История колядок кратко. Рождественские колядки: тексты, песни, обычаи

В России 7 января празднуют Рождество Христово, день этот начинается с наведения идеального порядка в доме. Затем все вместе готовят Святой ужин из 12-ти блюд, по числу святых апостолов. К ужину приступают после захода Солнца, причем отведать праздничную еду необходимо от всех 12-ти блюд. После Святого ужина начинаются двенадцатидневные святые дни — Святки и колядки . Так что же такое колядки?

История возникновения колядок

Коляда — в дохристианские времена являлся влиятельным божеством. В его честь устраивались игрища, считалось, что он дарит людям веселье, потому его призывали-кликали в зимние праздники ватаги молодежи на улицах.

Примерно в 1684 году вышел патриарший запрет на поклонение Коляде , а так как праздник приходился на время, когда день начинал прибавляться, постепенно изменилось и толкование самого слова.

Латинское слово <коло> означало первый день месяца, у славян оно трактовалось как — колесо, напоминающее форму Солнца. Видимо отсюда и возникло новое значение этого слова.

<Коляда> — <Солнце-младенец>, празднование зимнего солнцеворота у славян. Именно с этого дня хоть на воробьиный шаг, но зато каждый следующий день был длиннее предыдущего, наступали святые дни — <Святки >.

В первый день святок проводились <святочные ряженья >. Обычно молодежь и дети наряжались в <хари> (на лицо одевали маски). Самыми <ходовыми> были наряды медведей, коз, коней, коров, цыган, горбунов. Ряженые ходили по домам и пели песни, прославляющие <Коляду>, который несет всем живущим в селении благо. Вот именно эти песни и назывались <колядками>.

В <колядках> славили хозяев, желали благополучия их дому и всем домочадцам, взамен же требовали подарки. Если хозяева дома, у которого ряженные давали такое представление, скупились, то <колядки> становились насмешливыми, злыми, иногда сулили разорение этому дому.

Особенно широко <колядки> распространены у украинцев, в меньшей степени у белорусов, а у русских людей они достаточно редки. Русские заменяют их величальными <славильными> песнями и <виршеваниями> (чтением стихов) на все <Святки>.
Христианское название <Коляды> — <Святки>.


Святочное ряжение

Святки хороши для всех возрастов. Утро, как правило, время детей. Дети и подростки ходили со звездой по домам и пели <славильные> песни. Звезда была сделана из бумаги и раскрашена красками. Она закреплялась на палке и подсвечивалась свечой. За <славильные> песни дети получали подарки: деньги и пироги. Деньги в чашку получал сборщик, а пироги собирались в специальный плетеный <кузов> с крышкой. Позже все заработанное делилось между всеми участниками-славильщиками.

После полудня наступало время взрослых. В этом ритуале обязаны были участвовать абсолютно все сословия.

Например, московское <славление> начиналось с выхода из кремля двух барабанщиков, они выдавали мощную барабанную дробь. Следом в роскошных санях выезжал царь, князья, бояре и придворные. Они без разбора входили в любой дом, поздравляли хозяев и пели <славильные> песни. Хозяин был обязан царю преподнести деньги, а всех остальных обязательно угостить. За уклонение от этого обряда виновных наказывали плетями.

В деревнях выбирались парни-распорядители. Они устраивали — <складчину> и на собранные деньги нанимали у кого-то из местных жителей на все время святок просторную, вместительную избу. Они же отвечали за ее отопление и освещение. В <складчине>, как правило, принимали участие все, кто желал: молодые и взрослые, женатые и холостые, пожилые и старые, дети-подростки. С детей брали половину от суммы платы взрослых.

В сумерки изба очень быстро наполнялась молодежью, взрослыми, стариками и ребятишками. Появлялись балалаечники, гармонисты и даже скрипачи. По сути, начинался костюмированный деревенский святочный <бал-маскарад>. Непременным развлечением на этом <балу> было <переряживание>. Ряженые веселили собравшуюся публику передразниваниями, каламбурами, шутками.

