Искусственная вентиляция легких у детей. Восстановление проходимости дыхательных путей

Оснащение: Пелёнки, клеёнка, салфетки. 1 пара стерильных перчаток, почкообразный лоток, резиновый баллончик, кипячёная вода. контейнер для отходов класса «В», стерильные марлевые салфетки.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие.

2. Провести санитарную обработку рук

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка с приподнятым головным концом, голову повернуть на бок.

2.Закрыть шею и грудь ребёнка клеёнкой и пелёнкой.

3. Подставить ко рту ребёнка почкообразный лоток.

4. После прекращения рвоты с помощью резинового баллончика с кипячёной водой провести орошение полости рта, наклонив голову ребёнка над лотком. Протереть губы ребёнка салфеткой.

5. Дать выпить 1-2 чайные ложки кипячёной воды.

Завершение манипуляции:

3. Вымыть, осушить руки.

19. Техника проведения ивл ребенку различными методами а. Мешком амбу с маской

Оснащение: Тканевой валик, стерильные марлевые салфетки, маска, мешок Амбу,

электроотсос, контейнер для отходов класса «В», стерильные перчатки.

Подготовка к манипуляции :

Выполнение манипуляции :

1. Отвести голову ребенка назад, положить в под плечи валик, вывести нижнюю челюсть в перед (относительно положение ребенка).

2. Присоединить к маске мешок Амбу.

3. Плотно положить маску на нос и рот ребенку.

4. Одной рукой удержать маску на лице ребенка: носовую часть ее прижать 1-ым пальцем, а подбородочную -2-ым пальцем, 3,4 и 5 –ми пальцами подтянуть подбородок ребенка кверху.

5. Свободной рукой сдавить мешок до появления поднятия грудной клетки, после чего отпустить мешок, чтобы произошел выдох, а затем снова произвести вдох.

6. Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20 вдуваний (у детей старшего возраста).

7. Продолжить ИВЛ до появления самостоятельного дыхания или прихода врача.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2. Провести дезинфекцию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3. 2630 -10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений».

3. Вымыть, осушить руки.

Б. Методом дыхание изо «рта в рот»

Оснащение: Тканевой валик, стерильные марлевые салфетки, электроотсос, контейнер для отходов класса «В», стерильные перчатки.

Подготовка к манипуляции:

1. Провести санитарную обработку рук. Надеть перчатки.

2. Положить ребенка на горизонтальную твердую поверхность и освободить от одежды.

3. Осмотреть верхние дыхательные пути, при необходимости удалить рвотные массы или слизь при помощи электроотсоса, пальцем, салфеткой.

Выполнение манипуляции :

1. Отвести голову ребенка назад, положить под плечи валик,

вывести нижнюю челюсть в перед (относительно положение ребенка).

2. Положить на область рта и носа ребёнка салфетку.

3.Сделать вдох и плотно прижать свой рот ко рту и носу ребёнка.

4. Энергично выдохнуть содержимое своих лёгких, не форсируя выдох.

5. Сделать два глубоких вдоха с интервалом в 5 секунд и продолжительностью 1,5-2 секунды каждый.

6. Проверить наличие дыхательных движений грудной клетки и движения воздуха изо рта и носа ребёнка при выдохе.

7. Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20 вдуваний (у детей старшего возраста).

8. Продолжить ИВЛ до появления самостоятельного дыхания или прихода врача.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2. Провести дезинфекцию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3.2630 - 10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений».

3. Вымыть, осушить руки.

Под реанимацией понимают восстановление жизнедеятельности при полной остановке сердца и дыхания. Возобновление сердечной деятельности и дыхания еще не означает окончательного оживления. Более сложно дальнейшее лечение, направленное на полное восстановление всех функций организма, главным образом центральной нервной системы.

Простыми методами восстановления сердечной деятельности и дыхания должны владеть все врачи, средний медицинский персонал и даже некоторые организованные группы населения. Объясняется это тем, что клетки коры головного мозга без кислорода погибают в обычных условиях через 3-5 мин. Практически в настоящее время поддерживать жизнедеятельность клеток мозга при остановке сердца и дыхания возможно только с помощью искусственного поддержания вентиляции легких и сердечной деятельности. Поэтому простейшие методы восстановления сердечной деятельности и дыхания должен начинать тот, кто первый окажется около пострадавшего ребенка. Если в ближайшие минуты после остановки сердца и дыхания не будет обеспечено искусственное поддержание вентиляции и сердечной деятельности, то в дальнейшем любые мероприятия окажутся бесполезными. Ниже будут приведены основные методы искусственного поддержания вентиляции и газообмена, которые проводят в любых условиях при остановке дыхания и кровообращения. Врач-педиатр не только должен овладеть этими методами, но и обучить весь персонал учреждения основам реанимации и создать систему проведения реанимационных мероприятий.

