Если малыш все тянет в рот. Почему дети тянут в рот разные предметы, и насколько это опасно

Все малыши познают мир. И делают они это единственным знакомым им способом – через тактильные ощущения. Также они постоянно все тянут в рот, чтобы попробовать «на зуб». Это их естественное познание всего окружающего. Таким образом, он узнает не только вкус вещицы, но и из чего та сделана.

Обычно эта привычка наблюдается у маленьких детей. Немного повзрослев, детки учатся познавать мир совсем другими способами. Так что такая ненавистная привычка, как тащить все в рот отпадет сама собой к 3 годам.

Однако родители сильно паникуют по этому поводу. Они бояться, что ребенок возьмет грязную вещь с пола или вовсе подавится. Так что на боязнь родитель имеется весомая причина. Но с другой стороны запрещать маленькому ребенку брать вещи в рот – это значит запрещать ему познавать мир. А этого делать не стоит.

Как тогда поступить родителям? Ведь они не могут позволить ребенку тащить все бездумно в рот. Просто нужно придерживаться следующих правил:

— обеспечить ребенка специальным набором чистых игрушек, с которыми он может делать все что захочет. Тогда и ребенок остается при своем праве, и родители не будут волноваться за его здоровье.

— однако не стоит сильно расслабляться. Даже если вы приобретете игрушки, то они будут в течение дня у ребенка во рту. Это значит, что эти игрушки должны быть чистыми постоянно, их нужно мыть каждый день.

— причиной такого поведения может быть прорезывание зубов у малыша. Тогда вам следует сделать все, чтобы утихомирить боль и неприятные ощущения от процесса прорезывания.

— если вы боитесь, что ребенок может где-то дома схватить грязный предмет, то уберите его. Самый лучший вариант – убрать любые вещи, которые ребенок может взять подальше. Спрячьте все по шкафам и уберите наверх, где ребенок не достанет.

— если привычка тащить все в рот не дает вам покоя, то научите ребенка познавать мир другими способами. То есть развивайте моторику пальцев всеми доступными способами, самый простой – лепка их пластилина.

Такие простые правила помогут обезопасить вашего ребенка от попадания грязи ему в рот. Самое главное, если вы решили запретить ребенку тащить все что попало в рот, и купили для этого игрушки, то проследите, чтобы остальные члены семьи следовали правилу. Предупредите всех родственников, что грязные вещи у ребенка нужно отбирать, а не потакать ему в прихотях.

Возможно вам также понравится:



Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года Как объяснить ребенку широту и долготу?

Что делать если ребенок делает все назло в 4-5 лет

Что делать, если ребенок ругается матом в школе?

С какого возраста ребенку дарить деньги и правильно ли это

Как улучшить зрительную память у ребенка

Ребенок изгой в классе и над ним все издеваются — как ему помочь?

Для младенца рот - это его и руки, и глаза, и, извините, орган любви и наслаждения. Как же поступать родителям, когда он все пробует на вкус: запрещать или приветствовать? Мнения специалистов расходятся... Вспомните себя, когда вы нечаянно съедали что-то чрезвычайно острое - горчицу или перец или хлебнули впопыхах горячий чай. В такие моменты все ваши ощущения концентрировались исключительно во рту. Остального тела как будто не существовало. Примерно так же чувствует себя в первые месяцы жизни ваши сын или дочка.

Живой пищевод - так характеризовали самоощущение новорожденного ученые 100 лет назад. Сейчас подобное определение считается несколько некорректным, но доля истины в нем все же есть. Маленькому еще предстоит научиться ощупывать предметы пальчиками, разглядываать глазками, обнимать маму с папой и любимого мишку ручками. А пока единственный орган, который подчиняется младенцу и достаточно тонко различает характер поверхности предмета (шершаво-гладко, тепло-холодно-твердо-мягко) - это его ротик. Поэтому он и обожает засовывать в него игрушки и уголок наволочки. Дня крохи это что-то вроде просмотра интересного фильма: масса впечатлений! А пустышка - как перелистывание любимой, но знакомой до последней запятой книжки. Стоит ли поощрять такую манеру познания мира?

Физиологи: ДА!

Как известно, возбуждение одной зоны коры головного мозга распространяется и на соседние. Именно поэтому, разрабатывая пальчики крохи, вы заодно тренируете и язычок.

То же самое касается и участка мозга, ответственного за сосание и распознавание вкуса. Давайте рассмотрим, какие зоны его окружают. Сверху это моторные (отвечают за двигательную активность крохи: умение переворачиваться, садиться, вставать, ходить, плавать). Сзади - двигательный анализатор сложных трудовых навыков (позволяет обучиться вышивке, шнуровке ботинок, работе за компьютером, сборке конструктора).

