Статьи по дошкольному воспитанию. Журнал дошкольная педагогика

Дошкольное детство – уникальный возрастной период.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.

Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.

Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Например, если мы разделим квадрат на части и расположим их по-другому, площадь новой фигуры будет равна площади квадрата. Говоря о русском языке, важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.

Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если мы сравним обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то обнаружим различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.

Умственных способностей и мотивации все же не достаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.

Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета.

Сайт в Интернете:

Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения рав­ного стартового уровня детей при поступлении в школу и повы­шение доступности образования. Предшкольной образование должно «представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошколь­ного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед по­ступлением в школу».

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образова­нию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внима­ние уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего об­разования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объеди­нении усилий дошкольных образовательных учреждений и се­мьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.

Основной целью введения предшкольного образования яв­ляется создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Вырав­нивание уровня развития, интеллектуальной и психологиче­ской готовности детей к поступлению в начальную школу - это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.

Вторая, не менее важная цель предшкольного образования - это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоя­тельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, науч­но обоснованные, психологически безупречные организация и со­держание предшкольного образования позволят перейти от дуб­лирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обес­печивают успешный переход к обучению в школе.

В-третьих, введение предшкольного образования, осо­бенно для «домашних» детей, позволит своевременно вы­явить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким об­разом, способствовать сохранению их психического и физи­ческого здоровья.

Особенность модели дошкольного образования заключается в вариа­тивности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.

В качестве основной образовательной программы пред­школьного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» («Вентана-Граф», 2007), которая успешно внедряется в ряде регио­нов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом пре­имуществ:

    по целям - развитие тех качеств ребенка, которые опре­деляют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;

    по форме - опора на основной вид деятельности ребен­ка 6-7-летнего возраста - игру;

-по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивиду­альности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуаль­ное, личностно-ориентированное развитие.

Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.

Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработан­ные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», проявляю твор­чество, вношу новые элементы знаний, применяю другие сред­ства обучения, но пособия данного УМК остаются ос­новными и ведущими.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых бу­дет способствовать более эффективному достижению постав­ленных целей, а также созданию благополучного эмоциональ­но-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:

    Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию по­ложительной учебной мотивации ребенка- отношения к учеб­ной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.

    Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усво­ения тех знаний и умений, которые будут формироваться в шко­ле. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смыс­ла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут по­ложительно повлиять на развитие мыслительных операций, ре­чи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние за­дания, контрольные работы и пр.).

    Учитывая, что ведущей деятельностью это­го периода развития ребенка является игровая, и поэтому имен­но игра стала приоритетной формой организации и ме­тодом обучения.

    Следует создать условия для возможно более разнообразно­го учебного и внеучебного общения детей. Потребность к обще­нию со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих комму­никативных умений, необходимых для обучения в школе.

    Изучаю индивидуальные особенности каж­дого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

Методическое обеспечение.

    Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).

    Полное методическое обеспечение к программе «Пред­школьная пора»:

* Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?

    Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.

    Виноградова Н.Ф . Рассказы-загадки о природе.

    Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.

    Журова Л.Е., Кузнецова М.И . Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.

* Златополъский Д. С. Удивительные превращения.

    Козлова С.А . Я и мои друзья.

    Козлова С.А . Я хочу в школу.

    Куликова Т.А. Что, где, почему?

    Куликова Т.А . Я и моя семья.

    Салмина Н.Г . Учимся думать.

    Салмина Н.Г., Глебова А. О . Учимся рисовать.

При подготовке конкретного занятия я старюсь:

    оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

    предусмотреть разные организационные формы прове­дения занятий (парная, групповая, коллективная), а также ин­дивидуальную работу каждого ребенка;

    учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

    предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игро­вой деятельности.

В УМК «Предшколъная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на из­вестное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат разви­тие предпосылок ведущей для младшего школьника деятель­ности - учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольни­ков в игре и предупредит возможность превращения процес­са обучения на ступени предшкольного образования в вари­ант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программно­го материала.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

****

Литература:

Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

« Дошкольная педагогика» Козлова С.А., Куликова Т.А.
Издательство: Академия 2000 год

Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте , приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое - подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе - развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

    1. Выражает ли ребенок желание учиться?

    2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?

    3. Хочется ли ребенку узнавать новое?

    4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию , допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» - нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей , их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает - попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении , иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они - оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

запирать его одного в комнате;

пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

бить (по лицу, рукам);

пугать волком, собакой и другими животными;

переставать разговаривать с ребенком;

заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста , нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества. И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей - это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного - Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, - поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, - нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

не закрывать двери в детскую слишком плотно;

оставлять на ночь горящий ночник;

походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема

«КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Учитель-дефектолог: Ушакова Наталия

