Зимняя форма солдат рф. Форма одежды военнослужащих (нормы и что из себя представляет)

Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция Лосский Николай Онуфриевич

ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ

ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ

Печатается по изданию: Лосский Н. О. Общедоступное введение в философию (предисловие С. А. Левицкого). Frankfurt а. М.; «Посев», 1956.

Публикация включает следующие разделы книги: Ч. 1 «Введение в философию персоналистического идеал-реализма» (с. 17-81); гл. 21 «Отвлеченный и конкретный идеалреализм» из ч. III «Обзор главных направлений метафизики» (с. 199-203).

Если в дореволюционном (Спб., 1911) «Введении в философию» Н. О. Лосский смог ограничиться «Введением в теорию знания», то изданное им на склоне лет «Общедоступное введение в философию» содержит основы всей его философской системы. В книге в популярной форме изложена суть его мировоззрения. В сжатом виде, уже подводя итог своей творческой эволюции, он раскрывал её так: «Вопрос об абстрактно-идеальном бытии был решен мною следующим образом. Абстрактно-идеальное бытие, например, математические идеи или идеи родов и видов, например идея лошадности, не имеют творческой силы и потому не могут сами себя реализовать в пространстве и времени. Мало того, они не могут существовать сами по себе. Индивидуальные субстанциальные деятели суть носители этих идей. Обладая творческою силою, они творят события, то есть реальное бытие, сообразно тем или другим идеям… Такую метафизику я называю словом «идеал-реализм», разумея под этим термином учение о том, что реальное, то есть временное и пространственно-временное бытие творится не иначе, как на основе идеального бытия. Выражая сущность своей метафизики словом «идеал-реализм», я, конечно, даю определение этого термина.

Философы, привыкшие обозначать словами «идеализм» и «реализм» гносеологические направления, несовместимые друг с другом, воображают, что мой идеал-реализм есть какая-то невероятная нелепость. Они упускают из виду моё определение этого термина, из которого следует, что я обозначаю им особый вид метафизики, а не гносеологии… Согласно учению, разработанному мною, общее подчинено индивидуальному, потому что индивидуальные деятели суть носители общих идей, свободно реализующие их. Это учение есть синтез ценных сторон средневекового реализма, то есть учения о бытии универсалий, с номинализмом, поскольку номинализм выдвигает на первый план индивидуальное единичное бытие» (Лосский И. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. Munchen, 1968. С. 251-252).

С. 312* См.: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991 С. 177-178.

С. 316* Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Гл. X. «Любовь» – см. изд. 1991 г. С. 180-200.

С. 320* Lutoslawski W. Niesmertelnosc duszy, 1925.

С. 321* Лосский ссылается на книгу «Жизнь и письма Чарлза Дарвина, с включением автобиографической главы, издано его сыном Фрэнсисом Дарвином» (3 v., 1887).

С. 324*· См.: Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 276.

С. 325*· Там же. С. 267, 274, 275.

C. Там же. С. 275.

С. 326· Там же. С. 274.

С. 327* См.: Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 108.

С. 334 * Лосский Н. Интуитивная философия Бергсона. М., 1914.

С. 335* См. примеч. к с. 162.

Из книги Объективное знание. Эволюционный подход автора Поппер Карл Раймунд

4. Реализм Реализм - существенная черта здравого смысла. Здравый смысл различает видимость, или кажимость (appearance), и реальность (reality). (Это можно проиллюстрировать такими примерами, как: «Сегодня воздух так чист, что горы кажутся ближе, чем на самом деле» или «Кажется, что

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

4. Реализм в логике Я против того, чтобы смотреть на логику как на какую-то игру. Я знаю о так называемых альтернативных системах логики и даже сам изобрел одну из них, но альтернативные системы логики можно обсуждать с очень разных точек зрения. Можно считать, что вопрос о

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

1. Субстанциализм, актуализм и идеал-реализм в учениях о душе Как среда учений о материальном процессе, так и среди учений о душевных процессах наибольшим распространением пользуется субстанциализм. Словом душа чаще всего обозначается субстанция, считаемая носителем

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

7. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм Замечательный образец учения, имеющего по своей внешности характер материализма, а в действительности представляющего собою безотчетный идеал-реализм, есть метафизика стоиков. Чтобы выяснить почему многим умам

Из книги Философия Х. Патнэма автора Макеева Лолита Брониславовна

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Глава восьмая КОНКРЕТНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ КАК МНОГОСТОРОННИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СИНТЕЗ Конкретный органический идеал-реализм есть учение, наиболее многостороннее из всех рассмотренных нами типов мировоззрений.Строя онтологию, он признает, что существуют типы

Из книги Современная литературная теория. Антология автора Кабанова И. В.

Глава двадцать первая ОТВЛЕЧЕННЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ Отвлеченным я называю идеал-реализм, допускающий только отвлеченно-идеальные начала, идеи, тогда как конкретный идеал-реализм признает, сверх того, ещё и конкретно-идеальные начала. К области

Из книги О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Том 1 автора Рубинштейн Моисей Матвеевич

ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ Печатается по изданию: Лосский Н. О. Общедоступное введение в философию (предисловие С. А. Левицкого). Frankfurt а. М.; «Посев», 1956.Публикация включает следующие разделы книги: Ч. 1 «Введение в философию персоналистического идеал-реализма» (с. 17-81); гл. 21 «Отвлеченный

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

III. Имагинативным реализм как подлинный реализм культуры Вступление Сперва об имагинативном реализме в искусстве, мифе и сказке, когда чудесное воспринимается как реальное.Античные мифы и созданная на почве этой мифологии эллинская поэзия - эпос, драма и хоровая лирика

Из книги Вырождение. Современные французы. автора Нордау Макс

14.5. Реализм Хотя десять миллионов лет - мгновение по сравнению с ожидаемым сроком жизни солнца (пять миллиардов лет), для выживания нашего вида и такой срок представляется мне чрезмерно долгим. Первый представитель рода homo появился около четырех миллионов лет назад, и

Из книги автора

5. Реализм или антиреализм? Итак, формулируя новую концепцию истины, Патнэм видел свою задачу в том, чтобы, с одной стороны, сохранить определенные "реалистические интуиции", а с другой – удовлетворить требованиям, предъявляемым современным уровнем

