Ужасное отношение к детям в мусульманской семье. Особенности воспитания у народов ислама

Вопрос: Хочется уточнить момент: мы должны начать относиться к детям как ко взрослым [относительно соблюдений религии], когда они достигают возраста 7 лет, и быть мягкими [не требовать], а уже с 10-ти лет начинать требовать с них? Например, моя дочь, которая приближается к семилетию (по лунному календарю) должна начать носить хиджаб, но в то же время я не должна расстраиваться, если она не делает этого до 10 (лунных) лет? Так ли?

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том!

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«О вы, которые уверовали! Охраняйте себя и своии семьи от огня, топливом для которого являются люди и камни» (66:6).

После семи лет

Когда детям исполняется семь полных лунных лет, становится обязательным для их родителей или опекунов обучать их выполнению предписаний религии, таких, как молитва и пост (если они в состоянии). Их также следует воспитывать так, чтобы они выполняли важнейшие сунны, например, использование мисвака и посещение джамаат-намазов (для мальчиков). Если необходимо, то методы могут быть жёсткими; если дети не слушают без каких-то угроз, то надо применить эти угрозы, однако они могут быть использованы только в случае необходимости 1 . Это больше, чем просто мягко им что-то рекомендовать. Смысл в том, что детей надо приучать ко всему заблаговременно: неверно, будет слишком резко с вашей стороны взвалить на них все религиозные обязанности, когда они станут мукалляфами. К моменту достижения зрелости они уже должны совершать то, что от них требуется.

В идеале

Если родители заботятся о том, чтобы дать хорошее воспитание детям, устроив им такую атмосферу, которая привлекает их к религии, то дети будут с удовольствием выполнять религиозные обязанности - и нужен будет лишь небольшой толчок (поощрение) со стороны родителей для того, чтобы они начали молиться, поститься и носить хиджаб, например.

Зачастую всё, что требуется, - это купить девочке новый молельный коврик или платок и сказать ей, что это подарок, и она будет с нетерпением ждать возможности надеть свой новый красивый хиджаб или расстелить красочный коврик и молиться на нём так же, как делает это вся семья. Если её мама придает большое значение религии и другие женщины и девочки, которых она знает, соблюдают Шариат, она захочет походить на них.

Хорошее общество - это очень важно: родители должны приложить усилия к тому, чтобы у детей были хорошие друзья-мусульмане. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал истину: «Человек - на религии своего друга, смотрите внимательно, кого вы берёте в друзья» 2 .

После 10 лет

Прежде чем ребёнку исполнится полных 10 лунных лет, родителям не разрешается использовать телесное наказание, чтобы заставить детей выполнять предписанное. После исполнения 10 лет родители получают это право.

Однако надо отметить, что Шариат не уполномочивает родителей бить ребёнка. Пророк сказал: «Кто лишён мягкости (рифк), не может быть до конца благонравным» 3 , - и, конечно же, он сам ни разу не ударил никого из своих детей или жён. Ударить - это самая крайняя мера, разрешённая лишь при определенных обстоятельствах. В преобладающем большинстве случаев возможно добиться своей цели другими средствами (не прибегая к силе). Нужно помнить следующее:

1) Нельзя бить сильно. Если ребёнок будет слушаться, только если его сильно ударить, всё равно нельзя бить сильно.

2) Цель этого - заставить ребёнка выполнять религиозные обязанности. И поэтому не дозволено бить ребёнка, если он после битья всё равно не слушается.

3) Не дозволено ударить, если вы боитесь, что ребёнок в результате этого убежит и потеряется. Что касается людей, живущих на Западе: если человек боится что, если он ударит ребёнка, это приведёт к тому, что ребёнка конфискует какая-нибудь организация, то тогда тоже не разрешено ударить.

4) Согласно Рамли, не дозволено бить ребёнка, для того чтобы заставить его делать что-то, что является сунной (например, сивак или участие в джамаате), к этому можно прибегнуть, только чтобы заставить его делать фарз 4.

Дети - это ответственность

Дети-мусульмане, растущие в западном обществе, нуждаются в особо пристальном воспитании. К сожалению, зачастую единственное исламское воспитание, получаемое ими, - это то, что они по воскресеньям посещают мечети или медресе, где их заставляют молча сидеть (зачастую под угрозой наказания), несмотря на то что они умирают от скуки. И если в их памяти это запечатлеется как всё, что они знают об Исламе, то, когда они вырастут, неудивительно, что их унесёт одно из неисламских течений, которые окружают их со всех сторон.

