ведомственных программ патриотического воспитания. Кроме того, впервые на законодательном уровне даются дефиниции понятиям «патриотизм», «Отечество» и «патриотическое воспитание».

Под патриотизмом авторы документа понимают «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». Отечество - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

В свою очередь «патриотическое воспитание» предполагает систематическую деятельность, «основанную на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».

В документе отмечается, что гражданам РФ необходимо привить чувство гордости и глубокого уважения к национальным символам. Как видится авторам законопроекта, истинные патриоты обязаны относиться к труду «как к важнейшей ценности». Кроме того, человек, любящий свою страну, должен вести здоровый образ жизни, стремиться создать многодетную семью, проявлять заботу о пожилых и близких людях и поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.

Законопроект предусматривает финансирование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет других источников. Принимать участие в воспитании патриотов будут иметь право представители традиционных для России конфессий. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

По мнению председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова, «последующее рассмотрение и принятие законопроекта Государственной Думой является чрезвычайно важным и знаковым событием».

«Впервые в истории законодательства федеральным законом должен стать документ, основной целью которого является укрепление фундамента Российского государства, его духовно-нравственных, гражданско-патриотических и военно-патриотических начал. Законопроект, в полной мере соответствуя положениям Конституции Российской Федерации, запрещающей установление государственной идеологии, базируется на ценностях, объединяющих большинство граждан Российской Федерации независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения», – пояснил парламентарий.

Он также отметил, что «деятельность в сфере патриотического воспитания является одним из видов общественной активности социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем наиболее эффективные из которых смогут претендовать на получение статуса исполнителей общественно полезных услуг и, таким образом, права на участие в государственных программах патриотического воспитания».

Глава думского комитета подчеркнул, что «принятие законопроекта о патриотическом воспитании особенно актуально в условиях информационной войны, развязанной против Российской Федерации рядом стран Запада». «Это станет важнейшим шагом по укреплению общественного согласия в нашем обществе на основе духовно-нравственных ценностей российского патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, гордости за великие свершения и достижения, почитания государственных и других значимых символов и святынь Отечества», – заявил Гаврилов (ruskline.ru).

Между тем многие эксперты, общественные деятели и журналисты отнеслись к данной инициативе критически.

«Законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», – считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По его мнению, в понятие «патриотизм» могут вкладываться противоречащие друг другу значения. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», - заявил ученый.

«70 процентов так называемых патриотов зачастую составляют конформисты вообще без определенных взглядов, – добавил Бызов. – И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично» (Газета.Ru).

Политолог Екатерина Шульман обнаруживает в законопроекте юридическую несостоятельность. По ее мнению, в преддверии президентских выборов Госдума вводит новый тип законопроектов – «не написанных с расчетом на исполнение, и не принципиально неисполнимых, а таких, в которых нечего исполнять».
Эксперт отмечает, что в проекте закона о патриотическом воспитании «нет ничего, что можно было бы воплотить в жизнь»: «Из максимально практического там сказано, что хорошо бы были такие гранты, которые помогали бы патриотическому воспитанию, а давал бы их или президент, или, может, губернатор, или еще какой хороший человек в соответствии с действующим законодательством».

«Думаю, для прикрытия этой законотворческой пустоты требуется максимальный объем публичного шума, именно поэтому Минюст рассылает медиа письма с предупреждением ни о чем до того, как закон о наступлении ничего вступит в действие. Чего ждать вступления в действие, если у него нет действия? Всё его содержание и состоит в этой декларации», – недоумевает Екатерина Шульман (online812.ru).

С политической конъюнктурой связывает законопроект и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«Инициативы вокруг патриотизма, как правило, сводятся к тому, что еще больше начинают говорить, как нужно любить Россию и какая она замечательная. Но патриотизм - это чувство, а принуждение к проговариванию чувства вслух чаще убивает его, а не усиливает», – напоминает аналитик (Ъ).

Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе опасается, что подобные законотворческие предложения похоронят еще не сформированный российский патриотизм.
«Как бы не получилось еще хуже – поди пойми, что такое неразрывность, полноценная самореализация и целенаправленная систематическая деятельность, не говоря уже об абстрактных социокультурных ценностях. Если именно таким языком объяснять подрастающему поколению, что такое патриотизм и Отечество, популярность Навального не уменьшится, а, скорее, возрастет в геометрической прогрессии, – отмечает журналист. – Как бы российский патриотизм, не успев толком сформироваться, не попал под чиновничий каток. А то ведь можно пойти дальше - законодательно закрепить понятия счастья, любви, зла и иных человеческих страстей. А то вдруг кто-то где-то решит самовольно трактовать эти понятия – и к чему это все может привести?»

Учить «правильно любить» Россию бессмысленно – считают и представители творческих профессий.

«Никто меня не учил любить Родину, никак меня специально не воспитывали, это занятие пустое, бессмысленное. Это чувство - очень сильное чувство, оно воспитывается само по себе. Когда читаешь Толстого, когда едешь на автомобиле по каким-нибудь местам, много-много-много настоящих вещей, которые не имеют вид воспитательный, а имеют вид человеческой жизни», – рассказал режиссер Сергей Соловьев (Ъ).

В свою очередь актер Леонид Ярмольник признался, что любит Россию с рождения: «Потому что она моя, какая бы она ни была». «Родину начинают любить в семье, именно семейные отношения к тому, что происходит в стране, формируют человека, а школа, тем более институт, – только косвенно. Но специально научить любить Родину невозможно, это или дано человеку, или нет», – уверен артист (Ъ).

Дискуссию о патриотическом воспитании подхлестнул разгоревшийся 19 ноября скандал с выступлением российского старшеклассника в немецком парламенте. В своем докладе, прочитанном в бундестаге на встрече школьников из ФРГ и России, ученик гимназии № 1 Нового Уренгоя Николай Десятниченко заявил, что солдаты вермахта, погибшие в Сталинграде, «не хотели убивать». Подросток обратился к судьбе немецкого военнослужащего Георга Йоханна Рау, который «умер от тяжелых условий плена». Кроме того, юноша признался, что его крайне беспокоит «неухоженность могил немецких солдат, умерших военнопленных в России». «Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн», - подвел итог Николай.

