Проекты по экологии. Экологический проект «Лесная аптека» для детей средней группы

Долгосрочный проект для детей 4-5 лет "Маленькие огородники"



Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 г. Москва (дошкольное отделение детский сад 1964)
Описание: Проект будет интересен педагогам ДОО, рассчитан на детей 4-5 лет. Экологический проект знакомит детей со способами посадки растений, знакомит с малоизвестными детям профессиями садовода и агронома. Педагоги могут воспользоваться опытом работы, проведённой мной с детьми среднего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта : начало 10 марта 2015 года, конец 30 мая 2015 года
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Воспитание экологически ориентированной личности.
Прогнозируемые результаты: Дети имеют представление о многообразии растительного мира и способах выращивания растений.
Повышается интерес детей к профессии агронома и садовника.
Дети бережно относятся к растениям и с уважение к людям, трудящимся на земле.


Проблема: Как вырастить урожай в группе детского сада?
Узнать как появляются корни и ростки у будущего урожая.
Материалы и инвентарь : Научно-популярная и художественная литература по данной теме.
Детские лопатки, грабельки, лейки, почва, фартуки, пластиковые бутылки, ножницы, клеёнка, семена.
Цель проекта:
Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи :
Заинтересовать детей в осуществлении ухода за растениями.
Обеспечить нравственное здоровье воспитанников путём осуществления экологической работы.
Повысить уровень активности участия родителей воспитанников в эколого-образовательном пространстве ДОО.
Формировать умение детей взаимодействовать с окружающим миром, делать выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой.
Уточнить и обогатить представления детей о многообразии растительного мира.
Формировать у детей бережное и заботливое отношение к природе.
1 этап проекта:
Вспоминаем с детьми овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор, репа.
Художественное творчество: дети рисуют любимый овощ. Работа акварелью.


2 этап проекта:
Изготовление грядок из пятилитровых пластиковых бутылок: отрезаем бутылку по верхнему ободку(по плечикам). Украшаем так, чтобы верхний край не был острым.


Домашнее задание: ребёнок вместе с родителями украшает свой "огород" (учитывать то, чтобы оставалось достаточно света в бутылке для растения).
Вывешивается объявление для родителей
"Маленькие огородники объявили конкурс на изготовление лучшей грядки!"
Конкурс проходит 1 неделю с 16 марта по 23 марта.
3 этап проекта:
23 марта дети вместе с воспитателями заполняют "огородики" землёй на половину.


Подготавливаем почву для посадки.
Рассказ воспитателя о земляных червях - помощниках в рыхлении почвы.
Эксперименты с почвой, песком, камнями.



Цель : Уточнение представлений детей о песке, камнях, земле.
Задачи: Выявить значение почвы для жизни растений.
Развивать кругозор детей.
Способствовать познавательной активности детей.
Актуализировать словарь детей.
Опыт
В трёх посудах лежат: в одной чернозём, в другой камни, в третьей песок. Леечка с водой.
Воспитатель спрашивает детей:" Ребята, какие птицы первыми прилетают весной?" ответы детей (грачи)
Правильно, ребята, вот грачи прилетели и принесли нам в группу три баночки.
Рассматриваем, что в них за вещества, обсуждаем их свойства. Даю возможность каждому ребёнку подержать в руках камешки, рассмотреть их.


Уточняем: камни твёрдые, неровные, разной формы и цвета.
Рассматриваем песок, трогаем его, пропускаем через ситечко.
Уточняем: песок мелкий, сыпучий, желтоватого оттенка.
Рассматриваем землю, прикасаемся к ней руками, пробуем размять пальцами.
Уточняем: земля мягкая, пушистая с небольшими комочками.
Поливаем из лейки все три вещества, наблюдаем.


Уточняем: через камни вода быстро утекла на дно посуды, через песок тоже утекла, но медленнее, обращаем особое внимание на землю. Уточняем. что земля стала влажной, что вода не утекла на дно посуды, а осталась в земле. подводим детей к понятию, что земля даёт растению питание.
4 этап проекта:
Приготовление семян для посадки: замачиваем семена свёклы, моркови, редиса, огурца, фасоли, гороха в марле в стаканчике.


Каждый ребёнок находит себе пару, с кем бы он хотел ухаживать за своим огородом(привлекаем детей работать сообща)
5 этап проекта:
Посадка семян в почву, поливка почвы.
Ежедневные проверки огородов.
Дети делают рисунки своих огородов на разных этапах роста растений в них.


6 этап проекта:
Изготовление именных табличек для "огородов". Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.


