Что должен уметь ребенок 1 5 лет. Физическое развитие ребенка. Нервно-психическое развитие ребенка

В 1 год и 5 месяцев ребенок превращается в настоящего «хозяина» дома, теперь никакие события в семье не обходятся без его чрезвычайно деятельного участия, а спастись от маленького непоседы можно только на высоком дереве или в глубоком подвале, да и то ненадолго. Внимательные родители, желающие знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев, не всегда могут найти нужную информацию, ведь наши российские «нормы» сильно отличаются от зарубежных.

Оценка психомоторного развития

В оценке психомоторного развития мы пытаемся выяснить, приобрел ли ребенок в определенном возрасте ряд функций, «предметов», типичных для этого возраста. Для оценки психомоторного развития мы имеем. Значение этих цифр должно, во всяком случае, интерпретироваться с осторожностью и оценивать их тенденцию в последовательных оценках. Эти тесты не измеряют развитие, но они выбирают детей, которым угрожает задержка. Они основаны на исследованиях населения и отражают процент детей, которые соответствуют определенному предмету в определенном возрасте. Тест на скрининг должен быть простым, дешевым и неагрессивным, давать наименьшие возможные ложные срабатывания и не давать ложных негативов. Момент, в течение которого он выполняется от 50 до 95% детей, собирается для каждого предмета. Это позволяет проверять уровень познавательного, социального и двигательного развития детей от нуля до пяти лет. Он предлагает нормальный запас приобретения некоторых фундаментальных навыков в детстве. Тест включает в себя 97 элементов, которые распределены в следующих областях: социализация, язык и логико-математическая, манипуляционная и постуральная. В каждом из элементов указывается возраст, в котором он исполняется 50, 75 и 95% детской популяции. Для интерпретации теста проводится вертикальная линия, соответствующая возрасту ребенка в месяцах. Необходимо оценить, что он реализует элементы, которые находятся слева от нарисованной линии или те, которые пересекают линию. Проверка отсутствия приобретения этих элементов в одной или нескольких областях, а также наличие предупреждающих знаков приведут нас к подозрению в задержке психомотора. Проверка скрининга. . При оценке психомоторного развития следует рассматривать манипулятивные или мелкие моторные, грубые или постуральные, личные и социальные и языковые области.

Отечественные врачи и психологи считают, что в этом возрасте ребенок уже должен приучаться к горшку, уметь есть пищу ложкой, пить из чашки и произносить 10-20 слов. Американские педиатры советуют родителям не пытаться опередить естественное развитие ребенка и больше времени уделять играм , ничем не ограничивая любопытство и естественные реакции малыша, в том числе и его физиологические отправления. Опытные родители и детские психологи со стажем ищут истину где-то посередине – не стоит сильно расстраиваться, если ваш малыш не может выполнить всех рекомендуемых действий, но и пускать его развитие на самотек тоже нельзя. Нужно контролировать навыки малыша в 1 год и 5 месяцев и если он пока чему-то не научился, значит, нужно больше времени уделять его физическому или психическому развитию.

Кроме того, необходимо всегда учитывать сенсорные аспекты: если ребенок видит и слышит. Каждая из этих областей имеет другое значение, и оценка психомоторного развития будет неполной, если мы не будем рассматривать их все. При каждом посещении мы должны мысленно проанализировать пять аспектов, в том числе сенсорный, поскольку существование задержки в разных областях ориентирует разные проблемы.

Заболеваемость мокротой возникает при инфантильном церебральном параличе, при заболеваниях нервно-мышечной системы и часто является исходной формой умственного дефицита или различных энцефалопатий с преимущественным участием когнитивных функций. Задержка изолированного языка может быть связана с умственным дефицитом, проблемой созревания, изолированной от развития языка или потери слуха. Легко понять трансцендентность его правильной интерпретации.

Физическое развитие ребенка

В 1 год и 5 месяцев ребенок чаще всего уже уверенно ходит, умеет подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, с легкостью поворачивается, наклоняется и садится. В этом возрасте очень важно чтобы малыш умел самостоятельно садиться на стульчик, пытался больше ходить и везде лазить, низкая двигательная активность ребенка может быть связана с неврологическими нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом и другими патологиями.

