Православный праздник почему нельзя. Приметы: почему нельзя убираться в церковные праздники

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

Согласно устоявшейся народной традиции часто можно услышать следующую фразу: «Сегодня большой праздник, делать ничего нельзя». Действительно ли это так? Является грехом что-то делать дома, работать в церковные праздники? С таким вопросом корреспондент «ПСГ» обратилась к настоятелю прихода храма святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре, священнику Сергию Шевченко.
«Хотелось бы вообще сказать об отношении Церкви к любому празднику церковного календаря, в том числе, и к Воскресному дню, - начал нашу беседу настоятель Сергий. - Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню и отношение иудеев к субботе, как седьмому дню, разное. В иудейскую субботу сводом правил в этот день было запрещено в своем доме зажигать огонь и даже готовить пищу. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон.
Люди часто спрашивают: «Что можно, а чего нельзя делать в праздники?» Или некоторые говорят: «Вот воскресный день, сегодня нельзя работать». У меня сразу возникает другой вопрос: «А что вы позволяете себе делать в воскресный или в праздничный день?» Если вы в эти дни позволяете себе сидеть у телевизора или шумно отмечать тот или иной праздник, то, конечно же, это не христианское отношение. Лучше бы вы тогда работали в этот день, чем вели себя таким образом.
Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях). Но не оставим же мы в праздник своих близких без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет в церковный праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, мне сегодня нельзя». Судите сами – что лучше: провести праздничный день за некой полезной работой, или провести его с пультом от телевизора на диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.
И второй момент. Хотелось бы указать на самое главное. Зачастую такие вопросы задают люди, которые далеки от Церкви. Для человека верующего такого вопроса существовать просто не может. Я повторюсь: если сегодня праздник, и встанет вопрос, пойти в магазин, поработать в огороде, а другого дня для этого не существует, то каждый христианин с уверенностью ответит: я должен это сделать. Заповедь о любви превосходит все заповеди. И когда вопрос стоит: помочь ребенку, постирать ему одежду, приготовить обед, то здесь не должно появляться вопроса: должен я это делать в праздник или нет? Я должен, потому что я его люблю. И могу это делать, в этом греха никакого нет.
У меня же, прежде всего, возникает вопрос, о нашем христианстве. Если в течение всей своей жизни человек исполняет все другие заповеди, если для него воскресный день – это не «повод», а уже сложившаяся традиция придти в храм, провести время со своей семьей, то тогда человек вправе задавать такой вопрос. Но когда мы не исполняем другие христианские заповеди и не живем христианской жизнью бессмысленно задавать подобные вопросы.
В Германии, к примеру, в воскресный день ни одного магазина не работает, рынки работают только в субботу. Продукты в воскресенье вы можете купить только в магазине на заправке по завышенным ценам. Многие люди идут в храм. В некоторых других православных странах такие же традиции. Но в нашей «православной» стране в воскресенье люди идут на рынок, к сожалению. Вот это наша традиция.
Я снова повторюсь: для того, чтобы задавать такой вопрос о том, как проводить воскресный либо праздничный день, нужно задать вопрос о своем христианстве.
Большая беда в том, что таким понятиям учит телевизор. Иногда слышишь: сегодня у православных праздник, называется «Головосек». Нет такого праздника. Есть Усекновение главы Иоанна Предтечи. Но никак не «Головосек». Дальше говорят: «Сегодня нельзя шинковать капусту, резать морковь». Никогда не было такого, чтобы Церковь запрещала именно в этот день резать какие-то овощи. Можно и нарезать капусту, и приготовить суп. В этом греха никакого нет. Но если есть возможность для православного человека отказаться от своих повседневных дел, и посвятить именно этот день Богу и семье или ближнему, то это правильно, и в этом исполнение заповеди о почитании седьмого дня. Главное, чтобы воскресенье либо праздничный день не превращались в очередной «повод».

Записала Екатерина ЮРЧЕНКО

АНОНС: Дорогие читатели, вы также можете задать свой вопрос о вере, церкви и православии священнику Сергию Шевченко. В новой рубрике «ПСГ» «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ» мы расскажем обо всем, что вас интересует. Высылайте ваши письма по адресу: ул. Котловца, 37 а, комн. 17 или на электронную почту [email protected].

Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, в Рождество Христово — 7 января? Можно ли работать 6 января перед Рождеством, какую работу можно выполнять и в какое время — читайте ответы священнослужителя.

Ответ:

В церковном календаре существует такое понятие, как Великие и Двунадесятые праздники, к числу таковых относятся и Рождество, и Крещение Господне, и некоторые другие. Их количество составляет 12 по числу месяцев года. Работать в такие дни нельзя за исключением случаев, указанных далее.

