Архив рубрики: Сценарии. Маловерная Марфа (сценарий пасхального спектакля для постановки в воскресной школе с участием младшей группы)

Фольклорный праздник для детей «Пасхальный вечер»

Цель: знакомство с традициями празднования Пасхи на Руси, развитие творческой активности учащихся.

Предварительная подготовка : к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи, песни. Учитель рассказывает об истории праздника. Помещение, где будет происходить вечер, оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки. На столе - крашеные яйца, пасхальные куличи. На стенах - вышитые полотенца, рисунки детей.

Ход мероприятия

Ведущий . Пасха - праздник Светлого Христова воскресенья, отмечаемый с благоговением, радостью и торжеством. Думаю, всем известен христианский обычай - обмениваться на Пасху крашеными яйцами и христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: «Христос воскрес!», а ты в ответ «Воистину воскрес!» Отдаешь свое яйцо, и вы троекратно целуетесь.

Выходят дети в русских народных костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много,

А сегодня праздник Бога:

Пасха - Бога воскресенье,

Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Дети. Христос воскрес! Христос воскрес!

1-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Дети

2-й ребенок.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Дети . Христос воскрес! Христос воскрес!

1-й ребенок.

Можно праздник начинать.

Можно песню запевать.

Ведущий . Кто из вас знает:

1. Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь дней.)

2. Каждый год этот праздник отмечают в разные дни, с чем это связано? (Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.)

3.Как появилась традиция красить яйца? (Традицию связывают с Марией Магдалиной.

Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, на что он ответил, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.)

4. Когда праздновали первую Пасху? (Первую Пасху праздновали 1500 лет до рождения Христова в связи с тем, что Моисей вывел израильтян из Египта.)

5. Как называются дни празднования Пасхи? (Пасхалии.)

6. Как называли понедельник и вторник Великой недели и что делали в эти дни раньше? (Купальные дни; опрыскивали водой парней и девушек, проспавших утренний молебен.)

7. Почему среда называлась градовой? (Называлась так, потому что нельзя было работать, иначе хлеб побьет градом.)

8. Как назывался четверг, и что делали в этот день? (Великий, или Чистый четверг, наводили порядок в доме, до восхода солнца обливали себя водой. Начинали печь куличи.)

9. Как называлась пятница? (Страстная, в этот день пекли куличи и красили яйца.)

10. Как называлась суббота? (Великая суббота.)

11. Что делали во время Великой недели, чтобы снять с души грех? (Помогали бедным, арестантам, солдатам, дарили куличи.)

Ведущий. Вспомним пасхальные приметы. Я начинаю, а вы заканчиваете.

Мороз в первый день Пасхи - ... (к обильному урожаю).

Если пойдет дождь - ... (весна дождливая будет).

Если на Пасху девица ударилась локтем - ... (значит, ее милый вспомнил).

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - ... (Христос под окнами ходит).

На Пасху умывались с золота, серебра, красного яичка - ... (в надежде разбогатеть).

На Пасху в домах зажигали все лампы, свечи, одевались во все светлое, белое. Пасха - семейный праздник, но в гости ходили обязательно - христосоваться.

Выступление детей.

1-й ребенок.

Нуте, братцы собирайтесь до кучечки!

Пойдем в село, поздравим с праздником,

С Христовым днем,

С красным яйцом.

2-й ребенок.

Кто не даст яйца-

Околеет овца.

Не даст сала кусок -

Околеет телок.

Дети обмениваются пасхальными яйцами, встают, христосуются.

3-й ребенок.

Нужно пасху разломить

И кусочки подарить.

Звучит музыка. Дети обходят присутствующих и предлагают пасху со словами: «Кушайте, люди добрые!»

Ведущий . Непременной принадлежностью праздника были и есть игры с пасхальными яйцами. Катали яйца по специальному желобу - чье дальше укатится.

Проводится игра «Катись, яичко» . Надо прокатить яйцо по желобу так, чтобы оно не разбилось и укатилось как можно дальше. Если разбилось, надо съесть. Кто скорее.

Ведущий . А кто из вас знает, в чем заключается смысл игры в «Битки»? Никто? Сейчас объясню и поиграем.

Игра «Битки».

Чем больше яиц, тем веселей. Каждому участнику выдают по одному целому яйцу, игроки разделяются по парам и тукают яйца друг друга, у кого разбилось - тот проиграл.

Игра идет до финала. Проигравший съедает оба яйца.

Ведущий. Кто скажет, зачем наши предки катали крашеные яйца по земле? (Считалось, что это способствует плодородию.) Попробуем и мы покатать яйца... носом!

Игра «Прокати яйцо носом» . Устанавливаются два расстояния, которые нужно прокатить яйца носом, не уронить, не разбить. Победит тот, кто первым прокатит яйцо носом от одной разметки до другой.

Ведущий . Кто назовет русскую народную сказку, где вокруг яйца происходят «все страсти»? («Курочка Ряба».)

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Один из участников читает текст, дети изображают персонажей пантомимой.

Ведущий. Яйцо упоминается и в русских народных пословицах, а не только в сказках. Объясните значение старинных пословиц.

«Дорого яичко ко Христову дню» - так говорит пословица о всякой услуге.

«Дай ему яичко, да еще облупленное», - посмеиваются над жадными и ленивыми людьми.

«Хоть черненькая курица, да на белых яичках сидит», - замечают краснословы о суровых на вид людях с добрым сердцем.

«Дай дураку яичко - что покатил, то и разбил!» - говорят о неловкости увальня.

«Наш Фаддей каравай хлеба с одним яйцом съест», - приговаривает деревня о прожорливых едоках.

«Курочка быка родила, поросеночек яичко снес», - говорят о завирающемся краснобае.

«Не умел играть яйцом, играй желваком», - кивают в сторону слишком беспечных.

Выступление детей.

1-й ребенок.

Делу - время,

Потехе - час.

Кто будет играть со мной сейчас?

2-й ребенок.

Что за праздник без игры?

Лапоток скорей бери!

