«Развитие художественно-речевой деятельности у детей средствами творческой игры. Консультация по развитию речи на тему: Художественно - речевое развитие дошкольников

В настоящее время в педагогике для определения речевой дея­тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен­ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос­приятием литературных произведений и их исполнением, вклю­чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду­мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связ­ной речи, словарная работа и др.

Формы работы с книгой вне занй:

Чтение и рассказывание детям (о природе, лириче произведя, стихи, потемшки, прибаутки) болшее воздействие на ум и чувва детей. опредся в календарном плане, во время прогулки чте стихотворения. В недельном расписани опред день и время для поврторения заученх на зани стихов. Пословицы д б доступны детям. Загадка – крат образ описание пред или являя в несколько отвлеченном/иносказательном виде. зад – чтобы реб научился активно мыслить, сопосталять, сравнивать.Считалка – при выборе ведущего в игре.

Зрелища, развлечения – в праздниках бытового харра дети м выступать с пересказом прозаических произведй, пересаказом по частям. В ст гр – произвдя различных жанров,стихи,загалки, рассказы, отрывки из сказок, пословицы, поговорки и т д. В погот гр – литерате утренники и самост летирате концерты, м б посвящен юбилею писателя,. Может проводится для детей млад возраста. Зрелища: спектакли, театрализе представляя, концерты, кот осущест силами взр, школьников. Показ детям кино и театрал представлй, можно осушествлять в зале, в групх комнатах, летом на участке. Прослушивание грам записей.

Самостная Дть детей. отражаются разнообразные впечатления от прочитх книг, просмотрех кинофильмов, спектаклей. Одно из услй – оснащение группы нужн оборуованием, пособиями, нале мест для хранения, пользования ими. Органся в кажд возраст гр зона для литератно-худной Дти, для театралх игр. Есть уголок книги: д б доступны детям, иметься их достаточное колво, д привлекать вние детей, д б тематияе папки с картинками, фотографиями, дет рисунками, для свобод рассматривания детьми. В подг гр – дет журналы и газеты.

Формы работы с книгой вль намечает в еженадельгном плане (рассматриване, обсуждение, участие в разборе, систематизации книг и картинок). Инсценировка какигровая Дть детей – в театрал представлении возможны предварит заучивание ролей, репетиция, широкое испольование костюмов, декораций, музного сопровождения. Игры-драматизации или театрализаве игры, т е игры на темы прослушанных произведй, проводятся по готовому сюжету, детям известны герои буд игры, ход её действия, они активй действующие лица. Дети м инсценировать лишь хор известные им произведя, в кот большое место занимает диалог. Необходе усл – правиля организя предметно-пространственй среды в группе и на участке.Игры на сюжеты худных произведй имеют свою ценность – они воспитют положит черты Лти, разнообразят дет игру, формирют фантазию, влияют на словарь выразителть речи детей.

так обр, важно связывать худные образы с повседневной жнью детей, не ограничиваться эпизоичским прочтением книг, больше доверять эмоцной и этической действенности худного произведения

38Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова).

Грамотность – определная степень владения челком навыков чтения и письма в соответсти с граматич нормами родного языка.

Обучение грамоте – проц овладения навыками чтя и письма родн речи

Виды речвой Дти : * чтение – воссоздание звукй формы слова на осн его графич изображения с целью освоения смысла информации * письмо – проц кодирования устной речи путем перевода её в графич (буквен), знаковую модель * слушание и * говорение в д/с

Осн цель подготовки детей к обучю грамате формирование у детей нов отношя у устной речи.

Фонематич слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематич воспре – уме вычленять все звуки в слове, опредть их колво и порядок, т.е. совершать анализ слова.

Показатели опред уровня осознания речи и готовности к бучю грамоте: 1. уме сосредоточить свое вниме на вербальной зад. 2. уме производить и преднамеренно строить свои высказывания. 3. уме выбирать наибол подходящие язык срва для выполнения вербальной зад. 4. уме размышлять о возможн вариантах решя вербальных зад. 5. уме оценивать выполне вербал зад.

