Клейма на золотых изделиях 585 пробы. Пробы золота

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Добавить сайт в закладки

Именник в ювелирных изделиях России

Именником называют символ производителя, который ставится юридическим лицом либо ИП на произведенной ими продукции (или после осуществления реставрационных работ).

В нем скрыта информация о том, когда и кем украшение было произведено, а также сведения о госинспекции, в которой зафиксирован производитель.

С 2001 года первым символом в каждом именнике является заглавная русская буква. Тогда это была буква «А», в 2002, соответственно, «Б» и так далее.

Первая буква символизирует дату производства, следующая — символ инспекции, затем идут буквы как знак мастера.

В 1918 году на все серебряной продукции проставляется один именник, а именно [Платин Прибор].

С 1923 года в течение трех лет на все ювелирные изделия были нанесен именник [МЮТ].

1936 год ознаменовался началом применения собственных именников.

С 1986 года абсолютно все изготовители украшений (учреждения и ИП) должны наносить свои личные именники на производимых ими изделиях. Знаки проходят регистрацию и утверждение Министерством финансов нашей страны (Пробирной палатой). Каждый год все изготовители украшений фиксируются в списке российских производителей.

Все символы именника должны находиться в пределах одного контура. Внешний вид контура (единый для всех производителей) и буквы устанавливает госинспекция. Его отпечатки и пробы, как правило, находятся внутри колец, на застежке клипс, брошек и цепей, на ушке кулонов.

1953 год был ознаменован прибавлением к именникам всевозможных знаков (чисел, букв, точек на разных участках), благодаря которым можно правильно установить дату производства российских украшений. Например, 1985 год обозначается так: , а 2000 так: .

Профессионалам достаточно одного только взгляда на именник, чтобы понять, кем произведено украшение. Специалист всегда легко определит, что перед ним находится подделка. Изделие может быть подделкой, если на нем нет клейма. И его качество в таком случае, скорее всего, будет низким.

Регистрация именника

Госинспекция имеет полномочия регистрировать и перерегистрировать именники заводов, имеющие свои определенные адреса и привязанных к этой инспекции, т.к. существует территориальное разграничение.

Однако ФКУ «Пробирная палата России» может позволить госинспекции снабдить необходимыми документами производителя, не подпадающего территориально под ее влияние.

Для того чтобы зарегистрировать именник впервые или вторично, производитель должен привезти в гос.инспекцию ксерокопии свидетельства, карты постановки на учет, где прописаны такие виды работ, как изготовление украшений, починка часов и украшений, изготовление деталей для часов и их механизмов и самих часов.

За регистрацию и регулярную перерегистрацию клейма необходимо платить государственный налог.

Перерегистрация именника представляет собой официальное подтверждение какого-либо одного из элементов. Она осуществляется каждый год, и в нем шифруется дата.

Чтобы пройти эту процедуру, производитель российских украшений должен предоставить оттиски его рисунка, сделанные на полированной поверхности. Каждый оттиск именника ставится, если он будет наноситься разными способами (лазерным, электроискровым, а также механическим).

Если именник будет в плохом состоянии (неразборчивый шрифт, плохая поверхность, расплывчатость, несовпадение с эскизом и т. п.), госинспекция может отказаться проводить процедуру регистрации.

Когда именник становится неактуальным, от него нужно избавиться.

Если информация о юридическом лице либо ИП поменяется и это будет отражено в специальной карте, шифр будет по-прежнему в распоряжении производителя, но в некоторых случаях может аннулироваться и не использоваться до января следующего года.

О завершении работ, связанных с производством (реставрацией/починкой) ювелирных украшений, производители должны в кратчайшие сроки информировать госинспекцию.

Кто устанавливает стандарты для клейма?

Эта задача возложена на ФКУ «Пробирная палата России». Она может разрешить производство государственных проб, совмещенных с клеймами для того, чтобы наносить их масочным способом.

Именник содержится в государственном пробирном клейме. Кроме того, туда входит символ шифра ИПН, пробы, удостоверения. Они могут наноситься и вместе в едином контуре, и отдельно.

