Детский рабский труд в царской россии. Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление

Согласно переписи населения 1900 года, в Соединенных Штатах насчитывалось 1,7 млн. несовершеннолетних, вынужденных трудиться наравне со взрослыми. Уже к тому времени детский труд во многих штатах был под запретом, но едва ли где-то соблюдался. Лишь в 1908 году запрет распространился на всю страну, но и после этого понадобились еще годы, пока с проблемой не начали бороться по-настоящему. С 1910 по 1918 год фотограф Льюис Хайн документировал детский труд в США. По заданию организации National Child Labor Comittee (NCLC) он объездил всю страну, правдами и неправдами проникал на фабрики и шахты, немало рисковал. Во многом именно его снимки, а также лоббистская работа NCLC изменили в США взгляд на проблему.

(Всего 25 фото)

1. Декабрь 1908 года, работница текстильной фабрики Mollahan Mills в Ньюберри, Северная Каролина.

2. 8-летний Ричард на лесопильном заводе в Истпорте, штат Мэн. Это 1911 год. Обратите внимание на перебинтованный палец.

3. Янаварь 1911 года. Работа за прядильным станком в Мэйконе, Джорджия.

4. Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.

5. Сигарная фабрика Englahardt und Co. в Тампе, Флорида.

6. 7-летний торговец газетами Феррис в городе Мобайл, Алабама. Октябрь 1914 года.

7. 8-летняя Дженни на сборе клюквы в Пембертоне, Нью-Джерси. 1910 год.

8. Август 1915 года, в западном Массачусетсе: 8-летний Джек на перевозке молочных бидонов. По свидетельству фотографа он сам их загружал.

9. 7-летняя Рози на разделке устриц в Блаффтоне, Южная Каролина. Снимок сделан в феврале 1913 года, к тому времени Рози работала уже 3 года.

10. Корзинное производство в Эвансвилле, Индиана. Октябрь 1908 года.

12. Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года.

13. Октябрь 1916 года: 11-летняя Калли на сборе хлопка в графстве Поттаватоми, Оклахома. Привет, Узбекистан 21-го века!

17. В Нью-Йорке.

18. 11-летний курьер Перси в ноябре 1913 года в Шривпорте, Луизиана. На самом деле он в хорошем настроении: только что получил хорошие чаевые.

19. Малолетний монтажник телеграфной линии в Кунтукки, август 1916 года.

И признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино , театр , эстрада). Дети часто бывают вовлечены в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию . В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях .

Причины

Детский труд может быть рассмотрен как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, например:

  • мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей.
  • традиция преемственности профессии.
  • убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек.

Вышеуказанные традиции могут быть настолько сильны, что дети, а также и родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.

История

Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. Скорее всего, трудоспособные дети помогали ещё в первобытных обществах . В средневековой Европе дети, обучаясь у вольных ремесленников, а затем у цеховых , помогали им.

Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше. Там существовало множество запретительных правил внутреннего распорядка, например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте (для чего на окнах висели решётки или заглушки), играть в перерывах на еду.

В Британии ещё существовали работные дома , где нищие (взрослые и дети) трудились принудительно в близких к тюремным условиях. О тяжелейших условиях детского труда писал английский историк Генри Джиббингс (англ. ) в книге «Промышленная история Англии» . Одним из первых внимание к проблеме детского труда в Британии привлёк знаменитый реформатор Роберт Оуэн - в 1816 г. он выступал об этом в Парламенте . С конца XVIII века и на протяжении XIX будущих ремесленных учеников («английских рабов», как называл их писатель) обычно набирали в работных домах, и, когда они попадали в «учение» на городские фабрики, то не получали никакого жалования, одежды. Часы труда были ограничены лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). Дети часто работали до 16 часов подряд, иногда ночью, а в воскресенье чистили машины. Кормили их самой дешёвой и плохой пищей, которая часто шла также на корм свиньям. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые пытались бежать с фабрики, и чтобы предупредить бегства, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы: они работали и спали в цепях. Такому же обращению подвергались и молодые женщины. Многие, не выдержав непосильного труда, умирали, и их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого «рабства». Некоторые совершали самоубийство для избавления от мучений.

