План работы по ознакомлению с родным городом. Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом

Подготовительная группа

Воспитатель: Клименко Т.М.

ДАТА

ТЕМА

ОБЛАСТИ

сентябрь

Наша Родина в России

Р.Р.

Соц.ком.

ИЗО

Беседа «Имя города»,

октябрь

История города

Р.р

Чтение

С.К.р.

Худ.Деят

Беседа «История города»,

Ноябрь

Достопримечательности города 1(Грязелечебница, Питьевая галерея, Курортный парк)

Р.р.

П.р.

Чтение

С.К.р.

Худ.Деят.

Декабрь

Достопримечательности города 2 (Сан. Виктория, Механотерапия, Верхние ванны)

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город

Р.р.

П.р.

Чтение

С.К.р.

Экскурсия по городу «Достопримечательности города»,

Знакомство с символикой города Ессентуки»

Январь

Символика города

РР

Худ. Деят.

СКР

Знакомство с гербом города

Февраль

Известные люди города

РР

Худ. Деят.

СКР

Март

Предприятия родного города

РР

П.р.

Худ. Деят.

СКР

Д/И «Чей логотип»

Апрель

Вот моя улица

РР

Худ. Деят.

СКР

Прогулки по микрорайону

Май

Боевая слава города

ПР

СКР

ХУД ДЕЯТ

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с родным городом

ДАТА

ТЕМА

ОБЛАСТИ

СЕНТЯБРЬ

Наша родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том,что у наше города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него

Р.Р.

Соц.ком.

Беседа «Имя города»,

Чтение стихов о Ессентуках,

Рассматривание карты Ставропольского края

октябрь

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

Р.р

Чтение

С.К.

Беседа «История города»,

Чтение легенд о возникновении города,

Рассматривание открыток «Ессентуки»

Ноябрь

Достопримечательности города

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город

Экскурсия по городу «Достопримечательности города»,

Знакомство с символикой города Ессентуки»

Декабрь

Символика города

Цель: познакомить с символикой г. Ессентуки и Ставропольского края

Знакомство с гербом города

Знакомство с символикой г Ессентуки

Д/И «Сложи герб и флаг г. Ессентуки»

Январь

Известные люди города

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ессентуки, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

РР

Худ. Деят.

СКР

Беседа «Знаменитые земляки» (художники, писатели).

Рассматривание репродукций художников.

Февраль

Предприятия родного города

Цель: познакомить с санаториями г.Ессентуки, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям

Д/И «Чей логотип»

Д/И «Санатории г. Ессентуки»

Март

Апрель

Вот моя улица

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; Закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

Прогулки по микрорайону

Викторина «Знатоки родного города»

Май

Боевая слава города

Цель: Познакомить с памятными местами войны г. Ессентуки; воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ

ПР

СКР

ХУД ДЕЯТ

Экскурсия в парк Победы к Вечному огню

Изготовление поделок для ветеранов ВОВ


Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Дата

Тема

Сентябрь

Моя малая Родина

Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

Выставка детского рисунка «Мой любимый город»

История возникновения города

Изготовление альбома «Природа моего края»,

Оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»

Знакомство с гербом города

Изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

Знакомство с флагом, гербом и гимном России

Изготовление макета стеллы

Экскурсия по городу

Изготовление макета города,

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Они прославили наш город

Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

Беседа о важности труда всех людей

Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина)

Дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

Заучивание стихотворений о Кунгуре

Кунгур - спортивный

Спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

Выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Боевая слава города

Изготовление праздничных открыток,

Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) ,

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

Чтение стихов о Пермском крае,

Рассматривание географической карты

Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Мой город, дороже которого нет

Прогулки по городу Кунгуре,

Рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

Звание «Почетный гражданин»,

Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

Чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Изготовление коллажа «Гостиный двор»,

История возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Кунгура.

Чтение стихов о Родине,

Прослушивание песен,

Закрашивание изображения герба Кунгура

Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Кто такие саамы и где они живут

Посещение Краеведческого музея,

Кунгур - спортивный

История проведения соревнований,

Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Вот моя улица

Экскурсия по микрорайону,

Знакомство с улицами:

Кунгур - город рыбаков

Рассказ о труде рыбаков,

Чтение стихов, рассказов,

Посещение Краеведческого музея, выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей средней группы.

