Интуиция — что это и как работает. Что такое интуиция, и как ее развить

Все мы слышали о интуиции, и многие хотели бы её развить. Что же такое интуиция?

Интуиция, это получение информации из тонкого мира через аджну чакру. Получение информации идёт из ноосферы, которую часто называют акаши или банк данных, где хранится вся информация из настоящего и прошлого. Как такового прошлого нет, это лишь наше восприятие этого мира нашим умом.

Интуиция помогает предвидеть события и избегать не приятных ситуаций. Она существенно облегчает жизнь человеку и может помогать ему буквально на каждом шагу. Считается, что способность интуитивно чувствовать и получать информацию из тонких миров, есть только у некоторых людей.

Могу заверить, что эта способность есть у всех людей, и она тренируется. Её тренируют путём расширения сознания, выходом за общепринятые рамки, правила, логику и здравого смысла. Развитием интуиции занимаются во всех религиях, путём удерживания внимания на каком-то образе. Внимание играет одну из основных ролей в развитии интуиции.

Очень хорошая интуиция у животных. Ведь у них нет рамок, блоков и программ, которые есть у человека. Если у человека убрать все эти ограничения, которые создаются умом, у него сразу же откроется интуиция и он получит доступ к базе знаний ноосферы.

Интуиция, это орган души и мы все ей периодически пользуемся. Кто-то больше, кто-то меньше, но все. Когда вы начинаете разговор с незнакомым человеком, вы чувствуете, есть у вас желание общаться с ним или нет. Это и есть проявление интуиции.

Очень хороший метод развивать интуицию, это погружаться в . Чем дольше вы будете погружаться в душу, тем лучше у вас будет работать интуиция. Вы начнёте лучше чувствовать себя, других людей, события. Вы начнёте видеть, как ваш ум болтает с вами и как он закрывает интуицию.

Когда человек уходит за пределы ума, он начинает жить по интуиции. У людей, которые имеют логическую работу (программисты, бухгалтера, врачи, юристы и т.д.), интуиция как правило закрыта. Логика и интуиция, это две противоположности. Либо человек живёт логикой, либо интуицией. Чем больше логики, тем меньше интуиции. Кроме того, люди, у которых развита логика, имеют больше проблем со здоровьем, особенно со зрением. Ведь зрение зависит от работы аджны чакры, которую некоторые называют третьим глазам и от которой зависит интуиция.

Невозможно одновременно логически мыслить и жить интуицией. Вспомните себя влюблённым. В этом состоянии логики никакой нет, всё определяют чувства. Если влюбитесь во весь мир, все ограничения и блоки сразу исчезнут, и вы начнёте жить по интуиции.

Если вы сможете на 2-3 суток уединиться от этого мира и всё это время погружаться в себя, в свою душу, вы сразу ощутите, как у вас начала работать интуиция. Я подготовил для вас несколько наиболее эффективных упражнений для развития интуиции. Они помогут пробудить ваш чувственный мир. Смотрите статью « ». Помимо этих упражнений, развивайте свою аджну чакру, но мне больше нравиться . При таком погружении и аджна начинает работать лучше и сердечный центр раскрывается, который отключает логику.

Будьте в канале интуиции и жизнь вас будет радовать гораздо чаще! С уважением, Любомир Борисов.

Многие могут начать спорить, что не все наделены прекрасной интуицией, но она все же есть у каждого. Просто дело в том, что не каждый прислушивается к своей интуиции, и не каждый беспокоится о ее непосредственном развитии.

Довольно часто слово «интуиция» используется для обозначения чего-то неопределенного, того, что не подкреплено логикой. На протяжении миллионов лет человек полагался исключительно на нее. Даже в некоторой степени выживание человека зависело от того, насколько развита его интуиция. На сегодняшний день в современном мире интуиция играет не меньшую роль.

Стоит отметить тот факт, что огромная часть того, что заключает в своем понимании искусство, философия, научное или какое-либо другое открытие происходит именно на интуитивном уровне. Для того, чтобы иметь возможность создать какое-либо произведение искусства и после понять его смысл, что бы прийти к какому-нибудь открытию или же изобретению, что бы создать что-то новое, нужно иметь не только необходимые знания, теории философии, эстетики или науки, нужно также почувствовать суть, дух и саму идею, которую в свою очередь мы пытаемся передать через какую-либо форму. И согласитесь, этот дух нельзя объяснить словами или сформулировать адекватно.

Интуиция – это способ, с помощью которого наши Сердце и Душа общаются непосредственно с нашим Сознанием , да, спорить не уместно, интуиция выходит за рамки здравого смысла и логики. Интуиция человека использует не только визуальные образы, но в том числе и символы, архетипы, метафоры, применяет неординарные способы и формы, которые были накоплены на протяжении всей истории человечества. Следовательно, интуиция, если ее характеризовать только по ее непосредственным возможностям несравненно богаче всех остальных, более понятных и знакомых нам форм познания.

довольно часто в своей жизни мы используем такой термин как логика. Говоря о ней, мы имеем ввиду, хорошо обдуманные решения, взвешенные факты, доводы и тому подобное. Так вот, логика – это в свою очередь несколько ограниченный инструмент, который находится в нашем Сознании. Логика представляет собой всего лишь инструмент мышления, но она никак не является самим мышлением. Ей свойственно только обрабатывать имеющуюся информацию, но никак не создавать нового знания, она всего лишь отвечает за то, чтобы суждения были корректно преобразованы, но она не может выяснить, ложны или все же истинны сами посылки.

Парадокс заключается в том, что мыслить только логически и рационально, просто невозможно. Следовательно, логике должна предшествовать какое-то умение узнавать истину. Именно это умение, способность, которое непосредственно предшествует логике и которое для распознавания истины не использует логику, еще с древних времен принято называть интуицией (слово интуиция получило свое происхождение от латинского intuition – пристальное всматривание).

