Третий месяц — развивающие игры для малыша.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка.

Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными

Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы

Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы

Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой

Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, 67 или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика

Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница

Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы

Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка

Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом

Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз. В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног

Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку, Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш

Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка

Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок

В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку

Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком

Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. "После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика

Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель

Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

Мы с вами подробно обсудили, как и чем заниматься с двухмесячным малышом, чтобы он правильно и своевременно развивался, а сегодня пришло время узнать о том, .

Трехмесячный малыш становится для вас очень интересным партнером по играм, ведь он уже умело демонстрирует разнообразные эмоции и активно выражает свое отношение к предложенной вами игре с помощью жестов, мимики и звуков голоса.

Что же должен уметь Ваш малыш к концу 3 месяца?

Двигательные навыки
  • Поворачивается со спины на бок
  • Сидит при поддержке за руки
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони
  • Рассматривает свои ручки
  • Рассматривает и захватывает висящую игрушку
  • Находит глазками источник звука
  • Нормально реагирует на спокойную и ритмичную музыку
  • Радуется маме
  • Смеется в ответ на обращение
  • Поддерживает ручками грудь мамы или бутылочку
Звуки, речь
  • Длительно гулит
  • Смеется:-D

Уверена, что с помощью сегодняшней подборки игр и занятий вам будет легко порадовать вашего кроху, и вы снова и снова будете слышать веселый детский смех. Да-да, именно в этом возрасте ваш малыш впервые не просто улыбнется вам, но и начнет смеяться. Кто знает, может быть, это произойдет именно во время одной из следующих игр?

Время на игры

В возрасте 3-х месяцев кроха уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования – до 3,5 часов, так что времени для новых игр и занятий у вас достаточно. Но не забывайте периодически повторять игры и занятия, которые запомнились и понравились вашему ребенку в предыдущие месяцы жизни. Старайтесь каждый раз немного дополнять и усложнять их, чтобы поддерживать интерес ребеночка и сохранять развивающий эффект занятий.

Игры и занятия

А сейчас поговорим, как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр и упражнений.

Перевороты

Для начала небольшая разминка. Ваш трехмесячный малыш, скорее всего, уже умеет переворачиваться со спинки на бочок . Если нет, попробуйте делать с ним следующее упражнение. Малыш лежит на спине на пеленальном столике или на диване. Мягко согните ножки крохи в коленях и наклоните их в сторону. Ребенок повернется за коленями.

Поскольку в этом возрасте ребенок уже вполне сознательно тянется за игрушкой, вы можете стимулировать повороты на бок с помощью яркой . Дайте малышу схватить игрушку и обязательно похвалите кроху. Когда ребенок хорошо освоит повороты на бок, можно переходить к следующему этапу – учиться переворачиваться на животик .

Чтобы помочь крохе поворачиваться через левый бочок, поднимите его левую ручку над головой, а согнутую правую ножку наклоните влево. Во время выполнения этого упражнения работают мышцы спины, живота и шеи, поэтому оно очень хорошо подготавливает ребенка к будущим самостоятельным переворотам.

Другие идеи активных игр вы найдете в статье « «.

Тактильная перчатка

Помните, как мы с вами делали массаж пальчиков с помощью перчатки с нашитыми на нее кусочками материалов разной фактуры? Это упражнение сейчас тоже очень актуально, поскольку кроха начинает активно ощупывать все, что попадается ему в руки. Вы можете быть уверены, что вашего трехмесячного малыша заинтересуют следующие занятия для развития тактильных ощущений .

Самодельная тактильная книжка

Подберите кусочки различных тканей и материалов – замша, шелк, мех, атлас, шерсть, велюр, вельвет, флис, пластик, полиэтилен, фольга, хозяйственная губка, вата, губка и т.д. (чем больше разных материалов вы сможете подобрать, тем лучше). Теперь наклейте на кусочки картона с помощью двустороннего скотча – у вас получились тактильные странички, которые можно скрепить ленточкой или цепочкой.