Из истории клейм

Зимой 1899 года был введен новый закон, регулирующий клеймение, и в российских городах стали использовать клеймо, на котором было изображено лицо девушки в кокошнике сбоку с левой стороны. Недалеко от этого изображения ставились первые буквы имени и фамилии управляющего пробирной территорией, а в некоторых случаях — числа золотниковой пробы.

В 1908 году в клеймо были внесены некоторые изменения. По всем пробирным территориям продолжали использоваться те же рисунки лица девушки, но теперь сюда добавились греческие буквы: разные для всех пробирных территорий. Проба осталась золотниковой.

В 1927 году лицо девушки заменили рисунком работника с молотком. Когда в российских городах стала использоваться метрическая система, появился новый метод, где шифровалось число тысячных долей драгоценного металла в сплаве: в клейме фиксируется шифр пробирной организации (греческая буква). Используется данная система и сегодня.

Летом 1958 года начали использоваться клейма, представляющие собой объемные серп и молот или звезду с пятью концами. Впервые начинают применять русскую букву вместо греческой.

В 1994 году в российских городах вступили в силу новые клейма, которые используются и по сегодняшний день. На них нарисовано лицо девушки в кокошнике сбоку с правой стороны. Шифр проставляется русской буквой. Существует около 20 пробирных инспекций, и у каждой из них собственная буква.

На сегодняшний день на всех российских украшениях должен быть отпечаток именника завода-производителя, зафиксированного в российской пробирной палате и клеймо, проставленное так, как это прописано в правилах клеймения ювелирных украшений. В отпечатке именника завода-производителя должно быть максимум 4 символа.

В документах, сопровождающих изделие, обычно бывает указан участок и метод нанесения.

Оттиски на продукции из золота и серебра проставляются в соответствии с требованиями Правил клеймения продукции. Отпечаток клейма должен быть разборчивым, четким, так, чтобы можно было без труда рассмотреть все его детали, как и контур рамки.

К браку не относятся:

  • смещение отпечатков клейма относительно отпечатка именника завода-производителя;
  • небольшое повреждение поверхности на участке отпечатка клейма.

В некоторых российских изделиях имеются вставки из дорогих камней, на которых тоже могут быть клейма. Заводы-изготовители бриллиантов клеймят камни.

Как прописано в «Правилах продажи отдельных видов товаров», все продающиеся ювелирные изделия (это касается ложек)

Для заполнения ярлыка используется типографский шрифт. Можно делать это синей либо черной ручкой. Таким образом, на каждом украшении должно быть клеймо, отпечаток именника завода-производителя и ярлык.должны быть оснащены ярлыком, содержащим реквизиты. Заполняет его завод-производитель либо торговое учреждение, ориентируясь на российский Отраслевой стандарт.

Современные стандарты

Именники и клейма на продукции из серебра

Для серебряных изделий предусмотрены золотниковая, метрическая и лотовая пробы. Если украшение произведено в конце позапрошлого и прошлом веке, клеймо будет золотниковым. Если же оно было сделано до конца позапрошлого века, то на него были нанесены римские числа, иначе говоря, лотовая проба.

Именники и клейма на деньгах и наградах

В 1997 году было принято решение клеймить все деньги (не участвующие в денежном обращении) и награды (не правительственные) в пробирной инспекции.

Именники и клейма на предметах, привозимых из стран СНГ

Все предметы, сделанные из дорогого сырья, привозимые в нашу страну из государств СНГ, произведенные до зимы 1992 года с отпечатками старых клейм, разрешено не клеймить заново. Их можно продавать в первоначальном виде. В том случае, если украшения произведены позже либо на них проставлены национальные клейма, то их необходимо клеймить заново.

Если украшение легкое либо дорого стоит, то выдается документ, где прописан вид сырья, проба, вес и прочие детали.

Именники и клейма на зарубежной продукции

Что касается украшений и ложек, которые привозят в нашу страну из-за границы, то на них обязательно нужно проставлять клейма заново. Для осуществления этой процедуры необходимы определенные сопроводительные бумаги.

Если на изделиях проставлено «gold-feld», можно не сомневаться, что они сделаны из сплава и покрыто золотом. Изготовитель прописывает пробу драгоценного металла и толщину его слоя. В том случае, если изделие, покрытое золотом, произведено на немецком заводе, то на нем пишется слово «Goldmult», что можно перевести как «нарисовано с помощью золота».

