Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и все стороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Понятие сенсорное развитие и воспитание

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умст-венных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

Консультация для воспитателей

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) . Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) , полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В области цвета это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Любой цвет можно определить либо как оттенок 1го из 7 цветов, либо как результат их сочетания, либо как промежуточный между черным и белым.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.

Таким образом, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств.

С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения. В области цвета эталонами являются цвета спектра, которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматических. Кроме различий по цветовому тону, цвета различаются между собой по светлоте и насыщенности. Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами (хроматическими и ахроматическими) , так и овладение их связями и отношениями. Однако не все эти представления целесообразно формировать в дошкольном детстве в их полном объеме, тем более что не все они одинаково важны для развития у детей цветового восприятия.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, а позднее и их оттенки. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов.

Обучение применению представлений о цветах предполагает выработку умений группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

На 2-3 году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики) , в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого и черного. Голубой цвет не используется, так как дети в этом возрасте с трудом отличают этот цвет от синего.

Важно, чтобы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Названия отдельных цветов употребляется педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление

Описание материала : Предлагаю вам консультацию для родителей «Значение сенсорного воспитания». Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке материала к родительскому собранию или проведению консультации по данной теме, а также данный материал будет полезен заботливым родителям.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Введение

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание (13, стр.98).

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (3, стр.3).

Цель работы: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Объектом исследования является сенсорное воспитание детей раннего возраста. Предмет исследования: содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

К задачам данной работы относится:

1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста,

2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста,

3) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста,

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе рассматриваются сенсорные процессы, их характеристика и возникновение; во второй главе мы рассматриваем сенсорное воспитание детей раннего возраста, его задачи, содержание и методы; третья глава посвящена играм-занятиям по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Глава 1. Понятие и характеристика сенсорных процессов

1.1 Определение сенсорных процессов

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция), которые каждый в отдельности мы рассмотрим в нашей работе ниже (8, стр.67).

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов. Науке известно несколько видов ощущений (см. приложение 1).

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. С точки зрения качества, каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и так далее. Интенсивность ощущений определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. С точки зрения последовательности образа продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Пространственная локализация раздражителей заключается в пространственном анализе, который в свою очередь осуществляется дистантными рецепторами, даёт сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения).

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности. Нижний порог абсолютной чувствительности характеризуется минимальной величиной интенсивности воздействия, необходимой для возникновения ощущения. Верхний порог абсолютной чувствительности характеризуется максимальной величиной доболевой интенсивности воздействия. Разностный порог – это минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущений (8, стр.68).

Следует помнить, что чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности этого явления: 1) полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя; 2) притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя; 3)повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (8, стр. 69).

Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

1.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста

Как уже было сказано выше, познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует (11, стр.141).

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями (11, стр.143).

Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

Сенсорное воспитание - это залог малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

Основными задачами сенсорного развития детей в считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Подготовительные мероприятия

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

С чего начинается сенсорное развитие

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

Необходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

Ознакомление детей с предметами

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Занятия на развитие тактильных функций

Выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.

Раз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

  • подбор материалов для развития ;
  • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

Сенсорное воспитание - это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.


Сенсорное воспитание - это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание - это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
  • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

Сенсорика у самых маленьких

Сенсорное воспитание детей раннего возраста - это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Правильное развитие грудничков

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

  • Осязание - постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
  • Обоняние - ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
  • Зрение - не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
  • Вкусовые качества - после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Развитие от года и до трех лет

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Дети от 4 до 6 лет

Важнейшую роль даёт детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни - учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

В детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание - это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста - это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

Подведем краткие итоги

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

Консультация для педагогов

«Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей»

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности .

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться, играя, и, конечно, правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право, познакомить его с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками. Ребенка знакомят с фиксированными сенсорными эталонами, затем, сопоставляя с ними предметы, он получает первичные обобщенные знания об общих признаках формы, цвета и т.д. Поэтому важно определить, с какими сенсорными эталонами и как знакомить ребенка.

Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т.д.) рекомендуется вводить игры с естественным дидактическим материалом - листьями, цветами, камнями, шишками и т.д.; по признакам формы, величины, цвета.

На основе накопленного сенсорного опыта многие дети начинают понимать, что геометрические фигуры что-то отличное от обычных предметов и вещей, видят сходство и различие между реальными предметами и геометрическими фигурами. Большинство дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар, куб и т.д.) и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т.д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, учатся различать, узнавать и.т.д. Вполне понятно, сколько пользы могут принести хорошо подобранные и правильно организованные игры на называние цветов, геометрических фигур, пространственных признаков.

Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений об эталонах происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называния форм, цвета и т.д., но и увеличивается объем сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.




Публикации по теме