Упражнения для тренинга по снятию стресса. Снятие эмоционального напряжения. Обратная связь, завершение, выводы

Цель: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

2. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Периодически проводятся исследования, которые анализируют отдельные спортивные дисциплины и их влияние на стресс и эмоции. Некоторые из этих исследований показали, что женщины хорошо работают в прогулках и боевых искусствах, мужчины, в свою очередь, играют в спортивные и водные виды спорта. Тем не менее, в других, упражнения для бега, плавания, езды на велосипеде, боли в спине, упражнения на расслабление считались положительно влиятельными.

О положительном влиянии спорта на расслабление нервов, также написанном доктором Магдалиной Квайневской и проф. Войцех Дригас: Физическое усилие также может быть особым видом медитации. Вовлечение всего организма в динамическую физическую активность позволяет «момент забывчивости», отход от забот и дилемм повседневной жизни. Если тело привыкает к регулярным разряда физического и эмоционального напряжения с помощью упражнений, это была ежедневная порция трафика может быть источником энергии и оптимизма и душевного равновесия позволяют отрицательные эмоции и улучшить функционирование обычного.

Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем тренинге. И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде.

Тренинг по теме «Как не «сгореть» на работе». Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.

Актуальность.

Одна из теорий, определяющих организацию, - сравнить ее с живым организмом. Они оба стремятся выжить, поддерживать отношения со своим окружением и их эффективность. Однако, когда часть затронута - последствия - это целое. В статье рассматривается, что организация для стресса сотрудников и какие причины и последствия для организации.

Нет людей, которые никогда не сталкивались с стрессом

Стресс - это способ адаптации тела к окружающей среде. Миф о том, что стресс - это болезнь только белого воротничка или высшего руководства. Стресс появляется на всех уровнях организации. Даже простая и рутинная работа может быть напряженной, особенно если она сопровождается плохими внешними условиями.

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

Наиболее напряженным является средний менеджмент. На рисунке, рулевое колесо находится в постоянной ситуации между молотом и наковальней. С одной стороны, они сталкиваются с повседневными проблемами рядовых сотрудников, с другой - с высокими требованиями директоров и правления.

Руководители высшего звена имеют большой контроль над своей работой, автономией. Управление вашей работой в соответствии с вашими собственными потребностями и потребностями дает им наибольшее удовлетворение от вашей работы. Они также знают больше о запланированных процессах изменения, сокращении позиций, возможных продажах компании и т.д. уже давно известно, что стресс является психологическим фактором, который может существенно повлиять на здоровье. Физические симптомы, связанные со стрессом, сильно различаются.

Поэтому в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающихв системе профессий «человек-человек».

В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Люди чаще всего страдают от язвы желудочно-кишечного тракта, колита, заболевания коронарной артерии, артрита, экземы, аллергии, головных болей, шеи, позвоночника, а также рака. Стоимость лечения и поддержания стрессового работника часто превышает стоимость профилактики. Влияние стресса на рабочем месте, помимо проблем со здоровьем, связано с более слабыми рабочими характеристиками, сниженной мотивацией и повышенными ошибками. Сотрудники часто намерены покинуть работу. Увеличиваются организационные издержки.

  • Межличностные отношения.
  • Роль в учреждении.
  • Организационные факторы.
  • Налагаемые ограничения.
Таким образом, ситуация стресса возникает, когда людям не хватает средств и способности справляться с обстоятельствами. Следует выделить понятие острый и хронический стресс. Стресс - это переходное состояние высокого волнения, с отмеченным началом и концом. Хронический стресс - это состояние постоянной стимуляции, несмотря на течение времени, появления новых сложных ситуаций, прежде чем человек справится с прошлым, характерный для синдрома профессионального выгорания.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.

Симптомы профессионального “выгорания”

Индивидуальные различия в реакции стресса

Люди различаются с точки зрения стрессовых ситуаций и способов борьбы с ними. Что это значит, что некоторые из них менее подвержены разрушительному поведению? Что значит реагировать по-разному в разные моменты жизни в одной и той же ситуации? Важнейшим фактором формирования является оценка события, независимо от того, считается ли это возможностью, опасностью или нейтральной.

