Система воспитания никитиных. Дети никитиных о себе

Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, которую они разрабатывали, основываясь на наблюдениях за собственными детьми. Применяя свои революционные методы воспитания на своих детях, Никитины достигли неимоверных результатов и доказали, что возможности человека безграничны. Благодаря методике семьи Никитиных и ваш ребенок может превратиться в гармонически развитую личность с творческим и гибким мышлением.

Впервые Никитины заявили о себе в конце 50-х . годов. В небольшом подмосковном поселке стало известно о молодом семействе, чьи дети бегают босиком по снегу, выполняют неимоверные акробатические этюды и в то же время, в свои три-четыре года поражают своей эрудированностью и воспитанностью. Для столь юного возраста Никитинские дети обладали недюжими познаниями в математике, решали логические задачки, а в школе перескакивали через класс и изучали более сложную программу для их возраста.

Доказав состоятельность своей методики, Никитины принялись распространять ее по всей территории советского союза. Период наибольшей популярности методики раннего развития по-никитински пришелся на 60-70 -е годы.

Принципы методики Никитиных

Никитины говорили о двух основных ошибках, которые допускают большинство родителей в воспитании своих деток. Во-первых - это сверхзабота , сверхорганизованность в воспитании ребенка. Родители буквально не дают ребенку дышать, так как душат его своей опекой и уходом. Постоянные занятия, игры и упражнения, которые ребенок выполняет только под контролем родителей, никак не способствуют развитию его самостоятельности. Ребенку необходимо заниматься самостоятельной деятельностью, иначе он попросту не будет развиваться.

Второй ошибкой является заброшенность ребенка. Это диаметрально противоположная крайность, в которую впадают так же немало количество. Из-за нехватки времени или по другим причинам, мама и папа практически не общаются с ребенком. Это, конечно, не значит, что о нем не заботятся, его кормят, одевают, водят в детский сад. Но без постоянного контакта с родителями ребенок не может развивать в себе многие необходимые ему качества. Такая изоляция ребенка от родителей может привести к эмоциональной бедности, к задержке психического и эмоционального развития.

Именно поэтому, чтобы не допускать таких крайностей, Никитин основывал свою теорию на принципах естественности, близости к природе и творческом подходе . Дети должны сами распоряжаться своим временем и поступками. Роль родителей - не управляющий, а помощник в познании удивительного нового мира. Они должны помогать советом, если малыш не может ответить на тот или иной вопрос. Они ни в коем случае не принуждают ребенка заниматься той или иной деятельности, они просто способствуют тому, чтобы ребенок сам заинтересовался этим занятием, увлекся чем-либо .

В постоянном контакте, общении, совместной деятельности, должны развиваться творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативность и гибкость мышления. Именно так, по мнения Бориса Никитина, необходимо готовить детей к будущей взрослой жизни.

Итак, основные принципы звучат так:

  • свобода . Ребенок должен свободно заниматься творчеством. Родители не могут навязывать малышу специальные упражнения, занятия, уроки. Просто предложите варианты, и пусть ребенок занимается, чем хочет.
  • спорт . Дети должны быть одеты в удобную легкую спортивную одежду, а в доме обязательно должны быть спортивные снаряды. Таки образом ребенок сам потянется к спорту без вашего участия, ведь спорт станет привычной частью их жизни.
  • неравнодушие . Родители должны искренне радоваться за победы малышей и вместе переживать из-за неудач. Все детские игры и соревнования должны проходить под наблюдением родителей, а родители должны стараться показывать свою реакцию на все, что происходит.

Главное, что необходимо запомнить родителям, это то, что они не должны мешать ребенку развиваться. Не нужно давить на детей, загонять их в рамки и собственное представление о правильных поступках. Помогайте ему познавать этот мир, не навязывая шаблоны и ярлыки.

Как признавались Никитины, целью их такого оригинального воспитания детей совсем не было раннее их развитие. Они просто заметили, что если создать определенные условия для развития тех или иных способностей, они будут развиваться гораздо раньше. Так, например, если ребенок еще не говорит, играйте с ним кубиками, карточками с буквами и тому подобными материалами, и он научится говорить и читать гораздо раньше остальных сверстников.

Физическое развитие

Никитины, как и многие педагоги, радели за гармоничное всестороннее развитие ребенка. Поэтому они уделяли внимание не только умственной сфере, но и физической. Ведь по большому счету, с помощью своего тела ребенок тоже познает окружающий мир, а чем здоровее будет тело, тем легче ему будет это дело.

Поэтому не нужно перегружать ребенка лишней одеждой, сковывающей движения, не нужно «пичкать» его организм тяжелой высококалорийной вредной пищей. Детство ребенка должно быть легким во всем, так он быстрее будет развиваться, ведь ничто не будет утяжелять его поход к знаниям. Обязательно в доме должны знать, что такое спорт и заниматься спортом. Ребенку необходимо с раннего детства знакомиться с различными спортивными снарядами. Закаливание так же очень полезно для здоровья малыша, именно ему Никитины уделяли довольно много внимания и благодаря этому, их дети никогда не болели.

Интеллектуальные игры по методике Никитиных

Основные принципы всех игр Никитиных:

  • Не стоит объяснять ребенку алгоритм решения задания, не подсказывайте ему, тем самым вы помогаете малышу развиваться. Ребёнок учится самостоятельно решать проблемы, нестандартно смотреть на ситуацию.
  • Никогда не требуйте от ребенка мгновенного успеха. Он не сможет с первого же раза правильно решить все задачи, более того, может он не сделает это и с третьего. Просто сложность задания слишком высота для уровня развития малыша.
  • Алгоритм решения в пособиях Никитина всегда зашифровывается в виде рисунка, узора, схемы или фигурок, собранных из конструктора, кубиков. Важно чтобы ребенок мог потрогать и увидеть эту подсказку, тогда он сможет проверить правильность решения задачи.
  • Большая часть всех никитинских игр не ограниченны только одним вариантом решением. Благодаря вашей фантазии и фантазии малыша вы сможете создать абсолютно новую игру на основе старой. Создание новых игр так же благотворно влияет на развитие творческих способностей малыша.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность . То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни . Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика:

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации . Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно , то есть развивать свои творческие способности . Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки . Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

Рассмотрим методику раннего воспитания детей - методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип : все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип : в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

Алексей , 1959 г . рожд., живу в Лондоне, Великобритания

Образование: высшее, диплом учителя физики и астрономии, окончил МГПИ им. Ленина в 1982 году. Основная профессия - инженер-разработчик электронной аппаратуры. Сейчас работаю инженером-консультантом по разработке электроники.