Когда человек полностью доверяется интуиции, он в некоторой степени удаляется от логических рассуждений, погружаясь при этом в свое внутреннее подсознательное состояние, в череду не совсем понятных ощущений и предчувствий, символов и образов.
В тех случаях, когда наш рассудок медленно и последовательно, шаг за шагом приближается к цели, интуиция в свою очередь действует довольно быстро, можно сказать даже молниеносно. Ей не нужны доказательства, и ей не свойственно опираться на какие-либо рассуждения. Интуитивное мышление в свою очередь протекает довольно незаметно, естественно, поэтому оно не так утомляет, как логическое мышление, которое в свою очередь предполагает приложения усилий воли.

И совсем наоборот, когда человек может хорошо работать вполне осознаваемом логическом режиме, то он в таком случае теряет доступ к своей интуиции.

Именно благодаря интуиции человек сразу же может представить картину реальности в целом. То как дальше будут развиваться те или иные события и к чему они приведут, он предчувствует или в некоторых случаях даже вполне ясно может видеть (основные варианты), в то время как другие участники плохо понимают ее суть, но в тоже время, ему будет намного сложнее передать словами ту картину (в любом случае, без существенных потерь), и помимо этого, ответить на вопрос, каким же образом у него получилось понять все происходящее.

Судя из слов американского психотерапевта Эрика Берна – «интуиция подразумевает, что мы знаем о чем-то, сами не зная, как мы узнали об этом ».

Психологи не имеют достаточно хорошего представления о том, как же на самом деле работает интуиция, и то, как же ее изучать. Наиболее часто для этого они используют такой термин как «инсайт» — что в переводе означает озарение, происходит это слово от английского insight – постижение, озарение, проникновение в суть. Данным термином принято обозначать момент, когда человека вдруг посещает новая идея, приходит в голову решение задачи, над которой он много думал. Еще инсайт называют – «ага – реакцией», в данном случае подразумевается восклицания, которые мы непроизвольно произносим, когда начинаем улавливать суть той или иной проблемы, и видим из нее выход. Так, к примеру, творческое озарение Архимеда, который выскочил из ванны с криком «Эврика», — является классической иллюстрацией инсайта.

Многие современные ученные считают, что источник интуиции кроется в бессознательном, а если быть более точным, в его хорошо отлаженном взаимодействии с самим сознанием. Многочисленные исследования подтвердили данный вывод. В тех случаях, когда интуиция находит свое непосредственное проявление, она работает с предчувствием, символами и архетипами. То, что интуитивные предвидения рождаются во сне или в грезах наяву не может быть случайным.

Человек, у которого прекрасно развита интуиция умеет довольно тонко улавливать информацию, идущую из подсознания, к примеру, это может быть понято по мимике, интонации, жестам, по выражению глаз, открывается та информация, которую собеседник не хочет говорить открыто. Большинство такой информации мы просто напросто не замечаем, и, следовательно, она уже не доступна нашему сознательному контролю, но в то же время нельзя сказать, что она потеряна для нас насовсем, она в свою очередь формирует на бессознательном уровне особый, интуитивный опыт.

Что же касается интуитивного опыта, то он в свою очередь складывается помимо воли и желания, также стоит отметить, что он не может быть ни повторен человеком, ни произвольно проявлен, хотя в тоже время, он существенно влияет на характер нашего поведения и деятельности. Для интуитивного опыта характерно определить русло, в котором непосредственно протекает мышление.

Такие философы, как Сократ и Платон, а также многие другие, гораздо глубже понимали интуицию и интуитивный опыт. Интуиция ими воспринималась как интегральное умение человека к целостному, голографическому познанию истины, при чем сразу в различных аспектах – прошлого, будущего и настоящего, пространства и времени, жизни и смерти, вечности, эволюции, видимого и невидимого, архетипа и формы, материального и духовного.

В их понимании, интуитивный опыт – это в свою очередь не только определенные внешние моменты, которые попадают в наше подсознание, и не только абстрактное бессознательное человека, о котором на сегодняшний день говорят психологи. Это в какой-то степени способность «воспоминания», «узнавания». В данном случае речь ведется об опыте Бессмертной Души, который она собирала в течение длинной череды воплощений.

Определенную часть этого опыта душа узнает, вспоминает посредством вспышек интуиции, «озарения». Это в свою очередь способность улавливать идеи – архетипы, умение переноситься за пределы материального мира, в мир идей и жить там, хотя бы на протяжении одного короткого мгновения. Что характерно для человека, так это то, что это интегральное качество еще не совсем развито в нем, но оно еще имеет возможность пробудиться и развиваться.

Таким образом, в 1926 году американским исследователем Грехемом Уоллесом было предложено схема процесса творческого мышления, которая впоследствии стала знаменитой. Разработал он ее на основе данных самонаблюдений известных ученых, в первую очередь немецкого физиолога, математика и физика Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре.

В этом процессе Уоллесом было выделено четыре стадии .

Первая стадия – это стадия подготовки. Эта стадия включает сбор нужной информации о той или иной проблеме, осознанные поиски ее решения и непосредственное обдумывание.

Философский опыт подтверждает то же, только несколько иными словами: нужен такой период, когда ничего не может получиться, когда ты сначала думаешь, делаешь какие-то попытки, но они в свою очередь ни к чему не приводят. все просто бесполезно.

Вторая стадия – это инкубация. На этой стадии вынашиваются проблемы. Именно этот период и есть периодом кажущегося застоя. На самом же деле, на этом этапе происходит бессознательная глубинная работа над задачей, к тому же на этом уровне сознания человек может о ней совсем не думать.

Третья стадия – это стадия просветления. Вдохновение, открытие, инсайт. Наступает данная стадия всегда довольно неожиданно, можно сказать мгновенно. Решение той или иной задачи в этот момент приходит в виде символа, образа, который довольно сложно описать словами.

