Изучаем буквы в действии!: Буква Л. Азбука в картинках-ассоциациях На какое животное похожа буква л
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я
К нам в гости буква Л пришла,
Её Лариса нам нашла,
Подарила Лене, Алле,
А вы её узнали?
Стихи про букву Л
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.
Стихи про букву Л
Любит лосиха лосёнка,
Любит лисица лисёнка.
Мамочка львица
Львёнком гордится.
А для лягушки
Её лягушонок
Лучший из лучших…
Подумаешь, львёнок!
Стихи про букву Л
Лейка, Лейка, поЛивай,
Лук и репка — прорастай!
Лето жаркое настаЛо,
Луж на уЛице не стаЛо!
Стихи про букву Л
Листик в Лодочку ВЛетеЛ
Не зимой, а Летом.
Нам поможет буква Л
Рассказать об этом.
Стихи про букву Л
На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.
Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ,
Приземляться не хотеЛ.
Стихотворения про Л
Лев могуч, красив и гЛадок,
Любит он во всём порядок.
Лишь причёска подкачаЛа –
Льву одной расчёски маЛо.
Стихи про букву Л
Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.
Загадки про букву Л
ПЛАВАТЬ ЛЮБИТ по ВОЛНАМ
Эта буква тут и там.
И на ЛЕСТНИЦУ похожа,
И на крышу дома тоже.
В наконечниках у СТРЕЛ
Есть такая буква - …
Загадки про букву Л
Лев — он лев, он царь зверей,
Потому, что всех смелей.
Примеряет лев шинель,
А шинель под буквой … [Л]
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
БУКВА «Л» Проект выполнил ученик 1 «А» класса средней школы №49 г. Москвы ЛАПЕНКО ЕВГЕНИЙ
Буква «Л» бывает печатная и письменная Л л
Нет на свете легче дел, Чем составить букву «Л». Распрямим свои ладони И из них построим домик. На стремянку «Л» похожа, И на крышу дома тоже.
ЛОСЬ ЛЯГУШКА ЛЕВ ЛИСА ЛУК ЛИМОН Примеры слов, начинающихся с буквы «Л»
Мы с тобою в парк пойдем Там мы бе л очку найдем, Бе л ка – маленький зверек, По деревьям прыг, да скок… Тучка прячется за л ес, Смотрит со л нышко с небес. И такое чистое, Доброе, л учистое. Буква «Л» встречается в самых разных словах
В шубе летом. А зимой раздетый. [ лес ]
Падают с ветки золотые монетки [ листья ] Сама не ем, а людей кормлю [ ложка ]
ВАЖНО! | ЛУ-НА ЛО-ШАДЬ Буква Л тринадцатая буква русского алфавита. Буква Л согласная буква. Буква Л обозначает твердый звук [ Л ] и мягкий звук [ Л ’] . Твердый звук [ Л ] выделяем синим цветом, а мягкий звук [ Л ’] выделяем зеленым цветом. В словах ЛУНА и ЛОШАДЬ твердый звук [ Л ]
СА-МО-ЛЕТ ЛЮЛЬ-КА В словах ЛЮЛЬКА и САМОЛЕТ мягкий звук [ Л ’]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".
Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".
Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...
Проект: "Весёлая азбука. Буква П".
Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....
Проект: "Весёлая азбука. Буква А".
Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ш".
Проект- одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект: "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте интереснее и продуктивнее. Проект- совместное творчество родителей и дет...
Раниса Фазлутдинова
Тема: «Звук Л - Л’. Буква Л». «На лесной полянке»
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Л - Л" в речи .
2. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на звуко-слоговую схему .
3. Продолжать учить самостоятельно составлять предложения с заданным словом,
используя изученные предлоги.
4. Знакомство с буквой Л .
5. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Материал :
Предметные картинки на звуки Л - Л" ;
Символы звуков ;
Схемы для звукового анализа слов ;
Карточки для определения наличия и позиции звука в слове ;
Игровизоры, фломастеры, ручки, тетради;
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Пирамида любви» .
Цель : воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Логопед говорит : «Каждый из нас что-то и кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей) . А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».
1. Сравнение, различение звуков Л - Л" .
На лесной полянке жила маленькая белочка. Мама бельчиха попросила её собрать к обеду вкусные орешки. Но орешки не простые, сказала мама, а
с интересными звуками . А какие это звуки , ты догадайся сама.
На лужок пришли лисята,
Лягушата и волчата.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок.
Чем похожи звуки ? (Они согласные, язычок создаёт преграду воздуху, звонкие т. к. горлышко работает)
Чем они отличаются? (Звук Л – согл , твёрдый, звонкий)
Каким цветом мы его обозначим? (синий кружок с колокольчиком)
Звук Л" – согл , мягкий, звонкий (зелёный кружок с колокольчиком)
Чем ещё эти звуки отличаются друг от друга? (При произнесении звука
Л - язычок находится близко у верхних зубов, звук Л" – далеко )
Игра «Близко – далеко»
На что похож звук Л ? (гул большого самолёта) ЛЛЛЛ…
На что похож звук Л" ? (маленький самолётик) . ЛЬЛЬЛЬ…
Игра «Большой – маленький» Большой самолёт приближается : ллллЛЛЛЛ., самолёт удаляется :ЛЛЛЛлллл…
Маленький самолётик приближается : льльльльЛЬЛЬЛЬЛЬ, удаляетсяЛЬЛЬльль.
