Классный час посвященный "дню пожилого человека". Классный час «День пожилых людей

Классный час- Ко Дню пожилых людей

Дата проведения:27.09.2017

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, видеоролики.

Ход классного часа:

1.Сообщение классного руководителя:

Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей (International Day of Older Persons).

В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, частный сектор, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов, как это предусмотрено в Мадридском плане действий по проблемам старения и в соответствии с целями в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия, а также более масштабными глобальными целями в области развития.

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок - 85.49 лет - рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. в Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути в Японии существует целый культ пожилых людей. есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие - желтый, а на 99-летие - белый.

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

Когда пожилые люди заканчивают трудовую деятельность

В настоящее время в связи с глобальным явлением постарения населения и экономическими проблемами в разных странах, в том числе и в России, широко обсуждается вопрос изменения законодательно установленного пенсионного возраста.

Законодательно закрепленный пенсионный возраст широко колеблется в разных странах мира, как у мужчин, так и у женщин, от 50 лет до 67 лет, в европейских странах - от 60 лет до 67 лет у мужчин и от 55 лет до 67 лет у женщин. Наиболее низкий узаконенный пенсионный возраст имеет место в развивающихся странах, наиболее высокий – в экономически развитых странах (например, в США - 66 лет для мужчин и женщин, в Норвегии – 67 лет). В Кувейте пенсионный возраст составляет 50 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Индонезии, Таиланде и Сингапуре – 55 лет, в Шри-Ланке – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.

Ведущий 1. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз

Ведущий 2 . Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)

Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?

(организуется общение)

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Ведущий 2.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв …

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас» Л. Татьяничева.

Классный час ко «Дню пожилого человека»

Цель:

Воспитывать чуткое, бережное, внимательное отношение к своим близким

Пожилым людям.

Оборудование: фото бабушек и дедушек учеников класса, сочинения о бабушках и

Дедушках, на доске солнце, лучей которого по числу учеников класса,

Цветы для гостей, костюмы для сценки.

Ход мероприятия.

Тихо звучит песня “Как молоды мы были…”

Вед.1. Люди пожилые,

Сердцем молодые,

Сколько повидали

Вы путей, дорог.

Вед.2. Горячо любили,

И детей растили,

И надеждой жили:

Меньше бы тревог!

Вед.3. Люди пожилые,

Матушка Россия

Вас не баловала

Легкою судьбой.

Вед.4 Дай вам Бог покоя,

Чтобы над рекою

Солнце озаряло

Купол голубой.

Вед.1. Люди пожилые,

Вы во всем такие:

Отдаете душу,

Опыт и любовь

Вед.2. Дорогому дому,

Миру молодому

И всему, что сердце

Вспоминает вновь.

Вед.3. Люди пожилые,

Пусть года былые

Будут вам опорой,

Дети - все поймут.

Вед.4. И поклон вам низкий

От родных и близких

И от всей отчизны

За бесценный труд!

Вед.. Здравствуйте, дорогие гости!

С недавних пор 1 октября во всем мире отмечается День пожилых людей. Изначально его начали отмечать в Америке и Скандинавских странах Европы, а в конце 80-х годов он получил всемирное признание. К нам же он пришел лишь в 1992 году. С тех пор в осеннюю золотую пору ежегодно, мы поздравляем тех, кто все свои знания и силы посвятил Родине, кто отдал молодость и здоровье подрастающему поколению.

Официальное признание Дня пожилых людей в очередной раз свидетельствует об уважении ко всем членам общества, признании значимости их труда и их заслуг. Всю жизнь эти люди отдали воспитанию детей и труду.

Ведущая:

Очень много и долго можно рассказывать о любимой бабушке. Я прошу всех мальчишек и девчонок: цените и любите своих бабушек, будьте к ним чуткими и добрыми, не причиняйте боли своими поступками и словами. Они достойны признательности и уважения. Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям, вынесли на своих плечах тяжкие испытания голодом, разрухой, войной.

Для вас, дорогие, эти прекрасные стихи!

1. Мы с моею бабушкой

Старые друзья

До чего хорошая

Бабушка моя.

2. Сказок знает столько,

Что не перечесть

И всегда в запасе

Новенькая есть.

3. А вот руки бабушки -

Это просто клад.

Быть без дела бабушке

Руки не велят.

4. Золотые, ловкие,

Как люблю я их!

Нет, других, наверное

Не найти таких!

5. Со мною бабушка моя,

И значит, главный в доме - я,

Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол

И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью!

А с мамой это не пройдет.

Я уже проверил.

(фото и рассказы детей о бабушке).

Ведущий:

Сколько тёплых слов сказано сегодня нашим бабушкам и дедушкам. Однако мы еще раз хотим убедиться в искренней любви ваших внуков.

Проводится игра «Лучики». Детям необходимо дописать ласковые слова в адрес бабушек и дедушек, которые будут являться лучиками уже готового солнышка.

Ведущая:

Эти лучики будут всегда согревать сердца наших бабушек и дедушек.

Ведущий:

Мы желаем вам, чтобы ваши дети, внуки, правнуки постоянно радовали и баловали вас.