Методы проставления именников и клейм

  • Механический: отпечатки клейм проставляются на продукции с помощью ударов (для этого используется молоток или специальное оборудование для клеймения). Отпечатки ставятся и внутри, и снаружи. Кроме того, применяются подставки, совпадающие по форме с украшением;

Это самый популярный метод.

Плюсы: отпечатки разборчивые, качественные, сделаны на века.

Минусы: при клеймении украшение может пострадать (после удара молотка по нему его форма немного изменится).

  • Электро-искровой: отпечатки клейм проставляются на украшениях клеймами-электродами из меди с помощью специальной установки. Отпечаток получается с помощью искры. Все это делается в воде, под током;

Таким способом клеймится более 300 украшений за рабочий день.

Плюсы: отпечатки разборчивые, качественные, прослужат долго. Клейма таким способом можно проставлять на украшениях необычных форм, а также на полых изделиях.

Минусы: единственный недостаток заключается в том, что нужно дольше готовиться к проведению процедуры. Если на изделии есть даже малозаметные поры, неровности или недостатки литья, то такой способ уже недопустим.

  • Лазерный: производится на лазерной установке. Применяются клейма-маски. По краям клейма пунктирная линия. Украшение должно быть надлежащим образом подготовлено к процедуре.

Меньше четверти украшений клеймятся этим методом (более 500 украшений за рабочий день).

Плюсы: отпечатки разборчивые. Можно клеймить разные поверхности (выгнутые, вогнутые, плоские).

Скоро появится новый метод, основанный на применение пишущего лазера.

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Золото - любимый всеми и один из самых востребованных драгоценных материалов. В натуральном виде для производства украшений он применяется редко из-за своей хрупкости, подверженности деформации и высокой цены. Чтобы узнать состав, количество благородного металла и примесей, ювелиры 17 века придумали определение «проба». Какие есть пробы на золото, и чем они различаются, подробно рассмотрим в статье.

Определяемся с понятием

Соотношение всех составляющих, образовавших сплав, указывает на его индекс качества. К ним относятся золото, серебряная и медная составляющая. Законодательство Российской Федерации предполагает обязательное клеймирование всех спаек, включающих металлы, именуемые как драгоценные. На поверхности таких вещей отпечатывается специальный оттиск, указывающий процентное включение чистого вещества в произведенном сплаве. Его именуют пробой или клеймом.

Существует несколько определений стандартов в мире.

Лотовая система

Употребляется в ряде скандинавских стран и считается одной из первых общепринятых таблиц определения проб золота и обозначения части основного вещества. Максимальный показатель составляет 16 лотов и соответствует 99,99% чистого металла в привычной нам метрической системе. Далее, отметки опускаются на две позиции вниз до окончательной цифры 6, обозначающей 375 стандарт.

Золотниковая система

Впервые появилась в царской России, во время правления Петра I в 1798 году и образовалась благодаря бывшему тогда в обиходе фунту, который складывался из 96 золотников. Именно такая доля и соответствует нынешним 99%. Потом этот показатель изменялся до 36. На различных старинных ювелирных изделиях можно встретить цифры – 56, 72, 92, 96 соответствующие 585, 750, 958 и 999 обозначениям метрики. Чтобы золотниковое клеймо просчитать в каратном виде, достаточно значение разбить на 4.

Метрическая система

Метрическая – простой и понятный для нас вариант, четко указывающий чистый процент благородного металла. Самая низкая проба, ставящаяся на золотых изделиях, – 375. Это означает, что в составе 37% благородного металла. Далее следует 500-я, соответственно указывающая включение аурума и других примесей в пропорции ½. Наиболее популярна в обиходе 585-я, пришедшая на замену советской 583-ей. Затем идет не менее востребованная 750-я. Клеймо с цифрами 958 встречается крайне редко, а 999 – золото, почти не включающее примесей, которое применяется только для создания банковских слитков. В СССР был еще и цветовой стандарт. 375 имел розовый, темный оттенок, 583 – красный, а драгоценности, проштампованные 750 - были лимонные. В настоящее время по одному только оттенку нельзя с точностью назвать пробу.