Искусственная вентиляция легких

Наиболее эффективны методы искусственной вентиляции , основанные на вдувании воздуха, кислорода в дыхательные пути и легкие больного. Вдувание можно проводить ртом ко рту, рот к носу, с помощью специального дыхательного мешка, через маску наркозного аппарата и эндотрахеальную трубку, введенную в трахею.

Перед началом искусственной вентиляции необходимо освободить дыхательные пути ребенка от инородных тел, жидкости, слизи. Для этого новорожденного или грудного ребенка можно приподнять за ножки и удалить рукой содержимое из полости рта. Маленького ребенка укладывают на бедро человека, оказывающего помощь, головой вниз. Полость рта у более старших детей освобождается таким же путем или пальцами. Дальнейшие действия проводящего искусственную вентиляцию происходят в определенном порядке:

1) ребенка укладывают на спину, под плечи его подкла-дывают небольшой валик и голову резко разгибают, а нижнюю челюсть придерживают; оживляющий делает глубокий вдох, а затем быстро вдувает в рот ребенка выдыхаемый воздух, при этом ноздри ребенка зажимают;

2) при выдохе голову ребенка удерживают в резко разогнутом положении, нижнюю челюсть выводят так, чтобы верхние и нижние зубы соприкасались; выдох продолжается вдвое дольше вдоха (рис. 5).

Рис. 5. Искусственное дыхание рот в рот. а - вдувание воздуха в легкие через рот; б - выдох пассивный.

За один вдох ребенку необходимо вдуть в легкие объем, примерно в 11/2 раза превышающий его дыхательный объем. Производится 20-28 вдуваний в минуту.

При использовании дыхательного мешка или наркозного аппарата принципы остаются те же.

Ритмичные движения грудной клетки и диафрагмы свидетельствуют о том, что вдуваемый воздух попадает в легкие.

Искусственное восстановление и поддержание сердечной деятельности. При полном прекращении сердечной деятельности никакие мероприятия (внутриартериальное нагнетание крови, медикаментозные средства), помимо непосредственного воздействия на сердце, эффекта не дадут.

Остановка сердца диагностируется по отсутствию артериального давления, пульса и сердечных тонов, бледности кожи и резкому расширению зрачков. Во время операции из сосудов прекращается кровотечение.

В большинстве случаев восстановление сердечной деятельности начинается с непрямого массажа сердца (рис. 6).

Рис. 6. Непрямой массаж сердца (схема). а - сердце не сдавлено и заполняется кровью (диастола); б - сердце сдавлено между грудиной и позвоночником, кровь проталкивается в сосуды (систола).

Принцип непрямого массажа заключается в периодическом сдавливании сердца между грудиной и позвоночником. В момент сжатия кровь проталкивается в сосуды, а в тот момент, когда сердце не сжато, оно заполняется кровью.

Техника непрямого массажа сердца

Ребенка укладывают обязательно на твердое основание (стол, кровать с деревянными щитами, пол). Ноги лучше приподнять. Затем производят энергичные периодические нажатия на нижнюю треть грудины со скоростью 90-100 раз в минуту. При надавливании амплитуда движения грудины должна быть 3-4 см. У новорожденных надавливание на грудину производят одним пальцем, у грудных детей - ладонью с приподнятыми пальцами, а у детей старше 8-9 лет - двумя ладонями с приподнятыми пальцами (рис. 7, 8).

Рис. 7. Непрямой массаж сердца у ребенка старшего возраста

Рис. 8. Непрямой массаж сердца у новорожденного или грудного ребенка

Во время проведения непрямого массажа полезно до появления самостоятельных сердечных сокращений пережать брюшную аорту, надавливая кулаком на область пупка. Это уменьшает объем циркулирующей крови и улучшает кровоснабжение мозга.

Если в течение 11/2-2 мин непрямого массажа не появляется пульсация на сонной артерии, следует переходить к прямому массажу сердца. Грудную клетку вскрывают по четвертому или пятому левому межреберью от среднеподмышечной линии до грудины. Чаще вскрывается и перикард. Желудочки сердца сдавливают одной или двумя руками также со скоростью до 100 раз в минуту и продолжительностью сжатия 0,3 с. Если остановка сердца наступила во время операции на брюшной полости, то массаж сердца можно производить через диафрагму, прижимая сердце к грудине.

Медикаментозная терапия и дефибрилляция

Медикаментозная терапия проводится только после начала массажа сердца и искусственной вентиляции.

