Проблемы профориентации школьников. Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил как свой характер, так и свои цели. Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть очень высоким.

И поэтому особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы, конечно же, является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности. Любой проект по профориентации ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи. Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста:

  1. Профориентация младших школьников (1-4 класс).

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

  1. Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

  1. Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

  1. Класс 10-11.

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Направления работы по профессиональной ориентации школьников

Работа по профессиональной ориентации должна вестись непрерывно с первого года обучения в школе. И в главе всего этого процесса стоит классный руководитель, который должен проводить работу в следующих направлениях.

  • Давать детям необходимую профессиональную информацию.

Он включает в себя основные сведения о профессиях, необходимых качествах для работы по данному направлению, а также информацию об учебных заведениях и путях получения соответственного образования. И задача педагогов – донести до школьника эту информацию, используя самые разные формы работы по профориентации.

  • Профориентационное воспитание.

Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы побуждать в учащихся желание участвовать в разных формах как классной, так и внеклассной работы. А также склонять их к активной пробе своих сил и производительному труду. Так можно позволить ученикам на практике развивать свои склонности и формировать определённые навыки. Очень важно давать школьникам пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого школа обязана обеспечить разнообразие видов внеклассных работ.

  • Профессиональное консультирование

Прежде чем приступать к консультации учащихся, специалист обязательно должен изучить их личности. Так как консультация чаще всего имеет индивидуальный характер, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих учеников, изучать результаты их как учебной, так и внеучебной деятельности. Также для более подробного анализа используются анкеты, заполнение бланков с вопросами, составление психологических и педагогических характеристик, а также консультативные беседы с родителями.

Главные принципы профориентации в школе:

  1. Систематичность и постоянство. Это один из самых главных принципов, так как для хорошего результата работа должна вестись регулярно, начиная с первых классов и заканчивая выпускными. В корне неверно начинать работу по профессиональному самоопределению школьников в старших классах и придавать этому меньше внимания в младшей школе.
  2. Индивидуальный подход к ученикам. Дифференцированный подход наиболее удачен и эффективен, так как именно он позволяет правильно распределить силы, задания и выбрать правильные методы относительно каждого учащегося. Для этого педагог всегда должен быть осведомлен о сформированности интересов учеников, об их ценностях и жизненных ориентирах, и, конечно же, об уровне успеваемости.
  3. Правильное сочетание групповых занятий с индивидуальными. Индивидуальная работа с учениками имеет огромную важность, однако в совокупности с групповыми консультациями она приобретает еще больше смысла.
  4. Взаимосвязь между школой, высшими учебными заведениями и другими организациями, связанными с трудоустройством.
  5. Профориентация должна иметь прямую связь с реальной жизнью. Это значит, что для успешной работы по профессиональному самоопределению учеников педагогический персонал должен:
  • Располагать информацией о социально-экономических характеристиках профессий.
  • Владеть знаниями о перспективах предлагаемых профессий.
  • Знать профессиональные требования предлагаемых профессий.

Этапы организации профориентационной работы

  1. Пассивно-поисковой период (1-7 классы)

На этом этапе дети делают свой первый выбор относительно профессии. С первого по четвертый класс учитель должен развивать интерес, а также способности школьников, дабы сформировать потребность в профессиональном самоопределении. В 5-7 классах необходимо увеличить количество факультативов и кружков, а также привлекать школьников к творческой деятельности в коллективе. Также очень хорошо, если педагог с первого класса будет вести портфолио на каждого ребенка. Такое портфолио сопровождает ребенка до самого выпуска и помогает более полно понять, в каком профессиональном направлении подтолкнуть учащегося.

  1. Активно-поисковой период (8-9 классы)

На этом этапе учитель должен преследовать цель помочь своим ученикам сформулировать для себя конкретные цели и задачи, соотносимые с будущей профессией. Для этого необходимо обеспечить подросткам психолого-педагогическое сопровождение на пути выбора. Именно на этом этапе начинается реальное знакомство с учебными заведениями, их статусом, с положением профессии на рынке труда. В 9 классе рекомендовано устраивать тематические родительские собрания.

  1. Этап профессионального определения (9-11 классы)

Самое важное, помимо подготовки к адекватному выбору с помощью дополнительного информирования и консультаций, является также предоставление возможности ученикам углубленно изучать отдельные предметы.

