Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников. Инновационный педагогический опыт работы воспитателя мбдоу «кемлянский детский сад «радуга» комбинированного вида»

Актуальность проблемы речевого развития В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое, поэтому огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению. Поэтому педагогам ДОУ необходимо обратить самое пристальное внимание на данную проблему и находить инновационные методы и способы её решения.


Цель: Развитие правильной связной речи у дошкольников 3-6 лет через пересказ художественных произведений, игру-драматизацию, составление творческих рассказов, используя в педагогическом процессе приемы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.


Задачи: Образовательная Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять простейшие рассказы, сказки, грамматически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей – особое внимание уделить его качественной стороне, увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т.д.; помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Развивающая Развивать умение свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между явлениями окружающей жизни и предметами. Развивать мышление, наблюдательность, восприятие ребенка. Воспитательная Воспитывать любовь к русским народным произведениям и произведениям других народов, любовь к родному языку.


МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Наглядные СловесныеПрактические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Обобщающая беседа Рассказывание по мнемосхемам Заучивание наизусть по мнемосхемам Пересказ по мнемосхемам Игры-драматизации Дидактические игры Инсценировки Дидактические упражнения Дидактические упражнения Рассказывание с опорой на наглядный материал Рассказывание без опоры на наглядный материал




Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Цель: Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. Серии картин и сюжетных картинок: Зима; Зимние забавы Мамы и детки; Дикие животные; Домашние животные; Животные на ферме Расскажите детям о хлебе Автомобильный транспорт Птицы Посуда Фрукты, овощи Наглядно–дидактическое пособие по художественному творчеству




НОД «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Учить подбирать пары слов - антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре. Ход занятия: Воспитатель: Дети посмотрите, что это на небе? Дети: Солнце. Воспитатель: Какое сегодня солнце? (ответы детей) Музыка 1. Солнышко встало (круговое движение перед собой) Утро настало 2. Утро настало (дети машут руками) Птицы проснулись 3. Птицы запели (руки вверх - потянулись) Дети проснулись 4. Дети проснулись (дети улыбаются друг другу) Друг другу улыбнулись Воспитатель: Ребята, а солнышко приглашает нас путешествовать! Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Тогда в путь в страну сказок. А на чем же мы поедем? На чем можно путешествовать, предлагайте, (дети перечисляют виды транспорта). Давайте выберем поезд. А я вам помогу. Я скажу волшебные слова и вы превратитесь в красивый поезд. КРЕКС ПЕКС ФЕКС (дети едут), имитируя поезд с песней). Воспитатель: Вот мы и подъехали к стране сказок. Сказка, сказка-прибаутка Рассказать ее не шутка Что бы сказочка сначала Словно реченька журчала Чтоб к концу ни стар, ни мал От нее не задремал


Воспитатель: А вот и ворота сказочные, через которые мы должны пройти в страну сказок. Что бы они открылись, надо рассказать потешку. (дети рассказывают потешки, и ребята под музыку заходят в страну сказок.) Стоит домик и рядом сидит зайка и плачет. Воспитатель: Дети кто это? Дети: Это зайчик. Воспитатель: Что же с ним произошло? (ответы детей) Зайка: Как же мне не плакать была у меня избушка лубяная. Пришла Весна-Красна, попросилась ко мне Лиса да и выгнала меня. Помогите мне ребята. Воспитатель: Поможем Зайке. Но сначала давайте вспомним, как эта сказка называется. Дети: Заюшкина избушка. Воспитатель: А кто Зайчику хотел помочь в беде? Дети: (перечисляют: Собака, Волк, Медведь, Петух) Воспитатель: А кто из них выгнал Лису? Дети: Петушок. Воспитатель: Так давайте позовем Петушка, что бы сказка закончилась хорошо. Дети читают потешку "Петушок золотой гребешок". Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось? Воспитатель: Дети, объясните Петушку, что произошло (дети объясняют) Петушок: Вот я ее выгоню. Зайка: Спасибо вам ребята за помощь. А вот вам от нас подарок. До свидания. Воспитатель: А теперь садитесь на полянку поиграем в игру «Наоборот». Я буду говорить слово, а вы должны сказать слово наоборот. (Игра: Чистый-грязный;Веселый-грустный; Сладкий-горький; Злой-добрый; Большой-маленький; Старый- молодой; Горячий-холодный; Легкий-тяжелый; Быстрый-медленный) Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. Воспитатель: Дети, вы слышите? (звучит музыка, поет Коза) Воспитатель: Угадали кто это поет? А для кого? И зачем? (ответы детей). Воспитатель: А кто подслушал песню? Зачем? Козлята ему открыли? А как они ему ответили? (ответы детей) Воспитатель: Тогда скажите как же называется сказка? (ответы детей)


