Конспекты занятий психолога с подростками группы риска. Групповые занятия с детьми "группы риска"
Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.
Задача:
Осознание того, как тебя видят другие;
Отработка навыков сотрудничества и формирование умения нравиться, сопереживать;
Формирование адекватной самооценки.
Вступительное слово ведущего
Для каждого важно, как его видят и понимают другие. Что в нем хорошего и плохого? Как показать хорошее и что делать с плохим? Сегодня на занятии мы попробуем это выяснить.
Упражнение «Мой друг сказал мне, что я...»
Цель: отработать умение положительной самопрезентации.
Участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и говорит фразу, которая начинается со слов: «Мой друг сказал мне, что я...». Высказываются все, начиная с ведущего.
Упражнение «Правила работы в группе»
Цель: вспомнить правила работы в группе. Ведущий предлагает назвать одно правило и объяснить его, при этом правую руку ставит на левое плечо соседа справа.
Правила работы в группе:
Активное участие детей в занятии;
Один говорит - остальные слушают;
Правило поднятой руки;
Конфиденциальность;
Не оценивать друг друга;
Придерживаться принципа «здесь и теперь»;
Уважать мнение друг друга.
Упражнение «Ожидание»
Цель: определить, что участники ожидают от занятия. Участникам раздают небольшие листы бумаги. Психолог просит написать на них, чего именно подростки ожидают от занятия. После этого листы вывешиваются на доске.
Упражнение «Животное»
Цель: определение личностных особенностей каждого участника.
Материалы: листы бумаги А4. Каждому участнику на бумаге предлагают написать имя, не обязательно настоящее. Под именем рисуют животное и называют его. После индивидуальной работы участники по очереди называют свое имя и характеризуют свое животное. Все животные представляются.
Упражнение «Белое и черное»
Цель: развивать умение критически относиться к себе. Участники на листе белой бумаги записывают положительные черты характера, а на черном - отрицательные.
Обсуждение:
Что чувствовали участники при выполнении этого задания?
Какие черты характера было труднее выделить?
Упражнение «Супермаркет»
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: формирование навыков самоанализа, самопознания, углубления знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Ведущий рассказывает подросткам, что они находятся в супермаркете, где можно продавать и покупать черты характера. После этого он раздает им по 2 полоски бумаги. Участники на одной полоске записывают черту характера, которую хотели бы продать, а на другой - черту характера, которую хотели бы купить. Далее все участники по очереди зачитывают то, что написали на полосках бумаги, и бросают их в картонную коробку. Тренер перемешивает полоски, не глядя, вытаскивает по 2 полоски и раздает подросткам.
Обсуждение:
Какие черты характера вы вынуждены вытащить?
Можете ли вы принять такие черты характера?
Для чего, по вашему мнению, была это упражнение?
Упражнение «Другое мнение»
Цель: развитие нравственных качеств личности, возможность увидеть себя глазами друзей.
Материалы: листы бумаги А4, список личностных качеств. Дети называют по очереди все времена года и соответственно объединяются в 4 группы. Один участник из каждой группы выходит за дверь. Каждая группа составляет характеристику своего представителя. Дети приглашаются в класс, и представитель группы зачитывает их характеристики. Упражнение заканчивается, когда каждый участник получил характеристику.
Обсуждение:
Что дало вам это упражнение?
С чем вы согласились?
С чем не согласны?
Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель: осознание значимости своей роли в формировании социально-психологического климата в группе.
Участники продолжают предложения:
Мне присущи такие черты характера...
Я хотел бы, чтобы в нашем классе все были...
Мне нравятся такие качества в людях...
В будущем я...
Обсуждение:
Трудно было говорить о присущих вам чертах характера?
Что дало эта упражнение?
Упражнение «Результат»
Ведущий спрашивает:
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Изменили отношение друг к другу?
титушина наталья
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г . Чебоксары»
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА »
Характеристика подростков группы «риска »
Школьные факторы риска
1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы .
2. Негативный взгляд на школьный опыт .