Рассмотрение ситуации как задачи помогает превратить стимуляцию в мобилизацию в действие. Рассматривать ситуацию как проблему и угрозу, демобилизовать. Дистез называется негативной, изнурительной реакцией организма на события. Возникает, когда реакция на напряжение выходит за пределы контрольной мощности устройства.

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

· истощение, усталость;

· бессонница;

· негативные установки;

· пренебрежение исполнением своих обязанностей;

· увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

· уменьшение аппетита или переедание;

· усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);

Эмоциональные реакции на стрессовые ситуации глубоко связаны с индивидуальными предрасположенностями, самосознанием внутренних процессов и широким спектром возможных реакций стресса. Повышение гибкости реагирования, повышение осведомленности о внутренних чувствах, связанных со стрессовыми ситуациями, - это основные цели психообразования - семинар, посвященный стрессу и эмоциям.

Важное значение имеет также психологическое просвещение по вопросам гигиены.

  • Способность межличностного общения.
  • Способность планировать задачи и устанавливать приоритеты.
  • Положительный внутренний монолог.
Через трудные времена в жизни легче пойти с поддержкой от семьи и близких. Не менее важны отношения с коллегами и начальниками. Роль поддержки не ограничивается исключительно тем, чтобы предоставить человеку пользу другим. Сострадание как заразное лицо может привести к положительному рабочему климату и, в свою очередь, ограничить количество возникающих стрессоров, а в случае существующих - снизить влияние их негативных последствий.

· усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

· чувство вины;

· переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Били ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит «опустошенность» человека.

Активная поддержка сотрудников может принимать различные формы.

  • Эмоциональная поддержка - проявление интереса, доброты, симпатии и т.д.
  • Инструментальная поддержка.
  • Дайте конкретную помощь, например, помогите решить конкретную проблему.
  • Информационная поддержка.
  • Предоставление информации, имеющей отношение к решению данной ситуации.
Важное значение имеет состояние здоровья. Сама болезнь - стресс и беспокойство. Поэтому, чем сильнее человек, тем сильнее сопротивление стрессу. Но как насчет хронических больных и инвалидов?

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 60 минут – 80 минут

Основная часть.

Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

Ну, они часто сопровождаются более высоким уровнем стресса, чем работники без проблем со здоровьем. Тем не менее, работники-инвалиды часто более склонны работать и работать в обществе, и, следовательно, они повышают свою стойкость к стрессу. Вера в свои способности, способности и компетенции укрепляет убежденность в хорошей подготовке к данной работе. Смысл в том, что решение задач помогает трудностям рассматриваться как вызов, а не как предстоящая катастрофа.

Одна из функций программ развития должна заключаться в укреплении чувства самоэффективности и участия сотрудников. Кажется, что решающим является то, как лучше всего соответствовать их задачам. Общим убеждением является то, что чем проще работа, тем менее напряженной. Фактически, люди различаются в зависимости от потребности в различных типах стимуляции. Для небольшого количества новизны в окружающей среде, никаких изменений, и подпрограммы могут быть столь же стрессовыми, как вызов. Все зависит от ваших индивидуальных потребностей в стимуляции.

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Материалы: мячик.

Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

Оказывается, люди лучше всего подходят в ситуациях, которые оптимальны для них, чтобы возбуждать, когда что-то происходит, но когда сложность событий не превышает способность справляться с ними. И монотонность, и дежурство - это не хорошая работа. Постановка чувства контроля наряду с самооценкой - это черты личности, ответственные за перевод причины ситуации. Лица, которые считают, что они управляют своей жизнью, имеют внутреннее чувство контроля. И верующие, что достижения - это результат действий других людей, или судьба дела или случай ставят контроль снаружи.

«Правила группы»: основные принципы работы в группе.

После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

Тип контроля приобретается через опыт или постоянную человеческую характеристику. Люди с чувством внутреннего контроля гораздо чаще реагируют на сложные ситуации, и они с большей вероятностью справляются с последствиями стресса. Это потому, что они верят в их влияние на ход событий и тем выше вероятность успеха. Лица с внешним чувством контроля более склонны работать на позициях, которые часто и тщательно контролируются. Они не умеют оставлять себя. Ситуации, наиболее полезные для людей с чувством внутреннего контроля, для них очень напряжены.