Профессию выбирал по интересу, непосредственно "раннее развитие" к этому выбору отношения не имело, большее влияние оказала мастерская в доме и инженерная смекалка отца. Любимое занятие в детстве - Чтение.

Детей у нас двое - Наташа (1980 г. рождения) и Александр (1984 г. рождения). Оба закончили университеты, у Наташи диплом по истории искусств и, кроме этого, высшая переводческая квалификация (DiplomainTranslation), она работает переводчиком в юридической компании. У Александра диплом по информационным технологиям, он работает консультантом в компьютерной компании в Сити.

Многое из того, что сделал мой отец, светлая ему память, ещё ждёт своего времени, настолько это опередило современную детскую психологию. Одна из поразительных вещей, которую он по сути доказал своими исследованиями, в том, что ребёнок развивается не благодаря внешним воздействиям и условиям, а в первую очередь благодаря творческому началу, по сути подобию Божиему, заложенному в нём. Импульс развития идёт изнутри, не снаружи, и то, что делаем мы, как родители, может помочь или помешать развитию, но не может создать этот импульс. Поэтому необходимым условием развития является свобода для этого внутреннего творческого начала и предоставление ему правильных условий, информации, примера.

Наши родители никогда ни к кому не относились с предубеждением. Кто бы у нас ни появлялся – в течение многих лет огромное количество народу прошло – и никогда не было изначально плохого отношения к человеку. И это очень сильно засело в нас.

Еще у нас в семье с самого начала уважалась самостоятельность мысли.

Школа спортивной борьбы, через которую мы прошли в детстве, сделала меня способным в нужный момент мобилизовывать все свои силы, полностью концентрироваться. Я имею ввиду способность моментально реагировать, брать себя в руки, независимо от того, устал ты или нет. И второе: уметь распределять свои силы, не переоценивать себя. И в физическом смысле, и в моральном, и в интеллектуальном.

Отмечу одну важную особенность, которая вообще характерна для нормальной семьи, и для семьи наших родителей в частности. Это та самая абсолютно откровенная атмосфера внутри семьи. Здоровая, честная обстановка. Доверие и хорошие человеческие отношения: между родителями, между родителями и детьми.

Я очень благодарен моим родителям за то, что у меня было такое детство, за то физическое здоровье, психологическую крепость и умение соображать, которые оно мне дало. И думаю, что раннему развитию мы должны быть многим обязаны: и экономией времени, и возможностью пройти школьный путь, сравнительно мало от него пострадав, как в моральном, так и в умственном смысле.

Надо сказать, что в информации о Никитиных существует много мифов, и остаётся только надеяться, что когда-нибудь будет написана правдивая история о том, как это всё было.

Антон , 1960 г. рожд., живу в Подмосковье.

Закончил школу № 444, г.Москва (1974), Щелковский химико-механический техникум (с отличием, 1977), Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1982). Специальность – химик. Сейчас работаю в должности зам. нач. производственного отделения.

Как вы выбирали свою профессию? Помогло ли вам в этом «раннее развитие»?

Таблица Менделеева на стене, наверное, поспособствовала:) .

Что дало вам «раннее развитие» творческих и других способностей? А еще чем «вооружила» вас семья в детстве?

Семья мне дала все :) . А если серьезно, то думаю, что почти все, что касается развития ребенка, зависит от родителей, а точнее, от того, в какой обстановке он находится и какие люди его окружают. Так что мне (я сейчас говорю только о себе) очень повезло.

Любимое занятие в детстве? Любимая игра (игрушка) ?

Любимое занятие (индивидуальное)– чтение :) . И всегда любил любые занятия и игры с папой. Любимая игрушка – большие деревянные кирпичи.

Как вы воспринимали известность семьи – она вам помогала или мешала?

В большей степени, наверное, мешала.

Что вы считаете главным в работе БП и ЛА как педагогов-практиков, новаторов? Какую книгу (игру) Никитиных вы любите больше всего?

Хочется провести аналогию с поэзией :) . Поэт – это не тот, кто отвечает на вопросы. Поэт – это тот, кто помогает нам взглянуть на мир другим взглядом, с другой стороны, и увидеть то, что не видит обычный человек. Так и Никитины. Они научили многих людей (и в первую очередь своих детей) смотреть на взаимоотношения взрослых и детей новым взглядом, сильно отличающимся от традиционного :) . А любимая игра – Уникуб.

Какие элементы «системы воспитания по Никитиным» вы перенесли в свои собственные семьи? Что из опыта Никитиных-старших вы не стали повторять и почему?

Вот этот подход и перенесли. А что не стали повторять, так это перескакивание через классы в школе. Хотя, разумеется, это перескакивание никак нельзя отнести к «системе воспитания по Никитиным».

Сколько у вас детей?

Детей двое. Алексей (1983) и Дарья (1986).

Сайт нужен обязательно и по многим причинам. Во-первых, как средство продолжения дела Никитиных. Во-вторых, как место, где могут общаться все, кто считает себя продолжателями дела, кто просто читал книги Никитиных и пытается что-то взять оттуда для себя, кто в чем-то несогласен с Никитиными и хочет высказать свою точку зрения. В-третьих, для того, чтобы по возможности, положить конец огромному числу мифов, сплетен и клеветы, которые окружают нашу семью, семью Никитиных. В-четвертых,чтобы понять востребованность в современном обществе других подходов к образованию и воспитанию (особенно в условиях деградации и того и другого:().

Ольга , 49 лет, г. Королев.

После 8-го класса школы поступила в Московское педагогическое училище на отделение Организация делопроизводства. Окончила его с красным дипломом и поступила на дневное отделение юридического факультета МГУ. Училище дало хорошие навыки в машинописи и умение работать с документами, ну а университет – все остальное, необходимое для успешной профессиональной деятельности по специальности. Работаю юристом уже более 25 лет в разных сферах и достаточно успешно. Сейчас - заместитель руководителя юридической службы в крупном акционерном обществе.

