Праздник Йоль — история традиций, обрядов и ритуалов. Праздник Йоль — языческое Рождество в день зимнего солнцестояния

Йоль — древний кельтский северный праздник. Длительность его празднования — тринадцать ночей, с дня зимнего солнцестояния, а именно с 21-22 декабря. Ранее Йоль праздновали с 6 по 9 января, и тогда называли его Праздником середины северной зимы.

Известно, что христианский календарь празднования совпадает с языческими праздниками. В северных странах Йоль отмечали за много веков до возникновения христианской религии. В празднике Йоля упоминаются и обильная еда на столах, и дарение подарков, что, конечно, напоминает нам наши празднования. Йоль — один из самых больших кельтских праздников. В языческой культуре считали, что зимнее солнцестояние, в время которого и самая длинная ночь, и самый короткий день — это день рождества молодого бога. Правда, напоминает Рождество?

Исландских детей измальства пугают Йольским котом. Это животное — это мифический образ, мифологический герой, который приходит в дом под Рождество. Именно Йольский кот тех детей, которые за год отличились не в лучшем виде (сильно проказничали, были непослушными, хулиганили) может забрать с собой или съесть. А вот послушным деткам кот приносит подарки.

Йольский кот огромный, очень пушистый и до безобразия прожорливый. Еще он разгуливает по ночам и хватает лентяев (кроме непослушных детей). Именно на них Кот охотится и уверенно отличает бездельников и лоботрясов от всех других людей. Ведь ленивые люди всегда встречают праздник в старой одежде. Кто не пошил, не наткал, тому нечего одеть нового в праздник. А это значит, что все, кто не приобрел к празднику Йоля новую шерстяную одежку, достанутся в добычу Йольскому Коту. Их-то он поймает и съест!

Поверье об опасном и страшном чёрном коте было впервые записано в XIX веке. По фольклорным рассказам, Йольский Кот живёт в горной пещере со страшной людоедкой Грилой, которая похищает непослушных и капризных детей, с её супругом — лентяем Леппалуди, их сыновьями Йоласвейнарами, они же исландские Деды Морозы. По более поздней версии сказки, более гуманной, Йольский Кот забирает только праздничные угощения.

Происхождение мифологического существа — Йольского кота, отчасти, связано с традициями исландского быта. Овцеводство всегда занимало главное место в хозяйстве у исландцев. Производство сукна из овечьей шерсти было, по сути, семейным промыслом: после того, как осенью постригли овец, все члены семьи берутся за обработку шерсти. Обычно, работа была завершена к Святкам, когда в стране проходили ярмарки. Из этого сукна делалась зимняя одежда для всей семьи, особенно для подрастающих детей.

По обычаю, каждому члену семьи ткались носки и варежки. И получалось, что тот, кто хорошо и усердно работал до Святок, получал обновку, а бездельники оказывались, так сказать, у разбитого корыта. Чтобы мотивировать детей к работе, родители стращали их посещением страшного Йольского Кота.

Йоль длится 12 ночей, называемых "ночами духов". Заканчивается Йоль на «двенадцатую ночь», а день перед этим называется «Днем Судьбы». Все, что сказано и сделано до захода солнца, определяет все события будущего года. Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой ночи». И самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь. Теперь мы эту примету перенесли на Двенадцатую ночь после Нового года, а некоторые отсчитывают от Рождества.

Накануне Йоля все украшают дом. Заранее выбирается Йольское дерево и йольское полено, зажигают свечи. Раньше свечи отливали из "свечной ягоды", растения, на листьях которого образуется растительный воск. Его и добавляли в пчелиный воск при изготовлении свечей. Такими свечами в дни Йоля украшали стол и йольское полено, чтобы привлечь удачу.
В праздничный ужин на стол обычно ставят две свечи: для Хозяина и Хозяйки дома. После застолья их не тушат, а дают прогореть до конца за неспешной беседой о планах на следующий год. Сейчас самое время вспоминать свои успехи, хвалиться ими, приукрашать и преумножать, рассказывать небылицы, строить планы на будущее, загадывать желания и мечтать.


Йольское полено.
Раньше украшенное лентами полено клали в очаг и готовили на нем праздничный ужин, а небольшой кусочек обязательно сохраняли на весь год как оберег. Сейчас Йольское Полено не сжигают, а украшают свечами, перевивают алыми и зелёными лентами и ставят на видное место в доме на все двенадцать дней праздника. Алые ленты символизируют женское жизненное начало: "Пока женщина может оставить на белом снегу алые следы, всегда есть надежда на возрождение новой жизни". Зелёные ленты - символ надежды. Свечи символ победы сил Света над силами Тьмы.

Сейчас на праздничный стол подают торт-рулет "Йольское полено" - бисквит с кремом, покрытый сверху корочкой шоколада. Его можно купить готовым, а если такой рулет пекут сами, то часто из небольших "поленьев" собирают целую поленницу.
На Йоль традиционно варят глинтвейн из вина по собственному вкусу, В него добавляют мандарины, яблоки, лимонную цедру. Помешивают по часовой стрелке, доводя до "предзакипания", когда глинтвейн ещё только думает, чтобы начать закипать, и тут очень важно не упустить момент.

Йольское дерево.
Традиционно украшается Солнцем и Луной, символами дня и ночи, и многочисленными звездами. Звёзды окружают ёлку мерцанием, и дерево будто парит в темноте между мирами, как символ связи с предками. Ангелы или другие крылатые фигурки символизируют души празднующих, а посиделки фей на ветках - символ исполнения желаний добрыми духами. Небольшие свёртки-подарки, подвешенные на ветках и традиционные стеклянные шары - символы наших желаний, загаданных нами в самую длинную ночь. Игрушки в виде рога изобилия или виноградной грозди - символ дома-полной чаши.

Старое колдовство на Йоль.
Йоль - это праздник возвращения Светлого Короля Дуба, который правит с самой длинной ночи года до самого длинного его дня. Юный Король Дуб, олицетворение светлой половины года, торжествует над Королём Падубом, Королём Остролистом.
Колдуют на Йоль с веткой остролиста от Короля Падуба. При свете свечей Йольского полена каждый задумывает желание на будущий год. Желания пишут на полосках пергамента и сворачивают в свитки, перевязывая алыми лентами. Этими же алыми лентами свитки прикрепляют к ветке остролиста. В следующее после Йоля полнолуние ветку закапывают, чтобы всё задуманное взошло по весне и расцвело.