Преобладающий или исключительный недостаток личностно-социального происходит в расстройстве спектра аутизма. Слепой или глухой ребенок может проявлять глобальную задержку, которая будет плохо ориентирована или слабо стимулируется, что усугубит проблему, включая трудности ее оценки.

Принципиально рассматривать физиологические вариации развития, определяемые генетическими и экологическими факторами. Точно так же, как есть дети, которые опаздывают в рост, который может быть очень высоким, есть дети, чье психомоторное развитие происходит медленно, но в итоге они становятся нормальными. Новорожденный не завершил созревание центральной нервной системы. Миелинизация, которая завершается через десять лет, происходит в основном между седьмым месяцем беременности и вторым годом жизни.

Почти полуторагодовалый карапуз спит только 1 раз в день, а все остальное время проводит в постоянном движении, дети уже меньше падают, достаточно хорошо держат равновесие и очень любят куда-нибудь залазить, что-то открывать, закрывать и выбрасывать вещи из шкафов. Большинство детей уже умеют подниматься и опускаться по наклонной поверхности, залазить на вертикальную лесенку и перешагивать через невысокие предметы.

Организация нейронов происходит между шестым месяцем гестации и несколькими послеродовыми годами. Структурное развитие нервной системы представляет широкую изменчивость между разными детьми. В функциональном развитии изменчивость еще больше, поскольку в дополнение к структурному развитию вмешиваются внешние факторы, такие как обучение и семья и социальная среда. Ребенок не будет ходить до тех пор, пока у него не будет необходимого миелинизации, и если он у него есть, он будет ходить позже, если он не будет должным образом стимулирован в соответствующей среде.

В этом возрасте дети очень любят играть в мяч , хотя пока они еще не умеют ловить его, а кидают совсем недалеко и не попадают в цель.

Если ребенка до этого уже учили есть самостоятельно, то в 17 месяцев он вполне уверенно держит ложку, умеет сам есть полужидкую пищу, пить из чашки и учиться пить из трубочки. К 1 году и 5 месяцам у детей вырастает от 10 до 20 зубов, они едят твердую пищу и очень любят «питаться» из тарелки своих родителей, предпочитая «взрослую» еду их полезной «детской» пище.

В пределах изменчивости, а также определяется генетическими и экологическими факторами, может быть диссоциация развития у продвинутых детей в некоторых районах и задержка в других. В остальных функциях есть нормальные или даже ранние дети, которые не ходят, пока им не исполнится два года, или которые не говорят ни слова до трех лет.

Кроме того, важно учитывать важность обучения из различных приобретений. Ребенок, которого не научили делать «пальмитас» или «пять лобито», не будет делать этого. Если вас не учат цветам или частям тела, вы их не узнаете. Мы должны поощрять родителей уделять время поощрению ребенка. Напротив, дети с задержками могут дать ложный образ нормальности, если они неоднократно обучались в выполнении определенных задач.

Одна из интересных особенностей детей в этом возрасте – это бесконечные повторения нового или понравившегося навыка. Дети буквально доводят взрослых до изнеможения требуя повторять одно и то же, но, к сожалению, другого способа «отработки» вновь усвоенных навыков у них не существует, так что родителям стоит запастись терпением и позволить ребенку повторять свои действия снова и снова.

Структурное и, следовательно, функциональное развитие недоношенных детей определяется временем развития от зачатия. По этой причине, и хотя это не совсем правильно, поскольку факторы окружающей среды различны внутриутробным и экстратеровым, мы должны учитывать скорректированный возраст, который получается путем вычитания из хронологического возраста времени, когда ему не приходилось рождаться в срок.

Нервно-психическое развитие ребенка

Мы должны обеспечить правдивость заявлений родителей. Иногда говорят, что ребенок делает все, что мы просим, ​​когда на самом деле он этого не делает. По этой причине оценочные тесты психомоторного развития состоят из предметов, которые спрашивают родителей и предметы, которые должны быть проверены у детей.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 1 год и 5 месяцев меняется поведение ребенка – теперь он уже не бросается сразу же за помощью к маме и другим взрослым и не так часто плачет. Ближе к полутора годам дети пытаются сначала решить свои проблемы самостоятельно и только потом, если у него не получается, привлекает к себе внимание.

