Как называют людей с хорошей памятью. Благословение и проклятие людей с феноменальной памятью

Сегодня поговорим об известных личностях, чьи имена навсегда остались в памяти поколений, а поступки и открытия изменили мир и ход истории. Их имена нам известны из научной литературы, мира шоу-бизнеса и политики. Все они - представители разных исторических периодов и сфер деятельности, однако есть одна особенность, которая позволила нам отнести их в один список - феноменальная память.

В ХIХ веке эта девушка прислуживала в президентском доме Джефферсона Дэвиса. Однако запомнилась она героиней Гражданской войны, так как была шпионкой армии Союза. Любая, услышанная ею информация, доносилась в 100 % объеме с точностью до единого слова.

Никола Тесла


Выдающийся деятель науки, создавший устройства, работающие от переменного тока. Его вклад в науку велик, не исключено, что свое открытие Никола не совершил бы, не имея дара фотографической памяти. Тесла никогда ничего не записывал, а его лаборатория сгорела дотла, ему удалось без паники воспроизвести добрую половину изобретенного им ранее.

Теодор Рузвельт


26-й американский президент отличался замечательной чертой - стремлением к постоянному личностному развитию и расширению своих интеллектуальных способностей. Рузвельт усердно тренировал память, прочитывал 2-3 книги в день, а после этого воспроизводил содержание текста до мельчайших деталей. Также многие рассказы свидетельствуют о том, что Теодор славился уникальным даром выполнять несколько дел одновременно. Параллельное общение с двумя секретарями за чтением книги никогда не было для него проблемой.

Сергей Рахманинов


Великий пианист, композитор и дирижер также обладал фотографической памятью, позволяющей запомнить ноты максимально быстро. Рахманинов в считанные минуты мог выучить далеко не одно музыкальное произведение.
Если вы смотрели «Человек дождя» и помните героя по имени Дастин Хоффман, знакомьтесь, этот американский парень с уникальной памятью был его реальным прототипом. Мужчина как губка впитывал тексты (прочитанное запоминал на 98 %). К его «супер-приемам» можно смело отнести умение одновременно считывать содержимое на двух страницах, так ему удалось запомнить около 9000 в течение жизни.
Пребывая в роли духовного наставника и главной фигуры католической церкви, Иоанн Павел II поражал всех своей фотографической памятью. В его арсенале был 21 язык, а также он без запинок общался на сотне диалектов.
Филиппинский правитель с 1965-1986 гг обладал феноменальными способностями запоминания информации. Он умел точно повторить любой конституционный закон, а для подготовки к выступлению с длинной речью, ему достаточно было прочесть ее всего один раз.
Очаровательная актриса, спродюсировавшая телешоу «Такси», относится к числу двенадцати уникальных персон с крайне большим объемом памяти (научное название - гипертимезия). Она помнит все, что происходило с ней жизни, вплоть до младенческого возраста и момента крещения.

Юлий Цезарь


Как не знать о способностях римского полководца заниматься несколькими делами в один момент, запоминать лицо каждого воина, состоявшего в его 25000-й армии.
Обладая феноменальной памятью, Наполеон прославился самыми масштабными и смелыми военными стратегиями, мог удивительно быстро ориентироваться на местности, так как легко запоминал маршруты, а каждого врага знал буквально в лицо.

10 выдающихся личностей, повлиявших на ход истории, преобразивших наше понимание мира и восприятие значения человека в нем, его бесконечных возможностей и власти. 10 представителей разных эпох и поколений, различных профессий - от политиков и музыкантов до физиков и гениальных военных стратегов, от представителей шоубизнеса до духовных наставников. Их жизнь и биография всегда будут объектом исследований и научного интереса, но, несмотря на то, что загадка их уникальных способностей до сих пор полностью не раскрыта, есть одно качество, объединяющее их всех - феноменальная память.

10. Никола Тесла (1856 — 1943) - изобретатель, физик и инженер, широко известный благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе. Тесла обладал «фотографической памятью» и редко пользовался необходимостью записывать что-либо. Говорят, что в 1885 году, когда сгорела его лаборатория, он был в состоянии по памяти восстановить многие из своих изобретений.