Самым любимым персонажем был медведь, как правило, медведь показывал, как бабы по воду ходят, как ребятишки воруют с огорода горох да бобы, как <девки> в <зеркала смотрятся> и, что они там увидеть могут. Медведь при этом направо и налево раздавал <тумаки> мужикам и весьма скареобразно приставал к молодым <девкам>, отпуская <соленые> шуточки.
Вторым по популярности персонажем был <журав> (прототип журавля). Высокий парень набрасывал на себя вывернутую мехом вверх шубу, в один из рукавов продевал палку с крюком на конце (это клюв), другой рукав изображал хвост птицы. Клювом-палкой парень <докучал> (бил) в основном молодым девушкам, те либо с визгом пытались сбежать, либо давали выкуп птице, чтоб не приставала. Выкуп: орехи, конфеты, пряники бросались на землю и пока <журав> все их не подберет, он к <девкам не вяжется>. Более всего этот ряженый нравился ребятишкам, так как они активно помогали <жураву> собрать гостинцы, которыми он щедро с ними делился.

Иногда в избу на игрища приходили парни и <девки> с других деревень. Буквально через пару минут вслед за ними туда же с кривляньями, завываниями, дикими криками и корзинами снега пополам с сажей и вениками врывались <кикиморы>.

<Кикимор> изображали местные парни, после прихода нежелательных гостей они выскакивали в <сенцы> (что-то типа летней веранды), набрасывали на себя заранее приготовленные лохмотья, вместо головных уборов надевали глиняные горшки, повязанные тряпками (головной платок), хватали веники, корзины со смесью сажи и снега и забегали вновь в избу. <Кикиморы> окунали веники в свои корзины, затем этими жутко-грязными вениками старались как можно больше <угостить> чужих парней, <девок> не трогали. Иногда это действо переходило в нешуточное сражение, вплоть до драки. Но, как правило, гости давали хороший выкуп и веселились дальше вместе с аборигенами.

<Святки> длятся долго и поэтому кроме песен, танцев и ряженных требовались и другие развлечения. В деревенских игровых избах иногда давались настоящие представления.
К ним тщательно готовились, но, как правило, все происходило экспромтом. В один из святочных дней, обычно пятый или седьмой парни распорядители видя, что всем уже порядком надоели песни и пляски объявляли о прибытии в деревню строгой проверочной ревизии.

В избу, чинно входили какие — то не очень знакомые личности. Одеты они были только в одни полушубки, сделанные похожими на фраки. У первого — ревизора в руках была швабра (посох), следующий — писарь нес горшок с сажей, разведенной водой и палкой (чернильница с ручкой), третий — секретарь нес бересту (бумагу) еще с ними были пара <чиновников>.

Вся компания важно рассаживалась в переднем углу. По сигналу ревизора — взмаху шваброй — приступали к ревизии. <Чиновники> хватали из толпы девушек, секретарь задавал вопросы, писарь <марал> палкой бересту — вел протокол. Виновным назначались наказания за их прегрешения в течение года минувшего.

Все наказания, к удовольствию толпы, исполнялись немедленно. Весь смысл заключался в вопросах. А так как жизнь деревни у всех была на виду, то ревизии подвергались девушки, у которых было что утаивать от соседей. Надо ли говорить, что при умелом ведении допроса полный <аншлаг> был обеспечен. Иногда результаты такой ревизии помнили весь год, вплоть до проведения следующей.

Святочные гадания

А еще в <Святки> гадали. Самым подходящим для гадания временем считалась дата 13 января <Васильев вечер>. Верили и до сих пор верят в то, что святочные гадания на <Васильев вечер> всегда сбываются. Что бы в этот вечер по гаданию не вышло — оно и сбудется, причем сбудется обязательно.

