Что такое гильоширование? Радуга ювелирной эмали. Какой прибор нужен для гильоширования

В последние годы набирают популярность различные элементы резьбы в ткани. Такими замысловатыми узорами с перфорацией украшают рукава изделий, края воротничков, широкие подолы детских и женских платьев. Именно такой вид творчества по ткани и называется «гильоширование». В нашей статье вы сможете узнать много интересного об этой технике и увидите гильоширование для начинающих с подробным и пошаговым мастер-классом.

Изучаем пошагово гильоширование для начинающих с мастер-классом

Прежде, чем приступать к практическим и техническим моментам техники гильоширования, стоит узнать немного истории возникновения и развития этой отрасли творчества.

Техника гильоширования обозначила себя как вид творческой деятельности только в середине двадцатого века. Эта отрасль довольна молодая по сравнению со многими другими творческими направлениями. Гильоширование – является авторской методикой, разработанной Зинаидой Котенковой в 1980е годы, обозначающей способ выжигания по ткани.

Данный способ заключается в применении специального паяльного инструмента или инструмента для выжигания, применимые для вырезания узоров по ткани или же для приклеивания частей материи, образуя аппликацию. Используя данную авторскую методику декорирования тканей можно получить неповторимые панно, скатерти, салфетки, обложки для блокнотов и книг.

Инструменты, с помощью которых выполняется гильоширование.

Методика гильоширования по ткани предполагает использование в работе горячих предметов – нагревателей либо резаков. Начинающим рукодельницам будет вполне достаточно иметь паяльник с заостренным кончиком. Однако если вы хотите создавать сложные завитые узоры, обзаведитесь профессиональным специальным набором для выжигания по древесине. Приобретите разнообразные насадки с закругленными, тонкими и широкими рабочими концами. Такое разнообразие инструментов позволит изменять и усложнять ваши аппликации.

Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими по структуре тканями. При сниженном напряжении вы сможете оплавлять материю для склейки элементов аппликации друг с другом.

Не забывайте тщательно ухаживать за вашим резаком: подтачивайте перед каждым использование иглы при помощи наждачной бумаги.

Помимо таких своеобразных инструментов как выжигатель и резак, вам понадобятся вполне стандартные инструменты. Это и острые ножницы, и пинцет, которым будет очень удобно передвигать мелкие детали, трафареты и схемы, клей по рабочей поверхности.

Секрет данного типа прикладного творчества заключается в том, что выполняется оно только на синтетических тканях. Они не горят, в отличие от натуральных материалов, а начинают плавиться.

Чаще всего мастера гильоширования используют следующие материалы:

  • Нейлон - превосходно подходит как под основу, так и для изготовления отделочных деталей.
  • Капроновые ленты - с их помощью рисунок разбавляют яркими акцентами.

Перед началом работы проверьте свойства ткани. Возьмите маленький лоскуток и подожгите его, чтобы понять, плавится материал или горит, оставляет ли рабочая игла на нем гарь и копоть.

Для изготовления салфетки в технике гильоширования понадобится:

  • Отрез ткани из синтетического волокна размером 20 на 20 сантиметров;
  • серебристый кусочек ткани для создания орнамента;
  • прибор для гильоширования;
  • лист бумаги с нарисованным узором орнамента;
  • монетка для оформления краев салфетки;
  • стеклышко;
  • лампа.

Для начала подготовьте рабочую зону. Для этого поставьте стекло, а под ним поместите лампу.

На стекло поместите лист бумаги с нарисованным узором орнамента будущей салфетки, а сверху узора положите серебристую ткань к бумаге лицевой стороной. При помощи выжигателя или паяльника обведите все контуры орнамента.

Узор вместе с тканью должен остаться на бумаге, а лишнюю ткань, которая обрезалась по контуру, осторожно уберите.

Используя нож, уберите все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре.

Узор будет скреплен с бумажным листом. Сверху на скрепленный с бумагой узор приложите основную ткань 20х20 сантиметров лицевой стороной к листу бумаги. С помощью выжигателя или паяльника нужно точечно прихватить узор в нескольких местах. После того, как прихвате участок ткани, придавите пальцами нанесенную паяльником точку, чтобы узор и ткань крепко сцепились между собой.

Используя нож, аккуратно поддевая всю салфетку вместе с узором, отделите ее от листа бумаги.

Следующим этапом необходимо паяльником пройтись по всему нанесенному узору, не забывая прижимать пальцами рисунок к ткани. На желаемых участках будущей салфетки в качестве декора на узоре можно сделать несколько сквозных отверстий. Так вы получите ажурную отделку.

