Ребенок боится публичных выступлений. Практические советы для заботливых родителей, которые обязательно помогут побороть стеснительность ребенка

Дорогие родители! Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? Он боится принимать участие в соревнованиях? Тогда предлагаю обсудить этот вопрос и подумать, как помочь юным талантам и спортсменам преодолеть этот страх и чувствовать себя уверенно на людях.

Страх публичных выступлений

Как же так, дома малыш такой храбрый – бойко декламирует вам стихи, поет, танцует, а в саду или школе на утреннике или любом мероприятии он закрывается, боится и не хочет показывать свои таланты. Что же делать? Почему ребенок боится?
Для начала давайте начнем с себя: а так ли легко на самом деле выступить на публике? Скажу по себе: достаточно сложно, но если нет панического страха, то вполне возможно. Ведь умение выступать на публике – это навык, которым можно овладеть, делая это часто. Но это при условии, когда не страшно. А вот когда есть страх, его нужно научиться преодолевать.

Почему возникает боязнь плохо выступить, проиграть в соревнованиях и так далее? Можно объяснить это тем, что ребенок видит перед собой пример успешных родителей, у которых все получается, они ничего не боятся. И это здорово, конечно, что у него есть такой пример. А вот промежуточный этап того, как родители пришли к успеху, детям часто недоступен. Малыш любит своих маму и папу, гордится ими и изо всех сил старается быть таким же, однако у него не всегда это получается. Часто в таких случаях после двух-трех неудач ребенок начинает ошибочно считать себя недостойным своих родителей и в его душе поселяется я страх.

Вы можете сказать, что никогда не ругаете, а также не наказываете своего ребенка за неудачи и ошибки. И это правильно, но малыш сам себя наказывает. И чем сильнее между вами психо-эмоциональная связь, тем больше корит себя ребенок за поражение или ошибки в случае неудачи. Добавьте к этому его тонкую душевную организацию – и вы поймете, почему он вдруг стал неуверенным в себе и боится выступать публично или же волнуется перед соревнованиями.

Страх совершить ошибку на публике и вообще – это один из видов социального страха, ведь ребенок стремится соответствовать нормам и требования окружающего его социума, дабы не огорчить своих родителей. Как же правильно поступить родителям, как сделать так, чтобы ребенок поскорее избавился от этих ненужных страданий?

Учимся бороться со страхами вместе

Сразу скажу: универсальных советов, подходящих для всех детей, не существует. И даже психологи, работая с детьми, к каждому подбирают свой «ключик», индивидуальный, для того, чтобы можно было работать со страхами. И как быть? Есть несколько общих советов, которые могут помочь ребенку, если это не тяжелый случай. Предлагаю ознакомиться с ними.

Совет 1. Стоп насилие! Заставлять ребенка выступать, принимать участие в любых мероприятиях, если он отказывается категорически нельзя! Ни в коем случае не применяйте шантаж: «Если ты не выступишь, то …» или же «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю...» В данном случае, особенно если это будет в жизни ребенка впервые лучше дать ребенку возможность понаблюдать за своими друзьями со стороны или принять участие в коллективных мероприятиях, обязательно объясните ему, что в таком страхе и волнении нет ничего страшного и в следующий раз он обязательно справится.

Совет 2. Будьте рядом. Каждый раз, а особенно впервые, присутствуйте на выступлении своего ребенка. Поверьте, он это делает для вас: и выступает, и глазами изо всех сил ищет для того, чтобы ощутить вашу поддержку. Ваше присутствие дает ему ощущение уверенности и безопасности, видя вас, он понимает, что у него обязательно все получится.

Совет 3. Если ваш малыш робкий и стеснительный, то ему можно помочь стать более уверенным, устраивая домашние концерты и представления. Дедушки, бабушки, братья и сестры пусть побудут первыми зрителями, своими аплодисментами и словами поддержки вы поможете ребенку приобрести уверенность в своих силах.