Из книги автора

Из книги автора

Реализм Те требования, которые я привел вначале, не равнозначны. Они могут даже противоречить друг другу. Некоторые выдвигаются во имя постмодерна, другие направлены против него. Это разные вещи – выдвинуть требование обязательности референта (и объективной реальности),

Из книги автора

ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ И ОТКАЗ ОТ ЭСХАТОЛОГИИ В книге «О смысле жизни» М. Рубинштейн стремится к построению системы мировоззрения, решающей чертой которого является оптимизм, основанный на непосредственном чувстве бытия, на доверии к жизни. Интересно, что собственно для

Из книги автора

3. Реализм Есть еще одна, последняя причина того, почему абсолютная правдивость совершенно необходима. Причина эта кроется в неизмеримом значении строгого реализма для всего нашего духовного здоровья, да и вообще для нашего отношения к жизни. Да, в жизни нам нужен

Из книги автора

Особое место в русской философии занимает идеал-реализм Н. О. Лосского и Л. С. Франка, а также философия совершенства И. А. Ильина. Идеал-реализм включает в бытие две неравноценных и качественно противоположные сферы - реального и идеального. К сфере идеального бытия Франк относит такие элементы, как числа, геометрические формы и фигуры, цвета, звуки, т. е. чистые всеобщие и сущностные содержания, имеющие вневременную силу и необходимость. Например, «дважды два - четыре» или «красное есть цвет» и т. п.

Лосский к идеальному бытию относит также все, что не имеет временной и пространственной формы и стоит выше событий и явлений, «осуществляющихся в различные времена и в разных местах». Таковы законы и бесчисленные отношения, пронизывающие мировую реальность, например отношения сходства и различия между элементами мира, равенства, качественные и пространственно-временные отношения, математические законы и законы чисел. Идеальные начала пронизывают и скрепляют в единое целое и одухотворяют общественную и человеческую жизнь. К ним следует отнести прежде всего идеалы совершенства, добра, истины, красоты, любви, являющиеся гранями абсолютного идеала - Бога, как Творца законов идеальных форм. Поистине, Бог говорит с физическим (материальным) миром на языке математики, а с человеком - голосом его совести. Реальное бытие представлено эмпирической действительностью «конкретных реальностей», «вещей», «существ», «процессов». Н. О. Лосский выделяет и характеризует реальное бытие как внешнее проявление жизнедеятельности духовных существ (например, духовное «я» человека, а также творческая жизненная сила любого структурного элемента как субстанционального деятеля, будь то атом, кристалл или планета, растение или животное. Реальное бытие существует на основе идеальности, которое находит свое воплощение в механических, физических, физиологических, индивидуально-психических, социальных и других процессах. Идеал-реализм имеет своей целью преодоление платоновского идеализма между царством идей и миром вещей, с одной стороны, а с другой - учения материализма о первичности материалистически трактуемой объективной реальности, которая отражается затем в идеально-обобщенных формах сознания.

Идеал-реализм несет в себе неисчерпаемый эвристический потенциал, который может и должен быть применен в философском, социальном, религиозном и научном осмыслении бытия мира и человека, коренных проблем современного общественного развития. Русская философия не должна оставаться только в проблемном поле истории философии. Она содержит в себе все основания целостной и работающей методологии, наиболее адекватной исследованию ключевых вопросов, требующих философского познания. Последующее изложение теоретических основ философии позволит нам убедиться в этом. В методологическом и теоретическом плане требуется разворот на восстановление, реконструкцию и актуализацию творческого наследия русской религиозно-философской мысли в разработке и практическом воплощении выверенной диалектики духовного и социального в становлении и самоопределении полноценной личности.

Отечественная религиозно-философская мысль и, в частности, идеал-реализм были адекватным ответом на вызовы времени. Идеал-реализм - это не просто одно из течений и школ в многообразии русской мысли, а главное и ведущее направление всей отечественной духовной культуры, ее вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении нашего национально-исторического своеобразия и призвания. В своих методологических позициях, онтологических и гносеологических основаниях, антропологическом, аксиологическом и общем социально-философском подходах идеал-реализм не должен оставаться только в проблемном поле истории философии.

Идеал-реализм содержит в себе все основания целостной и работающей методологии, наиболее адекватной теоретическому исследованию и практическому решению ключевых вопросов современности и самой будущности России, прежде всего в экономике и социальной сфере, образовании и воспитании. Впитав в себя высшие прозрения мировой и русской философской классики, опыт святоотеческого учения, наиболее зрелую, системную и целостно завершенную форму, идеал-реализм получил от своей духовной предтечи - славянофильства в учении о соборности и духовной цельности личности А. С. Хомякова и И. В. Киреевского. В философии всеединства и Богочеловечества В. С. Соловьева, в творчестве кн. С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Н. О. Лосского и И. А. Ильина идеал-реализм утверждается в статусе самостоятельного и оригинального направления.

Сущностной чертой идеал-реализма является общефилософская универсальность его методологии. Она охватывает онтологию и гносеологию, социальную философию и антропологию, раскрывает возможности творческого синтеза логики и аксиологии. И. А. Ильина с полным основанием можно назвать автором оригинальной теории - духовной актологии. Духовный акт Ивана Ильина целостный. В нем «соло» каждой способности сопровождается «хором» всех остальных и возникает «симфония» духа, дарующая полноту миропереживания и понимания.

К таким способностям относятся разумное мышление, понимающее объективную истину; нравственная воля, ориентированная на сотворение добра; продуктивное воображение и эстетическое созерцание, постигающее прекрасное; любящее сердце, интуитивно схватывающее объективно лучшее содержание и переживающее его художественно; верование, укорененное в совершенство Божие; совесть, оценивающая помыслы и деяния с позиций должного совершенства.

Обратимся к самым базовым понятиям - идеал и реализм, единство и взаимосвязь которых определяет сущность данного философского направления. По исторической оценке В. С. Соловьева учение об идее дали нам греки. В русской философии учение Платона было воспринято предельно широко, как некое духовное устремление, «как указующий перст от земли к небу, от долу - горе»

Глубокую трактовку соотношения идеального и реального в платоновской интерпретации дает А. Ф. Лосев, блестящий знаток античности и тонкий исследователь творчества Платона. Платоновское учение об идее предстает у него как выражение принципа, смысла, целостности и качественной определенности, сущности и закона проявления той или иной предметной реальности. В таком ракурсе эвристическое и творческое, креативное значение феномена идеального в его связи с реальным воплощением имеет непреходящее значение. Что касается реализма, то в его онтологическом понимании в истории философии сложились различные концепции.