Здесь и там пусть гости встанут,

Поглядим, кто перетянет.

Проводится игра «Перетянилапоть».

1-й ребенок . На гулянии пасхальном

Шутки, игры без конца.

Тот, кто ловок, будет первым,

Проскакав внутри мешка.

Проводится игра «Бег в мешках».

2-й ребенок. А где Яша - забава наша?

1-й ребенок. Вот он, Яша - игра наша.

Проводится игра «Сиди, сиди, Яша».

Дети.

Яша присел.

Сиди-сиди, Яша...

Ты забава наша,

Погрызи орехи

Для своей потехи.

«Яша» с закрытыми глазами кружится и кого-нибудь ловит. Дети. Свои руки наложи, имя правильно скажи.

«Яша» отгадывает, кто это. Если угадал, дети меняются ролями.

2-й ребенок.

День Христова воскресенья,

Приходи скорее вновь!

Вместе.

До свиданья, праздник Пасхи!

Дай Господь вам всем любовь!

Звучит фонограмма колокольного звона.

Ведущий.

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно!

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки:

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал вовеки!

К. Романов (К. Р.)

Действующие лица:
Марфа
Соседка
Симон (Петр)
Никодим (муж Марфы)
Дети Марфы: Марк, Наум, Соломон, Моисей и др.
Капернаумские дети

Декорации: дворик возле небогатого дома рыбака на берегу Галилейского озера

Появляются дети, они несут рыбацкие сети и поют:

Да славен будет тот Наум
Со всем его семейством,
Что основал Капернаум
На море Галилейском

И всё ж известно иссстари
И множество историй
Как … пропадали рыбари
На Галилейском море…

Но ценим море мы всегда
И благодарны Богу,
Что в море том вкусна вода
И рыбы очень много!

И по волнам уплыл отец,
Он рыбой нас накормит,
Но не попал бы… морю в сеть
Отец при близком шторме…

Ну, как его нам не воспеть,
Пусть море и сурово:
Рыбак забросит в море сеть –
А вытащит…. с уловом

Но как же море не ругать
За то, что волны дыбом?!
Увы, бывает, что рыбак…
На корм уходит … рыбам…

Ведь отправляясь рыб ловить,
Не погубить бы душу…
Вот если бы уметь ходить
По морю, как по суше!

И Тот любви достоин был
Конечно всех народов,
Кто, пусть немногих, научил
Людей ходить по водам

(Пока дети поют, подходит соседка, с улыбкой слушает их, потом спрашивает):

СОСЕДКА. Где ваша мама, милые мои?

МАЛЬЧИК. Где-то здесь, кажется, развешивает белье на заднем дворе.

ДЕВОЧКА. А отец только что вернулся с моря с хорошим уловом. Разговаривает о чем-то на берегу с рыбаками, верно, обсуждает чудеса, которые стали происходить здесь в последнее время

2-й МАЛЬЧИК. Только не говорите об этом с мамой, а то она опять будет сердиться

(Появляется Марфа с пустой корзиной)

МАРФА. С чем пожаловала, соседушка?

СОСЕДКА. Хочу попросить у тебя немного муки. Сегодня вечером у нас в доме гости, боюсь, мне не хватит своих припасов.

МАРФА. Небось, опять Симон и Андрей приведут этого проходимца, чтобы послушать глупости, которым он учит всю округу

СОСЕДКА. Не говори так, лучше приходи тоже.

МАРФА. Я очень люблю тебя, подруга, ведь мы с тобой выросли вместе. Скажи, а ты когда-нибудь видела меня слушающей сказки? В последний раз такое было лет 30 назад, когда на базарах только и говорили о родившемся Младенце-Спасителе, о чудесной звезде. Все дети тогда слушали эти россказни, открыв рот. И мы с тобой…

СОСЕДКА. Это не сказки, Марфа, Спаситель – среди нас, мой муж Симон и его брат Андрей верят в это, и я тоже. Говорю тебе, приходи сегодня, сама все увидишь.

МАРФА. Скажи еще – и прихвати с собой муженька своего Никодима, пусть и он послушает. А потом он уйдет вместе с твоим Симоном. Спрашивается, кто будет кормить тогда моих детей? У меня их, сама знаешь сколько (Задумывается, пересчитывает детей) Да, у меня их 8 душ!

СОСЕДКА (смеется) . Да знаю, знаю. И все один другого краше!

( Дети убегают в дом )

МАРФА. Только от рук совсем отбились. А все ваш Иисус с его фокусами. Знаешь, кто-то из его учеников научил Марка писать! И он все пишет и пишет…Не к добру это. Вот послушай сама. (Зовет): Марк!

(Появляется Марк с палочкой в руках)

МАРФА. Скажи мне, Марк, а зачем тебе нужна грамота? Ну скажи, о чем ты пишешь? Разве рыбаку это нужно?

МАРК. Я хочу написать, как прекрасен мир. Хочу славить Бога и Его творенья!

МАРФА (смотрит, сокрушенно качая головой) Ты слышала?

СОСЕДКА. Но ведь это же прекрасно, Марфа!

МАРФА. Ну не знаю, не знаю…Это ж до чего можно дописаться! А кто отца с матерью на старости кормить будет?

СОСЕДКА (улыбается и обнимает Марфу) . Бог не оставит..

МАРФА (отмахивается) . Если бы только Марк. Ты знаешь, чем теперь целыми днями занимается Моисей?

СОСЕДКА (испуганно). Чем?

МАРФА (зловеще) . Он …лепит из глины голубей и ослов! Какой позор! Вот посмотри сама. (Показывает фигурки, потом кричит) Моисей, иди сюда!

Прибегает перепачканный глиной Моисей с птичкой в руке. Женщины любуются.

МАРФА(как бы опомнившись). Что ЭТО, сынок? Зачем ты лепишь их? Ты разве не собираешься стать рыбаком? Лепи лучше рыбок, привыкай пока маленький, потом пойдешь с папой в море, он тебя научит разбираться в настоящих рыбах.