Совет 4. Донесите до своего ребенка, что волнение накануне выступления или ответственного мероприятия – вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно избавиться от этого: нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед выходом на сцену или спортивный ринг. Еще может помочь такая методика: пусть ребенок представляет не полный зал неизвестных ему людей перед собой, а вас – маму и папу, для которых он будет петь или танцевать. Если позволяет ситуация – можно и глаза закрыть.

Совет 5. Помогите ребенку правильно настроиться на успех . Слова поддержки, такие как «ты справишься», «ты умница», «я всегда помогу» и в таком же духе помогут ребенку справиться с волнением.

Совет 6. Иногда ребенок может испытывать страх из-за того, что его выступление не понравится зрителю. Очень важно донести до ребенка, что знать текст песни или танцевальные па – это замечательно, но нужно уметь себя подать, расположить аудиторию. А для этого можно использовать улыбку, легкие жесты руками при декламации и так далее. Главное – открыться зрителю и тогда в ответ обязательно услышишь бурные аплодисменты.

Совет 7. Хвалите. Не скупитесь на слова похвалы, но сразу оговорюсь: по делу. Просто так захваливать не стоит. Но и ругать, если что-то пошло не так тоже не нужно.

Страх перед публичными выступлениями, соревнованиями, ответственными контрольными пройдет – это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

Наше желание уберечь и защитить своего малыша, вполне обосновано и естественно, как для родителя. Мы хотим создать для него такую обстановку, чтобы ему было комфортно, не страшно, уютно. Однако, желая этого, часто совершаем ошибки, если малыш что-то делает не так. Например, плохо прочел стихотворение, забыл движения танца или проиграл на соревнованиях… Мы огорчаемся, словно это наш проигрыш, испытываем отрицательные эмоции, забывая, что ребенок все это чувствует, но понимает по-своему. Проводя разбор полетов после неудачи, вместо слов поддержки ребенок слышит, что родители разочаровались в нем. И дальше, вместо стремления к победе он будет стремиться не совершить очередную ошибку, тем самым еще больше углубляясь в свой страх.

Именно поэтому, дорогие мамы и папы, если ваш ребенок испытывает такой страх – запомните, что ругать и отчитывать за неудачу его нельзя. Слова поддержки, совместный анализ допущенных ошибок, участие в жизни ребенка – вот залог его будущих удач и побед!

Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? В кабинете преподавателя отлично играет на скрипке, а когда выходит на сцену - так переживает, что забывает ноты? Не решается принять участие в спортивных соревнованиях? Отказывается декламировать стихи? На самом деле, научить малыша быть с аудиторией «на ты» легко. Нужно только знать, как.