Они варьируются от объективно-идеалистических и до непосредственно материалистических вариантов. В той или иной интерпретации они признают реальность и действительность предмета познания или практики. Реализм признан наиболее адекватным методом осмысления, постижения и преобразования действительности для любого серьезного, системного и основательного философского, научного, художественного и социального исследования. Так, в последние два столетия литературный и в целом художественный процесс в России развивался в русле реализма в формах критического или социалистического реализма. Сами определения формы критической, социалистической, национальной и т. д. имеют вспомогательное значение к сущности и природе реализма. В языковой семантике синонимами понятия «реализм» служат такие определения, как жизненность, правдивость, действительность, существенность, явь, факт, взятые из жизни и соответствующее жизненной правде.

Методология идеал-реализма приобретает характер всеобщности и конкретности в связи с соответствующим определением. Она нацеливает на максимальное приближение к существующему предмету или процессу в его бытийной действительности. Тем самым идеал-реализм выступает способом восприятия, понимания и переживания в целостном духовном акте феномена идеального как объективно сущего, совершенного и высшего. В. В. Зеньковский усматривает в этом самобытную черту русских мыслителей, которые, по его замечанию, «ищут именно цельности, синтетического единства всех сторон реальности, всех движений человеческого духа».

В определенной степени даже русский материализм и позитивизм можно рассматривать своеобразной версией идеал-реализма. В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» приходит к выводу, что за пределами основного вопроса философии соотношение идеального и реального (в его трактовке - материи и духа) становится относительным. Что же касается роли идей и особенно идеологии, то марксизм-ленинизм придавал им исключительное и особое значение. Классики считали, что когда идеи овладевают массами, то они сами становятся материальной силой.

Вместо мертвенно-схоластической и догматической интерпретации внешней, поверхностной и видимой материальной стороны бытия мира и человека идеал-реализм выступает методом духовного постижения в их внутреннем, глубинном и сокровенном смысле и существе. Свойства русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной философии... Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся, - декларировали авторы «Вех» еще в 1908 г.

Понадобился целый ХХ в. трагических и героических испытаний, взлета и упадка, созидательных свершений и социальных катаклизмов, чтобы приблизиться к осознанию этого пророческого напутствия. И, пожалуй, никто из русских мыслителей с такой глубиной и полнотой, как Иван Ильин, не выразил обоснования теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами социальности и быта. Идеал-реализм Ивана Александровича Ильина обретает наиболее зрелую, системную и целостно завершенную форму, суть которой можно кратко и емко определить, сформулировать и выразить как философию совершенства. Он выявил суть и раскрыл путь духовного обновления в постижении духовной реальности, ее непреложной очевидности и душевной достоверности в «Аксиомах религиозного опыта». И. А. Ильин убедительно обосновал линию духовного возрождения в предметной структуре и содержании творческого акта веры, любви, совести и свободы - в философском созерцании, правосознании, художественном творчестве, политике, в образовании, культуре, социальном служении и хозяйственно-трудовом поприще. В работе «Путь духовного обновления» И. А. Ильин раскрывает вечные основы духовного бытия, необходимые человеку в его непосредственной жизнедеятельности.

Предметно остановимся на понимании феномена духовности. Объективно переживания духа и души никогда не уходили из внутреннего мира и жизни людей. Но они агрессивно вытеснялись, особенно в прошедшем столетии, из науки, культуры, хозяйственной жизни и государственной идеологии, образования и воспитания. Понятия и сами феномены духовности и души, безусловно, имеют религиозное происхождение и основание, являются предметом веры и религии. Поэтому господствовала установка не выводить их за пределы церковной ограды. С тем прицелом, чтобы закрыть там их на ключ и удерживать такой ключ в своих собственно атеистических, материалистических, светско-советских, сциентистско-позитивистских головах и руках. Понятия духа и души не только отторгались, но и подменялись категориями «сознание», «сознательность», «научность», «идейность» в соответствующем контексте. Духовность не сводится и не определяется только научностью, интеллектуальностью, эрудицией, тем более простой информированностью.

Верное и ясное понимание духа и души, соединительных и разграничительных линий в их сущностных моментах имеет исключительное значение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в хозяйственной и социальной практике и прежде всего в образовании и воспитании.

Духовно-нравственный, аксиологический (ценностно-смысловой) уровень личности обусловливает ее профессиональное и социальное самоопределение, внутреннюю мотивацию и траекторию жизненного поведения. Ценностное сознание личности позволяет возвыситься над злобой дня и суетой сует, расширить горизонт и масштаб видения от утилитарных и прагматических целей, ценностей относительного характера до ценностей всеобщего, безусловного и абсолютного порядка. А самое главное - вывести из ценностей всеобщих и абсолютных духовно-нравственную вертикаль и должную иерархию ценностей. И тем самым выйти на верное понимание духовных основ бытия человека и общества, семьи, большой и малой Родины, правосознания, государства, хозяйства и труда как служения Богу и ближним. Глубоко, истинно и справедливо, а главное, выстрадано и выверено убеждение, что Бог говорит с физическим, природным миром языком математики, идеальных численных отношений. В физическом мире существуют так называемые константы, фазовые переходы через которые чреваты непредсказуемыми последствиями. И с ними приходится считаться, их нельзя обойти, особенно нарушать святость и тайну самой жизни. А как быть с законами духовного мира? С человеком Бог говорит голосом его совести. Для православного христианина совесть есть глас Божий в душе человека. В человеческом, социальном и духовном мире действуют свои особые константы. Законы духовного мира действуют с еще большей силой непреложности. Выход за их пределы, их нарушение, умаление, забвение их святости оборачивается общественной деградацией и мерзостью запустения.

Вот почему, по убеждению Ильина , человек должен изжить ущербность материализма и безбожия и выйти из состояния «сущего духовного помрачения». По выражению С. Н. Булгакова , необходимо преодолеть «обморок материализма», но и не впасть в «антиэкономический идеализм». Ведь человек - это не возраст, не плоть, не борода его, не кровь, подобие он и образ Божий, а главное - любовь! Конечно, надо понимать и принимать все грани целостного человеческого существования - от биологической природы до социального строя жизни. Главное в человеке - его дух, духовное состояние, в котором он живет священными и благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на совершение добра, на созерцание и творение красоты, на общение с Богом - в мировоззрении, молитве и таинстве, словом, на всем том, что человек признает высшим и безусловным благом. Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И. А. Ильина . Он раскрывает дух как то, что значимо в душе. Говоря словами Аристотеля, это «энтелехия» души (или «душа души»). Ильин описывает дух как потребность священного и как радость верного ранга… как дар молитвы, как силу поющего сердца и как жилище совести… как месторождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры… В действительности дух есть - все это сразу. Для Ильина главное - это проникнуть в религиозный, философский, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа. Человек, испытывающий свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству, поэтому, заключает Ильин, дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире.