«Покаянная» речь молодого человека, прадед которого проливал кровь на фронтах Великой Отечественной войны, спровоцировала ответную волну. Уральский блогер Сергей Колясников направил обращение в Генпрокуратуру, ФСБ и Администрацию Президента РФ, обвинив юношу в «публичном оправдании нацизма». В Совете Федерации берлинский доклад назвали «недопустимым», а Минобразования инициировало проверку в гимназии, где учится Десятниченко. Известность получил резкий отклик политолога Павла Данилина, который на своей странице в Facebook написал: «Вся эта история с подонком, выступавшим в бундестаге, не имеет никакого отношения к нашему образованию».

«Мальчик этот – банальный провокатор и мерзавец, а не глупенький подросток, которого плохо учили в школе. Ничего, уверен, жизнь этого негодяя быстро научит», – заявил Данилин.

Между тем мать Николая пояснила, что перед выступлением принимающая сторона обязала школьника предельно урезать текст и сконцентрироваться на рассказе о немецких солдатах. «Сын сократил выступление сам, без моего участия... В итоге остались одни обрывки», – рассказала Оксана Десятниченко.

«Мне самой теперь страшно читать, что получилось. Я так понимаю, что он не понял, что смысл речи изменился», – добавила она, заверив, что Николай «отлично знает, кто победил в этой войне», и понимает, «как расставлены приоритеты» (RT).

Тем временем в адрес старшеклассника начали поступать угрозы и оскорбления, он был вынужден закрыть свои аккаунты в соцсетях. 21 ноября пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков призвал прекратить «экзальтированную травлю» ямальского школьника. «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах считаю неверным», – заявил Песков.

«Надо сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества», – призвал представитель Кремля (РИА Новости). Оставить школьника в покое, «но присмотреться внимательнее к причинам, по которым это произошло», потребовала Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

«Лейтмотив доклада вроде бы ясен: война – это зло как для тех, против кого она направлена, так и для тех, кто ее развязал. Но то, как этот тезис был раскрыт, вызвал шквал обсуждений, критики и возмущений. Причем в основном все это обрушилось на подростка, никто не разбирался в причинах, в истинном отношении ребенка и его семьи к войне. Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь. Более того, такая реакция несет совершенно неправильный сигнал и детям», - отметила омбудсмен (РИА Новости).

Ситуацию вокруг скандального выступления в бундестаге активно комментируют историки, общественники и юристы.

Историк и телеведущий Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru признался, что его удивляет происходящее вокруг школьника: «Я потрясен реакцией общества, особенно наших депутатов, на эту историю. Готовность распять мальчика, школьника. Эта ненависть, которая на него обрушилась, просто потрясает. Предположим, им кажется, что мальчик сказал что-то не то. Он что, враг народа сразу? Надо обращаться в прокуратуру, ФСБ? Как будто у нас вообще ничего другого в стране больше нет - все вопросы должны решаться через прокуратуру. Эта история так много сказала о нашем обществе. Лучше бы было этого всего не знать».

По мнению Млечина, такой резонанс произошел из-за того, что множество россиян не хотят знать свою историю. «Они историю представляют в виде некоторого набора праздничных победных кадров и больше ни о чем знать не хотят. И другим не позволяют. Вместо того чтобы изучать историю, видеть ее, понимать, они себя ощущают околоточными надзирателями истории, - считает телеведущий. - Эта история показывает состояние нашего общества, и оно весьма прискорбно».

На вопрос о том, как телеведущий оценивает позицию школьника относительно немецких военных, Млечин ответил, что главное - это интерес мальчика к истории. «Главное, что нужно отметить, что мальчику интересна история. Это уже большое дело. Он не пиво пьет во дворе, не наркотиками балуется, не машины угоняет. Ему интересна история, он занялся этим - уже хорошо, - сказал Млечин. - Второе - это одно из сложных качеств русского народа, это сострадание. Я испытываю к немецким солдатам другие чувства, но это не имеет значение. Мальчик имеет право, и упаси Господь вмешиваться нам в судьбы детей таким ужасным образом. Вообще я даже не представляю себе, как он это переживет, какое это губительное на него может оказать влияние».

Телеведущий считает, что обращение из-за случившегося в ФСБ и прокуратуру показывает, что наше общество не способно на спокойствие и здравость. «Если что-то не так - то ты сразу враг народа. И сразу на тебя надо напускать ФСБ и прокуратуру. И главное, что у прокуратуры и ФСБ оказывается масса свободного времени, чтобы этим заниматься. Может быть, это время лучше на борьбу с реальным терроризмом потратить», – отметил он.

При этом Млечин уверен, что нет ничего, что могло бы изменить ситуацию и заставить россиян посмотреть на произошедшее под другим углом, потому что «последние годы состояние такое духовное общества, нравственно взвинчивается до невозможности».

«У людей пена идет изо рта. Все воспринимают друг друга как врага. Я не вижу никакой возможности эту спираль словесного насилия остановить. Я слышал, что пресс-секретарь Президента попросил остановить эту травлю. По крайней мере это здравое слово, может быть, как-то повлияет в данном случае, но общую ситуацию это не изменит», - заключил Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru.

По мнению эксперта Центра политического анализа Андрея Тихонова, Николая «могли подставить взрослые».

«Возмущает позиция новоуренгойской гимназии, которая делает вид, что ничего страшного не произошло. Под видом политкорректности и плюрализма в нашу систему образования пытаются протащить самоубийственные для национального сознания идеи. Увидим ли мы в Госдуме немецких школьников, которые извинятся за те преступления против военнопленных, которые творила нацистская Германия?» - сказал политолог (m.ura.news).

«Сам мальчик тут ни при чём, за что его наказывать? Дети – это лишь ретрансляторы. Говорят то, что им вложили в уши», – подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев (m.ura.news).