Четвертая стадия – это проверка. На этой стадии мы уже можем облечь образ посредством слов, мысли в свою очередь выстраиваются в логическую последовательность, то или иное открытие обосновывается научно.

Момент озарения (инсайта), рождение идеи является завершением интуитивного творческого процесса. До сих пор он все еще остается загадочным и непредсказуемым. Возможно, он будет окутан тайной еще долгое время. В случае, если бы возможно было разгадать секрет озарения, и его стало бы можно воспроизводить, то в таком случае великие открытия стали бы совершаться по желанию, на заказ, по инструкции. В таком случае стало бы легкодоступным решение всех жизненных проблем, извлечение новых знаний о мире, постижение истин – стало бы намного проще и доступней то, что обычно людям достается большой ценой.

Все же психологи и философы согласны в том, что путь, который непременно ведет к озарению (инсайту), известен. Его суть заключается в том, что необходимо сосредоточенно и упорно трудиться над конкретной проблемой – исследовать ее со всех сторон, стараясь при этом получить максимальную информации, снова и снова думая о ней, желая найти решение.

Внутреннее озарение – это в свою очередь результат длительной неосознанной работы. На протяжении некоторого времени нужно просто жить этой идеей (проблемой), не ища решения, и скорее всего, когда-то оно само озарит сознание, и принесет с собой необычное по своей силе переживание понимания, взлета, ясности, счастья и прорыва.

Что нужно для того, чтобы пробудить и развить интуицию.

  1. для этого необходимо возвышать свое сознание. Не останавливаться подолгу на каких-то мелких, бытовых вопросах и проблемах. Ежедневно следует уделять время для того, чтобы возвысить свое сознание. Следует отсекать ненужные мысли, накручивания и эмоции.
  2. необходимо научиться, отключать мыслительный процесс в важные моменты. Интуиция начинает работать в тех случаях, когда прекращается работа логического мышления. Логика конечно тоже нужна, но каждому свое время.
  3. следует стереть стереотипные подходы. Каждый раз необходимо переосмысливать по-новому то, что ты уже знаешь. В любое свое действие следует вносить творчество.
  4. не нужно бездействовать. Следует проявлять инициативу и прикладывать усилия. Когда появляется какой-то вопрос, делать необходимо все, для того чтобы самому найти нужный ответ.

Оставаться ребенком

Однажды случилось так, что грузовик имел неосторожность застрять под путепроводом, так как был слишком высоким. Все, дорожная служба, полиция, пытались его протолкнуть. Каждый высказывал свое предположение, как протолкнуть грузовик. Таким образом, они в первую очередь решили снять часть груза, но в результате грузовик стал легче и поднялся на рессорах, таким образом, еще плотнее застряв под мостом. Пытались использовать клинья, лом, увеличивали количество оборотов двигателя. Делали все, что делается в таких ситуациях, но от этого становилось только хуже.

К ним подошел мальчик, лет шести и предложил выпустить немного воздуха из шин. Таким образом, проблема сразу же была решена.

Дорожные и рабочие не могли освободить грузовик, так как много знали, и все что они знали, так или иначе сводилось к применению силы. Большая часть наших проблем только усугубляется от того, что мы много знаем. Лишь в тех случаях, когда нам удается отвлечься от заранее известных решений, мы начинаем на самом деле улавливать всю суть проблемы.

Можно еще воспользоваться следующими советами для развития интуиции .

  • Старайтесь получить как можно больше жизненного опыта, независимо каков он будет хороший или плохой, просто очень важен факт его наличия.
  • Старайтесь делать любое действие по-разному, к примеру, ходите на работу разными маршрутами, тогда если Вы вдруг будете опаздывать на работу, интуиция подскажет Вам более короткий путь.
  • Читайте по больше книг и т.д. Если необходима интуиция в определенной деятельности, то в таком случае рекомендуется читать специальную литературу. Не обязательно все подробно запоминать, так как необходимая информация все равно останется в подсознании. Это можно в свою очередь назвать исходными данными для интуиции.
  • Относитесь доверительно к своим предчувствиям и интуиции. Если интуиция Вам подсказывает одно, а Вы делаете другое, то таким образом Вы отказываетесь от ее помощи. В некотором смысле, таким образом, Вы даете понять своему подсознанию, что его работа по нахождению интуитивного решения поставленной задачи, бесполезна. Следовательно, со временем он перестанет ее делать. И в итоге Вы потеряете всю свою интуицию.

Не запускайте сою интуицию, развивайте ее, прислушивайтесь к ней, совершенствуйте. Так как развитая интуиция – это один из самых надежных помощников в любой ситуации.

Интуиция – это способность воспринимать информацию напрямую из тонкого мира, из ноосферы. Это пространство ещё называют «поля Акаши» — информационный банк данных, где записаны все события. Поэтому понятие времени относительно, ведь все существует одновременно: и прошлое, и будущее.

Люди под гипнозом, находясь в глубоком трансе, рассказывали, что, по их ощущениям, они прожили несколько лет жизни, а прошло всего 10 – 15 минут реального времени. Поэтому, понимая загадки нашего сознания, понимая, что мы все варимся в одном информационном компоте, человек, расширяя границы своего сознания, выходя за рамки логики, здравого смысла, за рамки жёстких установок, правил, способен подключиться напрямую к информационному полю, считывать информацию непосредственно.

Для этого во всех религиях, философиях, практиках все работают со вниманием. Отрывают внимание от объектов чувств, сначала удерживая на одном объекте, а потом, научившись управлять своим вниманием, как бы забрасывают его в информационное поле, и оттуда считывают любую информацию.

Очень хорошая интуиция у животных. Животное чувствует погоду, когда пожар в лесу, землетрясения. Я даю такой образ на своих занятиях: будь как собака, принюхивайся к пространству, чувствуй каждый момент.