Темы для классных часов по профессиональному самоопределению

Есть список тем, которые можно интерпретировать, видоизменять, но при этом они все равно должны присутствовать в процессе профориентации:

1-4 классы:

  • «Мои интересы».
  • «Каждая работа хороша по-своему».
  • «Кем работают наши родители».
  • «Профессия моей мечты».

5-8 классы:

  • «Люди и техника».
  • «Красота спасет мир» — экскурсии в салоны красоты, парикмахерские и т.д.
  • «На страже безопасности» — встреча с сотрудниками правоохранительных органов.
  • «Астрономия – удивительный мир» — экскурсия в планетарий.
  • «На страже здоровья» — экскурсия в аптеку, которая может зародить желание поступить в медицинский ВУЗ..

9-11 классы:

  • Анкетирование по теме «Главные факторы при выборе профессии».
  • Беседа о мотивах выбора профессии.
  • «Они учились у нас» — знакомство с успешными или известными учениками школы.
  • Беседа «Перспективные профессии».
  • «Психологическая» характеристика профессий.

Это только приблизительный список, помимо которого существует еще далеко не одна тема. Его можно значительно расширить и редактировать. Главное, придерживаться всех основных принципов профориентации и учитывать особенности каждого возрастного периода школьников.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Каждому родителю приходится столкнуться однажды с потребностью помочь собственному ребенку определиться в выборе той или иной профессии. Каким образом сделать это ненавязчиво и как провести хорошее занятие по профориентации?

Рано или поздно, но перед каждым школьником встает вопрос о том, куда же ему пойти учиться дальше. Из-за неправильной методики обучения в школе, многие, зачастую, достаточно долгое время не задумываются над тем, кем же они хотят быть. Ученики теряются в море информации и чаще всего получают не просто размытые сведения о той или иной профессии, но и, иногда, в большей степени ложные. Из-за искажения некоторых профессий, у некоторых учеников складывается несколько другое впечатление от нее. Например, давно сложившееся мнение о том, что легкая профессия адвоката очень прибыльна, следует давно развенчать, поскольку адвокатов много, некоторые из них так и не нашли работу по профессии, а учиться на нее необходимо долго, к тому же, сам процесс обучения достаточно сложный. Исходя из этих критериев, занятие по профориентации школьников должно быть построено не только максимально информативно, но и достоверно.

В первую очередь, для того, чтобы провести занятие по профориентации, нужно не только собрать информацию о некоторых профессиях, но и расспросить некоторых школьников о том, какие тонкости и детали им было бы интересно узнать. Одна из самых лучших методик предполагает приглашение на такое занятие представителя той или иной профессии. Как правило, многие люди откликаются с удовольствием на это предложение. Благодаря живому общению школьники не только смогут сами задать волнующие их вопросы, но и получить наиболее правильное представление о той или иной профессии.

Кроме этого, школьники могут расспросить о том, из чего будет состоять работа, поскольку многие дети имеют слишком размытое представление о том, из чего она будет состоять.

Психологи отмечают, что лучше всего проводить беседы со своим ребенком уже с пятого класса, поскольку в этом возрасте у ребенка происходит не только становление и укрепление каких-либо ценностей, но и наиболее хорошо происходит мыслительная деятельность. Со временем, обдумывая ту или иную информацию, ему станет легче понять, чего же он в действительности хочет.


Лучше всего спросить у школьника, о какой профессии ему будет интересно услышать и, собрав нужную информацию, можно будет даже в домашней обстановке провести вечер за обсуждением этой темы. В идеале, нужно проводить хотя бы раз в неделю около часа вместе с ребенком, объясняя ему те или иные виды профессии. Нужно, чтобы школьник получил не только наиболее полный объем информации, но и узнал о плюсах и минусах какой-либо профессии, где происходит основная работа, какие должности может занимать человек этой профессии и какими правами и обязанностями он будет обладать. В таком случае, обдумав полученную информацию, ребенок сможет самостоятельно выбрать для себя наиболее подходящую для него занятость.

Зачастую школьник сталкивается с проблемой выбора профессии после девятого, либо после одиннадцатого класса. В хаотичном потоке информации бывает достаточно сложно вычленить стоящую, к тому же, многие учителя, да и родители тоже, навязывают свои предпочтения в той или иной профессии, давят на ученика, заставляя склониться к выбору наиболее предпочтимой для них занятости. В этом случае ребенок может запутаться достаточно легко и, считая, что он поступает правильно, выберет не ту профессию, о которой мечтает сам, а ту, которую ему навязали люди. Очень важно поэтому давать ребенку пищу для размышлений, чтобы он, опираясь только на свое собственное мнение, мог выбрать ту или иную профессию.