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, проанализировав историю немецкого военнослужащего, высказался о необходимости проведения разъяснительной работы с Николаем Десятниченко: «Очевидно, что этот солдат наверняка убивал советских граждан, выполняя приказы своего командования, то есть все-таки он тут не жертва. То, что его судьба затем закончилась смертью в советском лагере военнопленных, неизбежность того времени. Однако не стоило тут же обращаться в прокуратуру, достаточно будет объяснить подростку, что если бы немцы в той войне победили, то его бы, вероятнее всего, не было бы просто потому, что его прадедушка, воевавший на войне, погиб бы в лагере, как и многие жители СССР».

«Не стоит сразу требовать от прокуратуры наказать ребенка, можно просто объяснить мальчику, что он заблуждается», – сказал эксперт (https://m.ura.news). Член Общественной палаты Омской области Александр Малькевич сосредоточился на причинах, которые в принципе сделали возможным доклад Николая. «Этот дикий случай – еще одно подтверждение того, о чем постоянно говорит наша комиссия ОП РФ по СМИ: о необходимости образовательных программ на телевидении, потребности в ″госзаказе на хорошее″, для того чтобы у наших СМИ, прежде всего у региональных, был стимул и, безусловно, финансирование на то, чтобы ″сеять разумное, доброе, вечное″. В данном случае мы видим яркий пример того, что получается, когда и СМИ, и общество живут по принципу ″рынок все расставит по своим местам″», – заявил Малькевич.

«Мы неоднократно заявляли, что должны быть гранты, должно выделяться финансирование, причем не на местном уровне, потому что они идут на информирование о деятельности структур власти и в неумелых руках превращаются в оголтелый пиар муниципальных и региональных начальников. Стоит в разы увеличивать объемы помощи, которая должна выделяться по федеральной линии – при участии Роспечати, Союза журналистов России, Общественной палаты РФ – на конкретные просветительские, образовательные проекты. В противном случае мы вновь станем свидетелями таких вопиющих ситуаций, которые будут разрастаться, как снежный ком. Все больше и больше будет регионов, где будут появляться ″иваны, не помнящие родства″», – предрек эксперт (oprf.ru).

Первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Елена Сутормина напомнила, что оправдание нацизма стало в ряде европейских стран едва ли не трендом.

«К сожалению, и так сейчас по Европе, в частности в прибалтийских государствах, идет волна оправдания тех, кто служил в армии СС. Идет страшная борьба с памятниками нашим героям в Польше. Мы не должны допустить подобного. Правда одна: победа советского народа над страшным врагом всего человечества – фашизмом – неоспорима. Десятки миллионов наших граждан отдали свои жизни за мир. И наша молодежь должна знать, что это была армия захватчиков, что многие из них нещадно издевались над нашими предками. Поэтому говорить что-то об уходе за их кладбищами со стороны страны, которая все это перенесла, – это, извините меня, все-таки абсурдно. Они пришли на нашу землю с мечом и огнем», – подчеркнула член ОП РФ (oprf.ru).

Руководитель Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Амельченкова призвала не допустить опасного смещения акцентов в интерпретации итогов Второй мировой войны.

«Нет нужды комментировать вопиющие заявления о ″безвинно погибших солдатах вермахта″. Благо еще не забыты тысячи фактов садистского поведения фашистских захватчиков на оккупированных территориях. К сожалению, люди, симпатизирующие фашизму, не ограничиваются только откровенной ложью: с помощью подобных выступлений, якобы научных докладов и даже фильмов они смещают акценты. Великая Победа, по их мнению, уже не так однозначна, а фашистские войска не оккупировали нашу страну, а освобождали ее от коммунистического режима», – сказала общественница.

«Как мы видим, главным адресатом такой пропаганды становится подрастающее поколение, молодежь, – отметила Амельченкова. – Чтобы не проиграть в этой информационной войне, необходимо работать на упреждение. Исторический ликбез, прививание любви и уважения к героической истории своей страны не должны ограничиваться несколькими часами уроков истории в школах. При этом мы должны использовать современные форматы и создавать такой контент, который будет интересен детям и молодым людям» (oprf.ru).

Аналитическая записка

Всестороннее и детальное изучение газетных материалов, поступивших на Всероссийский конкурс «Патриот России » в 2013 году, позволяет сделать следующие выводы:

Продолжается рост интереса к конкурсу «Патриот России » со стороны как федеральных, так и региональных изданий. В 2013 году участие в нем приняли большинство ведущих областных и краевых газет. Также в конкурсе участвовали брендовые федеральные СМИ: «Известия», «МК» и др.

Год от года увеличивается и число участников, и количество публикаций, направляемых на конкурс от одного издания. Можно отметить, что 2013 год был рекордным по числу принявших в нем участие печатных СМИ (газет).

Многолетний опыт конкурса «Патриот России » демонстрирует его ощутимое влияние на формирование тематического спектра изданий (особенно региональных) и разработку ими контента.

Ежегодное участие в конкурсе на протяжении многих лет привело к возникновению в региональных изданиях тематических рубрик, освещающих патриотическую тематику, названия которых часто совпадают по звучанию с традиционными номинациями конкурса. Авторы работают в выбранном направлении не один год, глубоко и всесторонне изучают выбранную тему, что закономерно приводит к повышению качества журналистской работы и уровню материалов. Расширяется и спектр патриотических тем. В целом, можно отметить рост качества представленных на конкурс материалов.

Естественно, возрастают требования к конкурсным материалам со стороны жюри: оценивается содержание публикаций, работа журналистов, жанровое и стилистическое разнообразие, художественная ценность, воздействие на читателя, воспитательная роль, визуальные решения подачи материалов, общая стилистика изданий, креативность в решении задач по патриотическому воспитанию.

Среди общих тенденций этого года можно выделить появление на страницах газет ранее мало освещаемых тем, раскрывающих сложные страницы истории Великой Отечественной войны : оккупация и плен. Наблюдается отход от огульного очернения военнопленных и тех, кому выпало остаться на оккупированных фашистами территориях. Журналисты тщательно изучают архивы, разбирают персональные материалы, восстанавливают историческую правду. Журналистская работа по реабилитации тех, кто погиб в плену или в оккупации, имеет большое значение для их потомков и вызывает широкий резонанс, что подтверждается откликами на подобные публикации.