Чуть ниже - звуковой анализатор (помогает понимать речь и определять источник звука). Внизу - вестибулярная зона (обеспечивает равновесие при ходьбе и спортивных упражнениях). Спереди - центр Брока (речь и словесное мышление). Чем чаще стимулируете у карапуза участок сосания и вкуса, тем лучше развиваются все окружающие центры. Но помните, что стимуляция должна быть разнообразной: сосание одной и той же пустышки не даст реакции возбуждения в мозгу, а, наоборот, наступит торможение. Пусть пробует на зубок и пластмассовые погремушки и резиновые прорезыватели и свои пальчики и мамину кофточку... Вот где настоящее пиршество ощущений!

Педагоги: НЕТ!

Воспитатели и педагоги при виде младенца с пустышкой или пальчиком во рту дружно вас осудят. Во-первых, за то, что не удовлетворяете сосательный инстинкт крохи при кормлении. А во-вторых, расскажут с десяток историй о том, как первоклассники приходили в шкалу с пустышками в карманах и как начинали пить и курить раньше, чем осваивали таблицу умножения. Мол, сигарета и пиво заменили соску. На самом деле серьезных исследований на эту тему не проводилось. Есть детки, которые очень быстро наедаются маминым молочком и отворачиваются. Инстинкт же сосания реализовать не успели.

Конечно же, пустышка или пальчик выручают в этой ситуации, что же касается отучения от дурных привычек или приобщения к оным, то достоверно известно: именно неврозы, страхи, тревожность заставляют ребятишек сосать пальцы, грызть ногти и тянуться к сигаретам, а не наоборот (дескать, сегодня палец сосет, а завтра полностью деградирует). Вы уделяете малышу достаточно внимания и он чувствует себя любимым и защищенным? Он вовремя скажет пустышке «до свидания», а алкоголь и никотин не привлекут его и после совершеннолетия.

Психологи: ДА!

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрецд, предложил классическую периодизацию психологии ребенка, которую до сих пор никто еще не отменил. Она включает в себя оральную (пока малыш находится на грудном или искусственном вскрамливании), анальную (время приучения к горшку), фаллическую фазы (когда кроха влюбляется в родителя противоположного пола и конкурирует с родителем своего). Есть еще латентная и генитальная, но они уже относятся к подростковому возрасту. Нас интересует оральная стадия. Она характерна тем, что самое яркое удовольствие младенец получает через слизистую оболочку рта. Сосание и глотание выступают прототипом... полового акта! Насыщение снимает напряжение и дарит удовлетворение. А когда карапуз совершает открытие - можно сосать не только грудь, но и свой пальчик или игрушку - он здорово продвигается вперед в миропонимании.

Он перестает считать себя единым целым с мамой и ее телом, делая первый шаг к независимости. То, как малыша кормят грудью или из бутылочки, формирует его личность на всю жизнь. Например, если ребенок не мог удовлетворить полностью свою потребность в сосании или, наоборот, на любой его крик предлагалась именно грудь или соска, без попыток общения или игры, кроха фиксируется на неразрешенных проблемах того периода и вырастает человеком орально-пассивного типа. Он веселый, оптимистичный, ожидает от окружающих материнского отношения к себе, ищет одобрения любой ценой, слишком доверчив и зависим.

Такой подход к жизни чреват разочарованиями и часто заканчивается депрессией и плотной дружбой с психотерапевтами. При не особенно нежном отношении мамы к маленькому, резком отлучении его от груди или чересчур бурной реакции окружающих на укусы крохи формируется другой оральный тип личности - агрессивный. Он любит спорить, делать язвительные замечания, пессимистичен, склонен во всем подмечать лишь негативные стороны.

Медики: НЕТ!

Терапевты и травматологи против того, чтобы ребенок тащил в рот все подряд. Это приводит к стоматитам, вызывает удушья и травмы ЖКТ. Давайте крохе лишь те предметы, которые можно часто окатывать кипятком и от которых невозможно откусить мелкую деталь. И конечно, никаких лохматых игрушек: малыши любят отрывать шерсть и глотать ее! Также напоминаем родителям, что нужно тщательно подходить к выбору игрушек для малыша.

Сосет, кусает или облизывает?

Посасывание кроха осваивает раньше всего, еще внутриутробно. У мамы в животике он успокаивал себя тем, что «обрабатывал» собственный пальчик. Пик этой привычки приходится на 1,5-2 года, а к 4 она должна затухать. Если карапуз продолжает сосать палец или ухо любимого зайца, возможно, имеет место невроз. Вам - к детскому психологу!

Кусание - следующий этап развития любознательности. Сжимая челюстями погремушку или мамино плечо, кроха добывает информацию: твердый или мягкий предмет? Причинить боль он никому несобирался! Но если в ответ он слышит громкое «ой-ой-ой!», то обязательно повторит забавную игру. Чтобы не приучать карапуза кусать живое, спокойно скажите: «Нельзя кусаться!» - и переключите его внимание. Малыш упорствует? Возможно, кусая вас, он получает более эмоциональный ответ, чем когда ведет себя хорошо. Общайтесь с ним темпераментно!

