Игровые моменты для знакомства с первыми буквами. Знакомство со звуком к и буквой к
Прибыл поезд на сортировочную станцию. Стоп, остановка! Выгружаем все из вагончиков.
Ежик выгрузит слова на звук «А»: арбуз, ананас, апельсин. Самый вкусный звук получился.
Мышка — слова на звук «О»: одеяло, овца, одуванчик.
Мишка — всё на «У»: улитка, ухо, ураган.
А ты на какой звук будешь слова выгружать? Сколько ты слов придумал?
Упражнения и игры на знакомство с буквами
СОРТИРОВКА ПО ЗВУКАМ
Упражнение научит ребенка различать звуки в слове на слух и подготовит к грамотному написанию букв, закрепит соотношения звука и его символа.
Материал. Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении — по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.
Ребенок выкладывает из коробки все предметы и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет в соответствующую ячейку.
ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ
Упражнение поможет ребенку изучить письменные символы, научит устанавливать взаимосвязи между тактильным ощущением, зрением и слухом, способствует развитию мускульной памяти.
Материал. Карточки с наклеенными на них буквами из шершавой (бархатной) бумаги.
Взрослый берет карточку, тремя пишущими пальцами обводит букву согласно правилам её написания и произносит соответствующий звук. Ребенок повторяет за взрослым. Таким образом, взрослый знакомит ребенка с двумя или тремя буквами (не более).
На втором этапе взрослый перемешивает показанные ребенку карточки и предлагает всевозможные упражнения с ними (например: «Покажи мне букву, обведи» и т.д.).
На третьем этапе взрослый, указывая на символ, спрашивает: «Какая это буква?»
К.Сумнительный
«Домашняя школа Мотессори»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине |
Цели: познакомить детей со звуком [к], [к,]; работать над новым звуком и буквой;
Образовательные: . Совершенствовать фонематический слух; . Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас; . Дифференцировать гласные и согласные звуки; . Формировать навык чтения; . Называть слова со звуками к и к* . Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её; . Соотносить звук с символом (буквы); . Находить букву в текстах; . Читать открытые и закрытые слоги с этой буквой; . Печатать букву по образцу в тетради.
Развивающиеся: . Стимулировать мыслительную деятельность детей. Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов; . вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов. . формировать фонетическую сторону речи, развитие звукового анализа и синтеза. . . Воспитательные: . Воспитывать умение работать в коллективе и в парах; . воспитывать чувство взаимопомощи; . воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи
Материалы: Игрушка - лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова - фишки, карточки; звуковой домик; фишки - похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.
Ход занятия 1. Организационный момент. -Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно. А давайте мы с вами сделаем своё солнышко. Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре) Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись? А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково - с добрым утром.
2.Основная часть Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким мы сейчас узнаем.
Сюрпризный момент «Определи на ощупь, что лежит в шкатулке» Учитель: - Что это? Дети: - Лягушка Учитель: - Как она кричит? Дети: - Ква Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове - ква? -Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку. -Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку. (Работа в парах) -Давайте определим звук К гласный или согласный?
Гласные тянутся к песенки звонкой Могут заплакать и закричать Могут в кроватке баюкать ребёнка Но не желают свистеть и ворчать
Дети, спойте звук К
Согласные согласны шелестеть Жужжать, свистеть Даже фыркать и шипеть Но не хочется им петь Учитель: -На, что похож звук К? Дети: - На кашель Учитель: Так какой же это звук? Дети: - Согласный. Учитель: - А какими бывают согласные звуки? Дети: - Мягкие и твёрдые. Задание 2. ИГРА «Найдем звук» Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака). Дети называют слова. Задание 3. Выделение и изучение звука [к,]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ. Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина? Ученики. Маркиз. Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове? Физминутка «Кузнечики» 3.Знакомство с буквой К Учитель: -На, что похожа буква К? (Показ буквы) Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж. Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению
На прямую палочку, справа села галочка Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите. Отличается большая буква К от маленькой? Дети: - Нет Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе. А теперь заселим букву К в звуковой домик.
Игровой момент: Просится буква К в домик Учитель: - Гласные пропустите меня в домик Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку Дети читают открытые слоги с буквой К Учитель: - А теперь пропустите? Дети:- Нет Спой с нами Короткую песенку Дети читают закрытые слоги с буквой К Ка, ко, ку, кы. Открытые звуки Ак, ок, ук Букву заселяем в звуковой домик.