Высокая планка
«В первую очередь необходимо установить причину страха - почему так происходит? - говорит детский и подростковый психотерапевт, семейный психолог, директор центра развития и лечения детей «Клякса» Оксана Суржина . - Обычно боязнь публичных выступлений встречается у детей, чьи родители (также это могут быть бабушки, дедушки или, к примеру, няня - в общем, ближайшее окружение) сверхтребовательны. То есть они все время ждут от крохи достижений, а он боится не оправдать их ожиданий».
Ребенок может опасаться и осуждения сверстников, особенно в школьные годы. Почему? Просто малыш не уверен в себе. И этот момент также «идет» из семьи, считает специалист.
«Взрослые должны перестать мотивировать свое чадо на успех. Ребенка нужно принимать таким, какой он есть, - советует Оксана Федоровна. - Любить не за что-то, а просто так. Это ключ к решению многих психологических проблем».
Боремся вместе
Итак, вы снизили планку своих ожиданий. Это уже полдела. А вот еще несколько практических советов, которые должны помочь малышу побороть страх перед аудиторией. Но учтите, это не универсальные «рецепты» (их просто не существует, ведь каждый ребенок индивидуален).
Совет № 1. Не заставляйте. Принуждать ребенка выступать, если он не хочет, категорически нельзя. И уж тем более неприемлемо применять шантаж, вроде: «Если ты не сделаешь это, то…» или «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю...» Лучше дать крохе возможность понаблюдать за ходом мероприятия со стороны или принять участие в коллективных состязаниях. При этом объясните, что ничего страшного не произошло и в следующий раз он обязательно справится.
Совет № 2. Будьте рядом. Присутствуйте на выступлениях своего ребенка (особенно это касается первого раза). Это даст ему ощущение уверенности в себе и безопасности. Так у него обязательно все получится.
Совет № 3. Не накручивайте. Не нужно возводить событие в ранг чего-то особо важного, давать валерьянку «для успокоения» и так далее. Наоборот, скажите, что это обычное дело. Накануне старайтесь не обсуждать предстоящее, лучше говорите на отвлеченные темы.
Совет № 4. Репетируйте. Положительную роль играет опыт, ведь умение выступать на публике - это навык, которым можно овладеть. Так что чем чаще малыш выступает, тем лучше. Отличный вариант - устраивать домашние концерты и представления. Пусть первыми зрителями станут близкие люди, которые своими аплодисментами и словами поддержки помогут ребенку приобрести уверенность в своих силах. Если и здесь он начнет стесняться - используйте кукол: за ширмой, от лица зверушки будет говорить намного проще.
Совет № 5. Объясняйте. Донесите до своего чада, что волнение накануне ответственного мероприятия - вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно с ним справиться с помощью дыхательных упражнений.
Совет № 6. Поддерживайте. Не ругайте за неудачи. Помните: только слова поддержки и совместный анализ допущенных ошибок - залог его будущих побед!
Совет № 7. Повышайте самооценку. Тревожным деткам обязательно нужно повышать самооценку. В этом вам поможет обсуждение их увлечений, интересов и талантов.
В конце концов страх перед публичными выступлениями у малыша обязательно пройдет - это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

Звезды и боязнь сцены. Такое возможно?

Барбара Стрейзанд так переживала перед первым выходом на большую сцену (в 1967 году актриса должна была выступить перед 135 тысячами зрителей на бесплатном концерте в Центральном парке в Нью-Йорке), что забыла слова всех трех песен, которые собиралась исполнить. В итоге будущая знаменитость надолго забросила публичные выступления и в следующий раз взяла в руки микрофон лишь в 1993 году.

Американская актриса, певица и модель Аманда Сейфрид в одном из интервью как-то призналась, что раньше нервничала при одной только мысли о том, что ей нужно будет подняться на сцену. Вместе с тем девушка всегда хотела быть «слугой Мельпомены». И в прошлом году ее мечта сбылась - Аманда исполнила роль в постановке The Way We Get By. «Не бегите от своих страхов, боритесь с ними!» - прокомментировала звезда свой смелый поступок.

А вот красотка Меган Фокс , наверняка знакомая зрителям по фильму «Трансформеры», свою фобию пока не преодолела. По этой причине актриса и не играет в театре. «Нужно быть очень смелым и бесстрашным человеком, а я невротик! Я бы не пережила целую постановку. Если ты все испортил, то ты испортил и выступление других актеров, и нет возможности сделать еще один дубль! Это невероятно страшно!» - считает девушка.

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Застенчивость – милое качество, мешающее жить его обладателю. Излишне застенчивый человек теряет дар речи в нужный момент, не может защитить свои позиции, боится публичных выступлений и предпочитает оставаться в тени. Учимся преодолевать застенчивость.

Застенчивость часто мешает людям жить, перекрывая собой все сильные стороны характера. «Бабочки в животе» способны не только провалить первое свидание, но и выставить вас бездарностью на .

Поэтому нужно бороться со своей стеснительностью, развивать чувство уверенности в себе (см. « »). Ведь одними телефонными звонками многих проблем не решить.

