В. м

Ведь это не столько кнут для свободной воли человека, сколько пряник, ведущий к самым простым и приятным жизненным решениям.

Вот, например, любовные треугольники. С точки зрения морали это неприемлемый способ отношений между мужчиной и женщиной. Однако мало, кто вспоминает о морали, когда страсть накрывает с головой, хотя многие потом об этом сожалеют. Любовный треугольник - одно из самых неустойчивых образований в отношениях между полами. Психологи утверждают, что любовь на троих долго не живет и редко приносит счастье и удачу. Обычно на выходе оказываются сразу три человека с разбитыми сердцами, нажившие море неврозов и комплексов. Для женщин или мужчин, ищущих длительных отношений, попытки включаться в борьбу за уже устроившегося партнера и вовсе оказываются нелепыми. Это точно не путь к счастью, и все-таки многие вступают на него, считая, что смогут обойти многократно проверенные другими людьми «грабли».

Принципы морали в отношениях между полами часто отходят совсем на задний план, если дело касается высокостатусного человека. И мужчины, и женщины, достигшие высот в профессии, богатые, состоявшиеся, с ресурсами власти или знаменитые, нередко становятся жертвами охоты со стороны любителей легкой и красивой жизни. Не зря же говорят, что путь наверх напоминает путь к одиночеству: чем выше поднимаешься, тем меньше остается вокруг верных и преданных людей. Так что богатым людям вовсе не так просто найти себе подходящего партнера, как может показаться. Ведь часто им выказывают любовь и расположение не из-за них самих, а из-за тех денег и связей, к которым получает доступ супруг или партнер богатого человека.

В современной России вообще нелегко соблюдать какие бы то ни было принципы морали. В общественном сознании сейчас все перевернуто с ног на голову. Пустые и неинтересные девушки с праздным образом жизни находят себе самых влиятельных олигархов, в то время как приличные и интересные дамы могут годами оставаться в одиночестве. Вороватые и наглые люди являются главными героями светской хроники и основными тусовщиками самых богатых курортов. Люди же, которые просто хорошо делают свое дело, остаются в тени. В этой ситуации нелегко оставаться самим собой.

Иногда подмывает плюнуть на мораль, растоптать свою кристальную честность и пуститься во все тяжкие. К сожалению, редко это бывает дорогой к счастью. Падение на дно асоциальной и аморальной жизни разрушает нашу психику и систему привычных жизненных ценностей. А модный ныне цинизм и отрицание моральных норм нередко является признаком душевного расстройства или невроза, защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства и отсутствие теплых отношений с кем бы то ни было. Сохранить свое «Я» в ситуации сложного морального выбора очень важно. И особенно это критично для ситуации, когда вы хотите достичь гармонии в отношениях с противоположным полом.

Философ и психолог Уильям Джеймс обосновал и развил прагматичную теорию этики и морали. Вкратце она гласит, что «моральным быть выгодно». Рассмотрим на примерах. Про неустойчивость любовных связей с женатыми или занятыми мужчинами мы уже говорили. Есть и другие моральные нормы, нарушение которых может привести к психологическим проблемам. К примеру, принято, чтобы предложение о браке делал мужчина, а женщина не проявляла бы в этом вопросе инициативы. Тем не менее, в России сотни и тысячи семей ежегодно создаются по инициативе женщины. Исследования семейных психологов показывают, что это самый неустойчивый и проблемный тип браков. Если мужчина с первых дней семейной жизни чувствует давление на принятие своих решений, рано или поздно это выльется в скандалы, выяснения отношений, измену или даже развод.

Еще один пример касается денежных отношений. Не принято, чтобы мужчина стремился быть зависимым от жены в финансовом плане. Это считается аморальным поведением, особенно если мужчина его сознательно проповедует, а не просто является жертвой обстоятельств. И этот тип браков тоже составляет группу риска. Финансовый мезальянс, в котором супруг богаче жены, это довольно устойчивый и благополучный брак. А если неравенство таково, что жена стабильно богаче и успешнее мужа, это путь к проблемам и серьезным размолвкам. Процент разводов среди пар, в которых муж финансово менее успешен, выше, чем в парах с равным доходом или с финансовым превосходством мужчины.

Про моральную сторону измены и ее влияние на отношения между полами говорить и вовсе не стоит. Этот тип проблем в психологии семьи считается критически значимой «точкой необратимости». «Точка необратимости» - это такое событие или сообщение, после которого привычный тип отношений становится невозможным. После него отношения чаще всего распадаются, а если сохраняются, то в совершенно ином виде. Известно, что сообщение об измене мужа не просто способно разрушить семью, но и делает жену менее чувственной. Порой женщины, которые решают все-таки сохранить семью после измены, теряют способность испытывать оргазм. Она возвращается к ним лишь в случае развода и смены партнера. Но чаще все-таки измена не просто нарушает привычный уклад жизни, а разрушает семью. Причем если это роман на стороне, изменнику или изменнице еще есть, куда уйти. А бывает, что мелкая интрижка разрушает вполне стабильные отношения, без которых человеку жизнь становится не мила. И стремление к короткому удовольствию превращается в длительные страдания.