Совершенство - вот центральный фокус религиозно-философских изысканий Ильина, который предстает в его трудах как высшая гармония истины, добра, красоты и их животворящей силы - любви. И оно выводится из абсолютного начала - Совершенства Божия. Есть старая и мудрая русская поговорка: «По милу хорош, а не по хорошему мил». В ней, по Ильину, заложена целая философия: Необходимо поставить перед собой вопрос не о лучшем (т.е. относительно или сравнительно лучшем), а самом лучшем, о том, что есть действительно и объективно совершенное. В этом первое и основное условие духовности: в этом самая сущность Духа. В частности, совесть как синтетический и самый чуткий компонент духовности зоркости дает человеку бессловесно и немысленно, эмоционально-волевым толчком тот единственный ответ, который она дает всегда и дает всем: о самом лучшем, об идеально-совершенном, о единственно праведном.

Высшие, объективно значимые ценности (Бог, истина, любовь, правда, добро, красота) формируют образ должного совершенства в качестве идеала, главной цели и смысла жизни человека и определяют содержание духовности. Личный дух как собственная свободная воля к совершенству, качеству, духовной цельности и целостности, нравственности, благородству, щедрости, милосердию и любви определяет вектор направленности личности, ее потребности, способности к самоопределению и непосредственно влияет на поведение людей, наполняет содержательно все формы социальности в обществе. В таком понимании феномена духовности как ценностной основы бытия человека и общества все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования и воспитания могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление наличного уровня духовности.

Особое значение приобретают вопросы взаимодействия науки и религии, понимания границ и возможностей теологизации и сциентизации во всех сферах жизни общества и самого человека. Решение данной проблемы заключается в формировании и расширении единого, целостного и взаимосвязанного пространства мысли научного, философского и богословского познания. Необходим творческий и содержательный диалог, а главное - действенное соработничество церкви и образовательных учреждений. Не противоборство, истощающее силы каждой заинтересованной стороны, а совместные усилия по сближению и плодотворному сотрудничеству академической науки, российского образования и Русской православной церкви на основе духовно-нравственных ценностей и историко-культурных традиций народа в созидании смыслового и содержательного пространства образования и воспитания личности - вот что составляет суть такого соработничества. Именно об этом и как будто для нас писал великий русский ученый В. И. Вернадский в далеком 1920 г.: Новая интеллигенция отдаст свои силы, свои знания великой работе по развитию производительных сил государства. Черты этой интеллигенции вырисовываются. Замечающийся сейчас интерес к религиозным вопросам, попытки возрождения реального православия являются фактом громадной важности. Напрасно многие боятся этого как симптома реакции и застоя. Нет. История говорит нам, что человеческая мысль в области научного знания может постигать новое, а не топтаться на одном месте, только если рядом с научным творчеством идет широкое творчество религиозное. И теперешнее религиозное движение в России таит в себе залог будущего расцвета русской науки.

Необходимо раскрыть творческие и созидательные импульсы вероучительных истин для научного познания и образовательно-воспитательного процесса. С другой стороны, важно показать роль и значение достижений науки и культуры для более глубокого понимания христианского вероучения. Каждая из взаимодействующих сторон и прежде всего сам учащийся кровно заинтересованы и остро нуждаются в том, чтобы содержательно и предметно раскрывалась беспредельно глубокая диалектика Божественного и человеческого, религиозного и светского, церковного и общественно-государственного, вероучительного и социально-практического в историческом процессе, в жизни народа и страны, общества и человека. Разорвать, разделить и противопоставить друг другу эти важнейшие и сущностные компоненты невозможно и опасно, губительно и для человека, и для самого общества, особенно в сфере образования и воспитания.

Только по глубокому невежеству, прикрываемому ложным щитом науки, или злому умыслу сознательного отказа от святынь и абсолютизации относительного можно разорвать и извратить эти единосущные, хотя и неслиянные моменты всеединства. Такая духовная ампутация недопустима. Она превращает человека в социально-духовного инвалида. Человек в своей уникальности и неповторимости живет целостной, непрерывной и духовно-практической в своей основе жизнью. Невозможно отделить друг от друга разум и веру, право и нравственность, понимание и переживание красоты от добра и истины, патриотизм, государственность и здоровое национальное самосознание от всечеловечности. Без религиозного компонента нет целостности, полноты и смысла в восприятии, переживании и понимании мира. Вне религии не существует истории, страны, народа, культуры, полноценного сознания общества и самосознания человека. Если для науки, особенно фундаментальной, главный объект изучения - материальный мир, вещество, энергия, поле, информация и т. п., то для религии - мир духа в его высшем понимании и проявлении, опыт духовной реальности и душевной достоверности. В мире природном и социальном действуют физические и общественно-экономические законы, нарушение которых оборачивается немалыми утратами для человека. Законы духовного мира в еще большей мере непреложны. И их нарушение ведет к непоправимому. Философское и социологическое постижение религии и феномена веры заключается в понимании их сущности, места и роли в структуре мировоззрения, выявлении онтологических и гносеологических оснований, социальных и психолого-педагогических аспектов, раскрытии диалектики божественного и человеческого.

Религия выражает неистребимую потребность человека в духовном восхождении, к пониманию и принятию священного, абсолютного, предельного, трансцендентного. Она характеризуется признанием Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремлением согласовать нашу жизнь с волей Бога. Действительность Божества реально переживается в содержании религиозного опыта, в осознании и переживании образа Божия и подобия Божия в нас как безусловного и абсолютного достоинства для человека. Религию следует понимать как духовный союз человека с Богом. Сошлемся на определение В. С. Соловьева: «Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Многообразие религий и путей приближения человека к Богу свидетельствует не о разладе в самом Боге, а о разногласиях в людях, в том числе и священнослужителях, о противоречивости и относительности человеческого разума. Примером такого разногласия является ситуация особенно в общественных науках, во многом - в естествознании и даже в математике.

