Развитие речи и моторики. Стишки-прибаутки для самых маленьких Стишки для игры с малышом

Подборка стихов развивающих, для развития речи, моторики и физического развития (под катом)

1. Мы капусту рубим, рубим, (машешь руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони

выпрямлены при этом)

Мы капусте режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа- вперед-назад)
Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в щепотке)
Мы капусту мнем, мнем,(сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем.(трем ладони друг об друга)

2. Ай, лады, лады. лады (хлопаем)

Не боимся мы воды (отрицательно мотаем головой)
Чисто умываемся (имитация умывания)
и маме улыбаемся (улыбаемся)

3. Прилетайте птички к нам, к нам, к нам (машем рукамитак как будто к себе зовем)
Зернышек для птичек дам, дам, дам (показываем раскрытые ладони - даем зернышки)
Клювиками птички клю-клю-клю (по ладошке пальцами другой руки стучим - типа сороки-белобоки, т.е. птички клюют)
Я смотрю на птичек и пою (руками делаем "фонарики")

4. Наша любимая: Дарики-дарики (хлопаем в ладоши)

Вдруг летят комарики (сложить пальцы рук в щепоть)
з-з-з, з-з-з - вились, вились, вились (обе руки совершают круговые движения)
в ручку (ножку, ушко, щечку, носик и т.д.) вцепились! Кусь! первые три строчки читаются медленно, полушепотом, а строчка: “в ушко вцепились!” - быстро, с азартом

5.Сели - встали, сели - встали, (садимся-встаем)
Ножками потопали, (топаем)
Каблучками постучали, (топаем пяточками)
А потом похлопали. (хлопаем в ладоши)
Ручки-ручки танцевали, (делаем ручками фонарики)
Покружились, покружились, (кружимся вокруг себя)
На крылечко приземлились! (Присели)

(прыгаем по комнате и машем ручками)

6. Стенка, стенка (показываем щёчки)
Две ступеньки (показываем губки)
Потолок (показываем лоб)
Два окошка (показываем глазки)
Дзыыынь звонок! (нажимаем на носик)

7. Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, ручки вверх!
Кто поднимет выше всех?
(встаем на носочки и тянемся вверх)

8.. Зарядка: "Медвежата в чаще жили..."

медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, (круговые движения головой)
головой своей крутили

медвежата мед искали
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали

а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали

9. Зарядка для малышей "Волшебный самолёт"

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели...(можно сделать несколько кругов по комнате, а потом полететь умываться, кушать или заниматься любыми другими привычными для вас по утрам делами)

Надеюсь, пригодятся предложенные стихи)

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
- ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Ни для кого не секрет, что малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем . Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Ути-ути

Рано, рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

— Вы плывите, ути-ути,

Плавно, в ряд.

Хоть сыночек не велик,

Не велик,

Мама трусить не велит,

Не велит.

— Плыви, плыви,

Не бойся,

Не утонешь.

А. Барто

Купальная

Ой, с гуся вода —

С моей рады худоба!

Льётся водичка

На ручки и личико,

Льётся-разливается,

Смехом заливается.

Утекут с тобой, вода,

Хворобы и худоба.

Т. Давыдова

Мы не ляжем рано спать:

Дочку надобно купать.

Тёплую водичку

Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,

С Алёнушки худоба!

Дайте-ка пелёнку

Завернуть Алёнку!

Е. Благинина

❧ Расчёсывать малыша нужно уже сейчас. А чтобы ему понравилось причёсываться, расскажите ему прибаутку.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят —

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся!

Поддерживая малыша, дайте ему попрыгать на диване или кроватке.

Прыг-скок!

На воробьиный

Прибавился

Подрос и наш

На воробьиный

Прыг-скок!

Прыг-скок!

Вырос, вырос

Прыг-скок!

Прыг-скок!

Посмотрите,

Как высок!

Н. Пикулева

Ладушки

Ладушки-ладушки,

Едем в гости к бабушке.

Едем в гости к деду,

К званому обеду.

Едем мы на кошке

По смешной дорожке.

Едем на собачке

В красной тачке.

Для всех готовит бабушка

Румяные оладушки.

Т. Давыдова

Малыш сидит у вас на коленях, а вы вместе с ним ладошками хлопаете в ритм стишку.