Показатели урня готовти к обуч грамоте . Обучение: устная речь, фонемат слух и восриятие, произволть психичх процессов, мыслитлх операц3ий (анализ, синтез), пространственное воприятие, разв мелкой моторики

Сущность подготовки к обуч грамоте : - подготовность фонемат восприя и слуха детей к овладеню навыков чтя и письма, - формирование реч рефлексии, - сформированость нов отношя к устной речи.

Звуковой аналитико – синтетический метод Эльконина : в осн позицион принцип чтения: * дети умеют четко различать все гл и согл фонемы, * находить глав фонемы в словах, * ориентироваться на гл букву и опредть твердость/мягкость предшест согл фонемы * усваивать согл фонемы в сочетании со всеми гласными.

Журова. К вопр о формири у детей фонемат восприятия : Млад возраст: к 2г дети хорошо знают слова, отлич одно от другого, работа по ознакмлю с звук структурой слова. Речев слух подвергается перестройке при подготовке формиря фонемат восприя. При обуч звук анализа необходимо интонационно выделять звуки. Развернутая форма интонирования. Сред возраст: при помощи фонемат схем проводят анализ слова. Интонац выделение звуков без нагляд пособия. Детям прделаг назвать звуки в разбивку. Для анализа предлож более сложн слова с соглас (аист, слон, лист). Стар возраст: сокращ форма интонирования.

Анализировать речь надо со стороны фонем (звуков), а не со стороны слогов. Интонирование есть во всех возраста

39Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте (Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова).

Ознакомление дошкольников со словом. Задачи: научить детей выделять слова из общего потока речи, раскрыть передавать детей слово как смыслвую единицу, показав, что она имеет смысл, обозначить какой-то предмет, явле, действие, качво. Приемы: договаривание слов в стихотви, загадки, дидакт игры («эхо»), чте худ произведй, задания (скажи какое-нибудь слово)

Ознакомление с предложением . все слова идут др за дргом. Предложе обладает 2 свовами: линейность и дискретность (предложения состоят из частей - слов). Зад: научить выделять предложя из потока речи, познакомить детей с тем, что речь состит из предложй и о кажд предм или явли сказать предложем. Работа над предложем (структура заня): 1. выдел необход язык единицы из более крупной (рассказа, текста) текст д б небольшим (3-4 прост предлож, предолж без союзов и предлогов). 2. вопр на понимание детей смысла, вопр по содер рассказ. 3. ещё раз читает текст. после кажд предложя вль делает паузу. 4. вопр на колво и порядок единицу. Вль предлаг детям графич изображе, детям нужно подсчитать скоко предложй в тексте. 5. текст читается целиком, без пауз 6. вопр со содер рассказа

Ознакоме со словест составом предложения . Зад: учить делить предложя на слова, опрелть их колво и последовать, учить соствть предложя из разного колва слов. Игра «Живые слова», Сохин, Белякова. Звук состав слова, задачи: формирть у детей осознание слогового принципа строение слова, формирть умя слышать и называть колво слогов в слове, опреть их последовать, соствть слова из слогов, познакомить детей с ударением, научить выделять и называть ударный слог в слове.

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду (принципы, условия, виды).

планирование – проц отбора зад, содерж, форми методов работы с детьми (Дть педга)

План – документ в кот определены зад, содер, форм и методы работы.

Планирование работы по разв речи – проектирование, становление и разв речи кажд реб, прогнозирование пед воздействий на речь и ее результивность.

Принципы планирования:

1. реализация всех зад равз речи в из взаимосвязи. работа по разв речи д планироваться так образ, чтобы резтат усвоения языка как системы использовался в итоге в форме построения связ высказываний.

2. деятельностный принцип – работа по разв речи д планироваться с учетом становля коммуникат Дти, и д планирся во всех др видах Дти, харный для данной возрастной гр.