По внешнему контуру отделки обрежьте всю лишнюю ткань основного полотна. Весь контур салфетки оформите с помощью монетки. Вот такая салфетка как на фото ниже у вас получиться.

Вы можете украсить даже шторы, используя данную технику.

Видео по теме статьи

Предлагаем вам к просмотру несколько тематических видео.

by Записки Дикой Хозяйки

Что такое гильоширование, я узнала совсем недавно - мне рассказал об этом один знакомый, он же прислал схему инструмента для этого увлекательного рукоделия. Естественно, мне сразу захотелось попробовать, тем более, что, оказывается, есть книги и пособия, где подробно описывается техника гильоширования и даются схемы и описания рисунков.

Я узнала, что гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата, была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, полученное З.П.Котенковой в восьмидесятые годы, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Попробовала гильоширование и я. Сначала было трудно, пока не приспособилась к инструменту, но узоры получались такие симпатичные, что работа увлекла.

Я попробовала обработать края шарфов, блузок. Вещи стали нарядными и нестандартными.

Правда для работы берутся только синтетические ткани, то есть ткани, которые не горят, а плавятся. Клейкость и прочность ткани проверяется на лоскуте. В качестве прибора для выжигания используется переделанный "выжигатель по дереву" (помните, раньше многие увлекались выжиганием по дереву). Схема для переделки предложена ПРАКТИКОМ. (Вы можете посмотреть статьи ПРАКТИКа в нашем журнале в разделе "Уютный дом")).


Вам потребуются еще некоторые инструменты: ножницы, пинцеты, коробки, альбомы, наждачная бумага и пр. - ничего сложного, все это найдется в любом доме. Кстати, вместо некоторых трафаретов я приспособила готовые чертежные лекала - это оказалось очень удобно.

Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

В технике гильоширования можно сделать массу красивых и полезных вещей, которые украсят ваш дом, гардероб. Опять же - получатся милые и оригинальные подарки для ваших подруг.

Когда я захотела проиллюстрировать свой рассказ, обнаружила у себя всего два платочка, а остальное, уже сделанное, было раздарено всем желающим. Поверьте, мои подруги радовались таким подаркам.

Показанные здесь образцы изделий взяты мной с сайта "Горячая игла". Это работы разных мастериц.

В технике гильоширования можно делать и аппликацию. Панно с аппликациями, расшитое бисером, стразами, с элементами вышивки, украсит интерьер любого дома.

Попробуйте, это совсем несложно!



2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вновь о редких техниках: гильоширование. Советы, рекомендации, схемы.

Техника выжигания по ткани (гильоширование) позволяет изготовить множество изделий для украшения одежды и интерьера: платочки, салфетки, аппликации, панно и т. п. Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани.

Инструменты

Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель. Его назначение - обеспечить нужную температуру на конце иглы, которой и производится выжигание. Выжигатель должен обеспечивать регулировку температуры иглы, т.к. для разных тканей необходима разная температура.

Петлю, которая входит в комплект выжигателя, заменяют специальной иглой, которую несложно изготовить. Для этого используют нихромовую проволоку диаметром 0,6-1 мм. Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.

Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Регулировка температуры острия иглы осуществляется регулятором выжигателя. Иглу затачивают надфилем и полируют мелкой шкуркой.

Для установки нужной температуры иглы необходимо сделать несколько пробных резов на выбранной ткани при различных положениях регулятора выжигателя.

«Рабочим столом» для данной техники является полированное стекло толщиной 3- 5 мм. Размеры стекла определяются размером изготавливаемого изделия. Во избежание порезов рук края стекла должны иметь фаски. Если фасок нет, торцы стекла необходимо покрыть изоляционной лентой.

Вспомогательные инструменты

Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор бульков (металлические шарики для придания объема лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, кисточки, трафареты из картона или фольги.

Материалы

  • Ткань - любые синтетические ткани (ацетатный шелк, нейлон, капрон, трикотин, подкладочная ткань, плащевка и т. п.), однотонные, набивные, с люрексом;
  • проволока (для цветов);
  • картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов;
  • копировальная бумага;
  • калька;
  • х/б ткань и лезвия для безопасных бритв, которыми снимается окалина с иглы в процессе работы;
  • клей ПВА и «Момент».

Приемы работы

Внимание! Перед началом работы внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к выжигателю.

В процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!