7 этап проекта:
Игра с семенами "Выложи овощ"
Аппликация из семян фасоли " Красавица-морковка, свеколка, огурчик, редиска и помидорка"


8 этап проекта:
Рассказ воспитателя о значении полива растений. Разгадывание загадок про овощи.
Эксперимент с фасолью: проращивание фасоли.


Чтение сказки "Вершки-корешки"
9 этап проекта:
Беседа " Как ухаживать за растениями"
1. какой водой и как правильно нужно поливать овощи.
2. Любят ли овощи витамины?
3. Что произойдёт с растением, если не ухаживать и вовремя не поливать его?
Рассматриваем и читаем книгу о правильной посадке растений.


10 этап проекта:
Первый сбор урожая. В "огородах" на подоконнике подрос лук и укроп.


Беседа о витаминах, содержащихся в зелёном луке и укропе.
Хозяева "огородов" угощают детей своим урожаем.


Беседа о том, что некоторые виды растений растут быстрее, другие чуть позже, например, в наших "огородах" горох только начал усики пускать, а лук и укроп мы уже едим, у редиски появились по три листочка, у свёклы по два листочка, а их корешки вырастут позже.


Рассказ воспитателя о высадке растений в теплицу.
11 этап проекта:
12 мая дети выносят свои "огороды" на улицу.


У кого в огородике были цветы, высаживаем их в открытый грунт. Посадка гладиолусов.


Высадка в парник свёклы, редиса и моркови.
Беседа с детьми о труде при выращивании различных культур.
Подводим итоги проведённой работы.
Художественное творчество: детям предлагается нарисовать, что может расти в огороде.
Воспитатель хвалит детей за старания и подводит к тому, что дальнейшее наблюдение будет проходить в огороде и теплице на территории детского сада.
К этому времени на территории детского сада зацвели нарцисы и тюльпаны. Проводится наблюдение за ними: форма, цвет.
Рассказ воспитателя о работе садовника и агронома. Беседа с детьми " Важна ли работа садовника и агронома?"
12 этап проекта:
Дети проводят ежедневное наблюдение за ростом растений в теплице и на грядках, расположенных на территории ДОО.
Совместная деятельность детей "Макет теплицы"
Из бросового материала и 5 литровых бутылок мастерим теплицу. Из пластилина лепим садовый инвентарь. Из салфеток методом торцевания делаем грядки.

Актуальность проблемы:
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец) их строении и условиях, необходимых для их роста.

Проект: краткосрочный.

Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель:
формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:
1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
2. Развивать познавательные и творческие способности.
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся на примере веточек березы и сирени.
7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на подоконнике.
4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
5. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) .
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

1 этап – подготовительный .
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».

2 этап – основной.
1. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
2. Практическая деятельность:
НОД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки роста лука.
Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка». Показать детям, как растения вырастают из семян.

Посадка гороха и фасоли. Показать детям, как сажать горох и фасоль. Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами гороха, фасоли. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Чтение художественной литературы: «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки, «Овощи» - стихи.
Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи», «Наши растения «.
Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи.
Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».
Закрепить знания детей об овощах и растениях.
Труд в уголке природы
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

3 этап – заключительный.

1.Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома

2.. Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах)

Итог проектной деятельности
Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда,
зеленые перышки лука, а так же веточки укропа дети употребляли во время обеда.
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Цветочная

фантазия»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект для средней группы детского сада

«Цветочная фантазия».

Пояснительная записка.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: апрель – май

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Предмет изучения и творчества: цветы, посев семян и наблюдение за ростом, их разнообразие.

Цель проекта:

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;

Формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;

Развитие творческих способностей детей.

  • сбор материалов о цветущих растениях и оформление книг.
  • Цветник на участке детского сада.
  • Мини проекты о цветах.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

7. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.

Предполагаемый результат:

Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбы и собранного в книжки материала.

Продукты проекта:

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации

Мероприятия

Сроки реализации

Подготовительный

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов

мероприятий.

Проектирование и систематизация

мероприятий по

реализации проекта.

1 неделя апреля

Подбор иллюстративного

материала.

Оснащение предметно-

пространственной среды.

1 неделя апреля

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

2 неделя апреля

Основной

Интегрированное занятие «Путешествие в сказочную страну цветов».

Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов (комнатные и садовые), уточнить последовательность роста.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях на участке.

3 неделя апреля

Высевание семян календулы и бархатцев в приготовленные ящики.

Оформление мини проектов на тему

« Цветы».

Рассмотреть семена, отметить их различия.

Проследить фазы прорастания семян.

Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах.

3 – 4 неделя апреля и 1 – 2 неделя мая

3 – 4 неделя апреля

Рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество.

Рисование цветов.

Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов.

2 неделя мая

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о цветах

3 неделя мая

Заключительный

Акция «Цветочная фантазия на участке детского сада».