Воспитатель: А сейчас мы поиграем в другую игру «Назови деток животных». Ребята все внимательно слушайте и отвечайте правильно. У серой мышки - маленький (ответ: мышонок) У кошки - пушистые (ответ: котята) У белки - рыжие (ответ: бельчата) У собаки - шаловливые (ответ: щенята) У коровы - ласковый (ответ: теленок) У свиньи - зубастый (ответ: поросенок) У лошади есть (ответ: жеребенок) У козы смешной (ответ: козленок) У овцы - кудрявые (ответ: ягнята) А у мамы с папой - веселые (ответ: ребята) Воспитатель: Молодцы, справились хорошо. Ну а мы отправляемся дальше. Дети, мы подошли к мостику не простому, а волшебному. Нужно отгадать загадки. 1. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) 2.Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, мур-мур поет (кошка) 3. Летом шубку серую, а зимою белую, носит попрыгайчик, боязливый (зайчик) Воспитатель: Какие вы молодцы, проходите по мостику и садитесь на полянку, (дети пересказывают сказку «Теремок») Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие с солнышком? Что мы сегодня сделали хорошего? (ответы детей) Солнышко чудесное, Очень интересное, С нами пело, и играло, Нам задания давало, Но солнышку пора идти дальше И нам пора возвращаться в детский сад. (дети на «поезде» возвращаются в детский сад)


Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Основные задачи мнемотехники: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной; слуховой; ассоциативной; словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления. 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.







Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В группе имеются такие игры как: «Слова наоборот» «Что случится» «Скажи правильно» «Рассказы по рисункам» «Какая, какое, какие?» «Логопедическое лото» «Профессии» «Кто в домике живет?» «Собери потешку» «Собери пословицу» «Играем в лото» «Мои первые предложения» «Большой – маленький Кто что делает» «Короткие слова» «Времена года»


С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.




Театрализованная деятельность - делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи. В группе имеются такие виды театра как: Пальчиковый театр Плоскостной театр Куклы – рукавички Используются также детские костюмы персонажей сказок.



Экскурсии как метод развития речи детей Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.


Работа с родителями Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.



Мастер – класс для родителей «Играя, развиваем речь детей». Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры: "Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов существительных и прилагательных объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Воспитатель: Кошка, бывает какая? Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная... Воспитатель: Что еще бывает разноцветным? Родитель: Радуга, платье, телевизор... Воспитатель: Каким еще может быть платье? Родитель: Шелковым, новым, прямым... Воспитатель: Что еще может быть прямым? Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д. "Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ … ВРАГ, ДЕНЬ … НОЧЬ, РАДОСТЬ … ГРУСТЬ, ЖАРА … ХОЛОД, ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ, ХОРОШО … ПЛОХО, ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО, МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО, БЫСТРО … МЕДЛЕННО…


«Мои пальчики расскажут» Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. «Пальцы – дружная семья» Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.) Будем их соединять И движенья выполнять…(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.) Мы рога козы покажем(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.) И рога оленя даже… (Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.) "Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье; Желтая - репа, краска, сумка; Синий - василек, баклажан, карандаш. В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».

Татьяна Егорова
Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация ФГОС позволяет полноценно предусмотреть всю систему воспитания дршкольников,определяет работу ДОУ какобразовательнвх учреждений первого уровня общего образования,ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства,заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Еще одна важная задача-формирование общей культуры личности детей,в том числе ценностей здорового образа жизни,развитие их социальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физических качеств,инициативности,самостоятельности и ответственности,формирование предпосылок учебной деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии являетсяпозиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,отношения к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения :"Не рядом,не над ним,а вместе!".Его цель-содействовать становлению ребенка как личности.

