Интересы ребенка в 5 лет. И последний пункт выделен отдельно

Энурез — это непроизвольное неконтролируемое сознанием мочеиспускание во время ночного и/или дневного сна у ребенка старше 5 лет.

По статистике 7-12% детей в возрасте от 5 до 10 лет страдают недержанием мочи во сне (энурезом). Нередко случается так, что ребенок в 5-6 лет вдруг начинает писать в постель ночью. Почему это происходит? Причины и способы решения этой проблемы у детей рассмотрим в статье.

Ребенок 5-7 лет стал писаться ночью: как выяснить причину?

Различают первичный и вторичный энурез. Первичный энурез обусловлен отсутствием контроля за опорожнением мочевого пузыря. Но если у ребенка не наблюдалось недержания мочи более 6 месяцев, а затем он начал писаться ночью, то специалисты говорят, что это вторичный энурез. Поэтому, если ребенок в 5-6 лет вдруг начал писаться в кровать во время сна, то речь идет о вторичном энурезе.

Ночное недержание мочи может встречаться при совершенно различных заболеваниях, поэтому важно его правильно диагностировать, понять, проявлением какого патологического состояния является энурез. Он бывает вторичным и первичным, разница в том, что первичный — это тот, который появляется с самого раннего возраста, то есть когда функция контроля над мочеиспусканием еще не установилась. Вторичный – это когда ребенок с полутора лет просыпается и сам ходит ночью в туалет, а потом вдруг неожиданно в 5 — 10 лет энурез возобновляется. В подобном случае необходимо как можно скорее обратиться к врачу, ведь причиной энуреза является уже не просто незрелость нервной системы, а возникшее патологическое состояние, появившееся на фоне депрессии, невроза, стресса или страха.

Какие заболевания могут вызывать ночное недержания мочи у детей?

Заболевание Симптомы Почему возникает ночное недержание мочи? Какие анализы и обследования нужно пройти для диагностики?
Инфекция мочеполовых путей (болезнь почек, цистит) Частое мочеиспускание маленькими порциями. Воспалительный процесс побуждает мочевой пузырь опорожняться чаще. Из-за раздражения стенок мочевого пузыря появляется ночное недержание. Сдать на выявление воспалительного процесса.
Сахарный диабет Постоянный позыв к мочеиспусканию.

Потребление большого количества жидкости.

Из-за того, что малыш выпивает много воды, мозг незрелого крохи не успевает сигнализировать о своевременном опорожнении. Сдать кровь на сахар на предмет выявление
Эпилепсия Во время сна у ребенка происходят судороги, которые провоцируют произвольное мочеиспускание. Утром малыш может не помнить, что с ним происходило ночью. При эпилепсии наблюдается повышенная возбудимость головного мозга, которая в детстве протекает в виде эпилептикоподобных припадков, вследствие чего диагностируется эпилепсия. Для диагностирования заболевания ребенок должен пройти ночное обследование. Посредством специальных приборов и видео камеры, которая нацелена на кроху всю ночь, прослеживается сон малыша, записывая показания головного мозга на энцефалограмму. Эпилепсия на сегодняшний день успешно лечиться традиционной медициной.

К психологическим факторам возникновения энуреза у ребенка относятся:

  • Ссоры в доме. Когда ребенок слышит повышенный тон родителя, он на подсознательном уровне начинает бояться, даже если кричат не на него. Поэтому родителям, которые иногда позволяют себе выяснять отношения при ребенке, должны исключить этот момент из своего «рациона».
  • Психологическое давление на малыша . Когда малыш чувствует, что на него оказывают давление, например, постоянно напоминая о необходимости похода в туалет, то это заставляет кроху все делать наоборот.
  • Ревность к младшей сестре (брату) . Это также может спровоцировать малыша на ночное непроизвольное мочеиспускание. Не стоит из-за этого кричать на малыша, ведь он все равно делает это неосознанно. Чтобы решить эту проблему, уделяйте крохе больше внимания, проводите время не только с младенцем, но и старшего ребенка подключайте в процесс игры или укачивания. Дайте понять ребенку, что он также очень важен, да и еще главнее, ведь он старший и должен заботиться о малютке.
  • Насыщенные дни. Постоянный стресс не лучший спутник маленького человечка. Если вы повсюду берете малыша с собой (на работу, мероприятия, гости и т.д.), он чувствует постоянный дискомфорт и тревогу, ведь скоро опять придется куда-нибудь идти. Поэтому крохи зачастую терпят, чтобы сходить в туалет, а дома расслабляются. У малышей должен быть свой режим и от этого отступать никак нельзя.

