Чем зависть от ревности отличается? Чем зависть отличается от ревности.

«Тем из нас, кто хоть раз ощутил ядовитый укол зависти, известно, что избавиться от нее не так просто. Зависть может быть самым вероломным – а возможно, и самым коварным – из всех смертных грехов. Очевидно, что именно в этом пороке люди менее всего склонны признаваться, поскольку в противном случае им придется согласиться с тем, что они, по всей вероятности, недоброжелательны, злы и неблагородны.

Ясно одно: что бы ни включало в себя это понятие, оно чрезвычайно многозначно. Одно из значений: чувство досады и неприязни, вызываемое размышлениями о том, что кто-то владеет превосходящим по размеру богатством.

Определения, которые даются в словарях, не отражают важного различия между завистью и ревностью. Большинство не улавливает разницы между этими понятиями и часто ошибочно считает их почти синонимами.

На самом деле разница заключается в том, что ревнивец ревнует то, что есть у него, а завистник завидует тому, что есть у других. Ревность не всегда уничижительна: в конце концов, мы можем ревновать к общественному положению, гражданским правам или славе. Понятие зависти, за исключением тех случаев, когда оно используется в соревновательном смысле, всегда уничижительно. Если ревность, говоря метафорическим языком, «чудище с зелеными глазами», то зависть – чудище красноглазое, косое и близорукое. И она никогда не бывает привлекательной или милой.

Хотя если сравнивать зависть и ревность, последняя зачастую бывает более неистовой, а также более реалистичной: в конце концов, иногда ревнивцу удается справиться с собой. Кроме того, ревность не всегда носит только сексуальный характер. Можно ревностно относиться – и совершенно справедливо – к своей репутации, честности и другим хорошим качествам. Но практически невозможно оставаться правым, завидуя: зависть по определению ошибочна.

Кроме того, зависть необходимо отличать от просто сильного желания. Так, глядя на людей, пользующихся преимуществами высокого положения в обществе, мы хотим быть такими же или же вдруг остро ощущаем, как здорово было бы снова стать молодыми; или страстно желаем быть богаче; или жаждем быть более высокими, стройными, мускулистыми, ловкими и красивыми. Все это – проявления желания. Зависть никогда не бывает такой общей, она всегда конкретна – по крайней мере, та ее разновидность, которая мучает больше всего.

Завистники чаще всего бывают несправедливы. И почти всегда зависть выражает чувства более личные, чем стремление к справедливости. Зависть задается главным вопросом: а как же я? Почему у других есть красота, талант, богатство, власть, слава и другие блага, или, во всяком случае, они наделены ими щедрее, чем я? Почему не я?

Иногда мы беззлобно называем что-то – чужую жизнь, здоровье, успехи – «завидными». Точно так же можем сказать: «Я завидую тому, что ты будешь два месяца отдыхать на юге Франции», – не вынашивая при этом планов, как бы расстроить эту поездку. Или, скажем, вы говорите: «Я не завидую его ответственной работе», и это всего лишь означает, что вы рады, что у вас нет таких проблем. По-видимому, должно существовать слово, означающее промежуточное звено между завистью и восхищением, так же как должен существовать термин для обозначения переходной ступени между талантом и гениальностью. Должны, но не существуют. Язык так несовершенен.

Зависть нельзя путать и с открытым конфликтом. Предположим, у одного есть нечто, являющееся предметом вожделения для другого, – клиенты, высокое положение или рейтинг, место на государственной службе, влиятельный пост, – и тот борется за желаемое более или менее агрессивно, но открыто. И эта откровенность меняет характер игры. Зависть практически никогда не проявляется открыто: она таится, интригует, ведет подковерные игры. Она всегда представляет собой скрытый, потаенный процесс, наличие которого невозможно доказать. За завистью, если квалифицировать ее именно как таковую, должна маячить тень – а иногда и нечто более осязаемое – злобы.

Злобы, которой нет названия, холодной, но скрытой враждебности, бессильной страсти, затаенной неприязни и недоброжелательности, что так обильно расцветает под сенью зависти. Ларошфуко изящно вскрыл нарыв зависти, написав: «В несчастье наших лучших друзей мы всегда находим нечто приятное для себя». Да, весьма приятное. Старая добрая зависть».

Ревность и зависть – два негативных чувства, которые присущи современному обществу. К сожалению, они стали практически обязательным атрибутом любой семьи.

Хоть один человек в семье будет завистливым или ревнивым. Но что же является причиной этих двух разрушающих явлений? Попытки человека сравнить себя с другими, окружающими его людьми.

