Дидактическая игра узнай по запаху цель. Материал (средняя группа) на тему: Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус

Опыты и эксперименты по валеологии для детского сада

ОПЫТ 1. «Орган слуха»
Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом.
По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.
Рассказ воспитателя детям о строении уха.
Ухо состоит из трех частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находятся три очень важные косточки – молоточек, наковальня и стремечко, а так же специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе есть «прибор», по внешнему виду напоминающий улитку. Он получает тысячи сигналов и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например, раздается звонок в дверь, ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует: подойди к двери, посмотри в глазок, прежде чем открывать дверь.
Кроме этой самой быстрой в мире улитки во внутреннем ухе расположены три канала, наполненных жидкостью. Они отвечают за равновесие нашего тела. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы очень часто падали от головокружения (например, при наклонах или даже при повороте головы). При любых наших движениях жидкость быстро перемещается по этим каналам, но не всегда останавливается на одинаковом уровне во всех каналах, и это позволяет нам не упасть.
Существует такое выражение: «В одно ухо влетело, а из другого вылетело». Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Но зато есть связь уха с носоглоткой через специальную трубу. Поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач – отоларинголог.

ОПЫТ 2. «Вижу – не вижу»
Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше).
Ход: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой.
При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Воспитатель рассказывает о том, чем отличается зрение животных и человека.
У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. «Глазные пятна», воспринимающие свет, есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки». Но ни «глазки», ни «глазные пятна» не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. А у берегов Юго-Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которая пользуется специальными «солнезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

ОПЫТ 3. «Реагируем на свет»
Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение.
Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.
Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.
У раков глаза расположены на специальных антенках – стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И ещё у него есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятиться назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.
Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете.
Вопрос: Каких специальных зрительных клеток больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна. А у пчел пять глаз: два больших, и три маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Так, например, они не опыляют красный цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 году. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный цвет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что он не различает цвета.
Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

ОПЫТ 4. «Воздух»
Цель: определение связи уха с носоглоткой.
Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».
Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

ОПЫТ 5. «Запахи»
Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.
Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т.п.).
Воспитатель продолжает рассказ.
Клетки, воспринимающие запахи, чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствуют запахи лучше, чем человек. У кошек, собак, лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень и кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.
Когда у нас сильный насморк, мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки.
У человека воспринимающие запах клетки расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох. Убедимся в этом на опыте.

Игра «Узнай по запаху»
Воспитатель детям предлагает закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи: микстуру от кашля на основе аниса, пихтовое масло, хвойный запах, чеснок, соления. Ещё можно определить, что находится внутри капсул от киндер-сюрпризов с проколотыми дырочками: вата, пропитанная духами; кусочек шоколада; зубчик чеснока; корочка апельсина; кусочек селёдки или солёного огурца.
Я ничего не знаю.
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.
Это нос доложит:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!

Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем!
Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.
Он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже весной!».
Э. Мошковская
Я думаю, все поняли, какую важную роль в жизни человека играет нос. Поэтому соблюдайте следующие правила :
Не ковыряйте в носу пальцем и тем более острым предметом;
Не засовывайте в нос посторонние предметы;
При насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя, это может привести к заболеванию уха;
Не пользуйтесь чужим носовым платком, он должен быть личным у каждого человека.
Очень неприятно, когда человек не следит за носом и не использует вовремя
носовой платок.

Мальчугану скоро шесть.
У него карманы есть,

А добра в карманах этих
И не счесть!

Там – конфетные бумажки,
Пряжки,
Пробки,
Деревяшки,
Гвозди,
Пуговки,
Катушки,
Старый ключ от кладовушки –
Всякой всячины полно,
Но!
В двух карманах паренька
Нету места для платка!

Так и ходит озорник:
Носом шмыг, носом шмыг,
То и дело: носом – шмыг!
Л. Деляну

В народе говорится: «Береги нос в большой мороз». А вы знаете, как это делать? А в жару нужно нос беречь? Что вы будете делать, если из носа потечет кровь? Почему это происходит?
Когда люди говорят: «Нос не дорос», - это значит, что младшие учат старших; «нос повесил» - расстроился; «водит за нос» - обманывает; «держи выше нос» - не унывай!

ОПЫТ 6. «Обоняние»
Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха.
Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Воспитатель продолжает рассказ.
С помощью обоняния человек контролирует качество воздуха. При появлении в воздухе приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Но в течение короткого времени человек привыкает к новому запаху и начинает дышать в обычном ритме.
Ученые подсчитали, что человек различает огромное количество (около 400) разных запахов. И все же у большинства животных аппарат по различению запахов развит гораздо лучше. Для многих животных обоняние является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение и слух. Не почуять вовремя запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых из них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, очень слабо – птицы, а вот дельфины вообще не различают запахи.
Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных очень большую роль играет своеобразный запах, идущий от них. Например, у муравьев есть «запах тревоги» и «запах смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья, издающего этот запах, его собратья «хоронят» - вытаскивают из муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны» будут повторяться, пока не исчезнет этот запах.

Ольга Андреевна Царева

Заместитель заведующей по ВМР

МБ ДОУ «Детский сад № 000» комбинированного вида г. Новокузнецк

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРИКЕ

«УГАДАЙ НА ВКУС»

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?»

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.


«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Ход игры.

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Косвенная цель:

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т. д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»


«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

« ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Цель:

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

Чем она сегодня угощалась?


«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.


«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

Font-size:14.0pt">«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

Посади каждую рыбку в свой аквариум.


«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.