  • При работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла. След иглы на ткани должен быть точкой, а не линией.
  • Включив прибор в сеть, проверяют работоспособность иглы, прислоняя ее к х/б ткани. Должен остаться коричневый след иглы. При работе иглу необходимо периодически вытирать х/б тканью для снятия окалины, т. к. окалина снижает температуру иглы. После 30 мин. работы выключить прибор из сети и аккуратно почистить иглу либо лезвием, либо мелкой шкуркой, не нарушая её целостности.
  • Обрабатываемый материал (обязательно проглаженый, чтобы не было складок) укладывают на стекло и сверху размещают трафарет, плотно прижимая его к ткани и к стеклу. Можно использовать груз.
  • Нагретой иглой обводят контуры трафарета, следя, чтобы ткань прожигалась. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируется температура иглы. Нельзя тянуть ткань из-под трафарета, т. к. можно испортить работу.
  • Для соединения (сваривания) 2-З и более слоев ткани иглой прожигают точки с интервалом 1- 2 мм, прижимая пальцем место прокола, что обеспечивает точечную сварку слоев ткани.
  • При изготовлении панно используют кусочки набивных тканей, вырезая (выжигая) отдельные элементы и затем прижигая их на фон из синтетической ткани.

Изготовление трафаретов

Материал трафарета определяется тиражом изделий. Можно использовать тонкий картон, фольгу, ватман и т. п.

Рисунок изделия переводится через копировальную бумагу на материал, из которого будет изготовлен трафарет, острыми ножницами (желательно маникюрными с загнутыми лезвиями) или скальпелем вырезают трафарет.

Круглые отверстия пробиваются пробойниками (остро заточенными трубочками) или прожигаются нагретым металлическим стержнем нужного диаметра, например, гвоздем.

После изготовления трафарета мелкой шкуркой убираются все заусенцы. Трафарет не должен иметь заломов и изгибов, должен плотно прилегать к тканям, из которых будут изготовлены изделия.

Если изготавливаемое вами изделие симметрично, то можно сделать трафарет на половину изделия и при работе его переворачивать.

Технология изготовления бабочек

Технологию изготовления мы покажем на примере очень простого рисунка бабочки.

На рис. 1 представлен трафарет бабочки.

На рабочий стол (стекло) положите флизелин и сверху ткань, которая будет составлять основу бабочки. Наложите трафарет (рис. 2) и выжигайте ткань по периметру трафарета и по пробельным местам, В процессе выжигания ткань прочно соединится (сварится) с флизелином.

После этой операции вы получите контур (основу) бабочки (рис. 3). Далее из разноцветных кусочков также с подслоем флизелина выжигайте по трафарету пробельные места (рис. 4).

Затем возьмите ткань другого цвета по размеру несколько больше размеров полученной бабочки, положите на стекло, поверх расположите основу бабочки (рис. 3), и точками с интервалом 1- 2 мм пройдите по всем пробельным местам и по периметру (рис. 5). Далее в пробельные места точками прижигания прикрепите приготовленные детали (рис. 4).

Отступите от периметра бабочки на 1,5 - 2 мм и маленькими зубчиками обведите периметр для получения каймы. На тельце бабочки проведите иглой поперечные полоски. Можно украсить крылья бабочки отверстиями, прожженными иглой (рис. 6).

Из тонкой проволоки или лески сделайте усики, на концах приклейте бусинки или бисер, вклейте их в головку бабочки между слоями ткани.

Изнаночную сторону бабочки промажьте клеем ПВА, сложите крылышки и закрепите прищепкой, дайте клею высохнуть и снимите прищепку. Крылышки останутся приподнятыми. Готовую бабочку можно за тельце приклеить к открытке с поздравлением или прикрепить иголкой к тюлевым занавесям на окнах.

Технология изготовления панно «Сирень»

Трафарет цветка (рис. 9) желательно изготовить из тонкой жести (баночка из-под пива или «Колы»), так как он должен выдержать несколько сотен тиражирований. Для удобства в работе трафарет имеет хвостик. После изготовления цветка хвостик у цветка удаляют. Трафареты листьев и вазы (рис. 7, 8, 10) можно изготовить из тонкого картона или ватмана. Ветки для букета лучше взять с куста сирени (в любое время года).

Материал

Для изготовления цветков подходит любая тонкая синтетическая ткань трех-четырех цветов: белая, розовая, сиреневая (желательно разных оттенков).

Для изготовления листьев требуется ткань зеленого цвета мягких тонов.

Для вазы подойдет любая плотная синтетическая ткань, цвет должен гармонировать с букетом.

Фоном для приведенного на фото панно служит черный бархат на синтетической основе. Можно использовать и другой цвет, на котором будут хорошо смотреться цветки и листья сирени.