Сегодняшняя тема будет крайне интересна и показательна. Во-первых, вы узнаете, почему детский труд и труд женщин был очень востребован в Российской империи и использование такого труда только росло, во-вторых, вы узнаете, сколько зарабатывали те, кто работали на производстве в Российской империи и в странах Европы, и как это отражалось на их благосостоянии, и в-третьих, вы узнаете о том, как росли цены в соотношении к росту зарплаты, становился ли рабочий человек более зажиточным, или наоборот, беднел…

Источник сегодняшнего материала — Н.А. Рубакин «Россия в цифрах» (С-Петербург, 1912 год).

Нижеприведенная таблица позволяет наглядно видеть, как распределяются мужской, женский и детский труд по некоторым производствам. Таблица эта относится к 1900 году и охватывает собой более полутора миллиона рабочих, из которых 80 тыс. работало на стороне:

Из каждой тысячи рабочих:

1. Обработка металлов: мужчин – 972, женщин – 28, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 11 детей.

2. Обработка питательных веществ: мужчин – 904, женщин – 96, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 14 детей.

3. Обработка дерева: мужчин – 898, женщин – 102, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 12 детей.

4. Обработка минеральных веществ (особенно стеклянное производство): мужчин – 873, женщин – 127, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 63 ребят.

5. Обработка животных продуктов: мужчин – 839, женщин – 161, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 17 детей.

6. Обработка химических веществ: мужчин – 804, женщин – 196, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 2 детей.

7. Обработка бумаги: мужчин – 743, женщин – 257, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 58 детей.

8. Обработка волокнистых веществ: мужчин – 554, женщин – 446, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 27 детей.

9. Нефтеперерабатывающие заводы: мужчин – 995, женщин – 5, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 4 детей.

10. Винокуренные: мужчин – 986, женщин – 14, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 4 детей.

11. Фруктовые, виноградные, водочные: мужчин – 937, женщин – 63, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 40 детей.

12. Пивоваренные: мужчин – 914, женщин – 86, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 15 детей.

13. Свеклосахарные: мужчин – 876, женщин – 124, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 17 детей.

14. Водочные: мужчин – 570, женщин – 430, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 23 детей.

15. Спичечные фабрики: мужчин – 518, женщин – 482, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 141 ребенок.

16. Табачные: мужчин – 322, женщин – 678, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) – 69 детей.

«Вряд ли нужно доказывать, что собственники промышленных предприятий всячески стараются, где только можно, заменить мужской труд женским и детским, как более дешевым, и всякие экономические бедствия, обрушивающиеся на страну, несомненно, увеличивают предложение женского и детского труда, а значит ведут и к падению заработной платы. Тому же явлению способствует и политика, чрезмерно благосклонная к собственникам. С каждым годом женский и детский труд находят себе все большее и большее применение, что иначе и быть не может при той поддержке, какую находят в правительстве собственники заводов и фабрик. Это нарастание женского труда и детского, и все большая и большая замена ими труда мужского, видна из следующей таблицы:

Из каждой 1000 рабочих было:

Женщин:

На табачных фабриках: в 1895г. – 647 чел., в 1904г. – 678 чел.

На спичечных фабриках: в 1895г. – 451 чел., в 1904г. – 482 чел.

На пивоваренных заводах: в 1895г. – 24 чел., в 1904г. – 86 чел.

Детей:

На табачных фабриках: в 1895г. – 91 чел., в 1904г. – 69 чел.

На спичечных фабриках: в 1895г. – 105 чел., в 1904г. – 141 чел.

На пивоваренных заводах: в 1895г. – 4 чел., в 1904г. – 14 чел.

Из этого видно, что применение женского труда возросло во всех трех производствах, указанных выше, а труд детей – на спичечных фабриках и пивоваренных заводах. Интересно, что даже среди малолетних, девочки понемногу вытесняют мальчиков, т.к. и здесь их труд оплачивается дешевле, чем труд этих последних. Например, в 1895г. на спичечных фабриках на каждую тысячу малолетних рабочих приходилось 426 девочек и 574 мальчика, а в 1904г. уже 449 девочек и 551 мальчик. Еще больше возросло число работниц-девочек на табачных фабриках за этот же промежуток времени (с 511 до 648 в каждой тысяче). Появились работницы-девочки и на сахарных заводах, где их раньше вовсе не было (с 0 до 26 на каждую тысячу). Цифры эти говорят сами за себя»

А теперь давайте оценим, как же в Российской империи оплачивался труд рабочего вообще и детский труд в частности.