3. последовательное нарастание требований к речи детей и усложнение содержя, форм и методов работы с детьми. учет не тол возр особтей, а что может реб. Дан диагностики разв речи и особенности усвоения языка отдел групп детей.

4. учет конкрет усл в кот находится данный д/с. Особенности язык среды (семья, где работают родители, сколько детей в семье, возмть речевых контактов вне семьи). особенности того региона, где нахся дан д/с. (традиции, особ языка) Нужно использовать и дидакт принципы

Виды планирования:

1. Перспективное планирование – позвет опреть осн напрвя в работе педга на достаточно длит время период (мес, 3 мес, год)

«+» позвет установить в/связь м/у всеми разделами по разв речи, обеспечить реализацию принципов планиря педгов дан гр.

«-» требует глубокого осознания педгами закономертей разв речи, специфики, зня и умея форм и методов работы с детьми.

может планироваться занятие, индивид работу с реб, виды худно-речевой Дти

2. календарно-перстпективное планирование – с учетом времени года, от 10-12 дней до месяца. Заня, игры, упржя, развлечя, работа с худной литерой.

3. календарное планирование – заблаговременноеопределение порядка и последовательности работы педга, кот осущест в течении дня с указанием задач, срев и методов работы с детьми

Утро 1 день: Индивид и коллект разговоры с детьми, работа с худной литерой, включ в игров Дть (дидакт, речев), организя индивидной работы.

Название вида Дти, цель, с кем из детей проводится работа.

название занятия (резтат и метод с помощью кот будет достигнут резтат), программ задачи, дидакт материал (назв картины и автор, наименование игрушек, назв произведения, автор) дамонстрационный/раздаточный, методы и приемы. Организация занй (по погрупам разн зад за столами, полукругом), ход заня, структура (ввод, осн, заключ части). Т к занятие проводится по подгруппам, то программное содержание планируется для каждой возрастной гр детей. Прогулка: набл, труд Дть, игр, самост дть.

Словарная работа с едтьми, обогаще содержя дет речи, обогащение и активизация словаря. В «Детстве» выделены те речев умя, кот м б сформированы. Игров Дть – планир все виды игр, дидакт. зад напр на все стороны разв речи. Наблюдение. указ объект и с кем. Индивид и хоровые разговоры. Игры – развления, худно-речевая Дть, чтение.

Условия для реализации:

1. знание пед цели и зад восп детей по конкрет программе (особенности знаний приоретет напрвлй в каждом разделе и динамика равз по взрастам)

2. зня псих-физиолог возм индивид возможностей детей дан гр. это можно узнать из программы (особенности детей дан гр), диагностики

3. совместн составление плана двумя влями.

41Преподавание методики развития речи в педагогических училищах и колледжах.

Преподавание определяется программами «Методика разв речи и ознакомляя детей с окружающим». Структура прогр: объяснительная записка, содржит перечень осн задач и форм работы с учащимися, примерн распреде учеб часов по темам, прогр по метке разв речи, определющая кру г вопр внутри тем, кот д б усвоены учащимися, практикум по логопедии, список летерутуры для учащихся. Опред зад преподавания: дать учащимся теоретич и практичес зня по разв речи детей раннего и дошкол возраста, вооружить необходимыми практическими навыками работы в дошкол учреждях. Осн зад курса – вызвать у учащихся интерес и творческое отношение к данному предмету, познак с лучшим опытом влей. Последовать тем опрелся педкой целесообразностью и логикой самого предмета.