3. Уклонения от участия в школьной деятельности .
4. Отсутствие контакта с учителями.
5. Низкий уровень использования доступной помощи.
Факторы риска в среде сверстников .
1. Общение с девиантными подростками.
2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.
3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.
4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.
Семейные факторы риска .
1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.
2. Слабая связь семьи со школой .
3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье
4. Насилие в воспитании.
5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.
6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.
Индивидуальные факторы риска .
1. Импульсивность.
2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.
3. Неконтролируемые эмоции.
4. Беспомощность в учебе.
5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.
6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.
7. Недостаточные социальные навыки общения .
изучения семьи школьника группы «риска »
1. Состав семьи.
2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих) .
3. Материальное благополучие семьи.
4. Жилищные условия семьи.
5. Образование родителй (лиц их заменяющих) .
6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.
7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.
8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.
11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника .
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ГРУППЫ «РИСКА » .
(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска » )
Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.
Имеется ли план воспитательной работы , утвержденный заместителем директора по воспитательной работе . Какие мероприятия проведены;
- социальный паспорт класса ;
Состав родительского комитета;
Тематика родительских собраний на учебный год;
Сколько детей состоит на внутришкольном учете , на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;
Где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий ;
Сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;
Какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;
Какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно) ;
Как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;
Индивидуальные планы работы с детьми группы «риска » . Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.
КАРТОЧКА УЧЕТА
ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Название ОУ :___
Ф. И. О. ребенка ___
Классный руководитель ___
Адрес, телефон ___
Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы рабочий телефон )___
Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы , должность, размер зарплаты, рабочий телефон ) ___
Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___
Даты обследования на дому ___
Индикатор неблагополучия школьника ___
Форма работы с ребенком ___ ___
Формы работы с семьей
Необходимая помощь
Дата постановки на учет ___
Причина постановки на учет ___
Дата снятия с учета ___
Причина снятия с учета ___
Социальный педагог : /Н. В. Титушина. /
Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности :
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональной ориентации
Поведение и поступки
Форма работы с ребенком :
Проведение профилактических бесед
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
Направление на консультацию к психологу или к врачам
Содействие в трудоустройстве
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
Разбор конфликтных ситуаций
Посещение на дому
Формы работы с семьей :
Посещения
Приглашение на Совет профилактики, КДН,
Привлечение к работе в классе , в школе
Проведение консультаций для родителей
Выступление на родительских собраниях
Оценка жизненных целей ребенка, его направленности
Вопросы : (выбери и подчеркни) .
1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)
Денежные проблемы твоей семьи
Отношения с родителями
Отношения между родителями
Отношения со сверстниками
Конфликты с педагогами
Трудности усвоения школьной программы
Здоровье близких родственников
Чем заняться в свободное время
Личная жизнь
Что-либо другое (что именно)
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
С высокой зарплатой
С гарантией от безработицы
Престижную
Не вредную для здоровья
Связанную с разъездами, новыми впечатлениями
Требующую личной предприимчивости, изобретательности
Нужную стране,людям
Связанную с общением с детьми
Связанную с общением с животными
Другую (какую именно)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно .
Ф. И. учащегося ___Класс ___
Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто
1. Учебная деятельность :
Равнодушие;
Нежелание учится;
Низкая успеваемость;
Затруднения в освоении учебных программ;
Систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
2. Взаимоотношения со сверстниками.
- Положение в классе :
Изоляция;
Противопоставление себя коллективу;
Положение дезорганизатора;
Положение вожака микрогруппы , состоящей из «трудных» учащихся.
Взаимоотношения со сверстниками :
Жестокое обращение со слабыми и младшими;
Пренебрежительное отношение к сверстникам;
Принадлежность к той или иной молодежной группе
3. Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями :
Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
Грубость, хамство;
Бестактность;
С родителями :
Конфликтный характер;
Грубость, хамство.
4. Проведение свободного времени :
Бросил заниматься в кружке, секции, студии;
В основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) ;
Употребляет спиртные напитки;
Зарабатывает себе на жизнь.