Воспитывать бережное отношение к цветам, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

4 неделя мая

Приложения проекта.

1. Конспект интегрированного занятия « Путешествие в страну цветов».

Творческие работы.

2. Мини проекты на тему «Цветы».

3. Картотека загадок и игр (дидактические, пальчиковые, подвижные).

4.Фоторепортаж с акции «Цветочная фантазия на участке детского сада»

(высадка рассады).

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал:

Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры:

Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка - ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал:

обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном - 5 ромашек, во втором - 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры:

Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Учить распознавать растения по запаху.

Материалы:

луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры:

Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Ди составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра : «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра : «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра : «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

6.Дидактическая игра «Собери букет»

Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчик

Подвижные игры .

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка.

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.

Пальчиковые игры .

Цель и задачи :

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать, как цветок

распускается).

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и

покачать).

Загадывание загадок по теме «Цветы» (см. фото-- альбом «Маленький мир растений».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Конспект занятия «Путешествие в страну цветов».

Задачи:
- закрепить знание детей о комнатных растениях;
- познакомить с названиями 2-3 комнатных растений;
- учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;
- познакомить с условиями роста комнатных растений;
- развивать желания ухаживать за растениями.

Ход занятия:

В гости пришёл доктор Айболит
- Ребята, а вы любите загадки? Я сейчас вам загадаю загадки, но они не простые, они про комнатные растения. Постарайтесь отгадать их.

На моём окошке Хороши веера
Поселился ёжик Из зелёного пера
Всё глядит в окошко, В горшке стоят
А ходить не может, На меня глядят (Пальма)
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ёжится? (кактус)

Хрустит за окошком
Морозный денёк,
Стоит на окошке
Цветок – огонёк,
Малиновым цветом
Цветут лепестки
Как будто и в правду
Зажглись огоньки (бальзамин)

Воспитатель: «А у нас в группе очень много разных красивых цветов».
Айболит: «А вы видели такие цветы на улице? Правильно, ребята.
Такие растения живут только в помещениях, в детском саду, или дома. Поэтому их называют комнатные растения. Скажите, а есть ли у вас похожие растения? Как они называются?» (Ответы детей).

Айболит: «Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Бальзамин, Декабрист и Бегония».
Воспитатель: «Ребята, эти растения похожи чем-то друг на друга? (Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.)».
Айболит: «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»
Дети сравнивают растения и называют отличие (У бальзамина яркий цветок – огонёк, у декабриста на листьях бугорки, у бегонии листья круглые и т.д.).

Айболит: «Выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».
Беседа о строении растении.
- что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)
- для чего растению нужны стебель, листья?
- для чего растению нужны корни?
- если не поливать землю, что будет?
- что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Айболит: «А сейчас давайте поиграем в игру « Найди такое же растение» я буду показывать фотографии отдельных растений, а вы по характерным признакам должны найти такое же и рассказать, как вы догадались».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как живётся в нашем растении в группе? Тогда подойдите к любому растению, какое вам нравиться и спросите его об этом шепотом. Что ответило вам ваше растение?» (Ответы детей).

Воспитатели: «Ребята давайте мы доктора Айболита научим играть в пальчиковую игру «Цветок»

Наши красные цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от лёгкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее не много прогибаются, а чуть шевелятся кончиков пальцев. Вечером, когда на землю опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.

Айболит: «Молодцы, ребята, это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их рыхлите почту, протираете пыль и поэтому растениям нравится жить в вашей группе».

Айболит выкладывает схему без чего растения не может жить.
Игра «Что растениям необходимо для роста» (Дети выбирают карточки).

Айболит: «Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями».

Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).
- Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Айболит: «А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли на подоконнике в порядке, может какое – то растение надо полить или подрыхлить землю?» (Дети трудятся в уголке природы)

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2695 .
Все разделы | Проекты по экологии

Экологический проект «Подводный мир» Актуальность разработки и реализации педагогического проекта : Очень важно начинать экологическое воспитание детей с самого раннего детства, формируя у них основы экологического сознания , первые представления и ориентиры в мире природы. Предлагаемый проект позволит улучшить...

Экологический проект «Пернатые друзья» (подготовительная группа) Актуальность проекта . В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы , как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности,...

Проекты по экологии - Экологический проект во второй младшей группе «Наш веселый огород»

Публикация «Экологический проект во второй младшей группе «Наш веселый...» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию экологического проекта "Наш веселый огород", который проводился в 2018 году с детьми 2 младшей группы "Теремок" МКДОУ "Большемуртинский детский сад №1". Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка». 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено: бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал) Оформление: скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия») Актуальность проекта: Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Проекты по экологии - «Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Светлана Михеева

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме : «Здравствуй , дерево .