Каратная система

Используется в Европе и в США. Стоит обратить внимание, что в данных регионах красное золото не востребовано, ювелирные украшения производят лимонно-желтыми, приближая их по оттенку к натуральному и белыми, с виду напоминающими платину, но значительно более демократичными по цене.

Если на территории России чистый металл – это без одной сотой 100%, то в каратной шкале исчисления ему соответствует обозначение 24к. Затем идет по убыванию от 23к, до 8к. Например, обозначение 18к говорит, что в 24 долях сплава включено 18 долей чистого золота.

Соотношение между системами проб золота
Метр ическая система проб
999 958 750 585 583 500 375
Каратная система проб
24 23 18 14 14 12 9
Доля чистого золота 99,9% 95,8% 75% 58,5% 58,3%
50% 37,5%

Чтобы легко перевести каратную пробу в метрическую можно воспользоваться формулой: каратная проба: 24 * 100

Со второй половины XVII века в царской России для клеймения использовалось обозначение двуглавого орла, при этом содержание самого материала колебалось от 80 до 83 % и соответствовало качеству импортированных монет, которые переплавляли для ювелирных потребностей. Нередко в интернете можно встретить фото, где видно, какими были пробы на золоте пару столетий назад.

С 1890 года изображение изменили на женщину в кокошнике. Затем, уже при советской власти, на смену пришел силуэт рабочего, позже замененный в 1957 всем известным серпом и молотом.


Внешний вид драгоценного клейма в государствах Востока представлен иероглифами, а в европейских – государственные гербы и символы городов, рядом с каратной пробой. Есть случаи, когда на продукте стоит две отметки, например, 925 и 375 – тогда это подразумевает информацию, что товар сделан из серебра 925 пробы и золота 375-й, причем второй, очень мало. Обычно это пластина или золотое напыление.

Клеймо можно нанести двумя методами: механическим оттиском и лазерным способом. Последний является сложным в исполнении и надежным, благодаря чему фальсификация изделий исключается практически стопроцентно.

Виды проб на золоте

Лигатура – это примеси к благородным металлам неблагородных. По сути это те компоненты сплава, которые определяют его свойства.Так благодаря различному составу золото приобретает оттенки не присущие чистому металлу, а именно: белый, желтый, даже зеленый, багряно-красный и необычные черный и вишневый. Перед покупкой дорогостоящего украшения, нужно сначала изучить, какие бывают стандарты качества и в чем их отличие. Далее рассмотрим все имеющиеся на данный момент категории:

  • 999. Это высочайший индекс, % примесей в котором 0,1. В изготовлении ювелирных товаров золото без примесей не используется, так как легко деформируется, имеет высокую стоимость и тусклый оттенок. Из чистого металла делают слитки на продажу профессиональным инвесторам и обеспеченным людям, которые хотят таким образом сохранить или приумножить свой капитал.

  • 958 проба обозначает очень мягкие украшения, не подверженные коррозии. Их оттенок лимонно-желтый максимально приближен к чистому веществу. Обычно из подобного сплава изготавливают обручальные кольца. Стоят они неоправданно дорого из-за большого содержания чистой доли. А кроме этого, ювелиры вынуждены производить массивные модели во избежание деформации хрупкой структуры.
  • 925. Клеймированию подвергают все металлы, именуемые драгоценными. Серебро не исключение. 925 проба несет информацию о том, что это качественный предмет, с использованием основного материала 92,5%. В качестве добавок уже много лет берут германий и кадмий, обеспечивающие поверхности стартовый глянцевый блеск и красоту.
  • 875. Такие украшения популярны и востребованы. Их чаще остальных пытались подделывать, заменяя 87,5% серебро свинцом и алюминием. Для придания идентичного вида, товар покрывали напылением серебра и выдавали его за высокопробный металл.
  • 750. Если условно разделить состав на 1000 частей, 750 из них будет составлять золото. Это самое большое соотношение, которое применяется в промышленных масштабах для изготовления многообразных ювелирных изделий. Добавки этого сплава представляют собой элементы таблицы Менделеева: серебро и медь в пропорции 1 к 4,3. 18-каратный состав широко применяется в восточных государствах для производства оригинальных женских и мужских аксессуаров. Он хорошо поддается обработке, но является довольно хрупким и требует аккуратного использования. Подобные изделия легко деформировать, поцарапать или повредить. В большинстве случае их используют, как «праздничные» варианты туалета.