Стоит еще отметить, что детский энурез может проявляется из-за приема медикаментов . Обычно антибиотики дают такой побочный эффект.

Что делать, если ребенок 5-6 лет писается ночью?

Ругать своего кроху за мокрую постель и штаники категорически нельзя.

В зависимости от того, по какой причине малыш не удерживает мочу ночью, лечение назначается разное.

Методы лечения ночного энуреза:

  • Медикаментозное. Этот способ заключается в принятии ребенком фармакологических препаратов: антибиотиков, антидепрессантов, препаратов для улучшения работы мозга, а также гормональных средств. После диагностики здоровья малыша врач назначает адекватное лечение, устраняющее позывы к ночному мочеиспусканию.
  • Психотерапевтическое . Этот метод предполагает лечение малыша посредством аутотренингов (самовнушения).
  • Физиотерапевтическое. Этот способ устраняет причины ночного недержания посредством иглорефлексотерапии, музыко- и магнитотерапии.

Для диагностики и лечения энуреза у детей первым делом нужно обратиться к педиатру. Он, сделав первичную диагностику малыша, направит к специалисту узкого профиля, который в дальнейшем и будет лечить ребенка от энуреза.

В зависимости от причины ночного недержания мочи педиатр может направить ребенка на консультацию к следующим специалистам:

  • урологу;
  • нефрологу;
  • физиотерапевту;
  • гомеопату;
  • неврологу;
  • психиатру;
  • психологу.

В борьбе с детским энурезом помогут следующие советы:

  • Проследите, что малыш перед сном сходил в туалет . Введите это в его режим и сделайте своеобразной традицией.
  • Вечером исключите громкий шум : телевизор, компьютер и т.д. Малыш должен прибывать в спокойствии.
  • Не ругайте чадо за такой «конфуз» , но ласково и с любовью акцентируйте внимание на то, что писать нужно в горшок, а не в кроватку.
  • За два часа до сна не стоит кроху поить кефиром или молоком . Эти продукты обладают мочегонным свойством.
  • Режим сна – дело эффективное. Приучите кроху ложиться и вставать в определенное время. В таком случае вам проще будет предупредить ночное мочеиспускание.
  • Будить ночью кроху не следует . Во сне он восстанавливает силы, растет, развивается. Но, если вы слышите шевеления, можете ласково попросить малыша пописать на горшок и дальше уложить спать.
  • Не используйте подгузник на ночь . Врачи против такого подхода, так как это, напротив, замедляет процесс лечения.

Мнения врачей о причинах недержания мочи у детей

Детский врач-психоневролог О.Кузьмичева:

Ночное недержание мочи часто связано с тем, что такие дети очень глубоко спят. Образно говоря, в мозге не работают центры, отвечающие за пробуждение ночью во время позыва на мочеиспускание, то есть этот позыв до сознания не доходит, ребенок не просыпается. Можно сказать, что патологически глубокий сон нередко является причиной энуреза.
Еще одной причиной могут быть эпилептические приступы, очень часто они бывают ночными, незаметными и практически всегда сопровождаются недержанием мочи. Энурез возникает и на фоне невротических состояний, стрессов в начале приема успокаивающих средств. Повышенная возбудимость мочевого пузыря также может стать причиной энуреза.
Но одной из главных все-таки считается патология центральной нервной системы. Если врач, обследующий ребенка с энурезом, не нашел причины этого патологического состояния, нужно идти к другому, более квалифицированному специалисту.