Зависть возникает в результате осознания того, что человек в чем-то уступает другим людям. Вы можете видеть, что ваш друг или подруга чего-то достигли в жизни, что бы вы хотели и для себя. Неуверенность в себе приводит вас к тому, что вы стремитесь общаться с теми людьми, которым завидуете.

Но существует лишь два пути такого общения:

  • Когда вы сами растете для того, чтобы подняться на тот уровень людей, с которыми общаетесь.
  • Когда вы стараетесь опустить окружающих вас людей до собственного уровня.

И частым вариантом вида общения является второй, так как очень редко люди способны развиваться и прилагать усилия для достижения каких-то целей. Но если вы общаетесь с теми, кто ниже вас, вы можете заметить, как они вас постоянно пытаются опустить на собственный уровень.

Как вы чувствуете себя? Некомфортно, возникает некоторая злость или нежелание общаться с этими людьми. Тогда, почему вы думаете, что тем людям, которых пытаетесь опустить лично вы, комфортна ваша компания?

Люди разных уровней не могут дружелюбно и по-братски общаться. Их общение становится взаимным только тогда, когда они достигли одной и той же ступени развития. Однако если вы не выберите первый вариант общения с людьми, которые выше вас, вы лишите себя прекрасных возможностей.

Ведь главное в зависти не то, смогли вы опустить другого человека на свой уровень или нет, а воспользовались ли вы своей возможностью вырасти самим. Если вы идете по второму пути общения, то всего лишь тратите свои силы и энергию на пустые действия.

Ревность — сомнение

Ревность – чувство людей, которые заняты одним делом. Зачастую оно возникает между влюбленными людьми. Ревность – это форма сомнения в собственных силах и в себе. Сравнивая себя с другими, вы не чувствуете, что на что-то способны. Поэтому, когда один из влюбленных начинает ревновать, его заботит не то, как ему стать интересным для своего партнера, а как ограничить свободу своей второй половинки.

Если вы ревнуете, а ваш партнер является мудрым человеком, то в итоге он поймет, что это является вашей слабостью. Вы боритесь за то, чтобы вас не бросили. Но из-за того, что вы ограничиваете свободу своего партнера, вы отталкиваете его от себя.

Ошибочное мнение о том, что ревность является признаком любви, приводит к краху. Человек не может любить, если испытывает страх и зависимость от партнера.

Ограничение вашей свободы говорит не о любви к вам, а лишь о том, что вас хотят контролировать. Любовь дарит свободу. Ревность же сковывает, привязывает и удушает.

Ревнивец получает чувство удовлетворенности, когда видит ничтожность своего партнера. Когда человек независим, ревнивец становится несчастным, так как не способен заинтересовать другого своей персоной.

Тогда единственный выход, который он видит, — это унизить своего партнера, чтобы тот стал зависимым от него. В результате, ревнивец уничтожает свое счастье, счастье своего партнера и все труды, которые могли им дать успех.

Поэтому бессмысленно стараться понять ревнивца и как-то ему потакать. Пока вы не станете зависимыми от него, он не остановится. Если этот человек не хочет повышать свою значимость, лучше его отпустить на все четыре стороны.

Иначе он только и будет делать, что разрушать вашу жизнь. А вылечить его сможет лишь он сам. Пока человек не начнет вас уважать и благодарить, а также испытывать чувство радости и счастья, он будет подвержен чувству ревности.

Не стоит себя сравнивать с другими людьми, так как это самое неконструктивное видение и оценка, которое приводит к ревности и зависти. А эти чувства практически никогда не приводят к хорошим результатам.

Встречается достаточно много людей, которые путают ревность с завистью, вину со стыдом, страхом или злостью. Перепутать их немудрено. Можно попробовать разобраться, хотя бы в первом приближении. Дело здесь не в только в словах, дело в том, что эти чувства означают для конкретного человека, есть ли у них конкретный биологических профиль и психодинамическая картинка.

С чего начать? С анекдота.

Анекдот совсем американский и поэтому в российском контексте воспринимается не очень, но как иллюстрация работает.
Вот едете вы в авто с большим превышением скорости и навеселе. Проехали мимо полицейского. И ничего не случилось – никто вас не остановил. Вы можете говорить вслух, что чувствуете себя виноватым за то, что сели за руль нетрезвым и превысили скорость. А что вы на самом деле чувствуете?

Хороший индикатор здесь – это то, что вы испытали после случившегося.

Если вы испытали облегчение , то изначально вы чувствовали не вину, а страх. Если же вы чувствуете сожаление , что вас не остановили, то есть какой-то своей частью Вы бы хотели “нести ответственность” за содеянное, то да, вы могли чувствовать вину. (Dr. Hansell, personal communication)

Вина бывает более-менее естественной, если вы ощущаете, что причинили кому-то вред или нарушили закон, в который вы верите . Вы об этом знаете, и другой человек об этом знает, ощущение вреда явное.