Возьмем обычного чернорабочего. По данным Вашингтонского бюро труда 1904 г., средний заработок чернорабочего в месяц равнялся:

В Соединенных Штатах – 71руб. (при 56 рабочих часах в неделю);

В Англии – 41руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);

В Германии – 31руб. (при 56 рабочих часах в неделю);

Во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);

В России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).

Еще яснее видна громадная разница в размере средней заработной платы в России и за границей из следующей таблицы д-ра Е.Дементьева, который сопоставляет в ней средние месячные заработки в Московской губернии, в Англии и в Америке в рублях (для всех без исключения производств):

a) Московская губ.: мужч. – 14,16 руб., женщ. – 10,35 руб., подросток – 7,27 руб., малолетка – 5,08 руб.

б) Англия: мужч. – 21,12 руб., женщ. – 18,59 руб., подросток – 13,32 руб., малолетка – 4,33 руб.

б) Массачузетс: мужч. – 65,46 руб., женщ. – 33,62 руб., подросток – 28,15 руб., малолетка – 21,04 руб.

Сведения эти относятся к 80-м годам, но от этого их сравнительное значение не уменьшается, т.к. заработная плата повысилась, и в Англии, и в Америке, и в России с 1880 по 1912 гг., к тому же в пропорции, еще менее благоприятной для русского рабочего. Как известно, под давлением экономических и иных неурядиц, заставляющих население работать и за скудное вознаграждение, заработная плата русских рабочих, лишенных почти всякой возможности бороться мирными средствами за ее повышение, проявляет относительно малую склонность к повышению. Цены же на рабочие руки в Англии и Америке растут из года в год. Таким образом, и без того значительная разница в заработке, отмеченная Е. Дементьевым, в настоящее время стала еще значительнее.

«Заработная плата, констатировал в свое время Е. Дементьев, как по отдельным производствам, так и в средних величинах для всех, без различия, производств, в Англии, а в особенности в Америке, превосходит русскую вдвое, втрое, даже впятеро». Месячная выработка каждого рабочего без различия пола и возраста, в среднем, выше чем у нас: в Англии – в 2,25 раза, в Америке же в 4,8 раза. Выражая ее в рублях находим:

Месячный заработок в:

Московской губ. – 11 руб. 89 коп.

Англии – 26 руб. 64 коп., т.е. выше русского на 124, 05% (!!!)

Массачузетс – 56 руб. 97 коп. т.е. выше русского на 379, 14% (!!!)

В Англии мужчины получают в 2,8 раза больше, чем у нас, женщины в 1,1 раза, подростки – в 1,2 раза. В Массачузетсе мужчины получают в 4 раза больше, чем у нас, женщины в 2,5 раза, подростки – в 3,2 раза.

Новейшие данные дают следующую сравнительную таблицу средних заработков для рабочих трех категорий механического производства, если принять за 100 заработную плату английских рабочих:

Слесаря и токаря:

Англия – 100, Германия – 90,6, Бельгия – 67,3, С-Петербург – 61,5

Чернорабочего:

Англия – 100, Германия – 100, Бельгия – 73,0, С-Петербург – 50,2

Средний бюджет рабочей семьи у нас и за границей (в рублях):

Англия – 936 грн.;

Соединенные Штаты – 1300 грн.;

Германия – 707 грн.;

Европейская Россия – 350 грн.;

С.-Петербург – 440 грн.

Но сравнение заработной платы по ее абсолютным размерам еще мало говорит о положении русского рабочего. Для большей ясности картины необходимо сравнить заработную плату и ее изменения, с течением времени, с ценами на главные предметы потребления и с колебаниями этих цен.

Фабричными инспекторами собраны данные, охватывающие около 1.200.000 рабочих. По этим данным годовой заработок рабочих изменялся за 1900-1909 г.г. следующим образом:

1900 г. – 194 руб.;

1901 г. – 202,9 руб.;

1902 г. – 202,4 руб.;

1903 г. – 217 руб.;

1904 г. – 213,9 руб.;

1905 г. – 205,5 руб.;

1906 г. – 231,68 руб.;

1907 г. – 241,4 руб.;

1908 г. – 244,7 руб.;

1909 г. – 238,6 руб.

Заработная плата за 1990-1909 гг. выросла на 23%. Как будто бы выходит, что положение изменилось за это время для рабочих в значительно лучшую сторону. Но это не совсем так.