Вера выступает как стремление человека к совершенному содержанию и высшим ценностям смысложизненного порядка. Религия есть культивирование духа совершенства в его чистом и абсолютном виде. Ценностная сущность религиозной веры заключается в том, что Бог воспринимается как идеал объективно лучший и объективно сущий. Исторически и логически процесс становления феномена веры шел поступательно, от частных и относительных ценностей в направлении ко всеобщим и к абсолютным, к Богу. Светская религиозность являет собой подмену абсолютных ценностей относительными. Даже неверие в Бога (атеизм) можно рассматривать также в качестве веры, но только с отрицательным знаком. Для атеиста невидимость Бога есть первый аргумент. Атеист говорит только на языке описания и возможностей измерения материальной, внешней, вещной, феноменально физической явленности мира. Если же ограничиться только видимой стороной, воспринимаемой исключительно ощущениями внешней реальности, мало что можно понять. Если вообще что-то можно постичь на сущностном уровне глубины. Но ведь никто не отрицает сознания и духовной реальности, а она невидима и не может быть чем-то измерена. Совесть не видна, хотя она составляет нравственный стержень человека и высвечивается в его поступках. Христианские импульсы пронизывают наш повседневный уклад жизни, культуру, науку, образование, хозяйственное и социальное устроение, российскую государственность с самых истоков их формирования и на всех этапах нашего национально-исторического бытия.

Взаимоотношения разума и веры, религии и науки имеют исключительно важное мировоззренческое и методологическое значение не только для общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов. По большому историческому счету диалектика Божественного и человеческого так или иначе пронизывает все стороны жизни общества и человека. Мир вступил в новый век, для которого уже не столь характерно резкое противоборство свободной светской мысли и верующего разума. Но ХХ в. не унес с собой и не оставил в прошлом инерцию противостояния науки и религии. Нередко можно услышать самонадеянные заявления о том, что физики держат в своих руках «ядерный ключ» к тайнам мироздания, а физика будет даже положена в основу религии, поскольку мощные компьютерные системы позволят смоделировать мироздание в целом, среди прочего способствуя созданию «двойника» человека. Несмотря на возросшую мощь разума, научного прогресса, нельзя не видеть, что прошедший век расщепил не только атом, но и самую душу человека. Он не только не разрешил старые проблемы, но и усложнил их, породил новые и острые социальные коллизии. Следует со всей ответственностью признать, что наука, философия и религия стоят у подножия великой тайны мироздания и, не нарушая святости этой тайны, своими методами и средствами должны приближаться к истинному представлению о мире, о человеке в мире и мире самого человека.

И философия, и религия, и наука занимают свои специфические, особые и принципиально не замещаемые друг другом места и выполняют свою особую роль в целостной полноте человеческой и общественной жизни. При этом, однако, истины науки и истины религии не только не исключают, но и взаимодополняют друг друга. Смысл человеческой жизни нельзя найти в законах физического мира, а человеческое счастье нельзя «выколдовать» по самой наисовершенной технико-технологической рецептуре. Религия и наука различны по объекту, методу и языку познания. Очень правильно заметил Галилей, что «цель Библии - сообщить нам не о том, как устроены небеса, а о том, как нам на них попасть». Конечно, здесь имеются в виду две разные реальности - небеса физические и небеса духовные.

Согласно идеал-реалистическому подходу С. Л. Франка, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева и И. А. Ильина, личность предстает как то подлинное и глубинное в человеке, которое выходит за пределы «обыденного чувственного мира», рациональных критериев истины и добра, поскольку личность соотносится с Абсолютной реальностью - Богом - в своих высших возможностях самоопределения и самоустановления. «Личность для природного индивидуума есть задание», - считал Н. А. Бердяев : «Личность нельзя мыслить ни биологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование духовного мира». Укорененность личности в духовном мире обнаруживает ее как «носителя и творца сверхличных ценностей», которые ее созидают.

Православная духовность обеспечивает предельную устойчивость бытия личности на основе выхода к высшим ценностным инстанциям ее социокультурного самоопределения и развития. При характеристике феномена духовности следует исходить из ее бытийственности как особого вида онтологической реальности, способа и форм ее существования и проявления. В своей субстанциональной основе и социально-исторической определенностидуховность характеризуется как предстояние человека перед совершенством высшими и предельными состояниями сознания, всеми внутренними силами и устремлениями личности. В своей целостности и взаимосвязи они направляются на постижение и принятие смысложизненных принципов, формирование мироотношенческих позиций, идеалообразующих и ценностно-целевых установок. Именно в таком качестве духовность рассматривается как базисное, определяющее, систематизирующее и направляющее начало всего социально-исторического процесса, образования и воспитания, культуротворения человека. Духовность определяет и опосредует внешнюю, предметно-практическую деятельность, труд и хозяйство, формы и институты социальных отношений, характер социализации человека на личностном и социально-общностном уровнях. Вне духовности процесс образования, воспитания и в целом социализации обессмысливается, обездушивается, обезбоживается, становится нейтральным, механическим взаимодействием, тупиком человеческой сущности. Духовность выступает онтологическим законом развития социума и человека. Социальная практика в основных ее формах становится предметно-аксиологическим полем ее проявления, особенно в сфере образования и воспитания личности, подготовки к будущей профессиональной деятельности на конкретном хозяйственно-трудовом поприще служения Богу и ближнему. Вершинным достижением и завершающим аккордом русской философии стал идеал-реализм. И он должен быть положен в основу постижения общества и человека, государства, экономического и социального устроения жизни, ее одухотворения.

В условиях структурного профицита в финансовом секторе, который оценивается Банком России в 4 трлн рублей, крупные банки не готовы давать доходность по вкладам выше 7-8% годовых. Условия этих вкладов будут достаточно жесткими - большие суммы от 3 млн рублей и сроком размещения от года. На начало сентября, по данным Банка России, средняя максимальная ставка по 10 крупнейшим банкам составляла 6,61% годовых.

Но после решения ЦБ повысить ключевую ставку до 7,5% тренд на рост доходности депозитов автоматически повысился. В России не исключена инфляция на уровне 4,2% по итогам года и 5,5% в 2019 году. С существующими ставками владельцы вкладов как минимум обезопасят себя от инфляции. Но что делать тем, кто хочет гарантированно обыграть инфляцию? Разберемся, какие классы активов подходят для этого лучше всего.