Например, это случай неспровоцированной агрессии с вашей стороны. В этом случае вина – это естественный гомеостатичный механизм системы, который помогает залечить надрыв в отношениях.

При этом, Ledoux справедливо заметил, что врожденного страха очень мало, и большинство объектов, которых мы боимся – мы учимся их бояться, или нас этому учат. Та же песня происходит с виной. Нас учат быть виноватыми, нас винят и рассказывают про вред, который мы причинили разным субстанциям – себе, Богу, родителям, друзьям и т. д.

Вред ближнему – это еще куда ни шло, потому что ближний может об этом (а) сказать, (б) молча сверкать фингалом под глазом, (с) ничего не говорить, но если у нас эмпатия еще живая, мы можем понимать, что сделали больно.

Если же человек, с которым вы общаетесь, не испытал боли (душевной или физической) в результате ваших действий, более того, знает об этом, но обвиняет вас, то это — манипуляция чувством вины (американцы называют ее guilt trip).

Вам предъявляют жертву, да еще с такой миной, что вы – насильник и преступник. Взрослые люди могут в этом случае сказать: я не чувствую себя виноватым. Тогда происходит общение, в котором основной фокус – это момент вреда . Есть вред или его нет. Возможны варианты.

Например, можно сделать другому больно неосознанно – тогда не чувствуешь вины сразу, но все же, по факту, сделал другому больно и разговор о вреде уместен . Коммуникации помогают выяснить, что это конкретное действие для этого конкретного человека означает боль. Бывает обратное, то есть случай выше – манипуляция виной, когда вреда нет совсем.

Очень часто в общении детей и родителей эта простая манипуляция пробивает детские защиты, детей винят, и они учатся чувствовать себя виноватыми . Стоит заметить, что это тонкая грань. Дети до определенного возраста достаточно нарциссичны, и для образования у них естественной вины родители необходимы. Если ребенок делает больно брату, сестре или родителю, то родитель может ребенку об этом сказать. Кроме того, ребенок может впитывать отношения между взрослыми, когда один сделал другому больно и извинился искренне.

Для отличия токсической, наносной, манипулятивной вины от естественной стоит задать два рациональных вопроса. В чем вред? Для кого вред? Если человек не может ответить на эти вопросы рационально, то манипуляция виной происходит с большой вероятностью.

Как отличить вину от стыда? Иногда это непросто. Стыд – это ощущение, что ты среди людей и делаешь что-то активно социально неприемлемое . Например, стоишь голый, а вокруг все одетые. Вреда как такового нет, но жутко неуютно. Ты не соответствуешь ожиданиям людей, причем сильно не соответствуешь. Более того, ты в определенном смысле обнажен так или иначе, если не в прямом смысле, то метафорически – ты открыт, на что-то твое интимное смотрят люди.

При чувстве стыда есть конкретный физиологический отклик – покраснение кожи (blush.) При чувстве вины такого отклика нет. Это вообще более когнитивное понятие, чем аффективное, на мой взгяд. Вина ближе всего к злости, то есть к агрессии.

Только проблема в том, что эта злость скорее ментальная, чем физическая, и даже в этом смысле не выражена, а подавлена. Поэтому явных телесных признаков вины нет. Стабильного, биологически обоснованного выражения лица, сопутствующего чувству вины, тоже нет. Это одна из причин, почему вину иногда называют вторичным чувством.

Естественный стыд, как и естественную вину, невозможно чувствовать в одиночестве. Хотя находясь в одиночестве человек может вспомнить конкретный эпизод, когда ему было болезненно стыдно, и в этот момент испытать чувство стыда заново, включая физиологический отклик. Подобное аффективное воспоминание — это механизм работы episodic памяти.

Стыдом, как и виной, часто манипулируют. Человека Стыдят. То есть заставляют чувствовать себя голым там, где он на самом деле одет. Чувство стыда бывает достаточно болезненным, особенно у нарциссично ориентированных людей. Ведь в нарциссизме часто есть ощущение пустоты внутри, которое компенсируется пышным фасадом снаружи . Нет ничего для нарцисса более страшного, чем услышать, что король голый – его главный секрет становится достоянием общественности.

Если отвечать на вопрос отличия вины от стыда глубоко, то чувство вины – это признак депрессивной позиции (Кляйн), в то время, как стыд – признак параноидально-шизоидной . То есть, если есть ощущение, что человек не достиг депрессивной позиции вообще (не может терпеть амбивалетность, не умеет горевать), то скорее всего – это стыд, а не вина. И ровно по тем же причинам, человек, не достигший депрессивной позиции, не может чувствовать ревность, он может чувствовать зависть.