Владимировна

КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, не системный характер: в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, 7 каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой . Напомним, впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), обозначившей четыре основных принципа: - гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; - развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; - дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; - деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада. Эти принципы, в основе своей, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, и могут быть основополагающими для оценки качества современного дошкольного образования. В середине 90-х годов XX века Министерством образования РФ был предложен временный стандарт дошкольного образования (приказ МО РФ от 22.08.96, № 448), в котором были сформулированы основные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. Обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению воспитательно- образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру 8 взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде ДОУ. После почти десятилетней экспериментальной апробации в процессе государственной аттестации дошкольных учреждений, данный стандарт так и не был принят официально. Во второй половине 90-х годов XX века в русле различных теорий управления активизируется разработка подходов к вопросам управления качеством дошкольного образования как на уровне дошкольного образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. В это время исследователями проблем дошкольного образования (Л.Л. Иванова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.) выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых, в первую очередь, зависит его качество: финансирование ДОУ, содержание дошкольного образования (особенно подчеркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования между дошкольным и начальным общим образованием, актуальность коррекционного образования дошкольников), кадровое обеспечение ступени дошкольного образования, формирование предметно-развивающей среды детского сада, педагогическая культура коллектива как условие достижения качества образования, положительная мотивация детей и их родителей, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др. Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл. Это, в свою очередь, уже находит свое отражение в изменениях организационно-структурного, нормативно- правового и педагогического характера. Для последних значительную актуальность приобретают вопросы разработки измерительных процедур и экспертного оценивания качества организации образовательного процесса и качества его результатов. 9 Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества. Для определения понятия «качество дошкольного образования» необходимо было первоначально определить сами понятия «качество», «образование», «качество образования». В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Так, если в «Педагогической энциклопедии» (1966г.) образование определялось как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков», то в «Российской педагогической энциклопедии» (1999г.) образование определяется уже «как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли. Таким образом, по мнению О.Е. Лебедева (2002г.), образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Т.11. М.: «Советская энциклопедия», 1988. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 3. Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26. 4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655. 5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ 14 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Майер


«Дошкольное воспитание» № 4 — 6 2016 г.

Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.

  1. Показатели и виды доступности дошкольного образования.

Аннотация. В статье рассматриваются индикаторы доступности образования детям младшего (дошкольного) возраста, принятые в практике управления системой образования России.

55 лет НИИ дошкольного воспитания

Их архива ДВ

Ф. Сохин. О задачах развития речи. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1975.№9

Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

У детей двух-трех лет появляются игры, в которых заметно стремление подражать взрослым. Действия людей отражаются схематично, поверхностно. Играя, дети действуют с предметами – игрушками однообразно, подолгу задерживаются на манипулировании. На этой ступени, когда ребенок исследует предмет и посредством ряда повторных действий пытается его опробовать, такие действия закономерны.

Социально коммуникативное развитие

Е. Гусева. «Облака». Эмоциональное развитие дошкольников младшего и среднего возраста.

Цель. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста: знакомство с четырьмя основными эмоциями (радость, грусть, злость, любопытство), их узнавание и понимание.

Познавательное развитие

  1. Н Миронова. «В книгах можно найти объяснение всему, если знать, где искать», или Как с помощью книг ребенок может познавать мир.

Аннотация. В статье речь идет о том, как познакомить ребенка с помощью художественного текста с разнообразием жизни на Земле. Через художественный текст ребенок познает окружающий мир, его многообразие.

  1. И. Иванкова. Кто обитает в живом уголке? Экскурсия в экологическую комнату для детей 5-6 лет.

Цели . Формировать знания о животных. Улучшать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать экологическую грамотность, добрые чувства (эмпатию, сострадание, сопереживание). Развивать коммуникативные способности; умение делать выводы; называть слова в уменьшительно-ласкательной форме. Формировать правильное произношение сложных слов.

  1. Т. Горобец.«О чем рассказывают камни ». Игровая образовательная ситуация для детей 5-8 лет.

Цели : Расширение кругозора; формирование познавательных действий. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах. Знакомство с профессией геолога

Год российского кино

Н. Герасимова. Киностудии: много хороших и разных

Речевое развитие

  1. Л. Тертищева. Театрализованная игра «Непридуманная сказка». Для детей 5-8 лет

Театрализованная игра помогает детям становиться более раскрепощенными, общительными, у них формируются сопереживание, сочувствие, интенсивнее развивается речь.

  1. Н. Солдатова, О. Покровская. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника.

Дошкольное детство – очень важный период человеческой жизни, от его качества зависит не только каким станет человек, но и каким будет все человечество, мир в целом.

  1. О.Коротких. Развиваем творческие способности. Техника работы с пластилином.

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты обучения детей технике работы с пластилином. Как показывает опыт исследования в практике ДОО, это является одним из эффективных средств активизации и развития всех творческих способностей ребенка.

  1. Н. Дунаева, М. Петухова — Левицкая. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр .

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Художественно-творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им разных видов деятельности.

Физическое развитие

К. Борчанинова, В. Бортовская, Н. Еропкина. Как Незримка искал в лесу домашних животных. Физкультурно-игровой досуг.

Физкультурно – игровой досуг — форма работа с детьми, в которой тесно переплетаются особенности досуга и возможности развивающих игр. В Ходе совместного времяпровождения дети, занимаясь развивающими играми, отдыхают, развлекаются, думают и творят, при этом свободно общаются со взрослыми и сверстниками, имеют возможность выбора игр и игрового материала для расширения познавательно-творческих задач.

Ранний возраст

Н. Насибуллина, Л. Колоярская. Приобщаем к искусству. Потешки, загадки, песенки для детей 2-4 лет.

Потешки, русские народные песенки, загадки оказывают большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Предлагаемые произведения, могут быть использованы с первых дней работы с малышами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дошкольники еще не владеют активной речью. Они динамичны, богаты глаголами. Построены на множестве повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению.

Методическая картотека

А. Пронин. «Гонка мечей». В. Исаев «Лапта»

Предметно — пространственная среда

  1. Н. Филюшкина . Физкультурно-игровое оборудование своими руками.
  2. Н. Ямурзина . «Пластиковый мир».

Специалисту детского сада

Т. Федосова. «Три бабочки». Театрализованный досуг для младших школьников.

Театрализованный досуг также может быть использован как представление для родителей, для детей средней и старших групп детского сада.

Профессия – педагог

  1. В. Евдокимова. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ

Актуальность ИКТ в ДОО обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в использовании современных компьютерных программ и мультимедийного оборудования. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов.

