Социально личностное развитие является результатом. Актуальные проблемы социального развития личности дошкольника

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность ребёнка и её внутренний мир.

Социально-личностное развитие - это формирование отношений к себе и окружающему, а также социальных мотивов и потребностей

Социальное развитие связано с формированием "Я - концепции", т.е. осознание ребёнком себя как личности.

Социально- личностное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования.

Анализ литературы и практики ДОУ выявил противоречия между необходимостью социального развития детей и отсутствием условий для социально - личностного развития дошкольников была сформулирована проблема, которая заключается в преодолении противоречий путём создания условий, обеспечивающих социально- личностное развитие детей дошкольного возраста. Именно по этой причине мной была выбрана тема : « Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ » .

Цель исследования : выявить и экспериментально проверить влияние условий для социального развития детей.

Поставлены следующие задачи :

Создание условий для формирования личности ребёнка дошкольного возраста;

Планирование системы мероприятий для развития детей дошкольного возраста в ДОУ.

Гипотеза : Социально-личностное развитие будет успешным, если:

1.Создать необходимую предметно-развивающую среду.

2.Разработать и реализовать комплекс мероприятий направленных на социально- личностное развитие детей.

Объектом исследования является процесс социального развития детей.

Субъектом исследования является воспитания личности ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила сравнительно недавно. Долгое время главными критериями и ориентирами успешности педагогической работы с ребёнком были уровень развития детей, степень овладения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приобретения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребёнке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам формирования психики, концентрации сознания ребёнка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическими и социальными началами в человеке обуславливают возникновение движущих сил для его развития. По мере освоения человеком социальной действительности, накопление социального опыта происходит становление его как субъекта. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать этого в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребёнка может стать её подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен строить воспитательный процесс не вопреки возрастным особенностям(приобретениям) детей, а с учётом их Это понимание в определённой мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребёнка представлений о себе, Своём сущностном «Я».

В первые семь лет ребёнок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

Ребёнок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение.

Ребёнок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способности приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире.

Основой построения программы является её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребёнка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

Учитывая вышеизложенные особенности, программа поэтапного социально- личностного развития ребёнка - дошкольника, его движение по пути самопознания представлена в следующих разделах:

1. Я среди других.

2. Что я могу.

3. Я и другие.

Базисной для всех этапов является идея: « К познанию мира – через познание себя».

Раздел «Я среди других». Решается задача познания ребёнком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.

Раздел « Что я могу?» Представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Раздел « Я и другие». Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделении своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребёнку нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я- концепции».


Особенности социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. В настоящее время важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.

Основными качествами, определяющими успешное социально- личностное развитие дошкольника, являются:

Положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность к себе);

Положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, построенные на основе сотрудничества, взаимоответственности);

Ценностные ориентации; коммуникативные навыки (адекватное общение с взрослыми и сверстниками);

Социальные навыки (адекватное поведение в разнообразных ситуациях).

Самооценка, определяющая отношение к себе, является важным звеном Концепции ребенка, формирующимся только при условии, когда ребенок является не только объектом, но и субъектом оценочной деятельности. С точки зрения И.И. Чеснаковой (1977), на формирование отношения личности к себе в процессе какой-либо деятельности наиболее существенно влияют собственные достижения и самооценивание. Кроме того, в процессе самооценки личности происходит соотнесение своей собственной оценки с общественной и оценкой тех членов коллектива, мнение которых в силу определенных для личности причин является значимым. Что касается Концепции ребенка, то в дошкольном возрасте она еще слабо структурирована и обладает большой пластичностью. Начиная с 4 лет, у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные ответы. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксое считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае: - когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей; - когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди. Для «кристаллизации» Концепции важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком. Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я». Значение собственного имени в Концепции ребенка. Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в «Образ» и используется как средство самоактуализации.