Тип проекта – познавательно – исследовательский

Руководители проекта – педагоги

Участники проекта – педагоги , дети, родители

Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный

Проблема : Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема : «Берёза»

Цель проекта : Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву ; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи :

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев .

2. Развивать у детей экологические представления , знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Ожидаемый результат :

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

Свободное общение

Познание

Рассказ воспитателя

- Рассматривание : фото, иллюстрации

:

Обследование и рассматривание листьев;

-определять форму : круглые, овальные, резные;

-окраску : оттенки зелёного, жёлтого цвета;

Величину – использовать в определении более точные градации : мелкие, крупные, средние листья ;

-поверхность листа : гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Рассматривание картин, иллюстраций

Загадывание загадок

Социально-личностное развитие

Социализация

- Экскурсии : по участку детского сада

Наблюдения

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Совместная работа с родителями

Физическое развитие

Подвижные игры

Физкультминутки

Этапы проекта :

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2. Деятельный этап.

Беседа с детьми.

В гости к Зайке.

Прогулка

Наблюдение за березами.

Знакомство с березой.

Исследовательская деятельность.

Игра «Узнай дерево » .

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор» .

Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку» .

Дыхательное упражнение «Ветерок» .

Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу» .

Физкультминутка «Березонька» . Народные приметы про березу.

Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

Беседа про прочитанному произведению.

-Коллективная работа : рисунок-аппликация «Стройные берёзы» .

3. Заключительный этап. Коллективная реализация проекта .

1. Развлечение «Во поле береза стояла» .

Хоровод возле березы (под музыку «Во поле береза стояла» )

Чтение стихов про березу.

Разгадывание загадок про березу.

2. Выставка рисунков и поделок, сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

«В гости к Зайке»

Цель : Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву .

Группа разделена на 2 части : на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья , стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки - береза. Дети сидят на стульях.

Воспитатель : Здравствуйте , ребята!

Дети : Здравствуйте !

Воспитатель : Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью) .

Воспитатель : Ребята, прочитаем его?

Дети : Да, прочитаем.

Воспитатель : (читает) «Здравствуйте , ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня, когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево , такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне, пожалуйста, разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель : Ну что же, ребята, поможем Зайке?

Дети : Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель : Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло , мы с ребятами пришли тебе помочь (зайка показывает березу)

Воспитатель : Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята, догадались?

Дети : Да, это береза.

Воспитатель : А как вы догадались?

Дети : Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель : Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А чтобы побольше узнать про это дерево , тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем про это чудо дерево . (Все вместе отправляются и садятся на стульчики)

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель : Напомнить о деревьях , растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы весны, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы : Посмотрите на деревья , которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья ? Что есть у деревьев ? деревьев есть ствол , ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.) . Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные : внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево . Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой : не обламывать веток, не играть около дерева , ветки у деревьев зимой очень хрупкие .

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет) .

Игра на прогулке «Узнай дерево » . Дети становятся около воспитателя. На его слова : «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы : Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку : Висят на ветке

золотые монетки. (Осенние листья.)

Трудовая деятельность : сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель : воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Составь узор» - составление узора из весенних листьев на дорожке

Экскурсия по территории детского сада.

Цель : Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев . Воспитатель : Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев ! А чтобы узнать, что это за дерево , я предлагаю вам разгадать следующие загадки :

Клейкие почки - зеленые листочки. С белой корой стоит под горой. (Берёза) Воспитатель : Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много стихотворений о берёзе написал русский поэт С. Есенин. Вот как он отразил здесь образ зимней березы, послушайте :

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель : Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев , например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели - коричневый).

Воспитатель : Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель : Береза - единственное в мире дерево с белой корой .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ) .

Воспитатель : А давайте мы тоже, как березы подышим.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель : Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные) .

Воспитатель : Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются) .

Воспитатель : Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель : Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев .

Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу» .

Воспитатель : Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель : Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева . Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель : Проведем Физкультминутку «Березонька» .

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,

Посреди долинушки (опустить руки) .

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,

Листья зеленые (опустить руки) .

Трава шелковая (движение руками вправо – влево) .

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой) .

Воспитатель : Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например :

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха.

Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Воспитатель : А также символ берёзы отражался и в пословицах :

Берёза не угроза : где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель : И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками :

Белая берёза, я тебя люблю…. Протяни мне ветку нежную свою. …Без любви, без ласки пропадаю я, Белая берёза, милая моя.

Воспитатель : На этом наша экскурсия подошла к концу.



Публикации по теме