Сейчас для такого обряда покупают маленькое йольское дерево, ёлочку в горшке. Ее сначала украшают, а потом вешают на неё свои записочки с пожеланиями. Весь праздник елка стоит в доме, а через 13 дней записки с желаниями снимаются, сжигаются или пускаются на воду или ветер. Отсюда пошла традиция прикреплять на елку записочки-желания

ПРАЗДНИК В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ - СОЛНЦЕВОРОТ

Праздник Йоль (Yule) в язычестве называют Солнцеворот.
Четыре великих славянских языческих праздника, как и аналогичные праздники европейской языческой религии друидов-волхвов, ориентированы на Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.
1) Ночь зимнего солнцестояния (самая долгая ночь, начало астрономической зимы) - 2-я Ночь Йоля-Солнцеворота. Наутро после этой ночи рождается зимнее Солнце-младенец Коляда и, по мере роста малых детских сил, с каждым днем все выше поднимается на небе;
2) День весеннего равноденствия (начало астрономической весны) - праздник наступления долгожданной Весны Комоедица. Набравшее силу весеннее Солнце-юноша Ярило растапливает снега, прогоняет надоевшую Зиму и дарует Природе наступление Весны;
3) День летнего солнцестояния (самый долгий день в году, начало астрономического лета) - летний праздник Купайла. Могучее летнее Солнце-муж Купайла вступает в свои права;
4) День осеннего равноденствия (начало астрономической осени) - осенний праздник Вересень (или Таусень). Былое летнее солнце-Купайла обращается в постепенно теряющее силы мудрое осеннее Солнце-старика Световита.
Далее цикл повторится: на закате перед Ночью зимнего солнцестояния Солнце-Световит умрет, чтобы наутро опять возродиться обновленным Солнцем-малышом Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.
Этот солнечный цикл, четыре славянские ипостаси Солнца - Коляда-Ярило-Купайла-Световит, повторяется из года в год, и от него, как и от ежедневной смены дня и ночи, зависит вся жизнь людей, зверей, птиц, растений и всей земной Природы.
По датам современного календаря празднование этого солнечного праздника начиналось на закате 19 декабря и продолжалось до заката 1 января.
В 1-ю Ночь праздника Солнцеворота (Ночь матери) для помощи солнцу в его предстоящем новом возрождении жрецы приносили в жертву солнцу-Коляде домашних птиц и животных, которые затем незамедлительно попадали на праздничный стол. Наши древние предки умели и богов радовать, и себя не забывать.
В ночь на Коляду (ночь зимнего солнцестояния, 2-я Ночь Йоля) славяне жгли костры, зажигали священный Огонь Йоля, который затем горел не угасая 12 дней до окончания праздника. По традиции, в огне этого костра сжигали все старые и ставшие ненужными вещи, освобождая себя от старья для новой счастливой жизни. С песнями и смехом скатывали с горки «солнечные колеса» (тележные колеса, обмазанные смолой и подожженные), напутствуя их привести весну; лепили снежную бабу и разрушали ее снежками; устраивали кулачные бои.
Ночь зимнего солнцестояния - когда старое солнце уже умерло, а новое еще не родилось - это сказочная мистическая брешь во времени, когда Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты; это безвременье, в котором властвуют духи и тёмные силы.
Противостоять этим силам можно только собираясь всем родом на совместное веселое пиршественное празднование. Против общего веселья темные духи бессильны.
Но горе тому родичу, кто останется в эту ночь в одиночестве, вне своего рода-племени, без близких людей рядом - тёмные духи будут завлекать его и толкать на всякие ложные мрачные мысли.
Из-за высокой вероятности встретить в эти дни какого-нибудь духа, было принято наряжаться в костюмы из шкур и изображать разных животных (реальных и мифических).
На рождество Коляды от дома к дому ходили колядовщики - ряженые в костюмы «страшных» зверей парни, девушки и дети, которые исполняли колядки (обрядовые песни, в которых всем желали благополучия).
Пока народ колядует, и трещит от мороза под ногами снег, ведьмы и нечистая сила неистовствуют, похищая с небес звезды и месяц. Всюду гадают на супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следуют свадьбы.
Коляду древние славяне почитали как самого сильного и могущественного бога. Пришедшее из Византии христианство долго не могло до конца искоренить почитание Коляды. Со временем оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды «совпал» с празднованием Рождества Христова, и ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки.
Литературовед Александр Стрижев в своей книге «Народный календарь» пишет:
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далеких предков, славянских язычников, в неизбежность победы добрых начал над силами зла.
В славянских странах тоже бытовала традиция Йольского полена - оно называлось бадняк.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Йоль
Йоль
Тип праздник древних германских народов , неоязыческий
Дата зимнее солнцестояние
Связан с Самайн - Йоль - Имболк - Остара - Белтайн - Лита - Лугнассад - Мабон Мидсаммер , солнцестояние

Йоль разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil) - средневековый праздник зимнего солнцестояния у древних германских народов. Традиционно языческий праздник проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством .

Традиции

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики и яблок , которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы , посыпанных мукой . Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб , омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословение деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра , бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан .

Символика

Символика Йоля - йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечами, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ , повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем , молочай , рождественский кактус .

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень - традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев , ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль .

Йольский светильник , является древним символом йоля. Он был повторно введен в обиход неоязычниками в начале XX века, после того как была опубликована фотография обнаруженного в XVI веке образца. Самый старый из найденых башенных светильников из обожженной глины датируется эпохой Великого переселения народов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Йоль"

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 12-05-2013 (2138 дней))
  • Александра Королёва. // Мир Фантастики № 113; январь 2013
  • о празднике Йоль, а также о других праздниках Колеса года

Отрывок, характеризующий Йоль

Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.

Содержание статьи:
1. История праздника Йоль

История праздника Йоль

Йоль считается самым продолжительным праздником за всю историю. Он продолжается на протяжении 13 ночей. Это своего рода мостик, который соединяет мрачное время уходящего года со светлыми деньками нового года.