МОИСЕЙ (весело смеется) . Мир велик и прекрасен, мамочка, не только рыбы красивы, но и птицы, и ослы, и кошки! Я буду прославлять Божьи творенья!

МАРФА. Горе на мою голову! Ты чувствуешь, к чему все идет?

(Слышатся звуки дудочки)

МАРФА (зловеще) . Ты слышишь это? Наум, иди сюда!

Прибегает Наум с дудочкой в руках

МАРФА. Наум, расскажи-ка нам. Что это у тебя в руках?

НАУМ. Дудочка, мама.
МАРФА. Скажи, мой мальчик, а зачем тебе дудочка? Может, ты собираешься ловить на неё рыбу?

НАУМ. Нет, я буду играть на ней.

МАРФА. Может, ты хочешь стать пастухом?

НАУМ. Я не знаю. Я же рассказывал тебе, что её мне подарил один человек, из тех, что ходит за Иисусом. Когда он был ребенком, то был пастухом. Однажды он играл на этой дудочке для Божественного Младенца. Это было в простой пещере в Вифлееме. И когда…

МАРФА(отнимает у сына дудочку, прячет в карман, говорит возмущенно, быстро) . Хватит, хватит. Я это уже слышала. Все эти истории о Спасителе, о чудесах. Я не могу больше этого выносить. Никто не хочет ничего делать. Только болтают. Каждый день что-то новое.

СОСЕДКА ( со смехом останавливает ее) . Успокойся, Марфа, не кипятись. Почему же ты ничему не хочешь верить, ты же сама видела дочь Иаира. Неделю назад она ходила вместе со служанкой по базару, присматривала себе обновы. Смотрела на всех так радостно, будто только на свет родилась. А помнишь, все селенье только и говорило, что дочь начальника синагоги безнадежно больна и вот-вот умрет. Она умерла, и Иисус воскресил её…

МАРФА. Помню, помню, а почем я знаю, что её воскресил Иисус? Может она притворялась. Во всяком случае дети богачей очень капризны и умирают куда реже, чем дети бедняков.

СОСЕДКА. Ну, хорошо. Но ты же не будешь утверждать, что моя мамочка притворялась, и Иисус не исцелил ее от горячки?

МАРФА(гневно) . Попробовал бы он не исцелить её! Такая женщина. Праведница! Когда я осталась сиротой, она заботилась обо мне как о родной дочери. И тебя я считаю своей сестрой, а ее матерью. Вы все для меня как родные. Как подумаю, что Симон и Андрей бросили вас ради этого …обманщика – сердце кровью обливается. А я ведь всегда их в пример ставила своему Никодиму. И вот - на тебе. Ну, ничего, они еще одумаются, вернутся, в ножки тебе поклонятся.. Так чего ты хотела? Муки? Бери, сколько надо. Разве я не понимаю – гость в доме – Ангел. Хоть бы это был и этот самый Иисус (ехидно), который может накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками.

Пока женщины разговаривают, Наум выходит из дома и осторожно проходит мимо них незамеченный

СОСЕДКА. Так все и было. Спроси своего Соломона. Он же там был и все видел.

МАРФА. Соломон! Иди сюда. Расскажи-ка еще раз, как было дело. Охота еще раз посмеяться.

СОЛОМОН. Это произошло на той стороне озера. Там собралось столько людей, среди них много больных и страждущих. А еды ни у кого не было. Тогда я подошел к Иисусу и сказал, что у меня есть пять ячменных лепешек и две рыбы.. Он взял их и накормил всех. И еще столько осталось! Это правда, мама!

МАРФА. Вспомни получше, Соломон. Может у них все-таки было что-то припрятано, ну где- нибудь за кустиком..

СОЛОМОН (с укором) . Там же пустыня, мама.

МАРФА (сердито) . Хорошо, тогда скажи мне, где ты взял эти лепешки и рыбу?

СОЛОМОН (испуганно) . Ты же сама положила их мне в мешок

МАРФА. Вот именно. Я своими руками испекла эти лепешки, и изжарила рыбу. Значит, КТО накормил пять тысяч человек пятью лепешками и двумя маленькими, оставшимися от завтрака рыбками? Отвечай!

СОЛОМОН (обескуражено ). Получается, что ты, мамочка.

МАРФА (довольна собой ). Вот именно.

Раздается звук сильного ветра.

СОСЕДКА. Кажется, начинается буря. Хорошо, что Никодим успел вернуться с рыбалки.
Страшно в такую погоду оказаться в море.

МАРФА. Да, это правда. Ветер сильный. Вот возьми муку и иди, а то, как бы беды не было. Я тебя провожу (идут, выходят вперед). Поверь мне, соседушка, Бог далеко. И вряд ли он слышит нас. У Него дел много, ему не до таких маленьких людей как мы. Когда утонул в море мой отец, никто не спас его, а моя мать умерла от горя. Она была тогда моложе, чем я сейчас. Пока она болела, все надеялись на чудо, но его не произошло. Нечего было и надеяться. Ваш Иисус должно быть хороший добрый человек, и он хочет подарить всем надежду. Мне жаль его.
Вот увидишь, когда-нибудь его поймают и будут бить палками на базарной площади, и все, кто ходит сейчас за ним и требуют чудес, будут кричать, что он вор и разбойник. И не знаю, найдется ли кто-нибудь, кто пожалеет его и обмоет ему раны. Разве мы с тобой, а?

(Последние слова она произносит медленнее и торжественнее, глядя поверх голов зрителей, как будто видит будущие страдания Христа, Соседка смотрит туда же.Звучин пронзительная мелодия, когда она обрывается, Марфа скорбно опускает голову, а Соседка закрывает лицо руками)

СОСЕДКА(убирая руки от лица ). Не говори так, Марфа. Я очень люблю тебя. Приходи все-таки сегодня (уходит).

Марфа остается одна, задумывается.Достает из кармана дудочку нежно гладит её, пытается играть. Замечает на ней какое-то пятно, тщательно протирает дудочку. Снова прячет её в карман.(Звучит грустная музыка)

Прибегают дети, кричат.