Типы уроков : 1. урок по сообщению нов знй – начинается изуче нов темы, при ознакомлении учащихся со специфичми вопр дан предмета. Методы обучя: лекция, сообщающая беседа, экскурсии. они обеспечиют систематичкое изложение законченного вопр. 2. урок по закреплю и применению знй – приводится в систему пройдены материал, учащиеся обучся професным умям пвыполня самостных работ, практичй заданий. близки к эт типу уроков: контрольно-учетный урок(выполе письменх контрол работ и творечких заданий) и повторительно-обощающий (испол фронтальная обощающая беседа) 3. семинарские, практические заня. Ц: углубление теорит знй учащихся, формирвае професх умй и навыков.некот практич заня можно провести в д/с(анализ календар планов влей). 4. урок спешанного школьного типа. наиб часто. обеспечивает ритмичный контроль за усвоением знй, своевременю помощь учащимся, помогает лучше ознакться с их индивидми особенностями. Преподавтль д хор владеть методикой ведения урока, заботитьсяо доступности и эмоционти формы изложения материала.

Приемы активизации учащихся: в нач урока: бодрой голос, улыбка, беглый опрос д проходить живо, соревноват задя, небол письмен работы, предварит распред тем докладов, одно зане на несколко челк, формулировка вывода, иллюстратив матл, яркие примеры

42Диагностика речевого развития речи детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком (Ф. Даскалова, Л. Гурович, О.С. Ушакова).
психолого-педкая диагностика –область психолокой науки, разрабщая методы распознания и измерения индивидуально-психологкийх особенй Лти. Диагностика психкого развития – обследование челка с целью определения индивидх особенй его развития. Цель психолого-педкой диагностики – контроль за ходом развития для послед коррекции выявленных отклонений. Психкие методы – позволют при помощи относитно кратких испытаний опредть сравнителй уровень развития реб (соответ сред уровню для детей данной возрастной категории или отклонения ту или в др сторону.) Диагностика – комплекс методик для точного определения уровня (равз речи) достигнутого реб. Диагностика разв речи – споб определяя уровня и особентей разв речи детей. На равз речи детей оказывает влияние много факторов и вычленять особенности разв речи бывает оч сложно. Разработка диагностики велась в 2 направлениях: 1. учеными разработались методики направле на интеллект разв детей (оценивали разв речи как один из показателей интеллект разв) этим занимались психологи.2. исследование собственной речи детей, отделх её сторон (особенности словаря, грамат строй языка, структура речев высказываний, звукопроизношение) после этого поиск и разработка комплексных диагностик, чтобы получить представления о всех сторонах разв речи.
Даскалова. Цель: определить общий уровень разв речи. 13 заданий направх вычленяется коэффициент, количеств резтат. Ушакова: комплескная диагностика мл, сред, стар возраста, для изучя и определяя особенностей разв речи. Качеств харктка полученх данных. Диагностика+программа+методические рекомендации
Цели диагностики: - контроль за разв речи как отдел детей, и всей группы в целом(с ориентацией на прогр по кот работает д/с), - анализ полученых данных позволяет осуществить граматй отбор задач по разв речи. – создать усля для полноценного усвоения детьми языка, - дать оценку уровню психического развития детей (особенности мыслитной Дти)
Этапы работы: 1. определить цель диагностирования (опредть особности понимания детьми худ образа произведения). 2. отбор диагностических методик, подготовка стимульного материала (д отвечать возраст особен детей) 3. проведение самой диагностики. 4. анализ и интерпритация данных. 5. прогнозирование работы с детьми
структура: назве, автор, год, цель, пояснит записка, теорит положения, задания, показатели, проводится 2 раза в год (в нач и в конце)
Принципы: - законченности - при проведении тех или иных тетодик д соблюдать прав нормы. – научности – методики опираются на теорит положения ведущих авторов диагности. – этичности – д получить согласие руководителей, родителей. Резты проведй работы д б доведены до сведения педгов и родителей. (выступле на собрании, индивид консульт с родителями). – оптимальности – выбрать методику, кот позвет получить максимум информ при минимуме условий.
Художественно – речевая деятельность дошкольника.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:

Воспитание любви и интереса к художественному слову;

Развитие «чувства языка»;

Формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

Воспитание нравственно-эстетического отношения к пер­сонажам литературного произведения;

Формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

Развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

Развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

Воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

Формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.

Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте . Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм {зарубить на носу - запомнить навсегда; повесить голову - загрустить) (Н.В. Гавриш).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опи­рающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях .

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклор­ные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстети­ческое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений - былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы - частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологией мы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рас сказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки - так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе , с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 1 1)82 и другие издания), а также в книге О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999).

Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание - беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы , сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах - в сочинении сказок , рас­сказов, стихов, потешек, загадок.

Рассмотрим программные требования к речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой по возрастным группам.

Татьяна Гречущева
Художественно-речевая деятельность дошкольника

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются :

Воспитание любви и интереса к художественному слову ;

Развитие «чувства языка» ;

Формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

Воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

Формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

Развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки) ;

Развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

Воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

Формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.

Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте . Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм {зарубить на носу - запомнить навсегда; повесить голову - загрустить) (Н. В. Гавриш) .

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову , уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы , которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) . Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму , мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений - былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы - частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологией мы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рас сказа, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи , умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений : они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности . Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки - так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело» .

Старшие дошкольники , рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л. М. Елисеева, М., 1997, 11) 82 и другие издания, а также в книге О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой » (М., 1999) .

Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание - беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах - в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Литературный текст способствует речевому развитию дошкольника, т.к. даёт готовый образец литературного языка. Особая роль играет в том, что помогает дошкольнику изложить своё отношение к прослушанному, используя разнообразные выразительные средства.

Воспитательная функция в том, что проявляется воздействие художественного образа на развитие ребёнка.

Чтобы полностью реализовать возможности литературы надо знать психологические особенности восприятия и понимания художественного текста дошкольниками. В психолингвистике процесс восприятия художественного текста ребёнком рассматривается в 3 стадиях:

1.Непосредственное воссоздание и переживание образов.

2.Понимание идейного содержания текста.

3.Влияние текста на личностное развитие ребёнка.

На основе данных особенностей восприятия текста в методике определены характеристики работы с текстом в каждой возрастной группе.

Младшая группа:

1.Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка.

2.Установление легкоосознаваемых связей в тексте (т.е. когда события идут друг за другом).

3.В центре внимания главный герой.

4.Эмоциональное отношение к персонажу яркоокрашено.

5.Наблюдается тяга к ритмическому складу речи.

Средняя группа:

1.Наблюдаются изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного опыта ребёнка.

2.Устанавливаются простые причинные связи в сюжете и в целом правильно оцениваются поступки героев.

3.Появляется реакция на слово, т.е. стремление поговорить неоднократно, обыграть и т.д.

Старшая группа:

1.Осознание событий, которых даже не было в личном опыте детей.

2.Интересуют детей не только поступки героев, но и мотивы, чувства, переживания.

3.Иногда улавливают подтекст.

4.Эмоциональное отношение возникает на основе осмысления уже всего текста.

5.Формируется умение воспринимать текст в единстве формы и содержания.

2.Задачи ознакомления дошкольников с художественным текстом.

На основе знания особенностей восприятия и понимания текста в методике определяют следующие задачи:

1.Восприятие художественного текста в виде целостности; воспитание интереса к художественному тексту; развивается восприятие разных жанров; формирование умения эмоционально отзываться на содержание текста.

2.Формирование первоначального представления об особенностях художественной литературы: о жанрах литературы, об их спецефических особенностях, о композиции; об образности языка.

3.Воспитание художественного вкуса; способности понимать и чувствовать настроение произведения; углублять представления об особенностях художественной литературы; развивать поэтический слух.

3.Методы ознакомления с художественной литературой.

Основные методы:

1.Чтение педагогом по книги или наизусть.

2.Рассказывание педагога (свободная передача текста, что даёт большие возможности для привлечения внимания детей).