«Раннее развитие» помогло скорее не в выборе профессии, а в ее освоении: умение быстро и осмысленно читать, хорошая память (особенно зрительная), навыки логически мыслить, грамотность (и в устной речи и в письменной), стремление доводить до конца начатое дело – все это, безусловно, очень помогло и в учебе, и помогает до сих пор в работе. И я уверена, что все это - не благодаря учению в школе, а именно в результате так называемого «раннего» развития и вообще всей обстановки в нашем доме.

А выбор был достаточно случаен. Может быть, повлияла бабушка Дина – мамина мама. Она всегда была образцом спокойствия, уверенности, уважительного отношения к людям, пользовалась огромным уважением и непререкаемым авторитетом у огромного количества жителей нашего поселка – Болшево. Проработав более 50 лет в школе, будучи уже на пенсии, она была председателем товарищеского суда, и к ней бесконечным потоком шли люди за помощью и советом.И она мое намерение попробовать поступить на юрфак поддержала и была за меня очень рада.

Конечно, семья (родители) дала здоровье (до сих пор не жалуюсь, хотя из-за лени не предпринимаю практически никаких усилий для его поддержания) и умение любить и ценить близких людей. Быть уверенным в любви и поддержкеродных. Это очень помогает в жизни.

Известность семьив детстве скорее мешала – довольно неприятно, когда буквально «тыкают пальцем» и удивленно-неодобрительно высказываются и про твоих родителей и про тебя, соответственно. С возрастом я стала более спокойно к этому относиться, уже понимать начинаешь, что люди разные и не то что не очень тактичные, а и просто не очень хорошие встречаются. И тут как раз детская «закалка» помогала научиться спокойнее воспринимать чужое, пусть даже негативное, мнение и уметь отстаивать свое.

Главным в нашей семье считаю вот что. И БП, и ЛА были в своей жизни и отношениях с нами и людьми вообще очень искренними, думающими, открытыми и любящими. Их личные качества и характеры дополняли и уравновешивали друг друга, что и позволило им всю жизнь стремиться «вперед и вверх», не отвлекаясь на пустяки и не поддаваясь никакому давлению - ни общественного мнения, ни «авторитетов» (БП), не перекладывая на других ответственность ни за победы, ни за поражения, оставаясь честными и откровенными перед собой и другими (ЛА).

Их книги, как ни странно, нравятся все. Они разные, и вроде знаю их хорошо, и читала не один раз, но если попадет в руки – оторваться трудно. И не только потому, что «про себя» читаешь, а и потому, что много действительно интересных и ценных мыслей и чувств открываешь каждый раз.

Из «развивающих игр» – люблю с детства «Сложи узор», наверное, потому что много играли с папой, и рисовали задания, и кубики раскрашивали сами. С папой все было интересно делать.

В свою собственную семью постаралась «взять» здоровый образ жизни (простая пища, легкая одежда, босиком дома и во дворе, спортснаряды дома), чтение до школы, разнообразие занятий в детстве. Ну и общее для многих, не только нашей семьи, наверное – чтение вслух, совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи и т.п.), поездки с детьми. А самое главное, опять же вроде не из «системы», а из просто большой и дружной (несмотря ни на что) семьи – большое желание быть друзьями своим детям, заслужить их доверие и искреннее отношение.

Что не повторяю: многодетность. Считаю, что это очень большой труд, даже самопожертвование, и ответственность, на которые очень мало кто способен. Я – не способна. Готова по мере сил и возможностей помогать тем своим сестрам и брату, которые на это решились. Но сама - нет.

Еще считаю очень спорным, а в нашей современной школе вообще тяжелым испытанием, перескакивание через классы (или более раннее, на 1-2 года, обучение). Не в смысле трудностей с учебой (тут как раз все довольно просто), а в свете социально-адаптационных проблем для ребенка в школьном коллективе. Пока не будет перестроена система образования и общественное сознание таким образом, что к подобным вещам будет спокойное и дружелюбное отношение, нужно быть очень осторожным.

У меня две дочери: Надежда (1982) и Анна (1984) – столько, сколько детей хотела. Дочки прекрасные - красивые, умные, дружные. Обе закончили институты, вышли замуж. Надя руководит отделом в администрации крупной московской гостиницы, Ася (Анна) сейчас в отпуске по уходу за ребенком – у нее замечательный сын Савва, которому скоро 2 года!

Зачем нужен сайт семьи Никитиных? Для того, чтобы:

а) опыт, размышления, находки, огромнаяинформация о детстве как важнейшем периоде жизни человека, которые за свою жизнь собрали БП и ЛА продолжали служить людям, т.е. той цели, ради которой они работали, наблюдали, размышляли, спорили и вообще жили. Может быть, я тоже несколько наивна, но очень многое людям действительно неоткуда почерпнуть! А люди думающие, размышляющие и небезразличные должны хотя бы знать об опыте, мыслях и жизни предыдущих поколений. Учиться на них, переосмысливать их для себя и своей жизни.

в) дать достоверную «из первых рук» информацию о Никитиных – и БП и ЛА, и о нас самих, в конце концов, довольно неприятны глупости и пакости, встречающиеся в Интернете о своих родителях и себе. Судиться или опровергать якобы правдивые сведения якобы знакомых с нами (понимая, чтозаведомо малопорядочных)людей, - дело крайне неблагодарное, адля тех, кто хочет узнать правду – она должна быть доступна. И, слава Богу, благодаря Интернетуэто стало намного проще.

Анна , 47 лет, живу в г. Королев Московской области.

ЗакончилаМосковское медицинское училище № 3, специальность «детская медсестра», диплом с отличием. Работала в Морозовской детской больнице, процедурной медсестрой в хирургическом отделении районной больницы в Пермской области, в медицинском школьном кабинете.

Почему именно медучилище? Ухаживать за маленькими детьми и играть с ними всегда нравилось, как и вообще о ком-нибудь заботиться. Очень благодарна своему училищу: за исключением одного скучнейшего предмета – «воспитание детей» :) -спецпредметы нам преподавали хорошие профессионалы-практики. Своей профессией – сестры милосердия! – очень довольна: она не раз выручала меня в разных ситуациях. То, что не поступила в медицинский вуз (по молодости хотелось быть врачом!), сейчас считаю удачей: медсестра – куда более женственная профессия. Последние годы работаю логистиком в международной транспортной фирме - пришлось зарабатывать, когда муж по состоянию здоровья не мог работать.