На <Васильев вечер> много чудес происходит. Ведьмы крадут месяц, устраивают затмение и летят на шабаш с нечистой силой. Там и начинаются бесовские потехи, нечистая сила прилетает на землю и впотьмах ловит христиан в свои бесовские сети.

А еще в этот поистине волшебный день в старину старались определить погоду на будущий год. Для этого, вечером, самый старший член семьи брал луковицу и резал ее пополам. Выбирал из луковицы 12 <чашечек>, по числу месяцев в году, расставлял их рядком на подоконнике, ближе к раме и сыпал в них соль — до половины. После этого слева направо давал чашечкам названия месяцев, начиная с января. После чего загадывал, какой месяц в году будет более дождливым, а кокой менее.

Утром все вместе смотрели, где соли растаяло больше, где меньше, а где соль вся осталась, записывали, какие месяцы будут дождливыми, а какие сухими.

7 января мы будем отмечать . В народе на этот праздник было принято колядовать. Давайте вместе узнаем, что такое колядки на Рождество.

Колядки на Рождество

Колядки — это хвалебные песни в честь бога Коляды. Давным давно, когда наши с вами предки были ещё язычниками, они верили в разных богов, среди которых был Коляда. Считалось, что он сын Даждьбога — божества Солнца. В древние славяне верили, что старое солнце меняется на молодое. Тогда и праздновали день рождения Коляды, для которого сочинили специальные песни. Они и получили потом название колядок. Люди, которые наряжались в костюмы животных, ходили по домам и пели эти песни, назывались колядующие. За исполнение колядок хозяева одаривали их едой или деньгами, чтобы задобрить, иначе колядующие могли устроить какую-нибудь пакость.

После распространения христианской религии обряд колядования стал приурочен к Рождеству.

Рождественские колядки


Рождественские колядки — это песни в честь рождения Иисуса Христа. Современные колядующие также ходят ряженые по домам, только теперь они поют колядки в честь Бога, поздравляют хозяев с этим праздником, желают им здоровья, благополучия и богатого урожая. Взамен, как и раньше, получают подарки: деньги или еду.

Считается, чем щедрее будут хозяева дома, тем успешнее будет для них год.

Колядовать начинают с появлением на небе первой звезды: она символизирует собой Вифлеемскую, которая указала на место рождения Иисуса Христа древним волхвам. Собирается компания, все одевают костюмы и маски животных, впереди идущий несёт на шесте восьмиконечную звезду — символ Рождества. Есть также должность звонаря — тот, кто звонит в колокольчик и таким образом предупреждает о приближении колядующих. Постучав в дом и поздоровавшись с хозяевами, колядующие спрашивают разрешения, и только потом начинают петь рождественские колядки. За это получают подарки, которые складываются в специальный мешок. Носит его мехоноша.

Тексты рождественских колядок могут быть как готовыми, взятыми из книг, или собственного сочинения. Главное, рифма, простой мотив и звонкий голос. Часто поют такую рождественскую колядку:

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай Бог тому, кто в этом дому,
Всем людям добра желаем.
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья,
Маслица коровьего.

Есть и детские рождественские колядки , например:

Бом-бом-бом,
В ворота мы ваши бьем!
Мы пришли вам счастье дать,
Будем здесь колядовать!
Поскорее к нам идите,
Угощения несите!
Ждем печенья, ждем конфет,
Желаем счастья на сто лет!

Можно просто включить запись рождественских колядок, например, на телефоне, и подпевать. Главное позитивный настрой и желание повеселиться. Колядовать ходят с Рождества до Крещения (с 6 по 19 января).

В старину зима была временем, когда вся работа на полях уже сделана, запасы приготовлены, остается только ждать новогодних и рождественских праздников с их прелестями: украшение елки всей семьей, святочные гадания, приготовление двенадцати блюд на Рождество и многое другое. Но не стоит забывать об еще одном старинном обряде, который люди чтят и по сей день: в Рождество собираться группами, наряжаться в разные тематические костюмы, ходить от дома к дому и колядовать!