2. Упражнение «Цветочек»
Белочка хочет поиграть с вами. У неё в корзинке лежит цветочек с разными словами. Она предлагает определить, какой звук слышится в слове . Если вы услышите в слове твёрдый звук Л – покажите синий цветок, если мягкий звук ЛЬ – зелёный .
ёлка, лес, липа, пчела, волк, мотылёк, улитка, галка, лиса, шмель
3. Работа в альбоме.
Соедините слова с твёрдым Л синим фломастером, с мягким Л" зелёным.
Какие слова вы соединили синим фломастером, а какие зелёным? Почему?
улитка, ёлка, лес, лось, мотыль, дятел, волк, ласточка, галка, лиса.
4. Упражнение «Скажи наоборот»
ла – ля, ло – лё, лу -, лы -, ал – аль, ол – оль, ул – уль, оль-ол, уль-ул 5. Упражнение «Превращалки»
лук – люк угол – уголь пыл -, дал -, мел -, ел -, полка -,
галка -, лысый -, был -, мол - …
6. Дифференциация звуков в словах .
Теперь мне понятно, какие орешки мне собрать надо, сказала белочка и побежала в лес.
Долго по лесу белка скакала
Вкусных орешков к обеду искала.
Только орешков брала не все,
А те, в которых слышатся звуки Л и ЛЬ .
Как вы думаете, ребята, какие орешки попали в корзинку?
Мама бельчиха орешки разделила : со звуком Л – супчик сварила ,
со звуком ЛЬ – для друзей отложила.
Как вы думаете, какие орешки она в суп сложила?
Какие орешки для друзей убрала?
7. Игра «Бабочка» (определение позиции звука в слове )
А тут белочка увидела свою подругу бабочку. И бабочка пригласила поиграть в интересные игры :
«Что изменилось?» , «Короткие, длинные слова» , «Куда спрятался звук ?»
8. Физминутка. Шмель
Шмель тяжёлый, полосатый
Целый день летал по лесу.
Он не просто так летал
Он кругом цветы искал.
Он садился только на те цветы, в которых слышатся звуки Л , ЛЬ.
(василёк, ромашка, колокольчик, лютик, ландыш, клевер, купальницы)
На какие цветы садились шмели?
9. Звуковой анализ : липа, дупло. (работа со схемой)
10. Составление предложений со словом «белка» . Анализ предложения (работа в тетрадях)
11. Знакомство с буквой Л .
- Буква Л обозначает два звука Л - Л" . Захотела белочка увидеть эти звуки побежала и увидела букву на цветке .
* На что похожа буква Л ? Из каких элементов состоит буква ? (из двух палочек наклонных) Чем отличается звук от буквы ? (звуки мы слышим и произносим, а букву – видим , пишем и читаем)
* изобразите букву с помощью ниток на бархатной бумаге.
(какие красивые буквы получились , давайте проведём пальчиком снизу вверх, сверху вниз)
* Составьте слово из первых звуков таких слов :
* На каждом цветочке найдите лишнюю букву и прочтите слово .
* Составьте буквы от самой высокой к самой низкой – прочтите слово.
* Расположите буквы от самой толстой к самой тонкой – прочитайте слово.
* В одинаковых фигурах соберите буквы , расставьте их правильно и прочитайте слово.
12. Скороговорка «Дятел» .
Дятел ель долбил – долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло.
Дятлу в том дупле тепло.
13. Предлоги В, ПОД. (сюжетная картина «Кто как от дождя спасается» )
Вдруг над лесом нависла чёрная туча и закапал дождик. Вот капелька упала на носик белочке, на хвостик и решила она укрыться под большую ветку.
Думает белка, куда же спрятались от дождя другие зверюшки.
Расскажите, ребята, кто как от дождя спрятался? Где укрылся зайчик?
*Заяц укрылся под кустом.
*Дятел спрятался в дупло.
Где нашла укрытие лиса?
* Лиса спряталась в своей норе.
Где же спрятался хозяин леса?
*Медведь забрался в берлогу.
Где прячутся от дождя лягушки?
* Они не прячутся, потому что не боятся дождя.
Перестал дождь и тут белочку позвала мама к обеду.
Из каких орешков мама сварила суп? (Из орешков в которых слышится зв. Л)
Какие орешки она насушила на зиму? (со звуком ЛЬ )
Чем отличается звук Л от ЛЬ ?
Назовите слова с этими звуками .
А вот эти сладкие орешки белочка приготовила для ребят.
14. Итог занятия.