Для меня моя профессия-это совершенствовать свое мастерство,должна идти вперед,осваивать инновационные технологии .

Моя задача в том,чтобы не просто заполнить сосуд готовыми знаниями и умениями,а привить тягу к саморазвитию. Я хочу научить своих воспитанников идти дорогой познаний,не ждать готовых результатов,а искать и находить самим творческие решения. В своей работе включила метод проектной деятельности,как средства реализации новых образовательных стандартов.

Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности,личность дошкольника,а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения,сформировать предпосылки к познавательной активности,умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения и охватывает следующие образовательные области;

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошколного возраста :

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Характер взаимодействия со сверстниками;

Характер взаимодействия с другими детьми;

Система отношений ребенка к миру,к другим людям,к себе самому.

Особенностью проектной деятельности в дошколной системе является то,что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,сформулировать проблему,определить цель (замысел) .Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества,в котором принимают участие дети и педагоги ,работники ДОУ,а также привлекаются родители и другие члены семьи. Взрослым необходима "Наводить"ребенка,помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект,при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей . Воспитатель моделирует цикл творческой,познавательной,практической деятельности.

Все мероприятия проводятся с участием членов семьи :бабушки,дедушки,отца,матери и т. д. У нас в ДОУ появились новые традиции-проведение месячников :"Быйан"(сентябрь,октябрь,"Байанай"(ноябрь,"Остуоруйа ыйа"(декабрь,"Экологический двухмесячник"(апрель,май) .

Недели :"Якутской культуры","Русского языка","Здоровья","День отцов","Неделя безопасности","Космонавтики","Семьи","Неделя доброты","Охрана природы".

В ходе проведения месячников,недель внедрены следующие типы проектов :

1. Познавательно-исследовательские проекты :"Юный метеоролог","Зимующие птицы","Вода".

2. Ролево-игровой прект "Семеро козлят и волк",результат-показпостановки сказки по каналу НВК"Биьикчээн"и Саха24.

3. Информационно-практико-ориентированные проекты :"Сунтаар мин торообут дойдум","Декоративно прикладного искусство народа Саха","Саха торут аьа","Азбука здоровья","Украсим наш двор цветами","Массажные дорожки","Куклы народов Мира","Дорожная азбука"."Я и моя семья".

4. Творческие проекты в детском саду :"Елочка-зеленая иголочка"(елка из разных материалов,"Якутские музыкальные инструменты","Космонавтика","Игрушки своими руками",к 70-летию Великой Победы "Военная техника времен Отечественной войны".

В ходе проведения различных мероприятий родители наших воспитанников являются не только участниками,но и инициаторами. С активным участием родителей проведены конкурсы в группе "Туйаарыма Кур-2015","Отец с ребенком","Мать и дочка".

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство-"Детский сад-семья" к совместной с детьми исследовательской,проектной и продуктивной деятельности,способствующей возникновению познавательной активности дало позитивные ркзультаты :работы родителейзаняли 1 место в улусном конкурсе"Самодельные национальные музыкальные инструменты",Дети стали лауреатами 1 степенив отборочном туре"Полярная звезда-2015"по номинациям "Разговорный жанр","Студия мод",дипломантами 3-й степенив конкурсе "Ункуулээ,ого саас",номинантами "Сааскы таммахтар","Дьуруьуй,сахам хомуьа","Фольклор".

Таким образом,метод проектов помогает вовлечь ребенка дошкольного возраста в процессе активной познавательной деятельности,позволяющей детям осознать,где,каким образом и для каких целей могут быть применены полученные знания. Эта технология-технология 21 века,предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Использовать в работе проектный метод имеет большое значение для развития современного общества.

Публикации по теме:

Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников Опытно-экспериментальная работа исследования была организована во второй младшей группе на базе МБДОУ № 4 комбинированного вида Рузаевского.

Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора» (часть I) Информация об опыте, условия возникновения, становления опыта. Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей.

Тип проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Александра Устинова
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

Лямбирского муниципального района РМ

Устиновой Александры Вячеславовны

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста »

1. Перспективность и актуальность педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия . Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания , культуры природопользования. Это работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта , обоснование выдвинутых принципов и приемов).