Какова же история праздника коляды?

В обряде пения рождественских колядок совмещенные старые языческие традиции и новые христианские. Стародавние славяне верили и прославляли бога Коляду, поэтому каждое Рождество с 6го по 7е января колядовали целыми семьями.

А вот и сама легенда: в день зимнего солнцестояния, согласно поверью, Солнце съедал змей Коротун, но, чтобы люди не остались без света и тепла, добрая богиня Коляда в водах Днепра рожала новое Светило, маленького Божича. Далее, нужно было всеми силами защищать новое солнце от злых сил. Поэтому, люди ходили из дома в дом с изображением земного Светила и передавали им эту счастливую весть. С появлением первой звезды на небе, звали хозяина дома и пели ему восхваляющие песни. Они и стали называться колядками.

Когда начинаются колядки?

Теперь колядки поют в Рождественскую ночь (с шестого на седьмое января). Как только на небе появляется первая звезда – все садятся за стол славить рождение Христа. Когда первая ложка праздничной кути опробована – праздник только начинается! Самое время идти колядовать. Особенно любят эту традицию жители маленьких городов и сел, ведь там люди знают друг друга и ждут знакомых с гостинцами.

Как правильно колядовать на Рождество?

Чтобы правильно колядовать, есть несколько правил и специальных атрибутов, без которых ритуал будет неполным.
В первую очередь нужно собрать компанию из нескольких человек и распределить их по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, которых хочет своему дому мира и процветания весь грядущий год, должен одарить колядующих дарами. Обычно колядующим дают сладости, но порой даже деньги.

Далее, приготовьте костюмы: козы (она считается символом плодородия и богатого урожая, на эту роль выбирают веселого парня, который будет задорно танцевать перед хозяевами и отгонять таким образом злых духов от дома), медведя, скоморохов, ангелов. Компания должны быть по возможности самой разнообразной!

Один из главных атрибутов ряженых – Звезда, ведь именно появление Вифлеемской звезды ознаменовало Рождество Христово. Для колядования звезду нужно сделать как можно заметней и ярче – закрепите ее на длинной палке, украсьте лентами, гирляндами и блестящей фольгой. Будет заметно всем издалека, что пришло время готовить дары.

В старину считалось, что чем больше лучей у звезды – тем счастливее будут пожелания. Также, ее зачастую украшали картинами с религиозными сюжетами, а посередине ставили свечки. Обычно, небольшие звездочки носили малыши, в то время как молодежь старалась сделать их более сложными: их Вифлеемская звезда крутилась вокруг своей оси, сверкала и была украшена лентами и косами самой тонкой работы.

По возможности нужно сделать также маленький вертеп – переносной кукольный театр с библейскими персонажами и рождественскими сюжетами легко можно сделать своими руками. Попросите у детей, для начала, фигурки животных.

Теперь главная часть – разучить рождественские колядки:

Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся,
Застеляйте столи, та все килимами, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А перший же празник: Рождество Христове, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А другий же празник: Василя Святого, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А третій же празник: Святя Водохреща, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился!".
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.

Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Как встречать колядующих?

В первую очередь с добрым сердцем и чистой душой, ведь люди приходят в ваш дом, чтобы пожелать счастья, благополучия и мира.

Помните, к вам могут прийти колядовать внезапно, поэтому накануне приготовьте угощение и мелкие деньги. Если дело обстоит в деревне – скорее всего, к вам наведаются ваши добрые друзья и знакомые, советуем присоединиться к ним!

Вот колядки, которые будет просто выучить:

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Візьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.

Тиха ніч, свята ніч!
Ясність б"є від зірниць.
Дитинонька Пресвята,
Така ясна, мов зоря,
Спочиває в тихім сні.
Тиха ніч, свята ніч!
Ой, зітри сльози з віч,
Бо Син Божий йде до нас,
Цілий світ любов"ю спас,
Вітай нам, святе Дитя!
Свята ніч настає,
Ясний блиск з неба б"є,
В людськім тілі Божий Син
Прийшов нині в Вифлеєм
Щоб спасти цілий світ.