Остальные навыки и умения – инструменты для основной деятельности как мамы и бабушки (вязание, стрижка волос,шитьё, бисероплетение, выпечка «фирменных» тортов и печений, постановка домашних спектаклей, гитара и фортепиано, сочинение стихов и песен…)

«Раннее развитие» , безусловно, очень помогло мне в дальнейшей жизни. Наглядно – машинопись методом вслепую: выучившись так печатать на пишущей машинке в 12 лет (где-то за месяц без сверхусилий – пальцы выучили клавиатуру), постоянно этим занимаясь (приходилось много помогать в этом папе, маме, родным и друзьям), эта профессия частенько выручала и выручает меня. Вообще считаю именно УМЕНИЯ (особенно занятость рук), а не знания первоочередными.

Моё дошкольное Детство дало мне многие необходимые «инструменты» для дальнейшего обучения и вообще жизни:

Раннее выразительное чтение помогло чувствовать красоту своего родного языка и подарило нормальную грамотность;

Быстрый устный счёт и папины игры – практическиисключили проблемы с математикой; кроме того, игры (и интеллектуальные, и спортивные :) ) наградили упорством и умением рассчитывать свои силы и возможности.

Привычка с детства много двигаться - долгое время не давала повода даже задуматься над своим здоровьем, а большое желание работать руками и интерес к освоению чего-то нового – самому! – все время помогает в любой учёбе и дает уверенность, что «сё получица!», как говорит моя внучка.

А вообще СЕМЬЯ напитала меня радостью ОБЩЕНИЯ с родными людьми, доверием и интересом к другим людям – в этом помогаларазность характеров всех нас и безусловное доверие друг к другу, возможность заботиться о маленьких и больших.

Очень важна для моего (и не только моего) будущего была занятость наших родителей интересными делами В ДОМЕ. Даже только смотреть, КАК они что-то делают – было просто захватывающе! Папа владел многими слесарными и столярными инструментами – вся простая мебель в доме сделана его руками; а мама часто оформляла дома плакаты-выставки для библиотеки – тушью рисовала. Очень важны были общие дела и игры: допустим, заготовка дров к зиме или наша любимая игра в «волка», или мамино чтение вслух – всё было по-своему здорово!

В детстве любила что-нибудь считать :) и читать сказки. Конечно, нравилось играть в разные общие игры (в «волка»,«индейцев», «бедных людей»), делать вместе концерты к праздникам (костюмы сооружать, стихи вслух читать, цыганку или французскую певицу изображать…), где-то после 12 лет – обожала печатать на машинке и играть на пианино (осваивала самостоятельно). Всегда нравилось помогать папе и маме – рисовать и чертить новые задания к играм, переписывать карточки библиотечные, печь пироги… А еще очень нравилось, когда папа или мама рассказывали что-нибудь из своего детства и тихонько целовали в лобик перед сном…

Из игрушек нравились маленькие деревянные фигурки (игра «Волшебный мешочек»), а из папиных игр – «Внимание-Угадай-ка!», «Кирпичики», «Дроби», «рамки Монтессори» (да все папины игры интересны, кроме «Конструктора», в который я почему-то не играла).

В детстве известность семьи мешала – мешала быть самой собой, как-то сразу выставляла тебя напоказ перед другими, как бы давая право интересоваться всеми сторонами твоей жизни без всякого стеснения, а это малоприятно.А сейчас я всё чаще оказываюсь в таком положении, что когда люди узнают о моей причастности к семье Никитиных, обычно с радостью – искренне! - произносят: «Да что вы! А мне очень помогли книги ваших родителей!..» И сейчас я уже воспринимаю известность наших родителей – нет, не известность, а тот труд, который они проделали, -как большой кредит доверия ко мне и некий «бонус» перед другими людьми. Особенно приятно встречать тех, кто был на встречах с Б.П. и Л.А. или приезжал к нам в дом: у этих людей сразу начинают светиться глаза и они начинают вспоминать папу с мамой с таким теплом и благодарностью, что и передать трудно...

Очень важно то, что написаны замечательные книги. Вообще преклоняюсь перед умением папы и мамы коротко и ёмко делать записи (в том числе, и о нас, детях). Уникальна, на мой взгляд, папина способность анализировать педагогические и медицинские книги (он постоянно изучал как старую - до 1917 г., так и современную литературу, касающуюся воспитания и развития детей) – делал выписки, собирал вырезки по темам…Количество специальной литературы с его пометками – просто огромно.

Конечно, оба были великолепными ораторами, а их честность, искренность, стойкость и неподкупность не могли не растопить других людей на встречах и выступлениях. Поэтому то, что они не отказывались от этих встреч – настоящий подвиг. Очень многих людей они повернули лицом к Детству.

Книги Никитиных люблю все. Не могу выделить какую-либо – каждая по-своему хороша, хотя где-то и поспорить хочется:).

Практически всё, что у нас в семье было, старалась привнести в свою семью: взаимопомощь в домашних делах, раннее самообслуживание и забота о других (в семье и вне ее), общие походы и игры, постановка домашних спектаклей и спартакиад, любовь к движению и спортивным играм, хождение босиком,раннее обучение чтению, письму, математике (всё «между дел»), чтение вслух, песни вместе… - да разве всё упомнишь?..

Единственное, что не пыталась повторять – отправить детей в школу раньше положенного. Самой (я была младше одноклассников на 2 года) повезло с классом – ко мне относились заботливо, хотя в свой «взрослый мир» особо не пускали – жалели, думаю. Класс мой – 10 «Б» выпуска 1979 года – каждый год встречается, и я частенько хожу на эти встречи – мне хорошо с моими одноклассниками, и я как будто заново открываюсь сама и открываю их – то, чего не смогла набрать в школе.На мой взгляд, куда важнеене столько вырываться интеллектуально, сколько уметь выстраивать отношения с другими - ровесниками, взрослыми. Когда ты младше других, на это уходит очень много сил, или ты останешься одиноким – к тебе мало в чем прислушиваются. Когда же ты старше других, у тебя больше возможности окружать других заботой, быть великодушнее… - я так думаю.