Врач И. Ганиева:

Родители должны проявить ангельское терпение и такт. Важно, чтобы в семье были мир и покой, а ребенок постоянно чувствовал любовь, заботу и поддержку самых близких людей. Существует один из методов неправильного лечения – это сокращение количества жидкости, чтобы ребенок не писался, таким образом родители пытаются облегчить жизнь себе и ребенку, но это неправильно, количество жидкости всегда должно быть достаточным. Просто лучше не пить за 3 — 4 часа до сна. А также сократить употребление некоторых продуктов и напитков: шоколада, какао, крепкого чая, кофе, маринадов, газировки, копченостей. Очень важно не переохлаждаться и соблюдать гигиену половых путей.

Е.И. Черноруцкая, врач-нефролог:

Самые простые как для пациентов, так и для врачей болезни, это те, которые имеют одну причину и, соответственно, стандартное лечение против этой причины. Все же остальные болезни, имеющие множество причин (полиэтиология), всегда вызывают множество споров и сомнений среди медиков. К таким заболеваниям или, правильнее сказать, состояниям относится и энурез. Если считать глубокий сон причиной энуреза, то непонятно, почему другие дети с глубоким сном не писаются ночью – верно? Если считать болезни почек причиной энуреза, то, смею Вас уверить, что довольно редко пациенты с проблемами почек (Не мочевого пузыря!) писаются по ночам, обычно они просыпаются и идут в туалет 2-3 и более раз, но просыпаются!

Вывод один: при энурезе существует три составляющие: глубокий сон, превышение объема мочи, изменение чувствительности рецепторов мочевого пузыря. Каждая составляющая в отдельности далеко не всегда приведет к энурезу. Только сочетание нескольких причин из разных групп может привести к энурезу. В ряде случаев в течение жизни происходит наслоение и других причин, что или дает повторное проявление энуреза или не позволяет произойти «самоизлечению» — одного из самых любимых способов лечения родителей и некоторых врачей, не желающих вникать в суть проблемы.

Если ваш ребенок 7-10 лет писается в кровать, то много полезных советов вы найдете у нас на сайте в статье:

Проблема детского энуреза сегодня качественно решается. Семье нужно набраться терпения и ни в коем случае не порицать малыша, ведь можно развить в нем внутренние комплексы. При регулярном и комплексном лечении дети навсегда избавляются от такого рода проблемы.

Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.

В пятилетнем возрасте рацион ребенка уже не имеет тех ограничений, что были еще совсем недавно – его можно и нужно расширять. При этом объем подаваемых продуктов следует увеличивать постепенно, а количество приемов пищи сократить с пяти до четырех.

Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны. И существует только один способ восполнить возросшие затраты энергии. Заключается он в правильном и сбалансированном питании. При этом рацион должен включать разнообразные продукты, отвечающие возрасту ребенка, и учитывать его пожелания (в разумных пределах). При соблюдении данного условия вес ребенка будет соответствовать нормам, установленным для пятилетнего возраста.

Не стоит забывать, что пищеварительная система детей в 5 лет имеет свои особенности. У ребёнка уже имеются в среднем 20 зубов, и родителям может показаться, что есть ему можно все. Но нужно понимать, что функции печени, желудка, поджелудочной железы и кишечника еще не достигли должной зрелости. Органы пищеварения в этом возрасте чувствительны к составу продуктов, а также нарушению режима питания. Поэтому для полноценного развития важно следовать заранее разработанному меню.

Если родители слабо контролируют рацион своего чада и слишком потакают его капризам, в организме ребенка может начаться развитие хронических заболеваний пищеварительной системы. В первую очередь это приведет к недобору веса или, напротив, к ожирению. Могут проявиться и другие нарушения, на первый взгляд, не связанные с перевариванием и усвоением пищи.

Основные признаки:

  • слабое физическое развитие;
  • пониженная способность к восприятию и усвоению обучающих программ;
  • нарушение работы кишечника, чаще всего проявляющееся в виде запора или диареи.

