Характеристика простаковой с примерами. Характеристика и образ простаковой в комедии недоросль фонвизина сочинение

Наиболее выдающимися в группе действующих лиц этой комедии, как по месту, занимаемому в комедии, так и по художественным достоинствам обработки являются Простакова и Митрофанушка. Какова же характеристика Простаковой в комедии "Недоросль"? Давайте разберемся.

Простакова во все время действия остается живой и вполне реальной личностью. Хотя в ее репликах проскальзывает некоторая карикатурность и утрировка, но резкость того и другого значительно сглажена в сравнении с комедией «Бригадир». Художественность этого типа сильно способствует и силе сатирического элемента. Простакова, прежде всего, является крайне грубой и некультурной личностью, и поэтому, как всегда у таких людей, у нее часты резкие переходы от дикого самодурства к лести и самоунижению, от животного, грубого страха к такой же грубой, животной радости.

Задумав выдать Софью за своего брата Скотинина, она не только не считает нужным спросить ее согласия, но даже предупредить не желает, находя, что это будет слишком много чести для нее: «…она может еще подумать, что мы ей докладываемся», и тут же добавляет, что она любит, чтобы и чужие ее слушались. Когда Софья говорит, что получила письмо от своего дяди Стародума, считавшегося умершим, она грубо оскорбляет Софью, не веря ей, отнимая письмо и не доверяя ей даже прочесть его. «Как не умирал?» — говорит она в комичном испуге. Но вслед за этим, когда известие подтверждается, и вдобавок еще оказывается, что он богат и своей наследницей делает Софью, отношение Простаковой резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка, поздравляю, душа моя!» — восклицает она, бросаясь на шею Софье.

В последнем действии, когда попытка увезти Софью не удалась и Правдин грозит ей судом, она в животном страхе бросается на колени: «Батюшки, виновата!», но когда Стародум прощает ее, она моментально вскакивает и в дикой радости восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям своим людям» Уже из последних слов видно, как живется крепостным у такой госпожи, как Простакова.

Своих крестьян она разорила в конец. Характеристика Простаковой должна быть дополнена и тем, что с мужем она обращается не лучше, и он находится у нее в полном подчинении. Степень его обезличенья лучше всего выражают его же слова: «При твоих глазах мои ничего не видят». Ко всякому просвещению, даже к простой грамотности Простакова относится с враждебной недоверчивостью, питает к ней инстинктивную неприязнь. Она сама воспитывалась в среде, враждебной всякому знанию. Сама она ничему не училась и Митрофанушку учит с неохотой, скрепя сердце, подчиняясь требованию века. Учит она его только для виду, обманывая себя и, главным образом, других, ив глубине души отлично сознает, что он круглый неуч. В третьем действии она его уговаривает поучиться «для виду». Точно так же для виду она устраивает и экзамен перед Стародумом. Отлично сознавая полную несостоятельность сына в науках, она пытается прикрыть это грубыми уловками и выходками, как, например, против географии, или вроде фразы: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

В конце последнего действия, когда хитрить уже больше не приходится, она прямо говорит Кутейкину: «Да, коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?» В том, что ее сын ничему не выучился, разумеется, виновата, прежде всего, Простакова, во-первых, тем, что постоянно внушала ему отвращение к учению, во-вторых, тем, что и во время самых уроков постоянно вмешивалась, не давая ему учиться. С ее идеалами человеческой жизни, с единственным понятным ей стремлением «на покой» вполне гармонирует и ее любовь к Митрофанушке, чисто животная любовь к своему детенышу. Слово "воспитание" в те времена в среде Простаковых и Скотининых было равнозначно слову питание. И в этом смысле она очень заботилась о воспитании Митрофанушки. Она бранит Еремеевну за то, что она не дает ему шестой булочки, беспокоится, когда он обкушался и захворал, вступает в рукопашную с братом за то, что тот пригрозил Митрофанушке, но дальше ее заботы не идут и над умственным и нравственным воспитанием сына она совсем не задумывается. Вообще, духовная сторона человеческой природы для нее совершенно отсутствует. Такова, вкратце, характеристика Простаковой в комедии "Недоросль".