Основное, что стоит знать об отношениях полов и принципах морали, это то, что мораль - не столько тяжелая ноша и оковы рабства для людей, сколько ограничительная разметка на дороге жизни. Конечно, можно заступать за линию и делать «развороты через сплошную линию». Но рано или поздно жизнь сама даст знать, что нарушение «разметок дороги судьбы» - дело опасное, ненужное и бесполезное.

Семей, с самого начала совершенно свободных от конфликтов, не существует. К сожалению, не все конфликты и ссоры, разочарования в своем супруге преодолеваются во имя сохранения брака и семьи. В ряде случаев они приводят к разводу, т.е. к расторжению брачных отношений.

Право на развод с давних времен было предметом обсуждения в любом обществе. Признание права на развод, т. е. свободы людей не только заключать браки, но и расторгать их, является одним из показателей демократизации общества. В законах о разводах и в отношении общественного мнения к разводу, к разведенным и их детям очень ярко проявляется и общественно-политический строй данной страны, и культурные, национальные традиции, и социально-психологические особенности народа.

Учитель может выяснить у учащихся их знания о сущности расторжения брака, об особенностях процесса развода в разных странах.

Запрещение разводов наиболее тяжело отражалось на женщинах, усугубляя их и без того бесправное, подчиненное положение. Известная французская писательница XVIII в. Жермена де Сталь писала: «Воспрещение развода давит всей своей тяжестью только на жертвы: оно старается заклепывать цепи, не влияя на условия, делающие их мягкими или жестокими. Оно словно говорит: я не могу доставить вам счастья, но зато обеспечиваю прочность вашего несчастья… Как безумно сказать: есть узы, которых не может разорвать отчаяние! Смерть приходит на помощь физическим страд^клям, когда нет больше сил переносить их; а общественные учреждения делают из нашей жизни тюрьму… из которой нет выхода!., дети страдают столько же, сколько родители…».

Поэтому развод в отношении к браку может выступать как средство нравственного возвышения супружества, утверждения реального равноправия между мужчинами и женщинами. В. И. Ленин писал: «…нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины,- хотя вовсе не трудно смекнуть, что признание свободы ухода от мужей не есть приглашение всем женам уходить!». И еще: «…свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях».

Однако развод может стать и своеобразным антиподом брака, если является следствием определенной нравственной незрелости супругов, несформированности у них чувства долга, ответственности за семью, за детей.

Рассмотрим наиболее частые причины разводов. Еще А. Бебель в книге «Женщина и социализм» писал, что цифры разводов в каждой стране сами по себе мало о чем говорят, их нельзя сравнивать, не зная точно обычаев и законов страны. Так, например, в странах, где сильно влияние католической церкви, которая, как известно, запрещает разводы, эти показатели будут значительно ниже, чем в тех странах, в которых препятствий для расторжения браков меньше. Однако эти цифры в данном случае ничего не скажут об истинной прочности браков. Это же относится и к статистическим данным в отношении наиболее частых причин разводов. В одной стране развод осуществляется только на основе «принципа виновности», т. е. суд должен доказать виновность одного из супругов по следующим основаниям: супружеская неверность, намеренный уход одного из супругов, отказ от выполнения супружеских обязанностей и т. д.

Можно показать особенности хода бракоразводного процесса на основе «принципа виновности» на примере романов Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах», «Конец главы», а также Ги де Мопассана «Милый друг» и других по усмотрению учителя.

В нашей стране невозможность дальнейшего сохранения брачных отношений признается органами загса или судом на основании заявлений супругов. Какие же основные причины выдвигаются супругами при расторжении брака? Одной из основных причин всех разводов является несходство характеров. Очень часто за этой достаточно модной в настоящее время мотивировкой скрывается обыкновенное неумение жить друг с другом.

Так как в предыдущих разделах курса проблеме совместимости, психологическому климату, особенностям внутрисемейного общения уделялось большое внимание, то можно рекомендовать учителю провести беседу, основная мысль которой может быть следующей: в каких случаях несходство характеров является действительно непреодолимым препятствием, а в каких - нет.

Достаточно часто (занимая второе место среди всех мотивировок) встречается такая причина развода, как пьянство и алкоголизм. По данным социологов, инициаторами развода в таких случаях обычно выступают женщины. Действительно, муж-алкоголик- это и постоянные скандалы, часто драки, это и тяжелое материальное положение, это и отрицательное влияние на детей. Но пьяница-муж не всегда был пьяницей. Были встречи и ухаживания, друзья, праздники, гости. Как воспринимала девушка то, что на свидание к ней приходил выпивший «для храбрости» молодой человек? Как она сама себя проявляла в этом отношении? Ведь, к сожалению, часто девушки, чтобы «поддержать компанию», не выглядеть «несовременными», стараются показать свою полную «демократичность» в этом вопросе. Но вот молодые люди поженились. Какова в этой новой жизни стала позиция жены по отношению к выпивкам мужа?