Крайне важно обеспечить ребенку правильный режим дня и своевременные приемы здоровой пищи. Не меньшее значение имеет сочетаемость продуктов в детском меню, их калорийность, а также объем пищи, съедаемой за день.

Формируем режим питания

Важный момент в планировании питания дошкольников 5 лет – объем подаваемых блюд. За день пятилетний ребенок должен получать приблизительно 1800 г здоровых продуктов. Даже если ваш непоседа никогда не отказывается кушать, лучше придерживаться этой нормы, чтобы избежать проблем, таких как нарушение веса и сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

Общий объем продуктов необходимо делить примерно на равные порции. Другими словами, за один раз ребенок должен съедать порцию весом 450-550 г.

Благодаря большому выбору рецептов, продуктов и способов их приготовления, рацион пятилетнего ребенка можно сделать в равной степени разнообразным и сбалансированным. В этом возрасте малышам можно предлагать почти любые блюда, за исключением особенно острых или горьких. В меню дошкольника разрешается включать консервы, но изредка и понемногу.

Если без консервированных продуктов не обойтись, выбирайте те, в которых не содержится бисфенол-A (BFA). Информация о его наличии либо отсутствии должна быть указана на этикетке.

Аккуратно следует включать в питание ребенка жирную пищу, так как на ее переваривание требуется больше времени и энергии. Вот почему подавать детям высококалорийные, с высоким содержанием жира блюда следует только в первой половине дня.

Интервалы между трапезами

Процесс переваривания пищи у пятилетнего ребенка составляет примерно 3-3,5 часа, а значит, и интервалы между едой должны примерно соответствовать указанному диапазону времени.

Идеальный график приема пищи для 5-летнего непоседы:

  • завтрак в 8 часов утра;
  • обед после 12 дня;
  • полдник примерно в 15:30;
  • ужин не позднее 19 часов вечера.

В перерывах между кормлениями необходимо следить, чтобы ребенок не перекусывал. Особенно это касается сладостей.

Важно придерживаться здорового соотношения жиров, белков и углеводов в пропорции: 1:1:4.

Суточная потребность в калориях, необходимых для нормального роста и развития пятилетнего ребенка, составляет примерно 1970 ккал.

Если для ребенка 3-4 лет основу рациона составляли жидкие каши, то к 5 годам на их место приходят каши рассыпчатые, из напитков в меню появляются какао и чай с молоком.

Некоторые родители по незнанию преждевременно начинают давать своему чаду другой бодрящий напиток. Не думайте, что в этом возрасте вашему . Это не слишком разумное решение.

Продуктовая корзина

  1. В ежедневном меню развивающегося с каждым днем ребенка должны присутствовать мясо, овощи и фрукты.
  2. Яйца и рыбу готовят 2 раза в неделю.
  3. Сливочное масло закрепляется в детском меню на постоянной основе.
  4. Растительные масла лучше чередовать, чтобы получить максимум пользы и обезопасить малыша от возможной аллергии. Самые популярные мамочкины помощники: оливковое, кукурузное, соевое, подсолнечное и льняное масло. Они позволяют вашему чаду получать столь нужный витамин E и полиненасыщенные жирные кислоты в нужном объеме.

Овощи и фрукты

Некоторые родители допускают большую ошибку при организации сбалансированного питания своих деток – дают недостаточное количество фруктов и овощей, особенно в сыром виде. Из-за этого растущий организм получает мало растительных белков, натуральных ферментов, пектинов, эфирных масел, фитонцидов и прочих веществ, препятствующих размножению в пищеварительном тракте гнилостных бактерий и грибков.

При недостатке овощей в детском рационе нередко случаются запоры. Поэтому так важно включать в меню салаты из сырых овощей с добавлением зеленого лука и другой свежей зелени.

Диетологи советуют подавать на завтрак и ужин блюда из овощей и фруктов. Это может быть овощное рагу из тушеных ингредиентов или салат из свежих продуктов, творожная запеканка с фруктами, ягодами, тертым кабачком или картофелем.