Самоактуализация - стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности, и т.п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей. Отношение к себе формируется в игре, общении и других видах деятельности ребенка. Игра – сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре обозначается готовность ребенка к саморегуляции, т.е. развивается регулятивная функция самооценки. В целом, формирование положительной самооценки происходит в значимых для ребенка видах деятельности, т.е. таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (В.А. Горбачева, Р.Б. Стеркина). Образ самого себя складывается у ребенка и условиях взаимодействия его индивидуального опыта и общения с другими людьми. Формирование образа у ребенка начинается задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются неустойчивостью и нечеткостью и могут не учитываться ребенком под влиянием оценочных воздействий взрослого. По мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и в пять-семь лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему его личным опытом. Важнейшая функция индивидуального опыта ребенка состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя фактическими знаниями ол себе, своих способностях и возможностях. Оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные и познавательные элементы, поэтому не только направляют его внимание на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представлений о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольника представлений о своих возможностях. Заниженная оценка взрослых оказывает наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий. Она вызывает у детей недоверие, споры, несогласие и даже отказ от деятельности. Завышенная оценка взрослых оказывает двоякое действие на поведение дошкольника: она может искажать представления ребенка в сторону преувеличения результатов его действий; либо, наоборот, мобилизует его силы, стимулирует оптимизм и уверенность ребенка в достижении хороших результатов. Информация о своих возможностях, которую дошкольник накапливает в индивидуальном опыте, становится конструктивным материалом для формирования Образа в том случае, когда она подтверждается в опыте его общения с окружающими. Поэтому так велика роль точных оценочных воздействий взрослого в образовании объективных представлений ребенка о себе самом. Опыт общения с взрослыми является для ребенка главным источником оценочных воздействий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям. Зависимость поведения дошкольника от оценочных воздействий взрослого обратно пропорциональна возрасту детей: чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он мнения взрослых и тем меньше его представления о своих возможностях опираются на конкретные результаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценки дошкольника в большей мере преломляются через призму тех результатов и выводов, которые подсказывают ребенку его индивидуальный опыт.Чем младше дошкольник, тем менее значимы для него оценки сверстников. В процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях опыт общения со сверстниками является в первую очередь контекстом для сравнения с «подобными себе существами» и служит основой для приобретения основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение со сверстниками является одновременно и средством взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников. Образование точных представлений ребенка о самом себе предполагает гармоничное сочетание его индивидуального опыта и тех оценок и знаний о себе, которые ребенок накапливает посредством общения с другими людьми. Если данная гармония нарушится в результате скудности индивидуального опыта или в силу благоприятных условий общения ребенка с окружающими, то его представления о самом себе начинают постепенно искажаться в сторону завышаться или занижаться.Отношение к другим, коммуникативные и социальные навыки складываются в процессе взаимодействия с окружающими ребенка людьми. В раннем детстве и раннем дошкольном возрасте продуктивно ребенок общается в основном со взрослыми. С 3-4 лет доля и значение контактов ребенка с другими детьми начинает постепенно возрастать, и к концу дошкольного возраста эти контакты начинают играть ведущую роль в организации поведения ребенка. В 2-3 года большую часть времени дети играют самостоятельно, они заняты индивидуальной предметной деятельностью. При этом они могут комментировать свои действия вслух, давать себе указания, т. е. пользоваться эгоцентрической речью. Одновременно дети наблюдают за тем, что происходит в группе, и особый интерес проявляют к взаимоотношениям между воспитателем и другим ребенком. Таким образом, количество ситуаций индивидуальной деятельности ребенка превышает количество ситуаций его общения с кем-либо приблизительно в два раза, 2-3 летние дети общаются в основном со взрослым. Это общение ребенка имеет форму обращений ко взрослому в случае возникновения каких-либо затруднений или с игровой целью (например, протягивают игрушку, а затем прячут ее за спиной). У трехлетних детей эти обращения связаны еще с требованием оценки результатов их деятельности. Обращения ребенка к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные, и в основном- из-за игрушек. Дети практически не обращаются друг к другу за сопровождением, но в то же время уже в этом возрасте в характере и поведении ребенка можно заметить элементы сотрудничества. Так, дети могут наблюдать за предметной деятельностью другого ребенка и пытаться «помогать» - протягивают ему подходящую игрушку, деталь. Если это существенно не нарушает игры ребенка, то такое «совместное» действие проходит гладко, без конфликтов (Харин С.С., 1988). После четырех лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает, с развитием языка у ребенка формируется способность к целеполаганию, а также способность к оценке личностных качеств других людей и чувствительность к ним. Личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенного фактора, регулирующего взаимоотношения между детьми, а одним из важнейших объектов для оценки становится поступок личности. Возраст от 3-7 лет- это «начальный период образования личности», во время которого «впервые создается набор основных свойств, определяющего статус ребенка в группе» (Рыбалко Е.