Говорилки

❧ Ваш малыш уже начал говорить. Не верите? А вы прислушайтесь! Ведь его первое «агу» — это самое настоящее первое слово. Поговорите с ним. Покажите малышу игрушку, расскажите о ней и поиграйте вместе с ним. А чтобы вам было легче это сделать, мы подобрали стихотворения.

Подари словечко

Кто гулит со мной,

Агу да агу?

Говорит, а я — понять

Говори, мой говорун,

Подари словечко мне,

Н. Пикулева

Лиза, Лизонька, Лизок,

Ну скажи еще разок:

«Ма-ма... па-па...

Ба-ба... де-да...»

Ну куда ты, непоседа?

Н. Пикулева

Первые слова

У всех есть первые слова:

У лягушонка — ква-ква-ква!

У поросёнка — хрю-хрю-хрю -

Тебе я песенку дарю!

У жеребёнка — иго-го! —

Бежать за мамой нелегко.

У воробья — чирик-чирик! —

Он с детства к этому привык.

Есть очень сонные слова —

Поёт их нам усни-трава.

А я весь день твержу слова:

Т. Давыдова

Подарки

Ой, люли-люли-люли!

К нам с подарками пришли:

Заинька с капустой

И морковкой вкусной.

Целую колоду

Тащит мишка мёду.

Белочка в тележке

Нам везёт орешки.

Даже рыжая лисичка

Принесла грибы-лисички.

А в подарке злого волка

Никакого нету толка:

В лапах волка — пусто.

Мы его не пустим!

Т. Давыдова

Разговор с мамой

Сын зовёт: — Агу, агу! —

Мол, побудь со мною.

А в ответ: — Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять: — Агу, агу! —

Слышно с новой силой.

И в ответ: — Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!

А. Барто

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон?

А. Барто

Пальчиковая игра

Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями.

Пока ребёнок маленький, помогите ему работать пальчиками. Когда он подрастёт, он научится это делать самостоятельно.

Сорока-ворона

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Загибаем его пальчики, словно считая

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Заботы

Ножкой — топ,

Ладошкой — хлоп,

Погремушкой — прямо в лоб.

Шаг шагнул —

На попу сел, —

Много у ребёнка дел.

Карапуз ведёт беседу:

А ещё: «Агу, уа» —

Вот и кончились слова.

Т. Давыдова

Приятного аппетита

Малыш капризничает за столом? Расскажите ему такие стишки.

Варись, варись, кашка

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее!

Варись, кашка, сладка

Из густого молока,

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!

А. Рождественская

Это — я. А это — ложка.

Ложкой кашу понемножку

Кушаю сама я.

Я уже большая.

Т. Давыдова

Прибаутка к обеду

Утка — утенка,

Кошка — котёнка,

Мышка — мышонка

Зовут на обед.

Утки — поели,

Кошки — поели,

Мышки — поели

А ты — ещё нет?

Где твоя ложка?

Приятного аппетита!

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МОТОРИКИ ПРИ ПОМОЩИ СТИХОВ

Дети растут быстро. И что бы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребенку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребенком подобные упражнения, что бы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Развиваем речь и моторику весело:

Зайка

Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл,
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик)

Птички

Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

Самолёты

Самолёты загудели,
Самолёты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Гриб

Саша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл
Раз- грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Положил их в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в корзинку)

Петушок

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.

(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной; дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд)

Поезд

Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками; шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Гуси

Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания; затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Кузнечики

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Кот

Вот идёт чёрный кот,
Притаился, мышек ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не подойдёт.

(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси; руки в стороны)

Едем, Едем…

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.

(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой - подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд - посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)

Часы

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так
Тик-так, тик-так.

(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту)

Зайчик

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту)

Буратино

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.

(Движения по тексту потешки)

Дорожка

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку — бух!

(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания)

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять на мне даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.

(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы)

Игра с зайкой

Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.

(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки)

Конь

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

Пирожки

Мы печем пшеничные пирожки отличные
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли ложку с творогом,
Пирожок – за пирогом.
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!

(Движения по тексту)

Ножки и ладошки

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки — ладошечки,
Веселые хлопошечки.

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

Аист

— Аист, аист длинноногий,
Покажи нам дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

(Маршируем на месте под текст)

Солдатик

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же – на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево)

Использованы материалы Юлии Соколовой
«Речь и Моторика»



Публикации по теме