Обратим внимание, прежде всего, на те группы товаров, в которые входят предметы продовольствия. В таком случае оказывается, что:

— хлебные продукты возросли за 1900-1909 гг. на 36,1%;

— животные продукты возросли за 1900-1909 гг. на 30%;

— масличные продукты возросли за 1900-1909 гг. на 21,2%.

За эти же годы группа бакалейных товаров возросла на 1,5%, а прядильных (предметы одежды) – на 11,3%.

Вышеприведенные данные показывают возрастание цен ОПТОВЫХ! Розничные цены выросли еще больше!

Для сравнения:

— в Англии розничные (!) цены на 23 съестных продукта за 1900-1908 гг. возросли на 8,4%;

— в С.-Штатах оптовые цены на съестные припасы за 1900-1908 гг. возросли на 19%;

— в Германии цены возросли за 1900-1908 гг. на 11%.

(Финн-Енотаевский, Цит. Соч. стр. 380-381)

Вышеприведенная таблица по зарплате русских рабочих 1900-1909 г.г. констатирует один очень интересный факт. Дело в том, что повышение расценок заработной платы происходило главным образом в 1905-1907 гг. Таблица показывает, что годовая заработная плата в 1905 году ниже, чем в 1904 г. и 1903 г. Почему так? Объясняется это тем, что именно в 1905 г. вследствие одних только стачек рабочими было потеряно 23 млн. 600 тыс. рабочих дней.

Кроме того, вследствие закрытия многих фабрик, происходили массовые увольнения рабочих. Действовал также и общий промышленный кризис.

В 1906 г. число стачек сократилось, но рабочие все же потеряли и в этом году 5 млн. 500 тыс. рабочих дней. В 1907 г. было потеряно дней еще меньше, — всего лишь 2 млн. 400 тыс. Благодаря этому, в 1906-1907 гг. средний годовой заработок показывает повышение. Но в эти 2 года уже пошли сильно в ход локауты, и за забастовочные дни уже не платили, особенно в 1907 г. Кроме того, со второй половины 1907 г. начался поворот, и чаша весов склонилась на сторону предпринимателей. Результат был тот, что в то время, как заработная плата за 1904-1907 гг. возросла на 12,9%, все товары возросли на 18,7%, хлебные продукты – на 37,2%, животные на 21,9%, прядильные на 9,2%, а только бакалейные сократились на 1,4%…

Но самый ужас пролетарского существования особенно ярко иллюстрируется той безработицей, при которой человек работоспособный, бодрый, крепкий и сильный, оказывается и чувствует себя ненужным никому и ничему и словно теряет свое право на существование, превращается, помимо его собственной воли и желания, в непроизводительного дармоеда.

Вряд ли нужно доказывать, да и вряд ли можно доказать общими цифрами, что где-то тут же, около нас, каждый день, каждую секунду многие тысячи, если не сотни тысяч людей находятся в таком «безработном состоянии», и каждый кризис, общий или частный, увеличивает их число, иной раз, до громадных размеров.

Такие кризисы были, например, в 1900-1902 гг, в 1903 г. они несколько сгладились, в 1904 г. обострились снова. Рядом с кризисами надо поставить локауты, закрытие фабрик, поголовные увольнения, о размерах которых можно судить, например, по тому, что в 1905 г. в одних только столицах было уволено и переведено в состояние безработных и ненужных более 170 тыс. человек. Особенно увеличилась безработица в 1906 г. после московского восстания, когда во всех больших городах безработных насчитывалось десятками тысяч:

— в Одессе – 12 тыс. 375 чел;

— в Лодзи – 18 тыс. чел.;

— в Туле – 10 тыс. чел.;

— в Полтаве – 1 тыс. чел.;

— в Ростове на Дону – 5 тыс. чел.;

— в Москве на одном Хитровом рынке – 10 тыс. чел.;

— в Петербурге – 55 тыс. чел.