3.Инсценирование (обычно рассматривается как средство вторичного ознакомления с художественным текстом).

4.Заучивание наизусть.

«Театр - волшебный край, в котором ребёнок

радуется играя, а в игре - познается мир.»

С.И. Мерзлякова

Театр - искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. Дети от природы наделены яркими способностями и нужно, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития. Участвуя в театральных представлениях, они знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театр развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, зазнайства, равнодушия, заботливое отношение друг к другу и т.д.).

Театр доставляет детям большую радость. Психологи отмечают, что ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Большое влияние театра на личность ребёнка позволяет использовать его как сильное, ненавязчивое педагогическое средство. Вот почему на протяжении двух лет я занимаюсь решением проблемы развития творческой активности ребёнка, его эмоций, чувств через создание максимально комфортной ситуации общения детей и педагога в процессе организации театрализованной деятельности.

Основой системы моей работы с детьми стали:

Ø Во-первых, идеи развивающего обучения, разработанные Л.С. Выготским - обучение развивает, если оно забегает впереди развития, а не плетётся в хвосте; принципы, разработанные В.В. Давыдовым и Д.Б Элькониным;

Ø Во-вторых, идеи гуманного воспитания, основанного на уважении к каждому ребёнку и вооружение детей сильными знаниями об окружающем мире и художественно-речевой деятельности, отношение к литературе и, на этой основе, широкое развитие художественных способностей детей;

Ø В-третьих, идеи современных учёных (Л.М. Гурович, О.И. Сомковой и др.), занимающихся вопросами развития художественно-речевых способностей дошкольников.

Целью моей работы является - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-речевых, творческих способностей детей, развитие артистических способностей, через театральную деятельность.

1. Выявить уровень художественных творческих способностей детей в освоении художественно-речевой деятельности;

2. Определить методы и приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе художественно-речевой деятельности;

3. Разработать содержание процесса речевой деятельности детей, обеспечивающего развитие художественно-речевых способностей;

4. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения в образы;

5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить отличать характерные черты сказочных персонажей;

6. Обучать детей художественно-образным способам выражения (интонация, мимика, пантомима и т.п.);

7. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалектическую речь;

8. Формировать опыт социальных навыков, создавать условия для развития творческой активности детей;

9. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, пальчиковый, театр зверей, театр теней и др.).

Ожидаемый результат:

Ø В процессе театрализованной игры - расширяются и углубляются знания об окружающем мире;

Ø Развиваются психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т.д.;

Ø Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

Ø Совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений;

Ø Развивается эмоционально-волевая сфера;

Ø Происходит коррекция поведения;

Ø Развиваются коллективные чувства, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Ø Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Ø Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес и увлекают их.

Моя работа строилась в трёх направлениях:

1. Организация комплекса занятий по развитию речи;

2. Создание материально-дидактических условий речевого взаимодействия с детьми с опорой на индивидуально-дифференцированный подход;

3. Разработка системы работы по освоению ребёнком способов художественно-речевой деятельности человека.

При установлении уровней художественно-речевой деятельности я опиралась, во-первых, на диагностику О.И. Сомковой. Речевое развитие, в этом случае, я рассматривала, как умение понимать и пользоваться речью, развитие связной и грамматически правильной речи, фонематического слуха, активного словаря; во-вторых, на результаты наблюдений за самостоятельной деятельностью детей (театрализованные игры, игры-драматизации), анализы рассказов детей, свидетельствующие об интересе к творчеству в различных видах художественной деятельности; о наличии специальных художественных способностей (словотворчество, образное видение).

Результаты диагностики развития художественно-речевых творческих способностей позволили сделать вывод о том, что необходимо продумать систему работы с детьми, обеспечивающую поэтапное продвижение в развитии каждого ребёнка и создать материально-дидактические условия, где педагог выступает в роли режиссёра, а дети становятся талантливыми исполнителями его замыслов, присваивая способы художественно-речевой деятельности.