Родители должны воспитывать своих детей так, чтобы они любили свою религию и своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). А любовь можно привить только в атмосфере любви.

Посланник Аллаха сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание».(Ат-Тирмизи) Человечество вступило в ХХ век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д.

Однако, прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению.

Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Запрещение», аят 6).

Также Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад).

Таким образом, Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога)-родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Толпы», аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

О чем мечтает каждая мама-мусульманка? Конечно, о том, что бы ее чадо выросло мусульманином. Но в современном обществе так сложно справится с этой задачей. Ведь ото всюду на молодое поколение льется поток информации, которая противоположна той, что мы стараемся сообщить детям дома. И модель поведения, которую навязывают ребенку в детском саду и школе, так сильно отличается от той, которую старательно прививаем ему мы. Так что же делать, чтобы не потерпеть фиаско в осуществлении этой важнейшей в нашей жизни задачи.

Современных мусульманских мам можно разделить на две группы: первая - те, кто исповедуют ислам с момента рождения ребенка, раньше или одним двумя годами позже. Вторая - мамы, которые принимают ислам, уже имея достаточно сознательную личность в лице своего ребенка.

Начнем со второй группы. Если вы относитесь к ней, то все, что будет написано ниже для группы первой, применять можно, но гораздо менее интенсивно.

Часто приходится наблюдать, как принявшие ислам дамы начинают активно и радостно насаждать его в своей отдельно взятой ячейке общества. И если у мужа еще хватает сил сопротивляться излишне активным жениным наездам, то дети такой свободой не обладают. При этом такие мамы как-то забывают, как долго и постепенно происходило их обращение в веру, для них уже очевидно, где истина и как надо жить. И вот ребенку начинает прививаться новое и, несомненно, правильное. Вводится цензура на телепрограммы, на компьютерные игры, появляется большое количество новых запретов и обязанностей. Девочкам начинает внушаться необходимость ношения платка в школе и прочие обязанности...

Глядя на это все, хочется крикнуть: «Остановитесь!» Поймите: чем старше ваш ребенок, тем тяжелее воспринимает он все новое. Мама для него - островок стабильности в таком изменчивом и неприветливом мире. С него довольно уже того, что вы так сильно изменились за последнее время. Дайте ему привыкнуть. Особенно если ваше сокровище пребывает в подростковом возрасте. Не испытывайте его психику. Постепенно ваш ребенок привыкнет к новому в вас. Хорошо если вы постепенно и понемногу начнете ему рассказывать о том новом, что вы открыли для себя. Помните, что внутри вас эти изменения начались уже давно. Постепенно, если вы не будете перегружать ваше чадо информацией, свойственное возрасту любопытство возьмет верх и оно само начнет задавать вопросы. Вам тоже нужно время, что бы подготовить ответы на них. Ведь вы сами недавно приняли ислам, ваши знания еще далеко неполны...

Полезно будет для вас ходить в гости к мусульманкам, у которых тоже есть дети. Посещать общественные мероприятия. Пусть ваш ребенок подружится с мусульманскими детьми - через них он сам станет ближе к исламу. Это родит у него новые вопросы. Он сам спросит вас, почему Амина носит платок, почему Умар читает намаз вместе со всеми и в какую такую школу ходит Ринат, умеющий читать и говорить по-арабски. А вот когда ислам станет уже привычным явлением для вашего ребенка, тогда и настанет время воспользоваться советами для первой группы, которые будут опубликованы ниже. К сожалению, приходится встречать семьи, где родительские ошибки, сделанные в самом начале, привели к потере контакта с ребенком и как следствие к вырабатыванию у него отрицательного отношения к религии. Это сложно преодолеть впоследствии, поэтому будем мудры и терпеливы. Но не забывайте: стоять на месте тоже непростительно, обязательно надо прививать ребенку нормы и культуру ислама, не стоит оправдывать свое бездействие. Мудрости вам и терпения!

Однако вернемся к первой группе. Ваш ребенок еще не зачат, а вы уже мусульманка. Когда стоит начинать религиозное воспитание в таком случае? Большинство книг и успешных мам советуют начинать уже с утробы. Многие женщины, будучи беременными, ставят кассеты с Кораном и сами читают вслух для своего животика. И это дает свои позитивные плоды. Есть мнение, что если классическая музыка в этот период развивает интеллект и творческие задатки, то прослушивание Корана развивает душу малыша, а она у него есть уже после 40-го дня в утробе. Разумеется, продолжать религиозную практику следует и после рождения, ибо она - начало религиозного воспитания вашего ребенка.

