Развивающие динамические игрушки. Русская динамическая игрушка

Составные и динамические игрушки

как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками играет решающую роль в формировании познавательной и двигательной активности, в развитии наглядно- действенного и наглядно-образного мышления детей в раннем возрасте

Словарь

Значение слова составной

по толковому словарю русского языка С. И. Ожегова:
- входящий в состав чего-нибудь;
- составленный из нескольких частей.

по толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой:
- составленный из нескольких частей;
- входящий в состав чего-либо, являющийся частью чего-либо.

«Составные картинки»

Такие картинки могут быть представлены в самых разных вариантах игр-головоломок. Составные картинки могут развивать как познавательно-исследовательские навыки, когда ребенку нужно найти способ соединения частей для получения целого, так и продуктивную деятельность – создание целого из разрозненных частей.

«Картинки-вкладыши»

Картинки -вкладыши для закрепления понятия « » были бы скучными, если предлагали малышу простые геометрические фигуры, какие-нибудь однотипные кружки, отличающиеся только размером. Совсем другое дело, если надо поставить на свое место веселую лягушку-квакушку или собаку-некусаку. С ними можно поскакать, поквакать, пару раз гавкнуть и разобраться, почему большая собачка не помещается в гнезде для маленькой.

«Разрезные картинки»

Развивают·

    внимательность, наблюдательность·зрительное восприятие, воображение

    формируют целостное представление о предмете

    способствуют развитию наглядно-образного мышления, логики

    способствуют развитию терпения, сосредоточенности, усидчивости.

«Коробки форм»

Еще одним вариантом вкладышей являются специальные пособия с прорезями или углублениями разных формы и размера, в которые вкладываются соответствующие детали, их называют «коробки форм». Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь. Важно, чтобы формы были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), иначе после нескольких неудачных попыток малыш не захочет больше играть в эту игру. Обратите внимание, чтобы детали легко входили в соответствующие отверстия, ребенок должен вставлять их без особых усилий. Однако не должно быть такого, что в выемку одной формы можно вставить другую деталь, иначе игра потеряет смысл.

«Крупные пазлы»

Пазлы представляют собой развивающую игру-головоломку, направленную на сбор (складывание) фрагментов в одно целое изображение. Как считают детские психологи, пазлы - это одна из самых лучших развивающих игр для детей.

«Пирамидки»

Пирамидка очень мощно развивает координацию движений, мелкую моторику, способствует развитию интеллекта , а также способствует восприятию цвета, формы и размера предметов, учит из отдельных составляющих собирать целый предмет .

«Вкладыши»

Мальчикам, даже самым маленьким, нравятся машинки. Они еще говорить не умеют, вместо «машинка» выговаривают умилительное «бибика», а уже уверенно тянут ручки ко всему, что на колесиках и ездит. Будущим Шумахерам понравится деревянные вкладыши . Все автотранспортные средства покрашены с двух сторон ребятам очень интересно и увлекательно играть с яркими вкладышами разных форм.

«Матрёшки»


Доказано, что игры с матрешкой развивают мелкую моторику рук (Доставая из большой матрешки – маленькие) способствуют развитию детского мышления (стоя по росту матрешки: от самой высокой до самой низкой и наоборот) и стимулируют творческие наклонности.

«Конструкторы»

Конструкторы являются самыми любимыми и полезными игрушками детей и взрослых. Они развивают логику, чувство объема и пространства, мелкую и крупную моторику, эстетический вкус, навыки конструирования и фантазию. Они одинаково любимы девчонками и мальчишками, малышами и подростками. Как только ребёнок научится ставить предмет на предмет, ему понадобится не один набор кубиков и мягких конструкторов, ведь теперь он попробовал насколько затягивает процесс творения. Кроме того, конструкторы – это самые древние игрушки, пусть их современное название известно не более сотни лет, но еще наши пра-пра-пра-деды любили складывать бревнышки разной длины и формы.

Значение слова динамический

по толковому словарю русского языка С. И. Ожегова:

- богатый движением, действием.

по толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой:

Соотносящийся по значению с существительным:

динамика (состояние движения, ход развития

какого - либо явления, процесса; движение,

действие),связанный с ним.

«Крутящиеся игрушки»

«Качающиеся игрушки»

В конструкции неваляшки и заложена ее популярность. Ведь ее устойчивость восхищает ребенка, он дотрагивается до игрушки, она раскачивается по небольшой амплитуде, когда он прикладывает больше силы, фигурка практически падает. Все это увлекает малыша веселой игрой, а вместе с ней развивает. Развитие крупной моторики, концентрирование внимания, улучшение цвето и формовосприятия – все это дает ребенку неваляшка.