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, одна из главных героев комедии. Она родилась в семье с большим количеством детей, но из них выжили только она и её брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но он был до того жадный, что в один день умер лёжа на сундуке, который был полностью набит золотыми монетами. Простакова и её брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.

Фонвизин говорит о Простаковой, как о диком животном, которое способно "сделать плохо другим", об этом и говорит её девичья фамилия – та же, что и у её брата – Скотинина. Она грубо относится к своим крестьянам, кроме того, она отобрала у них всё, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и её муж. Простакова относится как к слуге, заставляя его ей подчиняться, для неё его мнение ничего не значит и она помыкает им так, как хочет, считая себя – хозяйкой этого поместья.

У неё есть единственное сокровище – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственное счастье для Простаковой – это благополучие её сыночка, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и верит в то, что учёба вредна и даже опасна для здоровья, она всё же нанимает ему иностранных учителей, считая это "модным".

Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, няню Митрофанушки – Еремеевну она обвиняет в жадности из-за того, что та беспокоится о переедании Митрофана булочек за обедом. А Тришку она называет "мошенником" только из-за того, что тот сшил кафтан её сыночку не по размеру.

К Стародуму она обращается с лестью, так как он обладал большой суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить своего Митрофанушку на ней. Но из-за её корысти и жадности все её планы рухнули, и она осталась ни с чем.

Таким образом, в течение всей жизни, характер Простаковой изуродовался. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайней невежественностью, жадностью и неблагодарностью. Её родители не дали ни ей, ни её брату хорошего воспитания и не заложили в её душу никаких хороших качеств. Но сильнее всего на неё действовали условия крепостного права - она была полноправной владелицей крепостных крестьян. Она не следовала никаким правилам и осознавала свою полную власть над всеми, поэтому она превратилась в "бесчеловечную госпожу-тирана".

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от её несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет. И когда ей делают замечание (почти судят уже) она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно,что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли. То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но «слить» негатив ведь нужно на кого-то. И это её бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеётся, типа, разве нужно на это учиться.

Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.

Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.

Она гордится даже тем, что её ничему не учили в своё время. Считает,что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что «ребеночку» нужно дать хорошее (видимое) образование.

Любит она только своего сына – Митрофанушку. Слепой материнской любовью. Сынок всем хорош: и умный, и образованный, и добрый... Но всё, на самом деле, не так! И в итоге, избалованный Митрофанушка готов от матери родной отказаться. Вот самый страшный удар для неё. Она всё делала для этого мальчишки, а он – предатель. В принципе, ведёт он себя так, как и она сама.

Образ, характеристика Простаковой в комедии Недоросль

Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.

Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется - себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.

И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.

Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.

В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.

Комедия Фонвизина «Недоросль» - одно из классических произведений, без которых нельзя рассматривать традиции социальной комедии и сатиры в русской литературе вообще. Автор умело изображает типичных персонажей глубинки, закостенелых, грубых, необразованных, однако носящих важные титулы и гордящихся собственным дворянством.

Немаловажную роль в отражении авторской позиции и всей мысли произведения играет такой характерный персонаж как Госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится горячо любимый сын, а также не слишком любящий муж, который попросту не смеет возражать властной жене. Она фактически недалёкая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом, социальном процветании своей семьи. Ей, очевидно, не хватает как образования, так и банального воспитания и такта, однако, этот персонаж не лишен сильных чувств, и совсем не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты персонажа понять не так сложно, они прописываются Фонвизином вполне ясно, поскольку сама Простакова не является ни личностью загадочной, ни дамой слишком глубокой по своему внутреннему содержанию. С одно стороны, она жестока и беспощадна, она готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она наполнена любовью к своему сыну настолько, что не хочет замечать его очевиднейших недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного героя.

К основным чертам героини также можно отнести злонравие, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна происходящим вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и общественно устройства, даже политики и экономики на столько, насколько она способна вообще их понять.

Еще одна важная черта этого героя - ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие любого развития - залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачи повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить своего ребенка от этих зловредных наук.