Вот советы некоторых мам, которые активно занимаются проблемой детского воспитания.

Лейла. Начав с утробы воспитывать своего сына, я не прекращала делать это после его рождения. Я ставила ему кассеты с записями Корана. Но чаще читала сама, так как мой голос для него приятен и привычен. Совершая ежедневную пятикратную молитву (намаз), я клала его рядом на специальном коврике для намаза, и он наблюдал за моими действиями. Вскоре он стал пытаться повторять за мной основные движения. Тогда же я начала ему объяснять, что мы делаем намаз ради Аллаха, сейчас ты кувыркнулся лицом в коврик - это называется суджуд. Постепенно я стала совершать намаз вслух, чтобы он мог увидеть, что я не просто шевелю губами, но и говорю определенные фразы. Дуа (обращение к Всевышнему с просьбами) после намаза я тоже читала вслух и не только на арабском, но и на русском языке. Также он наблюдал религиозную практику отца. Постепенно ему был выделен личный коврик для намаза. Сейчас нашему сыну три года. Он активно изображает, привычные движения на коврике для намаза каждый раз, когда слышит азан или видит, что мы встали на молитву. Старается делать это в коллективе. После еды мы вместе читаем дуа, и если вдруг забудем это сделать, наша кроха напомнит нам. Однажды во время рамадана, заметив, что мы прислушиваемся, есть ли азан, и потом читаем дуа, он запомнил, что при азане следует поступать именно так. Теперь каждый раз, услышав азан, он читает дуа и требует этого от других. Когда мы сидим в гостях, мой сын часто вбегает в комнату с криками: «Азан, азан, мама, читай намаз». Все мои друзья знают, что нам надо давать два коврика для намаза: один мне, второй сынишке. Он часто видит, как я читаю Коран, при нем я делаю это вслух. Он тоже берет его, садится рядом и шевелит губами, водя пальчиком по строчкам. Я никогда не прогоняла сына со своего коврика, даже если он мешал, ведь ребенок не нарушает намаза. Я хотела, чтобы его впечатления о маме, совершающей намаз, были положительные. Помимо прочего, я посещаю с ним детские мероприятия для мусульман. Он еще мало, что понимает там, но я делаю это, чтобы он привык к такому обществу и к такому отдыху. Я не знаю, кем станет мой малыш, это ведомо только Аллаху, но я убеждена, что ислам для него - образ жизни, а это хорошее начало религиозного воспитания. И, разумеется, я знаю, что только Аллах может вырастить моего сына мусульманином, я же только создаю причины. Поэтому я не забываю просить Его за религиозное будущее для моего ребенка.

Саида (этническая мусульманка). Наша мама всегда совершала намаз. Но, будучи детьми, мы не знали, что она делает. Она прибегала с работы, брала коврик и выгоняла нас из комнаты, чтобы не мешали. Она исполняла и другие предписания ислама, отмечала мусульманские праздники. Но нам никогда не объясняли смысла этих мероприятий. Я слышала, как мама произносит слова молитвы, но пока не выросла, не знала, что они означают. Так и получилось, что росла я вроде при исламе, в мусульманской семье, но ислам до сих пор связан у меня с воспоминаниями о маме и детстве, ислам все еще далек от меня. Я не знаю его, для меня он чужой.

Еще одна сестра мусульманка, пожелавшая не называть своего имени. У нее трое детей, к воспитанию которых она подходит со всей ответственностью. Она не работает, но при этом принимает активное участие в жизни московской общины. Духовное воспитание детей в этой соблюдающей предписания своей веры семье тоже началось с рождения. Поэтому ислам для детей - образ жизни. Каждый день детям рассказывается про Аллаха, читаются детские книги на религиозные темы. Для каждого ребенка своя программа - ведь все они разновозрастные. Младшие видят, как входит в жизнь старших религиозная практика, и тоже стремятся стать большими и начать совершать намаз. С каждым ребенком мать индивидуально занимается чтением Корана. Что бы освободить время для домашних дел, моя собеседница придумала записывать на кассету небольшие уроки для своих детей, и когда она занята приготовлением пищи или уборкой, дети слушают эти записи. Также они посещают различные мероприятия и общаются с детьми других мусульман. Постепенно, где-то с шести семи лет, намазы становятся обязательными для детей. Дети моей знакомой начинали с совершения одного намаза и потом постепенно добавляли по одному, доходя таким образом до пяти. После намаза все: и мама, и дети читают вслух дуа на русском языке. Это сближает семью. Слышать, о чем просят Аллаха твои дети, и поучительно, и помогает понять, насколько хорошо они понимают религию, веру в Аллаха… При всем этом важно, что мама не забывает, что дети будут жить в обществе немусульман и прикладывает усилия, чтобы они были частью и этого общества. Она водит их в кружки, дружит с родителями в школе, строит позитивные отношения с классными руководителями. Конечно, как и все мусульманские родители, она мечтает о детских садах и школах для мусульман, потому что вопросы халяльного питания, и позитивного примера сверстников важны в воспитании детей. Разумеется, ей тоже больно и неприятно видеть как часто школа и улица прививает детям совсем не те жизненные принципы, которые полезны для них. Но моя собеседница не сдается, ведь она знает, что на все воля Аллаха и надеется на Его помощь.