  1. Т. Бакулина. Круглый стол как форма взаимодействия с педагогами и родителями

Цель. Актуализовать и поддерживать у воспитателей чувство удовлетворения своей профессией.

Задачи. Способствовать педагогической рефлексии воспитателей, Напомнить им о самоценности детства, способствовать пониманию мировосприятия ребенка. Дать педагогам возможность проявить доброжелательное отношение друг к другу. Поддерживать самооценку воспитателей на высоком уровне, побуждать опираться в работе на свои сильные профессиональные и личностные качества. Профилактика эмоционального выгорания воспитателей.

Научный поиск

А. Закрепина. Интеграция педагогических технологий в медицинскую реабилитацию.

Аннотация. Статья посвящена детям, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ), находящимся на стационарном этапе лечения. В специальной литературе недостаточно исследований, отражающих роль и значимость педагогической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы, а также направленных на изучение психических возможностей и динамики восстановления этих детей в период ранней реабилитации. Показана специфика работы педагога-дефектолога в уникальном опыте междисциплинарной команды отделения реабилитации и восстановительного лечения при нейрохирургическом стационаре.

Готовимся к празднику

Л. Королева. Тула – арсенал и щит России. Праздник, посвященный Дню Победы

Цели. Приобщать к истории родного края, воспитывать доброту, взаимовыручку. Формировать понятия гражданственности, чувство любви к Родине, родному городу на основе ознакомления с историей Отечества. Создать условия для формирования личности будущего гражданина.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова.

Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 №4.

Показатели территориальной доступности дошкольного образования

Познавательное развитие

  1. Л. Сидоркевич. Развитие познавательных способностей детей 5-8 лет (с использованием даров Ф. Фрёбеля)
  • Развитие творчества . Учить детей понимать значение процесса работы с пособиями, развивать у них навыки свободного комбинирования, стимулировать стремление к развитию способностей.
  • Развитие концепции правил и порядка . Приучать дошкольников к порядку (вынимать материалы из ящиков, убирать их обратно).
  • Понимание концепции форм . Пособия помогают понять значение части и целого. Научившись распознавать куб и ромб, дети смогут понять другие формы (как из двух квадратов сложить прямоугольник и т.д.)
  1. Н. Афонина. Для чего человеку нужны глаза и уши? Экспериментирование с детьми 5-8 лет.

Цель. Содействовать развитию умственных и личностных качеств посредством усвоения базовых представлений о строении человеческого тела, принципов функционирования органов чувств.

  1. О. Бобрик, С. Попова. «Лента времени». Мини-музей в детском саду

Важную роль среди факторов, определяющих развитие ребенка, играет природная и культурная среда родного края. Неповторимы природное окружение, достопримечательности, народное творчество. Это позволяет формировать с детских лет представление о малой Родине.

Мини – музей – это возможность для детей и взрослых стать соавторами и создателями экспозиций, способ творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  1. Л. Алибаева. Летательные аппараты . Интегрированная научно-образовательная деятельность для детей 6-8 лет

Задачи. Продолжать учить детей создавать модели из конструктора Лего по собственному замыслу (летательные аппараты). Закреплять умение создавать конструкции из крупного строительного материала, объединенные общей темой (ангар для летательных аппаратов). Определять, какие детали подходят для постройки. Закреплять знания о воздушном транспорте, частях, из которых он состоит. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; располагать изображения геометрических фигур нужного цвета в указанном направлении. Закреплять знания о цифрах. Развивать двигательную активность детей. Поощрять инициативу, активность, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать.

Год российского кино

  1. К. Зурабова, Е. Долгая. Картинки под музыку . О роли музыки и кино
  2. Т. Сусленникова. Кино в детском саду . Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1939. №7

Речевое развитие

  1. З. Гриценко. Реальность и вымысел в «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина. К 185-летию создания
  2. О. Михайлова, Н. Белолаптикова. «Там, на неведомых дорожках…» Праздник по сказкам А.С. Пушкина для детей 4-6 лет

Цели. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина; любовь к книге, чтению.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Н. Шекина, Н. Михеева. Архитектор Н.А. Львов: знакомит с наследием . Проект для детей 6-8 лет

Цель . Знакомство детей с исторической и художественной ценностью зданий, построенных архитектором Н.А. Львовым в Торжке; воспитание бережного отношения к культуре родного края, и его историческому наследию.

  1. От редакции . Н. Герасимова. Человек многих талантов

Физическое развитие

И. Агафонова, Н. Князева, Е. Цветкова, И. Семёнова, С. Вахрина. Взаимодействие старших дошкольников в паре и в группе на занятиях по физическому развитию

В статье авторы, во-первых отвечают на вопрос, приносит ли ФГОС ДО что-либо новое в понимание и реализацию принципа интеграции в образовательную деятельность ДОО; во – вторых, знакомит с опытом интеграции двух образовательных областей – «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»; в – третьих, определяют основные компоненты развития у дошкольников умения взаимодействовать в паре и в группе сверстников.

Взаимодействие с семьей

  1. О. Зверева. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей

Аннотация. В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольников. Дается характеристика термина «взаимодействие» педагогов с родителями, отличие его от просвещения, освещаются направления вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО в соответствии со Стандартом дошкольного образования.

  1. Н. Антоненко, Н. Бирюкова, М. Жиличкина. «Этот удивительный мир» . Викторина для детей и родителей

Задачи. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Дать родителям информацию для содержательного обучения детей. Сплотить коллектив родителей.

Коррекционная работа

  1. Е. Гавришова, О. Берёзка, С. Звягинцева, В. Миленко. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе

Использование квестов в образовательной деятельности детей в коррекционной группе помогает часть сложной работы по устранению проблем недоразвития речи превратить в увлекательную игру. Это возможность комплексно решать задачи социального, речевого, познавательного, художественного и физического развития воспитанников, эффективно выравнивать их речевое и психологическое развитие.