По Кляйн, ревность и вина – более зрелые чувства, чем зависть и стыд. Здесь есть такая тонкость, что человек, достигший депрессивной позиции, может потом в параноидально-шизоидную регрессировать и возвращаться обратно в депрессивную. Причем иногда довольно быстро.

Поэтому думать вина-стыд или ревность-зависть по этому признаку имеет смысл, если есть ощущение устойчивой позиции . Аналогичным образом, по Фрейду, ревность — это чувство Эдипова периода, поэтому если человек прочно застрял в до-Эдиповой фазе, то он тоже не может чувствовать ревность.

Кроме того, ревность – это принципиально треугольное чувство. Если треугольника отношений нет, то нет ревности.

Зависть — это «у тебя есть что-то, чего у меня нет, и что я хочу». Ревность — это «Я хочу чтобы ты любила меня, а ты выбираешь другого. Я теряю твою любовь. На другого я злюсь». Допустим, у Коли есть машина, и мне плохо от факта наличия у Коли машины — это зависть. Если одной женщине плохо, от того что другая кем-то любима и счастлива в отношениях — то это зависть. Если женщина хочет конкретного мужчину, который выбирает другую женщину, то — ревность.

Зависть можно описать как злость на другого человека за то , что у него/нее есть объект, который хочется иметь самому. Более того, есть ощущение, что другой человек лишает тебя этого объекта. В то же время этот другой является надежным источником желаемого объекта и видится одновременно как владеющий и лишающий.

В зависти есть конфликт – человек хочет объект, который ему «положен», но недоступен. В этих условиях возникает импульс или соединиться с источником желаемого или, если соединение невозможно, испортить этот источник. Импульс может быть довольно сильным и разрушительным, ведь он основан на мощных зашитных реакциях – жесткой идеализации источника в первом случае, или девалюации во втором.

Мелани Кляйн писала о том, что первый объект, к которому возникает зависть – это материнская грудь , Кляйн называла этузависть первичной . Младенец, который чувствует, что ожидаемое удовлетворение его потребности не наступило, ощущает, что мама лишает его желаемого им — груди, как источника молока. Мама оставляет желаемое младенцем молоко себе. Поэтому первичная зависть появляется у человека раньше, чем ревность и является одной из базовых эмоций.

Зависть связана с неразвитым пока у младенца механизмом терпимости к фрустрации (frustration tolerance). Если первичная зависть терпится и прорабатывается (оптимальная фрустрация), то происходит нормальное развитие ребенка. Если же ощущение зависти слишком сильное и превышает тот уровень, c которым младенец может справиться, то это приводит к ослаблению Эго функций.

В результате запускается импульс, при котором младенец атакует «хорошую грудь» (и делает дальнейшую интроекцию невозможной). Если обладание хорошим невозможно, то надо хорошее сделать плохим, чтобы избежать болезненного ощущения фрустрации. Таким образом первичная зависть стремится разрушить тот самый объект, который необходим для выживания и роста ребенк а, то есть механизм зависти в определенной степени саморазрушительный.

Психоаналитики британской школы считали, что первичная зависть трансформируется в бессознательную зависть взрослого человека и может проявиться в терапевтических отношениях в форме негативного переноса . В метафорическом смысле это понятно – довольно часто клиент испытывает чувство зависти к иделизированному терапевту, который все знает, все может и «весь такой нормальный». Cопротивление терапии может быть формой защиты от чувства зависти. Поэтому терапевт демонстрирующий свою неидеальность, cпокойно и без самобичевания признающий неизбежные ошибки в работе, cнижает накал зависти.

Зависть у взрослого человека может сопровождаться чувством вины, ревностью, жалостью к себе. Одно из самых первых проявлений вины может быть связано с деструктивными импульсами по отношению к маме. С этой виной также связаны параноидальные импульсы. Ребенок ожидает что объект, которому он завидует, и который он хочет разрушить, его накажет.

Работа с завистью в терапии может начаться с нормализации ее, то есть с убирания вины или стыда. Когда человек способен сказать – я завидую, то тогда в это чувство можно погрузиться и можно с ним работать. Очень многому можно научиться у зависти.

Ответ психолога:

Здравствуйте Ария!