ДЕТИ. Марфа, Марфа! В море унесло лодку, а в ней спит твой Наум. Волны очень высокие. Он может утонуть!

МАРФА. Что вы такое говорите! Наум сидит себе дома, играет со своими братьями!

(Вбегает в дом, выбегает с криком)

МАРФА. Его там нет! Мой мальчик! Он не может утонуть!

(Марфа рвется к озеру. Дети держат её.)

ДЕТИ. Не надо, ты же не умеешь плавать, да и плыть сейчас невозможно…
На озере буря!
Его может спасти только чудо!
Что делать?!

(Прибегает Никодим.)

НИКОДИМ. Вон идет Симон. Говорят, он ходил по воде.

( Появляется Симон).

ДЕТИ. Да, да, это правда. Дядя Симон, спаси нашего Наума!

СИМОН. Разве это возможно? Вы видите, какие волны. Я не успею, проплыть и метра, как меня унесет волной.

ДЕТИ. Ты же ходил по воде. Спаси его!

СИМОН. Я не могу. У меня ничего не получилось. Я бы утонул, если бы не Иисус.

МАРФА (возмущенно) . Как это - не можешь? Ты что такое говоришь, Симон.? (с мольбой в голосе ) Спаси моего маленького Наума, он уже научился играть на дудочке. Если ты спасешь его я поверю, что Иисус - сын Божий. Поверю в исцеления и воскрешения. Поверю, что Он накормил всех моими лепешками. Я буду ходить за Ним повсюду. Только спаси моего Наума, Симон!

ДЕТИ. (треплют его одежду ) Ты сможешь. Ты сможешь. Спаси маленького Наума.

СИМОН. Хорошо, я попробую. Что же Он сказал мне? «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

Звучит музыка. Симон молится и уверенно идет « по вод»е. (Уходит за кулисы или через зал). Все напряженно смотрят ему в спину. Марфа закрывает лицо руками.

ДЕТИ:. Смотрите, он идет!
Волны как будто расступаются перед ним!
Он уже возле лодки!
Чудо!
Чудо!
Наум уже у него на руках!
Обнял мальчика!
Наш Наум жив!
Подождите радоваться, они еще не вышли на берег…
Марфа, Марфа, смотри, твой сын жив!

( Марфа не решается убрать руки с лица. Никодим насильно убирает ее ладони с глаз).

(Появляется Симон с ребенком на руках.)

НАУМ (обнимает Симона) . Это ты, дядя Симон? А я подумал, что это Ангел несет меня к маме.

СИМОН. А это я. Петр.

(Все восхищенно смотрят на Петра, Марфа обнимает Наума, протягивает ему дудочку )

Появляется Соседка, она ничего не видела, говорит:

СОСЕДКА. Что здесь происходит? Симон, наш дом уже полон гостей, почему ты не торопишься? (после паузы обращается к Марфе) Марфа, Иисус просил передать тебе,
что Он давно ждет тебя. Пойдем?

МАРФА ( сначала изумляется, потом воодушевленно отвечает). Да, конечно, идём скорее…Идёмте..

(Марфа берет за руку Наума, жестом приглашает всех следовать за собой, решительно идет впереди всех. Остальные следуют за ней. Уходят через зрительный зал. Звучит музыка.)

Использованы стихи Михаила Муллина

Дети в русских народных костюмах вместе с ведущей входят в зал, становятся полукругом.

Вед: Доброе утро! Весной многие верующие отмечают большой праздник, который называется Светлая Пасха. Во всех церквях торжественно звонят колокола.

1реб: В лужах солнышко искрится,

Верба пухом зацвела.

«Живы – жить щебечут птицы,

И поют колокола.

2реб: На столе кулич душистый,

Горка крашенных яиц,

В этот праздник, светлый чистый

Не увидишь хмурых лиц.

3реб: Говорят «Христос воскрес!»

«Да воистину воскресе!

Разрывая тьмы завесу

К людям он сошёл с небес.

Вед: Жив Христос и верят люди

Коль расстанемся со злом

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром.

Песня: «Светлая Пасха».

Вед: Сегодня я хочу рассказать вам пасхальную сказку.

Хозяйка: Расскажу я вам одну сказочку. А вы садитесь прямей да слушайте! Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями матушка и батюшка, и было у них двое детей: дочка Алёнушка да братец Иванушка.

В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Из домика выходят Матушка, Батюшка, дочка Алёнушка, братец Иванушка.

Батюшка: Доченька, мы с матушкой на рынок пойдём, а ты дома посиди, да за братцем пригляди, одного его не оставляй.

Матушка (с любовью): А я тебе, доченька, для праздника новый платочек куплю на рынке.

Аленушка (ласково): Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.

Батюшка с Матушкой уходят, прощаясь с детьми. Алёнушка и Иванушка садятся в избе на скамью.

Хозяйка: Только матушка с батюшкой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут.

Звучит мелодия песни “Красный сарафан” Муз. Бурениной. Выходят 6 девочек зовут Алёнушку и все вместе исполняют русский народный танец.

Подружки (хором).

"Выйди, Маша, из ворот, из ворот.

Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод! "

Аленушка (с грустью).

"Нет, подружки не могу, не могу:

Братца Ваню берегу, стерегу!"

Подружка (одна из девочек).

"На крылечке серый кот, серый кот,

Пусть он Ваню бережет, стережет".

Хозяйка: Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.

Аленушка (подбегает к избе и обращается к Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.

Иванушка (удивлёно): Да ведь надо родителей дождаться!

Аленушка (радостно): Ничего! Я быстро! (Аленушка убегает к подружкам, они кружатся, поют закличку)

Подружки и Алёнушка (хором).

Гори-гори ясно.

Чтобы не погасло.

Погляди на небо

Звезды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Хозяйка: Ребята, Аленушка с подружками приглашают нас поиграть с ними в хороводную игру.

Игра “ Ельник да березник” музыка и слова народные.