Сырая, не прошедшая термическую обработку растительная пища нужна для укрепления иммунитета и улучшения пищеварения. Свекольный салат, например, является отличным профилактическим средством от запоров.

Но следует отказаться от использования чеснока и горьких сортов лука, чтобы не отбить у ребенка любовь к овощам.

Нормы и правила

Педиатры советуют следить за калорийностью и сбалансированностью детского питания и не перегружать растущий организм.

Энергетическая ценность завтрака должна составлять около 25 % от положенной суточной калорийности, тогда как обеда – примерно 40 %. За сытной полуденной трапезой и небольшим отдыхом следует полдник, включающий легкие блюда, общая калорийность которых не превышает 10 %. Оставшиеся 25 % приходятся на последний прием пищи – ужин.

При составлении недельного сбалансированного меню для ребенка 5 лет нужно учесть характер питания в дошкольном учреждении (ДОУ). В садике строго подходят к составлению рациона, чтобы малыши набирали вес в пределах нормы. Но заботливым родителям не помешает уточнить меню, чтобы сделать детский стол более разнообразным и богатым на полезные вещества.

Если меню садика показалось вам слишком однообразным, не следует кормить ребенка и дома такой же «скучной», хоть и полезной для него едой. Проявите немного фантазии.

Приятные исключения

Дети в возрасте 5 лет могут употреблять сладости. Но мамам все-таки придется следить за количеством всяческих вкусностей и реакцией организма ребенка на них. Излишки сладкого приводят к избыточному весу ребенка и, как следствие, – замедлению развития.

Раз в неделю можно порадовать растущий организм чем-нибудь особенным. Например, многим деткам нравится домашняя пицца из колбасы, овощей и зелени. Такой вкусный сюрприз и рацион не испортит, и внесет в меню необходимое разнообразие.

Напитки

Вам следует обеспечить своего непоседу необходимым количеством жидкости. Можно заранее приготовить ребенку различные морсы, компоты, соки и чай (желательно слабо заваренный или травяной).

Из напитков лучше всего давать натуральные соки, компот из сушеных фруктов, отвар шиповника, а также питьевую воду с йодом и селеном (последнее особенно актуально для регионов с недостаточным содержанием этих микроэлементов в почвах).

Помните, что летом необходимость в жидкости увеличивается в разы, поэтому нужно обеспечить ребенку выбор полезных напитков, чтобы он не страдал от жажды и обезвоживания.

Составить правильное суточное меню для ребенка 5 лет не так просто. Нужно учесть рекомендации специалистов.

  1. Начнем с каш – их много и все они очень полезные, но в суточном меню не должно значиться более одного крупяного блюда.
  2. Не стоит сочетать блюда, в которых содержится много белка, с жирами: пища в этом случае будет надолго задерживаться в желудке, а для ее переваривания потребуется гораздо больше пищеварительных соков. Так можно набрать ненужный вес. Белковые продукты лучше употреблять в первой половине дня.
  3. В обед желательно включать в рацион ребенка суп: мясные и овощные бульоны положительно влияют на работу пищеварительной системы, предотвращают появление запоров.
  4. На ужин нужно давать пищу, которая легко и быстро усваивается, ведь ночью организм не тратит энергию. На эту роль подходит растительная и молочная пища.
  5. Но далеко не все продукты, включая даже самые полезные, должны присутствовать на ежедневной основе. Например, рыбу следует предлагать всего 2 раза в неделю.
  6. Из круп наиболее ценными для нормального роста и развития ребенка являются гречка и овсянка. Их отличает максимальное содержание белков и минеральных соединений.

Детское меню желательно составлять заранее, примерно на неделю вперед, чтобы учесть все нюансы правильного сбалансированного питания детей в возрасте 5 лет.

3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров -перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

Наиважнейшая работа родителей - воспитание ребенка. От воспитания зависит его будущее и будущее родителей.