Таким же способом вы можете превратить любую книжку в тактильную. Например, купите дешевые книжки-картонки и наклейте кусочки разных материалов в подходящих местах прямо на иллюстрации в книжке (голубой атлас на место озера, кусочек меха на спинку барашка, вату на облака и т.д.). Позвольте крохе исследовать книжку вдоль и поперек, но только под вашим контролем. Помните, что все, что попадается трехмесячному крохе в руки, рано или поздно окажется у него во рту. Не теряйте бдительности.

Маленький совет: при желании используйте подобранные вами лоскуточки для создания сенсорного лото, которое вы сможете использовать для занятий с малышом, когда он немного подрастет. Подробный мастер-класс .

Волшебный мешок

Еще одно «долгоиграющее» развивающее пособие, с которым будет интересно играть вашему малышу в 3 месяца и, возможно, в 3 года (по крайней мере, мой сын с удовольствием играет с мешочком в 2,5 года). Для этой игры вам понадобится непрозрачный тканевый мешочек (а в первое время я использовала коробку), в который вы сложите самые разные интересные предметы для вашего маленького исследователя.

Это могут быть игрушки из шоколадных яиц, резиновые мячики из зоомагазина, пробки от шампанского, резиновое колечко-эспандер, деревянные, пластиковые, металлические, костяные фигурки, кусочек губки, щетка для одежды (чистая, конечно), детали от конструктора и т.д.

Естественно, изучать содержимое этого волшебного мешочка кроха сможет только под вашим присмотром, но зато сколько удивительных открытий его ждет! Проговаривайте ощущения малыша, когда он ощупывает новую добычу, называйте цвет, форму, материал, из которого сделан предмет, – все это пойдет на пользу не только , но и речевому развитию ребенка.

Кроме того обогащать сенсорный опыт малыша можно и нужно во время купания и переодевания — об этом вы можете прочитать в нашей статье « «.

Откуда звук?

Для развития слухового восприятия , а также чувства ритма обращайте внимание крохи на разнообразные звуки, которые он слышит вокруг себя. Можете поиграть с крохой так: в соседней комнате положите музыкальную игрушку, заведите музыкальную шкатулку или включите какую-то приятную мелодию на телефоне.

Возьмите кроху на руки, привлеките его внимание к звуку и вместе отправляйтесь на поиски его источника: «Ты слышишь музыку, малыш? Кто это поет? Давай поищем!». Поиски не должны затягиваться, иначе малыш может отвлечься. Когда кроха увидит игрушку, выразите свою радость: «Ура! Мы нашли поющую игрушку!». Если игра понравилась малышу, повторите ее, но следите, чтобы малыш не переутомился от избытка впечатлений.

Слушаем музыку

К трехмесячному возрасту кроха уже способен на достаточно продолжительное слуховое сосредоточение на звучащей музыке, поэтому вы можете разнообразить ваши музыкальные занятия , включая короткие детские песенки для активного прослушивания (например, «Песенка Львенка и Черепахи», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка» и т.п.). В качестве фонового музыкального сопровождения отдавайте предпочтение композициям из серии «Звуки природы» или классическим произведениям.

Танцую с мамой

Во время активного бодрствования малыша продолжайте слушать музыку и танцевать с младенцем на руках . Теперь, когда он уже более уверенно держит голову, можно добавить в ваш танцевальный репертуар легкие покачивания и повороты из стороны в сторону. Под музыку приближайте и удаляйте кроху на расстояние вытянутых рук, попробуйте слегка (примерно на угол в 45%) наклонять его из стороны в сторону — при этом будут работать мышцы шеи и спины. Следите, чтобы упражнение не вызывало отрицательных эмоций у малыша.