Давайте разбираться.
Вы описываете ситуацию, которая свойственна супругам в первые годы брака. Когда ещё не произошла взаимная «притирка», ещё не распределены обязанности, не оговорены личностные границы. Многие пары решают эти проблемы так сказать спонтанно в процессе выхода из конфликтной ситуации, когда необходимо преодолеть непонимание. К сожалению, в нашей стране пока очень низкий уровень психологической культуры и пары начинающие совместную жизнь не идут на консультацию к психологу, а зря. Ведь сформированное представление о том, как и чем будет жить молодая семья на основе мировоззрений, индивидуальных желаний, возможностей и компромиссов, во многом определяет счастье в семейной жизни. Конечно, огромное значение имеет состояние влюблённости, которая постепенно может перерасти в любовь, если уважение, взаимопонимание и забота развиваются вместе с парой.
Поэтому рекомендую вместе с мужем сходить на консультацию к семейному психологу, так как муж Ваш судя по письму, зная такую Вашу тревожность и привязанность к нему, не обвинял бы Вас в эгоизме и зависти, зная отчего у Вас такое состояние, и как себя вести, учитывая такую Вашу особенность(которую вполне можно корректировать в индивидуальной работе с психологом и затем в группе), согласитесь?
Теперь поговорим о Вас, так как в Вашем запросе скорее сквозит недовольство собой. В рамках одного письма, я попытаюсь наметить путь для Вашего «само копания» (возможно, Вы и решите свою проблему сами, но это очень долго и неэффективно. Мы ведь, не ремонтируем сами компьютер, а вот психикой почему-то считают возможным заниматься все сами.)
Начнем с конца. Вы пишите, что были приёмным ребёнком и вероятно недостаток любви и ласки, делает теперь Вас такой эгоистичной и завистливой, требовательной в повышенном внимании мужа.
К сожалению, многим в детстве и от родных родителей (не только от приёмных) не хватало любви и ласки. Но это не значит, что теперь, когда мы взрослые, то наши друзья и мужья должны каким-то образом компенсировать это. Тем более, если Вы сами требуете такого повышенного внимания к себе, то это больше похоже на манипуляцию, чем на истинные чувства. Любовь не требует, она сияет в глазах любимой от радости за своего любимого. Вы ведь сами пишите, что он уехал по работе, и тут же обвиняете его в том, что он там веселится (не логично). Почему Вам интересно с его друзьями больше, чем со своими? Вам действительно они интересны, как личности или просто Вам удобно контролировать таким образом мужа? У Вас и Ваших друзей более низкий социальный статус, чем у его окружения? Как долго можете Вы быть интересны мужу и его друзьям, если просто будете стоять «за спиной»? Дело в том, что пока Вы молоды и красивы, в самом начале отношений это главный фактор для мужчины, но если Вы будете оставаться на одном уровне развития и ещё предъявлять требования в повышенном внимании, то есть вероятность действительно потерять мужа. Молодость уходит, а содержание человека –это то богатство, которое Вы сможете передать своим детям и внукам. И такая женщина всегда будет интересна мужу и не придётся беспокоиться за надёжность отношений.
Милая Ария, насколько я поняла, Вы не работаете? Есть ли у Вас хобби? Вспомните, чем Вы больше всего любили заниматься в детстве и попробуйте, вспоминая это состояние творчества, заняться чем-то аналогичным. Появятся новые знакомые, Вы станете более интересны мужу, как личность. Обогащайте свои отношения совместным посещением выставок, театра, кино.
Вы пишите, что помешаны на нём и его жизни. Скорее всего я подозреваю, что Вы боитесь потерять его, так как неуверенны в себе. На его уровне Ваша самооценка низкая и Вы реагируете повышенным контролем (сначала это льстит мужчине, но потом становится обременительным), который к сожалению, как подсказывает опыт, приводит к стремлению избавиться от навязчивой жены. Вы всё время пишите про зависть…. Но, ведь самостоятельные и независимые женщины не родились такими? Они просто развивались, а не жили чужой жизнью. Что для Вас зависть? Невозможность обладать какими-то качествами? Какими качествами? Напишите их. Какие из них Вы сможете развить в себе сами? Поверьте, Ария, если Вы хотите просто что-то иметь в себе без усилий, то это из области чудес. Понимание, что те качества, которым Вы завидуете в других людях, потребовали от них определённых усилий, труда, возможно и жертв, могут вызывать только уважение. Так, что Ария, если Вы займётесь собой, полюбите себя настоящую, а не придуманную, то и мужа не придётся контролировать, он сам будет Вам звонить, и время, проведённое вместе, будет согревать Ваши души в те часы, когда каждый из Вас будет заниматься другими делами.

РЕВНОСТЬ И ЗАВИСТЬ

Это противоречивые и неуправляемые чувства. Это переживания, которые обрушиваются на вас внезапно и с такой силой, что у вас может начаться истерика, вам покажется, что все потеряно. Глубокая грусть и страх переходят в нервический дистресс, невыносимое чувство унижения и озлобленность.

