Правила как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя ребенку с незнакомыми людьми? Вежливость и осторожность

Сплошь и рядом дети сталкиваются с незнакомыми им людьми: в магазине, на детской площадке, в парке возле каруселей и во многих других местах. Большинство незнакомцев обычные граждане, которые спешат по своим неотложным делам, но, к большому сожалению, есть и такие, которые могут причинить вред вашему малышу и общение с ними совершенно не безопасно.

Но самое плохое в том, что порой мы не всегда можем узнать хорошего или плохого человека, ведь внешность бывает очень обманчива. Как показывает горький опыт, недобрый незнакомец может быть приятной наружности, хорошо и опрятно одетым, приспать бдительность своим «положительным» внешним видом, а на самом деле замышлять нехорошие поступки. Самая главная задача родителей - это научить свое чадо распознавать людей, которым можно довериться и которых стоит опасаться.

Родители должны объяснить малышу, что в первую очередь за помощью можно обратиться к людям, которые носят форму, например, военные, полиция, врачи, продавцы.

Ребенок должен четко осознавать, что ни в коем случае нельзя идти вместе с незнакомцем, который предложил ему купить конфет, покататься на карусели или пойти в кино на сеанс мультфильмов. В том случае, когда незнакомый человек очень настойчив и пытается насильно увести малыша, ему следует немедленно звать на помощь. В случае если незнакомец просит вашего ребенка сесть в машину, чтобы подвезти домой малыш должен осознавать, что делать этого ни в коем случае нельзя, что это опасно и может привести к плохим последствиям.

Обычно дети могут чувствовать опасность, поэтому нужно объяснить ребенку, что в случае если он почувствует опасность от незнакомца, следует немедленно звать на помощь или убегать. В садик, а также в начальную школу желательно водить и забирать малыша, но в противном случае безопаснее всего возвращаться домой нужно в компании своих одноклассников, чем больше детей, тем лучше. Кроме того, вы должны растолковать своему ребенку, что нельзя идти с незнакомцами даже в тех случаях, если они знают его имя или утверждает, что родители сами попросили его забрать малыша со школы, садика или детской площадки.

Дети, конечно же, знают в лицо и по именам ваших друзей и родственников, которые могут пойти погулять с ним после уроков, лучше всего заранее предупредить воспитательницу или учительницу о том, что за ребенком придете не вы, а его тетя или ваша подруга.

Кроха должна четко осознавать, что незнакомые люди никогда просто так не поведут его на карусель и не угостят мороженым. Необходимо доступно растолковать своему чаду принцип бесплатного сыра в мышеловке.

Для того чтобы обезопасить малыша нужно указать ему на безопасные места на улице. Вы можете просто пройтись, во время прогулки, по вашему району по безопасным местам и в случае непредвиденной ситуации ему следует туда убежать и попросить о помощи. Кроме того, следует указать на места где нельзя гулять одному ни при каких обстоятельствах.

Рассказать ребенку, что лучше всего играть в компании других детей на площадке, поскольку за ними присматривают их родители и это намного безопаснее, нежели ходить одному. Ваше маленькое чудо не должно стесняться убежать с криками от человека, который кажется ему подозрительный, а также позвать на помощь взрослых, пускай он даже и ошибется, но будет, не вредим.

Когда ваш малыш подрастет и заведет себе школьных друзей, с ними следует познакомиться, а также познакомится с их родителями, обменяться номерами телефонов, что поможет быстрее выяснить место пребывания вашего непоседы.

У ребенка формируется круг близких родственников и друзей, с которыми дружат родители. Малыш должен знать, что больше никто, кроме этих людей не может забрать его из школы или садика, подвести домой или сводить на детскую площадку. Будьте осторожны и берегите ваших деток от незнакомцев.

Материал: игрушка Буратино, конверт с письмом, текст сказки «Марта и Чичи в парке» Т.А. Шорыгиной (Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. - М.: Прометей, 2002), игрушки; серия картин (уроки безопасности).

Ход занятия

Сюрпризный момент: заходит Буратино с конвертом в руках.