Развитие ребенка

Когда исполняется 5 лет ребенку, он начинает воспринимать себя в первую очередь как личность. Он замечает различие полов, становится важным, как он выглядит. Ребенок начинает понимать, что отличается от других. Дети этого возраста имеют свое мнение и отстаивают его. Со стороны, кажется, что они несговорчивы и упрямы, но ребенку очень важна реакция родителей. Они хотят нравиться родителям.

Пятилетки развиваются достаточно активно. Основными местами нахождения ребенка становятся дом и садик. Ребенок дома может продолжать начатую в садике игру. Детей не интересуют дорогие игрушки. Они с удовольствием играют любимыми машинками и куклами. Очень нравится детям, когда им читают стихи или сказки. Еще малыши любят играть на музыкальных инструментах, в большей степени игрушечных. Их интересует музыка, и дети увлеченно ее слушают.

Речь ребенка в в этом возрасте осмысленна, он говорит предложениями с использованием обобщающих слов. Словарный запас составляет 2500-3000 слов. Обратите внимание на знание ребенком сведений о себе и родных. Пятилетний ребенок должен уметь контактировать с детьми. Он уже может подойти к другим детям или ребенку, заговорить с ними, начать игру. Чтобы ребенку было легче наладить отношения с детьми, следует учить его сдерживать свойственную этому возрасту беспричинную агрессию. Дети с удовольствием будут играть с пятилетним малышом, если он охотно делится игрушками, умеет поддержать разговор, внимателен к другим детям.

Следует научить его вежливо просить, о чем либо, благодарить, делать комплименты.

Когда исполняется 5 лет ребенку, он продолжает задавать много вопросов. Отвечать ему нужно доходчиво и терпеливо. В этом возрасте дети охотно помогают родителям, выполняют указания. Ребенок с радостью поможет родителям накрыть стол. Ему приятно видеть всю семью за столом, слушать разговоры. Стоит привлечь малыша к обсуждению планов на отпуск, крупных покупок, привлекать к распределению семейного бюджета. Важно помнить, что ребенок запоминает все, о чем говорят взрослые между собой. Он, скорее всего, будет повторять ваши слова в игре и при общении с другими детьми. Ребенок как губка впитывает отношение взрослых к окружающему миру. Поэтому в присутствии ребенка необходимо контролировать свои высказывания и слова.

Ребенка постоянно нужно хвалить за хорошие поступки, не ругать в присутствии посторонних. Малыш испытывает необходимость в любви и учится отдавать ее людям. Больше обнимайте его, дарите всю свою любовь и нежность.

Развивающие занятия для детей в возрасте 5 лет

В этом возрасте ему очень нравится работать с пластилином, раскрашивать картинки, вырезать фигурки из бумаги, склеивать фигурки, строить из деталей конструктора, собирать мозаику. Ребенок запоминает стихи и тексты песен, может пересказать небольшой рассказ, начинает запоминать цифры и буквы. Он может сосчитать до 10, сравнить числа, различать цвета подбирать оттенки, знает алфавит. Пятилетка уверенно различает времена года, части тела человека, распознает живую и неживую природу. Ребенок может рассказывать интересные истории, объяснить предназначение предметов. Он различает понятия: далеко, близко, вперед, назад и т. д.

Очень важны логические игры. Полезным занятием будет сбор пазов и картинок на кубиках. Важно помнить, что ребенок не может делать несколько заданий одновременно. На вопросы ребенка нужно отвечать доступно. Уже можно проводить занятия по развитию навыков письма – писать в тетрадке палочки, крючки и т.д. Перерыв в занятиях целесообразно делать через 15 минут. Старайтесь не перегружать ребенка занятиями.

Мальчики в пять лет могут играть с девочками куклами. Такое поведение характерно для этого возраста. Малышам нравится ходить в гости к друзьям, устраивать чаепитие. Было бы уместным приобрести для ребенка кукольный театр, состоящий из кукол, надевающихся на руку. Так ребенок сможет придумывать сюжеты сказок, или играть роли в знакомых сказках.