Интуиция – это орган души, это орган высшего, божественного «Я», когда ты общаешься с человеком и чувствуешь, каким духом от него веет. Вы смотрите на человека и всё с него считываете, вы интуитивно о нём уже всё знаете. Ваша интуиция за несколько секунд всё о человеке поняла: кто он, что он, как он будет себя вести, что но думает о вас. Остается только не включать логику, не вешать ярлыки на человека, а прислушаться к интуиции.

Есть очень интересные практики, когда вы отрываетесь от внешнего мира, уходите в уединение на несколько дней, а может месяцев, сидите в тишине, и слушаете свою интуицию. Во время этих практик вам открывается смысл вашей жизни, зачем вы пришли, что вы здесь делаете, открывается вся ваша душевная боль, все ваши душевные раны выходят. Вы начинаете очень тонко чувствовать всего себя: тело, душу, сознание, разум, мысли. Вы начинаете видеть, что в вас живут некие личности, как ваш ум начинает болтать с вами. Как эта несмолкаемая болтовня вашего ума, который постоянно все анализирует, закрывает вашу интуицию.

Выход за пределы ума – это непрерывная интуиция. На востоке это состояние называется «самадхи». Человек выходит в сферу причинного света, откуда всё
рождается, все образы выходят. В христианстве это называется «вхождение в мир Святого Духа». И заметьте, все сидят в уединении и занимаются тем, что выключают логику.

По моим наблюдениям, у людей, которые работают программистами, юристами, профессорами, учёными, врачами, бухгалтерами, то есть у тех, которые вынуждены с утра до вечера логически просчитывать, вести логическую работу — интуиция спит.

Эта способность есть у каждого человека с рождения, но привычка ума логически всё просчитывать невольно перекрывает способность чувствовать. Вы не можете думать и чувствовать одновременно. Когда вы влюбляетесь, вы не оцениваете человека, вы просто его любите, вы просто тотально открыты ему, и вы чувствуете его, становитесь одним целым с объектом любви. Вот это и есть интуиция.

Поэтому настоящая интуиция — это когда вы влюбляетесь в весь мир, чувствуете весь мир. Но этого достигают самые высшие Души. Если верить буддийским текстам, эти Души триллионы лет рождаются и учатся чувствовать себя и всё вокруг.

И представьте: вы можете чувствовать себя, мужа, детей, несколько человек. Если у вас большая душа, то вы можете чувствовать всю страну. Ну, например, как святые, которые чувствовали и молились за всю страну. Когда у вас огромная душа — вы можете чувствовать всю Вселенную. Границ интуиции нет.

А как развить интуицию? Вы её и так развиваете. Когда у вас много боли, вы невольно входите в чувства и начинаете задавать вопросы самому себе, понимая, что ни один учитель не даст вам ответ. Только вы знаете, зачем вы пришли на Землю.

Могу вам дать такой образ: стань «собакой», выключи логику и начни пронюхивать, прочувствовать этот мир, тогда ты не будешь никогда ошибаться.

А более подробно я обучаю работе с интуицией на своих занятиях, у нас есть практический тренинг в записи , который полностью посвящен развитию интуиции. Особенно раскрываем интуицию на , где люди погружаются в течении нескольких дней в этот процесс. И вот там интуиция открывается феноменально.

И это процесс не одного дня, и не одного месяца или года, но после семинара, люди выходят и говорят:
«Николай, мы чувствуем! Чувствуем свою семью, чувствуем людей, мы чувствуем, как поступать, чувствуем, что ум дурачить сейчас меня. Я чувствую, что операцию нужно отложить, я чувствую, что нужно съездить в это место. Я чувствую, не знаю, как, не понимаю, но я это чувствую» .

Вот это и есть интуиция — тотальная способность чувствовать. Учитесь ей развивать.

- Развитием интуиции и сверхчувствительного восприятия мы занимаемся на практическом тренинге:

- Концентрированная информация, которая изменит Ваше представление об окружающем мире.

Вы раскроете свои дремлющие способности и научитесь делать верный выбор в любой ситуации. Будь то:
Семейная жизнь: выбор спутника, совместимость, его качества, мотивы и желания.
Личные качества характера: собственные и других людей.
Бизнес, учеба, работа, отношения и совместимость с коллегами.
Принятие ответственных решений: инвестиции, покупка недвижимости, авто, акций.
Определение глубины и искренности чувств: ваших к человеку, и человека к вам.
Таланты, возможности и сверхспособности, заложенные в вас.
Жизненное предназначение: выбор профессии и дела всей жизни.
Определение достоверности: информации, книги и даже человека (врет он или говорит правду).

Реальная история о принятии правильного решения интуитивно. С Александром нас связывает многолетняя школьная дружба, затем мы закончили по университету и открыли по бизнесу, дойдя со временем до средней руки. Мы не пересекались ни по товару, ни с контрагентами и конкуренции друг другу не составляли.

Потом под влиянием общего знакомого Александр увлёкся развитием интуиции и экстрасенсорных способностей, двигаясь по этому пути от интуиции к ясновидению, к чему я относился скептически.

Я боялся за друга, что его чрезмерное увлечение «интуитивностью» нанесёт удар по бизнесу. Результат оказался противоположным. Александру удалось заключить ряд выгодных сделок, поменять помещение, расторгнув кабальный договор аренды, расширить бизнес, при этом наняв дополнительный штат грамотных и ответственных сотрудников.

— Как тебе удалось пойти в гору в такой короткий срок? – спросил я друга при встрече.

— Постепенно я развил сильную интуицию, которая никогда не подводит,- с улыбкой отвечает Александр.

— Интуиция – да что это означает? Понятие в обществознании для 11-классников?!- не выдержал я.

— Ты помнишь два правила торговли: покупают товар, который нравится и у того, кто нравится? Придя первый раз к предполагаемому покупателю, ты не догадаешься, что ему нужно от товара и от тебя, прежде всего. А что важно будет покупателям завтра? Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди, помогает интуиция.

На этом мы расстались.