Профориентация школьников может проходить и в форме тестов. Психологами уже давно разработано множество вопросов, которые позволяют выявить склонность ребенка к той или иной работе. Благодаря им можно будет сузить круг поиска подходящей профессии.

Кроме тестов, дети должны беседовать с психологом. Специалист поможет наиболее качественно определить склонности ребенка к тому или иному роду занятий, поможет ему определиться с выбором, исходя из собственных соображений и побуждений.

Родителям стоит обращать внимание не только на то, чем любит заниматься ребенок, но и на то, какими качествами он обладает. Важно стараться объективно оценить все качества, не приписывать ему несуществующих заслуг. Профориентация в этом случае будет гораздо более эффективной, поскольку благодаря знанию тех или иных качеств можно предложить школьнику определенный список профессий, где просто необходимы такие качества.


Чаще всего занятия по профориентации проводятся в школе. Из-за большого количества людей, как правило, они бывают малоэффективными, но все же существуют некоторые формы, которые будут интересны ученику. Подобные занятия могут проводиться на основании диалога с учащимися, когда происходит непосредственное общение в форме опросов и ответов, а так же в качестве интерактивной презентации. Кроме этого, можно беседовать со школьником индивидуально, предлагать различные тесты, спрашивать мнение о тех или иных профессиях и рассказывать о некоторых мифах, сложившихся в умах людей относительно какой-либо из профессий.

Все эти действия помогут определиться школьнику с выбором профессии, а значит и сэкономить время. Иногда случаются несколько неприятные ситуации, когда ребенок, выбравший то или иное направление и поступивший в какой-либо институт, вдруг заявляет, что больше не может учиться, ему неинтересна профессия и он не собирается работать по ней. Подобной ошибки можно было бы избежать, если бы своевременно школьник получил нужную информацию о той или иной работе и не потерял бы несколько лет жизни.

Каждый метод по-своему хорош, но только в комплексе все меры смогут дать наиболее лучший результат, поскольку могут случаться разные ситуации. Например, иногда ребенок с детства горит идеей стать известным актером или певцом. Это происходит практически с каждым ребенком, в скором времени у многих детей это желание развеивается, у некоторых остается и они действительно добиваются своей цели. Но остается еще несколько процентов детей, которые твердо уверены в своем таланте, но которые никак не могут пробиться и даже поступить в институт.

В этом случае, необходимо постараться обратить внимание ребенка на другие профессии. Это нужно сделать еще и тогда, если родитель не замечает тех качеств, которые необходимы, например, для профессии актера, будь то само актерское мастерство или просто умение выступать на сцене и подавать себя. Объективно оценив возможности ребенка, нужно поговорить с ним, сказать, что он обладает качествами, которые могут пригодиться в другой профессии.

Если просто беседа не помогает, то нужно сводить ребенка к психологу, чтобы тот мягко побеседовал с ним не только о профессии, но и о жизни. Возможно, что в голову школьника вложились стереотипы, связанные с актерским ремеслом, такие, как, например, слава и деньги. Стоит постараться объяснить ему, что не все актеры богаты и знамениты, а счастливым можно быть не только благодаря чужой мечте, но и занимаясь работой, которая нравится тебе самому.


Конечно же, навязывать свое мнение относительно какой-либо профессии не нужно, а значит необходимо дать понять ребенку, что родители, учителя и психологи хотят только лишь помочь не запутаться при выборе профессии.

Известно, что подростки очень остро реагируют на то, что взрослые пытаются управлять с ним. Управиться с детьми среднего и старшего школьного возраста бывает достаточно сложно, а это значит, что методика для этого должна быть подобрана соответствующая. Как уже указывалось выше, не нужно давить на него, а давать советы нужно мягко, не повышая голос и не переходя на крик и угрозы, поскольку в этом случае подросток все сделает наоборот. В первую очередь, необходимо учитывать желание ребенка при выборе той или иной профессии.

Проводя урок профориентации среди школьников, не стоит говорить им о слишком известных профессиях, которые постоянно на слуху. Можно уделить гораздо больше внимания чему-либо необычному, например, профессии кораблестроителя, капитанов военного и воздушного флота, летчика, инженера. Столь интересные профессии не менее востребованы, но вот о них, как правило, школьники получают мало информации. Возможно, заинтересовавшись невостребованной профессией, в дальнейшем ребенок выберет именно ее, поэтому важно предоставить о ней наиболее достоверную и полную информацию.