Само название Йоль берет свое начало в глубокой древности. Ему приписывают индоевропейское происхождение и переводится как «оборачиваться», «вращаться», «вертеться».

Некоторые связывают название со скандинавским богом и деятелем Древнего Рима Юлием Цезарем.

На севере Йоль празднуют уже несколько десятков столетий. В давности скандинавский народ в день зимнего солнцестояния проводил огромные и веселые застолья.

Бытует мнение, что в это время богам приносили жертву.

Много веков назад англосаксы начали праздник за день до зимнего солнцестояния и продолжался он 13 ночей, именуемых в честь ночных духов.

На протяжении всех ночей время идет непривычно, нет граней между днем и ночью, сегодняшним и завтрашним днем.

В древности верили, что в этот период все божество спускалось на землю, включая эльфов, гномов и злых мертвецов.

Люди, вступавшие в контакт с обитателями потустороннего мира, на время выходили из своего тела и пополняли ряды неземных существ.

Пик праздника приходится на время самой длинной ночи в году, когда земная власть переходит в руки духов, которые устраивали на всей земле костры, пламенем которых оберегали дома от нечистой силы. В эту ночь все клятвы и обещания должны быть правдивыми и искренними.

Согласно поверью, в ночь зимнего солнцестояния не стоит оставаться наедине с собой, иначе человек окажется в компании с потусторонними духами и душами нижних миров.

Последующий день именуется судьбоносным. Все что выльется из уст человека и все его поступки, совершенные до захода солнца, решат судьбу в новом году.

Не зря говорят: «Как встретишь новый год, так и проведешь его».

Кроме клятв, застолья и веселья, люди проводили множество религиозных ритуалов и обрядов, которые должны были укреплять семейные узы, обеспечивать хорошее будущее для всего рода и каждого в отдельности.

Праздничные легенды

Йоль, как и все праздники, имеет свои легенды. Понять смысл этих легенд можно разобравшись в сути проводимых ритуалов.

Легенда 1

Появление нового Бога Солнца. Согласно поверьям, именно в первую ночь зимнего солнцестояния Богиня Мать родила на свет ребенка, который стал Богом Солнца.

Йоль — рождение Солнца, поворот зимы к лету. С первыми лучами солнца Бог рождается вновь, чтобы расти и набираться сил. И все живое славит Её и Его, потому что это — надежда на счастье, это — главное доказательство жизни.

Перед Йолем празднуют Самайн. Именно в этот день солнечный Бог умирает и вновь рождается в ночь зимнего равноденствия.

В этом и есть смысл круговорота живого на земле. Наши предки полагали, что в праздник земля переполняется духами.

Легенда 2

Рождественники и Великанша Грила. У скандинавов было немало поверий, которые касались мира духов и неземных существ.

В первую праздничную ночь на земле люди встречали троллей, эльфов, призраков. Больше всего земные обитатели боялись встречи с великаншей Грила.

Впервые о ней стало известно в 13 столетии. Ее образ имел более 10 хвостов. Спустя пару веков персонажа слегка изменили, и теперь на хвостах висело по сотни мешков, в которые сажали всех непослушных и балованных детишек.

Грила расхаживала по миру в поисках таких детишек, забирала и несла к себе в избу, где их же и съедала. Совсем не радостная история. Несмотря на это, у Великанши были и свои дети – Рождественники.

Они несли серьезную опасность для обычных детей. Именно этими злыми персонажами запугивали детей, чтобы те вели себя послушно.

В середине 19 столетия Рождественники стали добрее, отношение к ним изменилось. Серьезные вредители превратились в мелких шалунишек.

Люди считали, что они обитали в горах и за морями, а в праздник приходили к земным жителям. Были различия и в количестве деток от 10 до 25.

Их называли в честь пакостей, которых они делали и места, где зарождалась легенда. Иногда, когда дети вытворяли новые шалости, их давали новые имена.

С 20 столетия их образ представлялся более добродушным и уже не пугал детей как прежде. Им приписывали схожесть с обычными эльфами, которые в свою очередь помогали Санта-Клаусу.

Легенда 3

Йольский призрачный кот. Этот кот был домашним любимцем семьи Грилы. Его персонаж выглядел большим, черным с блестящими глазищами.

У кота была своя обязанность – следить за тем, чтобы народ правильно отмечал праздник зимнего солнцестояния, следуя всем йольским ритуалам.

Все люди должны были наряжаться в совершенно новое и праздничное одеяние, на стол подавали вкусную еду, в доме проводили генеральную уборку.

Если кота что-то не удовлетворяло или вовсе огорчало, он тайком воровал все приготовленные блюда и лакомства. Ходили слухи, что он даже мог съесть домочадцев, если угощенья окажутся не особо вкусными.

Йольскому коту приписывали множество различных волшебных возможностей: застывание воды, прохождение через огонь, бесстрашие, невероятно быстрое передвижение.

Если все обряды были выполнены, то кот оставался довольным и даже мог оставить подарки.

Символика Йоля

Помимо легенд и поверий, праздник имеет собственные символы.

Йольское дерево

Его еще также именуют Деревом исполнения желаний. В старину это была альтернатива нынешней елке.

На праздник срезывали ели и сосны в лесах, несли в дом и красиво наряжали. Люди считали, что на ветках очень часто отдыхали эльфы и гномы.

Именно поэтому для них припрятывали небольшие вкусности. Иногда такие подарки находил Йольский кот и сам их съедал, а эльфам оставлял свое признание.

Праздничное полено

Еще один не менее значимый символ. Его начинали готовить приблизительно за 13 дней до первого праздничного дня.

Для этого находили простое полено, украшали его зелеными и красными ленточками, посыпали мукой и полностью обливали элем.

С приходом 1 йольской ночи, хозяин дома кидал его в горящий костер.

Если оно горело на протяжении всех праздничных дней – то это было добрым знаком, предвещало счастье, удачу и успех на протяжении предстоящего года.

Дым, который шел от тлящего полена, служил оберегом от недобрых духов. Золу нельзя было выкидывать, ее сохраняли в течение всего года, в канун нового года ее закапывали.

