Конспект занятия на тему: "Посуда" в подготовительной группе. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры

Согласно требованиям ФГОС в дошкольных детских образовательных учреждениях много внимания уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта цель реализуется в рамках занятий по лепке, аппликации и рисованию. Рисование в средней группе в этом списке занимает совершенно особое место, так как на этих занятиях изобразительные задатки малышей могут раскрыться наиболее полно. Более того, в возрасте 3–4 лет способности к данному виду деятельности у детей находятся примерно на одинаковом уровне, главное, правильно мотивировать маленьких художников. Поэтому задача воспитателя составить план работы так, чтобы все карапузы были заинтересованы в творческом процессе. Рассмотрим технологическую карту создания занятия по рисованию в средней группе на тему «Посуда».

Подготовительный этап

Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.

Какие краски и основу выбрать?

Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.

И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.

Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки - с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.

Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.

В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).

Какие техники и приёмы можно использовать?

В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.

Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются

  • раскрашивание шаблонных картинок;
  • дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование простых форм с натуры.

Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.

Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
  • работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
  • закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.

Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках

Для основы штампов можно использовать обычные ватные диски Для раскрашивания в технике тычка можно использовать ватные палочки или кисточки Техника рисования пальчиками позволяет раскрасить посуду с содержимым так, что они кажутся объёмными Тычки на одном рисунке могут быть разного цвета

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Задача эстетического развития детей в детском саду - дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с

  • природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
  • кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
  • пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
  • цветной бумагой.

Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.

Как индивидуализировать задание?

На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам

  • выбор цветовой гаммы для картинки;
  • фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
  • дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).

Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так

  • «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
  • «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
  • «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
  • «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
  • «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
  • «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
  • «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.

Как мотивировать детей?

Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.

Беседа и наглядность

В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды - это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.

Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного - это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:

  • «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
  • «Что такое чаепитие?»;
  • «Для чего нужна посуда?» (как вариант - отдельные предметы кухонной утвари);
  • «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
  • «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.

Стихотворения

Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.

Таблица. Примеры стихотоврений о посуде

Загадки

Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами - дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.

  • Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
  • Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
  • На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
  • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).

Сказки

Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:

  • Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
  • Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Схема составления конспекта занятия

Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:

  • закрепление знаний о посуде;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
  • тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
  • работа над развитием речи;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.

Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:

  • формировать представления детей о назначении посуды;
  • расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
  • обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Следующий уровень подготовки - распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.


Пример конспекта

Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»

<…Посмотрите, какая у меня красивая посуда. Что у меня изображено на рисунке? (чашка с блюдцем).
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня.
Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки.
Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку.
(прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь).
Заключительная часть.
В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами,
Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.>

Этапы работы над рисунком

«Чайная пара - тарелка и чашка - для мамы»

Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки - вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.

Инструкция

  1. Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
  2. «Сделайте красками фон на паре».
  3. Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
  4. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
  5. «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».

Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании - зигзагообразные линии, точки и пр.

«Моя любимая чашка»

Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт вырезанные шаблоны. Если дети умеют обращаться с ножницами, то они могут самостоятельно вырезать картинки.
  2. «Макаем кисточку в краску более светлого тона и делаем несколько точек, касаясь листа лишь кончиком кисти».
  3. «Моем кисточку и окунаем её в краску более тёмного оттенка, снова делаем точки».
  4. «Следим, чтобы точки не сливались».
  5. «Даём рисунку высохнуть».

«Сервиз для Мальвины»

Для выполнения этой композиции дети используют линейки с вырезанными трафаретами квадрата, треугольника и полумесяца. А также на линейке должна быть рельефная сторона для создания волнистой линии.