Новизной и отличительной особенностью опыта является :

формирование у дошкольников элементарных экологических знаний , основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе ;

воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье;

повышение уровня экологической культуры родителей , так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности , определяет силу и стойкость семейного воспитания .

Новизна опыта состоит в :

определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

определении целей и результатов;

нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

обогащении жизненного опыта ;

связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

3. Наличие теоретической базы педагогического опыта .

Осуществляемая мной инновационная педагогическая деятельность , имеет достаточное теоретическое обоснование, опирающееся на труды таких авторов, как :

1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет : Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию ! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «Детство - Пресс» , 2011. – 496 с.

3. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье» . Как работать по программе «Детство» . Учебно- метод. пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , М.:ТЦ «Сфера» , 2012. – 176 с.

4. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработка занятий /т. – сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009. - 186.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 9 – 10.

6. Оздоровительная работа в ДОУ : нормативно – правовые документы, рекомендации / авт. – сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 413.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. / О. А. Соломенникова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. С. 22 – 35.

8. Рахманова Н. П. Щетинина, В. В., Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . Методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2002 г.

4. Ведущая педагогическая идея .

Ведущая педагогическая идея инновационного опыта - формирование элементарных экологических представлений и освоение детьми правильного отношения к своему здоровью и чувства ответственности за него через создание оптимальных условий для физического, психического и познавательного развития.

Приоритетное направление – изучение степени сформированности у младшего дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

В раннем дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Исходя из этого, целью моей работы является воспитание физически крепкого и здорового, активного и любознательного ребенка.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Мной доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате оздоровительной работы в группе произошла интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствовало физическому и психическому сохранению и укреплению здоровья.

Так же разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через опытно - экспериментальную деятельность.

Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию , является осуществление проектной деятельности. В ходе работы были разработаны и реализованы проекты на тему : «Весна красна» , «Волшебница Вода» , «Тайны песка» , «Паровозик из Ромашкино» .

Особое внимание я отвела теме экологического просвещения родителей. Совместно с родителями в группе оборудован экологический центр , уголок экспериментирования. Так же были проведены консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, отражающие актуальные вопросы экологического воспитания ребёнка в ДОУ и семье. Кроме того, родители принимают участие в совместной деятельности по благоустройству участка группы.

Мной в достаточной степени обоснована позиция к использованию выдвигаемых идей. Предлагаемые принципы и приёмы соответствуют основным идеям ФГОС.

Для реализации поставленных задач я использовала в своей работе следующие методы исследования :

теоретические : изучение и анализ психолого - педагогической литературы , программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

эмпирические : наблюдение за педагогическим процессом , тестирование детей.

Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста .

Практическую значимость работы я вижу в способе положительного влияния на ребенка, в результате которой открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта . Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.

6. Результативность опыта .

Результативность работы подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников , с применением опытно -экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты.

Результаты мониторинга в группе раннего возраста показали, что в начале учебного года (2017- 2018) 60 % детей имели низкий уровень, у 22 % детей был средний и 18 % высокий уровень.

К концу учебного года (2017 – 2018) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 42 %, средний уровень 58 % и низкий уровень составил 0 % детей.

Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания младших дошкольников :

сформированы начальные представления об экологической культуре ;

у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление .

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы

у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.

7. Адресная направленность.

Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс : мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников .

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования . Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.

Современные образовательные технологии в ДОУ

Составитель: ст. воспитатель МБДОУ № 39 Данилова Т.И.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

    Концептуальность

    Системность

    Управляемость

    Эффективность

    Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

    Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

    Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

    здоровьесберегающие технологии;

    технологии проектной деятельности

    технология исследовательской деятельности

    информационно-коммуникационные технологии;

    личностно-ориентированные технологии;

    технология портфолио дошкольника и воспитателя

    игровая технология

    технология «ТРИЗ» и др.

    Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, био­энергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    от типа дошкольного учреждения,

    от продолжительности пребы­вания в нем детей,

    от программы, по которой работают педа­гоги,

    конкретных условий ДОУ,

    профессиональной компе­тентности педагога,

    показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

    медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

    физкультурно-оздоровительные (направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка - техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);

    обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ДОУ);

    здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ­ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь­зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация);

    образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);

    обучения здоровому образу жизни (технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис­тема занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

    К числу здоровьесберегающих педагогических техноло­гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­ темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

    «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

    «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

    «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

    «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

    по доминирующему методу:

    исследовательские,

    информационные,

    творческие,

  • приключенческие,

    практико-ориентированные.

    по характеру содержания:

    включают ребенка и его семью,

    ребенка и природу,

    ребенка и рукотворный мир,

    ребенка, общество и его культурные ценности.

    по характеру участия ребенка в проекте:

    заказчик,

  • исполнитель,

    участник от зарождения идеи до получения результата.

    по характеру контактов:

    осуществляется внутри одной возрастной группы,

    в контакте с другой возрастной группой,

    внутри ДОУ,

    в контакте с семьей,

    учреждениями культуры,

    общественными организациями (открытый проект).

    по количеству участников:

    индивидуальный,

  • групповой,

    фронтальный.

    по продолжительности:

    краткосрочный,

    средней продолжительности,

    долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

    Опыты (экспериментирование)

    Состояние и превращение вещества.

    Движение воздуха, воды.

    Свойства почвы и минералов.

    Условия жизни растений.

    Коллекционирование (классификационная работа)

    Виды растений.

    Виды животных.

    Виды строительных сооружений.

    Виды транспорта.

    Виды профессий.

    Путешествие по карте

    Стороны света.

    Рельефы местности.

    Природные ландшафты и их обитатели.

    Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

    Путешествие по «реке времени»

    Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды).

    История жилища и благоустройства.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

    идти в ногу со временем,

    стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

    наставником в выборе компьютерных программ,

    сформировать основы информационной культуры его личности,

    повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

    Исследовательский характер

    Легкость для самостоятельных занятий детей

    Развитие широкого спектра навыков и представлений

    Возрастное соответствие

    Занимательность.

Классификация программ:

    Развитие воображения, мышления, памяти

    Говорящие словари иностранных языков

    Простейшие графические редакторы

    Игры-путешествия

    Обучение чтению, математике

    Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    обладает стимулом познавательной активности детей;

    предоставляет возможность индивидуализации обучения;

    в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

    позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

    Недостаточная методическая подготовленность педагога

    Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

    Бесплановость, случайность применения ИКТ

    Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

    Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

    постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

    подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

    оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

    заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио:

  • диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям , портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу - помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт­фолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям - за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

    творчески думающим,

    владеющим современными технологиями образования,

    приемами психолого-педагогической диагно­стики,

    способами самостоятельного конструирования педагоги­ческого процесса в условиях конкретной практической деятель­ности,

    умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жиз­ни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитатель­ной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

    Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

    образо­вание (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

    трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

    повышение квалификации (название структуры, где про­слушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

    копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

    наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

    дипломы различных конкурсов;

    другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .

Со­держание данного раздела формирует представление о ди­намике результатов деятельности педагога за определен­ный период. В раздел могут быть включены:

    материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

    материалы, характеризующие уровень развития представ­лений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

    сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диа­гностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

    анализ результатов обучения вос­питанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

    ма­териалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

    материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

    материалы, подтвержда­ющие участие в профессиональных и творческих педагоги­ческих конкурсах;

    в неделях педмастерства;

    в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

    творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит ин­формацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

    планы по организации предметно-развивающей среды;

    эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сце­нарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу про­анализировать и представить значимые профессиональные ре­зультаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессио­нального роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

    игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

    группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

    группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

    группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

    Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

    Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

    Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географически, природо - экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения им общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного отношения к нему, начиная с самого раннего детства.

Знакомство с малой Родиной – Мордовией, историческим и культурным наследием народов, проживающих на ее территории, способствует развитию творческой личности современного дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии.

Игра в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Детские дидактические и подвижные игры - это главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Игра является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Проблема остается в приобщении детей дошкольного возраста к культуре мордовского народа посредством народных игр.