Если же ребенку нравится какая-либо профессия, но он все равно сомневается в том, выбирать ли ее, то можно предоставить ему информацию не только об этой работе, но и о том, какие из занятий могут перекликаться с этой профессией. Возможно, что ему понравится что-то из этого области, но немного другой направленности.

Многие специалисты рекомендуют проводить в школах не одно занятие профориентации, а разделить его на несколько часов, которые можно провести как в течение месяца, так и в течение полугода. В этом случае информация, предоставляемая о тех или иных формах занятия, будет наиболее полной. К тому же, школьники усваивать получаемую информацию будут гораздо лучше.


Один из самых лучших способов подготовит школьника к той или иной профессии – сходить с ним на день открытых дверей в некоторые институты, в которые ребенок наметил подавать документы на поступление. Как правило, многие университеты проводят дни открытых дверей в разные числа месяца, что позволяет всем желающим посетить гораздо большее количество ВУЗов, познакомиться с обстановкой внутри них, с распорядком работы, с тем, какая атмосфера существует в коллективе. К тому же, в этом случае появляется возможность расспросить самих студентов или преподавателей о том, какие предметы изучаются, как проходит практика, насколько сложно учиться в целом.

Следует дать понять ребенку, что выбор института должен проходить только из расчета на собственные желания и потребности, а ни в коем случае не опираться на такое мифическое понятие, как престижность. Мода на профессии сменяется достаточно быстро, несмотря на то, что востребованными сейчас остаются все те, которые так или иначе связаны с технической стороной жизни. Несмотря на то, что зарплата инженеров, технологов, слесарей и токарей повышается, поскольку в этих сферах постоянно не хватает кадров, все эти профессии считаются непрестижными, а значит, не заслуживают внимания молодых людей. Нужно постараться как можно скорее развенчать этот миф и дать понять школьнику, что людское мнение ни в коем случае не должно влиять на выбор той профессии, с которой ребенок планирует связать всю свою жизнь. На всех занятиях по профориентации нужно подчеркивать, что выбор той или иной сферы деятельности каждый школьник должен осуществлять, исходя из нескольких факторов: собственного желания, собственных способностей и психических и физиологических возможностей, которыми он обладает. Кроме этого, конечно же, нужно учитывать то, каким уровнем жизни обладают те или иные представители профессии, поскольку вряд ли родители будут рады выбору ребенка, который будет связан с той сферой деятельности, при которой он будет жить впроголодь.

Исходя из всего этого, правильно построенное занятие по профориентации способно дать максимальную пользу для каждого ученика, вне зависимости от того, какой численности была группа, а беседы в домашней обстановке будут способствовать тому, что у подростка сложится правильное впечатление от той или иной профессии.

Как можно увидеть из статьи, даже короткое занятие по профессиональной ориентации школьников можно сделать продуктивным. Благодаря ему каждый подросток должен почерпнуть для себя что-то новое и узнать все о выборе профессии.

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

  • 1. Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
  • 2. Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
  • 3. Психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Профориентация для детей с ограниченными возможностями - для помощи детям с ограниченными возможностями в поиске своего призвания и сферы деятельности создан проект "Мой ориентир" . Его цель – оказание качественной, квалифицированной помощи не только учащимся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителям, педагогам, психологам, работодателям в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации

Профориентация школьников является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии. Целью профориентационной работы является выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.

Ежегодно десятки тысяч молодых людей оканчивают средние школы с отличием. Вместе с тем, сравнительно небольшое количество школьных отличников становится высококвалифицированными специалистами и добивается успехов в карьерном росте.

В большинстве случаев причиной этому является неправильный выбор профессии. Фактически, этот выбор зачастую осуществляется по случайным критериям. В частности, одним из определяющих факторов при этом очень часто является профессия родителей или их мнение. Также часто ВУЗ для поступления может выбираться по принципу географической близости. Выбор будущей профессии на основе таких второстепенных факторов свидетельствует о том, что выпускник не определился с направлением своего жизненного пути и не имеет собственных предпочтений. В результате человек на протяжении последующей профессиональной деятельности вынужден заниматься нелюбимым делом, к которому у него нет природной склонности.