Приём примакивания отрабатывается в контексте нанесения узора на чашку и блюдце Дополнительным изобразительным средством в этом рисунке является обрывная аппликация, от рисунка в классическом понимании остаётся прорисовка контура посуды Украшение разделочных досок можно приурочить к изучению сказки «Федорино горе»

Рисование в средней группе на тему «Посуда» подразумевает, как правило, раскрашивание готовых шаблонов. Однако это ни в коем случае не уменьшает тот объём подготовки занятия, который выполняет воспитатель на занятиях по рисованию с натуры с детьми постарше. Очень важно правильно подобрать образовательный контекст, в который данное занятие будет вписано, а также определиться с набором мотивационных приёмов. Нельзя забывать и правильной организации процесса рисования, а также этапа оценки и рефлексии. При соблюдении этих условий дети получат удовольствие от занятия, будут довольны результатами своей работы. А воспитатель не только реализует поставленные цели, задачи, но и откроет в своих подопечных новые творческие возможности и способности.

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе. «В гостях у гжельских мастеров» (чайный сервиз)

Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.

Задачи: Учить выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи: гжельскую розу в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий. Совершенствовать навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Развивать мелкую моторику, воображение, память, эстетический вкус, творческие способности, диалоговую речь.

Воспитывать уважение к людям труда, мастерам своего дела. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Предварительная работа: Проведение занятий по ознакомлению с народными росписями, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Синее чудо», изделий народных мастеров.

Материал: гжельская посуда для выставки, краски, вода, кисти №2, №5, салфетки, бумажные заготовки для росписи: чашки, блюдца, аудиозапись русской народной музыки, набор картинок для демонстрации элементов, дем. таблица с изображением пошагового рисования гжельской розы.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня нас пригласили в мастерскую одного из старинных промыслов. А, что это за промысел мы узнаем если отгадаем загадку.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)

Ну, что ж тогда слушайте.

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая… (Гжель)!

Воспитатель: Ребята, почему данный промысел называют гжельским? (По названию подмосковной деревни Гжель)

Из чего мастера делают гжельские изделия? (Из глины)

Да, верно давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Воспитатель: А какие изделия изготовляют мастера из глины?

Дети: Чайники, фигурки, сахарници.

Воспитатель: Значит, разные вещи можно расписывать гжельскими узорами?

На столе стоит корзина с изделиями гжельских мастеров.

Воспитатель достает изделия гжельских мастеров.

(Дети рассматривают посуду)

Рассмотрим роспись поближе, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
-Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
-Что нарисовано на ложечке?
-Где расположен цветок?
-Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
-Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Воспитатель: Давайте мы сейчас вспомним какими узорами украсили мастера свои изделия. Как же они называются?

Дети: Кружки, точки, полосы, бордюры, капельки

Воспитатель: Все-то вы знаете. Это значит, что пришла пора стать вам народными умельцами. У меня есть для вас работа. Давайте попробуем создать чайный сервиз.

Воспитатель: А кто из вас знает, что такое сервиз?

(Дети приводят варианты ответов.)

Воспитатель: Сервиз – это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. И на сервизах все узоры одинаковые. Поэтому каждый на своей посуде будем рисовать вот такой узор. (На доску выставляется образец) И у нас получится настоящий сервиз. Для работы нам понадобится краска синего цвета. Узор всегда расположен в центре изделия. Основным элементом росписи будет роза.

А какие элементы еще составляют узор? (Линии, веточка, капельки) .

Каким цветом мы будем рисовать дополнения? (Голубым, синим)

Показать детям мазок, объяснить, что он состоит из цвета и оттенка.Чтобы нарисовать такой мазок, нужно положить синюю краску на палитру, намочить кисть и влажной кистью набрать краску с одной стороны. Теперь кистью нарисовать широкую линию, как мазок.

Дети рисуют несколько мазков на листочке для упражнений, затем на чашке (блюдце).

После того, как роспись завершена, сервиз раскладывается на отдельный столик.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

А из чего делают гжельскую посуду?

А что можно расписывать гжелью?

А что такое сервиз?

(Дети: Это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. Роспись на всех приборах одинакова.)

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать те, где хорошо получились двойные мазки.