Фатима. Ее дочери сейчас 18. Мать не старалась очень уж активно растить из дочери религиозно практикующую мусульманку. Она считала, вырастет - сама найдет себя в религии. Не настаивала на платке и длинных юбках, разрешала проводить время на шумных подростковых вечеринках. Она очень боялась потерять контакт с дочерью, боялась, что дочери будет тяжело быть не такой, как все. Она была лояльной мамой. Иногда ей удавалось уговорить дочь пойти вместе в мечеть. Иногда они читали вместе намаз. Но у девушки не было подруг мусульманок. Круг ее общения был ограничен школой. А там царят совсем другие правила, отличные от общества мусульман. Постепенно дочь стала смотреть на маму как на чудачку, далекую от жизни фанатичку. Так учило ее то окружение, в котором она вращалась. Илам и мусульмане далеки от нее сейчас. Хотя конечно есть надежда, что семена веры, которые удалось все-таки посеять материнской руке, когда-нибудь прорастут по воле Аллаха, но сейчас этой маме тяжело видеть, каким путем идет ее единственная дочь.

Вот лишь несколько историй и советов. Разумеется, в одной статье сложно ответить на архи сложный вопрос: как вырастить мусульманина в немусульманском обществе? Здесь не существует универсального рецепта. Я лишь поделилась опытом своих знакомых. Хотелось бы услышать ваши истории, как решаете эту проблему вы сами и ваши подруги. Ибо, обмениваясь советами и пожеланиями, мы постепенно набираемся опыта и мудрости.

Ислам и приучение ребенка к самостоятельности

Давая родителям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремиться к подавлению воли ребенка и к тому, чтобы за него думали его родители, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами и работать ради него и его будущего, тогда как ребенок только находился бы у них на иждивении. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями контроля за поведением ребенка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения, а его личность не испытывала никаких потрясений в этом большом мире. Что касается опеки, которую велит осуществлять ислам, то она сводиться к заботе о ребенке, что следует осуществлять незаметно от него.

Возможность ребенка высказывать свое мнение независимо от того, каким бы глупым, наивным или далеким от истины оно не было, или учет его мнения при рассмотрении различных вопросов, разъяснение ошибочности его мнения, высказывание правильного мнения отцом или матерью – все это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребенка и указывает ему правильное направление. С учетом этого можно достичь в воспитании детей нескольких целей:

А) приучить его высказывать свое мнение по различным вопросам и научим его замечать трудности заниматься ими;

Б) с помощью разъяснения ошибочности его мнения по различным вопросам и научим его думать над формой выражения его взглядов при принятии решения;

В) выражение своего мнения взрослыми и разъяснение его правильности также заставляет его думать над тем, как следует принимать решения;

Г) ребенок привыкает к свободному и спокойному обсуждению различных трудных вопросов, в результате чего он не опускает руки, когда приходит время их решать, и ему следует разъяснять, что является правильным, а что ошибочным;

Д) благодаря этому готовим ребенка к его будущему и борьбе с теми трудностями, которые его ждут;

Е) с помощью этого мы не даем ребенку превратиться в бесполезное существо, у которого нет собственного мнения, и приучаем его к тому, чтобы трудности не становились для него неожиданными и ужасными настолько, чтобы он сбился с пути, потерялся и был погублен чем – нибудь страшным.

Так же в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман– это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и все плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Принципы щариата– это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышнем Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в «фитре» - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками». Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листу бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально – нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

В результате нравственного воспитания, ребенок, растущий с верой в Аллаха воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально – нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: « Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Эта сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанностей людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: « Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?». Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай».