В самом худшем случае эти чувства могут привести к попыткам суицида, к преследованию мужа, даже к убийству. В лучшем случае вам станет неприятно, когда ваша лучшая подруга скажет вам, что она только что купила второй дом, тогда как вы не смогли купить и одного.

Ревность, может быть, самое сильное и менее других понятое чувство.

"Совершенно нормально иногда ощущать некоторую ревность, – признает Рене Нортон, доктор философии, психолог-клиницист из Центра Монтгомери в Цинциннати, штат Огайо. – Вы можете позавидовать коллеге, которая добилась успехов в работе или у которой особенно удачно складываются взаимоотношения с окружающими. Всегда найдется ощутимое неравенство в чем-либо, неудивительно, что это может вызвать чувство зависти".

И ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ

Хотя принято считать, что зависть – отрицательное чувство, оно может явиться побудительным мотивом и положительных поступков. Зависть, которую вы испытываете к своему компетентному шефу, может помочь включить ваше честолюбие. Укол ревности способен оживить романтические чувства, когда вы замечаете, что ваш муж нравится кому-то еще.

Но ревность может превратиться в вероломное чувство, когда она начинает пронизывать вашу каждодневную жизнь. "Ревность бывает разная, – утверждает д-р Нортон. – Вам может быть не по себе по вполне понятным причинам, если ваш муж оказывает чрезмерное внимание привлекательной молодой женщине. В конце концов, вы расцениваете это как реальную угрозу вашим отношениям. Это нормально.

Но бывает и иррациональная ревность. У меня были пациентки, которые терпеть не могли, чтобы их мужья смотрели кинофильмы, в которых героиня была красавицей. Этим женщинам была невыносима мысль о том, что мужья смогут оценивать другую женщину с точки зрения ее сексуальности. И они разрешали им смотреть фильмы и телевизионные программы, предварительно убедившись в их безопасности. Такое поведение совершенно ненормально, это уже патология".

В экстремальных случаях ревность может вызывать параноидальные подозрения, женщине во всем чудится угроза ее существованию, она начинает проверять подозреваемого в измене партнера – следить за ним, обшаривать его карманы, просматривать его почту, проверять портфель, подвергать допросу. По материалам одного из исследований, пациентка жаловалась, что обиднее всего ей за напрасно потраченные время и силы, потому что ревность вынуждала ее проверять все в жизни ее мужа.

ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЛЕДНОСТЬ, ТАКОЙ ИЗМУЧЕННЫЙ ВИД?

Ревность и зависть, считают специалисты, являются признаками женской незащищенности. "Возможно, женщина росла в обстановке, лишавшей ее чего-нибудь, – иногда это даже остается неосознанным. Чувствуя себя обделенной в прошлом, она считает, что имеет право на осуществление всех своих желаний, – объясняет др Нортон. – Она постоянно всматривается в окружение, следит за тем, у кого что есть и нет ли у других больше, чем у нее. Конечно, она всегда отыщет таких людей, игнорируя тех, кто имеет меньше. И естественно, будет испытывать страшную зависть".

"Ревнивые женщины постоянно сравнивают себя с другими, – соглашается Ширли Гласе, доктор философии, психолог-клиницист. – И всегда обнаруживают, что они обделены. Чувство ущемленности доходит у них до того, что они начинают ревновать мужей к их занятиям или к тому, что мужья проявляют большой интерес к своей работе. Все превращается в проверку на любовь, на лояльность, на успех".

И если такие эмоции встают между мужчиной и женщиной, то находящемуся под подозрением очень трудно понять их.

"Это объясняется тем, что мужчина и женщина испытывают ревность по разным причинам, – замечает д-р Гласе. – Женщинам нужно главным образом чувствовать себя в безопасности в том смысле, что им надо твердо знать, что их любят. Мужчинам нужно, чтобы ими восхищались. Поэтому, когда муж говорит или делает что-то, что может показаться обидным, жена задает вопрос: "Ты меня любишь по-прежнему?", а муж в сходной ситуации озабочен другим: "Почему ты меня принижаешь? Ты не уважаешь меня? Ты не ценишь меня?"

ВЗГЛЯНИТЕ НА ВСЕ ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ

Завистливые люди часто очень озлоблены. Им не хватает уверенности, и это сказывается на их взаимоотношениях с окружающими. "Когда женщина выходит замуж, не чувствуя себя личностью, с тем чтобы компенсировать ущемленность в прошлом, она полностью зависит от мужа, – говорит д-р Гласе, – и любой кризис в браке расценивает как ужасный удар".