Как и в предыдущие годы, активно звучит тема поисковых отрядов. Многие издания представили материалы, посвященные работе «поисковиков», и в номинацию, посвященную Великой Отечественной войне - «Народная. Священная», и в номинацию «Россия молодая».

В прошлые годы уже отмечалось возрождение жанра, составившего славу отечественной журналистики, - очерка, об «отмирании» которого еще недавно говорили специалисты в области медиа. Особенно тенденции возрождения этого замечательного жанра заметны в региональной прессе, которая традиционно ближе к читателю, более человечна, нетороплива.

К сожалению, в 2013 году тема труда была интегрирована в номинации «Народная. Священная», «Россия молодая», «С чего начинается Родина», а не выделена в специальную номинацию, как в 2012 году (номинация «Трудовые свершения»). Именно в раскрытии темы труда было в наибольшей степени заметно развитие современного очерка.

Выделение темы труда в специальную номинацию представляется целесообразным, так как это дает дополнительные возможности изданиям вести работу по патриотическому воспитанию не только на исторических примерах, но и обращая свой взгляд, в первую очередь, на тех, кто непосредственно живет и трудится на родной земле рядом с читателем и может служить примером ежедневного патриотизма.

Интересно отметить, что многие издания на основе конкурса «Патриот России » проводят собственные конкурсы среди своих подписчиков и читателей, решая одновременно несколько задач: распространяют и увеличивают подписку и привлекают интерес читателей к патриотической тематике, проводя тем самым работу, выходящую за рамки простого освещения темы.

«МОЯ РОССИЯ »

Номинация «Моя Россия» широко трактуется изданиями. На конкурс представлены материалы, охватывающие большой диапазон тем, и демонстрирующие разнообразие жанрово-стилистических решений и подходов к их освещению.

На рассмотрение в главную номинацию конкурса многие издания представили как тематические подборки материалов за прошедший год, так и целые номера, в том числе и специальные выпуски, подготовленные к знаменательным датам.

Выделяется редакция газеты «Красное знамя» (г. Шебекино, Белгородская область), представившая на конкурс более полусотни материалов, охватывающих весь диапазон патриотической тематики, масштабно демонстрирующих вклад в дело патриотического воспитания: материалы на историческую тему, рассказы о ветеранах Великой Отечественной войны, героях мирных трудовых будней, материалы о зарождении казачества и др.

Следует отметить и специальный проект газеты «Тюменская область сегодня», представившей на конкурс подборку материалов о патриотическом воспитании молодежи. Это направление - одно из главных в издании. Проект «Герой. Разведчик. Легенда» посвящен Герою Советского Союза Николаю Кузнецову, имеет двухлетнюю . В 2011 к вековому юбилею Кузнецова журналисты и ветераны ФСБ организовали велоэкспедицию по местам, где родился, жил и учился великий земляк. В прошлом году автопробег был совершен до Кудымкара, где Кузнецов начинал трудовую деятельность. В рамках проекта опубликовано много материалов, вызвавший большой читательский интерес не только в Тюмени, но и за ее пределами.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«НАРОДНАЯ. СВЯЩЕННАЯ »

Тема Великой Отечественной войны освещается изданиями на протяжении десятков лет, особое внимание этой теме уделяется в начале лета, с приближением скорбной даты начала войны, в мае - в годовщины Дня Победы, и в дни юбилейных дат ключевых сражений и крупных побед. Такое длительное и всестороннее изучение и многолетнее освещение темы Великой Отечественной войны многими поколениями журналистов ставит перед изданиями сложные задачи донесения до читателя, особенно молодого, ярких свежих эмоций, без которых невозможно полноценное патриотическое воспитание.

Следует отметить, что многие издания находят интересный новый подход к освещению темы военных лет, работают с архивами, тщательно подбирают фотоматериалы, привлекают к работе над военно-патриотическими материалами молодых авторов, которые ищут креативные решения в подготовке публикаций.

Особого внимания и высокой оценки заслуживает работа журналиста газеты «Тамбовская жизнь» Людмилы Федоровой. Автор работает над сложнейшей, одной из самых трагических и закрытых страниц в истории Великой Отечественной войны, посвященной судьбам военнопленных . В настоящее время, когда звучат голоса, запрещающие касаться тем, раскрытие которых может привести в пересмотру исторических выводов, честная и профессиональная работа журналистов особенно важна. Автор проявляет высокий профессионализм, глубокий подход к изучению материала, бережное отношение к людям. Большая, последовательная работа, основанная на тщательном изучении архивных материалов, привела к созданию цикла статей о судьбе военнопленных в годы Великой Отечественной войны («Нетленный плен», «Судьба: погиб в плену», «Пока мы помним, мы живем», «Наша вечно тлеющая боль»).

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА »

Широкое тематическое и жанрово-стилистическое разнообразие представлено материалами, поступившими на конкурс в номинацию, посвященную истории родного края.

Интересную работу по изучению и художественному освещению страниц, составляющих гордость отечественной истории, представили на конкурс журналисты «Независимого военного обозрения» (Москва) Владимир Газетов и Максим Ветров: очерк, посвященный истории и традициям Кремлевского караула - легендарной «Золотой роты».

Интересный пример историко-патриотической работы редакции представляет труд журналистов газеты «Карпинский рабочий» (Карпинск, Свердловская обл.), подготовивших Историко-краеведческий спецвыпуск «Богословский родник».

Газета «Артинские вести» (пос. Арти, Свердловская обл.) с начала 2013 года проводит конкурс публикаций, посвященных 230-летию поселка Арти и 90-летию Артинского района под названием, совпадающим с одной из номинаций конкурса «Патриот России» этого года - «С чего начинается Родина…».

Другого типа материалы Т. Березовской («Вечерний Омск-Неделя») «Офицер запаса предан армии всегда» и «Удивительная благодать исходит от резных икон Павла Минина». Офицер в отставке и мастер по иконам – герои этой журналистки. Собеседники с удовольствием отвечают на ее вопросы, продуманные и точные. И получается полнокровный рассказ о людях Омского края - таких разных и одновременно близких.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победитель
г. Москва. «Известия».
«Чтобы помочь многодетным, надо отнять у них детей». Автор Елизавета Витальевна Маетная. За публикацию как плодят социальных сирот и чем можно помочь многодетным на примере Натальи Шевалдиной, матери четверых детей из села Криуши Нижегородской области.