Таким образом, правильный выбор будущей профессии очень часто значит гораздо больше хороших оценок и значительного багажа знаний. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Профориентация на этапе выбора профессии и организации профессионального образования позволит школьникам в будущем стать успешными, состоявшимися людьми, мотивированными на успешную самореализацию в выбранной сфере деятельности.

Всего несколько десятилетий назад в старшем звене в школе стали проводиться занятия по профориентации. Произошло это в связи с тем, что на рынке труда появились такие как менеджер, риелтор, до этого момента не знакомые русскому человеку. В школе профориентация - это занятия с учащимися Ребят знакомят с рынком труда, особенностями конкретных направлений.

Кто должен проводить занятия по профориентации?

За занятия по профориентации в школе несут ответственность два педагога. Это классный руководитель и школьный психолог. Отсюда следует, что профориентация - это совместная деятельность преподавателей и учащихся, проводимая с целью оказания помощи при выборе профессии.

Школьный психолог занимается изучением личностных качеств ученика и на основании проведенного тестирования дает рекомендацию о том, какая сфера деятельности для ребенка может стать наиболее продуктивной в будущем. Вопросы в тестах позволяют собрать данные о предпочтениях учеников, их умениях и талантах. Существует множество методик, позволяющих с помощью опросников составить представление о личности. На основании таких данных вполне уместно давать рекомендации по будущему трудоустройству.

Классный руководитель занимается организацией информационных занятий, экскурсий на местные заводы и фабрики с целью ознакомления учащихся с разными профессиями.

На по профориентации чаще всего приглашаются работники разных сфер деятельности, которые без искажения какой-либо информации могут поведать о своей профессии. Здесь главное - не ошибиться с подбором кандидата, приглашенного на классный час. Только тот человек может рассказать правдиво о своей деятельности, который влюблен в свою работу.

Когда проводить занятия по профориентации со школьниками?

Профориентация школьников - процесс сложный, но жизненно необходимый. Проводить занятия по данной тематике нужно начинать с возраста младшего школьника. Могут проводиться мероприятия под названием «Давайте познакомимся. Я врач (учитель, пожарный)». Такие занятия проводятся с целью общего развития ребенка.


Наблюдать за ребятами нужно с самого раннего детства, следить за проявлением их деятельности. Ведь одни дети любят играть кубиками, конструкторами, пазлами, что означает наличие у них такие качества, как усидчивость, кропотливость и точность, тогда как другие без конца прыгают, бегают, постоянно лезут на шведскую стенку, пытаются выполнить какие-то трюки. Здесь уже у ребенка проявляются качества будущего спортсмена, учителя физкультуры или тренера.

Когда приобретает особое значение профориентация? 9 класс - самое лучшее время для проведения мероприятий в этой сфере. Именно в этом возрасте подросток впервые серьезно задумывается, что ему делать: дальше продолжать обучение в школе или поступать в учебные заведения.

Классный час - помощник в выборе профессии

В большинстве школ Европы ребенок, обучаясь в школе, получает навыки той или иной профессии. Там предусмотрено прохождение детьми практики на производствах, и определиться с выбором им значительно легче.


В России же дела по профессиональному ориентированию обстоят немного хуже. Способность школы помочь с выбором жизненного направления чаще всего сводится к беседам на классных часах. Такие уроки проводятся не чаще одного раза в месяц. Классный час по профориентации является обязательным мероприятием для старших школьников. Отведенное время должно быть потрачено с пользой для каждого ученика.

Кого позвать на классный час?

Приглашая представителей той или иной профессии, нужно ориентироваться прежде всего на желание класса узнать об этой сфере жизни. Если мнение класса разделилось, то можно пригласить нескольких представителей разных направлений, но не более трех, так как для выступления других может не хватить времени. Да и дети могут устать и перестать слушать выступающих. Классному руководителю не стоит брать на себя ответственность рассказывать детям о профессии, в которой у него имеются лишь поверхностные знания. Это может привести к искажению предоставляемой информации.

Где проводить занятия по профориентации школьников?

Профориентация - это не только лекции и беседы в стенах школьного кабинета. Большое значение имеет для детей такой вид внеклассного мероприятия, как экскурсии.