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становиться неуязвимым к ненависти, завести или неприязни и лишается чувства страха перед кем – либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта – приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установление социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом. «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя.»

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросах, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания – прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а так же его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворительность и эффективность.

Ислам и обучение ребенка

Ислам побуждает к приобретению знаний и обучению, а поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. То общество, члены которого воспитываются сознательными, знающими, следующими правильным путем и культурными людьми, является такое общество, благодаря которому развиваются его члены и которое развивается благодаря своим членам, и поэтому исламское воспитание направлено на обретение знания, приносящего пользу отдельному человеку, счастье обществу и миру всему миру. Вот почему в качестве выкупа некоторым людям, захваченным в плен в битве при Бадре, было предложено обучить чтению и письму по десять мальчиков из числа детей мусульман.

С точки зрения ислама, обучение не должно ограничиваться ни каким – то отдельным пунктом, ни определенной книгой или сочинением, но охватывать весь круг познаний человечества, а также все то, что способны постигать чувства и разум. Прекрасен наказ, который дал Умар бин аль – Хаттаб, сказавший: «Учите ваших детей плавать и стрелять из лука и велите им, чтобы они вскакивали на лошадь одним прыжком». В те времена арабы всю жизнь упражнялись в стрельбе из лука и верховой езде. И всем этим начинали заниматься с самого раннего детства, воспитывая тем самым мужество и смелость у ребенка.

Таковы мудрые установления ислама, направляющие ко всему тому, что приведет всех к успеху. Сколь мудры эти наставления и как возвышенны их цели, особенно в том, что касается детей, являющихся самым дорогим в жизни. Все это позволяет ощутить полноту и благо жизни, к которым все стремятся. Праведный сын является продолжением жизни своего отца, одним из плодов своего общества и надеждой своего народа. И прав был Умар бин аль – Хаттаб, который сказал: Да не воспитает Аллах того, кого не воспитал шариат».

Ребенок и духовное воспитание

Необходимо ознакомлять ребенка с самим собой с духовной стороны. Человек не состоит только из тела. У человека есть и тело, и разум. Что такое душа, откуда пришла, куда пойдет? Объяснять все это очень важно. Если ребенок спросит: «Что такое душа?» Ему ответят: «Это твоя невидимая глазом сущность». Какова связь между телом и душой, между душой и разумом, между разумом и телом? Какая часть человека выполняет, какую обязанность, какая важнее? Какая часть вечна, какая временна? Ребенок все это должен обязательно знать. Скажем, телу нужна пища, вода, воздух, отдых, гигиена, спорт, работа и ум, а разум можно обогатить при помощи знаний и размышлений. В чем обязанность души? Как ее можно очистить? Объяснение всего этого учит ребенка жить правильно. Если ребенок не усвоит такие понятия, не сможет правильно устроить себе жизнь, в будущем жить ему будет трудно, потому что каждое дело человека должно быть направлено на заботу, воспитание тела, души, ума. Незнание всего этого сегодня, занятие людей бесполезными делами, пустая трата времени и склонность только к наслаждениями тела приводит к животному образу жизни только ради нафса. Распространение преступности, проституции, наркомании, алкоголизма, СПИДа, бессильность даже тех стран, которые имеют в своих руках половину богатства мира, укротить все это – открытый пример этого тупика.

Ключом каждого воспитания должно быть познание Аллаха и умение жить по Его законам. Какого бы только человечество не достигло уровня развития, только подчинение законам Аллаха и молодым, и старым поможет на просторах жизни найти путь и не заблудиться. Отрицание законов Аллаха приводит людей к несчастью. Отказавшийся от своей религии, человек, конечно, забудет Аллаха, и это приведет к очернению сердца и к озлоблению души. Ребенок должен знать Сущность, которая достойна поклонения. Ребенок должен чувствовать, что за свои дела он является ответственным не только перед всем человечеством, но и перед Всевидящим, Всеслышащим Аллахом.

Насколько бы этот мир ни был бы несправедливым, продажным, омерзительным, ребенок должен верить в справедливые весы, которые в руках Аллаха.

Ребенок также обязан понять, что смерть – это не вечная потеря и исчезновение, а отделение души от тела, временное разлучение людей друг от друга, переход от одного состояния к другому состоянию. Это, в свою очередь, помогает ребенку легче переносить множество бед, несчастий, сохраняя психику от стрессов, а также помогает жить, стараясь не потерять иман (веру).