1. Во всех случаях клинической смерти следует внутривенно ввести 10-60 мл 4% гидрокарбоната натрия
2. В тех случаях, когда остановка сердца была вызвана кровотечением, необходимо вводить кровь внутривенно под давлением.
3. Если сердечная деятельность через 1-2 мин после начала массажа не восстанавливается, ввести внутрисердечно (в левый желудочек) или внутривенно 0,1-0,2 мг (лучше развести до 1 - 2 мл) 0,1% раствора адреналина.
4. Внутривенно ввести 1-4 мл 2% раствора хлорида кальция.

При фибрилляции сердца проводится дефибрилляция. Последняя является одним из опаснейших осложнений массажа либо наступает самостоятельно от тех же причин, что и остановка сердца. Фибрилляция диагностируется по тем же признакам, что и остановка сердца, но на ЭКГ видна специфическая кривая. При вскрытой плевральной полости отмечаются хаотические подергивания отдельных мышечных групп сердца. Наиболее эффективным методом лечения фибрилляции является электрическая дефибрилляция с помощью специальных дефибрилляторов, которая может повторяться несколько раз. После прекращения фибрилляции сердца следует продолжать массаж сердца.

Эффективность реанимации

Определяется по появлению пульса на периферических сосудах, уменьшению бледности и цианоза, сужению зрачков и появлению роговичного рефлекса, восстановлению самостоятельного дыхания и сознания.

Проведение сердечно-легочной реанимации.

Выше были приведены отдельно методы восстановления дыхания и сердечной деятельности. При остановке сердца и дыхания искусственная вентиляция и массаж сердца проводятся одновременно в следующем порядке:

1) быстрое освобождение дыхательных путей;
2) 2- 3 вдувания воздуха или кислорода в легкие больного;
3) 4-5 надавливаний на грудину;
4) в последующем - чередование 1 вдоха и 4-5 надавливаний.

В момент вдоха нельзя надавливать на грудину. Если реанимацию проводит один человек, то на каждые 2 вдоха производится 15-18 надавливаний на грудину. Каждые 2 мин на несколько секунд прекращают реанимационные мероприятия, чтобы проверить их эффективность. Во время проведения реанимации вызывают специалистов либо ребенка переводят в специальное учреждение, а во время транспортировки проводят реанимацию.

Залогом успеха реанимационных мероприятий является организация систематического обучения всего медицинского персонала. Только это может обеспечить своевременное в течение нескольких минут эффективное проведение реанимации.

Исаков Ю. Ф. Детская хирургия, 1983г.

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

У детей 4-6 месяцев – 35-40

У детей 7 месяцев – 35-30

У детей 2-4 лет – 30-25

У детей 4-6 лет – около25

У детей 6-12 лет – 22-20

У детей 12-15 лет – 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных – 140

У детей 6 месяцев – 130-135

У детей 1 года – 120-125

У детей 2 лет – 110-115

У детей 3 лет – 105-110

У детей 4 лет – 100-105

У детей 5 лет – 100

У детей 6 лет – 90-95

У детей 7 лет – 85-90

У детей 8-9 лет – 80-85

У детей 10-12 лет – 80

У детей 13-15лет – 75

  • Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
  • Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
  • Примерная схема годового отчета участкового врача:
  • Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
  • Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
  • Освобождение от физкультуры
  • Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
  • Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
  • Академический отпуск
  • Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
  • Персона врача
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
  • Тема 4. Оценка физического развития
  • Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
  • 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
  • 3.Освоение практических умений
  • 4.Перечень тем рефератов для студентов
  • Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
  • 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
  • 2.Освоение практических умений:
  • Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
  • 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
  • Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
  • Дородовый врачебный патронаж
  • Социальный анамнез
  • Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
  • Биологический анамнез
  • Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
  • Общее заключение по дородовому патронажу
  • Рекомендации
  • Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
  • Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
  • Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
  • Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
  • Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
  • Подготовка детей к поступлению в школу.
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении
  • Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
  • Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
  • Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
  • Организация санаторно-курортной помощи детям.
  • Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
  • Штаты дневного стационара детской поликлиники:
  • Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
  • Задача №1
  • Задача №2
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
  • Национальный календарь профилактических прививок
  • Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
  • Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
  • Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
  • Общие положения о лечении орви
  • Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
  • 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
  • Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
  • Лихорадка и гипертермический синдром
  • Судорожный синдром
  • Острый стенозирующий ларинготрахеит
  • 3.При I степени стеноза:
  • 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
  • 5. При III-IV степени стеноза:
  • Задача №1
  • Задача №2
  • В. 1.Инвагинация кишечника.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
  • Критерии допуска студента к курсовому зачету:
  • Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
  • Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов
  • I. Требования к составлению реферата
  • II. Требования к проведению лекции
  • III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
  • IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

    При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности. Овладение элементами экстренной диагностики терминальных состояний, твердое знание методики первичной сердечно-легочной реанимации, предельно четкое, «автоматическое» выполнение всех манипуляций в нужном ритме и строгой последовательности являются непременным условием успеха.