Здесь учителю целесообразно показать учащимся на конкретных ситуациях, что от поведения жены в семье очень многое зависит и в поведении мужа. Например, можно разобрать коллизии подобного типа: «Муж неожиданно пришел с друзьями. Как должна себя в такой ситуации вести жена?»

Одной из причин развода является супружеская неверность (адюльтер). Но что понимается сегодня под термином «неверность»? Учителю следует показать, что реальная жизнь выдвигает много различных вариантов этой проблемы. Ни в одной книге не могут быть написаны правила, единые для всех. Решать такие проблемы должны только сами супруги. Однако следует помнить, что неверность одного из супругов часто является следствием характера отношения к нему другого супруга. Муж, постоянно унижаемый (по разным вопросам) своей женой, не испытывающий с ее стороны заботы, внимания, может в конце концов встретить другую женщину, для которой он будет «лучше всех». Эта же ситуация, естественно, относится и к женщинам. Поэтому, как правило, за мотивировкой «неверность» скрывается все то же нарушение семейных отношений, в котором в большей или меньшей степени виноваты оба супруга.

Следующая причина развода (как правило, реальная, а не объявляемая разводящимися)-это поспешное, необдуманное вступление в брак. Сюда относятся случаи так называемого «вынужденного брака» (беременность и рождение ребенка), браки, заключенные с целью «отомстить» кому-либо, а также иногда с целью обеспечить себя городским жильем и прочими материальными благами. Исследователи называют и другие причины разводов, но встречаются они довольно редко.

Все разводы по последствиям условно можно разделить на три группы:

1) последствия для самих разводящихся, 2) последствия для детей, 3) последствия для общества.

Развод очень сильно меняет всю дальнейшую жизнь каждого из бывших супругов. Возникает комплекс совершенно новых проблем: экономические сложности (особенно у женщин, оставшихся с детьми), изменение личных привычек, вкусов, всего стиля жизни, характера отношений с общими друзьями и знакомыми, взаимоотношений детей не только с бывшим супругом (супругой), но и с его (ее) родственниками и т. п.

По данным американских исследований, разведенные в три раза чаще попадают в различные автомобильные катастрофы. Они гораздо больше подвержены алкоголизму и различным заболеваниям. Смертность, а также число самоубийств у этой категории гораздо выше, чем среди лиц, состоящих в браке.

Следует сказать, что сам по себе развод - это лишь финал драмы, юридическое оформление несложившихся отношений, неудачной семейной жизни. В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака, выделяют несколько стадий. Начинается все с эмоционального развода, который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия супругов друг к другу, в утрате доверия и любви.

Затем наступает физический развод - супруги уже думают о возможности юридического развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены, супруги начинают жить раздельно.

При пробном разводе проблема обсуждается открыто. Супруги живут порознь (или, если это невозможно, ведут раздельное хозяйство). Чаще всего таким «пробным» разводом пытаются (неосознанно) облегчить переход к жизни в условиях распавшейся семьи. Так что юридический развод - это уже завершение долгого процесса.

Развод вынужденный или добровольный всегда служит источником больших потрясений в жизни взрослого человека. Он выявляет все те личностные особенности, которые могли лишь н е явно проявляться в спокойной, обыденной жизни. Сумели ли супруги с наименьшими «потерями» выйти из такой тяжелой жизненной ситуации; как сложились их отношения во время процедуры развода; как они поделили имущество-все это тоже показатель их зрелости и культуры.

Если развод - драма для бывших супругов, то для детей это трагедия вдвойне. Многие из них после развода родителей живут в неполных семьях, а это чревато большими трудностями. Данный вопрос учителю следует рассматривать особенно осторожно. В ряде конкретных случаев обсуждение его можно исключить. Основное, что следует сообщить учащимся, это то, что понятия «неполная» семья и «неблагополучная» - не одно и то же. Алкоголизм, антиобщественная направленность, мещанство - все это может быть и в полной семье, и в неполной.

Обобщая изложенный материал, учитель подчеркивает, что причины неблагополучных семейных отношений различны, но многих конфликтов можно избежать, если супруги стремятся сохранить и укрепить семью. В семейной жизни могут быть столкновения мнений, споры и даже ссоры, но важно, чтобы они не разрушали семейного счастья, не вызывали обид и унижений.