Это означает, что ответ на вопрос о том, можно ли работать в Рождество 7 января, как и на вопрос можно ли работать на Крещение 19 января однозначен, и он отрицательный.

Что касается Сочельника, то убрать дом (квартиру) желательно накануне. Отвечая на вопрос, можно ли работать 6 января перед Рождеством, следует отметить, что в течение дня можно выполнять необходимые работы, например, связанные с приготовлением пищи, походами в магазин и т.п. С давних пор на Руси было принято в этот день наряжать елку, готовить и подавать на стол 12 постных блюд, желательно, чтобы и число едоков было четным. Если же последнее условие соблюсти невозможно, тогда ставится отдельный столовый прибор. Вкушать эти блюда можно после восхода первой звезды.

А вот в вечерние часы этого дня однозначно работать нельзя, следует посещать службы, проводимые в храмах (праздничные богослужения), избегать разногласий и ссор с окружающими. Также в этот вечер принято навещать близких родственников, проживающих отдельно.

В какие православные праздники нельзя работать

В Великие православные праздники работа не предусмотрена, ведь не зря есть пословица – «день свят и дела спят». Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября? Так как этот праздник относится к числу Двунадесятых, то ответ ясен, работать в этот день нельзя. Во все остальные церковные праздники работать не желательно, но и не возбраняется. Следует помнить и о том, что воскресенье также относится к разряду церковных праздников, так что отношение к работе в этот день аналогичное. В это время лучше отложить дела и посвятить воскресный день заботе о восстановлении душевных и телесных сил, подведению итогов прошедшей трудовой недели. Конечно, работа важна и нужна, но куда важнее каждому человеку задуматься о спасении собственной души.

Если же речь идет о престольных праздниках храмов в различных населенных пунктах, когда чествуется покровитель каждого из них, от трудов праведных тоже лучше воздержаться.

В православные праздники нельзя работать – это знают практически все, ибо тот кто нарушит этот закон, будет наказан.

Интересен еще и не очень известный факт, что в отдельные праздничные дни православного календаря некоторые действия не привлекут к добру, скорее наоборот.
Итак, что нельзя делать в церковные праздникии и почему:
На Рождество ни в коем случае нельзя шить, потому что в вашей семье кто-то ослепнет. Кроме того лучше не ходить в походы, а тем более на охоту во избежание несчастных случаев. Это семейный праздник, который следует провести в кругу родственников.
14 января на Василия в дом первым должен зайти непременно мужчина. Это сулит здоровье и процветание всем домочадцам.
15 февраля Сретение.
В этот день лучше не выезжать и не переезжать. Более того как раз в этот день больше, в идеале – вообще остаться дома, отложив всякие поездки, так как ни они, ни дела связаны с ними удачи принесут. Более того, в этот день больше всего теряется людей.
Поэтому будьте внимательны, особенно следите за детьми.
Если все же нужно в дорогу и как раз в этот день, помолитесь, а затем можете и собираться в путь.
В первый день Великого поста (перед Пасхой) женщины не должны ходить по домам – дурная примета, потому что это привлечет в дом хворь и несчастье. 7 апреля на праздник Благовещения женщинам и девушкам не рекомендуется делать прическу, в особенности заплетать косу. Лучше вообще оставить волосы распущенными.
В Святом Писании по этому поводу находим указание: «Марфа, Марфа не чешись».
Поэтому следует отложить не только визит к парикмахеру, а и к косметологу, если вы собираетесь сделать процедуры по удалению волос. Также избегайте надевать новую одежду.
Почему нужно поступать так?
Потому что, как гласит поверье, в противном случае можно потерять любимого, либо же совсем его не встретить.
На Илью (2 августа) нельзя купаться в водоемах. Именно в этот день больше всего происшествий и несчастных случаев на воде.
11 сентября –главы святого Иоанна.
В этот день православные избегают пользоваться в быту острыми предметами, особенно, если приходится резать что-нибудь круглое. Хлеб отламывают.
Хозяйки же перед этим праздником заготавливают необходимые продукты впредь (чистят картофель, секут капусту и т.д.), а все чтобы на Сечение этим не пришлось заниматься. На арбузы в этот день вообще табу, так как за своими формой и размером они напоминают голову.
Существует поверье, что на Воздвижение (27 сентября) змеи готовятся к зимней спячке, и они ползут к своим убежищам, в лесу их в это время очень много, поэтому лучше туда не ходить.
В подобные, как многие говорят «суеверия», верьте или нет, а проверять все же не стоит.
Лучше в православные праздники следовать народной мудрости и не делать того, чего не следует.

14 января – праздник . Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует , – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин , настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

– С библейско-евангельских времен бытовое часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.



Публикации по теме