У меня четверо детей, как и мечтала когда-то в детстве: сыновья Петр и Михаил, дочери Александра и Татьяна. Хотя сейчас, когда старший женат, а дочки замужем, думаю, что для меня четверо - это мало:) Внучке 1,5 года.

Считаю важным сказать, что трое старших поступали в вузы и учились в них без каких-либо протекций, денег и т.п. Знаю, что все трое в своей области- специалисты высокого уровня.Но больше всего я благодарна своим детям за их готовность всегда помочь другим (это было и в школе, и в вузах) иумение это делать – и словом, и делом.

Зачем нужен сайт семьи Никитиных?

У меня давно ощущение, что наша семья сидит на «сундуках» сокровищ, которыми когда-то умело распоряжался наш папа: он щедро делился со всеми этими сокровищами и, как мог, наполнял «сундуки» (СКОЛЬКО папа всего успевал читать, анализировать, обобщать… – материала не на один десяток диссертаций!) - архивы родителей просто бесценны и огромны. И настолько интересны! А сколько простых «педагогических» решений ими уже найдено, сколько элементарных законов здоровья!..

В то же время, встречаясь с разными семьями, вижу, что наша семья в чем-то отстала от жизни: в каких-то направлениях люди - семьи! - ушли куда дальше и нашли пути решения многих проблем, не разрешенных нами – хочется набраться опыта у них. Это «перетекание» опыта друг в друга, взаимное обогащение жизненно необходимо (в чем-то оно похоже на жизнь Большой Семьи :) ). В этом вижу одну из задач сайта.

Кроме того, надоели распространенные в Интернете пасквили* на нашу семью – особенно больно здесь за папу с мамой. Не хочется давать и дальше расти этой плесени.

Под словами «раннее развитие», как термином, которым наградили «воспитание по Никитиным», я понимаю максимально большие возможности для всевозможной ранней ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенка – самостоятельной, интересной, небессмысленной и ответственной. Вместе и одному. Именно такое «раннее развитие» я буду поддерживать.

*«Любовь и система» С. Самоделовой в МК 2000 г. – прежде всего.

Юлия , 1966 г. рождения. 45 лет. Живу в небольшом городе недалеко от Москвы. Журналист. Работаю в пресс-службе крупного предприятия.

В нашей большой семье я больше всего ценю атмосферу взаимного доверия и открытости, готовность сразу прийти на помощь друг другу.

«Раннее» развитие воспринималось как нормальное, никакого насилия над собой в семье я никогда не чувствовала. Плюсы так называемого раннего развития: 1. начальную и во многом среднюю школу прошла легко, на домашнем багаже знаний; 2. хорошее здоровье и хорошее физическое развитие. Вплоть до института выступала в разных соревнованиях по легкой атлетике и гимнастике фактически без дополнительных тренировок; 3. привычка к «здоровому образу жизни».

Минусы. 1. знания в детстве дались слишком легко и не приучили учиться. Это пришлось нарабатывать в зрелом возрасте. 2. Разница в возрасте с одноклассниками в 2-2,5 года изолировала от сверстников, создало трудности в общении. 3. Слава родителейи известность семьи на меня, чрезвычайно впечатлительного ребенка и подростка, повлияли негативно, мешали строить собственную жизнь.

Сколько себя помню, пишу, и всегда хотела писать и общаться с людьми. Так что, в общем, детские мечты осуществились.

Из книжек БП и ЛА люблю «Правы ли мы», «Мы и наши дети». Из «развивающих игр» мне больше по душе так называемые пособия – таблицы, географические карты на стенах, часы, термометр и т.п. Сами игры были интересны с папой, со своими детьми я занималась ими мало.

У меня двое детей – дочери 1991 г. и 1995 г. рождения. Третьего хотелось, но уже «не тянула» - ни материально, ни психологически. Дети, на мой взгляд, требуют огромного внимания, терпения и просто времени. Если их трое – женщине уже нужно про себя забыть. Поэтому многодетность – выбор немногих, и я считаю это нормальным.

В свою семью «перенесла» - раннее прикладывание к груди; долгое грудное вскармливание; раннюю и постоянную физкультуру (турники и пр. в доме), закаливание и обливание, ходьбу босиком, раннее чтение, чтение вслух, карты и пр. на стенах детской; разнообразные конструкторы; совместные просмотры фильмов, вообще люблю что-то делать «вместе с детьми» - это, конечно, от моих родителей. Сознательно отдала детей в детский сад и в сильные школы – дождавшись требуемого возраста. Умение находить контакт с людьми кажется мне более важным, чем опережающие интеллектуальные нагрузки. Тем более что в современной школе они в любых классах запредельны.

Появление Сайта семьи Никитиных в какой-то момент стало назревшей необходимостью. Я очень благодарна главным вдохновителям, моим племянницам и молодым мамам, которые смогли свежим взглядом посмотреть на работу БП и ЛА, и помогаю им по мере сил и возможностей.

Хотя мне и сегодня трудно оценить реальный вклад своих родителей в изучение детства и возможностей ребенка. Безусловно, большую часть тех «новшеств», с которыми мы жили в родительском доме, каждый из нас естественным образом перенес в собственные семьи. Большинство из семерых - потому, что нам это органично. Но многое из предложений БП и ЛА, в 70-е годы прошлого века казавшееся революцией, теперь вообще стало нормой. Как «раннее прикладывание» к груди, гимнастика для новорожденных или раннее чтение.

Спустя годы для меня главным в истории нашей семьи оказались не «новшества», а все-таки иное. Вся наша жизнь в большом доме была озарена творчеством, энергией, открытостью, светом, требовательностью к себе этих двух удивительных личностей – наших отца и матери. Для всех своих многочисленных внуков они сумели найти в себе еще больше любви. В кабинет дедушки мог прибежать каждый в любое время. При этом Борис Павлович, казалось, любил каждого встречаемого им малыша не меньше, чем собственного. Во всех конфликтах взрослых и детей (то есть своих собственных выросших детей – со своими маленькими внуками) бабушка Лена всегда принимает сторону «слабого»…

Я считаю, что на сегодня все семеро братьев и сестёр Никитиных, как состоявшиеся личности (младшей Любови – уже 40), явно не дотягивают до уровня своих родителей. Хотя папа был убежден, что дал нам все возможное для дальнейшего творческого расцвета. Почему же потенциал реализован далеко не полностью?