Я никогда не задумывался об этом ранее, но мой бизнес летел как поезд с откоса. Придя домой на меня нахлынул шквал вопросов: Моя интуиция напрочь отсутствует? Что это такое вообще? Что это значит и как работает? Существует ли научное определение интуиции? В поисках ответа я сел за компьютер и начал с википедии.

Интуитивное решение – это внезапное внутреннее озарение, просветление мысли у человека без подключения знаний и логики. В переводе с латыни – созерцание, объяснение в толковых словарях – вдохновение, опережающее восприятие. По мнению С. Лучко: «Интуиция – искусство чтения чистых страниц». С точки зрения Б. Андреева: «…сложнейшие вычисления разума по ещё неизвестным законам математики».

Всё это правильно, только меня не грело. Ответ я нашёл у парапсихолога Сергея Лазарева. По его теории у человека существует сознание и подсознание.

Интуиция – это выход подсознания, необходимый в бизнесе для опережения. Если человеком вместо удовольствия от занятия любимым делом руководит страх потерять деньги, жадность, алчность, агрессивность, зависть, жажда лёгкой наживы без выкладки, то происходит торжество внешней оболочки. Выход сознания глушит подсознание.

Это был в точности мой случай.

Поразмыслив, я вспомнил ещё один пример моего приятеля. Он очень любил интеллектуальную карточную игру – преферанс, в игре был асом, обладал аналитическим складом ума и высокой интуитивностью.

Идя получить удовольствие от игры, он постоянно выигрывал, с целью заработать – проигрывал несмотря, что соперники играли хуже на несколько порядков. Теперь я понял причину.

Виды

Что даёт интуиция человеку? По мнению Иммануила Канта: «Любое знание начинается с интуиции человека, переходит к понятиям и завершается идеями». К сожалению, предчувствие и интуиция – качества, которыми обладают все от природы, но заглушают их в силу ряда причин. Какая бывает интуиция, как работает, всегда ли стоит доверять ей?

Согласно европейской классификации существуют различные виды интуиции:

  1. Житейская интуиция – это способность почувствовать неприятность на бытовом уровне, в личных отношениях, физическую угрозу здоровью своему и близких людей.
  2. Профессиональное интуитивное понимание реальности – это оценка на основании приобретённых опыта и знаний на профессиональном уровне.
  3. Научная интуиция – это сконцентрированная сосредоточенность изобретателя на исследуемом объекте, приводящая к решению проблемы.
  4. Творческое понятие интуиции – целенаправленная работа и вера учёного, основанная на интуитивном знании в абсолютной возможности создания мирового открытия.

В любом виде интуиция подсказывает, никогда не подводит, поскольку это исходит от Бога, дающего человеку знаки сверх его понимания в виде ситуаций, сновидений, предчувствий, которых он часто не замечает или старается проигнорировать.

Символический роман Пауло Коэльо «Алхимик» повествует о пути юноши Сантьяго, которому вся Вселенная делала знаки и подсказки.

Значение термина люди понимают по-разному. Восклицание женщины: «Интуиция мне подсказывает, что я нравлюсь конкретному мужчине, а сердце и чувство тела это подтверждают!», — следует считать голосом инстинкта на белковом уровне.

Интуитивное понимание реальности перед чем-то значимым заставило Александра Флеминга изучить плесень особого цвета, что послужило открытием пенициллина, спасшего миллионы жизней 20-го века. А что сказать о яблоке, случайно упавшем на голову Исаака Ньютона?

Однако следует чётко разграничивать понятия: как работает интуиция человека и как включаются обычные предрассудки и суеверия. Как это сделать? На вопрос: есть ли у меня интуиция дать однозначно положительный ответ, а самый интуитивный человек – это я. При этом не забывать открыться пространству и поработать над ошибками.


Этапы

О любом ребёнке можно сказать – дитя интуиции. У них ещё не закрыта связь с Космосом, они не подойдут к человеку с плохой энергетикой, злой собаке, легко найдут любимую вещь, любознательны и легко обучаемы. Ребёнок доверяется своей врождённой интуитивности. Задача родителей – не заглушать, а развивать этот внутренний голос.

Часто родители считают развитие ребёнка в игровой форме – лишение детства и от них можно слышать фразу: «Пусть дитя бегает». В результате вырастает взрослый человек, бегающий уже не по улицам, а «по жизни» с абсолютно не развитой интуицией.

Исследователями доказано, что озарение не происходит в один момент, какой бы не был интуитивный человек, а является следствием кропотливого труда – сознательного, подсознательного или бессознательного.

По мнению американского исследователя 20-го века Грэхема Уоллеса интуиция включает в себя ряд этапов. Ребёнок начальных классов подтвердил своим рассказом выделенные этапы при решении математической олимпиады:

№ этапа Исследования Грэхема Рассказ ребёнка
1. Сознательная работа над поставленным вопросом, на котором чётко формулируется проблема с вытекающими обстоятельствами. Люди с развитой интуицией мгновенно выделяют главное, и интуитивное знание позволяет решить задачу за несколько минут, которые придут внезапно. Я изучил задачу, перечитав условие множество раз и осмыслил его. Включив запас знаний и логику, я понял, что не знаю, как её решать. Я чувствовал, что мне остался один шаг, но не знал направления, куда его сделать.
2. Бессознательное осмысливание проблемы, на котором ум переключается на другое дело, позволяя интуиции доказать, что это такое бессознательно. Небольшой перерыв позволяет взглянуть на проблему свежим взглядом, усиливая желание найти решение. Не желая терять олимпиадного времени, я приступил к решению следующей задачи.
3. Резкое, неожиданное озарение приходит внезапно, словно открывая тайны мироздания. Интуитивное предчувствие свершилось, что-то сложилось в голове, готовое облечься в конкретный образ. Я почувствовал, что знаю, как решать предыдущую задачу. Не знаю, откуда взялось это знание, но оно было абсолютным.
4. Мысль приобретает форму, мозг начинает осмысленную, осознанную работу. Как понять интуитивность и вслед за ней резкое озарение? Наступает важный этап оценки и проверки результата, влекущий научное открытие, художественное произведение. Мысль приобрела отчётливую форму так быстро, что я удивился, как мог не додуматься раньше. Далее следовала простая арифметика, после чего я перепроверил ход решения. Все сомнения у меня отпали.