Поймай меня, если сможешь

Еще одну увлекательную «занимашку» для трехмесячного малыша вы можете сделать за считанные минуты. Все, что вам понадобится, это пустая пластиковая бутылочка (лучше всего подойдет пол-литровая, но можно поэкспериментировать и с другими объемами) и горсть любого сыпучего материала — попробуйте фасоль, горох, чечевицу, макароны, мелкие камешки, разноцветные пуговицы или бусины. Снимите этикетку с бутылки, насыпьте внутрь выбранный вами наполнитель и крепко закрутите крышку. Для верности можно обмотать крышку скотчем.

Теперь расположите вашего кроху на полу (во избежание падения) и положите перед ним новую игрушку. Покачайте ее из стороны в сторону, привлекая внимание ребеночка к звуку пересыпающейся крупы. Малыш попробует схватить игрушку, толкнет ее и снова услышит звук, а бутылка откатится вперед. Помогите своему малышу снова добраться до добычи — подставьте ладони под его пяточки, и он сможет оттолкнуться ножками.

Это нехитрое упражнение способствует (ребенок учится сопоставлять свои действия и их последствия – звук и движение бутылки), тренирует навыки слухового и зрительного сосредоточения, развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы спины, шеи и живота.

Для развития мелкой моторики в этом месяце предложим малышу следующие упражнения.

Читаем газету

Дайте крохе на растерзание лист газеты или журнала. Сминать и рвать бумагу – отличное упражнение для укрепления силы пальчиков, а тонкая газетная бумага исключает опасность порезаться. Можно также использовать салфетки или туалетную бумагу (хотя последнее развлечение я бы рекомендовала отложить для ребенка постарше, когда он оценит всю прелесть этого увлекательного занятия), однако они не будут так интересно шуршать, как газетная бумага. В общем, предоставьте свободу действий вашему малышу, ваша задача – не оставить ему никакого шанса отправить кусочек бумаги в рот.

Колечко-колечко

Среди игрушек вашего малыша наверняка отыщется резиновое колечко подходящего размера, которое удобно хватать маленькой ручкой и исследовать с помощью губ, десен и языка (какие еще игрушки нужны трехмесячному крохе, читайте ). Протягивайте крохе колечко, приговаривая «На!», затем просите отдать колечко и говорите «Спасибо». Эта игра способствует накоплению пассивного словарного запаса ребенка и учит его элементарным приемам социального взаимодействия.

Чтобы ответить на вопрос, как развивать ребенка в 3 месяца , нужно понимать ключевые особенности психического и физического его развития в этом возрасте.

Одна из таких особенностей – все возрастающий интерес крохи к собственному телу. Трехмесячный малыш может подолгу играть с собственными ручками – рассматривать их, сцеплять и расцеплять, сжимать и разжимать кулачки, ловить одной ручкой другую, засовывать пальчики и целые кулачки в рот. Активные движения рук и ног однажды достигают результата – они встречаются и уже вместе продолжают движение в сторону рта, который в этом возрасте по праву можно назвать важнейшим органом чувств ребенка.

Недавно стали мамой малыша?

Вот несколько игр, которые позволят вашему малышу узнать много нового, основываясь на его естественном интересе к своему телу.

Отражения

Для этой игры вам понадобится большое зеркало и еще какой-нибудь реквизит для самого настоящего «кривляния» — шарф, кепка, очки, наушники, заколка для волос с крупным цветком и т.п. Удобно расположитесь вместе с малышом напротив зеркала. Медленно улыбнитесь, потом засмейтесь, снова улыбнитесь, высуньте язык, нахмурьтесь, придайте лицу печальное выражение. Теперь примерьте что-то из своего реквизита.

Каждый раз сопровождайте свой новый образ и новое отражение словесным комментарием, например: «Я улыбаюсь», «Мне грустно», «У меня на носу очки», «Розовый мне к лицу», «Я выгляжу смешно», «У тебя на голове кепка» и т.д. Игра способствует расширению пассивного словарного запаса () и обогащению эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, со временем ребенок поймет, что в зеркале он видит свое и ваше отражение, и тогда вы сможете предложить ему более сложные игры с зеркалом.