Классному руководителю не нужно бояться привлекать школьную администрацию для помощи в организации классного выхода на завод или другое местное предприятие. Потому что не зря существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме этого, профориентация школьников может происходить в любое время, даже специально не запланированное. Например, решили классом покататься на лыжах, а пока добирались до лыжной базы, увидели, как электромонтер чинит на столбе провода. Не стоит упускать момент. Можно побеседовать с детьми о Стоит уточнить у ребят, что они уже знают о подобной деятельности.

Как помочь ребенку с выбором профессии

Очень часто бывают ситуации, когда подросток не может определиться с выбором профессии. При этом очень важна правильность действий родителей. Не нужно навязывать ему своего мнения, ребенок должен сам сделать свой выбор. Если родители видят, что девятиклассник не может определиться с выбором профессии, ситуацию нужно брать под контроль.

Во-первых, можно посетить все «Дни открытых дверей» близлежащих учебных заведений.

Во-вторых, стоит поговорить с ребенком о его детстве, напомнить ему, в какие игры он играл, что ему нравилось делать больше всего. Положительные эмоции, связанные со счастливыми моментами из детства, помогут ему расслабиться и еще раз обдумать свои решения.


В-третьих, беседуя с ребенком на тему профессий, стоит рассмотреть несколько интересующих его вариантов. Можно обсудить совместно все плюсы и минусы. Пусть подросток расскажет, что ему нравится, а что не очень.

В-четвертых, если ребенок не может выбрать профессию из-за качества знаний, проблему стоит решать кардинально. Можно нанять репетитора по тому предмету, который вызывает трудности. В данном случае деньги не будут истрачены напрасно. У подростка появится возможность поступить в учебное заведение.

Профориентация на переменах

Взрослым зачастую кажется, что занятий по профориентации достаточно. Ребенок должен сразу определиться. Но это далеко не так. Немалое значение в жизни каждого школьника имеет профориентация в классе, когда дети, общаясь между собой на переменах, рассказывают друг другу, куда они собираются пойти учиться. И вот здесь могут появиться проблемы. Ребята в силу неполного представления о рассказываемой профессии начинают сбивать с толку своих сверстников, зазывая пойти учиться в определенный вуз. Наиболее веский аргумент при этом - будущая оплата труда. Но ведь профессия должна нравиться в первую очередь. Престижность стоит отставить на второй план.


Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, профориентация для подростков должна быть максимально освещена специалистами.

Заключение

От того, насколько правильным будет выбор профессии сегодняшних выпускников, зависит не только их успешность в жизни, но и развитие страны в целом. Ведь невозможно дать качественного образования, если педагог не любит детей. Невозможно качественно провести операцию, если хирург на деле излишне брезглив, склонен к сильной эмоциональности или боится вида крови. Безусловно, никогда не стать хорошим бизнесменом или продавцом, если в человеке отсутствует предпринимательская жилка. Профориентация - это во взрослую жизнь.

Каждый человек абсолютно индивидуален, и родителям, помогающим своему ребенку с выбором профессии, нужно не забывать об этом. И если удается заметить, что ребенок с детства проявляет свои способности в искусстве (музыке, рисовании, актерском мастерстве), не нужно заставлять его стать химиком или бухгалтером. Ведь существует множество профессий, в которых нынешний школьник сможет найти себя и полностью реализоваться. Каждый человек должен быть на своем месте.

Мы рады будем выслушать разные предложения по поводу программ. Что на Ваш взгляд нужно улучшить, изменить или наоборот оставить как есть? Какие наши программы помогли именно Вам? Что Вам нравится в нашем центре профориентации? Что бы Вы хотели добавить в разработки и программы?

Тренинг очень помог, получили помощь. Мы вовремя обратились, благодаря тренингу есть возможность ребенку надеяться на что-то, найти направление, получить поддержку. Мне самой стали понятны некоторые моменты в воспитании и направлении сына. Сергей сам ответить не может (живет не с мамой), но в целом нам понравилось. Узнали все, что интересовало. Помогли определиться с направлением. Хорошая поддержка в корректировке поведения. Поддержку оказали и те, кто был тогда на тренинге. Проявился энтузиазм, он приободрился, это помогло сдать экзамены.

Во время тренинга попробовал себя в профессиях и понял к чему готовиться, к чему нет. Стал увереннее чувствовать себя во всем, устроился на подработку. Познакомился с теми, кто проходил тогда тренинг. Получил поддержку от ведущих. Теперь знаю, в каком направлении идти дальше.

Сергей, 16 лет

Оксана Ищаулова

Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!



Публикации по теме