Новизна опыта – ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который гласит, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, а ведущее место, среди которых отводится игре. Вся его деятельность основана на игре. Через все многообразие национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт. Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада.

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать уважение к культурному наследию.

2) Воспитывать уважение к своей малой Родине.

3) Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм , но и к культуре своего народа в целом .

4) Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

Образовательные задачи:

1) Познакомить детей с мордовскими играми.

2) Расширить представления детей о мордовских играх.

3) Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми.

4) Прививать интерес к мордовским народным играм;

5) Проанализировать технологию использования мордовских игр в работе с дошкольниками.

6) Выявить степень эффективности проведения мордовских игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие задачи:

1)Развивать познавательный интерес к национальным играм.

2) Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

3) Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости.

4) Развивать умение у детей действовать по правилам.

5) Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

1) повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами народной культуры;

2) разработка и практическая реализация программы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста средствами традиционной народной культуры;

3) направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание элементов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, традиций;

4) поэтапный процесс формирования этнокультурной компетентности дошкольников средствами традиционной народной культуры;

5) создание развивающей предметно-пространственной среды в процессе самостоятельной творческой деятельности дошкольников, с учетом их интересов и возможностей;

6) использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово-игровых, проектных, интегрированных методов и др.).

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать этнокультурному воспитанию у детей дошкольного возраста.

Технология опыта.

Также в процессе работы мы использовали следующие методы и приемы.

Эмпирические методы:

Изучение литературы по теме исследования;

Педагогическое наблюдение;

Социологические методы-опросы, интервьюирование;

Анкетирование;

Тестирование;

Проективные методики;

Изучение и обобщение опыта.

Теоретические методы:

Мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);

Прогнозирование, проектирование, моделирование;

Построение мыслительного эксперимента.

При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия :

Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

Правильное определение главной цели занятия;

Учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.

При работе с детьми использовались следующие методы обучения:

Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования.

Наблюдение за детьми в ходе игры.

Беседа с детьми о Мордовии, родном селе.

Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).

А в непосредственно-образовательной деятельности, такие методы как: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

Показа сказок, презентаций;

Рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

Проведения дидактических, подвижных, музыкально-дидактических игр;

Экскурсий;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ответов на вопросы педагога, детей;

Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Загадывания и отгадывания загадок;

Рассматривания наглядного материала;

Рассказов детей о своих впечатлениях.

Практический метод используется, когда необходимо:

Проведение дидактических, подвижных и малоподвижных игр. .

Анализ результативности.

Показателями позитивных результатов мы сможем считать успешное участие детей в будущих проектах, на открытых мероприятиях, конкурсных показах, проводимых на различных уровнях, получение ими призовых мест в конкурсах. Особо важным показателем мы считаем повышение уровня этнохудожественных интересов детей. Повышенный интерес к информацию о народной культуре в разных источниках. Устойчивый интерес к изучению народной культуры. Ситуативный интерес к изучению традиционной культуры.

По окончании каждого этапа проекта проводятся родительские собрания, праздничные посиделки, анкетирование по оценке эффективности проекта. Оценивается системность проведения совместных с родителями и детьми мероприятий, продукты совместной деятельности детей и родителей, степень заинтересованности родителей в проводимых мероприятиях, проекта, положительная динамика увеличения общего количества привлеченных к участию в проекте.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Реализация педагогического опыта несет в себе определенные трудности.

Недостаточное знание детей и родителей национальных традиций, культуры;

Недостаточное чтение сказок, произведений писателей;

Неумение играть в национальные игры и игрушки в семьях и детском саду;

Трудности педагогов при разработке образовательных программ, в отборе наглядных средств, художественных текстов и материалов по содержанию этнокультурного образования, а также в поиске наиболее эффективных методов, форм работы с детьми;

Недостаточное обогащение материального, методического обеспечения ДОУ.

  • повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области этнокультурного воспитания дошкольников;
  • построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей;
  • реализовать комплексно – тематический принцип воспитания с помощью народного календаря;
  • разработать рабочую программу по формированию этнокультурной компетентности у детей;
  • взаимодействовать с семьями и культурными центрами.

Наглядное приложение.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе (образовательная область «Познание»)

Структура НОД

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

Организационный момент

Подготовка к занятию группы.