Этот ребёнок не читал трудов Грэхема и не знал, что такое интуиция и как протекает этот процесс. Но действовал как интуитивный взрослый человек:

  • прочитал и осмыслил задачу;
  • не поддался панике;
  • приложил усилия для решения, исходя из накопленных знаний и логики;
  • отложил на время задачу, продолжая мыслить на бессознательном уровне, словно изучив википедию по вопросу интуитивности;
  • почувствовал озарение;
  • включил мысли, довёл решение до конца, перепроверив его.

Исследователи доказали, что для хорошей интуиции необходима одновременная работа всего мозга, поскольку правое полушарие ответственно за творчество, а левое – за аналитику. С возрастом при отсутствии работы мозга эта связь уходит, поэтому детей нужно развивать с раннего детства. Они вырастают не только умными и эрудированными, но и обладающими сильно развитой интуицией.

Послесловие

Почему чутьё дано детям от природы? Ведь они не знают характеристику интуиции, что это вообще и как работает. Да просто их мозг не загромождён пустыми проблемами, поэтому свободен для восприятия нового, даже чего-то неизведанного.

Зачастую взрослые погрязают в пучину зависти, беспричинной злости, алчности, пустяковых обид, закрывая выход подсознания. Жажда накопительства свидетельствует о заботе о мифическом завтра, а получить хорошую интуитивность хотят сегодня. Так не честно, и природа этого не прощает.

Человек похож на усталого путника, несущего тяжёлую поклажу с ненужным хламом, который не может ни выбросить, ни двигаться дальше.

Пересмотрите свои взгляды, прислушивайтесь к подсказкам на пути, освободитесь от лишнего, расчищая место для шестого чувства – интуиции, которая с радостью ворвётся к Вам!

Intuition) - психическая функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее; осуществление интуитивного процесса достигается за счет действия бессознательного, проникающего в сознание в виде озарения или инсайта (ср. ощущение].

"Интуиция (от intucri - созерцать) есть в моем понимании одна из основных психологических функций. Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все: и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция есть своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению она есть иррациональная функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности в противоположность характеру "выведенности", "произведенности", присущему содсржаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе возможность считать scientia intuitiva за высшую форму познания. Это свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными. Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть восприятие бессознательных психических данных, имеющих, по существу, субъективное происхождение; последняя есть восприятие фактических данных, покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от объекта, и на сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует также различать конкретные и абстрактные формы интуиции, в зависимости от степени участия ощущения. Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает восприятие идеальных связей. Конкретная интуиция есть реактивный процесс, потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических данных. Напротив, абстрактная интуиция нуждается - так же, как и абстрактное ощущение, -- в некотором направляющем элементе - в воле или намерении.

Интуиция, наряду с ощущением, характерна для инфантильной и первобытной психологии. В противоположность впечатлениям ощущения, ярким и навязывающимся, она дает ребенку и первобытному человеку восприятие мифологических образов, составляющих предварительную ступень идей. Интуиция относится к ощущению компенсирующе: подобно ощущению она является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции. Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума. Человек, ориентирующий свою общую установку на принципе интуиции, т. е. на восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному типу. Смотря по тому, как человек пользуется интуицией, - обращает ли он ее вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо наружу, в действие и выполнение, - можно различать интровертных и экстравертных интуитивных людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с содержаниями коллективного бессознательного и столь же сильная обусловленность этими содержаниями, вследствие чего интуитивный тип может показаться в высшей степени иррациональным и непонятным (ПТ, 733-734).

ИНТУИЦИЯ

лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНТУИЦИЯ

отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его получения - как результат "непосредственного усмотрения". Трактуется и как специфическая способность (например, интуиция художественная или научная), и как целостное схватывание условий ситуации проблемной (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая) (=> творчество; воображение). Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и пр.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Психология научная рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задачи.

ИНТУИЦИЯ

от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения"; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

ИНТУИЦИЯ

лат. intueri - пристально, внимательно смотреть). Способность непосредственно, как бы "внезапно", не прибегая к развернутому логическому умозаключению, постигать истину; внутреннее "озарение", просветление мысли. В действительности И. представляет собой такой скачок на пути к познанию действительности, в основе которого лежат уже накопленные знания, предшествующий опыт. И. возникает лишь на базе прежнего чувственного опыта. Появившаяся интуитивно мысль требует логической проверки путем сопоставления с другими мыслями относительно изучаемого явления и может быть передана, если она будет сформулирована, то есть построена по правилам логики [Кондаков Н.И., 1975].

ИНТУИЦИЯ

англ. intuition от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований (ср. Инсайт).

И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество интеллекта, называемое "хорошей И.".

Термином "И." могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают отдельные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от словесного рассуждения; известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти признаки характеризуют не механизмы И., не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления. В основе И. лежат особые формы переработки информации человеком, которые м. б. как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять И. логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

Механизмы И. состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом "шаге") может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой (см. Мышление дискурсивное). Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания решения.

Ориентиры поиска в интуитивных и дискурсивных процессах не имеют принципиального различия по составу входящей в них информации. Логические признаки, в т. ч. формальные, включаются в интуитивно формируемый информативный комплекс и, будучи сами по себе недостаточными для получения решения, в сочетании с др. информационными связями определяют направление поиска. Основную роль в И. играют семантические обобщения, относящиеся к данной области задач. Такова И. врача или ученого, всесторонне ориентированных в сфере своих задач, или геометрическая И., также основанная на наличии опыта, связанного с ориентировкой в геометрическом пространстве. Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т. д. Несомненно участие в интуитивных решениях эстетической информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие И. связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.