9. Теодор Рузвельт (1858 — 1919) - 26-й президент США и лауреат Нобелевской премии мира за 1906 г. (за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира). Рузвельт оттачивал свои навыки памяти, ежедневно прочитывая по две-три книги, а затем восстанавливая по памяти все детали. Он также был наделен уникальной способностью заниматься несколькими вещами одновременно. По рассказам, он мог работать с двумя секретарями и, вместе с этим, читать книгу.

8. Сергей Рахманинов (1873 — 1943) - выдающийся русский композитор, дирижер и один из величайших пианистов всех времен. Фотографическая память позволяла ему запоминать ноты с невероятной скоростью. Говорят, он мог без труда запомнить несколько отрывков из сложных музыкальных произведений.

7. Ким Пик (1951 — 2009) - прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя» (1988, США), американец с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации. За всю свою жизнь Пик запомнил более 9000 книг и мог читать две страницы одновременно.

6. Папа Иоанн Павел II (1920 — 2005) - духовный наставник и глава католической церкви с 1978 - 2005гг. Иоанн Павел II также обладал фотографической памятью. Способность концентрировать внимание на деталях позволили ему выучить 21 язык и свободно говорить на более чем 100 различных диалектах.

5. Фердинанд Маркос (1917 — 1989) - спорный президент Филиппин с 1965 - 1986гг. Маркос имел феноменальную память. Без приложения особых усилий он запоминал сложные тексты, мог продекламировать любую главу Конституции Филиппин 1935г., и единожды прочитав длинную речь, был способен пересказать ее наизусть.

4. Мэрилу Хеннер (1952 — настоящее время) - актриса, продюсер и автор телешоу «Такси». Хеннер - одна из двенадцати людей на планете, у которой невероятный объем памяти (гипертимезия). Исключительная память позволяет ей вспоминать мельчайшие детали из детства, вплоть до крещения в младенчестве.

3.Юлий Цезарь (100 до н.э. - 44 г. до н.э.) - римский полководец, по праву считающийся одним из величайших военачальников в истории становления римской империи. Легенда гласит, что Цезарь знал каждого из 25000 солдат своей армии в лицо.

2. Мэри Элизабет Боузер (1839 -?) - героиня гражданской войны, занималась шпионской деятельностью для армии Союза. Работая в качестве домашней прислуги в доме президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса, Боузер наизусть запоминала и передавала ценную информацию Союзу.

1.Бонапарт Наполеон (1769 — 1821) - первый император Франции, талантливый военачальник, который обрел известность во время французской революции. Наполеон обладал необычайной памятью. Он мог запоминать бесчисленное количество людей, карты и расположение войск. Его талант позволял ему действовать оперативно и разрабатывать беспроигрышные стратегии, предугадывая действия противника на несколько шагов вперед.

Мозг человека представляет собой самое совершенное биологическое устройство, которое создала природа. О его подлинном потенциале можно лишь догадываться. Однако уже то, о чём известно, поражает воображение. Одной из уникальных способностей серого вещества является запоминание информации. При этом мозговые клетки способны хранить столько данных, сколько не содержится в крупнейших библиотеках мира. То есть любой человек, теоретически, может стать ходячей энциклопедией.

Но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Большинство граждан не используют свои умственные способности даже на 10%, а люди с феноменальной памятью встречаются чрезвычайно редко. На них смотрят как на что-то необычное, хотя запоминание огромного числа самой разнообразной информации заложено в любом человеке от рождения.

Сократ знал по именам всех жителей Афин

Феномен хорошей памяти известен с древних времён. Тот же Александр Македонский знал по имени всех солдат своей армии. Когда великий завоеватель умирал, то мимо его ложа нескончаемой чередой шли воины, с которыми он прошёл путь от Греции до Индии. И с каждым из них полководец прощался, называя имя человека. При этом он ни разу не ошибся.