Эти соображения приводят нас к самой важной концепции: эволюции. Следуя за ребенком, мы можем подтвердить или не решить проблему. Должно быть очень осмотрительно информировать родителей. Скрининг-тесты являются ориентировочными и могут иметь расхождения между ними, отчасти потому, что они предназначены для разных групп населения, разных географических и социокультурных областей.

С другой стороны, что более важно, 10% обычных детей в тесте Денвера и 5% в Тауле встречают определенный предмет позже, чем то, что отражено в таблицах. Арбитраж допускается при рассмотрении в некоторых случаях определенного пункта в той или иной области развития.

Если раньше дети любые эмоции выражали криком и плачем, то теперь они пытаются передать свои эмоции словами, жестами и мимикой, но, конечно, в более «сложных» случаях тут же «переключаясь» на испытанные способы – слезы и плач. Очень важно не препятствовать попыткам ребенка самостоятельно найти решение и не пытаться подсказать или помочь до того, как он сам попросит помощи. Даже если у малыша не получается правильно собрать пирамидку, пересыпать песок или нарисовать пальчиком рисунок, ни в коем случае нельзя исправлять его действия или переделывать за ним – это может привести к тому, что ребенок перестанет стараться что-то сделать самостоятельно.

Оценка психомоторного развития непростая, ее нельзя сделать быстро или регулярно, и часто требуется последовательная переоценка. В любом случае, это всегда должно быть сделано с здравым смыслом. Для ежедневной работы полезно рассмотреть ряд признаков, которые определяют возможность проблемы развития.

Задержка в использовании рук получается около двух лет и не прочно установлена ​​до трех или четырех лет. При оценке манипуляции, тонкой области двигателя, мы должны убедиться, что она использует обе руки. Восемь месяцев: образец повторяющегося поведения более 50% времени, проведенного без сна. Девять месяцев: отсутствие автономного путешествия более двух метров. 12 месяцев: настойчивость в том, чтобы взять все в рот, настойчивость слюни. 16 месяцев: гиперактивность без объекта, постоянство бросания всего на землю. 24 месяца: словесные или ручные стереотипы, невозможность играть в символические игры.

  • Четыре месяца: чрезмерная пассивность, гипертония аддуктора.
  • Шесть месяцев: упорство рефлекса Моро, постоянство взгляда на руку.
Сказать, что психомоторная отсталость - сказать немного.

Ближе к 1 году и 5 месяцам ребенок уже произносит несколько простейших слов, может жестами и мимикой объяснить, что ему нужно, отлично разбирается в эмоциях и словах окружающих и умеет «помогать» взрослым в их делах. Малыш должен уметь умываться, знать свою одежду, пытаться самостоятельно одеться, выполнять просьбы окружающих и знать назначение всех предметов в доме.

С другой стороны, нормальность психомоторного развития не исключает существования неврологической патологии. Дети с гемипарезом, дистонией или умеренной умственной отсталостью могут находиться в нормальной популяции во время приобретения всех предметов развития.

При физическом осмотре получены следующие данные. Даун-синдром, как более понятный пример, диагностируется с рождения морфологическим фенотипом. Многие другие процессы, такие как Х-хрупкий синдром или болезнь Прадера-Вилли, имеют характерный морфологический фенотип. Различные расстройства, такие как болезнь Прадера Вилли, Х-хрупкий синдром или синдром Ретта, имеют характерный поведенческий фенотип. Часто у детей с психическим расстройством единственными ценными данными исследования являются плохие социальные контакты или ненормальное поведение. Оценка контакта и поведения ребенка требует минимального опыта в оценке в разном возрасте отношения, выражения, взгляда и поведения ребенка. Его можно оценить с первого дня жизни, когда начинается фиксация взгляда, визуальное слежение и ответы на голоса или шумы.

Показание дополнительных исследований заключается в идентификации патологий, которые могут быть восприимчивы к лечению, таких как гидроцефалия, эпилепсия или некоторые унаследованные метаболические заболевания, такие как фенилкетонурия или гипотиреоз, или которые связывают риск рецидива, такой как генетические изменения, метаболические заболевания и некоторые инфекционных заболеваний.

