Национальная одежда в Норвегии BUNAD. Перейти в раздел ""

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

Норвежские национальные свадебные костюмы покоряют своей самобытностью и оригинальность. Отличительная особенность этих костюмов – великолепные головные уборы, напоминающие короны сказочных принцесс. В нашем обзоре 25 фото из коллекции Norsk Folkemuseum, которые были сделаны в период 1870-1920 годов.



Национальный норвежский костюм - бюнад – поражает своей красотой и пользуется огромной популярностью в Норвегии и сегодня. Бюнады надевают в праздничные дни и рядовые граждане, и члены королевской семьи. Национальные костюмы передаются из поколения в поколение, а стоимость бюнада в полном комплекте может равняться стоимости нового авто.



В изданной в Норвегии в 2006 году «Энциклопедии норвежского национального костюма» представлено более 400 видов бюнадов, в том числе и свадебные бюнады. Главная особенностью свадебных национальных нарядов норвежских невест являются драгоценные короны, отдалённо напоминающие русские кокошники.



Свадебный традиционный головной убор для норвежских невест выглядел, как корона. В зависимости от материального положения семьи изготавливался головной убор из различных материалов – от соломы до золота и серебра.



Свадебные короны украшали различной формы подвесками, которые при ходьбе издавали нежный звон. Считалось, что эти звуки отгоняют от невесты темных духов.




По традиции невеста на собственной свадьбе должна была танцевать до тех пор, пока с головы не упадёт корона.



Вторая жизнь бюнадов началась в 1920-х годах. Тогда их после долгого перерыва норвежцы снова начали надевать на праздники и на свадьбы. У истоков движения по возвращению бюнадов стояли Клара Семб (Klara Semb) и Хюльда Гарборг (Hulda Garborg). Они восстанавливали национальные норвежские костюмы по акварельным зарисовкам и по гравюрам.

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад – одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!


МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

До позднего средневековья в Норвегии сохранялось удивительное многообразие форм и расцветок народной одежды. Едва ли не каждая горная провинция, отделенная от других хребтами, имела свой, отличный от других народный костюм. В позднем средневековье в Норвегию проник костюм общеевропейского типа, сначала в пригородные и прибрежные районы, а затем и в горные долины.

Как целый комплекс народный костюм уже столетие назад почти вышел из употребления. Но к концу прошлого века, когда в стране поднялось движение за возрождение норвежской старины, появились, в частности, вновь и старые местные типы сельской одежды - так называемый бунад (bunad ). Эта одежда, у женщин богато расцвеченная вышивками, отражающими, правда, стили и вкусы уже нового времени, стала современной праздничной сельской одеждой. Распространено несколько видов мужской народной одежды и до 150 вариантов женской одежды, причем ареал распространения этих видов охватывает юг и юго-запад Норвегии и они почти не встречаются в районах севернее Тронхейма.

В южной Норвегии и долинных районах Гюдбраннсдаля в летнее время в качестве праздничной мужской одежды носят короткие (до колен) штаны, красные свитеры, шерстяные чулки и толстые кожаные башмаки с пряжками.

В горных районах юго-западной Норвегии в праздники мужчины надевают костюм, напоминающий по своему виду комбезон. Это длинные суконные брюки, доходящие вверху до груди и удерживаемые сверху плечинами. Под комбинезон надевается белье, поверх него - рубашка, чаще всего белая, с широкими рукавами и узкими манжетами. Поверх рубашки и комбинезона носят цветной жилет, обычно красный с черной окантовкой по краям, с отложным воротником, а на него надевают светлую, чаще всего белую, суконную куртку со стоячим воротником, расшитым красно-зеленым растительным орнаментом. Так же расшито плечо вдоль проймы. Вся куртка по краям подрублена красной суконной полоской. Вероятно, в силу традиции и в городах детей дошкольного возраста одевают в цветные комбинезон- чики, а среди подростков комбинезон распространен в качестве будничного одеяния.

Среди бытующих теперь многочисленных форм женской праздничной одежды можно выделить два основных типа: костюм с сарафаном и костюм с юбкой. Однако обилие областных декоративных особенностей в каждом из этих типов настолько разнообразит варианты женских костюмов, что можно считать, что каждый фюлк, иногда даже каждая долина в южной Норвегии имеет свою совершенно своеобразную женскую праздничную одежду.

Современная повседневная одежда норвежцев мало отличается от костюмов горожан других стран Западной Европы. У норвежцев, как и у всех скандинавов, гораздо более, чем в других европейских странах, распространены шерстяные изделия: вязаные свитеры, джемперы, кофты, носки, чулки, шапочки.

Рабочие, крестьяне и рыбаки носят на работу шитую дратвой обувь из яловой или свиной кожи, которую обычно не мажут гуталином, а пропитывают жиром. Такую же обувь надевают на лыжные и туристские прогулки.

Своеобразен промысловый костюм рыбаков и китобоев - куртка и штаны из козьей или бараньей кожи. Нередко в качестве материала для рыбацкого костюма употребляют пропитанное олифой полотно, а для шляпы - брезент. На ноги натягивают высокие сапоги, на голову надевают круглую кожаную шляпу с широкими полями - зюйдвестку. Под верхней одеждой - шерстяное белье и свитер. У женщин, занятых на берегу на разделке рыбы, широко распространена в летнее время довольно легкая одежда: шорты, передник из непромокаемого материала, на ногах - туфли или ботинки, на верхней части тела нередко лишь бюстгалтер и косынка на голове. В прохладную погоду костюм дополняется брюками, блузкой с длинными рукавами и курткой из непромокаемого материала.