Ф., 1990). Важное значение, начиная с этого возраста, приобретает оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. Дети создают свой собственный мир, свою собственную субкультуру, в которой, конечно, воспроизводят типичные роли и отношения между взрослыми. Но в то же время имеются и специфические области, которые остаются незамеченными взрослыми и тщательно оберегаются от их вторжения, составляя детский «секретный мир» (Осорина М.В., 1999). В ходе социального взаимодействия у ребенка складывается система ценностей и ценностных ориентаций. Ребенок приучается регулировать свое социальное поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя, и в ситуации несоответствия налагаются санкции на себя. Таким образом, происходит социально ориентированная саморегуляция: отрицательная самооценка при нарушении социальных норм выполняет роль внутренних санкций, а отрицательная оценка другого является одной из форм внешней санкции. Основным психологическим фактором моральной саморегуляции является самосознание, а мотивом, побуждающим человека соблюдать социальные нормы, является стремление сохранить исходный положительный образ себя. Таким образом, в содержание положительного образа входит такая характеристика, как соблюдение моральных норм и принципов. В Конце дошкольного возраста у ребенка проявляется опосредованная образа саморегуляция морального поведения, то есть происходит расслоение образа на Реальное и Я - патенциальное. Уже у пятилетних детей имеется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети живо интересуются нормами и правилами взаимоотношений людей, их поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального выбора, что отражено в исследованиях С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк (1986), а так же Е.В. Субботского (1977). Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная, то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. «Детская мысль в этот период,- пишет Д.Б. Эльконин,- направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности. На этой основе возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях. Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях, как правило, вызывает к себе у ребенка какое-то отношение, затрагивает не только его ум, но и душу. Малыш переживает события, радуется им или огорчается, дает им моральную оценку «хорошо или плохо». Для дошкольников характерно явление «опережающего отношения», когда знания еще не точны, неполны, а отношение к явлению, факту уже складывается. В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными-порождающими эмоции. Они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний -влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему. Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки и др.). Дошкольник как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития. Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку (чувство долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Дети дошкольного возраста эмоционально, с большим интересом воспринимают знания о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция - она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность). Регуляторная, побудительная функция проявляется в обогащении формирующегося идеала ребенка. По мере их осознания дошкольником они из далеких превращаются в близкие, из неясных в ясные (Н.Н. Подьяков), доступные воплощению в поступках и деятельности. Данная функция проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой деятельности. Это положение доказано в ряде исследований (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Компанцева, Т.А. Маркова, Н. В. Мельникова и др.). Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой взрослые, какие правила и нормы делают взаимодействие приятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. В деятельности ребенок не только объект воспитания, но и субъект этого процесса. Дошкольник учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, то, что воображает в игре.(12) Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отражать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает возможности дошкольникам адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Дошкольник как бы соединяет рисование с игрой, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными системами (предметная деятельность). Данная деятельность помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Дошкольник рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул и т. д. Она способствует развитию волевых качеств ребенка, развитию творчества, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, а так же приобретает дошкольник чувство уверенности. Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется дошкольником неосознанно. Процесс наблюдения всегда активен, даже если внешне эта активность выражена слабо. Именно из наблюдения дошкольник черпает материал для формирующегося миропонимания, оно (наблюдение) стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков. Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.. В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их освоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Усова А.П. выделила особенности обучения: обучение словом; слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт; обучение должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний; обучение организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, в раннем детстве у ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. Я - концепция ребенка продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими. По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, его Я - концепция все более дифференцируется и усложняется. В значительной степени содержание образа - Я ребенка является продуктом процесса социализации. В развитии Я - концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы. Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально- нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития. В дошкольном возрасте возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.