Где у мамы…?

В эту игру можно играть и с подросшим малышом, ну а начать в 3 месяца — самое время. Во время активного бодрствования удобно расположитесь с ребенком на полу или на диване. Положите кроху на колени лицом к себе, при этом следите, чтобы малыш не сидел у вас на коленях.

Начинайте игру. Улыбнитесь крохе, поговорите с ним, привлекая его взгляд к вашему лицу. Мягко возьмите ручку малыша в свою и спросите: «Где у мамы нос? Ищем-ищем, ищем-ищем, вот нос! Это мамин нос?». Ручкой малыша дотроньтесь до своего носа. «А где Егоркин (Машин, Петин) нос? Это? (опять дайте малышу схватить ваш нос) Нет, это мамин нос! А где Егоркин? (дотроньтесь до носа малыша) Вот он! Вот Егоркин нос!». Повторите с другими частями лица.

Если поблизости находится папа, привлеките к участию в этой игре и его нос. Если вы будете часто играть в эту игру, малыш через некоторое время запомнит, где находятся разные части лица (только не слишком усердствуйте с их количеством, для начала достаточно будет 3-4 наименований), и будет сам их показывать.

Мышки

Используйте потешку или какой-нибудь понравившийся вам стишок для игры-щекоталки. Обычно такие игры доставляют трехмесячным малышам массу удовольствия и вызывают улыбки и смех. А главное, положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе такой игры, способствует лучшему запоминанию названий частей тела. Мы играли так:

Мышки побежали-побежали-побежали… Все разбежались.

(Пальцы обеих рук бегут по телу малыша от кончиков пяточек к макушке)

Идет кошка: «Мяу-мяу, где же мышка?»

(«Идем» ладошками по ножкам, бочкам, животику и спинке малыша, мягко, как кошка)

Вот она, мышка, попалась! Она на животике! (на коленке, на пяточке, на шейке, на носу и т.д.)

(Хватаем малыша за какую-нибудь часть тела и называем ее)

Комарики

Эта игра аналогична предыдущей. Ритмично и с чуть преувеличенной артикуляцией читайте потешку и на соответствующий текст «кусайте» малыша щепоткой пальцев.

Дарики-дарики,

Ай-да комарики,

Вились-вились,

В ножку (ручку, носик, животик…) вцепились!

Подобные игры способствуют запоминанию названий частей тела малыша и обогащению его представлений о собственном теле.

Развитие навыков и умений с помощью игр и забав в 3 месяца

Сферы развития ребенка Игры для развития данной сферы
Двигательные навыки
  • Перевороты на бочок и на животик
  • Бутылочка с наполнением
  • Упражнения на фитболе
Зрительное и слуховое восприятие
  • Игра «Откуда звук»
  • Слушать классическую и ритмичную музыку и танцевать под нее с мамой
  • Бутылочка с наполнением
Эмоциональная сфера развития ребенка, социальное поведение
  • Игра «Колечко-колечко»
  • Смотрим вместе в зеркало и меняем реквизиты и эмоции
  • Игра с тактильной перчаткой
  • Самодельная тактильная книжка
  • Волшебный мешок
Звуки, речь
  • Игра «Где у мамы?»
  • Игра «Мышки»
  • Игра «Комарики»
  • Волшебный мешок
  • Сминать и рвать бумагу

Соблюдайте баланс

В завершение сегодняшнего обзора на тему «Как развивать ребенка в 3 месяца » хочется отметить, что в этом возрасте малыши демонстрируют огромную любознательность и самостоятельность. Для того чтобы поддержать эти чудесные качества в вашем ребенке, я дам вам две, на первый взгляд, противоположных рекомендации:

1. Чаще носите ребенка на руках. Позвольте ему стать частью ваших обычных забот по хозяйству (конечно, если это не глажка белья или приготовление кипящего бульона) и регулярно устраивайте экскурсии по квартире для своего малыша. При этом желательно носить кроху в разных позах – на плече, на животе, вертикально, прижав его спинкой к своей груди, ведь в каждой из этих поз открывается иной обзор окружающего пространства, и все вокруг выглядит немного иначе.