Великий философ Сократ помнил имена всех людей, живущих в Афинах. А город был большим, его населяло около 30 тыс. человек. То же самое можно сказать о Фемистокле.

Что же касается более поздних времён, то тут можно привести в пример математика Леонарда Эйлера. Он обладал поразительной памятью на числа и помнил 7 степеней всех чисел до сотни. А советский математик Чаплыгин С. А. мгновенно запоминал телефонные номера. Они навсегда откладывались у него в памяти. От математиков не отставали и шахматисты. К примеру Алехин А. А. играл вслепую одновременно с 40 партнёрами. При этом он помнил все шахматные позиции на 40 досках.

Существуют примеры и совсем иного рода. Касаются они художников и гравёров. Тут можно назвать французского графика Гюстава Доре. Однажды ему поручили выполнить рисунок, показав фотографию альпийского пейзажа. Художник ушёл от издателя, забыв забрать фото. Однако это не помешало ему в точности воспроизвести изображённый на фотографии пейзаж.

Портрет президента Линкольна, который все посчитали наиболее удачным, выполнил неизвестный художник. Он видел главу государства всего один раз. Узнав, что того застрелили, потрясённый человек тут же нарисовал портрет убитого по памяти и отослал его в Вашингтон.

Ни в чём не уступают художникам и композиторы. Бетховен оглох, но продолжал создавать величайшие музыкальные шедевры. Моцарт, прослушав пьесу, мог тут же записать её по памяти. То же самое можно сказать и о композиторе Глазунове. Он также относился к людям с феноменальной памятью и легко воспроизводил музыкальные произведения.

Одна из работ слепого скульптора Лины По

Точно так же по памяти мог сыграть и Рахманинов. Когда он был ещё студентом консерватории, то прослушав один раз сочинения именитых композиторов, тут же садился за рояль и повторял их в точности. А вот народный артист СССР А. А. Остужев, оставался на сцене и прекрасно играл, потеряв слух. Он помнил все реплики актёров и поэтому легко справлялся с любой ролью в любом спектакле.

Вызывает восхищение слепой скульптор Лина По (Горенштейн Полина Михайловна). В 35 лет она потеряла зрение в результате осложнения после гриппа. За оставшиеся 14 лет жизни эта женщина создала более 100 скульптур как известных личностей, так и танцовщиц, балерин. Данный пример лишний раз подчёркивает, что люди с феноменальной памятью вовсе не являются редкостью в нашем мире. Правда, их не так много, как хотелось бы, но этот дар есть у каждого человека, ведь природа чрезвычайно щедра на подобные вещи.

Жизнь и биография этих людей всегда будут объектом исследований и научного интереса. Феноменальная память — качество которое объединяет этих людей, загадка их уникальных способностей до сих пор полностью не разгаданна.
Выдающихся личности, повлиявшие на ход истории, изменившие наше понимание мира и восприятие значения человека в нем, его власти и бесконечных возможностей. Представители разных эпох и поколений, различных профессий и навыков.

Никола Тесла (годы жизни 1856 — 1943) – изобретатель, физик и инженер, широко известный благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе. Тесла обладал «фотографической памятью» и редко что-либо записывал на бумагу. Идет молва, что в 1885 году, когда сгорела его лаборатория, он был в состоянии по памяти воссоздать многие из своих изобретений. (фото Bettmann/ CORBIS)

Теодор Рузвельт (годы жизни 1858 — 1919) – 26-й по счету президент и лауреат Нобелевской премии мира 1906 года (за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира). Рузвельт ежедневно прочитывая по две-три книги. Он также был наделен уникальной способностью заниматься несколькими вещами одновременно. Осталось информация,что он мог работать с двумя секретарями, вместе с этим, читать книгу. (фото Buyenlarge/Getty Images)

Сергей Рахманинов (годы жизни 1873 — 1943) – выдающийся русский композитор, дирижер и один из величайших пианистов всех времен. Фотографическая память позволяла ему запоминать ноты с невероятной скоростью. Говорят, он мог без труда запомнить большие отрывки из сложных музыкальных произведений. (фото Keystone/Getty Images)