1. Мы – одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь.

3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

Исследования показали, что внутренний контроль связан с позитивной самооценкой и хорошей адаптацией. Люди с высокой самооценкой воспринимают себя как очень нуждающиеся сотрудники. Важные результаты для взаимодействия профессиональных требований и способности контролировать свою работу для уровня стресса, который дает опыт Роберта Карасека. Из них следует, что наиболее напряженная ситуация заключается в том, чтобы упорядочить трудную задачу без возможности свободного занятия. Высокие требования - это вызов, который требует мобилизации сил.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Ход тренинга.

Упражнение «Ваше настроение»

Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.

Необходим свободный выбор действий для того, чтобы напряжение решалось для решения задачи, а не для кумуляции в виде разочарования, тревоги, депрессии и т.д. наиболее эффективными условиями развития являются ситуации, когда высокие требования сопровождаются свободой выбора действий, ведущих к цели. Низкие требования сопровождаются низким уровнем мотивации. Малые требования не стимулируют действия. Хотя это потенциально расслабляющая ситуация, работа может сопровождаться скукой и даже профессиональной пассивностью.

В годы кардиологов Фридман и Розенман описали поведенческую картину А, которая предрасполагает к краху кровеносных сосудов. Оказалось, что предлагаемый тип предрасполагает к более сильному стрессовому опыту на рабочем месте. Это потому, что они очень нуждаются в достижении и конкуренции; Они страстно ищут проблемы без особого участия. Они часто делают несколько вещей одновременно. Иногда перфекционизм не позволяет эффективно планировать работу. Человек несколько раз улучшает работу, будучи недоволен эффектами.

Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).

Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.

В случае неудачи, вина часто приписывается другим, ища козла отпущения. Люди, которые склонны к тяжелой и долгосрочной работе, чаще подвергаются стрессу. Поведение типа А может быть опасным, если они приводят к агрессии или враждебности. Однако, независимо от типа личности, гораздо больше шансов избежать стресса, если вы направляете свою личную жизнь.

Организация несет ответственность за физическое и психическое здоровье своих сотрудников. Ниже приведен список источников стресса на рабочем месте, которые напрямую связаны с управлением в организации.

  • Количественный.
  • Качественный.
Организационные изменения связаны с озабоченностью сотрудников относительно того, будут ли они иметь нужные навыки. Будут ли они справляться с новыми задачами? Как они окажутся в новой реальности?

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

· танец кистей рук

· танец рук

· танец головы

· танец плеч

· танец живота

· танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями(Приложение 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке

фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Упражнение «Звери»

Все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том. что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Всем спасибо за участие. В конце вам предлагается заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления (Приложение 4). Ваше мнение очень важно.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Двухдневный тренинг был разработан и проведен в конце учебного года. Цель мероприятия:снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения в группе

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (1 день)

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

1. Упражнение-приветствие «Рукопожатие»

Все участники встают в круг, берутся за руки. Глаза закрыты. Ведущий сжимает руку соседа справа и по цепочки передаётся рукопожатие.

2. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели : Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

3. Упражнение «Пальма. Крокодил. Слон»
Цель. Введение в атмосферу тренинга.
Упражнение проводится в кругу, участники стоят. Ведущий предлагает участникам группы изобразить «Пальму», «Крокодила», «Слона».

“ слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

“ пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

«крокодил» - (человек в центре вытянутыми вперед руками изображает пасть, человек справа и слева выстраиваются за центровым и берутся за пояс)

Упражнение выполняется тройками. Ведущий указывает на участника и называет кого он должны изобразить. Два участника стоящие от него слева и справа помогают ему выполнить заданную «скульптуру». Ведущий постепенно увеличивает темп выполнения задания.

II. Основная часть.

4. Упражнение «Звери»

Все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том. что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

5. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель : сплочение коллектива.

Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение : Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

6. Упражнение «Молекулы»

Все участники атомы. Они двигаются по типу «броуновского движения», иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление, количество атомов в молекулах и места соединения задает ведущий. Например: «Молекулы, по три – локтями!» - все должны разбиться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями.

7. Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели : Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы : Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура : Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
  • что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

8. Упражнение «Джунгли»

Материалы : листочки с названиями животных раздаются. (Приложенние)
На листочках написаны названия животных обезьяна, крокодил, верблюд, волк, лось. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное, мимикой жестикуляцией, звуком. Разговор запрещён. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем обезьянам, крокодилам, верблюдам, волкам, лосям.

9. Упражнение «Тесная компания»

Цель : сплочение коллектива, танцетерапия

Все участники вытягивают карточки с названием обуви. Участники, имеющие карточки с одинаковым названием обуви, объединяются в пары. Итак, пары созданы задача - исполнить танец названный мной. Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – танго, детские сандалики – твист, лапти – канн – канн, валенки - летка – енька.

III. Этап – Релаксация.

Цели : Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

10. Упражнение «Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздуха. Представьте, что вы воздушный шарик, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы. Затем представьте, что в шарике появилась маленькая дырочка. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Упражнение выполняется до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

11. Упражнение “Дождь”

Участники делятся на микрогруппы по 4 человека. Одному человеку завязываются глаза. Другие участники микрогруппы под музыку лёгкими прикосновениями имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Затем учасники мигрогруппы меняются местами.

12. Упражнение «Массажист»

Все в кругу поварачиваются спиной друг другу, каждый своему соседу убирает зажимы спины, массируя спину.

13. Упражнение-завершение . Все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый своему соседу любыми способами говорит спасибо. (Мимикой, пожатием руки, словами, песней….)

ЧАЕПИТИЕ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

1. Упражнение «Невербальное общение»

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было выполнять упражнение?
  2. Возникали ли трудности при выполнении задания?
  3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

2. Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

3. Игра «Кричалка»

Теперь одна из команд получает слово «да», а вторая - слово - «нет». По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил. По команде ведущего (колокольчик или хлопанье в ладоши) все затихают. Упражнение повторяется несколько раз.

Обсуждение: Как выглядят люди, которые гневно что-то кричат? С чем этот образ у Вас ассоциируется?

4. Упражнение «Нож и масло»

Выбирается один участник-нож. Остальные игроки собираются в кучу-масло. Нож должен разрезать масло.

5. Упражнение «Построимся»

Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Ход упражнения : «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения : Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

6. Упражнение «Путаница»

Все встают плотно в круг, закрывают глаза. Поднимают руки вверх. Правой рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остаётся свободной. Затем ведущий свободные соединяет руки таким образом, чтоб получилась путаница. Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи»

7. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель : обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

8. Упражнение «Картина па спине».

Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, кто - Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Если А отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже фразы. На выполнение задания отводится 5 минут. В следующем раунде игроки меняются ролями. Рефлексия:

  • Насколько каждый был доволен «художником»?
  • Удалось ли настроиться на совместную работу?
  • Какая роль была более выполнима и доставила больше удовольствия?

9. Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

10. Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

2 день. Тренинг по арт-терапии «Коллаж будущего»

1. Упражнение-приветствие «Снежный ком»

На стульях по кругу каждый участник представляется Имя + прилагательное на первую букву имени (Активная Анастасия), следующий говорит своё и повторяет ИМЯ + прилагательное соседа. Участник который начинал завершает упражнение.

2. Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель : актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование : лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны.Открывайте глаза.

Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

3. Упражнение «Коллаж будущего»

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Цель упражнения : развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы : ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Всем участникам раздаются листы формата А4 и они изображают свою будущую жизнь и профессиональную деятельность, такой как они хотели бы видеть, чтоб она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, на которые хотят взайти участники.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было начать работу?
  2. Были ли трудности при выборе формы, цвета, расположение элементов на листе?

4. Упражнение «Скульптура»

Цель : стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Время : 3-5 минут (если группа большая, то дольше).

Материалы : Не требуются.

Инструкция : «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Спасибо за плодотворную работу!




Публикации по теме