Конспект занятия по рисованию на тему: "Пир на весь мир!"(декоративная посуда)


Рассадина Елена Юрьевна.
Данный конспект разработан для занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Также он может быть полезен, не только педагогам дополнительного образования, но и воспитателям детских садов и учителям рисования в начальных классах.
Задачи. Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предварительная работа. Беседа о концовках русских народных сказок, завершающихся пиром (и я там был, мед-пиво пил…). Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др. Обсуждение убранства праздничных столов (скатерть, посуда, еда). Ознакомление с керамической и деревянной посудой (в разных народных промыслах).
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги желтого цвета одного размера и формата, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность. Плакат и комплект карточек «Синяя Гжель». Альбом для детского художественного творчества «Синяя Гжель».

Содержание занятия.
Педагог вывешивает плакат «Синяя Гжель», показывает детям несколько предметов посуды из Гжели и рассказывает:
- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушке Гжель. Там живут и мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле – и не только у нас в стране, но в заморских краях.
Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного?
Ну, конечно же в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело-синий – яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь!». Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело-синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель называют себя – гжельцы и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда «небесным» цветом и напоминала о ласковом лете.
Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной-единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. А палочка дирижера, между прочим, очень похожа на кисть художника. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка – красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!
Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.
Гжельские мастера – большие выдумщики, поэтому и посуду делают самую разную. Тут тебе и чайник, и кофейник, и самовар, и сахарница, и маслёнка, и молочник. Ну а чашек – видимо-невидимо: чайные и кофейные, простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок. А некоторые кружки – фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми «небесными» узорами. Вот так!
Педагог еще раз показывает детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать сказочный «Пир на весь мир»: «Каждый возьмет лист бумаги желтого цвета и нарисует сначала красивую посуду – сине-белую, будто ее сделали мастера из Гжели, а потом – красивую еду на праздничном столе в праздничной посуде: сочные фрукты в вазах и фруктовницах, фигурные караваи и крендели, пышные пироги и печатные пряники…»
Дети рисуют и в конце занятия составляют из отдельных картин большую ленточную панораму «Пир на весь мир».
После занятия. Оформление выставки «Пир на весь мир».

Конспект НОД по изобразительной деятельности

с детьми подготовительной группы

на тему: «Синеглазая посуда»

Задачи:

  • Расширить представления детей о народном промысле Гжели.
  • Развивать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
  • Закреплять умение составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желания прийти на помощь.

Материалы для занятия:

  • Выставка изделий гжельских мастеров;
  • Кукла Маша нарисованная с частями гжельского чайника;
  • Гуашь;
  • Стаканчики с водой;
  • Кисть белочка№5;
  • Салфетки.
  • Вырезанные из бумаги формы посуды.

Предварительная работа:

  • Беседа о гжельском промысле.
  • Рассматривание узоров гжели.
  • Изучение нанесения основных мазков, используемых при росписи гжели.

Ход занятия:

Дети проходят в группу в игровую зону и находят гжельскую вазу.

Воспитатель : Проходите, не стесняйтесь,

Возле вазы собирайтесь.

Рассмотрите-ка ее,

Не напомнила чего ? (Гжельская посуда).

Правильно. Давайте отыщем в группе посуду гжельских мастеров и организуем выставку гжельского фарфора.

Дети выполняют, любуются.

Ребенок читает стихотворение

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Тут слышится плач, и воспитатель заносит нарисованную девочку с частями разбитой гжельской посуды(нарисованной)

Маша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька.

Дети здороваются.

Воспитатель: - Машенька, а откуда ты к нам пришла? И почему так горько плачешь?

Маша: - Пришла я к вам из страны Рисовандии со своей бедой. Не знаю, сможете ли вы мне помочь?

Воспитатель : - А что случилось-то? Расскажи нам про свою беду. А мы с ребятами чем сможем, обязательно поможем!

Обращается к ребятам за поддержкой

Поможем, мальчики и девочки?