Дети и воспитатель здороваются. Рассмотрев конверт, садятся слушать сказку «Марта и Чичи в парке». После прочтения воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы: «Куда пришли Марта и Чичи? Кого они встретили в парке? Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем? Нужно ли воспитанным детям отвечать на вопросы незнакомцев? Почему зебра Марта не хотела разговаривать с незнакомцем? Куда он пригласил подружек? Правильно ли поступила Марта, отказавшись от предложения незнакомца? Понравился ли он вам? Почему? Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости?

Игра «Осторожно - незнакомец!» (Разыгрываем ситуации.)

Ситуация первая.

Незнакомец (взрослый) уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. (Ребёнок должен придумать и разыграть ситуацию с игрушками.) Например: «Пойдём в магазин, я тебе куплю конфет»; «У меня живёт канарейка и хочет с тобой подружиться» и т.д.

Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут.

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила:

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет:

Говори почаще: нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация вторая.

Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!» Возможные ответы: «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «У нас такая же машина»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т.д.

Затем идёт обсуждение ответов и выявление наиболее удачных.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Ситуация третья.

Незнакомый человек звонит в квартиру. Объясняет, что принёс телеграмму.

Дети дома находятся одни. Ответы детей: «Сейчас я позову маму (звонят соседке)»; «Мама в ванной, подождите немножко» и т.д.

Довести до сознания, что дверь открывать нельзя, если в доме нет родителей.

В дверь звонят, а мамы нет.

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай -

Говорит совсем чужой,

Ты скажи: «Нет мамы дома».

Не пускай его домой!

Ситуация четвёртая.

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

  • Бегать и искать маму.
  • Стоять на месте, где потерялся.
  • Обратится к милиционеру за помощью.
  • Пойдёт с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела его маму, которая плачет, ищет его.
  • Попросит прохожего отвести его в ближайшее отделение милиции.
  • Обратится к продавцу, контролёру за помощью.
  • Попросит прохожего позвонить в милицию и сообщить, что он потерялся и находится в каком-то месте и т.д. (Воспитатель разыгрывает ситуацию с игрушками на своём столе.)

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самый верный.

(Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми!

Правила поведения детей с незнакомыми людьми:

  • Не садиться с незнакомыми людьми в машину.
  • Не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашаться никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Не верить незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.
  • Никогда не хвастаться тем, что у родителей много денег.
  • Не задерживаться на улице по дороге домой, не играть до темноты.
  • Не разрешать посторонним дотрагиваться до вас.
  • Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Цели:

  • Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
  • Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
  • Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
  • Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами для работы в парах и группах.

Описание этапов урока

1. Организация начала урока.

2. Работа по освоению нового материала.

2.1. Вступительная беседа учителя с классом.

Примерное содержание беседы:

«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые… )

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.

Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы. Объясните значения этих слов)

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.» )».

2.2. Работа в парах. Прочитайте предложенные тексты. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ.

1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает :

– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее ).

Учитель: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

– Какое настроение вызывает у вас эта история?

«Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима: «Папы с мамой дома нет!»
Дима произнёс в ответ.
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй...
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Прибегает Дима к двери:
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима: «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»

Вопросы по содержанию:

  1. Какие ошибки совершил Дима?
  2. В чём проявилась его находчивость?
  3. Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.

2.4. Работа в парах. Задание школьникам: выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в стихотворении.

Список пословиц:

  • «По секрету всему свету».
  • «Держи язык за зубами».
  • «Мир не без добрых людей».
  • «Ошибка – не вина, учит людей разуму».
  • «Страх – плохой советчик».
  • «Кто много болтает – беду на себя накликает».

(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает» ).

3. Работа над закреплением нового материала.

3.1 Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь) !

3.2. Работа в группах: Соберите пословицу.

верь запирай не всякому дверь покрепче

(Ответ: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» )

Задание детям: какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»… ).

Учитель: А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона )

Учитель: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали )

– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми )

3.3. Работа с классом. Обсуждение ситуаций.

Учитель: Представьте такую ситуацию:

Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.

– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

Учитель: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?

Учитель: Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

Хочешь покататься на машине?

Учитель: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»… )

4. Итог урока:

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что надо делать, если вы одни дома?

Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?

5. Домашнее задание: Создать памятку с правилами поведения дома и на улице.