Ким Пик (годы жизни 1951 — 2009) – американец с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации. За всю свою жизнь Ким Пик запомнил более 9000 книг, также мог читать две страницы одновременно. (фото Dmadeo/CCBY)

Папа Иоанн Павел II (годы жизни 1920 — 2005) – глава католической церкви 1978 – 2005 годах, духовный наставник. Иоанн Павел II также обладал фотографической памятью. Уникальная способность концентрировать внимание на деталях позволили ему выучить 21 язык и свободно говорить на более чем 100 различных диалектах. (фото GABRIEL BOUYS/ AFP/Getty Image)

Мэрилу Хеннер (1952 — настоящее время) – актриса, продюсер и автор телешоу «Такси». Хеннер — одна из двенадцати людей в мире, у которой невероятный объем памяти (гипертимезия). Исключительная память позволяет ей вспоминать мельчайшие детали из детства, вплоть до крещения в младенчестве. (фото Christopher Polk/ NBC/Getty Images)

Юлий Цезарь (годы жизни 100 до н.э. – 44 г. до н.э.) – римский полководец, величайший военачальник в истории становления римской империи. Согласно легенде, Цезарь знал каждого из 25000 солдат своей армии в лицо.

Наполеон Бонапарт (годы жизни 1769 — 1821) – первый император Франции, военачальник, который обрел известность во время французской революции 1789 года. Он обладал необычайной памятью, мог запоминать бесчисленное количество людей, карты и расположение войск. Его талант позволял ему действовать молниеносно и разрабатывать сложные стратегии, предугадывая действия противника на несколько шагов вперед.

Вконтакте

Люди, известные из истории как обладатели феноменаль­ной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже «феноменов» и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия ин­теллектуальных «гуру», или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.

1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоми­нать целые книги - до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку вели­кого герцога Тосканского.

2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского универ­ситета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа «пи», причем как слева направо, так и справа налево.

3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадца­том веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог на­звать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.

4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое назван­ное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фак­тов из всемирной истории и географии, а также выучил ла­тинский и французский языки.

5. Пол Чарлз Морфи - чемпион по шахматам, который по­мнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгран­ной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыг­рал с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для ис­тории лишь благодаря тому, что он был в состоянии про­диктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.

6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.

7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.

8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадца­том веке, помнил словарный запас 70-80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голланд­ский, датский, русский, польский, богемский, сербский, вен­герский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.

9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов «Талмуда».

10. Объемные религиозные книги, такие как «Талмуд» и еще более крупный памятник литературы - древнеиндийские «Веды» - также записывались по памяти.

11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ 3 .

12. Доминик О"Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ 3)

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица позволяет вам, используя все те же основные принципы мне­моники, перейти от запоминания 100 единиц информации к запоминанию 10000 единиц настолько быстро, насколько вы в состоянии формировать мысленные образы.

Дино­завр

Дворя­нин

Полно­луние

Карти­на

Скрип­ка

Водо- росли

Спагет­ти

Поми­дор

Моро­женое

Осяза­ние

Мотор-но-чувст-венное

Плава­ние

Объя­тия

Смеши­вание

Нати­рание

Дрожа­ние

Караб­канье

Млеко­питаю- щие

Обезья­на

Мед­ведь

Красно-шейка

Жаво­ронок

Зимо­родок

Фла­минго

Крас­ный

Оран­жевый

Зеле­ный

Фиоле­товый

Солнеч­ная система

Мерку­рий

Взяв за основу базовую «сотню» из «главной системы», вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.

Создавая перечень из 1000 (0-999) образов, вы используе­те базовую «сотню» применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.

Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки приме­няете базовую «сотню», но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основ­ными пятью «чувствами»: зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.