В этом возрасте дети любят книги с яркими красочными картинками и простыми, короткими текстами , малыши уже знают любимые сказки и могут отвечать на вопросы, показывая в книжке сказочных героев и объясняя, что они делают.

Не менее важно эмоциональное развитие ребенка – дети в 17 месяцев уже хорошо понимают настроение и эмоции взрослых по тону, манере обращения с ними. Сами дети в этом возрасте становятся гораздо спокойнее и послушнее – с удовольствием повторяют все действия взрослых, реже плачут и капризничают. Пока они еще не способны к полноценному общению со сверстниками, малыши в 17 месяцев плохо играют с друг другом, так как не отдают свои игрушки и любят отнимать чужие. Играть в любые игры они предпочитают с родителями или детьми постарше, которые не пытаются конкурировать с ними за любимые игрушки. Любимыми игрушками детей в 1 год и 5 месяцев остаются всевозможные «каталки», машинки с веревочками, мячики, кукольные коляски и предметы, которые можно складывать, собирать, нанизывать и так далее.

Диагноз уверенности подразумевает, помимо получения ответов, которые ищут семьи и профессионалы, сохранение настоящих и будущих дополнительных тестов. Генетическая диагностика и консультирование, в том числе предродовые и предимплантационные диагностические возможности, являются профилактическим инструментом первого порядка.

Несмотря на то, что дополнительные тесты не позволяют установить неожиданный диагноз после адекватной клинической оценки, возможности диагностики увеличиваются по мере увеличения доступности исследований, особенно генетических. Учитывая неспецифичность клинических признаков и симптомов умственной отсталости генетического происхождения и многих наследственных метаболических заболеваний, для установления раннего диагноза необходимо разработать стратегию исследования. В отсутствие клинических рекомендаций систематические исследования должны проводиться поэтапно у детей с явно фиксированной энцефалопатией или с когнитивными или поведенческими проблемами без установленного диагноза.

К основным навыкам в 1 год и 5 месяцев педиатры относят:

  • умение вставать и ходить (хотя бы несколько шагов) самостоятельно;
  • умение поднимать и спускаться по лестнице с помощью взрослых;
  • умение наклоняться, поворачиваться, садиться на стульчик;
  • умение пить из чашки и есть ложкой полужидкую пищу;
  • умение выполнять просьбы взрослого и минимальные навыки самообслуживания – знает, как умываться, просится на горшок, одеваться и так далее;
  • умение произносить несколько слов, звукосочетаниями обозначать названия разных предметов, действий, с помощью звуков, жестов и мимики объяснить, что он хочет и что ему нужно;
  • умение находить на картинке и среди игрушек предметы одинаковой формы, цвета или общие по какому-то признаку – посуду, собачек или кубики;
  • умение собирать пирамидку, играть мячом и попытки чертить на бумаге карандашом или фломастером.

Девочки и мальчики в 1 год и 5 месяцев

Девочки в 17 месяцев отличаются повышенной чувствительностью и эмоциональностью, они очень привязаны к родителям, бабушкам с дедушками и любят демонстрировать свои чувства с помощью объятий и поцелуев. В этом возрасте маленькую девочку может напугать и огорчить все что угодно: от минутного невнимания мамы до грустной песенки или сломанного цветка.

За первые 12 месяцев жизни с вашим ребенком произошли настолько значительные перемены, что их стремительность можно сравнить разве что со скоростью роста бамбука! Ведь только представьте себе: из крошечного, красненького, вечно орущего "червячка" ребенок превращается в маленького человечка. Его почти растительные (в первые месяцы жизни) возможности, заключающиеся в чередовании сна, кормления и плача, расширились настолько, что вам уже становится интересно общаться с ним. Багаж, с которым ребенок переступает порог второго года жизни, не так уж мал. В двигательных навыках уже достигнуты определенные успехи, пройдены последовательные этапы сидения, стояния, ползания, ходьбы и даже попыток бега. Руками ребенок может брать предметы, бросать их. Причем уже в этом возрасте вы замечаете, что одна из рук становится ведущей и уже можно определить - правша ваш ребенок или левша.