Основные направления социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" обеспечение социально-личностного развития детей - одна из задач дошкольного образования.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, также включают «социализацию» как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский и И.Г,Пестолоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.

Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количество неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. К сожалению, дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей.

В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.

Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми :

  1. Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно.
  2. Для ребенка характерна подражательность, которая и накладывает отпечаток на его поведение.
  3. Эгоцентризм (от лат. ego - я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном "Я"; крайняя форма эгоизма. Дети считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Швейцарский психолог Ж. Пиаже понятие эгоцентризм определяет как особую стадию развития ребёнка от 3 до 6 лет. Он считал, что социализация, есть процесс, позволяющий ребенку преодолеть собственный эгоцентризм.
  4. Эмоциональность – сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются детьми. Недостаточное взаимопонимание становится причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Необходимо создавать условия для формирования толерантности (толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя). У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. (В раннем возрасте - предметной деятельности, в дошкольном - игровой, в школе - учебной и т.д) Развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства детского сада: игровую, учебную, трудовую, вне учебную деятельность детей. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа - Я. Необходимо обратить внимание ребенка на самого себя: кто я, какой я, мой организм, мои возможности, чувства, мысли, умения, поступки. Необходимо учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. Процесс самовоспитания, самосовершенствования лишь постепенно становится для него привлекательным.

Поэтому перед педагогами встают задачи:

  1. Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
  2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
  3. Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
  4. Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
  5. Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
  6. Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
  7. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.

Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития позволяет сделать следующие выводы:

  1. социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс в результате которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному”.
  1. дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
  2. социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Литература:

  1. Трубайчук Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Дошкольное воспитание № 6 – 2010г.стр 45.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание № 4 – 2010г. стр5.

Социально-личностному развитию дошкольников уделяется большое внимание в детских садах, потому что того требует и ФГОС, и жизненные обстоятельства. Молодая мама, ничего не зная про ФГОС, начинает развивать и воспитывать своего малыша с самого рождения. Ей важно, чтобы ребёнок вырос хорошим, добрым, порядочным человеком, правильно выходил из сложных ситуаций, умел общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Мама старается показать малышу, что такое хорошо, и что такое плохо, что делать можно, а чего нельзя. Она уберегает его от опасностей и показывает, как надо их обходить. С раннего возраста мама играет со своим ребёнком и наблюдает, какие таланты у него проявляются.

Малыш должен воспитываться в любви, тогда он будет точно знать, что родители его любят. В дальнейшем он будет копировать действия своих близких и поступать таким же образом с посторонними людьми: сверстниками и взрослыми. Малыш растёт и уже старается помогать маме. У него появляются первые поручения и даже домашние обязанности: нажать на кнопку стиральной машинки, убрать посуду со стола. Ребёнок с раннего возраста должен видеть и ценить труд взрослых. Такое воспитание в семье это идеальные условия выполнения ФГОС.

Программные моменты

В чём состоит стратегия требований ФГОС по социально-личностному развитию дошкольника? Для детских садов разрабатываются программы, учебные пособия, методики по данному направлению. Всё это сводится к следующим аспектам:

  • ребёнок должен быть воспитан в соответствии с нормами, правилами, ценностями общественной жизни;
  • уметь общаться с близкими, чужими взрослыми, детьми, своими сверстниками; воспитывать у дошкольника доброжелательность, сопереживание, отзывчивость, умение выходить из сложных ситуаций;
  • формировать у ребёнка правильную самооценку; учить контролировать свои действия, правильную мотивацию своих поступков;
  • воспитывать гордость принадлежности к своей семье, чувство коллективизма; ребёнок должен ощущать себя частью детского и взрослого коллектива; уважать труд и творчество других людей;
  • формировать у детей навык безопасного поведения в быту, на природе, в обществе; воспитывать готовность помочь другому человеку; это достигается через совместные игры или выполнения общих поручений в детском коллективе.