    Методы сердечно-легочной реанимации совершенствуются постоянно. В настоящем издании представлены правила сердечно-легочной реанимации у детей, основанные на последних рекомендациях отечественных ученых (Цыбулькин Э.К., 2000; Малышев В.Д. и соавт., 2000) и Комитета по неотложной помощи американской ассоциации кардиологов, опубликованных в JAMA(1992).

    Клиническая диагностика

    Основные признаки клинической смерти:

      отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

      исчезновение пульса на сонной и других артериях;

      бледный или серо-землистый цвет кожи;

      зрачки широкие, без реакции их на свет.

    Неотложные мероприятия при клинической смерти:

      оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД;

      зафиксировать время наступления клинической смерти и момент начала реанимационных мероприятий;

      подать сигнал тревоги, вызвать помощников и реанимационную бригаду;

      по возможности выяснить, сколько минут прошло с предполагаемого момента развития клинической смерти.

    Если точно известно, что этот срок более 10 мин., либо у пострадавшего отмечаются ранние признаки биологической смерти (симптомы «кошачьего глаза» - после надавливания на глазное яблоко зрачок принимает и сохраняет веретенообразную горизонтальную форму и «тающей льдинки» - помутнение зрачка), то необходимость проведения сердечно-легочной реанимации сомнительна.

    Реанимация будет эффективна только тогда, когда она правильно организована и мероприятия, поддерживающие жизнь, выполняются в классической последовательности. Основные положения первичной сердечно-легочной реанимации предложены американской ассоциацией кардиологов в виде «Правил АВС» по Р. Safar:

      Первый шаг A(Airways) - восстановление проходимости дыхательных путей.

      Второй шаг В (Breath) - восстановление дыхания.

      Третий шаг С (Circulation) - восстановление кровообращения.

    Последовательность реанимационных мероприятий:

    A ( Airways ) - восстановление проходимости дыхательных путей:

    1. Уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

    2. Очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс.

    3. Слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути (противопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею положить мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни.

    Перелом шейных позвонков должен быть заподозрен у пациентов с травмой головы или другими повреждениями выше ключиц, сопровождающимися потерей сознания, или у больных, позвоночник которых подвергся неожиданным перегрузкам, связанным с нырянием, падением или автомобильной катастрофой.

    4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх (подбородок должен занимать самое возвышенное положение), что предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.

    В ( Breath ) - восстановление дыхания:

    Начать ИВЛ экспираторными методами «изо рта в рот» - у детей старше 1 года, «изо рта в нос» - у детей до 1 года (рис. 1).

    Методика ИВЛ. При дыхании «изо рта в рот и нос» необходимо левой рукой, положенной под шею больного, подтянуть его голову и затем после предварительного глубокого вдоха плотно обхватить губами нос и рот ребенка (не зажимая его) и с некоторым усилием вдувать воздух (начальную часть своего дыхательного объема) (рис. 1). В гигиенических целях предварительно лицо больного (рот, нос) можно покрыть марлевой салфеткой или носовым платком. Как только грудная клетка приподнимается, вдувание воздуха прекращают. После этого отвести рот от лица ребенка, дав ему возможность пассивно выдохнуть. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха 1:2. Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания реанимируемого: у детей первых лет жизни - 20 в 1 мин, у подростков - 15 в 1 мин

    При дыхании «изо рта в рот» реаниматор обхватывает губами рот больного, а его нос зажимает правой рукой. В остальном техника выполнения та же (рис. 1). При обоих способах имеется опасность частичного попадания вдуваемого воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержимого в ротоглотку и аспирации.

    Введение 8-образного воздуховода или прилегающей ротоносовой маски существенно облегчает проведение ИВЛ. К ним подключают ручные дыхательные аппараты (мешок Ambu). При использовании ручных дыхательных аппаратов реаниматор левой рукой плотно прижимает маску: носовую часть большим, а подбородочную - указательным пальцами, одновременно (остальными пальцами) подтягивая подбородок больного кверху и кзади, чем достигается закрытие рта под маской. Правой рукой сдавливается мешок до появления экскурсии грудной клетки. Это служит сигналом необходимости прекращения давления для обеспечения выдоха.

    С ( Circulation ) - восстановление кровообращения:

    После того, как проведены первые 3 - 4 инсуффляции воздуха, при отсутствии пульса на сонной или бедренной артериях, реаниматор наряду с продолжением ИВЛ должен приступить к непрямому массажу сердца.