Дата
Тема

Сентябрь
День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой любимый город»

Октябрь
Моя малая Родина
- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»
-

Ноябрь
История возникновения города
- изготовление альбома «Природа моего края»,
- оформление стенда «Нижний Новгород теперь и прежде»

Декабрь
Знакомство с гербом города
- изодеятельность – «Нарисуй герб семьи»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России

Январь
Экскурсия по городу
- изготовление макета города,
- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Февраль
Они прославили наш город
- «Магазин сувениров»,
- беседа о важности труда всех людей
- викторина «Город, в котором мы живём»

Март
Папа, мама, я – Нижегородская семья
- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,
- заучивание стихотворений о Нижнем Новгороде

Апрель
Нижний Новгород - спортивный
- спортивный фестиваль «Радость движения»

Май
Боевая слава города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
Наша родина - Россия

- рассматривание географической карты
- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
- знакомство с Нижегородскими художественными промыслами

Октябрь
Мой город, дороже которого нет
- прогулки по городу,
- рассказы о
достопримечательностях
г. Нижнего Новгорода, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,
- звание «Почетный гражданин»,
- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город – моя судьба»,
- конкурс «Знатоки Нижнего Новгорода»

Ноябрь
Площадь Минина и Пожарского
- изготовление коллажа «Кремль»,
- история возникновения площади «Раньше и теперь»:
- Герб города
- конструирование «Мосты через реку»

Декабрь
Знакомство с государственной символикой.
Герб. Флаг. Гимн России.
Герб Нижнего Новгорода.
- чтение стихов о Родине,
- прослушивание песен,
- закрашивание изображения герба Нижнего Новгорода

Январь
Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

- Викторина «Нижегородские художественные промыслы»

Февраль
Нижегородская история
- посещение Краеведческого музея,
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения об архитектуре старого Нижнего
конструирование «Когда город был маленьким»
- раскрашивание ложек хохломской росписью

Март
Страна спортивная
- история проведения соревнований,
- спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»
- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
- беседа «Самое любимое место в городе»

Апрель
Вот моя улица
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами:
- рисование «Вечерний Нижний»
- дидактическая игра «Раньше и теперь»

Май
Нижний Новгород – город автомобилестроения
- рассказ о труде автозаводцев,
- чтение стихов, рассказов,
- конструирование из бумаги «Автомобили»
- викторина «Я люблю свой город»

Перспективный план работы по ознакомлению с ближайшим окружением детей младшей группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
Изготовление поделок из природного материала.
Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».
Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».
С/р игра «Детский сад».

Октябрь
«Я и моё имя»
Беседа «Для чего человеку имя?»
Игра «Назови ласково».
«Полное» и «неполное» имя.
Игра «Кто я?»
Составление рассказов: «Я люблю, когда», «Я боюсь, когда», «Когда мне плохо».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Ноябрь
«Моя семья»
Рассказы детей о членах своей семьи.
Выставка семейных фотографий.
С/р игра «семья».
Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Декабрь
«Моя семья»
Беседа «Что значит любить родителей?»
«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

«Мои друзья»

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,
Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».
Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».
Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши защитники»

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Изготовление подарков для пап.
Рисование «Самолеты летят»
Пение песен, заучивание стихов об армии.
С/р игра «Мы солдаты»

Март
«Моя мама»
Беседа с детьми о своих мамах.
Изготовление подарков для мам.
Аппликация «Красивое платье для мамы»
Пение песен, чтение стихов о маме.
С/р игра «Дочки – матери».

Апрель
«Моя улица»
Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.
Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.
Рисование «Моя улица».

Май
«Мой город»
1. Беседа «Город, в котором я живу».
2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».
3. Аппликация «Герб моего города».
4. Рисование «Деревья и кустарники»
5. Конструирование «Дом для куклы»
6. С/р игра «Автобус»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
Мой Нижний Новгород
- чтение стихов о Нижнем Новгороде,
- найти город на географической карте России и мира
- назвать соседей Нижегородской области
- с/р игра «Путешествие по городу»

Октябрь
Путешествие по Нижнему Новгороду
- прогулки по городу
- рассказы о
достопримечательностях г. Нижнего Новгорода
- просмотр документального фильма «На земле Нижегородской»
- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен
- викторина «Папа, мама, я – Нижегородская семья»

Ноябрь
Волга и Ока
- Закрепить знание детей о главных реках нашего города
- охрана рек

Декабрь
Улицы Нижнего Новгорода
- обзорные экскурсии по городу
- д/игра «Назови столицу»
- рисование «Вечерний Нижний»

Январь
Город славный, город древний

Рассматривание книги Ю. Андрианов «Старый Нижний»
- музыкальной развлечение «Путешествие на машине времени»
- конструирование «Когда город был маленьким»

Февраль
Промышленность города
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения о предприятиях города
- конструирование из бумаги «Мастерская мебели»
- С/р игра «Ярмарка - выставка» изделий предприятий города