Все инструменты, которые БП предлагал, действительно прекрасно работают. Но, по моему мнению, -только на каком-то этапе, и вовсе не гарантируют решение большинства проблем. Дальнейшая судьба зависит от очень многих факторов. И от того, что ребенка будут «погружать в развивающую среду», и он научится читать в три года, музицировать в пять и закончит университет в 12, совсем необязательно он станет Эйнштейном, или просто реализуется как творец, или просто станет счастливым. Достаточно вспомнить трагическую судьбу рано просиявшей Ники Турбиной.

Собственно, здесь для меня закопана одна из целей нашего сайта. Что могут сделать родители для своих детей? Всё, что предлагали Никитины – да, могут. Но главное – не инструменты, а суть отношения родителей и детей. Об этом написаны сотни замечательных книг. И еще раз сказать об этом – одна из задач сайта.

Иван , 42 года, Московская область, пос. Болшево.

Закончил Калининградский механический техникум по специальности «Летательные аппараты» (красный диплом); Всесоюзный институт повышения квалификацииработников телевидения и радиовещания, специальность «оператор». Различные курсы инструкторов по технике безопасности в нескольких производственных сферах деятельности (1997-2001 гг). Основные специальности – оператор, режиссер телевидения. Профессию выбирал по любви. В этом и помогло «раннее развитие» - по сути никаких ограничений, физических и интеллектуальных, не имелось ни в какой сфере деятельности. Семья в детстве вооружила уверенностью, что любая головоломка решается (даже если решение отрицательное). Кроме того: полноценным чувством неполноценности:) - самокритичностью, отсутствием тщеславия, желанием добираться до сути, до смысла явлений. Любимое занятие в детстве - находить другое решение, нежелание идти проторенным путем, можно сказать: техническое творчество. Сколько себя помню, основное свободное время проводил в нашей домашней мастерской, где были все возможности для воплощения своих идей (фото-химио-физико-радио-лаборатории, столярно-слесарно-токарные инструменты и т.п.).

В детстве запомнился такой случай - в пионерском лагере академии педагогических наук «Маяк». Мне тогда было 8 лет. Это был мой первый пионерский лагерь. Папа вёл кружок по изготовлению развивающих игр. Мне было дико обидно, что из всех ребят в этот кружок записался один я. Мне было еще и по-детски стыдно этой ситуации, представляя свою запись в этот кружок неким уничижением себя, но не записаться ощущалось предательством по отношению к папе… Не прошло и недели, как меня стали переполнять радость и гордость за папу и за себя: помещение кипело работой - ребята из других кружков стали переходить к нам в таком количестве, что директору лагеря пришлось просить папу – из-за жалоб других педагогов - отправлять детей по своим кружкам. Кроме радости, я испытал настоящий стыд за свои первые малодушные мысли.

Главным в работе БП и ЛА как педагогов-практиков я считаю:

1) Научный, исследовательский, максимально непредвзятый подход к предмету исследования – будь то книга, собственные или чужие дети...

2) Дотошная фиксация этих исследований в письменном и фотографическом виде с указанием всех объективных показателей (даты, имена, место события, ссылки на источники и т.д. и т.п.).

3) Внимательнейшее изучение всех новейших научных достижений в прикладных областях и вдумчивое соединение их с практикой. Это давало возможность правильно предвидеть и прогнозировать результат (теперь это уже подтвердило время), уметь выделять главное, выдвигать перспективные научные гипотезы.

Из книг БП и ЛА больше всего люблю «Гипотезу возникновения и развития способностей».

Бог послал пятерых детей: Павел, Борис, Илья, Юлия, Александр. Все, кроме младшего, - школьники.

Сайт очень нужен. Считаю необходимым двигаться дальше, развивая достижения БП и ЛА. Пока намерения и движения, мои по крайней мере, малы и недостаточны.

Любовь , 40 лет, г. Королёв.

Закончила библиотечный техникум, проработала три года в детских библиотеках г. Москвы. Думаю, что «раннее развитие» в выборе профессии роли не сыграло, кроме раннего чтения и, как следствие, – любви к книге вообще. Вышла замуж, и с тех пор – домохозяйка. В дневниках родителей записано, что «хотела стать мамой». Так и получилось. У меня десять детей.

Семья дала хорошее здоровье, которым, надеюсь, поделилась со своими детьми. И дала возможность относиться к детям, нахождению дома вообще – не как к «каторге в четырех стенах», а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Для меня главное в семье моих родителей – это ОБЩАЯ жизнь детей и родителей. Им было интересно с нами, нам – с ними, и это В ДЕЛАХ, не только разговорах. И еще важно, что не было ощущения, что родители жили «для нас» или мы «для них». Очень многое, что делали папа и мама, объединяло, а не разобщало (игры, соревнования, чтение, измерения папины и т.п.). Это очень актуально сейчас, когда и у родителей, и у детей большинство интересов вынесены ЗА границы дома. Из развивающих игр люблю «Кубики для всех» и «Сложи квадрат», любимые книги БП и ЛА – «Мы, наши дети и внуки» и «Отчий дом».

В моей семье все ходят босиком дома и во дворе, дети много двигаются, все рано начали читать (младшие учились у старших), устраиваем общие чтения вслух любимых книг.Не стали отдавать детей раньше в школу, как и перепрыгивать через классы. Тут сказался мой негативный опыт: двагода разницы с одноклассниками с самого начала учебы в школе – это много (я пошла в 1-й класс в 5 лет). И ради чего экономить год или два после школы?

Думаю, что сайт семьи Никитиных очень нужен: для восстановления истины, т.е. объективного подхода, воспоминаний, общения хороших и думающих людей (которых было среди «последователей» - большинство). И как «программа максимум» - шаги вперёд.


Авторами методики являются Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, которые воспитывали семерых детей.
Главными учителями для малышей по их методике являются родители. Методика рассчитана на детей от рождения до 15 лет, а также для людей более старшего возраста.