Работу с детьми по формированию художественно-речевых умений я осуществляла поэтапно:

1-ый этап: подготовительный (младший возраст);

2-ой этап: основной (средний возраст).

Оба этапа включают в себя различные виды деятельности:

Ø Телесно-ориентированные игры;

Ø Игротерапия;

Ø Сказкотерапия;

Ø Игры-драматизации, импровизации;

Ø Артикуляционная гимнастика;

Ø Упражнения на развитие дыхания, мимики, эмоций, силы голоса и др.;

Ø Кукловождение;

Ø Действия по ролям, т.е. театрализованные постановки;

Ø Элементы логоритмики;

Ø Пальчиковая гимнастика;

Ø Работа над выразительностью речи.

Основной принцип работы - игровая форма проведения занятий.

Подготовительный этап включает в себя различные формы работы с детьми по накоплению речевого опыта, формированию речевых эталонов. Здесь основное внимание я уделяла составлению описательных рассказов по игрушкам, по картинкам. В младшей группе широко использовала народный фольклор: потешки, прибаутки - «Кто у нас хороший?», «Наша Оля маленька». Детям очень нравятся эти минуты любования. Просят: «Я тоже хороший и про меня скажи!».

В младшей группе на поэтические минутки приходит Мишка, и дети помогают ему выразительно прочитать стихи, потешки. При заучивании использовала приём воссоздания ритмических движений (хлопки, притопы и т.п.), что очень помогает закрепить ритмический рисунок стихотворения, способствует скорейшему запоминанию, а также использовала картинки по стихам А. Барто, иногда подбирала предметы и заучивание стихотворений проводила в виде игры.

В средней группе эффективным приёмом оказалась работа с зеркалом. Дети внимательно рассматривают строение тела, цвет волос и глаз и т.д. При этом происходит расширение и активизация словаря - «голубоглазый», «светловолосый» и др. Часто использовала игру «Слова - братья», типа: «Где обедал воробей? В зоопарке у …».

В младшей и средней группах я в основном использовала объяснительно-иллюстративные методы работы с детьми, находясь на позиции опекающего взрослого и в позиции рядом с ребёнком. Это игры и игровые упражнения типа: «Расскажи потешку», «Споём Маше колыбельную» и.т.п.

Основной этап формирования художественно-речевых творческих способностей приходится на старший возраст, и работу с детьми я направляю на формирование способа самостоятельных действий. На этом этапе я уже нахожусь в позиции «ученика» или наблюдающего взрослого. В этот период огромное значение я придаю созданию обстановки, организации предметной среды и развитию творчества в различных видах детской деятельности. Чтобы прийти от чтения потешки к творческому рассказу, к игре-драматизации, я работаю над интеграцией развития речи в различных видах деятельности - трудовой, изобразительной, игровой и т.д.

Развивая художественно-речевые творческие способности детей, я использую различные виды театров, заучивание стихов, пересказ, рассказывание, игры - драматизации, режиссёрские, дидактические и др.

Наибольшей результативностью отличаются нетрадиционные формы работы с детьми: конкурсы на лучшее сравнение «Кто об этом скажет по-другому», вечер вопросов и ответов «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Сочиняем сказку для театра», «Создание и выпуск газет» (как в группе, так и дома с родителями) и т.д.

На протяжении всего основного этапа особое место я отвожу работе по обогащению литературного опыта детей и систематизации знаний о законах сказочного жанра. Я знакомлю детей с происхождением сказки, с образами народный сказателей, провожу беседу по содержанию сказки:

ü Сколько историй в сказке;

ü Определи начало и конец каждой истории;

ü Как бы Вы назвали каждую часть?;

ü Попробуйте составить алгоритм сказки;

ü Подберите сказку по предложенному алгоритму.

В работе по литературным произведениям, на этапе закрепления и подготовки к игре-драматизации, большое значение придаю работе с книгой:

ü Пересказ от лица героя;

ü Словесная режиссёрская игра;

ü Словесное рисование;

ü Заучивание стихотворения способом моделирования.