В.1. Есть такой детский анекдот. Родителям было некогда, и на родительское собрание пошел дедушка. Пришел он в плохом настроении и сразу стал ругать внука:

В.2. - Безобразие! Оказывается, у тебя по истории сплошные двойки! У меня, например, по этому предмету были всегда пятерки!

В.1. - Конечно, - ответил внук, - в то время, когда ты учился, история была намного короче!

В.2. Мы хотим, дорогие, пожелать, чтобы ваша история продолжалась как можно дольше, чтобы вас радовали дети, внуки, правнуки…

В.1. Чтобы вас чаще радовало теплыми лучами солнышко, а дожди были только теплыми, грибными…

Подпись открыток бабушкам и дедушкам.

1. Желаем бодрости, здоровья,

И ясных дней, что счастьем хороши,

И жизни вкус, и молодость души!

2. Пусть беда минует ваш порог,

А дом наполнится и миром, и любовью.

Как говорят в народе, дай вам бог!

Всего, всего, а главное – здоровья!

Спасибо за внимание!!!

КЛАССНЫЙ ЧАС

посвященный Дню пожилого человека

5-Б класс

Составитель: Черноусова Светлана Александровна

ПРИМИТЕ ВЫ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

РОДИТЕЛЯМ Я всё время боюсь не успеть Вам сказать на рассвете - СПАСИБО! За любовь и за то, что я есть, и за то, что немного красива. Я всё время боюсь опоздать, Я всё время боюсь не доехать И забыть или не распознать Детства тёплого тихое эхо. Постоянно боюсь не догнать, Свой единственный, важный мне поезд, Чтоб приехавши вам рассказать, Что живу, как учили, на совесть. Чтоб хотя бы ещё раз взглянуть На рябину и стройность берёзы, Чтоб, как в детстве, всей грудью вдохнуть Дух январского злого мороза. Вновь увидетъ родные глаза, Что от жизни ещё не устали И с улыбкою мягко сказать: "Вот приехала, или не ждали?" Я всё время боюсь не успеть Вам сказать на рассвете - СПАСИБО! За любовь и за то, что ВЫ есть, И за то, что родилась счастливой!!!

Всю жизнь трудились ваши руки, За это - низкий вам поклон. Сегодня с вами дети, внуки, Тепло, любовь со всех сторон. Здоровья, счастья, оптимизма Сегодня пожелаем вам. И много лет ещё по жизни Шагайте вы назло годам!

Очень много и долго можно рассказывать о любимых бабушке, дедушке Я прошу всех мальчишек и девчонок: цените и любите своих бабушек, дедушек,будьте к ним чуткими и добрыми, не причиняйте боли своими поступками и словами.


Сценарий классного часа «Посмотри вокруг»,

посвящённого Дню пожилых людей (разработан Котоминой О.А., учителем

МОУ лицей № 22 г. Иваново)


Задачи: - воспитаниечувства уважения к старшему поколению, внимания к окружающим, толерантности, - развитие умения вести беседу по поставленной актуальной проблеме Целевая аудитория: учащиеся 10 класса Классный час рекомендуется сопровождать презентацией.
I этап. Из истории Дня пожилых людей. 1-й ведущий: Посмотрите вокруг… Нас окружает множество людей разных национальностей, возрастов, профессий. И все мы живём в одном мире, значит, просто обязаны жить в мире. Известно ли вам, чем отмечен день 1 октября?

2-й ведущий : 1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

1-й ведущий : Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной.

2-й ведущий : Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий.

1-ведущий: Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий : В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

II этап. Традиция почитания старших.

1-й ведущий : Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

2-й ведущий: Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

1-й ведущий : По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

2-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

III этап. Пожилой человек в нашем обществе.

1-й ведущий: Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?

Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравственность, к счастью, он единичен. Но разве словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе возможно такое и как преодолеть неуважение к окружающим?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме).

IV этап. Военное прошлое наших стариков.

2-й ведущий: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

1-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?

2-й ведущий: Рабочий Ульяновского патронного завода вспоминает: «На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очищались, поэтому попадались мелкие камушки и песок. Иногда на второе давали свёклу или крапиву. На третье рабочие получали чай и очень редко компот. Стоимость обеда в столовой высчитывали из зарплаты». Но эти люди были счастливы, потому что во многих городах не было ничего подобного.

Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну, выстояли?

V этап. Пожилой человек в семье.

1-й ведущий : У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать о их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости, опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме. Можно провести ролевую игру, где представить часто возникающие проблемные ситуации взаимоотношений со стариками. Ситуации предлагают сами дети или учитель, а потом их совместно анализируют).

2-й ведущий : Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

1-й ведущий: А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Это потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство.

VI этап. Старость как предмет исследования учёных.

2-й ведущий : Психологи, физиологи изучают возрастные особенности каждого периода жизни человека, чтобы помочь ему понять себя и окружающих. Отдельно исследуют и такое явление, как старость. Прислушаемся к мнению учёных.

Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.