Йольский венок

Он имеет различия от современного праздничного венка. Он никогда не цеплялся над дверью. Его ставили на праздничный стол или на камин.

Для него брали ветки хвойных деревьев и вечноцветущих растений, также, как и полено, обвешивали красными и зелеными украшениями.

В нынешнее время до некоторых семей дошла эта традиция, однако немного видоизмененная: на праздничный стол готовят блюдо, в форме полена.

Йольские праздничные традиции

Осталось познакомиться с традициями этого необычного и древнего праздника. Их обязательно стоит учесть, чтобы Йольский кот остался довольным. Чтобы правильно отпраздновать Йоль нужно:

  1. Хорошенько прибраться в доме, разложить все по местам. После можно приступать к подготовке венков, полена, украшению дома. Все это нужно было сделать до захода солнца.
  2. Вечером все члены семьи садились за праздничный стол. Нужно было попробовать все блюда и наестся до отвала. Таким образом семья обеспечивала себе сытость в грядущем году.
  3. Бедные сословия также пытались следовать традициям. Одевались в чистую и красивую одежку, наводили в доме порядок.
  4. Так как праздник длился всю ночь, нужно было хорошенько выспаться.
  5. На следующее утро в каждой комнате ставили зажжённую свечку, что означало приветствие возродившегося вновь Бога Солнца.
  6. В праздничную ночь загадывали желания, которые должны были непременно сбыться.

В наши дни достаточно трудно утверждать о правдивости этого древнего праздника, остается только верить истории наших предков.

Но что нельзя оспорить – это то, что в декабре месяце все люди нуждаются в чем-то светлом и добром, как в принципе и являлся праздник Йоль. Это хороший повод повеселиться всей семьей и отогнать злых духов от порога своего дома.

Это один из самых продолжительных праздников в мировой истории длился 13 ночей, которые назывались "Ночи духов".

В древности верили, что в это время на землю сходят духи и божества, чтобы пообщаться с простыми смертными.

Это время священного праздника и общего пира, в которое все члены рода (клана) к вечеру Начальной Ночи на две недели собирались вместе, чтобы вновь встретить солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир.

© AFP / TT NEWS AGENCY / MATS ASTRAND

Языческий праздник проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время эта традиция почти утрачена.

История

Происхождение слова Йоль идет из глубины веков — существуют различные версии названия праздника. Одни уверяют, что название "Йоль" (Yule) происходит от скандинавского "iul" и "hjol", кельтского "hweol" и означает "колесо" — круговорот в природе, смену времен года.

Другие связывают праздник с одним из имен скандинавского бога Одина — Йольмир и с именем древнеримского Юлия Цезаря.

В северных краях праздник зимнего солнцестояния отмечается уже на протяжении тысячелетий. Древние скандинавы в этот период устраивали большие и веселые пиры, а, если верить древним сказаниям, то это было и время жертвоприношений.

В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года) и длился 13 ночей, которые называли "Ночи духов", что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten.

В течение этих ночей нет привычного течения времени, нет привычных границ, это время, когда вращается веретено богини Судьбы и вершится жребий богов.

Считалось, что в ночи праздника Йоль все миры сходятся в Мидгарде, на землю нисходят все боги и богини, с людьми беседуют тролли и эльфы, а мертвые выходят из Нижних Миров. Люди, которые общаются с Миром Иным, покидают свои тела и на время присоединяются к всадникам Дикой Охоты или становятся вервольфами или другими духами.

Самой главной ночью праздника считается самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали "костер Йоля" и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания.

Существовало поверье, согласно которому, в эту ночь нельзя оставаться одному, потому что одинокий человек окажется наедине с духами Иного Мира и мертвецами.

Заканчивается "Йоль" на "двенадцатую ночь" (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался "днем судьбы" — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года. То есть как у нас говорят: "Как новый год встретить, так его и проведешь".

Помимо общения, гуляний и пиров, в это время совершалось множество языческих религиозных обрядов, способствовавших сплочению рода, осознанию его как единого целого, обеспечению успешного будущего всему роду и каждому родичу.

С празднованием Йоля связано множество символов.

Символы

Одним из самых известных символов праздничных ночей, безусловно, является йольское дерево. Сейчас оно приходит в каждый дом как рождественская или новогодняя ель. В давние времена йольское дерево называли еще древом желаний. В дом приносилась срубленная елочка или сосна, иногда их просто выкапывали в лесу и сажали в своем дворе. Дерево украшали яркими фигурками.

Следует отметить, что праздничный наряд йольского дерева дошел до наших дней. Так, стеклянные шары символизируют желания человека, а фигурки рождественских ангелов заменили фей, которые, согласно преданиям, любили отдыхать на ветвях деревьев.

Сегодня, чтобы порадовать близких, многие кладут под елку подарки, даже не зная, что этот обычай пришел из глубокой древности. Кельты и германцы тоже оставляли небольшие подношения под йольским деревом, чтобы порадовать эльфов, а также принести своеобразную жертву предкам, покинувшим этот мир.

По окончании праздника с йольского дерева снимались украшения. Но само дерево никогда не выкидывали. Кусочек древа желания хранили целый год, чтобы сжечь его в общем очаге на следующую ночь зимнего солнцестояния, а ствол использовали как майский шест во время празднования Белтейна (1 мая).

Йольский венок — в ритуалах Йоля особое место отводится вечнозеленым растениям (падуб-остролист, ель, пихта, сосна, можжевельник, омела, плющ), как символам вечной жизни, и как частице лета в сердце зимы. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела — белыми.

Их ветви приносят в дома, развешивают по стенам, сплетают в венки, чтобы сила растений, так сопротивляющихся зимнему умиранию, помогла пережить холода и вывела людей из безвременья йольских дней.

Еловый венок Йоля не случайно имеет форму круга — "колеса времени", символизирующего слияние конца года и его начала, смерть и обновление, цикличность времени, круговорот в природе.

На венок ставят четыре свечки, которые означают четыре поры года, четыре стороны света, четыре элемента, четыре недели лунного цикла перед празднованием зимнего солнцестояния. Венок устанавливают в том месте дома, который можно назвать его сердцем, возможно, это камин или еще что-то.