Пожалуй, все из вас помнят анекдоты, истории или просто знают о таком, безусловно, позорном явлении в нашем обществе, как проституция.. ведь правда? А кто мне скажет, почему этих самых "жриц любви" не видно в последнее время? Наивно будет полагать, что все они внезапно осознали всю глубину пропасти, в которую их угораздило провалится и дружно полезли наверх, к светлому и возвышенному.

Не менее глупым будет утверждать и то, что такое доходное ремесло не пережило какой-нибудь очередной показательный рейд правоохранительных органов или банальщину вроде опасности встречи с уголовниками - этим сейчас никого не удивишь. А причина вот в чем: на самом деле, за небольшим исключением, ВСЕ девушки и женщины репродуктивного возраста - проститутки.. Да простят меня те, кто возмущен данным утверждением, но ведь проституция - это не только секс за деньги, они лишь один из предметов обмена тела женщины в данной ситуации. Это может быть новый телефон, модные вещи, вечер в ресторане или просто поездка на дорогой машине. Более того, даже само наличие статуса "есть парень" как бы обязывает девушку предоставлять в пользование собственное тело, зная, что этот человек вряд ли станет ее мужем и далеко не последний в этой живой очереди. А что? Рынок - он такой, нет спроса - нет предложения. Конечно, такая профессия все еще существует в виде VIP-развлечения, когда состоятельный мужчина выбирает себе "товар" на определенное время, указывая желаемые параметры внешности, но в подавляющем большинстве случаев, как правило, в нашем обществе секс перестал быть тем обьектом, на который нужно заработать и который имеет ценность, это больше не прерогатива взрослых и состоявшихся, а всего лишь один из способов приятно провести время. И если до сексуальной революции интимные отношения были возможны лишь с законной женой или при отсутствии у мужчины моральных принципов, с той же проституткой, то сейчас это проще, чем когда-либо - достаточно лишь познакомится, дальше все идет по одному сценарию: или к ней, или к нему.

Причем в половине случаев все происходит на первом свидании! Это не просто свободные нравы, это конец всем отношениям до вступления в семейный союз, конец институту семьи и начало бесповоротной деградации нашей цивилизации.

Хотя и есть еще порядочные молодые люди или те, кто вовремя осознал свои ошибки, но это слишком мало для изменения ситуации, государство опирается на семью, а семья, в свою очередь - на женщину. А если женщина, простите, легкого поведения, то результат очевиден.. Я стараюсь по возможности быть максимально корректным, но то, что происходит в нашем обществе, заставляет называть вещи своими именами.. Это замкнутый круг, спрос рождает предложение, а раз есть предложение, то неизбежно появляется и спрос на него.

Понятно, что так просто с ситуацией не разобратся, нужна поддержка государства, а еще лучше - национальная традиция, тогда юноши будут смотреть на девушек с уважением, а не вожделением или презрительно. И мыслить будут согласно предназначению, заботится и защищать, взамен вполне заслужено получая неиссякаемый источник силы и вдохновения, а также уверенность в завтрашнем дне. Конечно, многие сейчас скажут, что мы-де уже далеко не дети и вообще "сами с усами".. Но никогда не поздно повернуть к лучшему свой жизненный путь, хотя бы на несколько градусов, даже попытка уже зачтется вам, как поступок и результат не заставит себя долго ждать.

Если вы, читающий эти строки - мужчина,то перестаньте искать "новые ощущения" и наполнять неподобающим поведением свою и без того бедную на героические поступки жизнь, перестаньте убеждать наших будущих жен и матерей, что смысл отношений есть сексуальная совместимость, им ведь не мачо сейчас нужны, а опора...

Так будьте же опорой! А вы, девушка перед монитором; да, я обращаюсь именно к вам. Не идите на поводу у недалеких самцов, истинный, уверенный в себе мужчина, с которым можно и нужно строить семью, не нуждается в доказательствах своей мужественности через постель, ему и в голову не придет сомневатся, так как он это доказал самому себе, а главное - продолжает доказывать поступками! Вот с этого и давайте будем начинать отношения, как сильные, достойные самого лучшего в жизни люди. И тогда исчезнут все проблемы взаимоотношений, сойдут на нет ссоры, ревность, подозрения.. Появится доверие, а значит, и надежный фундамент для семейного союза. Попробуйте, это легко!


"Прошу не обсуждать морально-этическую сторону вопроса,

т.к. обращаюсь только к женщинам..."

(начало сообщения на женском форуме)


Это одна из самых провокационных и сложных для принятия глав в этой книге. Но я не боюсь обвинений в шовинизме и женоненавистничестве, ибо давно уже прослыл таковым, рискну посягнуть на миф о «нравственной чистоте женщин» и выражу свою мысль прямо и недвусмысленно: «нравственность, как характеристика личности, вообще говоря, женщине не свойственна». Прекрасно отдаю себе отчет в том, что большинство женщин эта глава приведет в бешенство и истерику.