Маша : - Раз так, то слушайте. Решила я мамочке помочь по хозяйству и взялась посуду мыть. Перемыла, перетерла, а стала на полку убирать, так со стула упала и всю посуду разбила. Вот от нее осколки остались. (Плачет)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего она была сделана?

Дети: - Глина, керамика, стекло.

Воспитатель:- Из чего бывает сделана посуда?(ответы детей) Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (ответы детей) Конечно нет, только бы роспись пострадала. А металлическая? (показ и ответы детей) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? (ответы детей) А стеклянная? (ответы детей) Маша, а твоя посуда какая была?

Маша: - Белая, а на ней синенькие узоры: завитки, цветочки, листочки.

Воспитатель : - Ребята, вы догадались какая это посуда?

Дети:- Посуда гжельских мастеров.

Воспитатель: - Машенька, вот посмотри, сколько здесь гжельского фарфора. Выбирай любую посуду!

Маша: - Нет, мне такая посуда не подойдет. Она правда очень красивая. Но я ведь к вам из необычной страны пришла. Там все предметы и люди настоящие как у вас, но когда мы попадаем в ваш мир, то становимся как будто нарисованными. Мне бы вот нарисованную посуду, вот как эта. (протягивает кусочки гжельской посуды)

Игра «Собери посуду»

Воспитатель:- Ну, вот, ребята, посмотрите какая посуда-то была, а мы же сможем ее с вами восстановить. Вот тут у нас есть формы, только они белые, осталось ее расписать. И тогда мы сможем с вами помочь Машеньке.

В: Давайте вспомним, какие узоры использовали гжельские мастера?

Дети выбирают себе образец и садятся на свои места.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что используется только синяя гуашь и на доске находятся образцы росписи - они там в помощь детям.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

Рисование посуды (звучат русские народные мелодии)

После окончания работы, Маша благодарит ребят за помощь и прощается с ними. А дети приводят в порядок свои рабочие места.


Цели: Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи. Закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий. Развивать творческую активность и интерес к рисованию. Воспитывать умение оценивать работу сверстников.

Материалы: стаканчики для воды, кисти тонкие, толстые, палитра, гуашь, клеенка, изображения простым карандашом разного вида посуды на альбомном листе.

Наглядные пособия: изображения гжельской посуды.

Выставка гжельской посуды и декоративных гжельских игрушек.

Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжельская роспись)

А почему вы так решили? (Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры)

Кто расписывает такими узорами? (Гжельские мастера)

А где живут и работают такие мастера вы знаете? (В подмосковном местечке Гжель)

Рассказ ребенка:

В подмосковном местечке Раменского района есть деревенька Гжель. Издавна в 16 веке гжельские мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из глины, приготовленной специальным способом. Обжигали ее при высокой температуре 1200 градусов. После мастера-художники расписывали ее по белому фону сине-голубыми узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. Посуда пользуется спросом практически во всех городах и радует глаз.

Даже песню про сказочную гжель придумали люди. Она такая же нежная и прекрасная как и узоры. Выходите в хоровод, мы послушаем и потанцуем под эту нежную песню.

Дети повторяют движения за воспитателем под музыку «Сказочная гжель».

Ребята, мы на прошлых занятиях учились рисовать элементы узоров.

Давайте вспомним, приемы рисования узоров.

Тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки цветов и капельки рисуем толстой кистью, так чтоб получился «мазок с тенью».

Давайте сегодня сами будем гжельскими мастерами и выполним заказ: распишем посуду, которую нам прислали по почте на альбомных листах. Каждый возьмет себе заказ, у всех разная посуда. В конце работы устроим выставку. На стенде вы видите изображения гжельской посуды, обращайте внимание на узоры. На выставке видите гжельскую посуду. Можно использовать такие же узоры в ваших работах.

Используйте палитру для смешения цвета. Итак, мастерская гжельской росписи начинает свою работу.

В конце занятия оформляется выставка рисунков.



Публикации по теме