Именно таков ее психологический портрет: типичное сознание властной помещицы с годами буквально «убило» в ней все человеческое. Только жажда власти движет ею, и даже хорошие чувства превращаются в нечто негативное: любовь к мужу превращается в повелевание, нежность к сыну - в гиперопеку. Мелкие, но значимые черты, автор прорисовывает через детали, к примеру, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простакова - центральный образ в комедии, вокруг которого закручивается сразу несколько сюжетных линий. Однако намного важнее то, что она воплощает в себе все старое помещичество, которое и высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова играет опять же центральную роль, показывает основную мысль автора именно через социальную гибель этой «зловредной фурии». Ей неминуемо пришел конец, как и всему строю мещанского общества. На протяжении всей комедии Простакова и есть воплощение мещанских порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии вырисовывает все черты, которые ему так ненавистны в современном ему обществе. Госпожа не считает своих крепостных людьми, они для нее только бездушные и не слишком умные машины для исполнения поручений. Они обязаны терпеть от нее любые наказания по поводу и без него. В ее глазах такие люди просто не могут иметь добрых намерений и нуждаются в «ежовых рукавицах».

Интересы и чувства других людей она не считает чем-то важным. Без обмана и хитрости эта женщина не сможет устроить свое будущее, а это тупиковый путь развития, именно поэтому он и приводит к такому трагичному финалу. Лишение в конце Простаковой ее деревни - это прямая отсылка автора к печальному концу всего мещанства, которое должно за свои преступления лишиться всякой собственности. При этом будущее государства, по мнению Фонвизина, остается за такими персонажами и классами как Софья и Милан.

Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова. Простакова была не воспитана и необразованна. Она, как и все невежды, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина.

Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, и он не подошёл. То она сказала Митрофану: «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовёшься».

В этой реплике я увидел грубое и пренебрежительное отношение Прстаковой к своему мужу. Но несмотря на такое отношение к Простакову, она никогда не ругала своего сына. Митрофан был избалован, потому что мать всё ему позволяла, защищала его даже тогда, когда он был не прав. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.

В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Заключительная сцена, в которой Простакову покидает даже Митрован, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание. Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя»- портной Тришка; «бестия», «каналья»- нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). Но при этом она нисколько не беспокоится о воспитании сыночка («Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…

Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.

Не учись этой дурацкой науке! »). Неудивительно, что Митрофанушка вырос таким избалованным и неотесанным В пьесе присутствует еще один отрицательный герой- брат Простаковой - Скотин. Он, как и сестра жестокий и самовлюбленный.

Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотина, лишенного каких бы то ни было достоинств. (« Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч своего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то и сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».) Невежество, скотоподобие Скотина и Простаковой делают их пороки откровенными.

Эти люди видны как на ладони, им свою животность прикрыть нечем, да они и не считают нужным это делать. Их мир хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными. Комедия Фонвизина "Недоросль" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.

"То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях". Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой.

Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "дуйленька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя», "милости просим". Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне.

В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

  • - Один ты остался у меня.
  • - Да отвяжись...
  • - Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка". Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который "малую то лику арихметике маракует", грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом. Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться. Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Мигрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. "Я и своих поросят завести хочу". "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын. если..." Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рассужение"". Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, "старая хрычовка", "гарнизонная крыса". Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям. Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя. Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи. Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом вывод

Образ Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Простакова-одна из главных персонажей "Недоросля". Ни одно событие, происходящие в комедии, не проходит без её участия. Само положение хозяйки дома обязывает её к этому,

Кто же такая Простакова? Дворянка,живёт в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика.Она хозяйка дома и держит всё под своим контролем- от хозяйственных мелочей до собственного мужа, который ни в чём не осмеливается ей перечить.

Простакова неграмотная и необразованная и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека.Понятия совесть и честность не знакомы героине.Простакова стремиться выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану,который является главной отрадой Простаковой,образование,достойное дворянина,нанимает ему учителя-немца.Но делает она это только из-за столичной моды и не заботиться о том,как и чему будет научен её сын.

Главное для Простаковой-её собственное благополучие и благополучие её сына.Она пойдёт на любой обман и подлость,используя все хитрости и уловки,только чтобы не потерять своё благосостояние.Она живет по своим устоявшимся принципам,главный из которых-беспринципность.

В образе Простаковой отражены двуличие,тупая бесчеловечная власть и невежество-все те качества,которые были присуще русским помещикам восемнадцатого века и выставленные на осмеяние в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".



Публикации по теме