2-е место.
г. Москва. «Независимое военное обозрение».
«Традиции Кремлевского караула». Авторы: Владимир Иванович Газетов, Максим Ветров. За очерк, посвященный истории Кремлевского караула, - легендарной «Золотой роты».

3-е место.
г. Омск. «Вечерний Омск-Неделя».
«Офицер запаса предан армии всегда!», «Удивительная благодать исходит от икон…» Автор Татьяна Анатольевна Березовская. За рассказы о людях своего края и его традициях.

пос. Арти, Свердловская область. «Артинские вести».
Конкурс «С чего начинается Родина». Гл. редактор Прокофьева Елена Рудольфовна. За организацию и проведение конкурса «С чего начинается Родина», посвященного 230-летию поселка Арти и 90-летию Артинского района

г. Карпинск, Свердловская обл. «Карпинский рабочий».
Историко-краеведческий выпуск «Богословский родник». Автор Любимова Татьяна Ивановна. За историко-краеведческий выпуск «Богословский родник»

«МЫ - РОССИЯНЕ »

К сожалению, приходится отметить, что с в номинацию, посвященную теме дружбы, взаимопониманию и сотрудничеству в семье народов России, поступило наименьшее число работ. В то же время статьи, представленные на конкурс в этой номинации, отличаются глубиной, продуманностью, деликатностью и тактичным подходом к изложению. Чувствуется, что авторы берутся за разработку столь сложной, актуальной и чреватой конфликтами из-за неосторожно сказанного слова темы, только когда ощущают уверенность в своих силах. Это зрелые, умные, тонкие работы.

Высокой оценки заслуживает работа газеты «Морозовский вестник» (г. Морозовск, Ростовская обл.). На страницах одного издания соседствуют материалы авторов разных национальностей и вероисповеданий, придерживающихся различных взглядов. Именно такое добрососедство, готовность проявить внимание к чужой точке зрения, оказывает гораздо большее влияние на развитие дружеских отношений в многонациональной стране, чем пафосные статьи, наполненные штампами.

Особой оценки за яркое освещение темы дружбы народов и содействие становлению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в регионе заслуживает работа журналиста газеты «Морозовский вестник» М. Сухановой - цикл интервью с представителями народных диаспор: «Нарек - центр дружбы» - интервью с председателем армянской диаспоры; «Путь к исламу» - интервью с председателем мусульманской общины.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победитель .
г. Тюмень, «МК в Тюмени»
«Югорские сказки: Победить менква». Автор Андрей Александрович Маркин. За интервью с югорским писателем Владимиром Еновым о жизни и традициях народа ханты.

2-е место .
Морозовск, Ростовская область, «Морозовский вестник»
«Путь к исламу», «Нарек - центр дружбы». Автор Марина Сергеевна Суханова. За цикл интервью с представителями национальных диаспор, содействующих становлению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в регионе.

3-е место .
Сухой Лог, Свердловская область. «Знамя победы»
Серия публикаций, объединенных рубрикой «Много нас нерусских у России». Автор Марина Леонидовна Крылова. За серию публикаций под рубрикой «Много нас нерусских у России», посвященных исторической дружбе народов Урала.

«РОССИЯ МОЛОДАЯ »

Материалы, поступившие на конкурс в номинацию «Россия молодая», в этом году во многих случаях написаны молодыми авторами, что сказывается на их уровне и формате как положительно, так и отрицательно. Они написаны более энергичным современным языком, интересно скомпонованы, но иногда отличаются поверхностностью. Издания, ежегодно участвующие в конкурсе, развивают молодежное направление, освещая темы срочной воинской службы, работы молодых учителей и врачей, поддерживают молодые таланты.

«Красное Знамя » - газета Верхней Пышмы и Среднеуральска Свердловской области заявили в этой номинации два номера целиком. И вполне оправданно. При точном выборе тем номера «Дороги и судьбы» и «Смена молодая» получился калейдоскопичный, но в тоже время цельный рассказ о молодом поколении, его проблемах и задачах. Материалы – от передовицы, написанной студентом журфака УрГУ Антоном Глуховым до разнообразной подборки «Вид: человек разумный. Подвид: студент» - читаются с интересом, написаны современно и в то же время без злоупотребления модными словечками.

На редкость содержательны и интересны материалы А. Задворнева «Не бойтесь идти за мечтой», «Я кот, живущий полной жизнью» в очень современно выглядящей многотиражной газете «Химик» Агрохимической компании «Акрон» (Великий Новгород). Молодое поколение представляет здесь и молодой специалист, пишущий картины маслом и мечтающий побывать на водопаде Анхель, и дочь работника предприятия, вошедшая в двадцатку лучших юных чтецов страны.

Труд, верность семье и профессии проповедуют герои публикаций М. Потапенко. «У нас две Родины», «Счастливое платье Лены Павловой», «Выходил на поля молодой агроном» («Время и мы», с. Мантурово Курской области).

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победитель .
Верхняя Пышма и Среднеуральск, Свердловская область «Красное Знамя»
Два номера газеты целиком. Гл. редактор Протасова Ирина Анатольевна. За тематические номера о жизни молодежи Свердловской области.

2-е место .
Великий Новгород, Газета агрохимической кампании «Акрон» «Химик»
«Не бойтесь идти за мечтой», «Я кот, живущий полной жизнью». Александр Николаевич Задворнев. За рассказы о жизни молодежи Агрохимической компании «Акрон»

3-е место .
с. Мантурово, Курская область, «Время и мы»
«У нас две Родины», «Счастливое платье Лены Павловой», «Выходил на поля молодой агроном». Автор Нина Мирославна Потапенко. За раскрытие темы верности семье и профессии у молодого поколения XXI века.

г. Липецк, «Золотой ключик»
Совокупность материалов газеты. Гл. редактор Елена Сергеевна Митина. За многолетнюю работу по патриотическому воспитанию самого младшего поколения читателей.