Дети образуют хоровод. Идут по кругу, исполняя первый куплет. Под пение второго куплета в круг входит девочка с яркой лентой на плечах и незаметно роняет ленту под ноги мальчику. Под пение третьего куплета выбранный мальчик, поднимает ленту и надевает ленту, потерявшей её девочке, кланяясь ей. Хоровод повторяется, в круг с лентой выходит уже другая девочка. Затем дети садятся. Иванушка остается один на лавочке.

Хозяйка (тревожно): А в это время налетели гуси-лебеди.

В аудиозаписи звучит музыка “Баба Яга” Мусоргский. Выбегают 2 мальчика, изображая птиц.

Хозяйка (тревожно): Схватили братца и унесли.

Гуси-лебеди берут Иванушку под руки и уводят его за ширму. Появляется Алёнушка.

Аленушка (испугано): Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню! (Под слова, которые произносит педагог, Алёнушка бежит вокруг полянки).

Хозяйка.

Среди листвы зеленой.

Среди цветов, полян

Мелькает твой Алена,

Красный сарафан

И все зовешь в тревоге

Алёнушка: "Иванушка! Ау!"

Хозяйка: Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит и сама не знает. Видит на пути зайчиха с зайчонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме зайчика, которая держит в руках игрушечного зайчика)

Зайчиха (жалобно): Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.

Медведица (жалобно): Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!

Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

Цветы (жалобно): Милая, Аленушка! Помоги! Отодвинь камни! Дай нам к свету, к солнышку потянуться!

Аленушка (равнодушно): Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!

Хозяйка: Бежала так Аленушка, а куда бежала - сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг полянка лесная, берёзы стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.

Алёнушка садится на пенёк у берёзовой рощи.

Аленушка (грустно): Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!

(В аудиозаписи звучит “Утренняя молитва” Чайковского. Из-за занавеса выходит девочка в костюме ангела и тихо подходит к Алёнушке).

Ангел (тихо, спокойно): Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! И родным своим нужная! А вот то, что бедная да несчастная это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает тот сам себя бедным да несчастным делает.

Аленушка (удивлёно): А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками играла. А потом все по лесу бежала.

Ангел: А вот они три сестры - три твоих верных подруги.

(Выходят дети в костюмах, олицетворяющие добродетели (Послушание, Милосердие, Доброта (см. фото))

Аленушка (удивлёно): Кто вы?

Послушание: Вспомни, Аленушка с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?

Аленушка: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть... Ах, что же я наделала, не послушалась!

Послушание: Вот ты меня и вспомнила имя мое - Послушание!

Милосердие: Алёнушка, а когда тебя зайчиха, медведица, цветочки о помощи просили, ты им помогла?

Алёнушка (наклонив голову): Стыдно мне. Никому я не помогла, немилосердная я!

Милосердие: Вот и меня вспомнила! Имя мне - Милосердие!

Доброта: А я, Аленушка, первая твоя помощница. Никогда не забывай меня. Имя мне - Доброта.

Аленушка (обращаясь к ангелу): А тебя я сама узнала! Ты - мой Ангел-Хранитель. Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне! (Ангел выводит Иванушку и подводит его к Алёнушке).

Аленушка (радостно): Иванушка!

Иванушка (настороженно): Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.

Аленушка: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда.

Хозяйка: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: медвежонку помогли и зайчика из беды выручили и про цветочки не позабыли. (Алёнушка и Иванушка бегут в обратную сторону, помогая всем в пути).

Хозяйка: А тут и колокола зазвонили. (В аудиозаписи звучит колокольный звон).

Хозяйка: Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую им сторону к родному дому бежать.

Аленушка и Иванушка подходят к избе. Под русскую народную музыку “Поленка” входят батюшка и матушка с птичьей клеткой в руках, к прутьям которой привязаны бумажные птицы, приготовленные на занятии.

Алёнушка (подходит к родителям): Простите меня, батюшка и матушка! (Под русскую народную музыку “Поленка” родители обнимают детей. Все вместе они радостно танцуют).

Хозяйка: Обрадовались мама и папа, что детушки их живы и здоровы и доченьку свою простили. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.

Матушка: А я тебе Алёнушка, как и обещала, новый платочек купила к празднику. (Одевает его на Аленушку)

Дети входят в зал, заводят хоровод «Перед весной» (р. н. п., обр. П. Чайковского). С окончанием хоровода все выстраиваются в круг. Раздается колокольный звон (аудиозапись).

Ведущий: Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам.

1 ребенок: Весна пришла, Весна – красна!

С собою праздник принесла.

2 ребенок: Из всех праздников весной

Он самый яркий и большой.

В России отмечается,

«Пасхой» называется.

3 ребенок: Веселись, честной народ,

В гости Пасха к нам идет!

Пляска «Чеботуха» (р. н. мел.).

(Из–за занавеса выглядывают Петр и Дуня.)

Петр: Никак гости к нам пожаловали?

Дуня: Заходите, детки милые, рады вас видеть. Христос воскрес.

Дети: Воистину воскрес (занавес открывается).

Дуня: Проходите, будьте как дома.

Ребенок: Не беспокойтесь, мы, и дома не лежим, и в гостях не стоим.

Петр: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Ребенок: Гости – люди подневольные - где посадят, там и сядут.

Ведущий: Гостю у нас почет, а хозяину – честь.

Ребенок: Туда голуби летают, где их привечают.

Петр: Удобно ли, гости дорогие?

Ведущий: Гостям, известное дело, хватило места. В тесноте, да не в обиде.

(Дети рассаживаются вокруг стола, на который Дуня ставит пасхальные яйца).

Ведущий: Сколько Петр с Дуней яиц накрасили! Вы знаете, дети, что яйцо является знаком весеннего возрождения солнца? В стародавние времена некоторые люди думали, что мир произошел из яйца, вылупился как цыпленок. А скорлупа отводила все плохое и злое. А для чего пасхальное яйцо кладут в зерно?

Дети: Для того чтобы зерно быстрее проросло и был хороший урожай.