ИНТУИЦИЯ (INTUITION)

Способность быстрого понимания или распознания. Интуиция предполагает возможность молча и без видимых усилий (то есть предсознательно) организовывать и интегрировать множество разнесенных во времени наблюдений. Процесс интуитивного понимания достигается без осознания промежуточных шагов; приобретенное знание кажется внезапным, неожиданным и потому удивительным. Интуитивно обретенные знания требуют целенаправленной валидизации но основе объективного познания.

Интуиция связана с эмпатией, и разграничение между ними проводится не всегд верно. Эмпатия обычно предполагает общие эмоциональные переживания, в то время как интуиция соотносится с индивидуальными мыслями и идеями, которые могут и не сообщаться кому-либо в момент их появления. Эмпатические реакции являются информацией, но основе которой часто возникает интуитивное понимание. И наконец, эмпатия выступает как функция переживающего Я, а интуиция - наблюдающего Я.

Интуиция

от лат. intueri - созерцать) есть в моем понимании одна из основных психологических функций (см.). Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению (см.), она есть иррациональная (см.) функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности, в противоположность характеру "выведенности", "произведенности", присущему содержаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе (подобно Бергсону) возможность считать "scientia intuitiva" за высшую форму познания. Это свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть восприятие бессознательных психических данных, имеющих, по существу, субъективное происхождение, последняя - восприятие фактических данных, покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от объекта, и на сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует также различать конкретные и абстрактные формы интуиции в зависимости от степени участия ощущения. Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает восприятие идеальных связей, Конкретная интуиция есть реактивный процесс, потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических данных. Напротив, абстрактная интуиция нуждается, так же как и абстрактное ощущение, в некотором направляющем элементе - в воле или намерении.

Интуиция наряду с ощущением характерна для инфантильной и первобытной психологии. В противоположность впечатлениям ощущения, ярким и навязывающимся, она дает ребенку и первобытному человеку восприятие мифологических образов, составляющих предварительную ступень идей (см.). Интуиция относится к ощущению компенсирующе; подобно ощущению, она является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции. Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума.

Человек, ориентирующий свою общую установку (см.) на принципе интуиции, то есть на восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному типу. Смотря по тому, как человек пользуется интуицией - обращает ли он ее вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо наружу, в действие и выполнение, - можно различать интровертных и экстравертных интуитивных людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с содержаниями коллективного бессознательного и столь же сильная обусловленность этими содержаниями, вследствие чего интуитивный тип может показаться в высшей степени иррациональным и непонятным.