    Методика непрямого массажа сердца (рис. 2, таблица 1). Больной лежит на спине, на жесткой поверхности. Реанимирующий, выбрав соответствующее возрасту ребенка положение рук, проводит ритмичные надавливания с возрастной частотой на грудную клетку, соразмеряя силу нажима с упругостью грудной клетки. Массаж сердца проводится до полного восстановления сердечного ритма, пульса на периферических артериях.

    Таблица 1.

    Методика проведения непрямого массажа сердца у детей

    Осложнения непрямого массажа сердца: при чрезмерном давлении на грудину и ребра могут быть их переломы и пневмоторакс, а при сильном надавливании над мечевидным отростком возможен разрыв печени; необходимо помнить также и об опасности регургитации желудочного содержимого.

    В тех случаях, когда ИВЛ делают в сочетании с непрямым массажем сердца, рекомендуется делать одно вдувание через каждые 4-5 сжатий грудной клетки. Состояние ребенка повторно оценивается через 1 мин после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.

    Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

      Сужение зрачков и появление их реакции на свет (это говорит о поступлении оксигенированной крови в мозг больного);

      Появление пульса на сонных артериях (проверяется в промежутках между компрессиями грудной клетки – в момент компрессии на сонной артерии ощущается волна массажа, указывающая, что массаж проводится правильно);

      Восстановление самостоятельного дыхания и сердечных сокращений;

      Появление пульса на лучевой артерии и повышение АД до 60 - 70 мм рт. ст.;

      Уменьшение степени цианоза кожи и слизистых.

    Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни:

    1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

      0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);

      0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

    При необходимости повторное в/в введение вышеуказанных препаратов через 5 мин.

      4% раствор натрия бикарбоната 2 мл/кг (1 ммоль/кг). Введение бикарбоната натрия показано только в условиях затяжной сердечно-легочной реанимации (более 15 мин.) или если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне метаболического ацидоза; введение 10 % раствора кальция глюконата в дозе 0,2 мл/кг (20 мг/кг) показано только при наличии гиперкалиемии, гипокальциемии и при передозировке антагонистов кальция.

    2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

    3. При фибрилляции желудочков показана дефибрилляция (электрическая и медикаментозная).

    Если признаки восстановления кровообращения есть, но отсутствует самостоятельная сердечная деятельность, непрямой массаж сердца проводят до восстановления эффективного кровотока или до стойкого исчезновения признаков жизни с развитием симптомов мозговой смерти.

    Отсутствие признаков восстановления сердечной деятельности на фоне проводимых мероприятий в течение 30 - 40 мин. является показанием к прекращению реанимации.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

    Студент самостоятельно выполняет приемы оказания неотложной медицинской помощи на тренажёре «ЭЛТЭК-малыш».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

    Основная литература:

    1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.

    Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //

    2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.

    Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

    Дополнительная литература:

      Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

      Галактионова М.Ю. Неотложная помощь детям. Догоспитальный этап: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2007.- 143 с.

      Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия. Алгоритмы диагностики и лечения. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012.- 156 с.

      Неотложная педиатрия: учебное пособие / Ю. С. Александрович, В. И. Гордеев, К. В. Пшениснов. - СПб. : СпецЛит. 2010. - 568 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ // http://www.studmedlib.ru/book /

      Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.

      [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).

    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

    1.Электронный ресурс: режим доступа: // www . Consilium - medicum . com .

    каталог медицинских ресурсов INTERNET

    2.«Медлайн»,

    4.Каталог «Корбис»,

    5.Профессионально-ориентированный сайт: http :// www . Medpsy.ru

    6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)

    Знание студентом основных положений темы занятия:

    Примеры тестов исходного уровня:

    1.При какой степени тяжести стеноза гортани показана экстренная трахеотомия?

    а. При 1 степени.

    б. При 2 степени.

    в. При 3 степени.

    г. При 3 и 4 степени.

    * д. При 4 степени.

    2. Что является первым действием при ургентной терапии анафилактического шока?

    * а. Прекращение доступа аллергена.

    б. Обкалывание места введения аллергена р-ром адреналина.

    в. Введение кортикостероидов.

    г. Наложение жгута выше места введения аллергена.

    д. Наложение жгута ниже места введения аллергена.

    3. Какой из критериев первым укажет Вам, что проводимый непрямой массаж сердца является эффективным?

    а.Потепление конечностей.

    б.Возвращение сознания.

    в.Появление прерывистого дыхания.

    г.Расширение зрачков.

    * д.Сужение зрачков._

    4. Какое изменение на ЭКГ является угрожающим по синдрому внезапной смерти у детей?

    * а. Удлинение интервала Q - T.

    б. Укорочение интервала Q - T.

    в. Удлинение интервала Р - Q.