«Шагающие» игрушки»

Самым маленьким будет интересно и потешно просто наблюдать за движениями курочки, а дети постарше могут использовать игрушку при постановке домашних спектаклей. Проигрывая любимую сказку, малыш развивает речь, тренирует память, развивает образное мышление.

При ходьбе курочка по-настоящему, громко, равномерно «топает», что способствует развитию чувства ритма у ребенка.

«Кугельбаны – каталки»

Побуждают детей наблюдать за движениями игрушки. Развивают пространственное представление о расположении предметов. Развивают мышечную ловкость.

Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Подобные игрушки встречаются в разные исторические периоды в культуре разных народов. Как правило, все игрушки этой группы отображают различный характер движения предметов, их взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т.п. Это видимые составляющие взаимодействия. Существует также невидимая составляющая, неосознаваемая, но постоянно присутствующая – это сила притяжения Земли, гравитация. Она также является предметом исследования ребенка, так как в ее поле существуют исследуемые ребенком закономерности.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

Какие бывают динамические игрушки для малышей?

Кугельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Для детей раннего возраста подходит простой кугельбан, который не требует серьезной активности ребенка. Единственное, что нужно – запустить шарик (машинку, колесико), а дальше остается наблюдать его путь. Для самых маленьких подойдут кугельбаны-стучалки: шарик нужно забить молоточком в отверстие.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

«Верхолазы» - тоже образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.

Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

"Воздушные" игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Как выбирать?

Уже с полугода младенцам можно предложить заводные игрушки. Конечно, малыш не сможет сам их заводить, но зато он будет в восторге от идущего цыпленка или крутящейся карусели. Пожалуй, единственной доступной в этом возрасте для самостоятельных действий игрушкой будет простая кнопочная юла: ребенок просто надавливает на кнопку и юла начинает крутиться.

Простые кугельбаны (в которых нужно просто бросить шарик или машинку и следить за их движением) порадуют малышей от года . С такой игрушкой здорово играть в "догонялки", экспериментировать со скоростью: запускать с разными промежутками времени шарики разного веса и размера друг за другом, и следить за их перемещением.

Малышам от 2 лет можно предложить такие традиционные игрушки, как «кувыркунчик», «верхолаз», «клюющие курочки», «шагающие» игрушки, а также более сложные волчки и юлы (например, юла, которая заводится путем многократных надавливаний на ручку; волчки для запуска ладошками). Актуальными останутся и простые кугельбаны.

Ближе к 3-м годам ребенок будет радоваться летающим игрушкам. Например, вертолетам, которые запускаются собственным дыханием или надувной летающей тарелке (они больше подходят этому возрасту за счет безопасного материала - резины).

При выборе игрушки обращайте внимание на соответствие образа движению . Например, верхолазом может быть человеческая фигурка, медведь и т.д., но не крокодил или собака. Это важно, потому что дети раннего возраста еще только осваивают мир. Игрушки, как образцы этого мира должны помогать малышу, а не путать его. Всевозможные несуразицы понятны детям обычно значительно позже – в 5-6 лет. В этом возрасте они уже с юмором относятся к подобным вещам, поскольку имеют элементарные знания об окружающем мире.

Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза – важная характеристика этого вида игрушек. Очень важно, чтобы игрушка пробуждала у ребенка познавательный интерес, желание воспроизвести действие, разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Важным качеством игрушек для экспериментирования является наглядность и яркая представленность движения, его очевидный эффект.

Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника.

Шагающие игрушки

Примерно в XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными и на Руси. Предположительно в Нижегородской области. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

, CC BY-SA 3.0

Разновидности динамических игрушек

Игрушки этого типа можно условно поделить по характеру движения:

  • — Игрушки-каталки
  • — Крутящиеся (юла, волчок)
  • — Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …)
  • — Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз)
  • — Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки).

Буратино на турнике

О Богородской игрушке

Говоря о динамической игрушке, особо нужно отметить игрушки Богородские.

Они бывают на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Принцип действия таких игрушек может быть различным.

Разводы

– игрушки на параллельных горизонтальных планках, соединенные между собой шипами, играющими роль осей. Обычно на планки установлены фигурки солдатиков, всадников, красноармейцев, а также животных с пастушком, гусей с погонялкой.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

От того, с какой последовательностью соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и построения фигурок. Разведешь планки – и фигурки неожиданно встанут полукругом или раздвинутся стройными рядами, сведешь – и плотно сомкнутся в боевой отряд, соберутся под пастушью дудку в кучное стадо.