Приготовленные куски тканей нужно нажелатинить. Рецепт: две чайные ложки (без верха) пищевого желатина залейте холодной водой (полстакана) на час, затем долейте стакан водой до краев и в металлической посуде подогрейте до полного растворения желатина. Предварительно разглаженные лоскуты ткани разложить на клеенке. Нанесите на них горячий раствор желатина так, чтобы ткань пропиталась раствором, на этот лоскут положите следующий, снова нанесите раствор и так далее. Затем каждый лоскут ткани, не выжимая, подвесьте на веревке для просушки.

Изготовление цветков

Положите ткань нужного цвета на стекло, сверху разместите трафарет и, прижимая его к ткани, обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Таким образом подготовьте необходимое количество цветков. Для изображенного на фото букета потребовалось примерно четыреста двадцать цветков.

Далее каждому цветку придайте объем: разместите цветок на резиновой подушке, пробульчите лепестки, переверните лепесток и пробульчите середину. Изготовленные цветки для удобства в дальнейшей работе разложите по цвету в отдельные коробочки.

Изготовление листьев

На стекле разместите зеленую ткань более светлого оттенка, наложите трафарет, прижмите его и обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Вы получите среднюю часть листа (Рис. 7). Далее размещаете на стекле ткань более темного оттенка, накладываете сверху приготовленную среднюю часть листа и точками прижигаете ее по контуру (Рис. 11). Точками обозначаете среднюю линию листа и жилки и выжигаете лист полностью (рис. 12). Если затруднительно выжечь контур листа от руки, можно изготовить трафарет (рис. 8) листа и выжечь по нему. Листья должны быть различного размера и конфигурации.

Изготовление вазы

В приведенной композиции ваза выполнена из плотной синтетической ткани по трафарету (Рис. 10).

Компоновка композиции

После изготовления всех деталей можно приступить к компоновке композиции. Внимательно посмотрите либо на живые ветки сирени, либо на открытки, чтобы правильно скомпоновать цветки на ветке.

Фоновую ткань разместите на стекле большого размера и начинайте формировать композицию. Работайте с помощью пинцета. Прижигание к фону проводите только тогда, когда вам понравится композиция. Начинайте с размещения вазы и веточек. Вазу прижигайте по контуру, затем клеем «Момент» аккуратно приклейте веточки к фону. Далее вокруг каждой ветки формируйте из цветков разного цвета грозди сирени, каждый цветок прижигайте по центру, затем прижигайте по контуру листья. Фоновую ткань с готовой композицией приклейте к листу плотного картона, поместите в рамку со стеклом.

Книга Т. Н. Андрианова, О. Н. Макарова - Декоративное выжигание по ткани

Гильоширование – это техника ажурного выжигания по ткани. Различные салфетки, скатерти, элементы одежды и даже картины можно создать методом гильоширования. Для этого нужен прибор для выжигания по дереву, в котором жало заменяется на иглу из проволоки.

Далее для работы требуется: стекло, лампа, бумага и тонкая синтетическая ткань, лучше всего подходит атлас. Стекло устанавливается так, чтобы под ним можно было установить лампу. У меня для этой цели используется ЖК телевизор с испорченной матрицей, вместо которой вставлено стекло (возможно, кому-то будет интересен такое устройство, довольно удобно). Рисунок печатается на принтере или копируется на белый лист бумаги или ватмана вручную. Желательно, чтобы линии рисунка были четкие и толстые, если они тонкие, то стоит обвести их маркером. Найти подходящий рисунок можно в интернете или придумать свой собственный.

Рассмотрим выжигание по ткани на примере салфетки (рисунок брала в интернете):
Включаем лампу, на стекло кладем бумагу с рисунком, сверху накладываем ткань и приступаем к выжиганию. Можно делать, как однослойные изделия, с узором, так и двухслойные, с «приклеиванием» слоев друг к другу, с помощью прибора для выжигания.
Я расскажу о двухслойном создании салфетки.
Для этого потребуется небольшой кусок однотонной ткани и цветные лоскуты. Цвета можете выбирать по своему вкусу. Я выбрала золотой для основы и серединок цветов, зеленый для листьев, красный для самих цветов.

Сначала из лоскутов жалом выжигательного аппарата мы вырезаем элементы, которые будут накладываться сверху на основу, цветы и листья. Ткань лучше всего прогладить утюгом и при выжигании слегка растягивать. Держать на одном месте, избегая сдвигов. Иглу выжигательного аппарата следует вести от себя. Вырезать детали нужно по внешнему контуру, о внутреннем, речь пойдет позже.



После того, как все детали вырезаны, берем ткань для основы салфетки и булавками прикалываем к бумаге с рисунком, покрывая его полностью.