  • 585 – учитывая все номера проб, какие бывают у золота, это самая распространенная для производства современных драгоценных украшений. Любой ювелирный магазин порадует разнообразием цепочек, колец, браслетов и других мелких товаров с клеймом 585. Ввиду популярности этого стандарта для массового использования и оценивания, чтобы оттиск было тяжелее подделать, его выполняют лазерным или электроискровым оборудованием.
  • 583. В СССР широко использовалось именно такое клеймо. Кстати сказать, после Второй мировой войны, в Европе использовать массово украшения в 14 карат. Если осуществить несложные вычисления: 14/24*1000, то получим значение 583. Из такого металла было изготовлено большинство обручальных колец с драгоценными и полудрагоценными камнями. Только начиная с 2000 года на территории Российской Федерации ввели 585 пробу, как основную, полностью исключив из производства советский прототип.
  • 500 – означает, что предмет в равных частях содержит аурум и лигатуру. В производстве такой сплав не используется, но он популярен среди частных мастеров и позволяет покупателям по достоинству оценить товары с оригинальным дизайном. Широко применяются за границей варианты данного образца для выпуска таких специфических вещей ежедневного использования, как портсигары, броши и запонки. В зависимости от пропорции того или иного элемента в составе, эти изделия меняют цвет от красного до зеленоватого.
  • Золотые украшения с показателем 385 уже содержат больше половины различных примесей. Красноватый оттенок получается при увеличенном количестве меди в составе, а серебро - придает белесый цвет. Чтобы металл лучше поддавался обработке, необходимо уменьшить температуру его плавления, для желтого она составляет 1080°С, для серебра – 1550, а для дорогостоящей платины 1780. Чтобы добиться требуемых показателей к составу добавляют железо.

  • 375 стоит последней в системе проб. Подобные изделия наиболее дешевы, благодаря низкому процентному содержанию благородного металла. Высокое количество меди и серебра неизбежно приводят к окислению и образованию темных пятен. Восстановить изначальный презентабельный вид потемневшей поверхности довольно трудно, особенно при наличии сложных резных деталей. Однако дешевое сырье позволяет массово выпускать востребованную доступную продукцию, которая пользуется спросом.

Самая популярная проба золота

Соизмеряя различные факторы, одним из которых является внешний вид, отзывы покупателей и общие рейтинги, было получено мнение, что оптимальными украшениями считаются изделия 585 образца. По внешним параметрам они не уступают 22- и 24-каратным аналогам, но стоят дешевле. Клеймо обычно гравируется на внутренней стороне поверхности. По праву первое место по выпуску подобных аксессуаров занимают итальянские умельцы.



В чем суть дополнительных символов

Поговорим о том, какие бывают пробы золота с буквами и какие дополнительные обозначения ставят на ювелирные изделия. Мастера прошлых веков не давали письменное сопровождение, удостоверяющее принадлежность к тому или иному металлу. Вместо этого, штамповалась выпуклая аббревиатура с именным знаком, определяющим кем выпущен товар. Заводы в настоящее время для обозначения своих изделий ставят дополнительное клеймо так называемый именник. Длина надписи строго ограничена 4 символами, первый из которых обозначает год выпуска. Вторая буква – место, где опломбировали драгоценный металл и последние две остаются для обозначения компании, частного ювелира, придумавших и реализовавших продукцию.

Итоги

Зная, какие пробы золота существуют, есть возможность, выбирая украшение, быстро оценить содержание в нем чистого металла и объективно определить стоимость. Находясь за границей, где применяются другие системы стандартов, легко, руководствуясь коэффициентами, перевести число в привычную для россиян метрическую форму.

Варианты 585 и 750 – наиболее удачные и популярные сочетания, так как содержат немного лигатуры, но достаточно для того, чтобы изделие сохраняло прочность и презентабельный внешний вид. Драгоценности с отметкой ниже 500 являются наиболее доступными по ценовой политике, но имеющими ряд недостатков.

Публикации по теме