Свечи горят сначала по убыванию, зажигают сразу четыре, а потом по одной гасят в знак того, что солнце теряет свою силу. Затем, в ночь зимнего солнцестояния, вновь зажигают все четыре свечи.

Йольское полено — подготавливали заранее. Принесенное в дом полено перевивается алыми и зелеными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало. Зеленый цвет лент — символ торжества жизни. Из лесов в зеленом венке пожалует на празднество Король Дубовых Листьев.

Полено окропляют вином и маслом, кладут в камин, после чего мать семейства либо самая юная из девушек поджигает его лучиной, которая осталась от прошлогоднего йольского полена. Его тепло и свет защитят семью от несчастий и злых духов на протяжении всего следующего года.

Полено горело всю ночь, затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось.

Традиции

Начиная с этого дня в доме нельзя ничего делать, подметать и убирать, готовить и шить. К вечеру 20-го числа хозяйки обязаны закончить приготовления к празднику, убрать и украсить дом, а также наготовить множество блюд. Вся семья обязательно ходит в баню мыться, чтобы очистить свои тела перед таким важным событием.

За соблюдением традиций есть у Йоля и свои "надзиратели" — в Исландии таковым является Йольский кот, а в Финляндии и Норвегии — Йольский козел.

И хотя функции их несколько различаются, смысл остается все тем же: проследить, насколько тщательно и старательно хозяева готовятся к празднику, успели ли вовремя закончить все необходимые работы, не заленились ли.

Ночь накануне праздника, которая называлась "материнской", всегда начинается пышными и веселыми застольями. Это не случайно, считалось очень важным накрыть богатый и сытный стол, а также полакомиться досыта разными вкусностями.

Это было гарантией того, что весь год будет таким же сытным, богатым и прибыльным. Даже домашним животным давали пищи больше, чем тем требовалось или чем, давали обычно.

В целом же "Ночь матери" была началом очень противоречивого периода, когда духи из другого мира могли оказывать влияние на людей. Многие даже не покидали в течение 12 дней пределы дома, чтобы не оказаться под влиянием нечистой силы. По истечении 12 дней праздновали наступивший Новый год. А это значит, что начинался новый круг жизни и можно было опять заниматься повседневными делами и не думать о мире потустороннем.

По традиции в Йоль веселится стар и млад, особенно молодые парни и девушки.

В наши дни ответ самой длинной ночи — это зажигательная музыка, красочное шоу, безумные танцы и пляски и, конечно же, море пива.

В различных странах, в том числе и в России проводят музыкальные фестивали с участием фолк/рок музыкальных групп.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

С 21 на 22 декабря будет самая долгая ночь в году. В эту ночь отмечается праздник Йоль. Его начинают отмечать в день зимнего солнцестояния и празднуют на протяжении 13 ночей с Ночи Матери. В этой статье, вы узнаете о традициях праздника в честь рождения нового солнца, а также ритуалах и легендах позаимствованных христианами на Рождество.

Наступил декабрь, а вместе с ним приходит и загадочный темный Йоль. Этот праздник берет свое начало в глубине веков у германских народов, откуда и дошел до наших дней. Праздник Йоль преимущественно германо-скандинавский. Во всяком случае, именно в этих землях он отмечался наиболее широко и с размахом.

Самая длинная ночь в году — это зимнее солнцестояние, поворотный пункт между зимой и весной. В разных языках он именовался немного по-разному: Yull, Yule, Joel, Joll. Изначально он был языческим, позднее он отмечался и в христианские времена.

По факту день зимнего солнцестояния, праздник Йоль, представляет собой кульминацию и середину зимы. В Исландии зима начиналась в середине октября, а лето начиналось в апреле. Таким образом празднование Йоля отмечалось по старому стилю в начале января. С приходом христианства старые праздники стремились либо отменить совсем, либо вытеснить новыми, христианскими.

Второй способ оказывался более успешным. Люди не лишались привычного праздника и даже многие символы и атрибуты его сохранялись, но менялось его название и смысл. Таким образом Йоль понемногу смешался с европейским Рождеством и Новым годом.

Те, кто может точно определить положение светил, празднуют его на зимнее солнцестояние. Не везде этот день можно в полной мере назвать днем. В некоторых северных районах (например, на севере Норвегии) солнце вообще не поднимается над горизонтом. Так что сам день собственно и не наступает, есть лишь самая долгая в году ночь. Те 12 дней “подземного солнца” в средние века назывались Йольтайд и завершались последней, 12 ночью Йоля.

Происхождение названия Йоль сейчас неизвестно. По некоторым версиям оно возникло из старинного исландского слова, означавшего “колесо”, по другим — что оно связано с одним из имен бога Одина, Йольмир.

Возможно, праздник Йоль был назван так именно из-за нескольких темных суток, когда мировое колесо достигало своей нижней точки, чтобы потом снова продолжать свое движение к свету.

Словообразование — штука хитрая и сложная к разгадыванию, с учетом этого особенно интересно звучит по-русски название традиционного зимнего дерева — ель, ёлка.

В иных местах Йоль связывался с другим скандинавским богом — Тором, и видимо с козлами Тора ассоциировались традиции переодеваний ряженых в козлов и всякие игрища с козлиной атрибутикой. Имя Тора вносило в празднование дух веселья и щедрости, мужскую боевую энергетику.

Есть еще один вариант происхождения названия — от староанглийского слова Gūol, которое переводится как “желтый, золотой, сияющий”. Чтобы пояснить эту версию, необходимо разобраться в сакральном значении праздника Йоль для германо-скандинавских народов.

В Северной Традиции именно праздник Йоль считался самым главным и священным, наполненным силой. Тринадцать ночей Йоля, начиная с ночи солнцестояния, — пограничное время, когда все миры переплетались и встречались между собой.

Тролли приходят в дома людей, боги и мертвые свободно перемещаются между границами миров. Именно в эти дни, живые, умеющие соприкасаться с миром мертвых, могут выйти из тела и испытать иные формы бытия. Но это и дни великого праздника.

Германцы полагали, что именно на Йоль, в глубине зимы, происходит зарождение нового теплого года. То есть закладываются основы возрождения из холодной тьмы Короля Дуба (Солнечного короля), несущего свет и тепло всему живому.