г. Кинкур, Кировская область, «Сельские огни»
Чтоб не забылась та война», «Жизнь, наполненная смыслом». Автор Алевтина Анатольевна Недорезова. За репортажи о работе молодежных поисковых отрядов.

Патриотизм -это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –Россия. Любой из наших граждан может с гордостью сказать : «Я-россиянин!» . Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше . И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина» , «патриот » , «патриотизм » , мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства нашей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм , гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Пятилетние дети уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей , рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. И чтобы ни говорили о том, что нашим детям тема Великой Отечественной войны не понятна, слишком давно это было и много поколений уже сменилось, я с этим никогда не соглашусь. Если взрослые помнят о той войне, если в семье берегут память о своих близких , воевавших с фашистами, то и дети будут знать и помнить об этом. Нужно только правильно донести до них эту информацию. Наши ребята добрые и отзывчивые, они умеют слушать, сопереживать и сострадать.

В нашем детском саду прошла встреча детей дошкольников с ветераном Великой Отечественной войны Шеиным Галактионом Фёдоровичем. Ребята подготовили для гостя творческий подарок – несколько самодеятельных номеров. Во время нашей встречи прозвучали стихотворения о войне М. Исаковского, С. Михалкова. Дети прослушали песни «Вставай, страна огромная» , «Здесь птицы не поют» , «Горячий снег» . Также прозвучала музыка «Аве Мария» , «Голуби мира» . Галактион Фёдорович рассказал ребятам о том, как он сражался с фашистами и с японцами. Ребята узнали о войне из уст человека, который воевал сам, командовал отделением, видел живых фашистов, и даже побывал в немецком танке. Ребята заранее подготовили несколько вопросов , которые их очень интересовали. Заслуженный военный артиллерист внимательно слушал и давал ответы. После того, как закончилась встреча, дети преподнесли ветерану войны цветы, поближе рассмотрели ордена и медали и даже потрогали их. Эта встреча особенно тронула ребят и надолго останется в их памяти и маленьких нежных сердцах. Не только дети, но и их родители готовились к встрече. Вместе с ними была подготовлена выставка рисунков «Наша армия сильна» , оформлены стенды «Фотографии военных лет» , «Старый Оскол –город воинской славы » . С детьми проводились беседы «Наше Отечество» , «Нападение Германии и начало войны» , «Оборона столицы - Москвы» , «Письма с фронта» . Кроме бесед дополнительно велась работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой о войне. Ребята разучили стихотворения советских поэтов о военных годах, слушали солдатские песни и военные марши. В групповой комнате организовали выставку книг для детей о Великой Отечественной войне. С огромным интересом слушали дети рассказы о подвигах наших солдат и офицеров – А. Матросове, А. Маресьеве, Н. Гастелло, о подвиге семнадцати героев, которые вступили в неравную схватку с врагом, защищая наш родной Старый Оскол. Вся эта работа проводилась для того, чтобы у детей сформировалось представление о том страшном и очень трудном времени. Все беседы, рассказы должны были раскрыть отдельную веху в истории той войны, поведать детям о героизме нашего народа, который выстоял, несмотря на огромные трудности и победил фашизм.

Нам, педагогам и родителям нужно сделать всё, чтобы память о войне , о людях, выстоявших и победивших, осталась не только в истории нашей страны, но и в сердцах всех живущих ныне людей. А все последующие поколения помнили, какой ценой досталась нашему народу эта Победа.

В своей статье я рассказала всего лишь о маленькой частичке той работы, которая систематически ведётся с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста.

Из опыта работы воспитателя с родителями воспитанников ДОУ по вопросу физического воспитания и закаливания детей. Из опыта работы воспитателя Москвиной Т. И. старшей группы МБДОУ «Детский сад № 93» с родителями воспитанников, по вопросу физического воспитания.

Направленности патриотического воспитания Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть.

Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник сравнительно новый - День Матери. Не остался в стороне и коллектив МБДОУ № 2 «Малышок». Доброй.

Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень.

Возрастание роли военной истории для нынешней России во многом определяется тем, что устоявшиеся социокультурные, политические и нравственные координаты общества были отменены на официальном уровне в период перестройки . Приходится признать, что в таких условиях начал формироваться своеобразный тип гражданина – «гомо хапиенс», в суженном сознании которого атрофирована историческая память и историческая ответственность . Разложившаяся в ельцинское безвременье ценностная система во многом размыла тот фундамент патриотизма, который обеспечивал непобедимость нашего Отечества в прошлом. Бытовавшее после перестройки безответственное отношение к урокам истории отрицательно сказывается на обороноспособности России и затрудняет проведение эффективной военной реформы .

Изучение исторического опыта деятельности властных структур в области военно-патриотического воспитания царской армии (кон. XIX - нач. ХХ вв.). исключительно актуально для отечественной исторической науки.

В условиях эскалации международной напряженности и нестабильности , вызванной геополитическими изменениями и угрозой международного терроризма, особенно остро встает проблема обеспечения безопасности и суверенитета РФ, укрепления обороноспособности страны.

Важность комплексного исследования ключевых направлений, содержания и результатов государственной политики в сфере патриотического воспитания офицерства русской армии (кон. XIX - нач. ХХ вв.) в условиях реформирования ВС РФ, проводимого в период системного кризиса, в некотором смысле аналогичный обстановке, сложившейся в современной России . Патерналистская забота государства о гражданах, стремление власти обеспечить достойный уровень жизни в большой мере влияет на градус патриотизма населения, так и на боевой дух армии. Значит, актуальность определена и многими современными социально-экономическими факторами:

  • непредсказуемостью ситуации; предъявлением к гражданам повышенных требований, обусловленных реалиями санкций, кризиса и рыночной экономики;
  • ростом бездуховности, обвальным падением культурно-образовательного уровня молодежи ;
  • провалами в разработке и осуществлении реформ, которые сопровождаются перегибами в воспитательной работе;
  • переоценкой роли технократического подхода при явной недооценке роли подхода гуманитарно-воспитательного.