2. Чаще выкладывайте малыша на пол, давая ему возможность активно двигаться и самостоятельно играть, изучая свои ручки и ножки, игрушки, коврик, на котором он лежит и т.д. Естественно, при этом вы должны оставаться поблизости от малыша, наблюдать, разговаривать с ним, при необходимости оказывать ему помощь (например, если погремушка откатилась слишком далеко, и ему никак не достать ее самостоятельно).

Уверена, что ваша материнская интуиция поможет вам найти правильный баланс развивающих занятий, самостоятельных игр малыша, ношения его на руках и простого с крохой. Если вы с самого рождения занимаетесь с малышом, следуя моим рекомендациям, то сейчас он уже привык к занятиям, и, возможно, даже дает вам знать о своем желании поиграть с мамой. Уверена, вы не разочаруете его и в следующем месяце, ведь вас ждет новая подборка игр и упражнений для .

Посмотрите небольшое видео о развитии ребёнка в 3 месяца:

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев проходит интенсивно и стремительно, его органы и системы совершенствуются бурными темпами.

Физическое развитие

В три месяца малыша обязательно нужно показать педиатру. Специалист зафиксирует и оценит прибавки в весе и росте ребенка, наличие необходимых рефлексов, назначит комплекс прививок.

С трех до четырех месяцев кроха должен набрать порядка 880 граммов и вырасти на 3 сантиметра. В этот период окружность головы малыша сравнивается с окружностью грудной клетки.

В трехмесячном возрасте малыш, лежа на животе, удерживает голову в течение 10-15 секунд. Он может поворачивать ее, реагируя на звуки, и рассматривать лица окружающих людей. Кроме человеческих лиц внимание крохи привлекают и яркие предметы. Но теперь он способен не только следить взглядом за интересующей его вещью, но и пытается ухватить ее. Координация движений карапуза заметно улучшается. Более того, все, что попадает в руки, он не только разглядывает, но и пытается засунуть в рот.

Ребенок в 3 месяца способен переворачиваться со спины на бочок, приподниматься на локтях. Последний навык очень важен в переоценке отношения к пространству и для формирования самосознания маленького человека. Кроха, частично отрываясь от поверхности, начинает чувствовать границы своего тела и уясняет, что кроватка или пеленальный столик – не его продолжение.

Психическое развитие

Центральная нервная система трехмесячного малыша поражает скоростью своего эволюционирования, от чего напрямую зависят особенности психического развития.

В возрасте трех месяцев младенческий плач отходит на второй план, а улыбка больше не носит рефлекторный характер.

Она уже вполне осмысленная и превращается в универсальный способ общения. Причем улыбается кроха по-разному, в зависимости от ситуации.

В три месяца карапуз осчастливливает родителей первым настоящим звонким смехом. Поддержите его в этих начинаниях – почаще улыбайтесь своему чаду и смейтесь вместе с ним. Таким образом налаживается контакт с малышом, родители и ребенок учатся понимать друг друга. Подобное взаимодействие – залог успеха в дальнейшем развитии крохи.

По окончании третьего месяца малыш уже умеет капризничать, что чаще всего связано с тем, что он заскучал. Хнычущий плач капризули легко отличить от настоящего плача, вызванного реальной проблемой – физическим или моральным дискомфортом.

Характер плача ребенка в этом возрасте поможет взрослым разобраться в том, что же на самом деле беспокоит малыша:

  • Голодный плач начинается со всхлипываний, резко усиливается, становится пронзительным. Покормите своего карапуза – и он успокоится.
  • Плач от усталости зачастую сопровождается потиранием глазок и прикладыванием головки к кроватке или маминой груди. Создайте условия для малыша, чтобы помочь ему заснуть.
  • Плач от боли, громкий и раздраженный, как правило, начинается внезапно. Если вы не можете понять, что болит у вашего чада, стоит обратиться к врачу.
  • Повышенное внутричерепное давление (нередкое явление у младенцев) может заставить кроху плакать. Обычно это происходит в одно и то же время.