5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников) :
Незнание своих возможностей и способностей;
Профессиональная неопределенность;
Неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.
Отношение к труду :
Отрицательное отношение к работе ;
Невыполнение трудовых обязанностей в школе ;
Неисполнение трудовых обязанностей дома;
Недобросовестное отношение к труду.
6 Поведение и поступки.
В школе :
Прогулы;
Нарушение дисциплины;
Нецензурная брань;
Жаргонная речь;
Порча школьного имущества ;
Срыв уроков;
В семье :
Побеги из дома;
Невыполнение домашних обязанностей;
Непослушание;
Противоправные поступки :
Бродяжничество;
Попрошайничество;
Азартные игры;
Употребление наркотиков;
Проституция;
Вымогательство;
Порча имущества;
Нанесение телесных повреждений (в результате драки) .
Классный руководитель :
Социальный педагог : Н. В. Титушина
Психолог : Н. А. Панова
Коррекционно-развивающие занятия с подростками
«группы риска»
Педагог-психолог О.С. Алтухова
Пояснительная записка
Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.
В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы:
формирование психосоциальной компетентности у подростков.
Задачи программы:
обеспечение воспитанника средствами самопознания;
развитие внутренней активности подростка;
развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
перенос положительного опыта в реальную жизнь.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.
Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.
Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.
Ожидаемые результаты.
изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
приобретаются жизненно важные навыки:
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- умение принимать решения.
Занятие № 1
Ход занятия
1. Приветствие.
3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):
- Самый большой страх – это
- Я не доверяю людям, которые
- Я сержусь, когда
- Я не люблю, когда
- Мне грустно, когда
- Когда я спорю
Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).
Работа над гербом.
Три слова, которые я хочу о себе слышать
Я умею лучше всего
Место, где мне хорошо и уютно
Мое самое большое достижение
Три человека, которым я могу доверять
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».
- Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела
- Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях
- Стать более уверенными, вспомнив свои
- Мысленно представить то место
Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 2
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).
Когда на меня повышают голос
Самое грустное для меня
Человек считается неудачником, если
Мне скучно, когда
Я чувствую неуверенность, когда
Упражнение «Какой я?»
- Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.
- Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.
4. Упражнение на закрепление.
- Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.
- Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.
- Нарисуй его.
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 3
Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
- Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к словам:
семья школа
друг преступление
Упражнение «Принятие чувств».
-Выбери, как бы ты сказал:
- Не смей его бить! Он же маленький! или
- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.
Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или
- Не бойся, собака тебя не тронет.
Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или
- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?
Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты или
- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.
4. Упражнение на закрепление.
- Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 4
Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».
3. Основная часть.
Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.
Упражнение «Мой мир».
- Анализ, где находится «я» (самооценка).
- Анализ цвета звезды.
- Отдаленность от родителей.
- Кому достались звезды черного и серого цвета.
- Что хотели бы изменить.
4. Упражнение на закрепление.
Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 5
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Мое отражение».
- Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.
- Ответь на вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что не нравится?
- Эти качества важны для жизни?
Упражнение «Нападающий и защищающийся».
Ребенку предлагается та или иная роль:
1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;
2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.
- Как себя чувствуешь в каждой роли?
- Какая роль больше по душе?
4. Упражнение на закрепление.
Заполнение таблицы из предложенного списка.
Что мне помогает
Что мне мешает
Каких качеств больше?
- Что хотел бы добавить в первую колонку?
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 6
Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.
Ход занятия.
1. Приветствие.
3. Основная часть.
Упражнение «Детство»
Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.
Упражнение «Конфликтная ситуация».
Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.
Правила решения конфликтов.
- выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;
- постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;
- дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;
- обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.
4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».
Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 7
Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»
3. Основная часть.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
Беседа.
Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?
Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было
Я пойму, что счастлив, когда
Меня огорчает, что
Мое здоровье это
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 8.
Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Отказ».
Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.
Упражнение «5 шагов отказа»
- сразу сказать твердо «нет»;
- согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но»;
- если давление продолжается, можете перейти в наступление;
- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;
- предложить компромисс. «Давай лучше».
Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».
4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».
Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 9.
Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».
Упражнение «Портрет агрессивного человека».
Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.
Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».
Обсуждение.
4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».
Придумать и записать надпись на своей «футболке».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 10.
Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Я могу, я умею»
Упражнение «Волшебное зеркало».
Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.
Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».
4. Упражнение на закрепление «10 Я».
Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Литература
Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
« Дети группы риска »
на 2014 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях.
Три категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети «группы риска») характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.
Вот поэтому, уже в течение 5 лет в школе работает психолого-педагогическая служба. Педагогическая деятельность воспитателей ГПД и учителей-предметников отделения направлена на компенсацию недостатков воспитания и образования, коррекцию и педагогическую поддержку обучающихся, консультативно-методическую и просветительскую работу с родителями. Вся работа направлена на преодоление педагогической запущенности и социальной адаптации учащихся.
Цели программы :
1. формирование культуры здорового образа жизни, общей культуры подростков;
2. воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека;
3. создание основы для выбора и освоения профессиональных программ.
Основные направления:
Совершенствование образовательной системы школы в интересах развития каждого ребенка (обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей);
Организация социальной и медико - психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей.
Основные исполнители:
Администрация МКОУ «Первомайская СОШ»
- педагогический коллектив;
Социальный педагог;
Психолог;
Логопед
Методическое объединение классных руководителей
Инспектор ПДН ОВД «Киясовское»
Совет по профилактике правонарушений.
Ожидаемые результаты:
Снижение уровня безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
Совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
Укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения;
Повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей;
Сроки реализации Программы:
2014-2016 годы
Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в нейребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет ;
Незнание их интересов и потребностей;
Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
Усиление влияния псевдокультуры;
Неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
Чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
Потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей: I
Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, ; которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей:
1. Социально-медицинские:
о физические недостатки, патологии самих родителей;
о физические недостатки, патологии ребенка;
о психические растройства одного из родителей;
о алкоголизм, наркомания и т.п. ;
о нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
2. Социально-педагогические: о гиперопека ребенка;
о ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
о расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
о языковый барьер (двуязычие).
3. Социально-психологические:
о недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
о конфликты в семье.
4. Социально-экономические:
о низкий материальный уровень семьи;
о плохие жилищные условия;
о низкая предметная обеспеченность.
5. Социально-юридические:
о незнание своих прав и обязанностей как родителей;
о юридическая некомпетентность.
Этапы работы с семьей:
1. Диагностика проблем семьи.
2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
3. Содействие в получении социальной помощи.
4. Диагностика результатов работы.
Динамика роста количества учащихся школы употребляющих алкогольные напитки
Кроме того, существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них:
Насилие в семье (20% опрошенных учащихся школы считают, что отношения в семье сложные и достаточно напряженные).
Банк «Сироты и опекаемые»
Банк «Дети - инвалиды» *
Банк «Дети - правонарушители»
Банк «Дети «группы риска»:
1. дети с проблемами в развитии;
2. дети, оставшиеся без попечения родителей;
3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5. дети с проявлениями социальной и психологической
дезадаптации
Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться в течение двух лет (2012-2014 г.) поэтапно:
I этап (2012-2013 учебный год):
Совершенствование нормативно - правовой базы школы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Создание школьного банка данных о различных категориях учащихся школы;
Укрепление материально - технической базы школы, направленной на социально - педагогическую поддержку учащихся;
Организация работы родительского лектория;
Дальнейшее развитие форм ученического самоуправления;
Организация работы школьного инспектора, взаимодействие с КДН;
- организация занятости и досуга несовершеннолетних подростков.
П этап (2013-2014 годы учебный год):
Создание в школе условий и системы дифференцированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке;
Подключение родительской общественности для решения проблем по защите прав детей;
Подготовка классных руководителей и воспитателей для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию,
Контрольная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективок;
Создание в школе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.