    г. Укорочение интервала Р - Q.

    д. Деформация комплекса QRS.

    Вопросы и типовые задачи заключительного уровня:

    Задание 1.

    Вызов бригады «Скорой помощи» на дом к мальчику 3-х лет.

    Температура 36,8°С, число дыханий – 40 в 1 минуту, число сердечных сокращений – 60 в 1 минуту, артериальное давление - 70/20 мм рт. ст.

    Жалобы родителей на заторможенность и неадекватное поведение ребенка.

    Анамнез болезни: предположительно за 60 минут до прибытия машины «Скорой помощи» мальчик съел неизвестное количество таблеток, хранившихся у бабушки, которая страдает гипертонической болезнью и принимает для лечения нифедипин и резерпин.

    Объективные данные: Состояние тяжелое. Сомналентность. Оценка по шкале Глазго 10 баллов. Кожные покровы, особенно груди и лица, а также склеры - гиперемированы. Зрачки сужены. Периодически отмечаются судороги с преобладанием клонического компонента. Носовое дыхание затруднено. Дыхание поверхностное. Пульс слабого наполнения и напряжения. Аускультативно на фоне пуэрильного дыхания выслушивается небольшое количество хрипов проводного характера. Тоны сердца глухие. Живот мягкий. Печень выступает на 1 см из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии. Селезенка не пальпируется. Не мочился последние 2 часа.

    а) Поставить диагноз.

    б) Оказать догоспитальную неотложную помощь и определить условия транспортировки.

    в) Охарактеризовать фармакологическое действие нефедипина и резерпина.

    г) Дать определение шкалы Глазго. Для чего она применяется?

    д) Указать, через какое время возможно развитие острой почечной недостаточности, и описать механизм ее возникновения.

    е) Определить возможность проведения форсированного диуреза для удаления всосавшегося яда на догоспитальном этапе.

    ж) Перечислить возможные последствия отравления для жизни и здоровья ребенка. Какое количество таблеток этих препаратов потенциально смертельно в данном возрасте?

    а) Острое экзогенное отравление таблетками резерпина и нефедипина средней степени тяжести. Острая сосудистая недостаточность. Судорожный синдром.

    Задание 2:

    Вы врач летнего оздоровительного лагеря.

    В течение последней недели стояла жаркая сухая погода, с температурой воздуха в дневные часы 29-30С в тени. Во второй половине дня к вам привели ребенка 10 лет, который жаловался на вялость, тошноту, снижение остроты зрения. При осмотре Вы обратили внимание на покраснение лица, повышение температуры тела до 37,8С, учащение дыхания, тахикардию. Из анамнеза известно, что ребенок более 2-х часов до обеда играл в «пляжный волейбол». Ваши действия?

    Эталон ответа

    Возможно это ранние признаки солнечного удара: вялость, тошнота, снижение остроты зрения, покраснение лица, повышение температуры тела, учащение дыхания, тахикардия. В дальнейшем может отмечаться потеря сознания, бред, галлюцинации, смена тахикардии брадикардией. При отсутствии помощи возможна смерть ребенка при явлениях остановки сердца и дыхания

    Неотложная помощь:

    1. Переместить ребенка в прохладное помещение; уложить в горизонтальное положение, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой.

    2. При начальных проявлениях теплового удара и сохраненном сознании дать обильное питье глюкозо - солевого раствора (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 ст. ложки сахара на 1 л воды) не менее объема возрастной суточной потребности в воде.

    3. При развернутой клинике теплового удара:

    Проводить физическое охлаждение холодной водой с постоянным растиранием кожных покровов (прекратить при снижении tтела ниже 38,5°С);

    Обеспечить доступ к вене и начать в/в введение раствора Рингера или «Трисоли» в дозе 20 мл/кг час;

    При судорожном синдроме ввести 0,5% раствор седуксена 0,05-0,1 мл/кг (0,3-0,5 мг/кг) в/м;

    Оксигенотерапия;

    При прогрессировании расстройств дыхания и кровообращения показано проведение интубации трахеи и перевод на ИВЛ.

    Госпитализация детей с тепловым или солнечным ударом в реанимационное отделение после оказания первой помощи. Детям с начальными проявлениями без утраты сознания госпитализация показана при сочетании перегревания с диареей и соледефицитным обезвоживанием, а также при отрицательной динамике клинических проявлений при наблюдении за ребенком в течение 1 часа.