  1. М.Браткова. Коррекционно-педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания

В статье раскрываются особенности детей с умственной отсталостью осложненной формы (расстройства аутистического спектра – РАС); рассматриваются рекомендации по проведению коррекционно – педагогических занятий с детьми; представлен вариант занятия с ребенком со сложной структурой нарушения.

Специалисту детского сада

Е.Антипина. «Старуха, дверь закрой!». Шуточная сценка для детей 6-8 лет по одноименному произведению С.Я.Маршака

Профессия – педагог

С. Потапенко. Использование сайта ДОО в речевом развитии дошкольников.

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования готовности родителей дошкольников, получающих логопедическую поддержку в дошкольной организации, к взаимодействию со специалистами ДОО через веб-сайт учреждения. Приводятся положительные примеры размещения информации по формированию звуковой культуры речи на конкретных сайтах.

Методическая картотека

  1. Г. Трунова, Т. Шапошник.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем. В процессе обучения детей одна из значимых задач – научить их ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, в тетради, на фланеграфе, поверхности стола, магнитной доске). См. продолжение в журнале ДВ 2016г.№6

  1. Подвижные игры народов России. И. Моськова «Пастух и стадо». Русская народная игра. Возраст детей 6-7 лет

Цели. Совершенствовать технику выполнения основных движений: перепрыгивание через скамейку разными способами (на двух ногах, на одной правой или на одной левой). Воспитывать выдержку, самоконтроль, дисциплинированность. Развивать умение ориентироваться в пространстве, совершенствовать координационное чувство, внимание.

История российского образования

  1. В.Щипин. «Акела дошкольного дела»: жизнь и деятельность Анны Васильевны Суровцевой.
  2. Из архива ДВ . А.Суровцева. О воспитании воли. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1944. № 8-9

Мастер – класс

Т.Попова, Т.Гризик. Лебедь.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования

Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 № 4,5

Показатели экономической доступности дошкольного образования

Программы и технологии

Е. Коротаева. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника

Аннотация. В статье раскрыта актуальность разработанной регионально ориентированной программы «Грани Урала» для системы дошкольного образования. Обозначены характеристики (наличие краеведческого материала, активная позиция детей, социальная включенность в жизнь региона и др.) и примеры познавательных маршрутов для детей как деятельностной основы регионально ориентированной программы. Обоснована взаимосвязь познавательных маршрутов с процессом позитивной социализации дошкольников в формате регионально ориентированной программы.

Познавательное развитие

  1. С. Кожокарь. «Играющий в прятки». Как комнатные растения получили свои бытовые названия.

Аннотация. В статье представлен оригинальный подход к ознакомлению дошкольников с бытовыми названиями комнатных растений.

  1. Н. Королева. Почему надо любить своё собственное платье? Занятия по сказке В. Степанова «Бабочка – капустница» для детей 4-5 лет

Цели. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к художественному произведению. Расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи. Способствовать образному восприятию действительности средствами художественного слова, правильной оценке поступков героев. Пробуждать интерес к миру природы. Развивать чувство ритма, побуждать к двигательной активности.

  1. Н. Петрова, Е. Стрельцова. Камень и глина. Экспериментальная деятельность с детьми 4-5 лет.

Цель. Выявить свойства глины и камня.

Задачи . Познакомить с вариантами использования камня и глины. Развить мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.

  1. Т. Демина. Лучики для солнышка. Математическое развитие детей 3-4 лет

Предлагаемое занятие состоит из четырех частей – игровых ситуаций, объединенных общей темой «Весну провожаем, лето встречаем». Каждая ситуации предполагает постановку образовательно- игровых, обеспечивается игровым материалом, у нее есть название, сюжет, его развитие и развязка.

Задачи. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Формировать умение группировать геометрические фигуры по форме, по форме и цвету. Закрепить представления о сезонных явлениях. Обогатить словарь детей. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь.

Год российского кино

О. Клейменова. «Союзмультфильму» — 80 лет!

Речевое развитие

  1. Л. Зиман. Знакомые персонажи в незнакомых обстоятельствах. О сказках современной английской писательницы Джулии Дональдсон
  2. Г. Иванова. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций.

Расширить границы опыта по восприятию мира, усвоить нормы и культурные традиции своего народа, познакомиться с его природным и духовным богатством дети могут, слушая сказки.

Физическое развитие

  1. С. Коломыченко, С. Ермакова. Обогащение двигательного опыта дошкольников в играх со скакалками.

В статье раскрываются возможности обогащения двигательного опыта детей, повышения их активности при использовании разнообразных игр со скакалками.

  1. А. Одинцова, А. Астапенко. Военно-патриотическая игра «Зарница». Старший дошкольный возраст.

Цели . Воспитывать чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Способствовать развитию воли, смелости, находчивости, выносливости.

Задачи. Закреплять умения и навыки в ориентировании на местности. Прививать практические умения (изготовление атрибутов для игр, оказание первой медицинской помощи)

Взаимодействие с семьей

  1. С. Емченко. Дошкольник… и технические устройства . Информационно — просветительская работа с родителями.
  2. Е. Бычкова. «Я – взрослый, ты – ребенок». Досуг для детей и родителей.

Цели. Помочь детям открыть для себя мир взрослых, а взрослым — лучше понять мир современного ребенка.

Коррекционная работа

М. Браткова. Коррекционно — педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания.

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития интеллектуальной активности детей раннего возраста в процессе игровой самостоятельной деятельности.