Март
Памятники Нижнего Новгорода
- рассматривание иллюстраций «Памятники города»
- экскурсия на улицу Маршала Рокоссовского, возложение цветов.
- беседа «Каким бы я хотел видеть Нижний Новгород»

Нижний Новгород – культурная столица

Рассматривание альбома «Театры Нижнего Новгорода»
- мини концерт «Я тебе пою, мой город»

Май
Промыслы Нижегородской области
- рассказ о промыслах Нижегородской области
- чтение стихов, рассказов
- КВН «Юные Нижегородцы»
- экскурсия в музей «Нижегородские промыслы»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группы

Пояснительная записка
Любовь к Родине - не отвлеченное понятие,

но реальная душевная сила, требующая

организации, развития и культуры
А.Н. Толстой

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся столицей Красноярского края, составлен на основе информации народной энциклопедии «Мой Красноярск» (http://region.krasu.ru/culture), Э.П. Костина «Родина моя - Россия», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3- 7 лет», Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников». В связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом и краем. В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Образовательная : расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции); формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая : развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе; сформировать в детях познавательный интерес к родному городу; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово; способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.

Непосредственно - образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.

К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото - материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.

Сентябрь

Тема «Мой Октябрьский район».
Цель: закрепить представление детей о районе, в котором мы живем, обратить внимание на историю его возникновения, достопримечательности.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома района.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения района.

3. Показ презентации района.
Тема «Город Красноярск».

Цель: закрепить представление детей о городе, частью которого является наш район, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома город «Красноярск».

2 Прослушивание гимна города

3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.

4. Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом».

Тема «Наша Родина-Красноярский край».

Цель: закрепить знания детей о родном крае и его достопримечательностях. Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами. Познакомить с обычаями, традициями коренных народов Красноярского края.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Красноярский край».

2. Цикл бесед о крупных городах края: «Ачинск», «Дивногорск», «Железногорск», «Енисейск», «Норильск», «Дудинка» (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)

3 Прослушивание гимна Красноярского края

4. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.

5. Разучивание национальных игр коренных народов края.

Октябрь

Тема «Осенний лес».

Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу. Формировать представления об особенностях природы осенью.

Планы работы:

1. Экскурсия в осенний сквер парка развлечений и отдыха «Троя»

2. Рассматривание картин серии «Родная природа», «Птицы», «Животные».

3. Изготовления гербария.

4. Знакомство с картой животного и растительного мира Красноярского края.

5. Коллективное рисование «Осенние краски леса».
Тема «Реки Красноярского края».

Цель: уточнить представление детей о реках нашего края. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о реке Енисей.

2 Прослушивание песни Л. Зыкиной «Енисей»

2. Беседа с детьми по карте Красноярского края о реках, впадающих в Енисей.

3.Красная книга «Редкие рыбы наших рек».

Ноябрь

Тема «Достопримечательности нашего города и края».

Цель: приобщать детей к историческим ценностям города Красноярска и Красноярского края. Беседа о улицах, связанных с именами знаменитых людей, прославивших наш город.

План работы:

1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.

2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».

3. Рисование «Высотные дома на улице».

Тема: «Архитектура прошлого и настоящего Красноярского края».

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, особенностями жизни народа в прошлом, поддерживать и развивать интерес к истории

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Архитектурные здания»

2. Беседа об историческом прошлом Красноярского края.

3. Экскурсия в краеведческий музей детского сада.

4. Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья».

Декабрь

Тема «Новый год».

Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.

2. Чтение сказки И. Ревю «Когда дед мороз маленьким был».

3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».

4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.

5. Новогодний утренник.

Тема «Столица России - Москва».

Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.

Уточнить представление детей о государственной символике. Воспитывать чувство любви и гордости.

План работы:

1. Беседа по географической карте России.

2. Рассматривание символики (герб, флаг).

3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».

4. Рисование «Красная площадь».

Январь

Тема «Климат родного края».
Цель: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу.
Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон.
3. Работа с «Атласом для малышей».
4. Коллективное панно «Природа нашей Родины».
Тема «Промышленность нашего края».
Цель: обобщить представления детей о промышленности Красноярского края Воспитывать уважение к человеку труда.

План работы:
1. Рассматривание картин из серии «Профессии»

2. Цикл бесед «Где работают наши родители»

3. Творческие рассказы по картине «Металлург».

4. Сюжетно-ролевая игра «Юный механик».

Февраль

Тема «Защитники Отечества».

Цель: познакомить детей с военными профессиями.

Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.