Детское учреждение и семья должны создать благоприятные условия для реализации ФГОС и воспитания ребёнка как развитую социально-адаптированную личность. Так ребёнку легче будет проявить себя в жизни, добиться успеха, уважения со стороны других людей. Он будет соблюдать и ценить общественные правила, научится избегать опасности. Развитие личности дошкольника в социуме один из важнейших аспектов ФГОС.

Развитие детей 1-2 лет

Социально-личностное развитие ребёнка начинается с самого рождения.

К 2 годам он уже многое умеет и знает:

  • своё имя, как зовут родителей;
  • начинает говорить;
  • реагирует на поведение взрослых и детей;
  • проявляет эмоции в зависимости от удовлетворения его потребностей; ему дали, что он хотел - смеётся; он не получил желаемого - кричит, плачет; в речи появляется выражение «я хочу»;
  • играет с мамой, со своими сверстниками; решает, делиться игрушкой или нет;
  • оценивает себя и других детей; у него появляются понятия «хороший», «плохой»;
  • имеет первоначальное представление о себе; он может рассмотреть себя в зеркало; у него есть тело, 2 руки, 2 ноги, голова, глаза, уши, волосы;
  • проявляет желание сделать что-то самостоятельно; говорит - «я сам».

К 2 годам начинает формироваться личность ребёнка. Он понимает, что его окружают здания, люди, животные. Развитие личности малыша, его социально значимая адаптация идёт через игры. Мама может приобрести учебные пособия серии «Школа 7 гномов». В них используется игровые методы.

Серия учебных пособий «Школа 7 гномов» для детей до 2 лет

  1. Пособие «Мой Дом» (из серии «Школа 7 гномов») познакомит ребёнка с предметами комнат. Он узнает, что в его доме есть прихожая, кухня, спальня, гостиная, туалет, ванная. Ребёнок будет искать кошечку и собачку, которые всё время прячутся. Продолжить игру мама сможет уже без книги. Прятки малыши любят. С помощью этой игры ребёнок ощутит себя дома. У него начнёт формироваться чувство защищённости.
  2. Книга «Прогулки по городу» (из серии помогут ребёнку увидеть, что его окружает на улице. В городе есть дорога с перекрёстком, парк, детская площадка, магазины и много других объектов. Малыш научиться понимать, что, выходя из дома, необходимо соблюдать определённые правила: как переходить дорогу, как вести себя в магазине. Начинает формироваться социализация ребёнка. Он вышел из дома в общественное место. Все занятия мама должна закреплять на практике.
  3. «В деревне и на даче» - это пособие покажет малышу, что кроме дома, города, есть ещё и другие места. Там живут люди, животные, есть грядки с овощами и фруктовые деревья. Ребёнок накормит в игре кошечку и собачку, а значит, поделится с другими. Узнает, как выращивают овощи и фрукты. У малыша начнёт формироваться уважение к труду другого человека. Родители могут приобрести ребёнку пластиковые инструменты, набор фруктов и овощей. Он будет «сажать огород» у себя дома или на улице.

Воспитание детей 3-4 года

Серия пособий «Школа 7 гномов» для деток 3-4 лет

С учебным комплексом «Школа 7 гномов» малыш научится сопереживать. Он узнает, что существуют разные эмоции: радость, горе, удивление. Мама должна стараться формировать у малыша правильное отношение к эмоциям: пожалеть другого ребёнка, если он плачет. Кроме развивающих занятий используют методы: беседы, чтения книг. Ребёнок уже способен определить отрицательных и положительных героев.

В книге «Кто это? Что это?» ребёнок узнает о животных, растениях, птицах. Он будет разгадывать загадки. Научится определять различия между неживыми предметами и живыми существами. У ребёнка начнёт формироваться ощущение своей значимости. Он может сорвать цветок, и тот погибнет. Пусть лучше растёт. Мама с малышом будет приходить в парк и наблюдать, как он цветёт. Они могут покормить голубей и воробьёв.