Методическая картотека

Г. Трунова, Т. Шапошник. Развитие пространственной ориентировки

Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание.2016 №5

Предметно-пространственная среда

  1. Н. Афонина. « Devar Kids »: как оживают рисунки

Приложение Devar Kids , в котором с помощью технологии дополненной реальности можно создать свой мультфильм! Раскрасить персонажа так, как хочется именно тебе! Оживить свою картинку!

  1. А. Семизорова., Л. Минина. Модульные конструкции . Развиваем игровую деятельность
  2. Г. Леонова, О. Симонова. Экологическая тропа

Экологическая тропа ДОО – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящий через различные природные объекты, на котором дошкольники получают информацию.

  1. С. Сергуткина. «Мы играем и танцуем». Игра

Цели. Способствовать развитию музыкальной памяти, координации слухового восприятия и двигательной активности.

Профессия – педагог

Н. Ежкова. Проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

Готовимся к празднику

Предлагаем вашему вниманию несколько досугов разной направленности: двигательной, спортивной, театрализованной, познавательной.

  1. С. Корчажинская. Досуг «Короб смеха»
  2. Е. Русакова. День смеха
  3. Т. Суборова. По следам Золушки . Досуг для детей 5-8 лет
  4. И. Елманова, Н. Андриевская. Путешествие в Королевство шашек . Досуг для детей 6-8 лет

Мастер – класс

Чудесные превращения. Т. Попова, Т. Гризик. Земляника. Делаем землянику своими руками.

Подготовила педагог-библиотекарь Чекмасова В.И.

Журнал "Дошкольное воспитание". Каталог статей за 2000 г.

В Министерстве образования Российской Федерации

Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. - С. 4.

Арапова-Пискарева Н.О Федеральном перечне учебных пособий до дошкольному об­разованию на 2000/2001 учебный год//№8.с.8.

Болотов В. Информационное письмо «О каталоге-справочнике «Дошкольное образова­ние в России» // № 6. - С. 158.

Всероссийское совещание по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования» // № 5. - С. 149.

Ерофеева Т. Образовательая работа до­школьных учреждений в условиях полипро­граммности и вариативности // № 7. - С. 78.

Инструктивно-методичекое письмо «О гигие­нических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организован­ных формах обучения // № 5. - С. 145.

Оверчук Т. Информация // № 4. - С. 2.

О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы // № 10. - С. 32.

Программа развития новых форм российско­го дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // № 7. - С. 73.

Соловьева Е. Информационное сообщение о координационном совещании // № 2. - С. 2.

Стерки на Р. Планы на 2000-й // № 1. -С. 4.

К 55-летию Великой Победы

Великая Победа // № 5. - С. 2. Степанов В. Стихи к Дню Победы // № 5. - С. 9.

Токмакова И. Неувядаемая дата // № 5. - С. 4.

Федоренко П. «Почему ты шинель бере­жешь?..» // № 5. - С. 6.

РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Аксенова З. Если б у меня были деньги // № 5. - С. 89.

Аксенова Н. Повышение уровня двига­тельной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях/№ 6.с. 37

Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // № 1. - С. 6.

Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные // № 7. - С. 38.

Быкова Н. Вот как мы умеем // № 5. - С. 51.

Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим... о природе // № 7. - С. 8.

Веселова Е. Поход в Архангельское // № 5. - С. 55.

Видра Диана. Он всегда ко мне возвращает­ся... // № 1. - С. 11.

Волобуева Л. Украсить педагогический процесс // № 10. - С. 66.
В царстве орнитологии // № 7. - С. 21.

Габова М. Знакомство детей с геометричес­кими фигурами // № 9. - С. 2.

Гаранина Н., Гордеева Н. Сразу при­влекли внимание // № 10. - С. 67.

Русакова М. Гостей надо принимать умею­чи // № 1. - С. 17;
Подарки для мамы // № 2. - С. 25;
Игрушки-скульптуры // № 5. - С. 58;
Поделки из поролона // № 12. - С. 19.

Дмитрусева Г. Рисуем маслом // № 11. - С. 2.

Доскин В., Печора К. Рисунки детей. Психологичекий анализ // № 12. - С. 15.

Иванова В. Выбор профессии по обстоя­тельствам тоже может быть счастливым // № 6. - С. 64.

Ильчук Н. Несправедливо забытая «Елка» // № 5. - С. 25;
Книга в подарок // № 10. - С. 23.

Кабанова Э., Соловова Л. Здоровье без лекарств // № 7. - С. 24.

Карельская Е. «Веселые прописи» // № 2. - С. 17; № 4. - С. 61; № 8. - С. 28.

Костю к И. Гармоническая атмосфера Монтессори. Лечебное воздействие // № 11. - С. 47.

Куцакова Л. Ванька-Встанька // № 1. - С. 21.;
Аппликации из конфетти и серпантина // № 2. - С. 28;
Для будущих архитекторов // № 8. - С. 24;
Подушки под ушки // № 10. - С. 20.

Леонова Е., Тетенькина Е. «Сложи узор» // № 4. - С. 16.

Любина Г. Разговор как психотерапевтичес­кое средство // № 3. - С. 80; О формах и организации работы по развитию речи // № 11. - С. 49.

Медведева Л. А мы ходили в гости! // № 5. - С. 124.

Мирясова В. Лесной пожар // № 7. - С. 51.

Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования // № 6. - С. 48.

Михайленко Л., Романова Л. Оригамские сказки // № 3. - С. 103.

Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражне­ния // № 10. - С. 42.

Козлова С. Чему и как мы учим студентов // № 3. - С. 23; Новый предмет в учебном плане // № 3. - С. 35.

Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // № 3. - С. 46.

Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования // № 3. - С. 40.

Курочкина И. Дошкольники и этикет // № 3. - С. 54.

Нисканен Л. Им работать в XXI веке // № 3. - С. 18.