С балансом

При сборке игрушки нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии 2-2,5 см от узла.

Все соединительные нити должны иметь равную длину – это необходимое условие для правильной сборки игрушки.
С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки. Дернешь шарик, или покачаешь по кругу, и игрушка оживает. Ритмом движения можно управлять: быстрее и громче, медленнее и тише.

Отвесы, называемые по традиции балансами, делают разными способами. Чаще всего их точат на токарном станке в виде шариков, строгают и режут в виде многогранников разных форм. Движение игрушки прямо зависит от веса баланса, он должен быть оптимальным.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Дергуны

Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками.

Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.

Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны.

Игрушки на тумбочке с кнопкой

Герои этих игрушек совершают простое движение: вперед-назад. Это происходит под действием кнопки, сжимающей пружинку, и движущей шип с фигуркой: туда-обратно.

В просверленное в тумбочке отверстие (10 мм, не до конца) опущена стальная пружинка 7-8 витков, а затем вставлена круглая палочка чуть меньшего диаметра (9мм). По месту расположения фигурки в тумбочке сделано отверстие, через него к палочке приклеена фигурка с шипом.

При нажатии кнопки фигура движется вместе с ней только по прямой. Фигурки на тумбочке совершают и колебательные движения: наклоняются вперед и откидываются назад.

Для этого шип фигурки посажен на ось, которой служит стальная проволочка диаметром 0,5 мм, закрепленная на боковой стенке тумбочки. При нажатии кнопки шип, поворачиваемый на оси, наклоняет фигурку вперед, а при возврате – откидывает назад. Так заяц тянет морковку, белка колет молотком орех, качаются на доске медведи.

Карусель

Устройства игрушечных каруселей разнообразны. Большинство из них скрыты в ящичках, но есть и простые устройства, принцип действия которых очевиден.

Каталка — карусель Нижегородская Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Карусель состоит из неподвижной стойки и надетой на нее жесткой пирамидальной конструкции с фигурками и шариком на вершине. При вращении шарика карусель приходит в движение.

Карусель на тумбочке

Игрушка состоит из осевой стойки с коромыслом, на концах которого сидят фигурки. Стойка вставлена в тумбочку и свободно в ней вращается. К оси-стойке прикреплена нить с ручкой. При нажатии нити стойка начинает вращаться и, когда нить полностью намотана, происходит возвратное вращение оси за счет инерционных сил. Раскрутка повторными рывками за ручку придает фигуркам вращение в двух противоположных направлениях.

В наше время

В современной России мастера продолжают и развивают традиции изготовления динамических игрушек. Разрабатывают новые модели. В основном это, как и в старину, Богородские и Сергиево-Посадские мастера. С успехом продолжает традиции подвижной игрушки фирма «Биланик » (ИП Ланцман Л. С.)

Идёт бычок качается

Фотогалерея












«Кузнецы» из Богородского

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

«Клюющие курочки»

Игрушка "Курочки" - долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

Педагогическое значение

Во все века динамическая игрушка имела большое значение в развитии и воспитании детей. Она развивает терпение, учит контролировать движения, развивает мелкую моторику. Такие игрушки помогают развить речь, занять ребёнка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать, а значит, развивается воображение и фантазия.

Отличие от технических

Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности. Кроме того, народная игрушка полезна для тактильного восприятия. Она сделана из живого природного материала и экологична.

Физика

Динамическая игрушка - это фактически первое знакомство детей с законами физики. Как правило, все игрушки этой группы
отображают различный характер движения предметов, их частей и их взаимодействия
между собой. Это видимые составляющие взаимодействия. Существует также
невидимая составляющая, неосознаваемая, но постоянно присутствующая – это сила притяжения Земли, гравитация. Она также является предметом исследования ребенка, так как в ее поле существуют исследуемые ребенком закономерности. Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой,
например, поступательного движения во вращательное (волчок).

Новинская игрушка

Рассказывая о подвижной игрушке, обязательно нужно упомянуть и Новинскую игрушку. Новинская деревянная игрушка Чкаловского района Нижегородской области – самая ранняя игрушка в Нижегородской области. У Новинцев есть документ, доказывающий, что стукающие подвижные молоточки, в последствии преобразованные в "кузнецов", были придуманы именно там.

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

  • - Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);
  • - Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);
  • - Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);
  • - Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);
  • - Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);
  • - Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • - естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;
  • - эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • - соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;
  • - прочность и ремонтопригодность;
  • - возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).


Публикации по теме