Подобная работа даёт возможность пережить те чувства, которые сам ребёнок в жизни не может испытать, но уже понимает их, обогащается новыми эмоциями.

Контрольные срезы свидетельствуют о большом значении для развития творческих художественно-речевых способностей «Театральной гостиной», которую мы начинаем посещать с младшей группы, воссоздавая несложные этюды, на знакомые детям бытовые темы типа: «на кухне», «в саду»; сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Дети превращаются в «Театральной гостиной» в «деревья старые и молодые», разыгрывают этюды «сильный дождь» - «ласковый дождик», «злой ветер» - «ветерок шалун» и т.п. Умение ставить такие этюды позволило к старшему возрасту расширить количество актёров при постановке той или иной сказки, включать всех желающих - дети изображают не только животных и людей, но и воспроизводят лес, избушку и даже предметы домашнего обихода. «Театральная гостиная» преобразуется то в репетиционный зал, то в театральную сцену.

В обстановке «Театральной гостиной» интереснее получаются сказки, веселее были путешествия «Там, на неведомых дорожках». Здесь же проходят ежедневные «Пять минут поэзии». В среднем возрасте я провожу заучивание стихов с движениями, например: «Станцуй стихотворение», «Расскажи руками стихотворение об осени» и т.п. Для создания психоэмоционального комфорта я использую музыку, приёмы релаксации М.И. Чистяковой.

Таким образом, занятия и упражнения в «Театральной гостиной» позволяют всем детям найти роли, адекватные своим способностям, положительно сказываются на умении придумывать новые сказки (ведь ласковый дождик движется и говорит совсем по-другому, чем сильный дождь), способствуют развитию творческого воображения, способности вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

Для создания материально-дидактических условий большое внимание уделяю оборудованию центров речевой, музыкально-театрализованной и изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры «Театр». Детям очень нравится организовывать все театральные службы: кассы, осветители, костюмерные, гримёрную, буфет и т.д. Создание подобной среды сохраняет и подпитывает интерес к театру. К оборудованию центров и подготовке спектаклей я стараюсь активно подключать родителей. Они помогают в оформлении декораций, афиш, изготовлению костюмов; участвуют в спектаклях на второстепенных ролях (в младшей и средней группах). В этом году мы уже представили игры-драматизации по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок».

Данные диагностики в старшей группе после проведённой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии уровня художественно-творческих умений: количество детей с высоким уровнем увеличилось до 20 %. Эти дети самостоятельно организовывали театральные спектакли, находили предметы-заменители, использовали все виды театров, имеющихся в группе: пальчиковый, театр игрушек; чаще всего претендовали на роль сказочника, создавая свои сказки.

Каким стал воспитанник к концу средней группы:

ü Ощущают душевное удовлетворении, удовольствие, радость от встречи с новым предметом, объектом, явлением, произведением искусства и продукцией народных промыслов;

ü Испытывает возросшую потребность в новизне впечатлений и переживаний от встреч с вещами, их создателями, а также от педагога, создающего для него «театр» восхищения, любования красотой;

ü Узнают некоторые жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворные формы поэтического фольклора);

ü Прослеживают развитие сюжета, эмоционально реагируют на литературный текст, сопереживают героям полюбившихся произведений, отдают предпочтение определённым жанрам, стихам, сказкам;

ü Проявляют интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций, имеют опыт бережного отношения к ним;

ü Знают некоторые разновидности детского театра, испытывают удовольствие во время просмотра спектаклей, которые показывают взрослые или старшие дети, эмоционально реагируют на воспринятое;

ü Используют образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, лепка, рисование и т.д.);

ü Испытывают чувство удовлетворённости, гордости за свои успехи в области художественно-речевой деятельности (знание сказок, стихов, их выразительного чтения и др.).

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)



Публикации по теме