Стремление к вере, стремление познать Аллаха – естественное состояние каждого ребенка. Чтобы вести ребенка по этому пути и воспитать согласно этому правилу, не требуется слишком много сил. Но влияние противоположного воспитания, которо6е длиться 70 лет, сегодня, к сожалению, ставит преграду перед этой истиной дорогой.

Заключение

Проанализировав литературные источники, и проведя беседу с имамом мечети, я смогла глубже рассмотреть воспитание в мусульманской семье с нескольких её сторон. Мы видим, что воспитанию детей начинают уделять внимание задолго до рождения ребенка. Ребенок не сможет быть достойным членом общества если у него не достойные родители. Именно родители своим примером прививают ребенку хорошие манеры и помогают тем самым найти свое место в обществе.

Каждый ребенок в семье имеет свои права и обязанности, разница в этих правах и обязанностях только из – за разного пола. То что может мальчик не может девочка и наоборот. Родители не выделяют не одного из детей, они все равны. В семье их учат соблюдать и оберегать традиции и обычаи, которые передаются то отца к сыну, от матери к дочери. Дети высоко чтят своих родителей, старших, сестер, братьев.

Как мне кажется, дети, воспитанные в мусульманской семье, а именно в семье соблюдающей все традиции, более нравственно устойчивы. Возможно, и нашему современному обществу не повредили бы, а помогли бы некоторые методы мусульманского воспитания.

Приложения

Приложение 1

Пример воспитания в одной мусульманской семье.

Семья Б., отец семьи занимает высокий пост в администрации президента Башкортостана, мать домохозяйка. Они имеют двух детей – мальчика 17 лет и девочку 13 лет.

В семье воспитанием в большей мере занимается мать. Но и отец вносит свой вклад. Мать девочку учит ведению домашнего хозяйства, к сохранению домашнего очага, дает наставления на будущее относительно уважительного отношения к будущему мужу, к его родителям, к его братьям и сестрам. Мальчика отец готовит к тому, что он будет кормильцем и главой семьи.

В обоих детях воспитывается уважение и почтение не только к старшим, но и ко всему обществу в целом. Им прививается любовь к исламу, к Корану. И примером для детей являются их родители, на их делах и поступках дети учатся в сему этому. Дети учатся в татарской школе. Так как в исламе приветствуется раздельное обучение, мальчики и девочки обучаются отдельно.

Так же строго подходят к вопросу о женитьбе и замужестве. Если мальчик может выбрать себе жену сам (но прислушиваясь к мнению родителе), то дочери мужа выбирают родители. И это спокойно принимается детьми, ведь родители желают только добра.

Когда же приходят гости, женщины не садятся за один стол с мужчинами, а нередко даже в одной комнате не находятся. Женщина должна быть одета и вести себя по законам писанных в Коране. Посещение мечети регулярное и приносит удовлетворение. В семье так же строго соблюдаются все посты и праздники.

Приложение 2

Статья Джафара Фейзрахманова

«Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей»

Каково понимание морали и нравственности в мусульманской семье? Мусульманская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитание ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка – семьи, детского сада, школы, двора.

Хочу подчеркнуть, что формирование духовного мира ребенка начинается с создания семьи – его отца и матери. Почему? Потому что условия создания брака перед Всевышнем должно быть дозволено с точки зрения шариата -законов исламской религии. После создания такой семьи дети в нем считаются законнорожденными.

Сама обстановка в семье верующего создает определенные условия для религиозного воспитания ребенка. Чем это мотивируется? Соблюдением обрядов: молений, отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим. Все это создает определенный фундамент для формирования детского мировоззрения и его дальнейшего развития как личности.

Особое внимание уделяется веротерпимости, поскольку мы живем в много конфессиональной стране. Ребенок общается с представителями разных последователей других религий. Поэтому уважение к представителям иных конфессий и национальностей является важным фактором в воспитании.

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно большая ответственность перед Всевышнем за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно прозвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это ещё раз доказывает уважительное отношение к женщине – материи.

Ошибочное представление, будто мусульманская женщина все основное время проводит на кухне и в детской. Любящая мама и хорошая жена – всеми уважаемая личности в мусульманском обществе.

А Что же отцы? Они обязаны обеспечить материальную сторону для собственной семьи, оказывая помощь жене в ведении хозяйства.

Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но и к сестрам и братьям.

Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. Очень важно доходчиво объяснить ребенку о существовании Единого Создателя и поклоняться Ему. Судьбоносно при воспитании малыша научить его совершать пятикратные моления. При этом следует сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов. Значимым элементом является научить малыша читать молитву перед сном и поутру, до и после приема пищи. Научить детей быть благородным к родителям, ко Всевышнему Создателю.

В исламе важную роль играет приобщение ребенка к посту. Суть соблюдения поста – не только воздержание от пищи и воды. Это прежде всего моральная и духовная чистота последователя Ислама.

Хочу заметить, что философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.

Библиография

    Валиулла хазрат Ягъкуб. Ребенок мусульманина. О воспитании. Казань: «Иман» 2005.

    Д-р аль – Хусейни Абд аль – Маджид Хашим, Д-р Са- да Абд аль Максуд Заллям. Уделение внимания детям в исламе. Казань: Изд – во «Дом печати».2004

    Шейх Абд аль – Муизз аль Джаззара. «Наши дети и мы». Казань 2004

    Владимир Абдулла Нирша. «Дети наше будущее». М: 2003

    www . referat . ru «Дети и ислам»

    Б. и Л. Никитины. Мы, наши дети и внуки. Петрозаводск «Карелия»1990

    семьи семья в мусульманских странахРеферат >> Социология

    Перед Всевышним за воспитание своих детей. В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери...

Иногда в переполненном автобусе (трамвае, троллейбусе) приходится наблюдать такую сцену - молодой человек скажем так, нерусской наружности, уступает место старшим. Да, действительно, отличительной чертой мусульманского воспитания является проявление уважения к старшему поколению. Но это лишь один из немногих постулатов мусульманского воспитания, которые находят свое применение в жизни. Что же такое исламское воспитание и как воспитать мусульманина в России?

Откровение Всевышнего Аллаха устанавливает основные правила социального поведения мусульман, предписывающие, в том числе и почитание своих родителей, уважение к учителям, воспитателям и просто к людям старшего возраста. Особенность ислама заключается еще и в том, что он не разделяет "духовное" и "мирское", и следование канонам веры проявляется в реальной жизни. Основы религиозного мироощущения мусульманин получает, прежде всего, в семье.

Мусульманская семья, помимо всего прочего, основана на принципах ответственности всех членов семьи друг перед другом. Конечно, наибольшая ответственность лежит на муже и отце. Он должен стараться обеспечивать достаток в семье, содержать тех, кто находится под его покровительством (жена, дети, а часто и родители, и младшие родственники). За благосостоянием семьи следит мать, и именно на нее возложена ответственность личным примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам мусульманского вероучения. Вместе с тем, оба родителя несут ответственность перед Всевышним за воспитание своих детей. Ведь согласно исламской доктрине в Судный день об этоv они будут спрошены своим Творцом. Именно поэтому воспитанию детей в исламе уделяется такое большое значение.

Исламской мудростью родителям предписывается воспитывать детей до 21 года. Причем, для более успешного воспитания, это время рекомендовано поделить на три равных периода по семь лет. Арабская пословица гласит, что ребенок перед своими родителями - что пустая тарелка - что в нее положишь, то в ней и будет.

Исламское воспитание детей в немусульманской стране задача не из легких. Работающие родители не могут отдать ребенка в исламский детский сад - социальная мусульманская инфраструктура недостаточно развита. Если же в такой ситуации у родителей нет возможности воспитывать ребенка дома, то это может стать реальной проблемой. Ведь в обычном детском саду много моментов, на первый взгляд незаметных, противоречащих духу ислама. Во-первых, это питание. Конечно, в детских садах уверяют, что не кормят детей свининой, но при этом забывают, что ведь в сосисках и йогуртах содержатся запрещенные для мусульман продукты. Во-вторых, личная гигиена мусульманина отлична от той, что присутствует в детских садиках. Мусульмане после каждого посещения туалета совершают омовение. В-третьих, поскольку Россия - это все-таки христианская страна, очень часто уроки детского творчества переплетаются с религиозной христианской традицией - детишки раскрашивают яйца на пасху или рисуют сцены рождества Иисуса. При всем уважении к другим религиям, мусульманину не дозволяется следовать другим религиозным обрядам. И, конечно, лучше оградить подрастающего мусульманина от такого несовпадения духовных традиций. Что же может стать компромиссом в такой ситуации? Одна моя знакомая сама устроилась нянечкой в детский сад и работала там до тех пор, пока оба ее ребенка не доросли до школьного возраста. У нее была возможность и контролировать спорные моменты, и способствовать полноценному развитию детишек. Но тут уже каждой маме самой решать, подходит ли ей этот вариант. Еще одной альтернативой, на мой взгляд, могут стать мини- садики. Как правило, с воспитателем и с няней в таких группах можно договориться о том, что допустимо для вашего ребенка, а что - нет.