    Задание 3:

    Врача детского оздоровительного лагеря вызвали случайные прохожие, увидевшие тонущего ребенка в озере рядом с лагерем. При осмотре на берегу озера лежит ребенок, предположительный возраст 9-10 лет, без сознания, в мокрой одежде. Кожные покровы бледные, холодные на ощупь, отмечается цианотичность губ, изо рта и носа вытекает вода. Гипорефлексия. В легких дыхание ослаблено, западение уступчивых мест грудной клетки и грудины на вдохе, ЧДД – 30 в 1мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС – 90 уд/мин, пульс слабого наполнения и напряжения, ритмичный. АД – 80/40 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.

    1.Ваш диагноз?

    2.Ваши действия на месте осмотра (первая мед.помощь).

    3.Ваши действия в мед.пункте оздоровительного лагеря (помощь на догоспитальном этапе).

    4.Дальнейшая тактика.

    Эталон ответа.

    1.Утопление.

    2.На месте: -очистить ротовую полость,-перегнуть пострадавшего через бедро, ударами ладони между лопатками удалить воду.

    3.В мед.пункте: -раздеть ребенка, растереть спиртом, укутать в одеяло, -ингаляции 60% кислородом, -ввести зонд в желудок, -ввести в мышцы дна полости рта возрастную дозу атропина, -полиглюкин 10мл/кг в/в; преднизолон 2-4 мг/кг.

    4.Подлежит экстренной госпитализации в реанимационное отделение ближайшей больницы.

    Можно выделить три группы пациентов, которые различаются подходом к про­ведению сердечно-легочной реанимации.

    1. Сердечно-легочная реанимация у детей при внезапной оста­новке кровообращения - в этом слу­чае процесс умирания длится столько, сколько продолжаются реанимацион­ные мероприятия. Основные исходы реанимационных мероприятий: успешная реанимация и последую­щая постреанимационная болезнь (с различным исходом), развитие стойкого вегетативного состояния, безуспешная реанимация, после пре­кращения которой констатируется смерть.
    2. Проведение СЛР на фоне тяжелой потенциально излечимой патологии - чаще всего это группа детей с тяжелой сочетанной травмой, шоком, тяжелы­ми гнойно-септическими осложне­ниями - в этом случае прогноз СЛР чаще бывает неблагоприятным.
    3. Проведение СЛР на фоне неизлечи­мой патологии: врожденные пороки развития, несовместимая с жизнью травма, онкологические па­циенты - требуется тщательный, по возможности заранее спланированный подход к СЛР.

    Основной задачей сердечно-легочной реанимации у детей есть под­держание кровообра­щения и ИВЛ, не допускающего необратимых изменений в мозге, миокарде до момента восстанов­ления кровообращения и дыхания.

    В первую очередь следует определить наличие сознания с помощью окрика и встряхивания (не нужно подвергать резким движениям голову до ис­ключения травмы). Проконтролировать наличие выдоха и пульса; если они не определяются, следует немедленно начать СЛР. Ожив­ление складывается из ряда мероприятий:

    Первичная реанимация - меры по поддержанию жиз­недеятельности, которые сформулированы в виде правила «АВС». Начав сердечно-легочную реанимацию у детей, следует позвать на помощь коллег или других лиц, находящихся рядом.

    Восстановление витальных функций - восстановление самостоятельного кровообращения, деятельности ­легочной системы; введе­ние фармакологических препаратов, инфузия растворов, электрография и при необходимости электрическая дефибрилляция.

    Первичная реанимация

    1 стадия сердечно-легочной реанимации у детей включает 3 этапа:

    • А (air) - проходимость дыха­тельных путей.
    • В (breath) - вен­тиляция легких.
    • С (circulation) - искусственное поддержание кровообращения ( сердца).

    Проходимость дыхательных путей

    1 этап - самый важный. Нужно придать пациенту соответствующее положение: положить на спину; голова, шея и грудь должны находить­ся на одной плоскости. При гиповолемии следует слегка приподнять ноги. Запро­кинуть голову - если нет травмы шеи, если есть - вывести нижнюю челюсть. Избыточное переразгибание головы у грудных детей может усугубить обструкцию дыхательных путей. Неправильное поло­жение головы - частая причина неэффективной вентиляции легких.

    При необходимости - очистить рот от инородных тел. Ввести воздуховод или, если имеется возможность, осуществить интубацию трахеи, если нет - произвести два вдоха «рот в рот» или «рот в рот и нос».

    Запрокидывание головы - важная и первоочередная задача реанимации.

    Остановка кровообращения у де­тей часто вторична из-за обструкции дыхательных путей, последнюю могут обусловить:

    • инфекционные или заболевания;
    • наличие инородного тела;
    • западение языка, слизь, рвотные массы, кровь.

    Искусственная вентиляция легких

    Осуществляют, ИВЛ активно вдувая воз­дух в легкие методами «рот в рот» или «рот в рот и нос»; но лучше че­рез воздуховод, лицевую маску мешком «Амбу».