Света Почтарева
Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»

УЗНАЙ НА ВКУС и ЗАПАХ

Дидактическая задача :

Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов ;

Активизировать речь детей;

Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза) , определять его вкус , по запаху ; правильно называть вкус словом , отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.

Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям : помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих . К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах ,а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них .

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях : нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос (или пользоваться зубочистками из расчета на каждого ребенка, на каждый фрукт и овощ). В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

Цель: формировать представление о фруктах через органы чувств.

Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, используя различные анализаторы.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактическая игра)

Практические (эксперимент).

Педагогические технологии: проблемное изучение.

Предшествующая работа: наблюдения за фруктовыми деревьями, знакомство со свойствами предметов. Беседы о полезной еде.

Материалы

Красивая коробка с небольшими круглыми отверстиями, набор фруктов -муляжи, фруктовые соки, набор картинок «Фрукты», кубики - собери картинку фруктов, ИТК слайдовая презентация.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми

Введение в ситуацию.

Воспитатель вносит коробку (в ней есть отверстия, в которые дети могут просунуть руки и потрогать предметы) в группу и ставит на стол.

Дети обращают внимание на необычную коробку и говорят (А что мы сейчас будем делать? Это чей то домик? Зачем вы принесли эту коробку?)

Воспитатель. Я не знаю что это за коробка, но в ней что то есть, вы хотите узнать, что там лежит?

Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель. Вы должны определить на ощупь, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности.

Несколько детей, просовывая руки в отверстия, определяют предмет и дают ему описание, не вытаскивая из коробки.

(Ответы детей: Это яблоко, твердое, большое, круглое, гладкое, и т.д.)

Воспитатель. С помощью рук о каких свойствах предмета можно узнать? (Ответы детей:твердый или мягкий предмет, его форму, размет, гладкий или шершавый.)

Воспитатель. Вот какие у вас хорошие пальчики, они помогли вам узнать, что лежало в коробке, давайте с ними поиграем.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают-разжимают пальцы)

Груша, персик, мандарин,(поочередно загибают пальцы рук)

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)

Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)

Воспитатель загадывает загадки:

Само с кулачек, красный бочёк, потрогаешь- гладкое, откусишь- сладкое. (яблоко)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, а зовут его… (лимон)

Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают, хоть она и не уклюжа, но на фрукт похожа (груша)

С оранжевой кожицей на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно (апельсин)

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайдовую презентацию по теме фрукты (по цвету, по размеру, по форме, по количеству)

Воспитатель предлагает к картинке подобрать фрукт, дети выполняют действия.

Воспитатель. О каких свойствах фруктов мы можем узнать при помощи глаз? (О форме, цвете, размере, какая поверхности - гладкая, шершавая, твёрдая, ворсистая)

Воспитатель. Вспомните о каких фруктах были загадки. (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте с вами сейчас поиграем в другую игру, я буду читать стихотворение, а вы будете сопровождать текст движениями.

Вот так яблоко! - показывают руками большое яблоко.

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите - поднимают руки вверх.

Стал ветер веточку качать - покачивают руками.

И трудно яблоко достать, подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву. - дети подпрыгивают.

Затруднение в ситуации.

Воспитатель предлагает детям взять картинку с изображением фрукта и сказать как он пахнет.

Дети. На картинке фрукты ни чем не пахнут.

Воспитатель. А сможем ли мы узнать, какие у нас есть фрукты, если мы их не видим и не трогаем руками?

Дети. Можно откусить и попробовать на вкус, можно по запаху узнать.

Воспитатель. Что поможет нам узнать вкус? (Язык) . А запах? (Нос.)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Игра «Угадай по запаху»

(завязывают детям глаза и подносят к носу разные фрукты, дети называют фрукт)

Игра «Угадай по вкусу»

(Закрывают детям глаза, и каждому даётся кусочек какого-либо фрукта, дети угадывают, что это за фрукт.)

Ребята, какие соки можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)

Игра » Что больше, что меньше?

Детям предлагают сравнить по величине фрукты (апельсин - мандарин, яблоко - слива и т.д.), сказать какой больше, а какой меньше.

Дидактическая игра «Классификация фруктов по форме»

Про какие фрукты можно сказать, что они круглые, а какие овальной формы.

Заключительная часть : Воспитатель хвалит детей, что они были активными, играли дружно, хорошо отвечали на вопросы.

Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии, в какие играли игры? (ответы детей)

Дидактическая игра 10 группы

Направленность – опытно-экспериментальная

Название - «Узнай по запаху»

Возраст – для детей старших и подготовительных групп

Цели: Способствовать развитию органов чувств, тренировке обонятельного аппарата.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи: Расширять знания о запахе, учить узнавать знакомые вещества (ваниль, елка, лимон, корица, кофе, чеснок, мандарин, апельсин);

Упражнять в заполнении картографа, закреплять знание цифр от 1 до 7(далее до 12);

Учить работать в определенной последовательности, алгоритме.

Материалы: Контейнеры с пахучими веществами, полотнище с карманами, картограф, карандаши, фломастеры на водной основе, баночка с кофе.

Ход игры: Дети по очереди берут из корзинки контейнеры с пахучим веществом. Через отверстия в контейнерах нюхают и пытаются определить, что за вещество в нем находится. Результат записывают в картограф с помощью условных знаков и цифр. Контейнер помещают в соответствующий карман на полотнище. После каждого вещества нужно понюхать молотый кофе, чтобы нейтрализовать предыдущий запах. Выигрывает тот, кто заполнит большее количество карманов и не ошибется при определении запаха.

Узнай по запаху»

Название вещества

Номер

(цифра)

Имя (кто определял)

Картинка, рисунок



Публикации по теме