План работы:
1. Экскурсия к памятнику погибшим героям-защитникам «Журавли»

2. Рассказ воспитателя о воинах-интернационалистах.

3. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.

4. Чтение Л. Кассиль «Твои защитники».

5. Утренник «День защитника Отечества».

Тема «Народные промыслы».

Цель: формировать представления о художественных традициях народов Красноярского края, развивать творческие способности, художественный вкус

План работы:

1. Книги и наборы открыток о коренных народах Сибири.

2. Предметы быта.

3. Дидактическая игра «Бабушкин сундучок».

5. Развлечение «В гостях у бабушки».

Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. Экскурсия в весенний парк развлечений и отдыха «Троя»

2. ИКТ «Весна».

3. Картины серии «Природа», «Весна».

4. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы».

5. Праздник «Масленица».

Апрель

Тема «Цветы» «Лекарственные растения».

Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.

План работы:

1. Дидактические игры «Угадай растения», «Найди по описанию».

2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».

3. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».

4. Рассматривание посадочного материала цветов.

Тема «Мир насекомых».

Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о их пользе. Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.

План работы:
1. Иллюстрации серии «Природа», «Насекомые».

2. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».

3. Рассказ воспитателя о жизни насекомых.

4. Вспоминание произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

5. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».

Тема «Экскурсия в музей школы № 84 «Боевой славы».

Цель: закрепить знания детей о воинах-солдатах, о наших земляках защищавших нашу Родину.

Воспитывать у детей уважение чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны

План работы:

1. Встречи с ветеранами.

2. Рассказ воспитателя «О тружениках тыла».

4. Рисования «Защитник Родины».

Итоговое занятие – «Мой край».

Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.

Планы работы:

1. Цикл бесед о родном крае.

2. Конкурс знатоков «Родной край - люби и уважай».

Оксана Петухова
Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников второй младшей группы с родным городом

Сентябрь

1. " Кто ты?"

Цель : Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям.

2. "Кто живет рядом с нами. "

Цель : Помочь детям вспомнить, что семья это все, кто живет вместе с ребенком.

3. Тема : "Мой дом - моя семья. "

Цель : Повторить с детьми близких родственников (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, их имена. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сюжетно-ролевая игра "Моя семья. "

Цель : Продолжать повторять с детьми близких родственников, воспитывать любовь к членам своей семьи.

5. Дидактическая игра "Мое имя.

Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки. Закреплять знания детей имен.

6. Фотовыставка " Моя семья "

Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной, социально-эмоциональной обстановки. Закреплять умение знать и называть своих близких родственников, их имена. Воспитание любви к членам своей семьи

1. "Моя улица, мои соседи. "

Цель : Формирование представлений об улице, ознакомление с различными видами улиц. 2. Рассматривание иллюстраций.

3."Нас окружают разные дома. "

Цель : Дать детям представление о больших и маленьких постройках (домах различных конструкций.

4. Сюжетно-ролевая игра " Дом".

Цель : развивать умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.)

5. Выставка фотографий "Улица на которой я живу"

Цель : развит. Ком-х навыков, беседа с детьми по фотографии

Продолжать знакомить детей с таким понятием как улица,

6. Составление альбома " Дом, в котором я живу. "

(Фотографии детей у себя дома, во дворе.)

1. "Мой детский сад. "

Цель : Познакомить детей с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в детском саду, учить ценить их труд и заботу.

2. "Мой домашний адрес. "

Беседа о необходимости знания домашнего адреса, а также адреса детского сада : в городе много улиц у каждой есть свое название, у каждого дома свой номер.

3. Прогулка "Двор детского сада. "

Цель : Знакомить детей с участками детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относится к оборудованию участков, труд на участке

4. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад. "

Цель : Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

5. Создание коллажа :"Домик –сад" (с фотографиями воспитанников.)

Цель : Воспитание дружеских отношений между детьми, а также благоприятной социально-эмоциональной обстановки.

1. "Кто живет в городе . "

Цель : Объяснить детям, что люди которые живут в городе называются "горожане ",

… которым необходимо следить за чистотой и красотой нашего города .

2. Экскурсия " Природа зимой. "

Цель : Учить детей видеть красоту природы зимой. Знакомить с растительным миром зимой.

3. Беседа " Праздничное украшение города . "

Цель : Беседа о том, как выглядит город в праздничные дни , как он украшен, кт, куда ездил на новогоднее представление.

4."Зимние забавы"

Цель : Организовывать вместе с детьми подвижные игры с правилами на зимнюю тему. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них. Продолжать расширять представления о зиме, о характерных особенностях зимы. "Наш город зимой "

5. Создание коллажа.