Бог умирает на Самайн и уходит в мир мертвых, а Богиня в двух ипостасях — одна, молодая и плодородная сторона, уходит за мужем. А сверху на земле остается богиня-старуха, Мать Холодов, воплощающая разрушение и смерть. Молодая богиня в чертогах мертвых зачинает нового бога — и время ее беременности является безвременьем, периодом ожидания, которые происходят перед Йолем.

Время родов приходится на Йоль, а ночь до солнцестояния называлась Модранехт — Ночь Матери, или же Мать всех ночей. В эту ночь богиня-старуха, Мать Холодов, рождала молодого Бога Дуба, солнечного младенца. Таким образом, она олицетворяла идею перерождения, возрождения жизни из смерти, а порядка из хаоса.

Юный бог начинал битву со старым королем (отцом), за право быть в мире живых, и побеждал его через 12 дней, когда солнце снова показывалось над горизонтом. Ночь Матери проходила под началом матери семьи (и всех женских духов, сущностей, предков, которые оберегают и заботятся о семье).

Первая ночь и вечер в праздник Йоль проводились в компании близких и семьи. Ведь быть одному в самое мистическое и темное время года считалось попросту опасным из-за близкого соседства темных сил и представителей иных миров. Поэтому оставаться в одиночестве было нельзя.

Но самой главной конечно была следующая ночь — ночь солнцестояния, когда зажигался йольский костер и давались клятвы на следующий год. Приводили жертвенное животное (вепря), празднующие по очереди касались его и произносили свои обещания. В магическом смысле это самая сильная ночь года. То, что делается и говорится до захода солнца в день после Ночи Матери и перед ночью солнцестояния, определяет весь грядущий год человека.

Через двенадцать дней, на тринадцатую ночь, празднование Йоля завершается. По нашему времени она выпадает на канун 3 января, если отсчитывать Йоль от 21 декабря. Знамения, знаки и послания этих суток считаются наиболее верными, это своего рода кульминация гадательных дней. Слова и заговоры этих дней также считаются самыми сильными.

У славян на эти дни приходятся святки — сейчас христианские, раньше это было временем гаданий, ворожбы, хождений за порог, чтобы узнать имя суженого-ряженого. И до сих пор именно в период конца декабря — начала января для гаданий считается самое лучшее время.

Именно он вдыхал жизнь в семена и отогревал холодную землю. И именно после Йоля день начинал прибывать, солнца становилось все больше и весна понемногу забирала свои права.

Праздник Йоль — традиции и символы

Как и на прочие сезонные события, древние германцы на Йоль устраивали большой праздник — со своими особыми традициями, ритуалами и блюдами.

Повсюду на Йоль приносили в дом ветки вечнозеленых деревьевили деревья целиком и украшали их. Вечнозеленые растения зимой — символ жизни даже в самое холодное время года. На него вешались печенья, самодельные игрушки и ленты.

Одним из самых известных атрибутов праздничных ночей, безусловно, является йольское дерево. Сейчас оно приходит в каждый дом как рождественская или новогодняя ель. В давние времена йольское дерево называли еще древом желаний. В дом приносилась срубленная елочка или сосна, иногда их просто выкапывали в лесу и сажали в своем дворе. Дерево украшали яркими фигурками.

Следует отметить, что праздничный наряд йольского дерева дошел до наших дней. Так, стеклянные шары символизируют желания человека, а фигурки рождественских ангелов заменили фей, которые, согласно преданиям, любили отдыхать на ветвях деревьев. Многие из нас, чтобы порадовать близких, кладут под елку подарки, даже не зная, что этот обычай пришел из глубокой древности.

Кельты и германцы тоже оставляли небольшие подношения под йольским деревом, чтобы порадовать эльфов, а также принести своеобразную жертву предкам, покинувшим этот мир.

По окончании праздника с йольского дерева снимались украшения. Но само дерево никогда не выкидывали. Кусочек древа желания хранили целый год, чтобы сжечь его в общем очаге на следующую ночь зимнего солнцестояния, а ствол использовали как майский шест во время празднования Белтейна (1 мая).

Под йольское дерево складывали подарки. С одной стороны, эти подарки являются подношением для духов и предков, с другой — наоборот, символизируют подарки семье от существ иного мира. Сейчас эти существа соединились в образе Санта Клауса (Баба Натале в Италии, Дед Мороз в России, Йоулупукки у финнов, сохранивший созвучие с Йолем, и прочие рождественские деды).

В Британии сжигается специальное йольское полено(или рождественское, кому как ближе). Его необходимо найти перед Йолем в течение 12 часов, а потом постепенно сжигаться все время, пока отмечается праздник Йоль, то есть все тринадцать дней. Это полено служит защитой от темных сил, но традиция присутствует не везде. Уголек от полена хранили в доме в течение всего года как оберег.

Помимо вечнозеленых растений (падуб-остролист, сосна, пихта, можжевельник, омела, ель), которыми украшался весь дом, существуют и многие другие ритуалы этого времени. Интересно, что у славян традиция использования еловых веток появилась много позже, потому что к этому дереву относились с опаской.

Зато повсюду, включая славянские земли, имелись обряды с ряжеными на ночь солнцестояния, и было не принято открывать двери чужим. Считалось, что постучаться мог кто угодно, пока в мире тьма.

Аналог йольского полена существовал и у славян. Такое полено (деревяшку, корягу) называли бадняк, и жгли его с песенками и приговорами:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится…

Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба…

У западных славян такой костер представлял собой сгорающее прошлогоднее солнце, на место которого приходит новое молодое.

Если нет возможности сжечь йольское полено по всем правилам, можно вместо этого небольшое поленце обставить горящими свечами, а после их догорания хранить полено в качестве домашнего оберега в течение года. Как вариант — небольшое поленце с ложбинками для трех свечей, такие можно купить в современных магазинах.

Была интересная традиция — дарить друг другу шерстяные обновки. В Исландии верили, что тех, кто не успевал обзавестись до Йоля новой шерстяной вещью, будь то рукавицы или шапка, в йольские дни утащит огромный Йольский кот. Им и пугали непослушных детей.