Ведущий: Недаром, в народе говорили:

«Ты катись, яичко, да ко думе господней,

Дай ты людям защиты и добра дай, и спасу!»

Дуня (поет на мотив русской народной песни):

1. Ой, вставала я ранешенько,

Умывалася белешенько.

Припев: Ой, ли да, ли да, Пасха у ворот,

На пасхальные игрища зовет.

2. Брала в ручки белы красное яйцо,

Выходила поиграть им на крыльцо.

Петр: Да, игр с яйцом на Пасху много, играть – не переиграть.

Вот и мы с вами поиграем, свою ловкость испытаем.

(Петр и Дуня проводят игры с крашенками.)

1. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

2. Один из участников игры отворачивается. В это время на столе раскладывают яйца и накрывают их шапками. Туда же кладут шапки под которыми ничего нет. Водящего спрашивают: «Где коки паришь?» Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе.

3. На полу раскладывают небольшие сувениры. Играющие располагаются напротив. Сувениры достается тому, кому удастся сбить их яйцом.

Ведущий(с поклоном): Засиделись мы у вас, пора и честь знать.

Петр: Приходите еще.

Дуня: Мы гостям всегда рады (кланяются в ответ).

Дети заводят хоровод на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот»

У Петровых у ворот вьется, вьется хоровод

Ай, люли, хоровод. /2 раза.

Вьется, вьется хоровод, собирается народ.

Ай, люли, вот народ. /2 раза.

Из избы Петр выходил, ребятишек выводил.

Ай, люли, выводил. /2 раза.

Уж как ждать – подождать, у ворот постоять.

Ай, люли, постоять. /2 раза.

Ясно солнышко встречать, а мороз прогонять.

Ай, люли, прогонять. /2 раза

Дети: Приди, приди солнышко,

Приди под оконышко.

Засвети щедрее,

Обогрей скорее.

Игра «Гори ясно»

(р. н. мел., обр. С. Бодренкова)

Ведущий: Эй, парнишки! Эй, девчушки!

Не хотите ль спеть частушки?

Для друзей и для гостей

Запевайте веселей!

Частушки.

Как на Пасху я катался и телегу изломал,

Ворона коня замучил, и подружку потерял.

Припев: Вы звончей, колокола, Пасху празднуем с утра.

Колокольчики звенят и стоять нам не велят.

В воскресенье в самом деле из печи блины летели.

Один маленький блинок залетел ко мне в роток.

Моя маленькая лиха к Пасхе куличи пекла.

Не успела их достать – давай «Барыню» плясать.

Ведущий: Музыканты, не робейте, нас повеселите,

Да игрой своей забавной вы нас удивите!

Оркестр народных инструментов (р. н. м. «Я рассею свое горе»)

Ведущий: Собирайтесь-ка, детушки, пойдем вон в тот двор, поздравим хозяев с праздником! (под звуки русской народной мелодии дети подходят к одному из плоскостных домиков)

Дети: Славите, славите! Вы нас не знаете.

Мы пришли прославлять,

Хозяев величать.

(Из дома выходит Хозяйка.)

Ребенок: Иван Иванычу житья сто лет,

Его женушке всегда здоровьица,

И всем деточкам, сыновьям да дочерям – боярышням.

Жить вам вместе лет двести!

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые.

Спасибо за поздравление.

Вот вам угощение.

Сыр да печенье,

Пряники, конфетки.

Покушайте, детки. Христос воскрес!

Дети: Воистину воскрес! (Дети подходят ко второму дому).

Дети: Славите, славите! Вы нас не знаете. (Из дома выходит Хозяин).

Хозяин (недовольно): Чего расшумелись?

Дети: Христос воскрес.

Хозяин: Воистину воскрес.

Ребенок: Я Трощихин паренек.

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок или гривенник.

Хозяин: Дал бы вам сала, да самому мало!

Ведущий: Хозяюшка, батюшка, не хочешь дарить,

Пойдем с нами грязь месить,

Собак дразнить, да людей смешить.

Покажи-ка нам свою силу!

Дети соревнуются с Хозяином в перетягивании каната. Тот, не удержавшись на ногах, падает и, ворча, уходит в дом.

Ведущий: Вот так насмешил! Ну, что ж, ребята, играми да плясками сыт, не будешь. Мы с вами наславили, по дворам походили, всех повеселили и себя не забыли. А сейчас я вас к чаю приглашаю, куличами угощаю!

Ребенок: Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яичко красит

Я ей тоже помогу

На скорлупке хрупкой тонкой

Для людей для красоты

Крашу кисточкою тонкой

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку с поздравленьем

И скажу раскрасил сам.

Баба: Ой наверно куличи то готовы уже.

Приглашает детей пить чай.

Батюшка: А ещё мы вам с матушкой на особом птичьем рынке, который открылся накануне дня Благовещенья, купили птичек-невеличек. Этих птиц нельзя будет отправить в полёт по настоящему, но мы, следуя доброй традиции своего народа, выпустим их на волю. (Батюшка подходит к каждому ребёнку с птицами в клетке и раздаёт их)

Матушка: А теперь детвора, всем на улицу пора! Песни петь, хороводы водить, в игры играть!

Хозяйка: Весну встречать и птиц на волю выпускать!

Все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети привязывают бумажных птиц к воздушным шарикам и отпускают их в небо.

Пасхальный сценарий

ДА ВОСКРЕСНЕМ ДЛЯ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ. Сценарий пасхального представления

Для загрузки материала,нажмите .

«ХРИСТОСЛАВЫ». Постановка для детей

Для загрузки материала,нажмите .

«ПЕРВОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯИЧКО». Пьеса для детей

Для загрузки материала,нажмите .

«Пасха»

Для загрузки материала,нажмите .

«ДОРОГА К ХРАМУ». Пьеса для детей

Для загрузки материала,нажмите .

Н азвание: Сценарий к празднику Святителя Николая чудотворца архиепископа Мир Ликийских

Язык: Русский

Регион: Россия

Формат : WORD

В сценарии представлены музыкальные произведения, стихотворения и песнопения, посвященные Николаю чудотворцу.