2 мин.

Основная часть:

1)Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности.

3)Физминутка.

Вводная беседа.

Объяснение нового материала. Чтение стихотворения. Беседа.

Рассказ воспитателя о мордовском национальном костюме

«Дружные пальчики»

16 мин.

Заключительная часть

Итог занятия

2 мин.

Цель:

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

Продолжать знакомить детей с культурой своей Родины.

Воспитывать патриотическое чувство.

Задачи:

  • Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
  • Познакомить детей с мордовским национальным костюмом.
  • Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Материал и оборудование: Воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.

Ход НОД

Шумбратадо, шабат! (Шумбратадо!)

Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)

Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Для этого приглашаю вас отправиться в путешествие.

(воспитатель и дети проходят в мини-музей МДОУ)

Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)

Кто скажет, как называется столица Мордовии? (Саранск)

Посмотрите – это флаг и герб РМ. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

Белый цвет означает мудрость, невинность мира; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

Ребенок: Ты моя Родина, край наш Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрьзя, русские братья…

Мы твои дети, славим тебя!

Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности (слайд 1 ). Все времена года в Мордовии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое лето. Дождливая осень сменяется морозной зимой.

Климат Мордовии позволяет возделывать пшеницу и рожь для выпечки хлеба, ячмень для варки пива, коноплю для плетения канатов. Здешняя погода благоприятна для садоводства и животноводства (слайд 2).

Давайте отправимся в прошлое и зайдем в деревенский дом. В жилой избе, в углу возле двери, располагалась печь. Под потолком находились палатья – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды, на стене висел печкарь – плетенная корзина для хранения ложек (слайд 3).

В старину, длинными зимними вечерами, мордва устраивала посиделки, на которых женщины и девушки пряли, сопровождая работу песней, парни играли на различных музыкальных инструментах (слайд 4).

Вышивка была не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек (слайд 4). Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный – как основные тона, желтый и зеленый – для расцвечивания узора. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство. Идеи они черпали в окружающей природе. И названия мордовских орнаментов такие – «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки» (рассматривание узоров) .

Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-мордовски называется пулай (одевание девочек в мордовский костюм) .

Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста. Мокшанки носили двурогие головные уборы или тюрбанообразные повязки (слайд 5). По праздникам мордовки надевали кожаные сапожки, повседневной обувью служили лыковые лапти.

- Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха ─ Панар.

Передник ─ Икельга паця.

Набедренное украшение ─ Пулай.

Нагрудное украшение ─ Сюлгамо.

Шапочка-венок ─ Паця- коня.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

«Дружные пальчики»

Те сурнесь – авине

Те сурнесь – тетине

Те сурнесь – бабине

Те сурнесь – дедыне

Те сурнесь – мон

Какие молодцы, все правильно выполнили! Ну что отдохнули, теперь пора и за работу. У вас на столах лежат полоски бумаги и розетка. Посмотрите еще раз на флаг Республики Мордовии, как правильно нужно расположить цвета. Приступайте к работе.

(Во время работы помогаю детям советом (индивидуально, тихим голосом, не отвлекая других детей)

Напоминаю, что пользоваться клеем нужно аккуратно, намазывать на всю поверхность, лишний клей убирать салфеткой.

Ребята, работы ваши готовы, давайте устроим выставку, оценим работы. Какая работа самая аккуратная?

Д: Ответы

Какая работа вам больше всех понравилась?

Д: Ответы

Ребята что нового вы узнали на занятии?

Д: Ответы

О чем мы с вами сегодня говорили?

Д: Ответы.

Вспомните чем еще мы занимались?

В: Вы молодцы, вы много узнали. Какие флаги у вас получились!

Итог занятия.

В: Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья...
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты - наша гордость, ты наша вера.
Ты - наш святой, родительский дом.
Дружба народов тебя величает.
Щедрость души и тепло матерей.
Дух Сияжара издревле питает
Мудростью отчей твоих сыновей.
Флаги родные парят в небе синем,
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия -
Время на прочность проверило нас!

Занятие наше подошло к концу. Давайте скажем нашими гостям до свидание на мордовском языке. Вастомазонок…




Публикации по теме