Анализ источников позволил установить закономерности и выявить тенденции в развитии отечественной системы военно-патриотического воспитания. Так, труды отечественных и зарубежных мыслителей-теоретиков, а также видных политических деятелей насыщены документально-фактической и аналитической информацией . Среди множества источников этой группы самого пристального внимания заслуживают изыскания в области теории и истории военного дела – работы Н.Н. Головина., М.И. Драгомирова, Д.П. Парского.

В трудах военных теоретиков времен Российской империи безусловно содержатся ценные практические рекомендации, но в то же время нельзя сказать, что в них выстроена цельная концепция военно-патриотического воспитания. Специфика этих работ – в некоторой недооценке социальных предпосылок патриотизма. Среди крупных деятелей русской школы, чьи идеи реализовывались в период военной реформы 1905 - 1912 гг., следует отметить В. Герштенцвейга, В. Райковского, М. Галкина, В. Голосова, Д. Трескина и других.

В данном контексте небезынтересна книга А. Гарлинского: автор, несомненно верноподданный, тем не менее высказывает ряд критических замечаний о необходимости ликвидации служебного протекционизма и в целом – демократизации армейского офицерства, способствующей, по его мнению, росту патриотических настроений в массе военных и гражданских. Ценными источниками являются также работы военных социологов и психологов, содержащие важные сведения о социальном статусе и морально-нравственном состоянии русских офицеров в дореволюционную эпоху.

Источники в периодической печати характеризуются следующими особенностями:

  • исключительная насыщенность фактами (чаще всего в виде констатации без скрупулезного анализа),
  • злободневность,
  • оперативность
  • лаконичность и лапидарность в сведений,
  • выполнение функции публикации официальных документов.
  • ангажированность периодики политическим кругами или государственными органами,

Наиболее актуальные, проблемно-ориентированные и любопытные материалы содержатся в таких периодических изданиях, как «Военный сборник», «Братская помощь», «Разведчик» и «Русский инвалид»,

Критические статьи русских офицеров, осуждающих армейские порядки, были, как правило, проникнуты патриотическим духом, идеей ответственности за судьбы Отечества. Наиболее наглядно указанная тенденция проявилась в осмыслении итогов русско-японской войны: военная публицистика того времени практически никогда не опускалась до примитивной ретроспекции или же огульного критиканства . Наоборот, «разбор полетов» был, главным образом, конструктивным, а инициативы военных профессионалов по устранению досадных недочетов отличались завидной конкретикой (заметим в этой связи, что масштабное реформирование армии не могло быть осуществлено в сжатые сроки, и потому проекты имели скорее стратегический, нежели тактико-прагматический характер).

Выступления офицеров в прессе в большой мере предопределили тенденцию к расширению социального фундамента власти, установлению своего рода «обратной связи» высшего военного командования с командирами-строевиками.

Отдельно выделим публикации в «Вестнике военного (позже - Военного и морского) духовенства» о нравственном облике офицеров, а также серьезные исследования по вопросам укрепления военно- патриотического воспитания, опубликованные в печатном органе Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) - «Педагогическом сборнике». Материалы периодической печати представляют собой не только источник информации, но и в некотором смысле индикатор градуса социального напряжения, отражающий темы, в наибольшей степени волновавшие офицерский корпус армии царской России.

О мемуарной литературе скажем: она, в силу рефлексии и ретроспекции призвана выполнять восполнительную функцию в комплексном анализе источниковой базы военно-патриотического воспитания. Мемуары скорее опровергают либо подтверждают информацию из более объективных других источников. Воспоминания выдающихся полководцев и государственных мужей гораздо менее официозны и способствуют прояснению мотивов принятия тех или иных управленческих решений. В данном аспекте для сравнительного исследования весьма интересны мемуары военных министров - А.Ф. Редигера и В.А. Сухомлинова. Литературно-историческая ценность указанных источников представляется нам отнюдь не равнозначной: скажем, если воспоминания А.Ф. Редигера проливают свет на судьбоносные этапы отечественной военной истории, то В.А. Сухомлинов куда более тенденциозен в подборе и трактовке фактологического материала. Возможно, в тщетной попытке тем самым оправдать собственные промахи, допущенные им в период пребывания в кресле военного министра. Как источник изучения системы военно-патриотического воспитания воспоминания А.Ф. Редигера также более важны, ибо по ним можно установить соотношение замыслов и реалий, парадигму укрепления войск, ее материального и духовно-нравственного обеспечения.

Таким образом, анализ исторических источников и сформулированные на его основе научно-теоретические положения, обобщения, выводы и уроки способствуют формированию более объективного взгляда на концепцию военно-патриотического воспитания в видении органов власти Российской империи, а также деятельность властных структур в сфере практической реализации патриотической парадигмы. В настоящее время назрела необходимость в творческой, эффективной и комплексной рецепции положительного исторического опыта, который, безусловно, поможет сформировать у современных россиян четкие державно-патриотические установки и ценности, защиту коих должно обеспечивать. Возрождение лучших традиций патриотического воспитания будет способствовать формированию правильного, не деформированного западной пропагандой исторического сознания и совершенствованию системы морально-нравственного обеспечения ВС РФ.

Исследование концептуальных основ военно-патриотического воспитания дореволюционного русского офицерства можно использовать при разработке современной патриотической парадигмы, которая в значительной мере способствует формированию личности россиян-патриотов ХХI века .

Изучение соотношения планов и реалий военно-воспитательной работы помогло бы разрешить вопросы оптимизации государственной системы патриотического воспитания, формирования единого «воспитательного поля».

Внедрение консервативных, проверенных временем методик воспитательной работы в системе образования и профессиональной подготовки позволит буквально преобразить нравственный облик молодых граждан России, что, естественно, поспособствует формированию в обществе позитивного имиджа правоохранителя и защитника Отечества.

Показательно: эволюция историографии постсоветского периода (с 1992 г. по настоящее время) проходит в обстановке пристального внимания исследователей к военной истории Отечества, ее лучшим традициям . В частности – к вопросам подготовки кадров офицерского корпуса царской армии. В опубликованных за последние двадцать лет работах учеными предпринимается попытка восполнить культурный вакуум, пробел отсутствующего опыта анализа теории и практики культивирования патриотических качеств и боевого духа россиян. Интересно, что особое место в современной историографии занимают многочисленные диссертации, в той или иной степени освещающие историко-философский и психолого-педагогический ракурсы вопросов морально-нравственного и военно-патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание по определению призвано восполнить духовный вакуум, образовавшийся в сознании россиян в перестроечный период в ходе инверсии нравственных ориентиров. Осознание причастности граждан РФ к великой военной истории в современных условиях борьбы с «пятой колонной», экстремизмом и международным терроризмом может стать фундаментом национальной идеи России.