Эмоциональная сфера становится достаточно богатой (по сравнению с однообразными эмоциями первых месяцев, которые заключались в выражении удовольствия или неудовольствия). Теперь ребенок может выражать не только их, но и радость, доходящую до восторга, а неудовольствие он может усилить до гнева, переходящего в ярость. Появляется любопытство, которое уже можно прочитать на его лице. Совершенно четко можно понять, когда ребенок боится чего-то или чем-то удивлен. Причем важно не столько само богатство эмоций, сколько то разнообразие поводов для их проявления, которые ребенок может различать.

В это время уже все движения ребенка, все формы активности пропитаны эмоциональностью. Он прыгает, бегает, рвет бумагу, бросает кубик или другие игрушки, прислушивается к незнакомым звукам, доносящимся из другой комнаты или коридора, и вы всегда можете увидеть на его лице достаточно выразительные эмоции. Они проявляются в виде мимики, жестов и т. п. Улыбка - мимическое движение, характерное только для человека. Она появляется в первые месяцы жизни, а к концу первого года дополняется смехом, протягиванием ручонок и разнообразными гласными звуками.

В этом возрасте ребенок уже довольно осознанно играет. Если он остается один и играть ему нечем, его начинает тяготить одиночество. Но как только он видит знакомые лица, радость просто переполняет его.

К концу первого года ребенок начинает овладевать речью и во второй год вступает, усвоив односложные и даже некоторые двусложные слова. Но запас его слов гораздо больше за счет тех, которые он знает, но не может произнести.

Встав на ноги, ребенок стремится к завоеванию пространства. Для этого ему уже нужно больше времени. Таким образом, из "спящей красавицы" (в первые месяцы жизни ребенок спит около 20 часов), он постепенно переходит в режим, где на сон отводится всего 10-13 часов. В остальное же время ребенок не знает ни минуты покоя. Все, что окружает ребенка, привлекает его чувственные и двигательные функции: он старается до всего дотронуться, хватает все, что попадает под руку, тянет различные предметы в рот, и, если не может достать какую-то заинтересовавшую его вещь, начинает требовать, чтобы ее ему дали. Все эти акты можно объединить в одну общую красочную картину, которая называется эмоциональностью. Причем в ней участвуют не только мимические мышцы и мышцы скелета, но и все остальные функциональные системы организма - сердечнососудистая, дыхательная, эндокринная, нервная. Таким образом, годовалый ребенок достигает определенной ступени социального развития, но она еще достаточно примитивна, поскольку у малыша еще не сформировалось полностью понятие запрета (некоторые из "табу" он уже знает, но не всегда выполняет). То есть периодически он может проверять - действительно ли нельзя делать нечто, что ему запрещают взрослые, или запрет можно нарушить. При этом он уже может пытаться замаскировать свои действия, чтобы его не прервали в самом начале. В этом возрасте начинает проявляться индивидуальность ребенка.

В конце первого - начале второго года жизни ребенок продолжает осваивать самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, уже научившись ходить, продолжают ползать и после года и, чтобы быстрее достигнуть своей цели, вместо того, чтобы побежать, опускаются на четвереньки и быстро-быстро ползут, вернее, "бегут" на четырех конечностях. При этом способы ползания совершенствуются и варьируются. При этом отмечаются держание головы, выпрямление шеи, рук и спины, одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза, дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Освоенные еще до года, эти движения начинают объединяться в новые двигательные навыки.

Некоторое время малыши продолжают ходить "боком". В возрасте 12-15-ти месяцев ребенок может уже не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам. Находясь в вертикальном положении, ребенок еще не в состоянии полностью выпрямить ножки, поэтому он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты.

Чем устойчивее стоит ребенок, тем лучше развиты его ноги. Начинают свободно разгибаться бедра и колени, а в стопах формируется подошвенное сгибание. Благодаря этому появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, а потом на пальцы - так называемый перекат.

Начиная с полутора лет малыш самостоятельно встает из положения на животе и на спине. Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко. Руки, которые раньше ребенок поднимал до уровня плеч, стараясь ухватиться за окружающие предметы, чтобы подстраховать себя, теперь опущены вдоль туловища.

Основным средством познания мира для ребенка остается игра. Для этого он манипулирует с различными предметами. Он брал их в руки и раньше, но теперь, в начале второго года жизни, эти действия с предметами (игрушками, посудой, предметами домашнего обихода) стали более разнообразными и приобрели другое качество. Теперь действия с ними осуществляются не только с помощью рук и глаз. Большое участие принимают шея, корпус и особенно ноги. Ведь теперь к интересному предмету можно подойти.