Цель : На основе наиболее ярких впечатлений детей, закрепить представления о городе в зимнее время года .

1. "Транспорт в городе . "

Цель : Знакомить детей с видами транспорта. Наблюдение на прогулке за транспортом в городе . Как можно добраться с одного конца города до другого (показ фотографий) автобусами, маршрутными такси. Фотографии транспорта в городе .

2. Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательным местам города .

3."Мой родной город . "Беседа о родном городе , о любимых местах своего города .

4. Проигрывание и рассматривании ситуации "Мы в городе . "

5. Рассматривание альбома - «Я в городе » .Фотовыставка " Мое любимое место в городе . "

Цель : Воспитание у детей любви к родному городу , чувства гордости за его красоту.

1. "День защитника Отечества. "

Цель : Воспитывать любовь к Родине, знакомить с военными профессиями.

2. Экскурсия в комнату-музей ДОУ.

Цель : Развитие познавательных интересов детей , знакомство с видами военной одежды.

3. Целевая прогулка по близлежащей улице. - "Экскурсия по микрорайону. "

Цель : Познакомить детей с микрорайоном, его объектами.

4."Улица, улица родная . " "Игры со строительным материалом : Цель : Развитие фантазии и творческих способностей детей, конструктивных способностей. Расширить и уточнить некоторые представления детей о расположении улиц. (Построить улицу, украсить ее, дать название.)

5. Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"

Цель : Учить узнавать членов семьи на разных фотографиях. Заучивание стихотворений о папе.

1. "Мамина мама-бабушка"

Цель : Продолжать учить называть членов семьи и ближайших родственников.

2. "Мы идем в гости. "

Цель : Познакомить с понятием "этикет. " Активизировать в речи различные формы вежливости, обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать у детей симпатию к другим людям, с которыми им предстоит общаться. Расширение возможностей диалога.

3. Посещение комнаты музей ДОУ.

"Вещи из бабушкиного сундука"

Цель : Познакомить детей с одеждой , утварью и бытом русской семьи.

4."Чаепитие "

Цель : Создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки; расширять кругозор детей, формировать доброжелательные отношения к своим сверстникам.

Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками.

5. Подарок маме :" Ваза с орхидеями"

Цель : Воспитание заботы и любви к своей маме (бабушке) . Развитие творческих способностей, формирование практических навыков работы с бумагой и бросовым материалом.

1. " При солнышке -тепло, при матушке добро. "

Цель : Воспитывать уважение к членам семьи, проявлять заботу о близких; знакомить с устным народным творчеством . Формировать первичные гендерные представления. Заучивание потешек.

2. "Русская матрешка"

Цель : Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, дать представление о русской народной игрушке-матрешке , ее свойствах и элементах декора, воспитывать у детей любовь к своему городу , к своему народу и его традициям.

3. Беседа о русских народных сказках : вспомнить, какие русские народные сказки известны детям. Рассматривание сказочных иллюстраций.

4. У нас в гостях музей : «Чудо- матрешка»

Цель : Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством; формировать патриотические чувства, интерес к деревянным игрушкам, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки,

5.«Собери матрешку.»

Совершенствовать умение правильно собирать матрешку. Продолжать расширять представление о народных игрушках . Развитие мелкой моторики.

6."Веселые шумелки"

Цель : Знакомство с музыкальными инструментами, и игрой на них.

Коллективное изготовление бумажных матрешек для игры.

Цель : Создание положительных эмоций через знакомство с народным творчеством . Развитие конструктивных способностей у детей. Пробуждать у ребенка желание сделать матрешку своими руками, помочь обрести уверенность в своих силах, а также получить удовольствие от результата своей работы.

1. "В городе День Победы . "

Цель : Рассказать детям о нашей стране, о ее название. О том, что наш народ отмечает День Победы. Рассмотреть изображения страны, родного города .

2. "Растительный мир весной"

Цель : Знакомить детей с растительным миром города весной , с исчезнувшими видами растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. "Реки нашего города "

Цель : Дать представление о реках города , их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения возле реки.

4. Экскурсия в комнату-музей ДОУ

"Вечный огонь "

Цель : Воспитание патриотических чувств у детей, памяти

5. Беседа о

"Правилах поведения на природе. "

Цель : Учить детей соблюдать правила поведения на природе.

6. Целевая прогулка на огород и цветник расположенных на территории ДОУ.

Цель : Наблюдение и уход за растениями.

Дидактическая игра "От какого дерева листок. "

Закрепить и расширить представления детей о деревьях родного края .

7. Создание альбома "Реки нашего города "

Цель : Закрепить знания детей о реках города , их обитателях.



Публикации по теме