Реуцкая Н. О новых подходах к подготовке управленческих кадров // № 3. - С. 27.

Рылеева Е. Осваиваем технологию социаль­ного развития дошкольников // № 3. - С. 37.

Рябов В. Университету - быть! // № 3. - С. 11.

Савка Л. Дети и взрослые в мире современ­ных игрушек // № 3. - С. 74.

Федотова С. Слово аспирантам // № 3. - С. 62.

Широкова Г. Дошкольное образование в Москве в XX столетии и на рубеже XX-XXI веков // № 3. - С. 13.

Работаем по программе «Радуга»

Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // № 1. - С. 38; № 2. - С. 40; № 3. - С. 78.

Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми пяти-шести лет // № 1.- С. 34; № 2. - С. 38; № 4. - С. 8;
с детьми 6-7 лет // № 5. - С. 10; № 6. - С. 2; № 7. -С. 64; № 8. - С. 36; № 9. - С. 58; № 10. -С. 34; № 11. - С. 15; № 12. - С. 2.

Соловьева Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2 - 4,5 года) // № 8. - С. 38; № 9. - С. 61; № 10. - С. 38; № 11. - С. 20; № 12. - С. 5.

Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования

Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // № 3. - С. 108.

Ихсанова С. «Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта // № 4. С. 69.

Карельская Е. Использование символов в работе над звуками // № 1. - С. 23.

Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // № 8. - С. 60.

Сергеева Т. Логопедические сказки-по­мощницы // № 10. - С. 54; № п. - С. 35.

Щеповских Е. Развитие мелкой моторики // № 5. - С. 61.

Детский сад и семья

Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // № 1. - С. 48; О вос-питании // № 6. - С. 60.

Ашикова С. Школа от рождения // № 8. - С. 18.

Гербова В. Музей книги // № 4. - С. 51.

Гончарова Н., Смирнова И. Семью семь // № 4. - С. 48.

Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // № 6. - С. 54.

Гриценко 3. «Положи свое сердце у чтения» // № 4. - С. 41; № 5. - С. 65.

Данилина Т. Современные проблемы взаи­модействия дошкольного учреждения с семьей // № 1. - С. 41; № 2. - С. 44.

Доронова Т. О взаимодействии дошколь­ного образовательного учреждения с семьей // № 3. - С. 87;
Защита прав и достоинств маленького ребенка // № 9. - С. 64.

Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития // № 8. - С. 11.

Любина Г. Как учить стихи... играючи // № 1. - С. 56.

Михайлова А. Перечитаем заново // № 5. - С. 74.

Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // № 11. - С. 53.

Павлова Л. Большие заботы о самых маленьких // № 12. - С. 30.

Радченко Р., Занина Т. Гуманитарный центр «Театр» // № 1. - С. 51.

Фигдор Гельмут. История Саши и Симона // № 2. - С. 50.

Чуканова 3. «Дайте, пожалуйста...» // № 2. - С. 64.

Юртайкин В., Жиянова П. Семейный педагог... Каковы его функции? // № 3. - С. 91.

В помощь старшим воспитателям и заведующим

Орлик Н. Тематический контроль в детском саду // № 1. - С. 59.

В помощь детскому практическому психологу

Шаграева О. Родительский университет: изучаем психологию семьи // № 3. - С. 57.

Прочитайте детям

Николаева Т. Невыдуманные истории // № 2. - С. 100; Родная природа // № 7. - С. 54.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // № 12. - С. 60.

БелошистаяА. Дошкольный возраст: фор­мирование и развитие математических способ­ностей // № 2. - с. 69.

Давидчук А. Разновозрастная группа: планы-конспекты занятий по развитию элемен­тарных математических представлений у детей 3-5 лет // № 4. - С. 78;
Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений // № 8. - С. 69.

Комарова Т. Е. И. Чарушин: замечатель­ный художник и писатель // № 7. - С. 90.

Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // № 1. - С. 64;
Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на заня­тиях // № 4. - С. 93.

Куликова Т. Учите детей трудиться! // № 7. - С. 101.

К юбилею академика Поддьякова // № 2. - С. 83.

Павлова Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина // № 7. - С. 82.

Парамонова Л. Творческое конструирова­ние: психологические и педагогические основы его формирования // № 11. - С. 58.

Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // № 7. - С. 98.

Поддьяков Н. Доминирование процессов интеграции - закон развития детей дошколь­ного возраста // № 1. - С. 73.

Поздравляем юбиляра // № 6. - С. 102.

Смирнова Е. Возраст нераскрытых резе­рвов // № 5. - С. 80.

Сорокова М. Монтессори-педагогика: во­просы теории и методики // № 10. - С. 70; № 12. - С. 48.

Токмакова И. Может, нуль не виноват? // № 2. - С. 79; № 4. - С. 86.

Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему // № 6. - С. 92; № 9. - С. 68.

Цветтлер-Отте С. Пиноккио - от дере­вянного сорванца к живому ребенку // № 3. - С. 112.

Шатова А. Вне творческого труда нет созидания // N° 7. - С. 95.

В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

Агарева Е. «Ведь это счастье писать для детей» // № 1. - С. 79.

Александрова Е. Мороз Иванович // № 11. - С. 81.

Василькова Н. Владимир Приходько: «Вот когда я взрослым стану» // № 7. - С. 107.

Дмитриева Г., Рыбалова И. Примерные конспекты занятий по произведениям Пушкина // № 2. - С. 109;
Конспекты занятий по произведениям А. С. Пушкина // № 6. - С. 87.

Добрынина Н. Первый в жизни музей // № 6. - С. 73.

Комарова Т. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка»: занятие по рисованию // № 1. - С. 86.