Он был загадочным существом йольских ночей, гость из иного мира, гроза лентяев и нерадивых хозяек. Считалось, что этот пушистый дух может замораживать воду, проходить сквозь огонь и мгновенно преодолевать расстояние в несколько километров. Если кто-то увидит за огнем очага улыбку йольского кота — это недобрый знак: бедняга не доживет до следующего Йоля.

В йольские ночи страшный кот следил за тем, как люди отмечают праздник. Горе тому, кто сел за стол, не надев на себя обновки. Раз не сшил себе человек к празднику Йолю новое платье, значит, он лентяй — не успел спрясть и соткать шерсть, настриженную с овец осенью. А значит, ждет нерадивого справедливая кара. В наказание йольский кот съедал весь праздничный ужин в доме лентяя, чтобы впредь и он сам, и его семья трудились как следует.

Если же жена бедолаги не блистала кулинарными способностями и ее стряпня не нравилась коту, он мог забрать ее детей и увести их с собой в мир духов. А вот детям трудолюбивых и хлебосольных людей йольский кот дарил волшебные подарки.

Светильник Йоля (нем. Julleuchter), еще иначе называемый Йольский светильник, Подсвечник Йоля или Лампа Йоля — это полая четырехстенная башенка, которая в Германии еще известна под названием Светильник-башня (нем. Turmleuchter).

Выглядит просто – небольшой подсвечник из обожженной глины, полый внутри, сужающийся кверху, по форме напоминает гору или башенку, диаметром около 3 см, около 7 см. в высоту. По четырем его сторонам вырезаны сердца (т.н. “сердце Ирты”) и руны Хагал. Одна восковая свеча ставится внутрь, вторая – сверху.

“Светильник Йоля” используются различными новоязыческими и ариософскими общинами во время различных ритуалов, в частности — на праздниках Солнцестояния и Равноденствия.

Напомним, что в традиционном европейском понимании Год основан на четырех цикличных положениях Земли по отношению к Солнцу, даты которых соответствуют четырем основным годичным праздникам у последователей возрожденного германского язычества и ариософов:

  • Весеннее Равноденствие, праздник Остары (Ostara-Feier), символизирующий возрождение Солнца. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Lenzing), вначале зажигают нижнюю свечу, а затем, в конце ритуала, эта свеча переносится на вершину светильника.
  • Летнее Солнцестояние (Mittsommer-Feier), символизирующий Солнце, вошедшее в полную силу (бога Бальдура). Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Brachmond), свеча горит только на вершине светильника.
  • Осеннее Равноденствие или Осенний Тинг (Herbst-Thing) – праздник, символизирующий начало нисхождения Солнца в Мир Иной. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Scheiding), свеча зажигается на вершине светильника, а затем переносится вниз.
  • Во время Зимнего Равноденствия в течение 12 или 13 ночей проводятся ритуалы праздника Йоль. В первую ночь, которая зовется “Материнской” (20 число месяца Julmond), свеча все время горит внизу. В (пред)последнюю, “Двенадцатую ночь” (Zwoelfnacht – 31 число месяца Julmond) по окончанию ритуала свечу снова переносят наверх – это Солнце, просыпающееся, чтобы вернуться на Землю из мрака Иного Мира

Вообще хорошо, если праздник Йоль отмечается ярко и шумно — это помогает отогнать ночь и помочь рождению молодого бога. Здорово, если удастся дождаться рассвета и поприветствовать юное Солнце.

На Йоль хорошо не только дарить шерстяные вещи близким (помним о Йольском коте), но и вообще проводить обряды и магические действия, связанные с шерстью и нитями. Это создание кукол-оберегов, завязывание, плетение, узелки, обряды с вышивкой, расплетание старых ситуаций и узлов. Все старые узлы и путы необходимо развязать, чтобы войти в Йоль легкими и свободными.

Так как дни празднования Йоля — отличное время для гаданий, предлагаем вам йольские расклады карт Таро.

Расклад Таро «Йольские огни»

Расклад выкладывается так: первые пять позиций аркой по очереди, шестая — под ней.

Позиции расклада:

Возвращение надежды : На что Вы надеетесь? Если карта в данной позиции имеет негативное значение, она указывает на проблему, которую Вы хотели бы разрешить или область Вашей жизни, которая нуждается в изменениях.

Загадывание желания : Чего действительно хочет Ваше сердце?

Поиск видений : Каким Вы видите свое будущее? Каким Вы представляете себя в грядущем году? Если Вам нужно больше ясности, эту позицию можно раскрыть дополнительным мини-раскладом на три карты.

Чувство равновесия : Как Вы можете восстановить баланс в своей жизни. Негативная карта в этой позиции будет не советом, а указанием на ту сферу Вашей жизни, которая нуждается в восстановлении баланса и равновесия.

Доброе отношение к другим : Ваше выражение любви. Каким образом Вы можете открыть свое сердце другим людям? Если карта имеет негативное значение, возможно, она указывает на то, что нуждается в исправлении или изменении. Обратите внимание, есть ли связь между четвертой и пятой картой в раскладе.

Совет. Следующий шаг, планы на будущее. Карта действия. Что вы можете сделать за зиму в практическом смысле, чтобы ваши мечты и планы осуществились.

Расклад Таро «Йольская звезда»

Позиции карт в раскладе:

  1. Тёмная ночь - основа для изменений, поле для рождения нового;
  2. Первая искра - что придаст импульс изменениям;
  3. Рождение Звезды - суть изменений в вашей жизни, что новое нужно впустить в свою жизнь после Йоля;
  4. Восход Звезды - развитие изменений и как можно этому поспособствовать;
  5. Звёздная ночь - итог, к чему изменения приведут.

Расклад Таро «Божественная сила»

Позиции карт в раскладе:

  1. Сигнификатор кверента.
  2. Тьма. Неизвестность, пугающая пустота, то, что скрыто.
  3. Холод. Сковывающий фактор, то, что вызывает бессилие и безнадежность.
  4. Безучастные наблюдатели. То, на что можно было бы надеяться, но тут не поможет (как во внешней, так и во внутренней психической жизни).
  5. Опасность. Разрушительный аспект внутреннего или внешнего мира; то, что на данный момент, безусловно, вредно и опасно.
  6. Иллюзия (кладется горизонтально). Заблуждение, ловушка, ненастоящее чудо.
  7. Истинное чудо. Послание Божественной силы, знак или проявление во внешнем или во внутреннем мире.
  8. Преображение. Трансформация в результате принятия или признания истинного знака Божественной воли.
  9. Итог (нечто новое). Может быть малоуловимое, но явственное изменение в индивиде и мире вокруг него.