Карапуз в три месяца уже может проявлять характер и пытаться настоять на своем. Как только родители подходят к кроватке младенца, он тут же начинает активничать – двигаться и улыбаться. Если раньше малыш подобным поведением просто копировал ваши действия, то сейчас он сопоставляет ваш образ с заботой и лаской.

Когда ребенок бодрствует, он нуждается в вашем присутствии, ему хочется видеть родные и близкие лица. Если родители надолго исчезают из его поля зрения, кроха начинает проявлять тревогу и беспокойство. В такие моменты нарушается «обратная связь», которая очень важна в обеспечении нормального интеллектуального и психического развития малыша.

Развивающие занятия с трехмесячным ребенком

Если вы еще не занимались с малышом гимнастическими упражнениями – самое время начать это делать.

Физические упражнения и массаж

Ежедневная зарядка благотворно влияет на детский организм, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и дыхательной систем крохи. Физические упражнения не только помогают развивать двигательные навыки, но и способствуют регуляции нервных процессов.

К концу третьего-началу четвертого месяца карапуз ведет уже достаточно активный образ жизни и способен бодрствовать несколько часов подряд. Для занятий гимнастикой лучше выбрать время, когда у ребенка отличное настроение.

Если кроха уже уверенно держит головку, его как можно чаще следует выкладывать на живот. Это простейшее упражнение поможет укрепить мышечную систему малыша. После лежания на животе переверните его на спинку и по несколько раз согните и разогните ножки и скрещивайте ручки.

Для занятий гимнастикой можно использовать большой надувной мяч (фитбол). Карапуза необходимо положить животом на мяч и развести коленки в разные стороны. Затем, аккуратно придерживая малыша за спинку, покачайте на фитболе из одной стороны в другую. Следите, чтобы мяч не был слишком холодным, иначе у крохи может возникнуть неприязнь к подобному время провождению.

В этом возрасте физическими упражнениями можно заниматься и в ванне. Если малыш не боится «большой» воды и он здоров, продолжительность пребывания в ванне увеличивают до 20-25 минут. Поддерживая малыша под спинку или под животик, держите его на поверхности воды, чтобы он свободно двигал ручками и ножками.

Ежедневный массаж тоже благоприятно сказывается на развитии карапуза. Чтобы ребенок не переутомился, на массаж отводится не более десяти минут. Массажные движения должны быть энергичными и размеренными, а закончить процедуру следует нежными поглаживаниями. Техника массажа такова:

  1. Массаж спины. Тыльной стороной руки погладьте спинку снизу вверх, а ладонью – сверху вниз;
  2. Массаж косых и поперечных мышц живота. Подложите под поясницу крохи ладони обеих рук и продвигайте их до тех пор, пока они не соединятся на уровне пупочка ребенка;
  3. Массаж живота. Одной рукой легкими круговыми движениями по направлению часовой стрелки проведите по животику крохи, а другой – придерживайте его ножки;
  4. Стопы и ладошки малыша можно разминать, приговаривая веселые потешки.

Кроме очевидной пользы здоровью, подобные мероприятия доставят вам и малышу массу удовольствия и помогут наладить эмоциональный контакт.

Совершенствование координации и мелкой моторики

Совершенствование целенаправленных движений рук (система глаза-руки) – это важный этап в общем развитии малыша. Для этого натяните над кроваткой тесемку с разноцветными предметами различной формы или смастерите мобиль – подвеску-карусель. В качестве привлекающих детское внимание предметов можно использовать кусочки ткани, пуговицы на леске, металлические ключики, погремушки, вязаные игрушки.