"Такие женщины с трудом устанавливают и поддерживают дружеские связи, – добавляет д-р Нортон. – Близкие отношения предполагают, что вы испытываете и выражаете радость по поводу успехов подруги. Вечно завидующая женщина не способна чувствовать радость в таких случаях. Скорее, сравнение с подругой вызовет в ней обиду и горечь, словно подруга своими достижениями лишила ее чего-то и, добившись успеха, обеспечила провал завистницы".

Как прекратить такие разрушительные эмоции? "Ну, вы, конечно, можете сказать, что не стоит завидовать, – говорит д-р Нортон. – Это все равно что просить человека не беспокоиться, когда он обеспокоен. Чувство есть чувство, и почти невозможно избавиться от него, особенно если это зависть. Мы можем помочь людям, испытывающим боль, гнев, депрессию и фрустрацию. Но зависть – это нечто всеобъемлющее. Вместо того чтобы воздействовать на чувства, мы можем попробовать помочь женщине по-другому взглянуть на вещи".

Одна из женщин, с которой занималась д-р Нортон, к примеру, очень завидовала соседке. "По мнению моей пациентки, у этой женщины прекрасные дети. Они хорошо учатся, всегда говорят правильные вещи, делают то, что надо, и родители очень гордятся ими. Дети моей пациентки не выдерживали сравнения, – говорит она.

– Я помогла ей посмотреть на вещи с другой стороны. Я попросила ее рассказать, что ей нравится в ее детях. И она добросовестно назвала несколько превосходных качеств. Тогда я спросила ее: "Могли бы дела у них обстоять хуже, чем есть на самом деле?" Конечно, она немедленно поняла, к чему я клоню. Дети могли смертельно заболеть или пристраститься к наркотикам.

Иной взгляд на вещи также помогает понять чувства человека, которому вы завидуете, – продолжает д-р Нортон. – Я спрашивала свою пациентку:

"Как вы думаете, ваша соседка тоже, как и вы, считает, что у нее все обстоит превосходно? Как по-вашему, она завидует кому-нибудь? Я имела в виду, что всегда можно найти кого-то, кто имеет больше, чем вы. И что из того?"

РАЗБЕРИТЕСЬ В СЕБЕ

"Люди часто отдают себе отчет в том, что некоторые вещи могут возбудить сильное чувство зависти. Важно предусмотреть отрицательную реакцию и ее последствия – предупреждает д-р Гласе. – Вообразим, что два человека пробуются на ведущую роль в шоу. Если вы не получаете ее, для вас естественно испытывать некоторую зависть. Вы ведь очень хотели получить эту роль и разочарованы, потому что это много для вас значило. Но ненормально возненавидеть соперницу или испытывать унижение".

"Людям надо найти в себе то, что давало бы им спокойствие и силы, считает д-р Нортон. – Лечение заключается в том, что мы помогаем людям направить фокус контроля не на внешние факторы, а внутрь себя. Другими словами, – объясняет она, – завистливых людей выводит из равновесия то, что лежит вне их и не поддается контролю. В процессе лечения мы учим их осуществлять контроль над собой. Когда человек в большей степени способен контролировать себя, он не фиксирует внимание на других, на том, что они имеют. Он сфокусирован на самом себе. Он занимается самореализацией, это может дать ему чувство удовлетворения, и он больше не будет в плену ужасного состояния обделенности".

СПРОСИТЕ СЕБЯ

"Этот способ очень легко применить на практике, – говорит д-р Нортон.

– Первое, что вы должны сделать, это понять, что большинство из нас вырастают с мыслью, что у нас нет выбора. Это означает, что нас всегда контролировали. Ваша мама требовала от вас, чтобы вы убирали свою комнату, ваш отец приказывал вам вынести мусор, учителя давали задания на дом – все контролировали вашу жизнь, кроме вас самой. Вы не могли выбирать.

Позднее, когда вы становитесь взрослой, у вас сохраняется ощущение, что у вас нет выбора. Умом вы можете понимать, что это не так. Но где-то глубоко внутри вы не верите этому!

Ключ к преодолению чувства зависти – научиться делать выбор, а не чувствовать себя зависимой от воли других людей.

Как этого добиться? Каждый раз, когда вы ощущаете, что вас понуждают сделать что-то, – советует д-р Нортон, – остановитесь и задайте себе три вопроса: "Если я не сделаю это, буду ли я чувствовать себя виноватой?", "Есть ли у меня выбор?" и "Почему я считаю, что у меня нет выбора?"