Основные работы, которые применяют на практике родители многих поколений:

«Мы и наши дети»;
«Мама или детский сад»;
«Резервы здоровья наших детей»;
«Детство без болезней»;
«Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Всю жизнь Никитины занимались проведением научных исследований в области развития детей. Кроме этого, они имели педагогическую практику как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Кроме этого, основные внедрения своей методики Никитины проводили на собственных семерых детях.
Борис Никитин ввел в педагогическую науку понятие НУВЭРСа, которое означает необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Это значит, что те способности, которыми не воспользовались в детстве обязательно постепенно угасают, а в будущем и вовсе исчезают. У более старших детей оставленные без внимания интересы и способности развивать намного сложнее.

Идеи методики Никитиных:

Никитины считали, что создание атмосферы для разнообразной деятельности малышей, а также проявления самостоятельности – это одна из главных задач родителей. И заниматься этим необходимо как можно раньше. Особую ценность соответствующая атмосфера играет в период активного познания окружающего мира. Никитины утверждали, что этот период у разных детей может быть в разное время. Но, как правило, он наступает с началом активной ходьбы. Свободно передвигаясь по дому, малыш получает первый главный жизненный опыт и приобретает ценные знания. Затем развитие продолжается в форме разнообразных игр с родителями. При этом важно постоянно усложнять задания, которые ставят перед малышами.
Своевременное создание условий для развития младенцев с рождения – это одно из важнейших «требований» Никитиных.

Принципы методики Никитиных:

Если эта методика именно для вас, тогда вы должны принять определенные принципы, которых необходимо придерживаться все время:

1. Легкая одежда и спортивная обстановка в семье. С самого раннего возраста спортивное снаряжение и оборудование должны стать самыми любимыми игрушками ваших детей. Они не должны представлять своего существования без занятий спортом;
2. Свобода творчества. Ваши дети должны заниматься ровно столько, сколько они этого хотят. Не должно быть никакого расписания занятий, тренировок. Все должно проходить естественно и непринужденно;
3. Неравнодушие родителей. Необходимо, чтобы вас, как родителей, искренне интересовали успехи ваших детей. Важно принимать активное и непосредственное участие в совместных играх. Делайте это от всей души;
4. В процессе игры малыш должен самостоятельно выбирать сферу действий. Он должен погрузиться в этот придуманный мир;
5. Ни в коем случае нельзя применять тактику принуждения и оказывать давление на малыша;
6. Внимание малыша должно быть сосредоточено на игре, а не на том, какая обстановка вокруг в данный момент. Он не должен задумываться о том, как правильно сесть или стать, что сказать и т.д. Свобода действий – вот какая атмосфера должна присутствовать вокруг ребенка;
7. Старайтесь заинтересовать ребенка к игре, используя сказки;
8. Родители - это одни из главных активных участников новых для ребенка игр. В дальнейшем он сможет играть самостоятельно. Нельзя оставлять малыша одного наедине с чем-то новым. Это приведет к тому, что он испугается и потеряет интерес;
9. Постоянно усложняйте задания, которые устанавливаете перед детьми;
10. Нельзя подсказывать детям. Они должны учиться самостоятельно думать и принимать решения;
11. Если у малыша не получается справиться с более сложным заданием, то необходимо вернуться к более простым упражнениям или же на время оставить игру;
12. Когда малыш уже достиг предела своих возможностей или же интерес к какому-то упражнению немного утрачен, необходимо отложить его на некоторое время. Это приведет к формированию творческих способностей и будет стимулировать ребенка к постоянному поиску чего-то нового.

Результаты применения методики:

У Никитиных никогда не было задачи научить малышей в наиболее раннем возрасте всему на свете. Их основной целью было создание условий, в которых будут полноценно развиваться способности детей согласно их желаний и возможностей.
Авторы методики убеждены, что развиваются именно те способности, для которых создаются подходящие условия.
У детей будет происходить развитие только тех сторон интеллекта, для которых родители создали условия, заметно опережающие уровень развития малыша. Например, малыш только произносит первые слова и звуки, а у него перед глазами уже имеются кубики с изображением букв, слогов, цифр.
Именно в таких условиях дети Никитиных или тех родителей, которые используют их методику многое начинали делать намного раньше, чем предписывают нормы: к трехлетнему возрасту они умели читать, в к четырем годам понимали чертежи и планы, а в пять лет уже решали простые уравнения, а также сориентировались в карте мира. Одновременно такие дети ставятся самостоятельными, целеустремленными, ответственными. В современном имеют успех те люди, которые не только обладают глубокими знаниями, но и имеют творческие способности и умеющие их применять на практике. Это важно не только в трудовой деятельности, но и в обычных жизненных ситуациях.

Когда начинать?:

Самое главное условие успешного развития малыша – это как можно более раннее его начало. Самое важное – это раннее начало физического развития малыша: плавание, гимнастика, ползание и хождение. Позднее добавляется раннее знакомство с буквами (Никитины рекомендуют с 1,5-2 лет), азбукой, букварем, мелом и доской, карандашом и бумагой, инструментами, материалами, цифрами.

Малыш только родился..:

Авторы методики утверждают, что с младенцем важно говорить прямо с рождения, когда он еще совсем ничего не смыслит. Не важно, что только около года ребенок начнет произносить первые слова. Если же с ребенком не разговаривать, то первое слово он может не сказать еще очень долго.

Упражнения для новорожденных

Американскими учеными было установлено, что крохи, которых обучали плаванью, нырянию, хождению (используя врожденный "шаговый" рефлекс) еще в период новорожденности умели это делать раньше своих сверстников. Кроме этого, что очень важно, они значительно опережали их в интеллектуальном развитии.
Никитины с 4-6 месяцев уже позволяли своим детям свободно перемещаться по дому, используя любые предметы, какие они только хотели.
В этом возрасте Никитины считали главным развивать малыша физически. Укрепление на коляске перекладины будет стимулировать малыша ухватиться за нее, пытаться сесть или встать.

Закаливание новорожденных

Никитины активно рекомендуют не пеленать малышей. Делать это можно только для сна. Пускай дома малыш будет только в распашонке или голым.
Подмывать малышей необходимо холодной водой из-под крана.
Начинать закаливание Никитины рекомендуют погружением в воду при температуре 6-10 градусов. При этом в первый и второй дни необходимо выполнить такое погружение три раза.
Температура воздуха в помещении, где находится ваш малыш, должна быть 15-19 градусов (максимум 20).
Не кутать, не пеленать, большую часть дня проводить голышом - вот главное требование методики Никитиных!