Здесь необходимо сделать очень важную ремарку, поясняющую суть моего утверждения.


Я не утверждаю, что каждая женщина непременно безнравственна во всех своих поступках, но говорю, что само понятие нравственности ей, чаще всего, непонятно. Это вовсе не означает, что женщина всегда ведет себя безнравственно.


Есть мужчины "нравственные", а есть безнравственные. А женщина ВООБЩЕ не понимает постановки этой проблемы. Она исключена из этой плоскости, она ВНЕ. Ну, как кошка.


Не бывает моральных или аморальных женщин. Женщины существуют ВНЕ морали, они ей не подвержены.


Что подразумевает понятие нравственности прежде всего? Наличие совести, твердых понятиях о добре и зле, внутреннее стремление к истине и справедливости, забота об общественном благе — категорий, сверхценность которых безусловно принимается нравственным человеком.


Формализованность этих качеств на уровне социальных, межличностных связей и общественных установок мы называем моралью.


Добро и зло. Эти категории у женщины сплющены до личного приятия или неприятия. Под добром она часто подразумевает сдержанность, неагрессивность (причем, не свою, а чужую, по отношении к ней), показную расположенность, улыбчивость, услужливость. Вообще, добро то, что приятно и выгодно. Прежде всего, самой женщине. Добра "просто" для женщины не существует.


Зло в ее понятии — антипод перечисленного. Так, женщина говорит: «Ты злой», когда не получила от мужчины желаемого; "Я добрая", - думает она сюсюкая с кошкой.


Что касается добра и зла вообще, то вряд ли вы встретите женщину, всерьез осмысливающую эти категории отвлеченно от конкретной ситуации.

Проще говоря, ну не будет она ломать голову нравственен ее поступок или нет. Но вот вопросы, которые она обязательно задаст себе:


Выгодно ли мне это?

Что мне за это будет, не потеряю ли я, не понесу ли наказание?

Как это скажется на отношениях ко мне других людей, прежде всего, тех, от которых я завишу или в которых нуждаюсь?


Сама система координат "нравственно-безнравственно", лежит ВНЕ понимания и мироощущения женщины, воспринимается женщиной, как что-то заумное, искусственное, лишнее.


Но ИЗОБРАЖАТЬ нравственность женщина умеет. Что, чаще всего, и делает, но лишь до той поры, пока ей это выгодно. Женщина — хамелеон, она мастерски мимикрирует и приспосабливается когда заинтересована в этом.


Какова может быть эта выгода?


Привлечение потенциального мужчины, формальное соответствие интуитивно пойманному его понятию о том, какой должна быть женщина

Некий социальный статус, показная благопристойность, "приличие", общепринятость поведения

Прямая корысть

Возможность манипуляции при помощи категорий, смысл которых женщина не принимает

Женщина ЗНАЕТ правила морали и этики взаимоотношений с людьми (они озвучиваются при воспитании девочки), но не понимает их смысла, сути и значения. Мораль для женщины, это необходимый В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ "раскрас" хамелеона, некая формальная обрядность, выполнение которой она принимает на себя по необходимости. Но как только это одеяние перестает быть выгодным, то женщина просто делает то, что ей нужно. Женщина — приспособленка.

Современная жизнь, практически полностью освобожденная от давления на женщину нравственных законов, подтверждает ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ у женщин внутреннего нравственного стержня, как структуры, лежащей в основе личности. Говоря об этом я вовсе не ставлю это женщинам в вину: они таковы, какие они есть, иных никогда по сути и не было. Но помнить об этой особенности женщин мужчинам нужно всегда.

Я иду еще дальше: и утверждаю, что нравственность МЕШАЕТ главной природной программе женщины, т. е. получению и подчинению ресурсов мужчины. Именно по этой причине и не прививаема ей надежно: какие бы воспитательные меры не были приняты в детстве женщины, но если игра в нравственность ей не выгодна, то и размышлять на эту тему женщина не будет. Если нет внешнего нравственного воздействия уровня общества, семьи, законов, церкви, то перед нами самка, которая идет напролом к достижению своих целей. Собственно, именно эту картину мы и наблюдаем сейчас.


"- Мужчины придумали мораль и еще эту… целесообразность — женщины бы этого не придумали никогда,— говорит она громко, зная, что я спешу за ней."


Захар Прилепин, "Тень облака на другом берегу"


Именно мужчины взращивали институт моральных законов общества. Разумеется, это не означает, что все мужчины высоконравственны. Но чаще всего они принимают эти законы к рассмотрению, совершается некий нравственный выбор - между "правильным" и "неправильным". А женщины же ВООБЩЕ не задаются этими вопросами.