Иглой делаем легкие штрихи, похожие на капельку, долго не задерживаем иглу на месте, иначе получатся большие дырочки.
Детали накладываются на основу по рисунку. Когда все листья прикреплены к основе, приступаем к цветам. Так же, по рисунку накладываем на основу и «припаеваем» тем же методом, пряча хвостики листьев. В этой салфетке цветы разделены на две части. Большая часть будет накладываться лицевой стороной, а маленькая изнаночной. Таким образом, получится интересный цветовой эффект.


Когда все элементы «припаяны» к основе, мы начинаем проходить теми же «капельками» по внутреннему контуру и остальным линиям на цветах и листьях.

Для гильоширования (выжигание по ткани) нужно использовать только синтетические ткани, которые не горят, а плавятся. Перед началом работы прочность и клейкость ткани проверяется на небольшом отрезке. Кроме специального прибора выжигателя для работы можно переделать обычный выжигатель по дереву, заменив иглу.

Гильоширование по ткани

Для создания салфетки в технике гильоширования понадобится:

  • ткань из синтетического волокна размером 20х20 сантиметров;
  • серебристый кусочек ткани для создания орнамента;
  • заостренный заточенный паяльник или выжигательный аппарат по дереву – прибор для гильоширования;
  • лист бумаги с нарисованным узором орнамента;
  • монета для оформления краев салфетки;
  • стекло;
  • лампа.

Порядок создания салфетки в технике гильоширования:

Для начала нужно подготовить рабочую зону.

Ставим стекло, а под ним размещаем лампу.


На стекло кладем лист бумаги с нарисованным узором орнамента салфетки, а сверху узора кладем серебристую ткань к бумаге лицевой стороной. На ткани будет отражаться узор с бумаги. С помощью выжигателя или паяльника обводим все контуры орнамента.

Узор вместе с тканью должен остаться на бумаге, а лишнюю ткань, которая обрезалась по контуру, нужно осторожно убрать.


Используя нож, убираем все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре.


Узор остается скрепленный с листом бумаги. Сверху на скрепленный с бумагой узор накладываем основную ткань 20х20 сантиметров лицевой стороной к листу бумаги. Расположите ткань так, чтобы узор оказался в желаемом месте. В данном примере узор будет в уголке салфетки. С помощью выжигателя или паяльника нужно точечно прихватить узор в нескольких местах. Сразу же после прихвата участка ткани нужно придавливать пальцами нанесенную паяльником точку, чтобы узор и ткань плотно сцепились между собой.

Используя нож, аккуратно поддевая всю салфетку вместе с узором, нужно отделить ее от листа бумаги. Таким образом узор получается переведен на ткань.


Следующим этапом нужно паяльником или выжигателем точечно пройтись по всему нанесенному узору, не забывать прижимать пальцами узор к ткани. На желаемых участках будущей салфетки в качестве декора на узоре можно сделать несколько сквозных отверстий. Таким образом отделка станет ажурной.

По внешнему контуру отделки нужно паяльником или выжигателем обрезать всю лишнюю основную ткань.


Весь контур салфетки оформляем с помощью монетки.


Для большей ажурности и в качестве дополнительного декорирования салфетки в каждом вырезанном полукруге можно сделать сквозное отверстие.


В данной технике можно так же сделать многослойные рисунки. Каждый раз слоя ткани между собой нужно точечно, но тщательно скреплять.

Гильоширование на коже


Существует и другое направление гильоширования, в котором обработке поддается кожа. При этом выжигатель используется не для создания отверстий в материале, а для нанесения рисунка.

Для овладения данным искусством также понадобится некоторая практика, поэтому прежде чем обрабатывать изделие, которое вы желаете украсить, потренируйтесь на ненужных отрезках кожи.

Выберите подходящую вещь, на которую вы будете наносить рисунок – например, кожаную сумку или кошелек. Для начала подойдет не новое изделие, которое в случае чего не жалко будет испортить. Помните о том, что для создания контрастного рисунка лучше обрабатывать кожу светлых оттенков.


Подготовьте рисунок, который будете переносить на кожаное изделие. Лучше всего будут смотреться, например, растительные элементы, а вот геометрические точные фигуры лучше не использовать. Выбранный рисунок перенесите на кальку.

Теперь рисунок нужно тонкими штрихами перенести на кожу. Для этого вам понадобится булавка или толстая игла.


После этого переходите к непосредственному выжиганию рисунка. Делайте это медленно, не напрягая руку.

Трафареты и схемы

Используйте в работе нижеприведенные универсальные трафареты и схемы.







Публикации по теме