Всю серию книг Школы 7 гномов можно бесплатно скачать .

Что знает ребенок в 4 года?

К 4 годам малыш уже знает некоторые профессии. С ним можно играть в доктора, продавца, воспитателя, водителя автобуса, трамвая. Ролевые игры всегда социально значимые.

  • Малыш помогает больному: воспитывается сопереживание к другому человеку, чувствует в себе силы оказать помощь, выполняя несложные действия.
  • Ребёнок укладывает куклу или мишку спать: он знает режимные моменты, умеет ухаживать за другими, показывая свои навыки. Малыш может взять книжку и почитать её кукле: показывает ей рисунки и объясняет действия героев. Он уже даёт оценку поступкам, а значит, у него уже сформировалось понятие «хорошо» и «плохо».
  • Если он сидит в воображаемой машине в роле водителя, то он уже знает, что ехать надо по дороге, соблюдая правила. Можно приобрести или сделать для малыша светофор.
  • В игре «магазин» малыш чередует роли продавца и покупателя: ранее он усвоил правила поведения в магазине, культуру общения.

В интернете широко представлена картотека сюжетно-ролевых игр по социально личностному воспитанию дошкольника. Игры можно придумывать самим, подготавливая ребёнка к какому - либо событию.

Если семья собралась в лес за грибами, то можно «пойти по грибы». Малыш не только научится различать грибы, но и усвоит правила поведения в лесу. Если необходимо постричь малыша, отвести его к парикмахеру, то можно придумать игру «в салоне красоты». Социально адаптированному ребёнку будет легче выполнять новые правила общения.

Дети 5-6 лет

Это возраст подготовительной группы к школе, последний год дошкольного периода. Скоро наступит момент истины, и выявятся все ошибки и достоинства социально значимого воспитания ребёнка. К личностному подходу в этот период уделяют особое внимание.

Необходимо сформировать поведение с посторонними людьми. Ребёнок здоровается с соседями, с продавцом магазина и может не стесняться задавать ему вопросы. Малыш благодарит за оказанную ему услугу.

  • Он должен уже проявлять навыки общения с детьми. Необходимо создать условия, чтобы ребёнок без стеснения и страха умел входить в новый коллектив, научиться знакомиться с новыми детьми и начинать игру.
  • Дошкольник понимает слова-просьбы, указания взрослых. Это особенно важно в первые дни обучения в школе. Многие дети не могут воспринимать слова учителя и не выполняют задания.
  • Ребёнку надо рассказать о стране, в которой он живёт: название, флаг, герб, главный город, значительные достопримечательности. Он должен ощущать принадлежность к своей Родине.
  • Дошкольнику надо рассказать основную информацию о своём городе, деревне: название, примечательные места.
  • В классе его будут окружать дети разных национальностей. Ему необходимо увидеть, что рядом с ним проживают взрослые и дети с иными традициями. У них другой разрез глаз и цвет кожи. Ребёнок может собирать фото национальных костюмов. У него получится большая картотека традиций других народов. Воспитатель и родители обязаны создать ребёнку условия для формирования терпимости и уважения к человеку другой национальности.

Стратегия ФГОС заключается в том, что дошкольник должен быть хорошо социально адаптирован к правилам общества, уметь анализировать свои поступки, не бояться показывать свои личные качества и достижения взрослому и детскому коллективу. Ребёнок должен быть готов принимать новые требования учителя в школе, уметь взаимодействовать со своими будущими одноклассниками. Быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественном месте, дома, на природе. Необходимо, чтобы в социально личностном развитии ребёнка принимали участие не только воспитатели в детском учреждении, но и родители.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее - в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу-

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности - только в случае конфликта, который перерастает в насилие. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.

При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для успешного воспитания и развития ребенка- дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность. Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых - играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки- матери»...

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.



Публикации по теме