Преодолеваем страх публичных выступлений

Та неловкость, которую вы ощущаете, стоя перед аудиторией и читая доклад или защищая свой проект, рождена вашей неуверенностью в своих силах. Вы склонны контролировать каждое свое слово и действие.

У вас нет такого, чтобы речь лилась рекой, поэтому как только вы спотыкаетесь на трудном слове или вас прерывают вопросом, вы начинаете краснеть, бледнеть и в итоге комкаете конец выступления.

Вы можете разработать отличную презентацию, подобрать раздаточный материал, но все это пойдет насмарку, если вы вдруг поймаете на себе живой взгляд из аудитории. Ваша речь станет запутанной, в животе предательски забурчит, и столь блестящее выступление будет завалено. Как этого избежать?

Первым делом признайтесь сами себе, что вы стесняетесь выступать на публике. Осознание того, что проблема существует – первый и главный шаг на пути к ее решению.

Всегда помните, что вы выступаете не перед королевой Великобритании, а перед своими коллегами – такими же людьми, как и вы. Никто не собирается насмехаться над вами или наказывать за мелкие недочеты.

Вместо того чтобы «накручивать» себя, вспоминая промах (например, на ошибке произношения), обратите свой взгляд на аудиторию. Найдите человека, к которому вы испытываете теплые дружеские отношения, и рассказывайте свой доклад именно ему до того момента, пока не почувствуете, что способны контролировать себя.

Обязательно перед презентацией посидите пять минут в тишине, сделайте дыхательную гимнастику, напитайтесь положительными эмоциями. Не стоит употреблять перед важным выступлением какие-либо энергетики, чтобы не перегружать нервную систему.

Чтобы максимально подготовиться к диалогу с аудиторией, прорепетируйте свое выступление дома перед зеркалом. Не менее пяти раз проговорите весь текст, уделяя внимание трудным местам. Постарайтесь продумать вопросы, которые вам могут задать после презентации, и найдите на них ответы.

Когда будете уверены в себе, проговорите важную презентацию еще и перед близкими. Только они должны быть настроены дружелюбно и не смеяться над вами, если у вас получается не все. Уже потом, на презентации, вы можете вспомнить свою речь перед родителями, это немного вас успокоит.

И помните, что главным условием успешного выступления является близость темы вашим интересам. Только занимаясь любимым делом, вы способны обрести уверенность в себе и своих силах.

Учимся разговаривать с людьми

Если для вас неловкость это норма даже в обычном повседневном общении с людьми, если вы боитесь совершать деловые звонки, то попробуйте использовать следующие способы преодоления стеснительности (см. « »):

Звоните по объявлениям. Необязательно что-то покупать, просто проявите интерес и задайте пару вопросов. Перед каждым важным звонком позвоните другу, напитайтесь положительными эмоциями, а затем сразу же звоните по делам.

Чтобы не боятся посторонних людей, начните с ними общаться. Спрашивайте дорогу на улице, говорите «Добрый день!» и «Спасибо!» в магазинах, уточняйте маршрут, по которому едет автобус.

Общайтесь с детьми, они самые непосредственные существа во Вселенной, их точно не стоит стесняться.

Зарегистрируйтесь на нескольких форумах и активно участвуйте в дискуссиях, выражайте собственное мнение, даже если оно абсолютно противоположно с мнением большинства, старайтесь приводить аргументированные доводы в спорах. Обязательно хвалите себя и делайте себе подарки, если вы успешно вышли из .

И, наконец, самое главное, – верьте в свои скрытые силы, ведь талантом не обделен никто из нас. Вера в тот факт, что вы готовы горы свернуть, преображает ваше отношение к миру, делает его не таким агрессивным.

Это своеобразные «розовые очки», которые следует надевать перед важными делами. И помните, что изначально каждый человек относится к окружающим с доброжелательностью, так что вам нечего смущаться или, тем более, опасаться.



Публикации по теме