Йольские кушанья и рецепты

Если говорить о йольских рецептах (именно европейских), то в них присутствует сладкая “Йольская каша”, баранина, специальный хлеб (это из исландских традиций). В кашу можно положить один цельный миндальный орешек — кому достанется, тому подарок.

Рисовая каша «Йоль»

Для приготовления рисовой каши нам понадобятся следующие компоненты:

  • 4 стакан молока
  • половина стакана толчёного миндаля
  • 1 чайная ложечка сливочного масла
  • 0,25 стакана сахара
  • 1 стакан белого риса (лучше круглого)
  • корица
  • 1 стакан сливок

Приготовление каши

В большой кастрюле довести молоко до кипения, добавить рис и масло. Понизить температуру. Накрыть крышкой, дать рису кипеть на медленном огне около часа, пока молоко не выкипит. Переложить в неметаллическую посуду. Добавить сливки, миндаль и сахар. Подавать в мисочках, посыпав корицей.

Лиственный хлеб «Йоль»

Для того, чтобы приготовить лиственный хлеб, нужно:

  • Молоко
  • Сода или пекарский порошок
  • Жир для запекания

Приготовление лиственного хлеба:

Довести молоко до кипения. Смешать муку с пекарским порошком и солью. Влить молоко в муку и смешать. Замесить и вымесить в длинный жгут.
Порезать жгут на кусочки и каждый раскатать в тонкий жгут. Жгуты хаотично сложить в круглую форму, а затем украсить. Закрыть льняным полотенцем до готовки.
Перед поставкой в печь, проткнуть в нескольких местах вилкой. Выпекать на высокой температуре до золотисто-коричневатого цвета. Подавать со сливочным маслом.

Десерт — Йольский бисквит

Для приготовления бисквита нам понадобятся следующие продукты и компоненты:

  • 10 яиц
  • 200 грамм сахара
  • 150 грамм муки
  • 2 чайных ложечки ванильного сахара

Готовим бисквит.Яйца разделяем на белки и желтки. Белки взбиваем до мягких пиков, добавляем половину сахара - постепенно, по 2 ст.л. за раз - и взбиваем до жестких пиков (в крутую пену). Желтки взбиваем с оставшимся сахаром + с ванильным сахаром, пока смесь не посветлеет и не увеличится в объеме. Добавляем в желтковую смесь муку и взбиваем миксером на средней скорости. Аккуратно, в 2 приема соединяем желтковую смесь со взбитыми белками.

Противень застилаем фольгой, выливаем тесто, разравниваем. Печем в разогретой до 180 градусов духовке 10-15 минут - бисквит должен зазолотиться.

Вынимаем противень из духовки, переворачиваем бисквит на чистое кухонное полотенце, убираем фольгу и сворачиваем бисквит вместе с полотенцем в рулет, начиная с широкой стороны. Кладем на решетку и даем полностью остыть.

Пока остывает бисквит, готовим крем.

Для шоколадно-сливочного крема понадобится:

  • 350 мл. жирных сливок
  • 70 грамм сахарной пудры
  • 30 грамм какао-порошка

Для шоколадно-масляного крема нужно будет:

  • 220 грамм сливочного масла комнатной температуры
  • 270 грамм сахарной пудры
  • 175 грамм белого шоколада
  • 3 столовые ложки молока или сливок

Для масляного крема шоколад растапливаем и охлаждаем до комнатной температуры. Взбиваем его вместе со сливочным маслом, пудрой и молоком до однородности и гладкости. Отставляем в сторону. Для сливочного крема взбиваем сливки с сахарной пудрой и какао.

После того, как рулет остынет, его аккуратно разворачиваем и убираем полотенце.
Намазываем бисквит сливочно-шоколадным кремом, оставляем по паре сантиметров с каждого конца несмазанными. Снова сворачиваем в рулет. С каждого конца по диагонали отрезаем от рулета по куску длиной около 5-7 см. Обмазываем рулет масляным кремом, торцы оставляем несмазанными. Из обрезков делаем “сучки” и прикладываем их к нашему “стволу”. Тоже обмазываем кремом.
Вилкой делаем на поверхности крема узор, имитирующий кору. Декорируем торт конфетами, цукатами и шоколадными листьями!

В подготовленную емкость аккуратно налейте вино, настойку или бальзам.

Не забудьте добавить все приготовленные заранее смеси и специи. На медленном огне довести до температуры 50-60 С и добавить дольки апельсина или мандарина. Потомить немного глинтвейн на огне, не давая ему закипеть.

Сняв с огня, накрыть крышкой и дать настояться 10-15 минут. Перед подачей напиток процедить и добавить мед.
Подавать такой глинтвейн следует в теплых бокалах, что даст возможность ему медленнее остывать.

Для приготовления этого глинтвейна нам понадобятся следующие компоненты:

  • 750 мл красного сухого вина
  • 75-100 мл настойки «Бехеровка» или «Рижский» бальзам
  • 1 палочка корицы
  • 3 шт гвоздики
  • 3-4 ст.ложки меда
  • щепотка молотого мускатного ореха
  • 1 апельсин или мандарин
  • кардамон по вкусу

Двенадцатая ночь Йоля

Завершалось празднование светлого Йоля 1 января, на двенадцатую ночь после зимнего солнцестояния. Наши предки называли ее ночью судьбы, ведь все сказанное в это время после захода солнца непременно исполнялось в новом году. Так, нечаянно слетевшее с губ проклятие или просто грубое слово могли принести страшные беды как самому сквернослову, так и его близким.

Считалось, что в эту ночь боги дарят людям знамения, которые могут предсказать судьбу. Немудрено, что именно в эту ночь многие гадали и ждали, что им приснится вещий сон. А женщины верили, что приворот, сделанный в двенадцатую ночь, — самый сильный.



Публикации по теме