    Для предупреждения перерастяжения желудка надо проводить ИВЛ так, чтобы наблюдалась лишь экскурсия грудной клетки, но не брюшной стенки. Метод опорожнения желудка от газа на­давливанием на эпигастрий на фоне пово­рота на бок приемлем лишь на догоспитальном этапе (из-за опасности регургитации и аспирации содержимого желудка). В таких ситуациях нужно ставить зонд в желудок.

    Последовательность действий :

    Ложат больного на твердую поверхность, слегка запрокидываем голову.

    Наблюдают за дыханием 5 с, при его отсутствии делают 2 вдоха, после чего делают паузу для выдоха. Ребенку воздух вдувают очень осторожно, чтобы избежать разрыва легкого (но­ворожденному, грудному ребенку - с помощью щек); обязательно следя за грудью - при вдувании она поднимается; время вдоха составляет 1,5-2 с.

    Если грудь поднимается, вдувание прекращают и дают воз­можность пройти пассивному выдоху.

    После окончания выдоха делают вто­рое раздувание; после него определяют наличие пульса.

    При сохраненной деятель­ности сердца независимо от возраста пациен­та искусственные дыхательные циклы легких повторяют 8-12 раз/минуту (через каждые 5-6 с); при отсутствии пульса начинают массаж сердца и другие мероприятия.

    Если вдувание не получается, проверяют положение головы по­вторяют вдувание; если снова неэффективно, следует заподозрить инородное тело дыхательных путей. В этом случае открывают рот очищают глотку; жидкость выводят наружу поворотом головы набок (нельзя при травме позвоночника).

    Извлечение инородных тел у грудных детей имеет свою специфику. У них прием, описанный Heimlich (рез­кий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы), неприемлем из-за реальной угрозы травматизации органов брюшной полости, прежде всего, печени. Грудных детей укладыва­ют на предплечье чтобы голова была ниже туловища, но не свисала пассивно вниз, а поддерживалась указательным, большим пальцем за нижнюю челюсть. После этого осуществляют 5 несильных ударов между лопатками.

    Если размеры ребенка не позволяют полноценно выполнить этот прием, удерживая его одной рукой, то как опору используют бедро и колено врача. Удары по спине являются, по сути, искусственным кашлем, который позволяет «вытолкнуть» инородное тело.

    Закрытый массаж сердца

    3 этап имеет целью восстановление кровообращения. Суть метода — сдавление сердца. Кровообращение обеспечивается не столько сжатием, сколько увеличением внутригрудного давления, способствующим выбро­су крови из легких. Максимальная компрессия приходится на нижнюю треть груди­ны: у детей - на ширину поперечного пальца ниже линии сосков в центре грудины; у подростков и взрослых - на 2 пальца выше мечевидно­го отростка. Глубина давления — около 30 % передне-заднего размера грудной клетки. Техника мас­сажа сердца различается в зависимости от возраста:

    • дети до года - компрессии проводят большими пальцами,
    • дети от года до 8 лет - компрессии выполняются одной рукой,
    • дети от 8 лет, взрослые - на­давливание на грудную клетку делают двумя руками, в локтях прямыми.

    При работе одного врача соотношение вентиляция: массаж составляет 2:30 в любом возрасте (на каждые 30 ком­прессий грудины производят 2 вдоха). При работе двух врачей используют тех­нику 2:15 (2 вдоха, 15 компрессий) При проведении ИВЛ через эндотрахеальную трубку массаж делают без пауз, не синхронизируют его по отношению к искусственным дыхательным циклам, частота вентиляции составляет 8-12 в минуту.

    Прекардиальный удар не рекомендуется даже у взрослых, особен­но во внегоспитальных условиях. В усло­виях ОРИТ (у взрослых) его проводят только при условии мониторинга ЭКГ. Удар на фоне желудочковой тахикардии может привести к асистолии или разви­тию фибрилляции желудочков.

    Частота компрессий не зависит от возраста, составляет не менее 100, но не более 120 компрессий в минуту. У новорожденных реанимацию (включая массаж сердца) начи­нают при частоте 60 в минуту.

    Контроль эффективности сердечно-легочной реанимации у детей осуществляет врач, проводящий вен­тиляцию легких; он про­веряет пульс через минуту после начала реанимации, потом каждые 2-3 минуты во время прекращения массажа (на 5 с). Периоди­чески этот же врач наблюдает за состоя­нием зрачков. Появление их реакции указывает на восстановление мозга, их стойкое расширение есть неблаго­приятным показателем. Реанимацию нельзя прекращать больше чем на 5 с, кроме периода, когда производится интубация трахеи или дефибрилляция. Пауза для интуба­ции не должна превышать 30 с.

    Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

    Публикации по теме