Утрированный пример для закрепления: практически все мужчины знают что такое честное слово и большинство из них его держат или пытаются это делать. Они знают цену данному слову и испытывают угрызения совести и стыд, когда не удается сдержать обещание. Для женщин, их подавляющего большинства, обещание не значит ровным счетом НИЧЕГО. Это просто слова, которые были "вброшены", когда это было нужно, и забыты, когда не нужно. Заметьте, речь не идет о подавлении совести! Просто честность и соблюдение своего честного слова на самом деле для женщин НИЧЕГО не значат. Это эфемерные, абстрактные понятия.


Сейчас часто повторяют, что женщина — существо социальное, на самом деле подразумевая под этим общительность женщин и умение налаживать и выстраивать отношения с людьми. Но эти отношения обычно не поднимаются выше уровня матери, подруг, любовника, мужа, коллег по работе, иными словами "ближнего круга", людей сферы непосредственного интереса женщины. Нравственность в женском понимании, вернее ее визуальная картинка, внешняя сторона, и обслуживает именно эти отношения.


И наоборот, нравственность мужская возникла на заре истории, как средство универсальной внутри- и межобщинной коммуникации, служа нуждам зарождающегося диверсифицированного общественного производства. Если говорить проще, людям понадобились универсальные нематериальные ценности и общие нормы, правила поведения, принимаемые большинством людей для облегчения производственных и торговых отношений, законы для утверждения доверительной координации совместных действий. Убить соплеменника без причины — зло, обмануть партнера по примитивному бизнесу — зло, отнять чужое имущество или жену - зло. Именно тогда зародились такие понятия как репутация, деловая этика.


Именно тогда зародилась и религия как институт поддержания нравственности, при этом грозные боги-супериерархи принимались и почитались как главные мерила поступков людей, их правильности или неправильности.


Иудо-христианская цивилизация воздвигла пьедестал альтруизму и утвердило служение общественному интересу одной из самых высоких добродетелей.


Прогресс человеческого рода был колоссальный: мужчины, вышедшие из пещер и получившие универсальные для всех нравственные нормы, смогли создать прообраз раздельного (диверсифицированного) общественного производства и торговлю, пусть пока еще и в виде натурального товарообмена!


Такой-то занимался изготовлением наконечников для стрел и выменивал их на хлеб, выпекаемый тем-то, одна община или род выменивал вылавливаемую рыбу на шкуры, добываемые соседями. Честность в подобных сделках и кооперативность мужчин в "забивании мамонта" и легли в основу зарождающихся нравственных норм. Человек осознал общественный (кланововый, родовой, общинный) интерес и выработал законы по его охране, которые стало выгодно соблюдать всем вместе.


Появились первые межродовые и межобщинные военные союзы. Социумы укрупнялись, принимая универсальные нормы поведения.


Разумеется, я очень утрирую для наглядности, я не историк, не указываю точно когда, где и как это происходило, мне важно донести суть, сам принцип: институт нравственных ценностей обязан был появиться в целях общественного блага, мирного сосуществования, производственного прогресса и охраны семьи и частной собственности.


Тогда люди и вышли из пещер...но женщины из пещер НЕ ВЫШЛИ . Их сферой компетенции так и остался дом, быт семьи, рождение и воспитание потомства.

Социальные коммуникации? Муж, дети, соседки по "вигвамам". Средства этих коммуникаций - умение понимать внутреннее состояние других людей, психологическое подстраивание, хитрость, манипуляции, интриги.


Их, женщин, главной жизненной задачей так и остались поиск, привлечение и привязка к себе сильного и добычливого самца, перераспределение ресурсов внутри семьи в пользу себя и потомства обменивая на них "любовь" и заботу о доме мужчины . Мужчины развивали и усложняли универсальные нравственные нормы, являясь их создателями, носителями и охранителями, ниспровергателями, а для женщин, по сути, ничего не изменилось: задачи ведь те же. Мало того, нравственность, насаждаемая мужчинами, вступила в конфликт с главной биологической задачей женщины.


Если взглянуть на историю Человечества и женщину под таким углом, то станет совершенно ясно, что становление и укрепление цивилизаций сопровождалось обязательным подавлением и обузданием пагубных и деструктивных самочных инстинктов. Женщина, сама ее внутренняя суть, противоречит нравственным нормам, в частности, иудо-христианской Цивилизации. Наши предки прекрасно понимали это и не допускали женщин до священнослужения и судейских функций. Как жаль, что мудрость эта, выработанная и пронесенная через века и тысячелетия Истории Человека, так легкомысленно попрана!


«Как же так?» - спросит меня читатель, «Ведь нас приучили воспринимать женщину как эталон нравственной чистоты". Да, вас приучили. Приучали и меня, пока накапливаемый жизненный опыт, наблюдение за миром и анализ не опрокинул этот ложный догмат. Эталон женской нравственности действительно существовал...при патриархате.


Да, женщина вполне может вести себя в согласии с нравственными установками, равно как и кошка далеко не всегда крадет сметану. Особенно когда сыта.