В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает ощупывать, переворачивать, трясти, разбирать, разъединять, а затем соединять предметы. Он переносит их с места на место, как бы проверяя, где они лучше будут смотреться. Он может стучать ими, особенно если при ударе предметы издают мелодичный звук. В этот период дети начинают учиться бросать и ловить мяч.

Ребенок, начиная с первых месяцев второго года жизни, пытается, и не без успеха, двигать мебель. Он может довольно долго толкать по кухне табурет или стул, выдвигать его из-под стола, снова задвигать, двигать в комнату или передвигаться с ним по всей квартире. При этом нужно следить, чтобы табурет, упав, не прибил ребенка. Он может возить на веревочке машину, перевозить ее с места на место, прятать под кровать или в шкаф и т. п. Такая двигательная активность имеет огромное значение для развития моторики ребенка, для выработки точности и согласованности его движений, подчинения работы рук и ног контролю глаза. Формирование в этот период все более точной координации движений ведет к развитию устойчивости внимания ребенка, точности его восприятия, к развитию его волевых усилий.

Если раньше ребенок сидел на руках у матери или в кроватке и видел все предметы прямо перед собой, не видя их с другой стороны, то начав ходить, он обходит их с другой стороны, знакомясь с их величиной, познавая объемность предметов. Когда дети начинают ходить, они знакомятся с расстоянием и направлением, в котором совершают свои движения.

Научившись ходить по комнате, а затем и выходить за ее пределы, ребенок постоянно встречается с затруднениями, с неожиданными препятствиями, которые он вынужден преодолевать, с задачами, которые он должен решить. Например, малыш тянет за собой швабру, которая вдруг зацепилась за ножку стола, но он этого не видит и продолжает тянуть ее, дергать. И если швабра не поддается, ребенок начинает просить у взрослых помощи. Глядя на то, как взрослый освобождает швабру, он учится находить причину затруднения, а главное - находить выход из создавшегося затруднения. Таким образом развиваются начальные формы мышления. Эта форма мышления называется "мышление руками" и она крайне необходима для дальнейшего умственного развития ребенка.

Ребенок захотел достать с высокой полки машинку. Для этого ему нужно подставить табурет, залезть на него и только после этого схватить желанную игрушку. Он подставляет табурет, залезает на него, но оказывается, что табурет стоит слишком далеко от полки и достать машинку он не может. Он слезает с табурета, переставляет его ближе, снова залезает на него и только после этого достает желанную игрушку. Таким образом он учится достигать своей цели, что развивает его самостоятельность и настойчивость. При этом ваша задача - следить за тем, чтобы достижение цели не было опасным для ребенка, но в то же время важно побуждать малыша к таким усилиям.

Параллельно с усовершенствованием подвижности развивается и мелкая моторика. Ребенок становится более ловким! Он уже может брать пальцами мелкие предметы, разбирать на части мамину бижутерию, открывать крышечки флаконов с лекарствами и т. п. И вот это становится уже опасным! Тем более, что все это тянется в рот, поскольку рот все еще остается органом познания. Таким образом возникает опасность отравления или попадания инородного тела в дыхательные пути. Если вы при этом будете просто отнимать эти предметы или просто ругать его, малыш все равно попытается "обхитрить" вас и добьется своего. Поэтому, заметив, что ребенок делает что-то непозволительное, лучше переключить его внимание на другую игру, а опасные предметы положить туда, куда он не сможет забраться. Хотя в некоторых случаях можно позволить ему сделать то, что он хочет, - пусть ребенок сам почувствует и поймет, что то, что он делает, может причинить боль. (Например, малыш добрался до коробочки с иголками. Он перевернул ее и высыпал иголки на ковер. Затем он начал ладошкой разгребать горку этих иголок и укололся. На лице, повернутом в сторону мамы, боль и удивление. Мама до этого объясняла ему, что иголки могут уколоть ручку, а теперь повторила то же самое. После этого малыш перестал трогать эту коробочку: травма небольшая, зато как поучительно!)



Публикации по теме