Интуиция

intuition) Термин "И." применялся по отношению к множеству разнообразных явлений и процессов, часть к-рых происходит явно, а другие далеки от очевидного проявления. Концепции И. в философии варьируют от ее понимания как простейшей психич. функции до возведения И. в ранг самой высшей функции, а отводимая ей роль колеблется от обычного сознавания существования до схватывания окончательных истин. Однако Марио Бунге отвергает все т. зр. на И. Согласно ему, рассматриваемый феномен является просто быстрым умозаключением. Т. о., в философских кругах нет единодушия относительно природы И. или же законности процесса либо феномена, к-рые так называются. Психологические концепции интуиции В психологии данный термин тж употребляется достаточно широко, что отражает философские споры, ведущиеся вокруг этого понятия. При обсуждении И. самоочевидных истин, Герман Гельмгольц доказывал, что И. представляет собой быстрые бессознательные умозаключения, формулируемые на основе обыденного опыта. Представление о схватывании событий как целостностей посредством И., отстаиваемое гештальтистами, противопоставлялось позиции ассоцианистов, к-рые доказывали, что целостности строятся путем умозаключений из отдельных сенсорных данных. На заре этих споров позиции противостоящих сторон были довольно ясны: интуитивисты делали упор на постижении, понимании и схватывании явления во всей полноте, а психометристы стремились к успешным предсказаниям. Первая позиция являлась ученым, эстетическим пониманием индивидуальности, тогда как вторая отличалась практ. направленностью и основывалась на движении психол. тестирования и изучении индивидуальных различий. В принципе, есть основания считать, что у этих двух позиций нет ничего общего и поэтому их противопоставление лишено смысла. Но их очевидные отличия со временем стерлись, и клинические (интуитивные) методы оказались противопоставленными статистическим (психометрическим) методам в задаче прогнозирования. Почти при всех обстоятельствах статистический метод оказался равноценным или превосходящим клинический в этой задаче. Однако не было проведено никакой оценки (возможно, и не может быть проведено) глобального понимания или схватывания личности во всей ее полноте. Если бы цели этих двух методов оставались столь же различными, как это было первонач., то, возможно, не возникло бы и никакой полемики. Основные теории К. Юнг представлял И. как одну из четырех психич. функций - другими были ощущение, мышление, и чувство, - к-рая в большей или меньшей степени развита у всех людей. И. сконцентрирована на усмотрении возможностей, следствий, и принципов за счет деталей. И. может существовать в интровертированной или экстравертированной форме, помогая интуитивным интровертам находиться в особенно близком контакте с архетипами, а интуитивным экстравертам особенно хорошо понимать внешние события, такие как политика, бизнес или соц. отношения. Самая свежая работа в этой области отличается всесторонним охватом. Бастик провел обзор большого ряда определений и описаний И. в разнообразных областях и вывел 20 различных свойств, таких как эмоциональная вовлеченность, быстротечность, эмпатия и субъективная достоверность, указав, что они являются характеристиками данного процесса. Он предполагает, что в этих свойствах И. контрастирует с логикой, требующей сознательного пошагового анализа, независимого от эмоций и прошлого опыта думающего. Но Бастик доказывает, что мышление, к-рое обычно наз. логическим или аналитическим, переплетено с интуитивными процессами и не может существовать независимо от них. По-видимому, среди психологов распространены два широких взгляда на И. Во-первых, И. понимают как решение задач или вынесение суждений на основе данных и/или процессов, к-рые являются неформальными, нечетко выраженными или же неясными. Критерий точности, правдоподобия, или ценности обычно подразумевается, а иногда задается в явной форме; высказанное наобум предположение не принято расценивать как проявление И. Во-вторых, И. понимают как когнитивный / эмоциональный шаг, выводящий субъекта за пределы суждения, принятия решения или научения в целях достижения полного понимания и оценки индивидуальности, ситуации или сути предмета, иногда с эстетическим компонентом, и зачастую существенно изменяющий его феноменальное поле. Эмпирические исследования интуиции Большинство эмпирических работ, в к-рых используется понятие И., были нацелены скорее на изучение результатов принятия решений или оценок, нежели на исслед. самого интуитивного процесса. Тем не менее, существуют работы, в к-рых этот процесс либо его стороны или корреляты выбираются в качестве осн. предмета исслед. Одно из направлений исслед., возникшее более 50 лет назад, занимается изучением "хороших знатоков людей" ("good judge of personality") и сосредоточено на выявлении характеристик людей, проявлявших особую точность в оценке других. Эти исслед. соц. оценки достигли высшей точки в работе Нисбетта и Росса, посвященной успехам и неудачам интуитивной соц. оценки в широком спектре ситуаций. Нисбетт и Росс доказывают, что большинство людей обычно действует в качестве интуитивных ученых, используя структуры знания и оценочные эвристики, к-рые им приносят прошлый опыт, ожидания, неформальные теории и представления, чтобы применить их к конкретной ситуации и свести сложные логические задачи к неск. оценочным операциям. Оценки параметров ситуации, вероятностей, причинной силы (causal efficacy), релевантности и т. д. могут быть точными или же неточными. Нисбетт и Росс сопоставляют оценки, данные испытуемыми, к-рые действуют как интуитивные ученые, с оценками, произведенными учеными, использующими эксплицитные методы. В общем, оценки интуитивных ученых менее точны, чем суждения профессиональных ученых. Как правило, этот недостаток точности не имеет большого значения, хотя временами может быть гибельным. Кроме того, сделав предсказания в соц. ситуациях, люди склонны действовать таким способом, чтобы заставить их сбываться, подтверждая т. о. свои оценки. Нисбетт и Росс подробно проанализировали основания интуитивных оценочных суждений, к-рые высказываются каждым человеком на протяжении всей жизни, и предложили методы, позволяющие людям стать квалифицированнее и точнее в своем инференциальном поведении. Тогда, согласно этим авторам, очевидно, что И. или интуитивное поведение - это естественная челов. склонность делать выводы на основе неполной информ. и неполных операций. К сожалению, нет данных относительно индивидуальных различий, т. е. не ясно, являются ли нек-рые люди постоянно успешнее других, или даже успешнее, чем профессиональный ученый. В отличие от работ Нисбетта и Росса, исслед. Малькольма Весткотта сосредоточено на индивидуальных различиях, исходя при этом из определения интуитивного мышления как "получения на основе недостающих данных выводов, для к-рых обычно требуется знач. большее количество информ". Это определение проясняет минимальную базу эксплицитных данных так же, как и точность выводов, подтверждаемую достижением консенсуса. На большом количестве выборок испытуемых с высшим образованием были получены убедительные доказательства того, что разным людям требовались различные объемы информ. прежде, чем они были готовы предложить решения, и что люди устойчиво различались по доле успеха в решении задач. Наиболее важно то, что эти две особенности поведения не коррелировали между собой. Т. о. люди, к-рые соответствовали определению "интуитивные", с большим постоянством решали задачи точно и требовали знач. меньше информ. для этого, чем другие. Кроме того, оказалось возможным идентифицировать три др. группы испытуемых: тех, кто использовал небольшой объем информ. и постоянно ошибался в своих решениях; тех, кто требовал значительно больше информ., чем другие и был постоянно успешен в своих решениях; и тех, кто требовал чрезмерной информ, но, тем не менее, часто ошибался. Наконец, эмпирическое феноменологическое описание И. в качестве опыта было предпринято Маргарет Денис. Она использовала понятие И. как "интегративного и холистического познания за пределами рассудка" ("ап integrative and holistic cognition beyond reason"). Проводя интервью с взрослыми учащимися, Денис выделила неполный набор, состоящий из 18 характеристик интуитивного научения, к-рые могут взаимодействовать друг с другом в процессе научения и создавать опыт, выходящий за пределы более традиционных представлений о научении. Опыт И., достигающей этого холистического познания, описывался различными интервьюируемыми в когнитивных терминах, в физиолог. терминах, как сфокусированный на сознавании себя, как включающий выражение бессознательного, и т. д. Резюме Термин И. имеет множество значений и весьма долгую историю исслед., как в философии, так и в психологии. Приведенные ниже параметры очерчивают то пространство, в пределах к-рого лежат концепции И. 1. И. как несенсорный процесс познания неэмпирической истины, как в интуитивном познании Бога (Спиноза). 2. И. как несенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг). 3. И. как вывод или оценка, осн. на частичной или неясной информ. или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт). 4. И. как шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис). 5. И. как раскрытие истины, по определению (Спиноза). 6. И как процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс). Следует отметить, что объединение всех выше приведенных концепций И. - это задача др. масштаба. Есть концепции И., к-рые видят разрыв между И. и рассудком и располагают их по отношению друг к другу как дополняющие, антагонистические, или же чуждые. Др. концепции И. видят непрерывность перехода от рассудка к И., основанную на измерении "имплицитность-эксплицитность признаков (подсказок) и данных", или на измерении "неформальное-формальное использование стратегий вывода". См. также Абстрактный интеллект, Контекстуальная ассоциация М. Р. Весткотт



Публикации по теме