При работе в поле крестьяне покрывают голову шляпой и не носят ни куртки, ни блузы, а надевают рубаху, заправленную в брюки, с подтяжками поверх нее. Женщины работают в поле обычно с непокрытыми головами, платье прикрывают передниками. В будни же вне рабочего времени одежда крестьян мало отличается от одежды горожан, особенно рабочих, однако более, чем в городе, дополняется вязаными шерстяными изделиями: жилетами, шарфами, вязаными или ткаными поясами; женщины часто носят чепцы, нарядные передники с вышивкой, лентами или цветным бисером.

Пища

В будни норвежцы едят горячую пищу обычно два раза в день: до работы и после нее. Поэтому обед далеко не везде и не всегда оказывается основным временем еды. У крестьян, уходящих на полевые работы, главная еда - утром. У рыбаков, уходящих в море на ночь и день, главная еда - перед отплытием.

В городах и рыбачьих поселках обед обычно начинается мясным бульоном, а в сельских местностях - крупяным, мучным, картофельным, овощ- ным или рыбным супом.

Сладкие супы из фруктов - слив, яблок и груш - зачастую бывают третьим блюдом обеда. В качестве праздничного блюда едят молочный рисовый суп.

Одно из главных мест в меню норвежца занимает рыба. Такие виды рыбы, как треска и сельдь, дешевы и общедоступны. Наиболее распространенные рыбные блюда -вареная треска или соленая сельдь с картофельным гарниром, жареная треска, камбала или палтус, вареные креветки. Любимое национальное блюдо - клип- фикс. Это высушенная на скалах распластанная и обезглавленная треска. Ее берут с собой в дорогу рыбаки, пастухи и крестьяне. Едят рыбу также в копченом и вяленом виде. Дорогие сорта рыб, в частности лососина, осетрина и т. п., весьма редки на столе среднего норвежца.

В качестве второго блюда кроме рыбы едят мясные кушания (жаркое, шницели) или каши - ячневые, манные, овсяные. Это давние традиционные блюда. Пшеничная каша на сливках, так называемая флётегрёт (fL 0 tegr & t ), известна как одно из древнейших норвежских национальных кушаний. Оно распространено и в наши дни. Флетегрет - обязательное угощение у крестьян на свадьбе, обрядовый подарок роженице, основное блюдо при угощении соседей за помощь в хозяйстве.

Широко представлены в пище блюда из картофеля. Его едят вареным и жареным, как самостоятельное блюдо или в виде гарнира. Самым распространенным картофельным блюдом норвежцев является пюре с молоком. Едят также овощи и бобы.

Из жиров наиболее широко распространен сливочный маргарин. Сливочного масла рабочие и рыбаки потребляют меньше. Свиное сало едят в соленом виде с хлебом, на нем жарят картофель с луком, варят суп.

Широко представлены в пищевом рационе молочные продукты. С давних пор норвежский стол отличался разнообразием твердых вареных сыров, творога, брынзы. Особенно популярен сладкий козий сыр темно-кремового цвета. Чаще всего сыр едят с хлебом или булочкой, приготовленными в виде бутерброда. Стол норвежцев, как и других скандинавов, славится обилием различных бутербродов: с сырами, вареными и копчеными окороками, маслом, тушеным или вареным мясом, рыбьей икрой, медом, патокой, вареньем и т. д.

Из напитков излюбленный - кофе. Его пьют в завтрак, обед и ужин. Чай менее употребителен. Из хмельных напитков распространено пиво, которое в сельских местностях варят дома. В средние века был популярен хмельной напиток из меда - мет. Сейчас его иногда пьют на свадьбах в сельских местностях.

Хлеб в городской местности и для рыбацких поселков выпекают в пекарнях. Это кислый ржаной или пшенично-ржаной черный хлеб, а также белый пшеничный хлеб. Крестьяне пекут хлеб сами. Еще в конце прошлого века пекли исключительно пресный плоский хлеб в виде лепешек, нередко с отверстием посередине - флатбрёд (flatbed ). Тесто для флатбреда замешивали из ржаной или смешанной ржано-ячневой муки, иногда с добавлением овсяной или гороховой муки. Флатбред пекли на несколько месяцев. Хранили лепешки в кладовых нанизанными на шесте или на веревке. Такой хлеб брали с собой пастухи на сетеры, а крестьяне - на полевые работы. В наше время крестьяне, наряду с флатбредом, выпекают и кислый черный и белый подовый хлеб на несколько дней. Характерно для обоих видов норвежского хлеба - флатбреда и подового - примешивание в тесто аниса или тмина. Среди норвежцев и даже норвежек, особенно в городах, очень распространено курение табака. Курят сигареты, но среди рыбаков и крестьян популярны трубки.

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорны е празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад - это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.



Иные исследователи считают, что бюнад - это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад - одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr- «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет - специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!

МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Особой красотой отличаются бюнады невесты, потому что к ним «прилагалается» свадебная корона.

В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!

При обряде крещения и конфирмации / приобщение к церкви/ также приобретаются национальные костюмы для детей.

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

По материалам, взятым здесь:http://newwoman.ru/zamuzh122b.html
Оригинал поста здесь:http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post179162880/



Публикации по теме