Игровые моменты для знакомства с первыми буквами. Знакомство со звуком к и буквой к

Прибыл поезд на сортировочную станцию. Стоп, остановка! Выгружаем все из вагончиков.

Ежик выгрузит слова на звук «А»: арбуз, ананас, апельсин. Самый вкусный звук получился.

Мышка — слова на звук «О»: одеяло, овца, одуванчик.

Мишка — всё на «У»: улитка, ухо, ураган.

А ты на какой звук будешь слова выгружать? Сколько ты слов придумал?

Упражнения и игры на знакомство с буквами

СОРТИРОВКА ПО ЗВУКАМ

Упражнение научит ребенка различать звуки в слове на слух и подготовит к грамотному написанию букв, закрепит соотношения звука и его символа.

Материал. Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении — по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.

Ребенок выкладывает из коробки все предметы и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет в соответствующую ячейку.


ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Упражнение поможет ребенку изучить письменные символы, научит устанавливать взаимосвязи между тактильным ощущением, зрением и слухом, способствует развитию мускульной памяти.

Материал. Карточки с наклеенными на них буквами из шершавой (бархатной) бумаги.

Взрослый берет карточку, тремя пишущими пальцами обводит букву согласно правилам её написания и произносит соответствующий звук. Ребенок повторяет за взрослым. Таким образом, взрослый знакомит ребенка с двумя или тремя буквами (не более).

На втором этапе взрослый перемешивает показанные ребенку карточки и предлагает всевозможные упражнения с ними (например: «Покажи мне букву, обведи» и т.д.).

На третьем этапе взрослый, указывая на символ, спрашивает: «Какая это буква?»





К.Сумнительный «Домашняя школа Мотессори»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Цели: познакомить детей со звуком [к], [к,]; работать над новым звуком и буквой;

Образовательные: . Совершенствовать фонематический слух; . Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас; . Дифференцировать гласные и согласные звуки; . Формировать навык чтения; . Называть слова со звуками к и к* . Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её; . Соотносить звук с символом (буквы); . Находить букву в текстах; . Читать открытые и закрытые слоги с этой буквой; . Печатать букву по образцу в тетради.

Развивающиеся: . Стимулировать мыслительную деятельность детей. Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов; . вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов. . формировать фонетическую сторону речи, развитие звукового анализа и синтеза. . . Воспитательные: . Воспитывать умение работать в коллективе и в парах; . воспитывать чувство взаимопомощи; . воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи

Материалы: Игрушка - лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова - фишки, карточки; звуковой домик; фишки - похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.

Ход занятия 1. Организационный момент. -Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно. А давайте мы с вами сделаем своё солнышко. Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре) Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись? А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково - с добрым утром.

2.Основная часть Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким мы сейчас узнаем.

Сюрпризный момент «Определи на ощупь, что лежит в шкатулке» Учитель: - Что это? Дети: - Лягушка Учитель: - Как она кричит? Дети: - Ква Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове - ква? -Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку. -Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку. (Работа в парах) -Давайте определим звук К гласный или согласный?

Гласные тянутся к песенки звонкой Могут заплакать и закричать Могут в кроватке баюкать ребёнка Но не желают свистеть и ворчать

Дети, спойте звук К

Согласные согласны шелестеть Жужжать, свистеть Даже фыркать и шипеть Но не хочется им петь Учитель: -На, что похож звук К? Дети: - На кашель Учитель: Так какой же это звук? Дети: - Согласный. Учитель: - А какими бывают согласные звуки? Дети: - Мягкие и твёрдые. Задание 2. ИГРА «Найдем звук» Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака). Дети называют слова. Задание 3. Выделение и изучение звука [к,]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ. Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина? Ученики. Маркиз. Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове? Физминутка «Кузнечики» 3.Знакомство с буквой К Учитель: -На, что похожа буква К? (Показ буквы) Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж. Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению

На прямую палочку, справа села галочка Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите. Отличается большая буква К от маленькой? Дети: - Нет Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе. А теперь заселим букву К в звуковой домик.

Игровой момент: Просится буква К в домик Учитель: - Гласные пропустите меня в домик Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку Дети читают открытые слоги с буквой К Учитель: - А теперь пропустите? Дети:- Нет Спой с нами Короткую песенку Дети читают закрытые слоги с буквой К Ка, ко, ку, кы. Открытые звуки Ак, ок, ук Букву заселяем в звуковой домик.

Упражнения для глаз Смотрим близко, далеко Гладим веки мы легко Вправо, влево поглядим И тихонечко сидим. 3.Итог занятия. Учитель: Дети, что вы нового узнали.

Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К - согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком К и буквой К»

Цели: познакомить детей со звуком [к], [к, ]; работать над новым звуком и буквой;

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать фонематический слух;

    Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;

    Дифференцировать гласные и согласные звуки;

    Формировать навык чтения;

    Называть слова со звуками к и к*

    Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её;

    Соотносить звук с символом (буквы);

    Печатать букву по образцу в тетради.

Развивающиеся:

    Стимулировать мыслительную деятельность детей

    Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов;

    вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.

    формировать фонетическую сторону речи,развитие звукового анализа и синтеза.

  • Воспитательные:

    Воспитывать умение работать в коллективе и в парах;

    воспитывать чувство взаимопомощи;

    воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи

Материалы:

Игрушка – лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова – фишки, карточки; звуковой домик; фишки – похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно.

А давайте мы с вами сделаем своё солнышко.

Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре)

Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись?

А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково – с добрым утром.

2.Основная часть

Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

А с каким мы сейчас узнаем.

Сюрпризный момент

«Определи на ощупь, что лежит в шкатулке»

Учитель: - Что это?

Дети: - Лягушка

Учитель: - Как она кричит?

Дети: - Ква

Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове – ква?

Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку.

Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку.

(Работа в парах)

Давайте определим звук К гласный или согласный?

Для этого прочитаем стихотворение

Гласные тянутся к песенки звонкой

Могут заплакать и закричать

Могут в кроватке баюкать ребёнка

Но не желают свистеть и ворчать

Дети, спойте звук К

Давайте прочитаем стихотворение про согласные

Согласные согласны шелестеть

Жужжать, свистеть

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь

Учитель: -На, что похож звук К?

Дети: - На кашель

Учитель: Так какой же это звук?

Дети: - Согласный.

Учитель: - А какими бывают согласные звуки?

Дети: - Мягкие и твёрдые.

Задание 2. ИГРА «Найдем звук»

Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака).

Дети называют слова.

Задание 3. Выделение и изучение звука [к, ]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ.

Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина?

Ученики. Маркиз.

Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове?

Физминутка «Кузнечики»

3.Знакомство с буквой К

Учитель: -На, что похожа буква К?

(Показ буквы)

Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж.

Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению

На прямую палочку, справа села галочка

Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите.

Отличается большая буква К от маленькой?

Дети: - Нет

Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе.

А теперь заселим букву К в звуковой домик.

Игровой момент:

Просится буква К в домик

Учитель: - Гласные пропустите меня в домик

Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку

Дети читают открытые слоги с буквой К

Учитель: - А теперь пропустите?

Дети:-Нет

Спой с нами Короткую песенку

Дети читают закрытые слоги с буквой К

Ка, ко, ку, кы.

Открытые звуки

Ак, ок, ук

Букву заселяем в звуковой домик.

Учитель: - А теперь напечатаем букву К и к в тетради

Упражнения для глаз

Смотрим близко, далеко

Гладим веки мы легко

Вправо, влево поглядим

И тихонечко сидим.

3.Итог занятия.

Учитель: Дети, что вы нового узнали.

Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К – согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.

«Давай-ка познакомимся!»

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.

«Здравствуйте!»

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Откроем сердце другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

«Это - Я»

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно - женское, другое - мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это - Я!», и меняются местами. Задача ведущего - занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит:

«Это - Я», и остается на месте.

«Теремок»

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я... (называет свое имя). А ты кто?

Я... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется.

«У лукоморья дуб зеленый»

На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.

«Угадай мое имя»

Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:

  • мое имя начинается на букву «О»;
  • мое имя заканчивается на букву «А»;
  • мое имя состоит из шести букв и др.

Все остальные должны отгадать, какое это имя.

«Кто? Где? Когда?»

Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:

  1. в алфавитном порядке;
  2. по месяцам рождения;
  3. по знакам зодиака;
  4. по увлечениям.

«Веселые задания»

«Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» - с этими словами ведущий дает задания детям:

  1. Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше;
  2. Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зеркало, и при этом даже не улыбнуться;
  3. Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее.

«Воробей»

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга - в другом направлении, и при этом приговаривает:

Скачет, скачет воробей - бей-бей,
Собирает всех друзей - зей-зей.
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.

Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».



Публикации по теме

  • Свекровь дура обещала и не сделала Свекровь дура обещала и не сделала

    Помогите советом, как изменить отношение к свекрови? Я замужем уже 6 лет, у нас с мужем обычная семья, друг друга любим, двое детей. И всё...

  • Как удалить волосы на руках? Как удалить волосы на руках?

    Женщины готовы на любые жертвы ради красоты и привлекательного внешнего вида. С наступлением теплых дней представительницы начинают...