1-й ведущий : С одной стороны, этот диапазон ограничен процессами старения: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности.

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, высшего уровня личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, - разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.

2-й ведущий: Помните об этом. Посмотрите вокруг. Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям не только 1-го октября, но и каждый день, ведь они нуждаются в нашей заботе. А ещё помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, чтобы окружающие относились к вам.

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).

Оборудование: аудиозапись песни Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей», Игорь Саруханов «Дорогие мои старики», Витас «Родительский дом», звон колоколов.

Ход проведения классного часа, посвященного 1 октября - Дню пожилых людей

Учитель:

Сегодня наш классный час называется: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожилых людей. Людей, на долю которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить. Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас.

По данным института геронтологии Россия - страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии.

Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к бедственному положению этой категории людей, Организация Объединенных Наций объявила 1 ОКТЯБРЯ в 1999 году Международным днем пожилых граждан. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову.

Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат​​, ненавидят, обзывают». И таких примеров-множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого.

Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...

Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.

Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они - дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха.

Ученик

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Ученица.

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!

Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Звучит аудиозапись песни Витаса «Родительский дом».

Одиночество... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.

Слово учителя.

Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...

Звучит аудиозапись песни Игоря Саруханова «Дорогие мои старики».

Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.

Ученик:

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Учитель: Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодожены могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Слово учителя.

Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду

«Старость и Молодость».

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.

Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Учитель: Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет...

Дом престарелых. Печальное пристанище на склоне лет. Хотя и там неплохо. Здесь видишь людей в рваной одежде, здесь готовят достаточно приличную еду, показывают кинофильмы... Но почему старые радуются, когда отсюда их забирают, чем просто на глазах вянут, услышав новость, что их отправляют в дом престарелых?

Ученик.

«Письмо к матери» С.Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей».

С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой-либо беде - пожаре, вражеском нашествии т.д. (Звонят колокола - звучит аудиозапись.) Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости»

А вас, дорогие наши гости, искренне благодарю за то, что вы пришли на нашу встречу. Будьте здоровы, живите долго и счастливо.

Классный час к Дню пожилого человека

К вечеру дети заранее готовят красиво оформленную биографию своих бабушек и дедушек, можно с фото. Вечер сопровождается презентацией.

1. Вступление. Дети (или учитель) читают стихи:

1.Кто вас, детки крепко любит, кто так нежно вас голубит?

Бабушка родная.

2.Колыбель вам кто качает, кто вас песней забавляет,

Или сказку говорит, кто игрушки вам дарит?

Все она, родная.

3.Кто поправляет на нас одеяльце, кто нам лекарство с вареньем дает?

4.Кто пригрозит нам рукой, если пальцы вдруг по привычке возьмем мы в рот?

5.Кто говорит нам: «Какой ты лохматый!» Гребнем пытаясь пригладить вихор?

6.Кто терпеливо нам ставит заплаты, если порвутся штаны о забор?

7.Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

8.Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролет?

9.Кто дом поутру прибирает, и кто лучший повар у нас,

10.Кто с младшей сестренкой гуляет и водит ее на бульвар?

11.Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи,

Кого я люблю и жалею, о ком сочиняю стихи?

12.У мамы – работа, у папы – работа, у них для меня остается суббота,

А бабушка дома всегда, она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит: - Да ты не спеши, ну, что там стряслось у тебя, расскажи!

Я говорю, а бабушка не перебивает, по крупинкам гречку сидит, перебирает…

Нам хорошо вот так вдвоем, без бабушки, какой же дом?

Верно, куда нам без наших бабушек и дедушек? А помните ли вы, что о значении пожилых людей в нашей жизни говорит международный праздник – День пожилых людей?

1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

1-й ведущий: Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной. Существует эмблема этого праздника

2-й ведущий: Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий.

1-ведущий: Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий: В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

____ Скажите, а с какого возраста, по-вашему, человек считается пожилым?

Почему же нам говорят о таком особом внимании к пожилым людям? За что их можно и нужно уважать?

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

2-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

Родителей и бабушек –дедушек называли на «вы».

А в чём ещё выражается уважительное отношение к пожилым людям? Мы в нашей современной жизни как можем это проявить? И только ли родных бабушек-дедушек мы должны почитать?

(уступить место в транспорте, помочь донести сумку, подсказать цену в магазине, перевести через улицу, поднять упавший предмет) Здесь можно это показать через ролевую игру: имитация автобуса и старушки вошедшей; старушка, уронившая палку. Дедуля, забывший очки, пришёл в магазин: а другой ученик решает, как поступить.

Почему пожилые нуждаются в нашей заботе и внимании? (слабеют, здоровье подводит. У кого-то много горя в жизни было, многое уже даётся тяжело)

--- Знаете ли вы, кто такие были тимуровцы ? (немного об истории этого детского движения)

Военное прошлое наших стариков.
2-й ведущий: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.
Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

1-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров.

--- Чему могут вас научить или уже научили бабушки и дедушки?

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

--- Расскажите о своих любимых бабушках или дедушках . (Дети рассказывают по приготовленным биографиям)




Публикации по теме