Анализ деятельности власти по формированию системы военно-патриотического воспитания способствует обеспечению преемственности традиций и содействует укреплению российской государственности. Творческое переосмысление самодержавной парадигмы патриотического воспитания защитников Отечества, несомненно, способствовало бы консолидации общества и эффективной реализации реформы силовых структур. Как свидетельствует история революции 1905 - 1907 гг., усилия по культивированию патриотизма в среде военнослужащих выполняют серьезную превентивную функцию, ибо существенно понижают риск совершения преступлений экстремистской направленности.

В нынешних условиях необходимо в критически переосмыслить опыт предшественников в деле историографической разработки вопросов военно-патриотического воспитания, изучении достоверных архивных источников. Скрупулезное исследование позволит обогатить науку еще не известными научной общественности материалами и документами, предоставляющими возможность не только уяснения проблемы в свете новых подходов к изучению отечественной истории, но и обозначения перспектив будущих комплексных изысканий.

Чрезвычайно важно на основе исследования исторического опыта по освещаемой проблеме сформулировать выводы, извлечь уроки, а также составить научно-практические рекомендации, которые могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования системы военно-патриотического воспитания в РФ.

Обращение к военной истории всегда способствовало воспитанию гражданственности, проявлению высоких моральных качеств. Традиции и героическое прошлое армии России настолько разнообразны, что вполне способны быть фундаментом патриотической идеологии России, её нравственной базой.


Библиографический список

  1. Симашенков П.Д. Биполярный мир в геополитическом и историческом ракурсах // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1 (44). С. 37-40.
  2. Симашенков П.Д. Государственное регулирование вопросов вероисповедания в историческом ракурсе // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 2. С. 146-150.
  3. Симашенков П.Д. Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон.XIX-XX вв.) М.|Берлин, 2015. 153с.
  4. Симашенков П.Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол? В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов II-й Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Самарская гуманитарная академия, кафедра теории и истории государства и права; Самарский государственный университет, исторический факультет; отв. ред. А. Н. Сквозников. 2015. С. 131-136
  5. Симашенков П.Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2003
  6. Симашенков П.Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии (1890 – август 1914 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2003
  7. Симашенков П.Д. Деятельность органов власти по укреплению морального духа офицеров русской армии в межвоенное десятилетие (1905–1914 гг.) М.|Берлин, 2015. 181с.
  8. Симашенков П.Д. Деятельность органов власти в сфере патриотического воспитания корпуса офицеров армии императорской России (1900 -август 1914 гг.). В помощь изучающим отечественную историю. Научный редактор: доктор исторический наук, доцент, академик АВН Г.М. Ипполитов. СПб.: Нестор. 2003г. 65 с
  9. Симашенков П.Д. Дихотомия “прозрачности” и сакральности российской власти в историософском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2 (68). С. 154-158.
  10. Симашенков П.Д. Защита чувств верующих в России: историко-правовой аспект. В сборнике: Актуальные тренды регионального и местного развития сборник статей по материалам I (IX) Международной научно-практической конференции. под редакцией Г.А. Хмелевой. Самара, 2014. С. 150-156
  11. Симашенков П.Д. Идеологические границы “русского мира” в кривом зеркале геополитики (к 85-летию М.Горбачева). В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов III Всероссийской научной конференции. Самарская гуманитарная академия; Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Самара, 2016. С. 201-210
  12. Симашенков П. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. 2015. №2. С. 67-70
  13. Симашенков П.Д. Инновационный курс в русле традиций государственного управления в России//Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 5. С. 171-175.
  14. Симашенков П.Д. Институт конфликта интересов с позиций юридической техники // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 (55). С. 173-181
  15. Симашенков П.Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2016. № 22 (22). С. 6
  16. Симашенков П.Д. Конфликт интересов: история, теория и практика правоприменения. В сборнике: Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 290-298
  17. Симашенков П.Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 (43). С.29-32
  18. Симашенков П.Д. Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 11. С. 46-50.
  19. Симашенков П.Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 6. С. 141-145.
  20. Симашенков П.Д. О “жестокости” антикоррупционных санкций в России: историко-правовой экскурс. В сборнике: Социальные системы и право Сборник научных трудов. К.Б. Герасимов (отв. ред.). Самара, 2015. С. 92-99.
  21. Симашенков П.Д. О конфликте интересов – в компаративном ключе: история вопроса и практические моменты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-2. С. 142-145.
  22. Симашенков П.Д. О преемственности в политической истории России // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 27-31
  23. Симашенков П.Д. Политриторика в публичном праве России: терминологический аспект // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 1. С. 101-105.
  24. Симашенков П.Д. Правовой институт необходимой обороны: историко-правовые тенденции и пути совершенствования // Вестник Международного института рынка. 2015. № 1 (1). С. 196-204.
  25. Симашенков П.Д. “Прозрачность” и сакральность российской власти в исторической перспективе // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 60-64
  26. Симашенков П.Д. Репрессивный компонент отечественной антикоррупционной политики в историческом ракурсе // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. № 10. С. 141-145
  27. Симашенков П.Д. Россия императорская: деятельность главного управления военно-учебных заведений в сфере патриотического воспитания учащихся юнкерских училищ в 1874 – 1910 гг.. – Самара: Научно- технический центр (НТЦ), 2002. – С. 81 – 91
  28. Симашенков П.Д. Русский мир как геополитическая идеологема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 (56). С. 201-207
  29. Симашенков П.Д. Уголовная ответственность за половые преступления: историко-правовой и виктимологический аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (67). С. 194-197.
  30. Simashenkov P.D. The continuity of negation as a vector of Russian political history // Europaische Fachhochschule. 2014. № 7. С. 31-33
Количество просмотров публикации: Please wait

Публикации по теме