В 1907-1911 гг. число их было не меньше, а даже больше во многих местах. В настоящее время, при наплыве обезземеленных и голодающих крестьян в города, число безработных неизмеримо больше. Наиболее яркое свое выражение безработица находит, несомненно, в статистике самоубийств среди рабочего населения. Так, например, в одном только Петербурге в 1904 г. Городская Управа констатировала 115 случаев самоубийств от безработицы, в 1905 г. – 94, в 1906 г. – 190, в 1907 г. – 310. С 1907 г. по 1911 г. эта цифра, с небольшими колебаниями, все шла и идет в гору, как бы доказывая, что настоящему пролетарию, отбившемуся от земли, нет другого выхода при современном укладе жизни, кроме могилы…»

Около 250 миллионов детей во всем мире до сих пор лишены нормального детства. Их удел – тяжелая работа и часто, в невыносимых условиях. Мировое сообщество много делает для того, чтобы обеспечить детям доступ к образованию и здравоохранению, но детский труд, несомненно, остается одной из основных проблем современного мира.

По оценкам Международной организации труда, около 250 миллионов детей в мире работают вместо того, чтобы учиться.

Финансовый кризис только усугубил эту ситуацию, поэтому преодолеть проблему вряд ли удастся до 2016 года, как это планировалось ранее международными детскими организациями. Что же делать?

Бенин. Учиться, учиться и учиться

Рынок в городе Котону, точка транзита и пункт назначения для тысяч эксплуатируемых детей в Западной Африке. Это самый большой рынок детского труда в регионе, здесь мы можем найти почти все, в том числе самые страшные примеры детской эксплуатации.

Около 200 тысяч детей, по последним оценкам, ежегодно становятся жертвами торговли людьми в Западной Африке. Они работают по дому, на фермах, в шахтах или на таких рынках, как этот. Бенин, одно из беднейших государств в мире, стал ключевым игроком в этом бизнесе. Почти 800 километров границы с Нигерией плохо контролируются с обеих сторон.

Многие местные НПО, такие, как “Ассоциация Дон Боско”, борются с этой проблемой в течение многих лет. Каждый день двери организации открыты для “ детей с улицы”. Работа педагогов здесь заключается не только в обучении чтению или письму.

В 2011 году НПО помогла более чем двум с половиной тысячам беспризорников на рынках Котону, Портонова и Сема, (последние два, всего в нескольких метрах от нигерийской границы). Благодаря Ассоциации, дети сделали первые шаги в образовании и овладели профессиональными навыками. Теперь им проще интегрироваться в общество.

Женева: международная программа по ликвидации детского труда

По данным Международной организации труда, несмотря на все усилия мирового сообщества и многочисленные проекты, число работающих детей растет. В Женеве программа “Мир знаний” встретилась со специалистам в области детского труда. Итоги разговора – в нашем следующем сюжете.

Наш собеседник – Патрик Куинн, старший специалист международной программы МОТ по борьбе с детским трудом. Он знакомит нас с общими данными и объясняет, как лучше действовать, чтобы целиком искоренить худшие формы детского труда к 2016 году:

“250 миллионов детей по всему миру вынуждены трудиться. И более половины из этого числа трудятся в условиях, которые мы называем наихудшими формами детского труда. Это работа, опасная для здоровья и развития детей.

Почти 70 миллионов детей в мире не ходят в школу. Это глобальная проблема, требующая решения. Более 60% детей трудятся в таких опасных сферах, как добыча природных ископаемых и сельское хозяйство.

В Африке в целом и в Бенине, в частности, в течение последних четырех лет мы наблюдаем наиболее тревожную тенденцию, когда число детей, занятых тяжелым трудом, только растет. Так что это серьезная проблема.

В Юго-восточной Азии, мы наблюдаем некоторый прогресс в борьбе с детским трудом. Но на фоне огромной перенаселенности, концетрация детского труда здесь по-прежнему самая высокая в мире.

Бедность – вот коренная причина детского труда.

Необходимо улучшать систему социальной защиты, чтобы бедным семьям не приходилось искать средства на то, чтобы отправить ребенка в школу. Необходимо обеспечить работой взрослых.

Например, дети работают на рудниках, в сельском хозяйстве с пестицидами, на строительстве. Все это очень опасно. Во-первых, мы должны сделать все возможное, чтобы дети учились. Мы должны развивать программы социальной защиты, чтобы бедные семьи в случае кризиса не были вынуждены забирать детей из школы и отправлять их работать. Во-вторых, должна быть правовая основа для обязательного образования и для того, чтобы работодатели не могли использовать детский труд. И наконец, у взрослых должна быть достойная работа, чтобы они могли прокормить свои семьи, тогда и дети будут ходить в школу.”