Доходность - в комплексе

Доходность несколько выше вкладов дают «народные» ОФЗ (облигации федерального займа) с фиксированным купонным доходом - средняя доходность первого выпуска ОФЗ-Н в течение трехлетнего срока составляет 8,5% годовых. Но получить ее можно только дождавшись погашения облигаций. Досрочный выход из «народных» облигаций рискует обернуться двойными комиссиями за открытие и закрытие брокерского счета, а также лишением части купонного дохода.

Приобретение ОФЗ-Н неплохо сочетается с их покупкой на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). Таким образом, можно получить гарантированную доходность за счет налогового вычета, но сумма вложения будет ограничена 1 млн рублей.

Владельцам ИИС стоит помнить: несмотря на повышение максимальной суммы взноса до 1 млн рублей с возможностью ежегодно ее увеличить на аналогичный объем, налоговый вычет со взноса до сих пор считается от суммы 400 000 рублей. Даже инвестируя 1 млн рублей, клиент получит вычет с налогов в размере не более 52 000 в год.

Судя по состоянию рынка на данный момент, консервативному инвестору свой портфель ИИС лучше распределить между ОФЗ (40%), акциями (30%) и облигациями (20%). По данным Московской биржи, подавляющая доля оборота торгов по ИИС сегодня идет по акциям. Однако прогнозы по фондовому рынку до конца 2018 года противоречивы. Все больше неуверенность связана с возможностью ужесточения санкций со стороны США. Российские акции в таких условиях считаются активом с повышенным риском, поэтому тем, кто серьезную долю портфеля ИИС вложил в акции, лучше ее сократить. Аналитики крупнейших банков России также говорят своим клиентам: «инвестиции в российские акции - на ваш страх и риск». Рынок ОФЗ, напротив, может заручиться поддержкой регулятора. Доходность ОФЗ в сентябре уже превысила 9%.

А как у них?

Если с российскими бумагами есть неопределенность в 2018 году на фоне введенных или ожидаемых санкций, то инвестиции в зарубежные рынки выглядят более привлекательными. С европейскими и американскими акциями, валютой, фьючерсами, казначейскими облигациями, ETF можно работать через западных или российских брокеров. Иностранцы очень активно «охотятся» за российскими клиентами, и процедура открытия международного брокерского счета довольно проста. При работе с российскими брокерами и УК стоит помнить, что комиссия за обслуживание будет выше, чем при открытии счета у крупного западного брокера.

В прошлом году индекс S&P-500 прибавил почти 20%. С начала этого колебания достигали 10% в обе стороны. Не исключено, что в 2018 году он пробьет отметку в 3000, что дает реальный шанс заработать на американских акциях. Другим вариантом инвестиций может быть покупка американских казначейских бумаг. С декабря 2015 года ФРС семь раз повышала ключевую ставку, с июня она составляет 1,75-2%. Доходность 10-летних казначейских бумаг 17 мая достигла максимума за последние семь лет - 3,11% годовых. После того, как в августе глава ФРС Джером Пауэлл подтвердил сохранение политики разумного повышения ставки, доходность 10-летних казначейских облигаций также превысила 3%. Судя по высказываниям главы ФРС, в ближайшие годы может произойти еще несколько раундов повышения ставки, поэтому покупка облигаций с фиксированным доходом крупнейшей экономики мира - неплохая идея.

Покупайте валюту

Не стоит забывать и про наличные. Как говорится, cash - это тоже позиция. Консервативному инвестору разумно сохранять в рублях 50% суммы, которую он готов потратить в следующем году, а остальное распределить в валюту. До конца года есть большая вероятность укрепления доллара. Несмотря на беспрецедентный рост цены на нефть Brent, это явление краткосрочное. США, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны готовы компенсировать потерю иранской нефти на рынке. Скорее всего, скоро возобновится тренд на снижение, и к концу года Brent будет стоить в диапазоне $65-70/баррель. Кроме того, все действия президента Дональда Трампа направлены на укрепление американской экономики. Даже выход из ядерной «сделки» с Ираном можно рассматривать как политический и экономический ход, который приведет к новым, более выгодным для США условиям.