Создавая систему из таких элементов, вы одновременно ис­пользуете для развития памяти все основные «способности», являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подго­товки в которой не только научитесь запоминать любой пере­чень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш «интеллектуальных мускул», придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:

100 - 999 Зримый образ

1000 - 1999 Звуковой образ

2000 - 2999 Ароматический (обонятельный) образ

3000 - 3999 Вкусовой образ

4000 - 4999 Осязательный образ

5000 - 5999 Моторно-чувственный образ

6000 - 6999 Млекопитающие

7000 - 7999 Птицы

8000 - 8999 Цвета радуги

9000 - 9999 Солнечная система

Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ: иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприя­тии образа, который желаете запомнить в качестве ключево­го мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ, при этом вы акцентируете внимание на том, какая зву­ковая картина формируется у вас в связи с каждым запоми­наемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 использует­ся ОБОНЯНИЕ, и формирование образов идет преимуще­ственно за счет этого одного из основных «пяти чувств». И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕ­ТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.

Для каждой отдельной «сотни» в каждой «тысяче» у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.

К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечаю­щих за «сотни» от 100 до 999 в первой «тысяче» (100-999), мы могли бы поступать следующим образом:

101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или зло­го духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на «Ладу», от чего та расплющилась в со­вершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запом­нить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует «привязывать» к этим образам СЕМ 3 , применяя основные принципы мнемоники.

Двигаясь далее в пределах первой «тысячи», основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все обра­зы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, бу­дут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к «зрительному» образу сверхзвукового пассажирского авиа­лайнера «Конкорд». Так, например, 706 могло бы означать для вас «шею» «Конкорда», легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу «Конкор­да». Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, сле­дует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.

Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать «вкусовой» образ, при­вязанный к ключевым из базовой «сотни» «главной системы», а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, виш­ня, крем, помадка и банан.

Чтобы сформировать и применить к нуждам вашей памя­ти базовый образ для любого числа от 0 до 9999, требуется несложный мыслительный процесс, описанный ниже, в под­разделе «Как использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу».

Создавая свои образы, к чему вы должны относиться одно­временно как к игре, интеллектуальному занятию и воспита­нию своего мозга, следите за тем, чтобы ключевые мнемообразы, входящие в ту или иную категорию по признаку их при­надлежности к различным областям восприятия, обусловлен­ным пятью основными «чувствами», исходили из реалий со­ответствующего «чувства». Так, например, для номера 4167 при создании осязательного (в первую очередь) образа следует прибегнуть к ключевым понятиям «сырость» и «жук»; при этом в вашу задачу входит не только представить себя жука в сырой среде, но и чувствовать его твердую спинку, видеть капельки влаги на ее черной, блестящей поверхности, осязать щекочущее вашу ладонь движение его мохнатых лапок и при­совокупить к этому запах, к примеру, соснового леса поутру.

В процессе использования саморасширяющейся генераль­ной мнемонической матрицы вы не только создадите для себя мнемоническую систему, которая позволит вам усваивать 10000 единиц информации с такой же легкостью, с какой ис­пытуемые в экспериментах Хабера и Никерсона запоминали изображения. Вы обнаружите, что в ходе ее использования все области вашего восприятия, посредством которых ваш мозг общается с внешним миром, встанут на путь совершенствова­ния, что существенно и весьма позитивно скажется на всех аспектах вашей жизни. Сюда следует отнести и положитель­ное влияние на здоровье. Недовольство собой и раздражитель­ность, связанные с тем, что человек знает за собой такой не­достаток, как слабая память, нередко ведут к стрессам и недо­моганиям. Последние, в свою очередь, - прямая причина ухуд­шающейся памяти. Используя СЕМ 3 , вы обратите вспять эту тенденцию.

Во многом речь идет о том, что подобными занятиями над собой вы сообщаете скорость позитивному спиралевидному процессу развития и эволюции собственной личности, харак­теристикой которого является то, что чем более вы упражняе­тесь в применении принципов мнемоники, тем совершеннее у вас становится память; чем больше информации из различных отраслей знания вы включаете в собственную матрицу памяти тем выше вероятность автоматического повышения уровня ва­шего образования; и, наконец, чем больше вы занимаетесь всем этим, тем с более высокой степенью автоматизма совершенству­ются все без исключения ваши ментальные способности.



Публикации по теме