Пусть кроха хватает, трогает и ощупывает – ему наверняка придется по душе новое занятие. Чтобы интерес малыша к самодельной композиции не пропадал – периодически обновляйте ее новыми вещицами. Главное, не забывайте про безопасность: малыш не должен иметь возможность оторвать что-либо.

Воспитание слуха и обоняния

Ваше трехмесячное чадо уже локализирует звук в пространстве. Если ему невидим источник звука, кроха поворачивается и пытается найти его взглядом. Чтобы развивать слух ребенка, чаще включайте музыкальные композиции, причем самые разные – от спокойных и тихих до ритмичных и громких. Заметьте, колыбельную он будет слушать безмятежно, а вот слыша танцевальную мелодию, он оживится и задвигает ручками и ножками. Подобные музыкальные занятия воспитают слух и чувство ритма малыша. Только не переусердствуйте: если вы заметили, что ребенок устал и перевозбудился, выключите музыку, возьмите свое чадо на руки, приласкайте и успокойте его.

Чтобы помочь развитию у ребенка одного из главных человеческих чувств – обоняния – можно сшить небольшие мешочки из полотняной ткани и наполнить их разными ароматическими травами (мятой, мелиссой, валерианой, лимонником, можжевельником, душицей). Если трав под рукой нет, но есть ароматические масла, пропитайте ими бумагу и используйте в качестве наполнителя. Пусть малыш нюхает и ощупывает эти мешочки. Главное, чтобы у него не было аллергии на выбранные ароматы.

Стимуляция первой речи

Ваше чадо все больше нуждается в общении, он реагирует на обращение к нему взрослого, ждет ответа. Заметив папу или маму, малыш радостно гулит, а его «словарный запас» пополнился слогами «агу», «ага», «бу», «гу». Карапуз полноценно общается, используя разнообразные интонации и жестикулируя руками и ногами.

Беседуйте с малышом, побуждайте его к разговору, предоставляйте ему возможность ответить на ваш вопрос. Если кроха гулением или улыбкой предлагает пообщаться – откликайтесь, ведь тем самым вы поощряете его к развитию навыков общения.

По возможности занимайтесь домашними делами, находясь в поле зрения карапуза. Тогда он сможет наблюдать за вашими действиями. Комментируйте все, что вы делаете, описывайте ему окружающие предметы, рассказывайте о минувших событиях и замыслах на будущее. Разговаривайте с малышом спокойно, нараспев, чтобы ему легче было улавливать отдельные слова. С каждым днем ребенок все лучше будет понимать речь, обращенную к нему.

Игры для развития мышления

Даже для такого маленького человечка, которому едва исполнилось три месяца, существуют игры, помогающие развивать мышление. Например:

  • Погремушка. Дайте малышу в руку погремушку и немного встряхните ее. Понаблюдайте за крохой: поднимет ли он руку, чтобы узнать, откуда доносится звук.
  • Мячик. Положите карапуза на живот и покатайте яркий мячик на расстоянии полуметра от его лица. Посмотрите, как малыш следит за движущимся предметом. Еще немного, и он научится координировать движения, пытаясь приблизиться к мячу.
  • Звоночек. Позвоните в звоночек на глазах у малыша. После уберите звоночек из его поля зрения и опять позвоните. Понаблюдайте, как ребенок ищет глазами потерянный предмет.
  • Карусель. Привяжите шнурок к яркому пластиковому кольцу и медленно вращайте им вокруг карапуза. Уберите кольцо и посмотрите, как кроха начнет искать его взглядом.

В заключение

Перечень основных навыков, присущих трехмесячному возрасту, не стоит воспринимать как обязательные нормативы. Какие-либо задержки в развитии указывают на серьезную проблему лишь в редких случаях. А в основном это просто индивидуальная особенность малыша. Так что если ваше чадо не во всем соответствует каким-то показателям, паниковать не нужно. Карапуза должна окружать эмоционально положительная обстановка. А своими способностями и достижениями он еще не раз вас удивит.



Публикации по теме