О чем поется в колядках?

Большинство колядок – результат народного творчества, то есть они как никогда ярко и точно отражают быт и мировоззрение нашего народа. В рождественских песнях прослеживаются мотивы создания мира, описываются сюжеты сельского труда, казацкие походы и даже описывается время Киевской Руси.

Колядки также восхваляют человеческий труд, добро, справедливость и счастье.

Полина Андреенко
Беседа «Колядки на Святки». Знакомство старших дошкольников с русскими народными обычаями и традициям

Цель:

познакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям; подготовить к восприятию фольклорного праздника "Пришла Коляда - отворяй ворота".

Праздник Новый год, которого мы так долго ждали закончился, но настала череда других праздников – народных.

- Кто знает, что это за праздники?

Как говорили на Руси в старину, «Зима за морозы, а мы за праздники!».

Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни – священные праздники - Рождество и Крещение ). Длится он две недели. Святки делятся на три праздничных этапа. Первый 7 января – праздник Рождества Христова – святые вечера. Второй – Щедрый вечер, Старый Новый Год. Третий – Крещение, страшные вечера. Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями и праздничными угощеньями.

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Рождество у нас прошло, а праздник продолжается.

- А что же такое Рождество?

- У кого из вас в семье принято отмечать Рождество?

Это религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В станицах, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.

Парни и девчата рядились и группами ходили по домам поздравляли с праздником. Ряженые, так их называли, стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т. д.

Они без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

Желали наилучшего специальными песенками – колядками. Колядки (от латин. "календы" - название первого дня месяца у римлян) - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окном каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего, а хозяева одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Коляд-колядин,

Я иду к вам не один!

Тетушка добренька,

Дай кусочек сдобнинька,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

В сундучок монетку,

А в мешок конфетку!

- А какие колядки знаете вы?

На Рождество в древней Руси заходили в каждый дом и стучались. В те времена хозяйки тоже были разные. Если добрая хозяйка - последним куском хлеба поделится, а если злая - ничего не получишь, люди тоже разные бывают. По этому случаю напевали так:

«Ой, спасибо тебе хозяюшка на плохом подаянии,

Дай тебе бог подольше прожить,

да побольше нажить -

Вшей, мышей и тараканов из ушей».

Бывает так, что к одной и той же хозяйке приходят то одни, то другие колядующие и она должна всех одарить. Считалось, что если хозяйка ничего не дала, у нее в следующем году не будет урожая, корова не отелится, цыплята не вылупятся, поэтому хозяйки очень старались задобрить их подарками.

- А к вам, ребята, на праздники когда-нибудь приходили колядовать?

Ведь это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет. А еще есть обычай – коли ждет хозяин колядующих, он выставляет на окно зажженную свечу, вот и бежит молодежь на огонек – звонкие песенки петь да гостинцы просить.

На святки пришли не только колядки а и гадания тоже. Раньше гадали во все дни святок, но главным вечером для предсказаний был в Крещение. Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность. Даже было такое гадание: выйти на улицу снять валенок с ноги, да бросить за калитку: на какой дом валенок носом укажет, там суженый-ряженый и живет.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались Святки 19 января - на Крещение, считается, что в этот день бывают самые лютые морозы. На Крещение люди собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь – очиститься от грехов, избавиться от болезней.

- А у вас, ребята, в семье принято ходить на родник за крещенской водой?

Многие даже в этот день едут в церковь за освященной водой. Считается, что эта вода обладает исцеляющей и чудодейственной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется.

Колядки - это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка - рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки - рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки – колядуют все!

Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, - ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» - это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда - Курская область, Виноградие - Архангельская область и Русский Север, Таусень - Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, - но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января - дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, - все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» - специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп - театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп - это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел - исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки - это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.



Публикации по теме