Для загрузки документа, нажмите .

Название: Пьесы для школьной сцены

Язык: Украинский, Русский

Регион: Украина, Киев, СОШ № 170, Театр младшей школы «Зеркало»

Формат: WORD

В авторские сборники вошли пьесы школьных драматических коллективов, где актеры – это учащиеся первых-шестых классов. Пьесы легкие в постановке, не требуют сложных декораций, длятся от 5 до 20 минут. Кроме сборников, предлагаются отдельные пьесы.

Для загрузки документа «П’єси для шкільної сцени» .

Для загрузки документа Сборник пьес для школьной сцены «Сеем разумное, доброе, вечное» на русском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьеса «Неслухняні сім’янинки» на украинском языке, нажмите.

Для загрузки документа пьесы «З історії Києва» (по мотивам «Повести временных лет») на украинском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьесы «Княгиня Ольга» на украинском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьесы «Різдвяна ялинка» на украинском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьесы «До свята Святого Миколая» на украинском языке, нажмите .

Название: Сказки по заповедям Божиим (для детей среднего школьного возраста)

Язык: Русский

Регион: Украина, Донецкая епархия, г. Авдеевка

Формат: WORD

Автор сборников – талантливый педагог с 45 летним стажем, опубликовавшая за последние семь лет 13 авторских книг (включающих методический материал для педагогов, сценарии спектаклей, праздников, авторских стихотворений и мн. др) в России и Украине.

Для загрузки документа «Сказки по заповедям Божиим» (для детей среднего школьного возраста) на русском языке, нажмите .

Название: Истории Ветхого Завета

Язык: Русский

Регион: Россия

Формат: WORD

В документе представлены три истории из Ветхого Завета в стихотворной форме: Сотворение мира, Адам и Ева, Каин и Авель.

Для загрузки документа «Истории Ветхого Завета» на русском языке, нажмите .

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 719) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (311) Буклеты, памятки и листовки (134) Видеофильмы, видеолекции и беседы (976) Вопросы священнику (418) Изображения (259) Иконы (544) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 038) Статьи (1 800) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (159) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (515) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (386) Новости (281) Новости Кинельской епархии (106) Новости прихода (53) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 811) Библия (799) Закон Божий (819) Миссионерство и катехизация (1 414) Секты (7) Православная библиотека (484) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 778) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 487) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (473) Радоница (8) Родительская суббота (33) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (693) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (130) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (152) Елеосвящение (9) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (25) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (36) Православное радио (67) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (112) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (375) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Неделя 2-я Великого поста. Глас 2-й.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458).

Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Прп. Патрикия Петрова исп. (1933); св. Василия Малахова исп., пресвитера (1937).

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

На утрене катавасия «Отверзу уста моя...».

На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...».

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Симео́н Новый Богослов, игумен

Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов ро­дил­ся в 946 го­ду в го­ро­де Га­ла­те (Па­фла­го­ния) и по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле ос­но­ва­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Отец го­то­вил его к при­двор­ной ка­рье­ре, и неко­то­рое вре­мя юно­ша за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Но до­стиг­нув 25 лет, он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, бе­жал из до­ма и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где про­хо­дил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством зна­ме­ни­то­го в то вре­мя стар­ца Си­мео­на Бла­го­го­вей­но­го. Ос­нов­ным по­дви­гом пре­по­доб­но­го ста­ла непре­стан­ная Иису­со­ва мо­лит­ва в ее крат­ком ви­де: «Гос­по­ди, по­ми­луй!» Для боль­шей мо­лит­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти он по­сто­ян­но ис­кал уеди­не­ния, да­же на ли­тур­гии сто­ял от­дель­но от бра­тии, ча­сто оста­вал­ся один на ночь в церк­ви; чтобы на­вык­нуть в па­мя­то­ва­нии о смер­ти, про­во­дил но­чи на клад­би­ще. Пло­дом его усер­дия бы­ли осо­бые со­сто­я­ния вос­хи­ще­ния: в эти ча­сы Дух Свя­той в ви­де све­тя­ще­го­ся об­ла­ка нис­хо­дил на него и за­кры­вал от его глаз все окру­жа­ю­щее. Со вре­ме­нем он до­стиг по­сто­ян­ной вы­со­кой ду­хов­ной про­свет­лен­но­сти, что осо­бен­но об­на­ру­жи­ва­лось, ко­гда он слу­жил Ли­тур­гию.

При­мер­но в 980 го­ду пре­по­доб­ный Си­ме­он был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря свя­то­го Ма­ман­та и про­был в этом сане 25 лет. Он при­вел в по­ря­док за­пу­щен­ное хо­зяй­ство оби­те­ли и бла­го­устро­ил в ней храм.

Доб­ро­та со­че­та­лась у пре­по­доб­но­го Си­мео­на со стро­го­стью и неуклон­ным со­блю­де­ни­ем Еван­гель­ских за­по­ве­дей. Так, на­при­мер, ко­гда его лю­би­мый уче­ник Ар­се­ний пе­ре­бил во­рон, ко­то­рые по­кле­ва­ли раз­мо­чен­ный хлеб, игу­мен за­ста­вил его на­ни­зать мерт­вых птиц на ве­рев­ку, на­деть это «оже­ре­лье» на шею и сто­ять на дво­ре. В мо­на­сты­ре свя­то­го Ма­ман­та за­ма­ли­вал грех некий епи­скоп из Ри­ма, неча­ян­но убив­ший юно­го пле­мян­ни­ка, и пре­по­доб­ный Си­ме­он неиз­мен­но вы­ка­зы­вал к нему доб­ро­ту и вни­ма­ние.