Индия: “Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира”

Наш следующий герой живет в Южной Азии, в Индии, которая всегда считалась черной дырой на рынке труда, где не соблюдаются никакие законы. Его зовут Сузай. Ему пришлось многое преодолеть, чтобы не сломаться. Сегодня он работает в благотворительной организации, которая помогает детям, подвергшимся насилию.

Спасаясь от кровопролития в Бирме, где он родился, Суза оказался в Индии. Нужно было начинать новую жизнь.

Суза – из многодетной семьи. Четверо из его братьев и сестер умерли. Он был вынужден работать, чтобы кормить тех, кто выжил.

Суза сблизился с христианской благотворительной организацией, и под ее влиянием начал бороться за права работающих детей. Но жизнь приготовила новый удар. Утонул его 15-летний сын.

В 1994 Суза создал благотворительную организацию в память сына. За последние 18 лет его организация помогла тысячам детей. Сейчас здесь нашли приют многие “дети с улицы”, а также те, кто работает на рисовом комбинате и на кирпичной фабрике, где трудился в детстве сам Суза. Организация также выступает за права рабочих вообще, помогает бороться с несправедливыми условиями труда и плохими условиями жизни.

Когда особенно тяжело, Суза молится:” Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира.”

С 1995 года организация, которую создал Суза, помогла получить начальное образование почти 5 тысячам детей. Три четверти из них потом попали в школы.

Причины

Детский труд может быть рассмотрен как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, например:

  • мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей
  • традиция преемственности профессии
  • убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек

Вышеуказанные традиции могут быть так сильны, что как дети, так и их родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.

История

Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. Скорее всего трудоспособные дети помогали ещё в первобытных обществах . В средневековой Европе дети, обучаясь у вольных ремесленников, а затем у цеховых , помогали им.

Детский труд в мире

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живёт в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. «Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития» .

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Детский труд" в других словарях:

    Труд детей, т. е. лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной организации труда, в нач. 1990 х гг. работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся странах было ок. 80 млн. человек (в т. ч. ок. 59% мальчиков и 41%… … Большой Энциклопедический словарь

    Детский труд - (child labour), наемный многочасовой труд детей, не достигших трудоспособного возраста. До промышленной революции дети часто были вынуждены работать начиная с раннего возраста, однако к 1800 г. применение Д.т. на грязных и опасных работах на… … Всемирная история

    Наёмный труд малолетних, т. е. лиц, не достигших возраста трудовой дееспособности. В период утверждения капиталистического способа производства применение наёмного труда детей (начиная с 5 6 лет) стало обыденным явлением. Говоря… … Большая советская энциклопедия

    Труд детей, то есть лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной организации труда, в начале 1990 х гг. работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся странах было около 80 млн. человек (59% мальчиков и 41% девочек) … Энциклопедический словарь

    Детский труд - (child labour), работа, выполняемая детьми, часто под принуждением, в нарушение нац. и междунар. норм; дает ср ва существования детям и приносит прибыль тем, кто их эксплуатирует. Большинство работающих детей, нек рым бывает всего по 4 года,… … Народы и культуры

    Детский труд - Любая работа, выполняемая ребенком, которая причиняет ущерб его здоровью, образованию, физическому, умственному, духовному, моральному или социальному развитию … Международное миграционное право: глоссарий терминов

    «ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ» - в России общество по внешкольной культурно воспитат. работе с детьми и подростками Москвы. Организовано в 1909 С. Т. Шацким и группой педагогов вместо закрытого царским пр вом об ва «Сетлемент». Об во продолжило и углубило работу дет сада, клуба… … Российская педагогическая энциклопедия

    Детский труд и отдых - общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909 19, Москва. Продолжило деятельность общества Сетлемент, включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали… … Педагогический терминологический словарь

    Оплатите детский труд! - Просьба требование рассчитаться за услугу, выполненную работу … Словарь народной фразеологии

    ТРУД - ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы...........881 Рационализация труда............... 893 Рабочее время....................901 Женский труд....................911 Труд несовершеннолетних.............9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Детский совет. Методические рекомендации для педагогов. ФГОС ДО , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна. На детском совете, удобно расположившись, малыши вместе с педагогом обсуждают новости и решают, каким интересным делом займутся сегодня. Каждый услышан, каждая идея принимается всерьез и чаще…


Публикации по теме