Малыши, которым больше одного года...:

Игра "Сложите узор". Для этого необходимо использовать шесть кубиков, у которых грани окрашены в различные цвета. Из них можно складывать разнообразные узоры и картинки. Сначала необходимо предложить ребенку открыть коробку, достать кубики. Спрашивайте у малыша, где сторона того или иного цвета. Первое время дети учатся складывать узоры по заготовкам: необходимо сложить точно такой же рисунок, как на картинке. В дальнейшем задачу необходимо поменять. Нужно, глядя на кубики, сделать рисунок узора, который был образован.
Начиная с 1-1,5 лет учите детей складывать узоры из четырех кубиков. Со временем усложняйте узоры и переходите от использования одноцветных граней к двуцветным.

Игра "Уникуб". Она прекрасно развивает пространственное мышление, а также учит четкости, внимательности, точности и аккуратности. В ней используют 27 кубиков, грани которых окрашены в три цвета - синий. желтый, красный. Кроме этого, в игре необходимо использовать рисунки-задания. Детям в 1,5-3 года можно предлагать сначала просто складывать кубики в коробку. Со временем дети станут замечать разницу в цветах и смогут легко укладывать кубики в коробку таким образом, чтобы дно в ней было синим (или любым другим). Далее, задание усложняется - кубики необходимо уложить так, чтобы дно было синим, серединка - желтой, а верх - красным. Предлагайте малышу нарисованный образец.
Позднее детям предлагается сложить какие-то фигуры (поезд и другие) по заданию.

Игра "Обезьянка". Начинайте играть в нее в 2-3 года. Для этого используются кирпичики из пластмассы или дерева. В игре принимают участие двое - "мальчик", который из двух кирпичиков строит узор и "обезьянка", которая все за ним повторяет.
Постепенно необходимо усложнять игру, добавляя количество кирпичиков и заменяя их на новые фигуры.

Игра "План и карта". Используется с двух лет. Игра учит малышей пользоваться картой или планом. Используются детали разной формы и коробок, на дне которого изображен план размещения деталей. Тогда малыш, видя на дне красный кружок, поставит на него красный цилиндр, а на голубой квадрат - голубой кубик и т.д.

Игра "Сложите квадрат". Суть состоит в том, чтобы собрать квадрат из частей определенного оттенка. Так дети учатся отбирать части по цветам, формам, различать цвета, соотносить часть и целое.
Детям в возрасте 2-4 лет необходимо давать части одного квадрата отдельно, не смешивая их с деталями от других квадратов.
Задания важно постоянно усложнять. Сначала малыши собирают квадраты из двух частей определенного цвета, затем из трех частей и т.д.

Игра "Внимание". Игра с легкостью научит детей увидеть и запомнить разные объекты. В течение нескольких секунд им демонстрируют какую-либо фигуру, контур или знак. Затем его убирают. Задача ребенка - нарисовать увиденное с максимальной точностью (толщина линий, размеры, цвет и т.д.).

Для кого подходит методика:

Выбрав такую методику развития своих детей, каждая мама должна понимать, что это совсем иной подход к развитию малышей. Здесь нужно не просто рассказывать и показывать. Игра - это основа развития. И необходимо иметь творческий подход к каждому упражнению, постоянно его совершенствовать и усложнять.

Чтобы успешно освоить игры, мамам необходимо придерживаться таких правил:

Радоваться всем успехам малыша. Но не перехваливайте его;
- Показывать малышу резерв его возможностей, а также то, что он все может сделать с каждым разом все лучше и лучше;
- Не принуждать ребенка к участию в играх;
- Не выполнять задания вместо малыша, не подсказывать ему никаким образом;
- Быть искренне заинтересованной во всех детских делах.

Положительные стороны методики Никитиных:

Все задания в методике - это своего рода ступеньки. Они создают условия, которые опережают способности малыша. Всегда, поднимаясь до своего предела, малыш развивается более успешно;
- Раннее развитие происходит ненавязчивым и непринужденным способом;
- Методика великолепно развивает творческие способности, которые так важны в современной жизни. Успешность людей в настоящее время зависит от подвижности их мышления, быстрой ориентировки в решении различных задач;
- Разные по содержанию игры способствуют развитию различных сторон интеллекта: внимания, зрительного и пространственного мышления, памяти, воображения и других;
- Родители, играя с детьми в игры, учатся держать себя в руках, а также дают возможность малышу рассуждать, принимать самостоятельные решения и делать выводы;
- Игры помогают установить тесный контакт родителей и детей, способствуют сближению, сплочению, а также делают доступными самые сокровенные тайны детской души.

Сложности при применении методики Никитиных:

O Обучение детей по данной методике может усложнить процесс налаживания контакта с окружающими;
o В методике недостаточное внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей;
o Из-за отсутствия систематичности и разумного принуждения, дети не получают нормальных и регулярных знаний по школьной программе.

Стоит ли начинать?:

Методика очень увлекательная, но требует соблюдения определенных правил, касающихся взаимодействия с детьми.
Игры, которые представлены авторами, направлены главным образом на развитие логики и образного мышления. Поэтому рекомендуется использовать их наряду с остальными существующими методиками, чтобы развитие малыша включало весь спектр дисциплин.
Большой психологический дискомфорт может принести раннее закаливание, требующее окунания ребенка в очень холодную воду, пребывание его при 18-ти градусах. Естественно, что такие условия сделают малыша крепче, ведь ему необходимо бороться с суровыми условиями. Но не пострадает ли от этого психика? Ведь ребенок может всегда воспринимать окружающий его мир таким, где надо постоянно преодолевать препятствия и бороться за то, чтобы выжить. В отличие от Никитиных, Гленн Доман рекомендует одевать малышей в футболочки и шорты, а также поддерживать температуру в помещении 32 градуса, чтобы переход из жизни в утробе матери не был таким радикальным и стрессовым.
Перед началом использования методики важно тщательно изучить ее и правильно подобрать для себя то направление, в котором будет комфортно и интересно двигаться и родителям, и малышам.

Успехов вам! И верьте в своих малышей, ведь они от природы способны делать невероятное!




Публикации по теме