Стро­гая мо­на­ше­ская дис­ци­пли­на, ко­то­рую все вре­мя на­саж­дал пре­по­доб­ный, при­ве­ла к силь­но­му недо­воль­ству сре­ди мо­на­стыр­ской бра­тии. Од­на­жды по­сле ли­тур­гии осо­бен­но раз­дра­жен­ные из бра­тьев на­бро­си­лись на него и ед­ва не уби­ли. Ко­гда же Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх из­гнал их из мо­на­сты­ря и хо­тел пре­дать го­род­ским вла­стям, Пре­по­доб­ный вы­мо­лил для них про­ще­ние и по­мо­гал им в жиз­ни в ми­ру.

Око­ло 1005 го­да пре­по­доб­ный Си­ме­он пе­ре­дал игу­мен­ство Ар­се­нию, а сам по­се­лил­ся при мо­на­сты­ре на по­кое. Там он со­здал свои бо­го­слов­ские тру­ды, от­рыв­ки из ко­то­рых во­шли в 5-й том «Доб­ро­то­лю­бия». Глав­ная те­ма его тво­ре­ния – со­кро­вен­ное де­ла­ние во Хри­сте. Пре­по­доб­ный Си­ме­он учит внут­рен­ней бра­ни, спо­со­бам ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, борь­бе про­тив стра­стей и гре­хов­ных по­мыс­лов. Он на­пи­сал по­уче­ния для мо­на­хов, «Де­я­тель­ные Бо­го­слов­ские гла­вы», «Сло­во о трех об­ра­зах мо­лит­вы», «Сло­во о ве­ре». Кро­ме то­го, пре­по­доб­ный Си­ме­он был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным по­этом. Ему при­над­ле­жат «Гим­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви» – око­ло 70 по­эм, пол­ных глу­бо­ких мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний.

Уче­ние пре­по­доб­но­го Си­мео­на о но­вом че­ло­ве­ке, об «обо­же­нии пло­ти», ко­то­рым он хо­тел за­ме­нить уче­ние об «умерщ­вле­нии пло­ти» (за что его и на­зва­ли Но­вым Бо­го­сло­вом), при­ни­ма­лось совре­мен­ни­ка­ми с тру­дом. Мно­гие его по­уче­ния зву­ча­ли для них непо­нят­но и чуж­до. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с выс­шим кон­стан­ти­но­поль­ским ду­хо­вен­ством, и пре­по­доб­ный Си­ме­он под­верг­ся из­гна­нию. Он уда­лил­ся на бе­рег Бос­фо­ра и ос­но­вал там оби­тель свя­той Ма­ри­ны.

Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1021 го­ду. Еще при жиз­ни по­лу­чил он дар чу­до­тво­ре­ния. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са бы­ли яв­ле­ны и по­сле его смер­ти; од­но из них – чу­дес­ное об­ре­те­ние его об­ра­за. Жи­тие его на­пи­са­но ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Ни­ки­той Сти­фа­том.

Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову

Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Божественное озарение, отец Симеон, восприняв в душе твоей, ты оказался ярчайшим светом для мира, разгоняя его духовный мрак и всех убеждая искать благодать Духа, которую они потеряли. Моли настойчиво Бога даровать нам великую милость.

Кондак преподобному Симеону, Новому Богослову

Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:// ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.

Перевод: Будучи просвещен светом Трисолнечным, Богомудрый, ты явился Богословом Пребожественной Троицы. Обогатившись свыше премудростью и даром слова, источил ты Божественные потоки Богомудрия, мы пьем из них и воспеваем: «Радуйся, трижды блаженный Симеон, Богом наученный».

Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову

Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца

О, богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

25 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Гимн Симеона Богоприимца. Анна Пророчица

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Совсем недавно мы говорили о событии принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский храм после дней очищения Девы Марии и о встрече с праведным Симеоном.

В данной программе мы продолжим изучать историю этого события. И начнем с пророческого гимна Симеона Богоприимца:

2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

2.29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,

2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

(Лк. 2, 28–32)

Перед нами третий знаменитый гимн из Евангелия от Луки, который является неотъемлемой частью ежедневного богослужения Православной Церкви.

Ныне отпускаешь – Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта, исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя. Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя не иначе, как «слугу Господня», который стал свидетелем эры спасения человечества. Поэтому он и преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.

ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов – Симеону открыто Святым Духом, что Дитя, которое он держит на руках, и есть тот долгожданный Христос. Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к Израилю, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога и поэтому пребывающих во тьме. Свет означает, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Также и среди народа Израиля будет явлена «слава», под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, Который даст новое откровение в Иисусе Христе.

2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

(Лк. 2, 33–38)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особо делает акцент на Деву Марию, как Мать Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Так как в храме Божием, в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.

Но так или иначе Святое семейство стало свидетелем чудесного проявления Божественной силы и откровения, чему они дивились, то есть изумлялись. Это не говорит о том, что они услышали что-то новое. Это состояние человека, соприкоснувшегося с благодатью Господней.

2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

(Лк. 2, 34–35)

Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.

Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого не затронули бы грядущие события, связанные с явлением Христа.

Да и самой Матери Божией, по словам Симеона, оружие пройдет душу. Она будет страдать и болеть душой, когда Сын Ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она испытает при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда через сердце проходит меч.

Кроме Симеона в храме, то есть во Дворе женщин, есть еще одна свидетельница – пророчица Анна (чье имя на еврейском языке звучит как Ханнá и означает «милость» или «благодать»).

Что же касается Анны Пророчицы, то о ней мы знаем только, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).

Анна была вдовой: она пережила скорбь и горе, и они не ожесточили ее, но напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону разрешался повторный брак после смерти супруга, Анна, по благочестивой традиции, которая была распространена в те времена, сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак.

Ей было восемьдесят четыре года: она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться. Она не отходила от храма (Лк. 2, 37), но это не значит, что она жила в храме, там не было места, чтобы жить. Анна проводила все свое время, участвуя в богослужениях и молитвах, в храме Божием с детьми Божьими. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СОРОК МУЧЕНИКОВ: Слово в день памяти сорока Севастийский мучеников

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С егодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл. Всегда этот праздник с особой торжественностью отмечался, и известно знаменитое слово святителя Василия Великого в похвалу сорока мученикам.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.43 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие



Публикации по теме