Лучше лета приятеля нету // № 7. - С. 110.

Приходько В. Любит... и все // № 8. - С. 80;
Есенин в окружении детворы // № 9. - С. 77;
Он любил слово «блеск» // № 10. - С. 79;
Магия Чарской // № 12. - С. 77.

Рождественская Н. Красный камешек. Ах, сколько на свете детей! // N° 8. - С. 83;
И. Бунин: времена года. С волшебной птицей поэзии // № 10. - С. 85;
Литературный утренник. На край света // № 12. - С. 86;
Разыгрываем сказку. Царевна Льдинка // № 12. - С. 87.

Светлов А. Край любимый! // № 9. - С. 82.

Светлова Г. Уральских сказок мастер // № 4. - С. 103;
Поэт и его дети // № 6. - С. 78.

Степанов К. Пушкин: истоки творчества // № 2. - С. 105.

Токмакова И. Самое прекрасное из ис­кусств // № 3. - С. 119;
Поиграйте с ребятами в сказку! // № 5. - С. 111;
Слово к взрослому читателю // № 11. - С. 65;
Здравствуй, зимуш­ка-зима//№ 11. - С. 71.

Чарская Лидия. Что было девять лет назад. Отрывок из повести «Сибирочка» // № 12. - С. 84.

ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ

Антонова А., Найбауэр А. Самостоя­тельная работа студентов на учебных занятиях по этикету // № 12. - С. 98.

Афонькина Ю. Первые шаги в мире психологии // № 9. - С. 88;
Детская практическая психология: стратегия построе­ния семинарских и лабораторных занятий // № 11. - С. 94.

Козлова С, Кожокарь С. «Хочу быть... дворником, нет, лучше изобретателем!» // № 10. - С. 103.

Кондратенко Н. От чувств к знанию // № 4. - С. НО.

Латышева Н. Факультет переподготовки и повышения квалификации // № 5. - С. 90.

Л ютов а Т. Приглашаем к разговору // № 12. - С. 100.

Нисканен Л. Природа в развитии и воспитании ребенка // № 7. - С. 150.

Плужникова Л. Использование компьюте­ров в образовательном процессе // № 4. - С. 114.

Плюхи н В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве // № 7. - С. 153.

Поздняк Л. Подготовка педагогов нового поколения // № 2. - С. 86.

Полякова А. Подготовка педагога допол­нительного образования // № 6. - С. 124.

Прохорова Г. Сделать правильный выбор // № 1. - С. 93.

Сильченко М. Размышления на тему: «Почему я выбрала профессию воспитателя» // № 5. - С. 91.

Слепцова В. Обращение к педагогам, настоящим и будущим // № 9. - С. 90.

Усольцева Т. Психолого-педагогический практикум // № 1. - С. 97.

В КРУГУ СЕМЬИ

Галигузова Л. Застенчивый ребенок // № 4. - С. 116.

Леонтьева О. «Я сам» // № 3. - С. 130.

Павлова Л. У истоков материнства // № 3.- С. 126;
Наш патронаж // № 5. - С. 96;
Мамина школа // № 6. - С. 105; № 7. - С. 121; № 10. - С. 89.

Пику лева Н. Ой, люшеньки-люшки! // № 5. - С. 100.

Сивоконь С. Играя, учимся // № 9. --С. 95.

Степанов В. «Я вижу ее доброй...» // № 9. - С. 93.

Теп люк С. Агентство для гувернеров и заказчиков // № .6. - С. 110;
Какая твоя мама? // № 8. - С. 90;
Знакомим малышей со счетом // № 11. - С. 85.

Из Центра Венгера

Варенцова Н. К вопросу обучения грамоте одаренных дошкольников // № 8. - С. 51.

Горшкова Е. Учите детей общаться // № 12. - С. 91.

Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // № I. - С. 100; № 2. - С. 91.

Смыслова В. Работаем по программе «Развитие» // № 8. - С. 57,

ЗА РУБЕЖОМ

Видра Диана. «Педагогические духи» докто­ра Фигдора // № 12. - С. 101.

Протасова Е. 10-летняя «Калинка» и волшебный дуб Пушкина // № 4. - С. 124.

Сорокова М. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // № 1. - С. 108.

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Ладодо К., Дружинина Л. Организация питания в детских дошкольных учреждениях // № 1. - С. 88;
Особенности питания детей в летний период // № 6. - С. 118.

Окунев И. От сигареты до СПИДа один шаг // № 5. - С. 93.

Юридическая консультация // № 6. - С. 121; № 9. - С. 91; № 10. - С. 98; № 11. - С. 91.

ЛИТЕРАТУРА - ДЕТЯМ

Агапова И. Загадки // № 7. - С. 81.

Берестов В. Веселое лето // № 5. - С. 141.

Бредис В. Стихи // № 7. - С. 149; № 8. - С. 88; № 11. - С. 123.

Жданова В. Стихи // № 1. - С. 156.

Капьяр А. Считалка // № 3. - С. 79.

Лагздынь Г. Стихи // № 1. - С. 13, 33, 77, 126, 150, 159; № 2. - С. 82, 85, 90; № 3. -С. 76, 111.

Синявский П. Стихи // № 6. - С. 142, 155; № 10. - С. 41, 77; № Ц. - С. 84.

Степанов В. Стихи // № 1. - С. 140; № 3. - С. 135; № 10. - С. 88; № 11. - С. 46, 64;
Природоведение // № 3. - С. 134; № 4. - С. 122; № 5. - С. 104; № 6. - С. 116; № 7. -С. 123; № 8. - С. 100.

Уражцев В. Неисправимый // № 6. - С. 18.

МУЗЫКА И ДЕТИ

Арсеев И. Кто нас крепко любит // № 2. - С. 156.