Мужчины сами, увы, склонны выдумывать некую «нравственную чистоту» женщины. И в этом в том числе кроется наша истинно мужская тяга к гармонии: мы стараемся наделить существо ангельской наружности теми чертами личности, которые по нашему внутреннему убеждению должны быть ей присущи. Мы подсознательно стремимся к совершенству и законченности и умозрительно "доделываем" женщину. При этом возможность объективного восприятия и анализа качеств женщины блокируются чувственностью и романтизацией.


Чаще всего, мучительное, в наше время почти неминуемое, разрешение конфликта между реальностью и выдуманной нравственностью женщины, приводит мужчину в состояние шока. Особенно, когда речь касается наших избранниц.


Царь Шломо (Соломон) написал: "Я нашёл одного праведного мужчину среди тысячи, а среди тысячи женщин не нашёл ни одной." (Экклезиаст 7:1-29)

Так или иначе, но и умнейшие представители нового времени догадывались о давлеющей животной сути женщины, хотя и не решались объявить о своей находке громогласно и решительно.


Андрей Прозоров, герой пьесы «Три сестры» Антона Павловича Чехова признается с тоской:


«Жена есть жена. Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шершавого животного. Во всяком случае, она не человек.»


Сам Антон Павлович в одном из писем к своему другу и издателю Алексею Суворину пишет:


«Больше всего несимпатичны женщины своею несправедливостью и тем, что справедливость, кажется, органически им не свойственна. Человечество инстинктивно не подпускало их к общественной деятельности; оно, Бог даст, дойдет до этого и умом. В крестьянской семье мужик и умен, и рассудителен, и справедлив, и богобоязлив, а баба — упаси Боже!»

Чезаре Ломброзо в своей книге «Женщина преступница и проститутка» для объяснения безнравственного и преступного поведения женщин предпочитает говорить о «нравственном помешательстве («moral insanity»), как о неком дефекте личности, болезни, таким образом, утверждая в нем исключения из правила. Бедный господин Ломброзо! По наивности своего еще романтического века он предполагал безнравственность женщины как единичные отклонения от нормы, он провел выдающееся для своего времени исследование разновидностей таких отклонений, но ему не хватило смелости предположить простую мысль о несвойственности женщине нравственности как таковой.


В качестве оправдания Ломброзо признаю, что не так-то много он требовал от женской нравственности, определив «нормальный женский тип», основанный на двух качествах: материнском чувстве и стыдливости.


Именно в отсутствии у женщин внутреннего нравственного стержня и четкого кроется разгадка тех многочисленных случаев шока мужчин от степени расхождения между воображаемой картинкой и реальными поступками женщины. Мужчины просто не могут постичь, как можно совершать такие злодейства и подлости, которые не позволит сделать внутренний кодекс даже самого отпетого негодяя-мужчины. А разгадка проста: подавляющее большинство женщин живут вне плоскости проблемы "правильно — не правильно".


Я сам безусловно не являюсь образцом нравственности, хотя стремления к этому у меня есть. И скажу со всей откровенностью, что такие понятия как "честность", "пассионарность", "альтруизм", "истина", "дружба", "взаимовыручка", "порядочность" - для меня вовсе не пустой звук, а предмет моих размышлений и постоянной внутренней работы. Я не возьму чужое не потому, что боюсь подвергнуться наказанию, а потому, что чужое брать нельзя. Это табу. И я не возьму чужое даже если мне не будет угрожать наказание, осуждение других людей. Задача соизмерять свои поступки с внутренними нравственными императивами характерна для мужчин. Возможно, в разной степени.

Так вот у женщин, у их абсолютного большинства, сама постановка этой задачи отсутствует - поймите меня правильно: это их НЕ ЗАНИМАЕТ и НЕ ИНТЕРЕСУЕТ.

История "Съездила в отпуск" с женского форума (авторская орфография сохранена):

Приехала с отпуска три недели назад. Были с подругой в Турции в городе Кемер. Сколько я историй слышала про зажигательные и горячие ночи в этой прекрасной стране, но ехала с полной уверенностью что это меня не коснеться, так как я замужем. Радовалась за подругу что может здесь то она оторветься!! Два дня мы лежали у моря и на третий день решили пойти в город по магазинам. И там познакомилась с ним!! Скромный и очень хорошо говорящий по русски. Дал сначала свою визитку типа приходите еще, но мы болтали и болтали и в итоге говорит дай свой телефон на дискотеку пойдем вечером.) и я дала!! И в общем понеслось!! Свидания, ночные прогулки, ночные кафе с турецкой кухней и море секса!!! По приезду домой мы переписываемся каждый деньто просто смс-ки, то фейсбук, по скайпу не видимся из-за разницы во времени и работает он до 24 часов. Сама то я приехала домой, а душа осталась там!! Мне почти каждую ночь сниться Турция! Муж почти все знает, но его поведение меня просто поразило, он ничего не сделал не наорал.. спросил тока не развожусь ли я с ним пока?? сказала что нет и успокоился!! Безразличие? И приехав в родной Мурманск я приняла решение уехать жить в Турцию!! Ну не хочу я жить в России и попу морозить! Турецкий мой мальчик не знает что я собираюсь переезжать, он только знает что я в сентябре приеду на три недели, а еду как раз решать воспрос с видом на жительство, хочу открыть там свой бизнес, турецкий не проблема! Страшно очень!!! Но жизнь одна!! И не смотря как сложаться отношения с турецким парнем, хочу в Турцию!! Море, солнце!!!