Упражнения для глаз Смотрим близко, далеко Гладим веки мы легко Вправо, влево поглядим И тихонечко сидим. 3.Итог занятия. Учитель: Дети, что вы нового узнали.
Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К - согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком К и буквой К»
Цели: познакомить детей со звуком [к], [к, ]; работать над новым звуком и буквой;
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать фонематический слух;
Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;
Дифференцировать гласные и согласные звуки;
Формировать навык чтения;
Называть слова со звуками к и к*
Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её;
Соотносить звук с символом (буквы);
Печатать букву по образцу в тетради.
Развивающиеся:
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и в парах;
воспитывать чувство взаимопомощи;
воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи
Стимулировать мыслительную деятельность детей
Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.
формировать фонетическую сторону речи,развитие звукового анализа и синтеза.
Материалы:
Игрушка – лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова – фишки, карточки; звуковой домик; фишки – похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно.
А давайте мы с вами сделаем своё солнышко.
Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре)
Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись?
А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково – с добрым утром.
2.Основная часть
Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
А с каким мы сейчас узнаем.
Сюрпризный момент
«Определи на ощупь, что лежит в шкатулке»
Учитель: - Что это?
Дети: - Лягушка
Учитель: - Как она кричит?
Дети: - Ква
Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове – ква?
Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку.
Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку.
(Работа в парах)
Давайте определим звук К гласный или согласный?
Для этого прочитаем стихотворение
Гласные тянутся к песенки звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребёнка
Но не желают свистеть и ворчать
Дети, спойте звук К
Давайте прочитаем стихотворение про согласные
Согласные согласны шелестеть
Жужжать, свистеть
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь
Учитель: -На, что похож звук К?
Дети: - На кашель
Учитель: Так какой же это звук?
Дети: - Согласный.
Учитель: - А какими бывают согласные звуки?
Дети: - Мягкие и твёрдые.
Задание 2. ИГРА «Найдем звук»
Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака).
Дети называют слова.
Задание 3. Выделение и изучение звука [к, ]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ.
Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина?
Ученики. Маркиз.
Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове?
Физминутка «Кузнечики»
3.Знакомство с буквой К
Учитель: -На, что похожа буква К?
(Показ буквы)
Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж.
Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению
На прямую палочку, справа села галочка
Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите.
Отличается большая буква К от маленькой?
Дети: - Нет
Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе.
А теперь заселим букву К в звуковой домик.
Игровой момент:
Просится буква К в домик
Учитель: - Гласные пропустите меня в домик
Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку
Дети читают открытые слоги с буквой К
Учитель: - А теперь пропустите?
Дети:-Нет
Спой с нами Короткую песенку
Дети читают закрытые слоги с буквой К
Ка, ко, ку, кы.
Открытые звуки
Ак, ок, ук
Букву заселяем в звуковой домик.
Учитель: - А теперь напечатаем букву К и к в тетради
Упражнения для глаз
Смотрим близко, далеко
Гладим веки мы легко
Вправо, влево поглядим
И тихонечко сидим.
3.Итог занятия.
Учитель: Дети, что вы нового узнали.
Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К – согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.
«Давай-ка познакомимся!»
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.
«Здравствуйте!»
Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Откроем сердце другу»
Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
«Это - Я»
Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно - женское, другое - мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это - Я!», и меняются местами. Задача ведущего - занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит:
«Это - Я», и остается на месте.
«Теремок»
К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Я... (называет свое имя). А ты кто?
Я... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется.
«У лукоморья дуб зеленый»
На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.
«Угадай мое имя»
Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:
- мое имя начинается на букву «О»;
- мое имя заканчивается на букву «А»;
- мое имя состоит из шести букв и др.
Все остальные должны отгадать, какое это имя.
«Кто? Где? Когда?»
Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:
- в алфавитном порядке;
- по месяцам рождения;
- по знакам зодиака;
- по увлечениям.
«Веселые задания»
«Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» - с этими словами ведущий дает задания детям:
- Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше;
- Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зеркало, и при этом даже не улыбнуться;
- Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее.
«Воробей»
Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга - в другом направлении, и при этом приговаривает:
Скачет, скачет воробей - бей-бей,
Собирает всех друзей - зей-зей.
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.
Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.
И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».