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

с осуществлением физического и психического развития, коррекции

и оздоровления всех воспитанников»

Конспект

занятия в подготовительной группе

Тема «Как вести себя с незнакомыми людьми»

Разработчик:

Бражкина Антонина Владимировна

воспитатель ЦРР – д/с «Дружба»

Качканар

Конспект занятия по безопасности в подготовительной группе

"Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», ситуативные картинки для обсуждения и выявления правильного варианта поведения. Игрушечный телефон (для инсценировки стих-я), карточки с номерами «01», «02», «03». Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,« Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

Этапы:

1. Организация детей для совместной деятельности.

2. Работа по освоению нового материала.

3. Работа над закреплением нового материала

4. Итог.

2.1. Вступительная беседа воспитателя с детьми.

Примерное содержание беседы:

«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.)

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».

2.2. Работа с наглядным материалом. Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. (воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию)

Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает:

– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).

В - ль: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

– Какое настроение вызывает у вас эта история?

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон.

Вдруг проснулся телефон.

Трубку снять скорей просил.

Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома – позови!

Своё имя назови»

Дима: «Папы с мамой дома нет!»

Дима: «А зовут меня – Димон!»

Незнакомец попрощался,

Передать привет просил,

Дима трубку положил

И опять один остался.

Час прошёл, потом второй...

В дверь звонок:

Грабитель: «Димон, открой!»

Дима: «Кто там?»

Грабитель: «Папа!»

Дима: «Нет, не верю:

Папа мой в командировке

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили,

Обмануть меня решили?

Но не всё смогли узнать.

Дверь не стану открывать!»

Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик –

Больно ты, Димон, крутой!

Не мальчишка – Буратино!

Может рядом есть Мальвина?

Так, держись – достану вас:

Я – ужасный Карабас!»

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

Дима: «Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифру 01,

А ещё 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри –

Ждут тебя ударные

Быстрые пожарные!

Если хватит вдруг удар,

Ждёт со «скорой» санитар!

А захочешь смыться, –

Ждёт тебя милиция!»

Если надо, он поможет!»

Вопросы по содержанию:

Какие ошибки совершил Дима?

В чём проявилась его находчивость?

Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..

В - ль: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:

«По секрету всему свету».

«Держи язык за зубами».

«Мир не без добрых людей».

«Ошибка – не вина, учит людей разуму».

«Страх – плохой советчик».

«Кто много болтает – беду на себя накликает».

(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»).

3. Работа над закреплением нового материала.

3.1 Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой ….(пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)!

3.2. Запомни пословицу.

Воспитатель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)

Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).

В - ль: А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)

В-ль: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)

– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

3.3. Обсуждение ситуаций.

В - ль: Представьте такую ситуацию:

Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.

– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

В - ль: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?

В - ль: Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

– Хочешь покататься на машине?

В - ль: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)

4. Подводим итог:

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что надо делать, если вы одни дома?

– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?


Большинство маленьких детей доверчивы и легко идут на контакт с незнакомыми людьми. Нередки случаи, когда злоумышленники просто уводят будущих жертв с детских площадок.Задача родителей - защитить малыша от опасных незнакомцев. А для этого необходимо научить его правильно реагировать на внимание с их стороны.

Рассказывать ребёнку о рисках, связанных с незнакомыми людьми, можно в любом возрасте. Но понять вас и адекватно применить полученные знания на практике он сможет примерно в три года. В этом возрасте ребёнок уже способен рассуждать, но ещё очень наивен и доверчив.Проще всего запретить любое общение с незнакомцами в ваше отсутствие. Нужно объяснить, что, когда вы рядом, малыш в безопасности и может говорить с кем хочет. Если вас нет - разговаривать и тем более уходить с кем-то опасно.

Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка, что за плохое поведение его заберёт дядька с мешком или Баба-Яга. В случае, если его реально схватит незнакомец, он может перепугаться и не сообразить, что делать или же воспринять похищение как наказание за непослушание, и даже не пытаться освободиться.

Детям младшего возраста бывает сложно воспринимать серьёзную информацию на слух. Чтобы малыш запомнил, как правильно себя вести, наиболее опасные ситуации можно изобразить в игровой форме. Для этого родители могут сами изобразить похитителей или поиграть в куклы с ребёнком.