Арсеев И., Черницкая И. Вот они какие //№ 1. - С. 154.

Асеева В. Прогулка в летнюю и зимнню сказки // № 1. - С. 133.

Бартова О. Теремок-холодок // № 3. - С. 139.

Виноградова Л. Феи в гости к нам пришли // № 2. - С. 122.

Гарусова Л. Сюрпризный момент к осен­нему празднику // № 10. - С. 119.

Гераскина Л. Занятия по театрализован­ной деятельности // № 8. - С. 106.

Глазкова Н. Веселая песенка // № 10. - С. 123.

Давыдова М. Волшебные ведра, петух и ручеек // № 2. - С. 117;
Светлый девичий праздник Троица // № 4. - С. 141.

Дементьева Л. Счастливый случай. Юмо­рина // № 2. - С. 136.

Демкина Г. Осенний праздник // № 9. - С. 113.

Джеро Н., Якубова М. Сказочный, вол­шебный праздник // № 11. - С. 120.

Елинек В., Кондратьев А. Рядом мама // № 2. - С. 157.

Елисеева Н., Быкова К. Весна // № 3. - С. 151.

Жарких Л. День искусств // № 5. - С. 131.

Залесский В., Пушкин А. Зимняя доро­га// № 11. - С. 114.

Залесский В., Ладонщиков Г. Здравст­вуй, зимушка-зима // № 12. - С. 116.

Зильберман Полина. Похищение Снегу­рочки // № 10. - С. 113.

Кирсанова Т. Игрушки для елки // № 12. - С. 107.

Киселев Б., Соловьева Н. Построю дом // № 1. - С. 157.

Кондратенко П., Миронова Л. Где же Ваня? // № 2. - С. 155.

Коренева Т., Коренев С. Белоснежка и семь гномов // № 8. - С. 113.

Кошмина И. Сказка о добрых песнях // № 6. - С. 129.

Крылова Г. Скоро в школу // № 4. - С. 131.

Кузнецова Е. Теремок из сказки // № 8. - С. 103.

Куликова Н., Ястребова С. «Волшеб­ный музыкальный цветок» // № 3. - С. 142.

Лабзина Н. Веселье и труд рядом живут // № 4. - С. 144.

Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию // № 1. - С. 121.

Муравьева О., Михайлова М. Пришла коляда накануне Рождества // № 1. - С. 127.

Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // № 6. - С. 143; № 7. - С. 137; № 8. - С. 120; № 9. - С. 118.

Николаев Ю. Русский плавный // № 5. - С. 143.

Одна, но пламенная страсть // № 8. - С. 111.

Олифирова Л. Сказки уральского лета // № 7. - С. 125;
Новогоднее поздравление // № 11. - С. 115;
Игра «Снежинки, летайте» // № 11. - С. 119.

Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // № 11. - С. 110.

Парцхаладзе М., Соловьева Н. Апрель // № 4. - С. 158;
Плаксы-сосульки // № 5. -С. 129;
Кто построил радугу? // № 6. - С. 154.

Протасов М., Степанов В. Подарок маме // № 2. - С. 158.

Протасов М., Шкловский Е. Ты не бойся, мама // № 4. - С. 155.

Протасов М., Орлов В. Рисунок // № 5. - С. 142.

Рогаткина Т. Скоморох Тимошка // № 1. - С. 141.

Синявский П. Рождество Христово // № 12. - С. 118.

Соловьева Н. О друге // № 5. - С. 127.

Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество // № 1. - С. 113;
Программа «Элементарное музицирова­ние с дошкольниками» // № 5. - С. 133; № 9. - С. 101.

Циркова Н. Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-целостного восприятия искусства // № 4. С. 127.

Чурилова Э. Осень // № 10. - С. 122; Двенадцать месяцев // № 11. - С. 99.

Шаинский В., Салибов Б. Для чего нам ссориться? // № 6. - С. 134.

Шапиро Б., Приходько В. Едут сани // № 7. - С. 120.

Шарипова Е. Чистый звук «Камертона» // № 10. - С. 116.

Шилинская Т. Папа, мама, я - читающая семья. Нам вместе весело // N° 3. - С. 147.

Юдина С. Игра «Замри на месте». Песня Снеговика // № 1. - С. 151;
Добрая волшеб­ница // № 3. - С. 153;
Закончился праздник //№ 4. - С. 154;
Осень пришла. Осенняя песня // № 10. - С. 120.

Юдина С, Ковальчук Л. Здравствуй, милая весна! // № 4. - С. 157.

Нам пишут

Барабанчук О., Ершова И., Берман Л. Использование моделей и схем в экологичес­ком воспитании детей // № 10. - С. 126.

Белова Л. Приходи к нам, малыш! // № 1. - С. 106.

Воскобойник И. Муравленко - Город Детства // № 12. - С. 120.

Гриценко 3. Лидер или подвижник? // № 6. - С. 159.

Замкина Н. Светить всегда... // № 10. - С. 125.

Кузьминова Ф. Лечебная педагогика // № 11. - С. 124.

Мигеева Л. О преемственности между детским садом и школой. Размышления, поис­ки, решения // № 5. - С. 158.

Рухленко Н. Восстановим непреходящие ценности // № 3. - С. 155.

Информация

Денисенкова Н., Пороцкая Е. Между­народная психологическая конференция // № 3. - С. 107.

Комиссарова Л. Межрегиональная науч­но-практическая конференция «Проблемы до­школьного образования 21 века» // № 7.с. 155

Реализация Концепции дошкольного во­спитания в дошкольных образовательных учреждениях Кемеровской области // № 6. с. 156

Соловьева Е. Восьмые Рождественские образовательные чтения // № 3. - С. 158.



Публикации по теме