В таком возрасте ребенку нужно уделить внимание физическому развитию. Ребенок очень активен. Можно записать его на секции и приобрести спортивный уголок. Ребенок с увлечением и удовольствием будет заниматься на нем. Рост пятилетнего мальчика от 105 до 112 см, рост девочки в 5 лет от 105 до 115 см. Подбирая стол для занятий ребенку, отдайте предпочтение регулируемому столу и стулу. Малыш должен доставать ногами до пола, спина должна быть ровной. Для развития ловкости рук ребенка проводите игры с мячом, лазание и другие упражнения.Комната ребенка должна быть освещена, содержаться в чистоте. Постоянно нужно проводить влажные уборки, следить за освещением рабочей зоны.

Особенности общения с пятилетним ребенком

В пять лет у детей развивается фантазия. Взрослые иногда воспринимают ее как ложь. Нужно научиться различать, когда ребенок обманывает, оправдывая свой плохой поступок, а когда рассказывает выдуманную историю. Нужно объяснить ребенку, почему важно говорить правду и какой вред может причинить ложь. Важно проявить терпение в этом вопросе. Ребенок, скорее всего, не усвоит с первого раза как нужно себя вести. Дети еще не умеют себя контролировать. Многократное повторение может дать положительный результат. Если вы решили наказать малыша это лучше сделать непосредственно после проступка. Позже он не сможет понять, за что наказан. Очень важно в этом возрасте соблюдать режим дня. Детишки еще должны спать в дневное время, а ночной сон должен составить 10 часов. Важно не менять привычную обстановку и образ жизни ребенка. Любое изменение влечет стресс. Он чутко реагирует на малейшее изменение обстановки и правил. Пятилетний ребенок уже может самостоятельно чистить зубы, но родителям нужно постоянно напоминать об этом. Он может самостоятельно купаться под присмотром взрослых.

В пятилетнем возрасте ребенок отдает предпочтение знакомым простым блюдам. Он с опаской относится к кулинарным новшествам. Ребенок в возрасте пяти лет может быть импульсивны, легко возбуждаются, подвержены страхам. Взрослым необходимо следить за своими эмоциями, дети во всем копируют у родителей манеру поведения в семье.

День рождения ребенка

День Рождения ребенка - это праздник друзей и семьи! Пригласите на праздник друзей. Неправильно усаживать сразу детей за стол. Сначала лучше поиграть и нагулять аппетит. Если квартира маленькая можно провести игры во дворе. Подойдут такие игры: «Дело в шляпе», «На что это похоже», «Слова по теме», «Фантазеры». Лучше всего поздравить ребенка неожиданно. Дети обожают сюрпризы. Уведите именинника, выключите свет и внесите праздничный торт. Верните именинника только после отсчета и переодетого в красивый костюм. В программу праздника на день рождения ребенку 5 лет уже можно включить конкурсы с определением победителя. Детям присуще желание победить и азарт. Но не все умеют проигрывать. На таких детей стоит обратить внимание и тем более, если это именинник. Можно воскликнуть слова поддержки готовому разрыдаться малышу. Именинника нужно заранее подготовить и открыть ему секрет: праздник будет веселым и запоминающимся, если всем детям будет весело.

Организовывая игры, стоит придерживаться некоторых правил. Не нужно проводить игру до тех пор, пока она всем надоест. Неплохо будет сделать перерыв на танцы или угощение, так же можно рассмотреть подарки. Иногда дети могут так разыграться, что даже не услышат водящего. В это время уместно провести игру. Еще вначале вы договариваетесь с детьми, о правиле: если взрослый произносит условную фразу, все сразу замирают. Например, «Кошки замрите!» и дети мгновенно исполняют команду. Теперь можно произносить все, что необходимо. Дети услышат вас.

По окончанию игры победителям вручаются грамоты. Чем смешнее содержание грамот, тем лучше. Например: «Данная грамота позволяет владельцу хвастаться победой и показывать прохожим медаль». Подпись: именинник, мама, папа. Веселого праздника!

Обратите внимание!



Публикации по теме