Чувство, что вы поступаете по принуждению, – это красный флаг, предупреждающий, что пора задать себе эти вопросы. – Если вы начинаете сознательно задавать вопросы относительно конкретных действий, вы начинаете понимать «нутром» и головой, что у вас есть выбор и вы держите свою жизнь под контролем. Тогда контроль, – говорит д-р Нортон, – будет осуществляться правильно; он будет направлен внутрь вас.

После этого, – добавляет она, – не будет причины и завидовать. Как вы можете завидовать кому-нибудь, если вы сами выбрали, кем вам быть и что из себя представлять".

Из книги Библия секса автора Пол Джоанидис

Из книги Закон Кармы автора Олег Геннадьевич Торсунов

Глава о неприличных словах Глава 3 Вы можете заинтересоваться, почему глава о неприличных словах расположена в самом начале этой замечательной в остальном книги. Наверное, в этой главе есть нечто больше, чем просто неприличные слова. Эта глава, так же как и другие в этой

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Жадность, зависть В Пуранах по этому поводу говорится:«Тот, кто скупец и ростовщик, тот, кто разрушает, обедняет и ведёт своих должников к голоданию через пени и завышенные проценты, страдает от туберкулеза».«Кто отказывается дать голодному человеку, который пришёл к нему

Из книги Китайская медицина для здоровья и долголетия автора Юнь Лун

Зависть и ревность Можете ли вы показать мне хотя бы одного человека на земле, которому зависть и ревность помогли достичь процветания? Помогли достичь не только материального расцвета, но и расцвета духа? Если вы знаете такого человека, смело следуйте за ним, он сможет

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 36 автора Наталья Ивановна Степанова

Глава 3 31 . «Книга перемен», известная также как «И цзин» – наиболее авторитетное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.32.

Из книги Рожденный бежать автора Кристофер Макдугл

Из книги Правила очищения автора Ниши Кацудзо

Из книги Совершенный мозг автора Дипак Чопра

Ревность Большинству людей знакомо такое чувство, как ревность. Она разрушает наш организм быстрее, чем многие заболевания. Чаще всего ревность вызывает бессонницу или учащенное сердцебиение. Если вы несерьезно отнесетесь к этому чувству или вам даже понравится

Из книги Аюрведа. Философия и травы автора Ян Николаевич Раздобурдин

Зависть Не завидуйте и не стремитесь жить за счет других, вы способны достичь процветания за счет собственных желаний и усилий. Давно известно, что зависть – очень вредное чувство. Оно изматывает человека, лишает его сна и покоя. Бывают даже случаи, когда зависть толкает

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Евгений Александрович Тарасов

Миф 5. Примитивные реакции (страх, гнев, ревность, агрессия) подавляют высший мозг, и человек тут бессилен Сегодня многие знают, что первые четыре мифа не соответствуют действительности. Однако к пятому мифу это не относится.Под тот факт, что людьми движут примитивные

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

Зависть – враг счастливых Зависть – это недовольство тем, что кто-то другой владеет и наслаждается чем-то, крайне желанным для завидующего. Импульс зависти направлен на то, чтобы отнять или разрушить. Более того, зависть подразумевает субъектное отношение к какой-то

Из книги Психология шизофрении автора Антон Кемпинский

Болезненная зависть Большинство специалистов в наши дни считают, что зависть подобна маленьким (а порой и не очень) дозам яда, которые человек вводит в свой организм. До поры до времени это сходит ему безнаказанно, но рано или поздно наступает своеобразная интоксикация,

Из книги Великолепный мозг в любом возрасте автора Дэниэл Дж. Амен

Зависть черная… зависть белая… Увы, зависти все возрасты покорны!.. Уже с младых ногтей многие наши цветы жизни завидуют игрушкам, роликам или велосипедам своих сверстников. Наверняка большинство из вас были, и не раз, свидетелями того, как милые отпрыски становились

Из книги автора

Ревность и соперничество 463. Ревность может принести и пользу и вред.Ревность - могущественное чувство даже у взрослых. Маленький ребенок страдает от того, что не понимает, в чем причина его мучений.Если ревность очень сильна, она может надолго отравить ребенку

Из книги автора

Зависть и власть «Мое» и «не мое» Зависть, которая наряду с родственной ей ревностью относится к наиболее деструктивным чувствам, связана с желанием владения и обладания, что в языке определяется посредством притяжательного местоимения «мой». Слово «зависть», подобно

Из книги автора

Глава 3 «ЗАВИСТЬ К МОЗГАМ» Повседневные привычки, которые мешают вам жить Плохие привычки подобны цепям, которые остаются достаточно легкими, чтобы их почувствовать, до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми, чтобы их нести. Уоррен Баффетт Люси - высокоуважаемый ученый



Публикации по теме