Но, как уже отмечалось, идеальным вариантом для воспитания ребенка-мусульманина является домашнее. Если вы в состоянии объяснить ребенку вопросы веры в доступной для него форме - отлично. А если ваши знания недостаточны, некоторые моменты являются для вас непонятными - можно обратиться в мечеть или в воскресную школу при мечети. Обычно, на таких курсах занимаются всей семьей, но есть специальные группы и для самых маленьких.

Воспитание в семье предполагает, что малышу (до семи лет) последовательно и в доступной форме объясняют основы веры. И, конечно, в таком возрасте необходим пример для подражания. Если для родителей важно, чтобы их ребенок вырос мусульманином, они должны сами придерживаться норм ислама. Соблюдение традиций и обрядов, следование этическим исламским нормам - это лучшее, что могут дать ребенку родители-мусульмане. В возрасте от 10 лет, согласно заветам пророка Мухаммада, нужно приобщать детей к молитве. В этом возрасте нужно не только информировать ребенка о канонах веры, но и разъяснять их сакральный смысл. Как и в любой семье, очень важно не потерять доверие ребенка, авторитет. Праведный путь - непростой выбор даже для взрослого человека. А формирующаяся личность находится в еще больших сомнениях. Родители должны быть компетентны в тех вопросах, которые ставит перед ними ребенок, а если готового ответа нет, не должны бояться признаться в этом, предлагая вместе выяснить истину, обращаясь к первоисточникам.

Также очень важно вырастить полноценную личность, интегрированную в общество. Но тут точки зрения родителей мусульман разделяются. Одни, опасаясь неблагоприятного влияния и воздействия вольных нравов, стремятся, чтобы дети росли в исключительно исламском окружении, обучались в мусульманской школе, общались с единоверцами. Другие отмечают, что такие <тепличные условия> могут в будущем навредить маленькому мусульманину, когда выяснится, что ребенок не знает, как вести себя вне исламской среды, не готов к диалогу с немусульманами и к пропаганде исламских ценностей. Мусульманские дети - это часть общества, необходимо прививать им гордость своей верой и уважение к последователям других религий. Ведь сказал пророк Мухаммад: "Нет принуждения в религии".

Подростковый возраст - это пора проблем. Если же говорить о внутрисемейных отношениях, то необходимо заметить, что 14-летний мусульманин уже обладает правом голоса в своей семье. Конечно, его мнение не всегда будет последним - окончательное решение принимают все-таки родители, и в идеале ребенок с уважением к этому относится. В этом возрасте подрастающему человечку с муками идентификации необходим круг друзей-единоверцев. Задача родителей помочь в создании такого круга. Как? Очень просто - достаточно брать своих детей на пятничную коллективную молитву. Но не стоит что-то навязывать ребенку, диктовать ему свои условия. Уважение к старшим - это правило ислама, которым нельзя злоупотреблять. Только указывать и требовать безоговорочного послушания - это не исламский метод воспитания, это чисто восточные традиции, которые, к сожалению, приводят к самым нежелательным результатам.

Конечно, исламское воспитание имеет свои особенности по ряду причин. Но, как и в любой семье, родители-мусульмане должны быть друзьями своим детям. Наверное, нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином. Пророк Мухаммад сказал: "Самое ценное, что может дать отец своему ребенку - это хорошее воспитание". А это означает, что миллионы последователей ислама на планете Земля ответственно относятся к тому, как воспитываются их дети.

Нурзида Бенсгиер

У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно Муснаду ибн Ханбаля, "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными мусульманами. Отправка детей в Исламскую Школу является хоть и важной, но незначительной частью Исламского обучения. Основной "институт воспитания" у народов ислама для каждого ребенка это прежде всего его семья, и основными "профессорами" являются его родители .

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это еще раз доказывает уважительное отношение к женщине-матери.

О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6) .

Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).

Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок .

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания учитываются следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре" - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: "Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый". Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка

Всевышний говорит: "Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай" (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

  • 6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".
  • 7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком .

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы основные традиции исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.



Публикации по теме