онтологическое учение, возникшее в рус. философии нач. XX в. Наибольшее развитие получило в интуитивизме Лосского и Франка. Исторически восходит к позднему Платону, Плотину, а также аристотелевской диалектике материи и формы. Согласно И.-р., бытие состоит из двух неравноценных и качественно противоположных областей - реального и идеального бытия. Во многом совпадая, И.-р. Лосского и Франка различался формулировками осн. категорий и степенью их разработанности. Концепция Лосского была относительно более детализированной и обоснованной в метафизическом отношении. Франк отождествлял реальное бытие с эмпирической действительностью как совокупностью "конкретных реальностей": "вещей", "существ", "процессов". Лосский подразумевал под реальным бытием более строго очерченную область проявленных в пространстве-времени "конкретных целых вещей", а также "событий" и "действий" материального и психического порядка. Следуя своей персоналистской доктрине, он исключал из состава реального бытия весь мир "существ". Франк, в отличие от Лосского, как правило, не пользовался пространственными характеристиками в описании онтологической природы обоих уровней бытия. Он определял реальное бытие как "конкретно-временное", полагая, что время - единственный "специфический признак потока реальных изменений возникающих, длящихся и уничтожающихся конкретных явлений", а противоположность времени, т. е. "вневременность, есть такой же признак неподвижного неизменного идеального бытия". К сфере идеального им причислялись такие элементы бытия, "как числа, геометрические формы и фигуры, цвета, звуки, и - идя дальше - все вообще общие, отвлеченные содержания понятий, взятые именно как чистые, сущностные содержания, и такие необходимые, имеющие вневременную силу связи между ними, как формулируемые, напр., в суждениях "дважды два четыре" или "красное есть цвет..." Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 267). По мнению Лосского, к идеальному бытию относится все, "что не имеет временной и пространственной формы", что стоит выше событий, "осуществляющихся в различные времена и в разных местах пространства". Идеальное бытие подразделялось Лосским на "отвлеченно-идеальное" и "конкретно-идеальное". В состав первого подвида входили "законы" и "бесчисленные отношения", пронизывающие мировую множественность, напр., отношения "сходства и различия" между элементами мира, "качественные", "пространственно-временные", "равенства", "принадлежности, причинности, взаимодействия, средства и цели и пр.". При этом Лосский приходил к парадоксальному, но с т. зр. И.-р. логически последовательному выводу о "внепространственности" самого пространства и "вневременности" времени как такового. "Законы идеальных форм" (математические законы, законы чисел, пространственных форм и т. п.) не зависят от воли человека и др. существ; они с объективной необходимостью воплощаются во всяком реальном процессе. Одна из главных целей И.-р. заключалась в преодолении старого платоновского дуализма между царством идей и миром вещей, в соответствии с к-рым идеи размещались в некоем "занебесном" месте. С т. зр. Франка, "вневременное бытие не противостоит временному, как отрешенное от него и замкнутое в себе материальное царство"; "они сполна покрываются - ни одно немыслимо без другого". В вопросе о происхождении обоих видов бытия идеал-реалисты одинаково отвергали как учение материализма о первичности материалистически трактуемой объективной реальности, к-рая затем в идеально-обобщенной форме отражается в сознании, так и учение "онтологического идеализма" о производности реального мира от абстрактно-идеального начала (напр., панлогизм Гегеля). И.-р. был также направлен против тех кантианско-позитивистских теорий, в к-рых идеальные структуры бытия провозглашались всецело субъективным продуктом деятельности человеческого ума. У Франка первоисточник идеального и реального бытия непосредственно восходил к высшему, иррационально понимаемому религиозно-метафизическому первоначалу. У него оба вида бытия "производны от абсолютного бытия", выступающего в качестве "единства моментов вечности и становления", и имеют значение лишь "двух соотносительных и односторонних выражений этого исконного всеединства". В отличие от И.-р. Франка система Лосского предполагала целый ряд промежуточных онтологических звеньев, в конечном итоге значительно отдаливших Бога от прямого участия в жизни материально-вещественного мира. Творцом "законов идеальных форм" в ней выступает не само Абсолютное сверхначало (Бог), а Высшая мировая субстанция (Дух), к-рая посредством этих форм вносит в жизнедеятельность мирового организма порядок и системность, "придает множеству существ и событий характер космоса, а не хаоса". При этом идеальные законы и отношения сами по себе лишены какой бы то ни было созидательной, творческой активности. Для объяснения источника возникновения пространственно-временного мира, считал Лосский, "необходимо теперь найти какое-то третье начало, стоящее выше реального бытия и отвлеченно-идеального бытия, найти какого-то деятеля...". В качестве этого "третьего начала", непосредственно порождающего все многообразие реального бытия, у него выступают конкретно-идеальные существа, образующие др. вид идеального бытия наряду с отвлеченно-идеальным. Они сотворены Богом; к ним относится, напр., духовное "я" человека, кристалла, планеты, атома и т. п. Каждый такой конкретно-временной субстанциальный деятель обладает творческой силой, "посредством которой он созидает, порождает, вводит в состав реального бытия событие" психического или телесного характера. Реальное бытие есть внешнее проявление жизнедеятельности духовных существ, совокупность их физических тел, материальное воплощение их устремлений. "... Необходимо признать, - писал Лосский, - что весь мир, даже и материальный, есть творение духа или существ, подобных духу (конкретно-идеальных)" Лосский Н. О. Мир как органическое целое// Избранное. С. 373). Т. обр., конкретно-идеальные субъекты выполняют в И.-р. Лосского онтологические функции "деятельных причин" и "носителей" реальных процессов, а также "носителей отвлеченно-идеальных форм", поскольку все их действования "имеют оформленный характер". Впоследствии Лосским было выработано более полное наименование его И.-р. "Лучше всего обозначить намеченное выше миропонимание словами конкретный органический идеал-реализм (реальное бытие существует на основе идеального). Это мировоззрение признает существование многих царств реального бытия - механические, физиологические и индивидуально-психические, социальные и т. д. процессы. Несмотря на различие этих процессов по качеству и месту во времени и пространстве, они все, будучи объединены сверхвременными и сверхпространственными идеальными началами, образуют единое целое космоса, имеющего единый смысл" (Лосский Н. О. Диалектический материализм в СССР. Париж, 1934. С. 12-13).

В 2015 году российская армия полностью переоделась. Военная форма нового образца сегодня есть у всех без исключения военнослужащих. План Министерства Обороны Минобороны, заключавшийся в полном переоблачении армии за год с лишним был полностью выполнен. Об этом неоднократно заявляли высшие чиновники главного военного ведомства. Необходимость переодеть ряды армии нашей страны существовала довольно давно. Вместе с новым комплектом формы введены в действие и новые правила ее ношения.

Только за 2014 год форма нового образца была выдана полумиллиону военнослужащим. Выдача обмундирования осуществлялась в соответствии с разработанным графиком. Перевод военнослужащих начался именно с тех, кто нес службу в местностях Крайнего Севера.

Началось всеобщее переодевание с 2013 года, в 2014 активно продолжалось, но основной массой военнослужащих России военная форма одежды обновленного образца была выдана в 2015. Сейчас на очереди на пересмотр морская и парадная военная форма одежды. Будут полностью переодеты служащие мужчины и женщины. Частично в образце формы вооруженных сил России 2015 года прослеживается тенденция одежды военных США.

Реформы в области формы одежды военнослужащих при Сердюкове

Современная военная форма одежды военнослужащим требовалась российской армии довольно давно, и нынешняя попытка полностью переодеть военнослужащих - не первая. Заокеанская одежда для военнослужащих значительно превосходит по своим эксплуатационным качествам форму военных нашей страны. Периодически Министерством обороны вводятся образцы военной одежды с более передовыми характеристиками. Вследствие каждой такой попытки бюджет страны теряет огромные суммы, а парадная форма - это еще более неоправданные затраты.

К примеру, при опальном министре Анатолии Сердюкове на переодевание российской армии было выделено около 25 млрд. рублей. Цена разработки и внедрения новой формы в 2014-2015 гг. пока держится в секрете, но учитывая масштабы этого процесса, можно с уверенностью сказать, что суммы там присутствуют космические.

Воинская форма одежды взята на пересмотр Минобороны аж с 2007 года, включая и парадную. Основная инициатива исходила от занимающего на тот момент пост министра обороны А. Сердюкова. На конкурсной основе из предоставленных эскизов отобранных разработчиков победил вариант, который предложил известный российский модельер Валентин Юдашкин. На подготовку конечных образцов обновленного обмундирования ушло целых 2 года. Презентация новый формы была проведена в 2010 году. По многим показателям, как внешним, так и эксплуатационным, она была похожа на обмундирование служащих вооруженных сил США. Но разработчики всячески открещивались от подобного сравнения.