Облизывание - самый поздний оральный навык. Проверять предмет на твердость ребенок уже научился пальчиками, и теперь роговая полость у него служит лишь для осторожной (язычком!) вкусовой дегустации.

Вашему ребенку уже больше года, но он продолжает тянуть в рот все, что попадется ему по пути. Многие мамы не знают, как быть в том случае, если ребенок тянет такие недопустимые вещи как камни окурки, острые предметы и т. д.

Главным занятием ребенка в возрасте года считается поисковая активность. В это время ребенок чувствует пусть небольшую, но, все же, зависимость от мамы и от других взрослых, ведь сейчас малыш уже может двигаться самостоятельно.

Правда, новые исследования и «подвиги» не всегда удобны маме, которая привыкла, что ребенок постоянно находится рядом, поэтому в обязанность родителей входит предварительная подготовка к активному движению ребенка.

Именно в это время необходимо начинать учить ребенка слушаться родителей, выдвигать малышу свои требования и объяснять правила и следить за тем, чтобы он их исполнял.

В этом возрасте малыш может не видеть еще опасности, которая исходит от внешней среды и может принять за игрушку любой предмет, который увидит. В это время, родители и должны проявить всю твердость характера. В это же время оба родителя должны выработать правила, по которым с этого момента и будут жить с ребенком в течение длительного времени.

Годовалому малышу довольно сложно объяснить что-то, он не понимает сути запретов, но, зато, малыш понимает, когда мама очень недовольна чем-то. В этом случае необходимо научить ребенка распознавать некоторые знаки, которые подает ему мама. Это могут быть некоторые короткие слова, покачивания головой, движения руками. Благодаря этим жестам и словам, ребенок должен понимать, что делать что-то не так.

Естественно, спокойно стоять и наблюдать, как малыш на улице подбирает камни и окурки мама не должна. Твердым голосом попросите малыша бросить то, что он поднял. Слова должны звучать коротко, ясно и твердо.

Необходимо приучать ребенка к тому, что только мама или папа может дать разрешение на то, что ребенок может взять незнакомый предмет. Отказ или одобрение должны выражаться одинаково, чтобы малыш мог сразу понять, что от него требуют.

Обычно эта особенность характерна детям, очень привязанным к пустышке. При ее отмене, они сосут пальцы, иногда не только рук, но и ног. Естественно, что это негигиенично. Микробы попадают не только в рот, но и в желудок, вызывая боли, отравление, расстройство стула.

Дети тянут руки в рот также из-за своего любопытства, так они познают окружающий мир.

Кроме пальцев, навкус пробуются иигрушки, бумага, края мебели, которую онможет лизнуть

Считается, что сосание пальца успокаивает малыша. Благодаря этому он быстрее засыпает. Поэтому если эта тенденция проявляется только перед сном, то беспокоиться нет причин. Если же ребенок тянет руки в рот постоянно, и это происходит и во время игр, и во время кормления, стоит проанализировать саму семейную ситуацию.

Скорее всего, малыша что-то тревожит. Не стоит наивно полагать, что ребенок еще маленький и не понимает, ссорятся ли его родители. Малыш очень остро ощущает эмоциональную атмосферу в семье, и когда она накалена, пытается успокоиться, держа свою ладошку во рту.

Как отучить детей тянуть руки в рот

Каждый ребенок индивидуален, а потому к нему нужен особый подход. Однако существуют общие правила, как отучить малышей тянуть все в рот:

1. Переключение внимания. Как только ребенок стал сосать палец, сразу же отвлечь его на более интересное занятие. Например, рассказать потешку, взять на руки, сделать пальчиковую гимнастику.

2. Требовательная забота. Внимательно наблюдать за тем, берет ли ребенок что-то в рот. Требовательно объяснять, что так делать нельзя. Повторять замечания следует в твердой, но не грубой форме.

3. Шерстяная защита. Этот метод хорошо действует в прохладное время года. Можно одеть на руки малыша вязаные перчатки или варежки. Ребенку неприятна колючая шерсть во рту. Попробовав несколько раз шерстяную руку, он может отказаться от этой привычки. Некоторые родители по аналогии с этим методом мажут руки ребенка горчицей. Однако для желудка малыша такой способ слишком жесток. Можно отучить брать пальцы в рот, но получить детский гастрит, с которым будет намного больше проблем.

Дети обычно пробуют руки и окружающие предметы на вкус, но эта привычка обычно временная. При грамотном педагогическом подходе родителей от нее легко можно избавиться. Главное - терпение, забота, внимательное отношение к своему малышу.



Публикации по теме