Я прочитал 700 с лишним комментариев женщин. Чего только дамы не понаписали: и насмешки, и пожелания счастья, призывы одуматься и упреки в глупости.

Но я не обнаружил ни одного, я подчеркиваю: НИ ОДНОГО комментария с оценкой ее поступка в контексте нравственности и порядочности.

НИ ОДНОГО комментария с осуждением ПОДЛОСТИ по отношению к мужу, а, возможно, и детям.

И НИ ОДНА женщина не осудила шлюху и не назвала мерзость мерзостью.

В наше время процент неполных семей или семей с негармоничными отношениями увеличивается с каждым годом. Не удивительно, что цифра несчастливых браков только повышается, так как критерий нравственности в нашем обществе падает. Счастливая семья может быть только тогда, когда мораль и нравственность занимают первое место. В этой серии статей мы поговорим об основах счастливой семейной жизни.

В нашем обществе уже стало нормой, что молодые люди вступают в интимные отношения, чтобы «узнать друг друга» и понять, подходят ли они друг другу. Зрелые люди тоже разделяют эту точку зрения. Получается, что каждый выступает в роли «пробного камня», можно попробовать «понравится - не понравится».

Сожительство молодых людей без регистрации - «пробный брак», резко повышает шанс образования несчастливой семьи, конфликтной семьи, или вероятность развода. Это уже доказано учеными психологами. Молодые люди считают, что, вступая в такие отношения, они выступают на равных. На самом деле, это не так. Мужчина и женщина играют разные роли. Мужчина - защитник, он берет на себя ответственность за семью. Женщина - хранительница очага, духовного тепла в семье, целомудрия и чистоты. В «пробном сожительстве» ни одна из сторон не хочет играть свою роль, и поэтому оба подходят к таким отношениям с недоверием.

Во все века на первых этапах знакомства мужчина всегда ухаживал за женщиной: дарил цветы, подарки или приходил сватать. Сейчас же, с быстрым переходом к интимным отношениям, эта фаза устраняется, так как мужчина быстро получает желаемое, и тогда сама женщина начинает ухаживать за ним, если она хочет, чтобы он с ней расписался. В таком случае пропадает взаимное уважение.

Традиционно глава семьи - это мужчина. Женщина играет роль помощницы. Многие девушки и женщины ищут мужчину, который мог бы играть такую роль. Но в силу эмансипации, встречая мужчину, они сразу начинают его подавлять, они не умеют подчиняться. В такой семье обычно ни сами супруги, ни дети не могут быть счастливы, так как Богом определенные роли нарушены. Для того, чтобы семья была здоровой, у нее должен быть глава. Как говорится, «на одной горе двум тиграм не место».

Мужчина по своей природе более рационален, лаконичен. Женщина - более эмоциональна, и обращает внимание на детали. Женщина не всегда может увидеть первопричину, для мужчины это легче. Для мужчины важно реализовать себя профессионально, иначе он не будет себя уважать. Женщина, если даже она решает себя реализовать профессионально, все равно должна играть роль жены и матери, иначе семья не будет полноценной. Если женщина пытается вести себя как мужчина, со временем она приобретает мужские качества: стойкость, волю и т.п., у нее может даже измениться походка, голос. Часто получается, что к таким женщинам мужчины охладевают, так как они видят в них не дополнение (женскую энергию) себе, а конкурента. Инь и Ян хорошо дополняют друг друга как противоположности, а два одинаковых начала отталкиваются.

Над созданием счастливой семьи должны трудиться оба супруга. Но женщина должна быть помощницей, она должна помочь мужчине занять место главы. Женщине очень важно научиться терпению, и обуздывать излишние эмоции. Есть такое понятие, как «женская мудрость», наши прабабушки никогда не начинали семейные разговоры в гневе.

Многие говорят: «Не сдерживай себя, говори, все, что думаешь». На самом деле, поступая так, сильно страдают и супруги, и дети в семье. Мужчину нужно уважать, он должен чувствовать, что женщина благодарна ему за его старания (даже если у него что-то не получилось). В конфликтных семьях вырастают несчастливые и конфликтные дети.



Публикации по теме