Российская форма на зимний сезон вызвала множество нелестных откликов со стороны как специалистов, так и самих военнослужащих, кому приходилось испытывать новое обмундирование на себе. Жалобы поступали в Министерство обороны чуть ли ни ежедневно. По причине низких эксплутационных характеристик новой формы, в армии резко возросло количество простуд всего за один зимний период. Помимо этого, недовольство вызывали и внешние признаки новой формы. Ведь теперь погоны располагались не на привычным месте, на плечах, а по примеру вооруженных формирований блока НАТО, были перемещены в область груди. Плюс, качество материала, из которого изготавливалась форма также оставляло желать лучшего. Военнослужащие отмечали, что ткань довольно быстро приходит в негодность и рвется, а нитки перетираются, и также приходят в негодность.

Среди остальных нововведений следует отметить наличие теплого свитера в вещевом наборе офицера российской армии, и присутствие отдельных компонентов на липучке, зауженная модель шинелей, полна отмена портянок и сапог. Кстати, последнее упразднение имело силу только по документам, т.к. фактически прийти к этому во всей российской армии удалось далеко не сразу.

В силу многочисленных жалоб и недовольств со стороны военнослужащих в военном ведомстве задумались о целесообразности разработки новой формы.

Теперь поняли, что модель по примеру формы военных США не подходит по условия нашей страны. Отныне военная форма одежды, используемая в полевых условиях, включала в себя 19 предметов. Получается, что комплект был значительно расширен. Цена одного подобного комплекта составляет приблизительно 35 000 руб. Парадная военная форма изменений пока не претерпела, т.к. острой необходимости в этом не имеется. Намного важнее была именно полевая форма, а не парадная.

Комплектация современной формы одежды для военнослужащих

Современный комплект формы представляет собой многослойный костюм. В зависимости от погодных условий и личных вкусов военные имеют возможность лично подбирать комплекты одежды под себя. Плюс, отныне полевая форма является идентичной как для офицера, так и для военных из рядового состава. Парадная форма по-прежнему будет разниться. Нормы эксплуатации военной одежды офицера и солдата не отличаются (одно исключение - парадная форма офицера).

В набор современной полевого комплекта для солдата и офицера входят нижеперечисленные составляющие:

Перчатки и рукавицы;

Несколько видов курток, предназначенных для каждого сезона;

Шапка и берет;

3 вида ботинок, разнящихся по сезонам;

Балаклава.

Нормативы ношения формы одежды для военнослужащих

Подобные правила довольно подробно устанавливаются в ведомственных нормативно-правовых актах Министерства обороны РФ.

Служащие используют военную форму одежды нижеперечисленных видов:

парадную форму - при проведении парадов и различных мероприятий с непосредственным участием войск; в праздничные дни военной части; в случаях вручения государственных наград и орденов; в случаях вручения военной части Боевого знамени; когда корабль спускают на воду, и вводят его в строй, а также, при подъеме Военно-морского знамени на корабле; при зачислении в состав почетного караула; при несении службы часовыми по охране Боевого знамени военной части. Разрешается ношение подобной формы одежды в нерабочие дни, и во внеслужебное время;

полевую форму - при наличии военных действий; во время чрезвычайного положения, ликвидации последствий аварий, природных катаклизмов, катастроф, стихийных и других бедствий; на учебных мероприятиях, тренировочных занятиях, боевых дежурствах;

повседневную - во всех других случаях.

Характеристики белья для военнослужащих

Униформа предполагает 2 отдельных комплекта для использования в условиях температуры воздуха до от - 40 до +15 градусов, и от + 15 и выше. В одном наборе нательное белье - это майка с короткими рукавами и трусы-боксеры. Подобное белье является крайне практичным, как с технической стороны, так и по внешним признакам. Для военнослужащего, оно обладает всеми обязательными качествами, а именно:

довольно быстро высыхает после того как впитало влагу;

степень воздухообмена отвечает обязательным нормам.

Для условий низкой температуры существует 2 набора нижнего белья : облегченное и флисовое. Подобное белье можно одевать прямо на тело. Бывает и так, что флисовый набор надевается поверх облегченного. Делается это обычно при условиях более низкой температуры. Облегченное белье отличается от стандартного летнего набора более удлиненным рукавом и подштанниками во всю длину ног. Флисовый набор с изнанки имеет ворсистую поверхность, плюс, также имеется и утепляющий слой.

Наборы для различных погодных условий

Летний полевой комплект состоит из облегченной куртки, брюк, берета и легких ботинок. При изготовлении подобной одежды применяется так называемый механический стрейч, который изначально подлежит обработке специальным водоотталкивающим составом. В частях, на которые оказывается наибольшая нагрузка, накладывается усиливающие компоненты. Это придает костюму устойчивость от механических повреждений, а степень износа сводится к минимуму.

Нормативы использования военной одежды позволяют в прохладных погодных условиях воспользоваться флисовой курткой с густым ворсом с обеих сторон. Здесь имеется прочный слой теплоизоляции. Плюс, при необходимости, куртку можно свернуть в минимальный объем. Для защиты от ветров используется куртка-ветровка. Она носится с брюками 5 слоя. Ветровка предусматривает вентиляцию и необходимый воздухообмен.

Для более холодных погодных условий основной набор - демисезонный. Он отлично защищает от ветров. Материал, из которого изготовлен костюм, обладает достаточной паропроницаемостью и быстро высыхает. Такой костюм носится служащими и в армии США. Для особых полевых условий военные могут использовать ветроводозащитный костюм. При сильных ливнях, такой костюм в течении длительного времени защищает от влаги. Подобный эффект достигается благодаря наличию особой мембраны. Швы костюма проклеены для большей надежности.

При сильных морозах используется более утепленный костюм и утепленный жилет. Данные элементы практичные и легкие. Изготавливаются они из ветро и влагонепроницаемых материалов. Плюс, в морозную погоду можно использовать балаклаву, которую можно носить как шапку, и утепленную шапку для очень морозной погоды. Для изготовления формы для российской армии применяется материал, в состав которого входит хлопок и синтетические элементы соотношении 65/35.



Публикации по теме