Большинство детей даже относительно взрослых, в 6-8 лет наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными и с самого начала кажутся подозрительными. Объясните, что злоумышленник может быть вполне симпатичным и даже одногодком малыша. Поэтому опасно не только, когда ребёнка хватают и тащат в неизвестном направлении, но и когда:

  • Предлагают покататься на машине или сходить купить конфет;
  • Просят помочь поймать потерявшегося котёнка или показать нужный дом;
  • Звонят в дверь и просят открыть от имени электрика, сантехника и т.д.;
  • Рассказывают, что мама задержалась и попросила коллегу или друга забрать ребёнка с площадки или школы.

Ребёнок должен понимать, что любое общение с незнакомыми людьми потенциально опасно, поэтому всегда надо следовать указаниям родителей в такой ситуации.

Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми


Каждый ребёнок, который хоть на минуту остаётся без присмотра родителей или других взрослых, должен знать правила, которые помогут ему избежать опасности при общении с незнакомцами:

  • Никогда и никуда не ходить с незнакомыми людьми. Речь идёт не только о взрослых, это могут быть и дети.Если новый мальчик на детской площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее и предлагает сходить посмотреть, необходимо отказаться. Если незнакомая девочка говорит, что боится пройти мимо собаки возле дома и просит проводить, не надо этого делать.
  • Ни за что не открывать дверь незнакомцам. Кем бы они ни представлялись и что бы они не говорили, необходимо немедленно позвонить родителями и рассказать об этом. Если дома есть соседи, можно позвонить им и попросить разобраться.
  • Не разрешать незнакомым людям прикасаться к себе. Если человек приближается или протягивает руку, лучше немедленно убегать.
  • Не подходить к чужим автомобилям и тем более не садиться в них. Если водитель или пассажир просят показать дорогу, сделать это можно, указав направление рукой издалека.

Все родители стараются вырастить детей добрыми и отзывчивыми. Но ради его безопасности надо рассказать ребёнку, что он не обязан помогать незнакомому человеку, даже если этого требует общественнаямораль. Например, милая старушка просит помочь ей донести покупки в соседний дом. Конечно, хорошо воспитанный ребёнок захочет помочь бабушке. Но гораздо безопаснее будет посоветовать пожилой женщине попросить помощи у кого-то из взрослых и позвонить родителям, отойдя на безопасное расстояние.

Ребёнок должен чётко запомнить алгоритм действий в случае, если с ним заговорит незнакомец:

  • Оценка ситуации. Ребёнок должен знать, что любой незнакомец потенциально опасен. Но, если он находится в хорошо знакомом месте и родители рядом, а человек не делает попыток приблизиться, можно не паниковать раньше времени.
  • Соблюдение дистанции. Обычно более-менее безопасным считают расстояние в два метра. Покажите ребенку, сколько это, отмерив сантиметровой лентой на полу, и объясните, что, если человек приближается, необходимо отходить или убегать от него.
  • Прекращение общения. Большинство злоумышленников - неплохие психологи, они умеют найти подход к ребёнку и заговорить его, усыпив бдительность. Поэтому на любые попытки завести разговор дети должны отвечать «Сейчас спрошу у родителей» или что-то подобное, отходить на безопасное расстояние и/или звать взрослых.
  • Уход. Если незнакомец пытается навязать общение или увести ребёнка, он должен немедленно прекратить разговор и покинуть опасное место. Но делать это надо осторожно. Если для того, чтобы попасть домой, ребёнку надо зайти в пустой подъезд, тёмную подворотню и т.д., лучше не рисковать, а подойти к знакомым взрослым и рассказать о ситуации. Если поблизости нет никого знакомого, можно попросить помощи у полицейского, охранника или продавца в магазине, любого, кто явно не связан с предполагаемым злоумышленником.

Самое опасное - если злоумышленник уже схватил ребёнка и тащит. Расскажите, что в этом случае надо не только стараться освободиться любыми способами, но и звать на помощь. Обязательно надо кричать, что это чужой человек, и он ребёнка похищает, в противном случае окружающие могутрасценить это как шутку или семейную сцену.

Постарайтесь как можно понятнее рассказать ребёнку о подстерегающих его опасностях. Это не значит запугать, надо предупредить и подготовить. Помните, что ваш рассказ может спасти ребёнку жизнь.



Публикации по теме