Особенности африканского воспитания. Наш дом - наша крепость! информационно – аналитический портал независимых родителей

Коренное население Африки (кроме мусульманских государств и древнейших государств Африки, таких как Эфиопия и др.) вплоть до середины 60-х годов не имела школ в привычном для нас понимании.

Воспитание осуществлялось в рамках семьи или родовой общины, где детям рассказывали сказки и легенды о жизни предков. Основной метод воспитания - личный пример. Девочек воспитывали как будущих матерей и жен, учили готовить пищу, плести циновки и т.д. Дети до 7 лет проживали с матерями, а затем мальчиков направляли в хижину для подростков. Мальчиков обучали стрельбе из лука, пользоваться копьем, учили ритуальным танцам. В возрасте 13-14 лет их подвергали обряду инициации (посвящение в юношей), подвергая тяжелым испытаниям. Так, в Нигерии их жалили дикими пчелами, отправляли в Священный лес, где они должны были провести неделю на деревьях. После этого им вырезали на спине полосы как знак того, что они теперь взрослые воины и могут жениться. На этом воспитание и образование завершалось.

В настоящее время Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса. В связи с этим защита уязвимых групп населения, а также обеспечение дальнейшего продвижения к ОДВ являются главными приоритетами развития. Любое замедление прогресса в достижении целей образования будет иметь негативные последствия долгосрочного характера для экономического роста, сокращения масштабов нищ еты и обеспечения охраны здоровья населения.

Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.

Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей - это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста. Например, проживание в одном из беднейших домохозяйств в Замбии сокращает шансы на охват программами воспитания и образования детей младшего возраста в 12 раз по сравнению с детьми из наиболее состоятельных домохозяйств. В Уганде этот показатель возрастает до 25 . Эти цифры показывают, в какой степени отсутствие воспитания и образования детей младшего возраста усиливает неравенство, связанное с условиями жизни.

По сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего начального образования. Число детей, не охваченных школьным образованием, сокращается, а число детей, завершивших обучение в начальной школе, увеличивается.

Нетто-коэффициент охвата - это широко используемый показатель прогресса на пути к достижению всеобщего начального образования. Он определяет долю записанных в школу детей официально установленного младшего школьного возраста. С 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары нетто-коэффициенты охвата возросли, по сравнению с 1990-ми годами, в пять раз, соответственно, и достигли 73% в 2007 г. . Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.

Большое число детей, остающихся вне стен школы, по-прежнему является серьезнейшей проблемой для национальных правительств и всего международного сообщества. Лишение детей возможности подняться хотя бы на одну ступень образовательной лестницы ставит их на путь борьбы с трудностями на протяжении всей своей жизни.

Некоторые страны, имевшие в 1999 г. многочисленный контингент не охваченных школьным образованием детей, добились существенных успехов. В качестве примеров можно назвать Эфиопию, Кению, Мозамбик, Объединенную Республику Танзанию и Замбию. В период 1999-2007 гг. Эфиопия и Объединенная Республика Танзания сократили численность таких детей более чем на 3 миллиона человек каждая. Странами, добившимися лишь незначительного прогресса, являются Либерия, Малави и Нигерия .

Вероятность остаться вне стен школы в значительной мере определяется уровнем благосостояния родителей.

Основная задача любой системы образования заключается в том, чтобы обучить молодежь навыкам, необходимым для участия в общественной, экономической и политической жизни общества. Охват детей начальным образованием, начиная с самых младших классов, и продолжение обучения в средней школе являются не конечной целью, а лишь способом выработки таких навыков. Успех или неудача образования для всех в значительной мере зависит не только от большей продолжительности школьного обучения в той или иной стране; главным критерием является то, чему дети обучаются и каково качество их образования.

В странах Африки к югу от Сахары правительства сталкиваются с серьезнейшими вызовами реформы технического и профессионального образования. Исследования, проведенные в Буркина-Фасо, Гане и Объединенной Республике Танзании, показали, что меньше всего возможностей воспользоваться программами профессионального образования имеют обездоленные группы. Вместе с тем, появляются некоторые новые позитивные стратегии, в том числе в Камеруне, Руанде и Эфиопии.

Всеобъемлющим приоритетом должно быть повышение уровней охвата, уменьшение отсева и обеспечение перехода учащихся после базового образования на среднюю ступень. Профессиональное образование, однако, могло бы играть гораздо более заметную роль в предоставлении второго шанса обездоленной молодежи. Когда люди уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками грамотности и счета, они сталкиваются с опасностью того, что вся их будущая жизнь будет носить печать обездоленности, а их социально-экономические перспективы окажутся ограниченными.

Итак, искоренение неграмотности - одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении ОДВ.

Отставание африканских государств южнее Сахары по вопросам образования проявляется по всем основным показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним образованием, уровню развития высшего образования.

Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемом регионе происходят определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей, свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел. Воспитание в современной Нигерии

В современной Нигерии огромное количество разных культур повлияло на жизнь людей, что в настоящее время практически не сохранилось первоначального, культурного и традиционного образа жизни нигерийцев.

Нигерия - это одна из стран, которая изначально была местом, куда сгоняли рабов для работы из самых разных стран, а также использовали коренных жителей страны в качестве рабочей силы.

Разные культуры и традиции смешивались, вносились новые культуры и религии. Какие бы изменения не происходили в жизни народа Нигерии, нигерийцы смогли сохранить свои национальные традиции и пронести их через все трудности жизни, сохранить и чтить по сегодняшний день.

Считалось, что африканская культура уже потеряла свой первоначальный облик, и находилась на грани полного исчезновения, но оказалось что это не так. В некоторых местах сохранился даже внешний вид рыбачьих сетей и техника рыболовства, также заметны африканские традиции в кулинарии.

Некоторые изделия из дерева, металлические и керамические предметы напоминают по стилю произведения отдельных племен. Все это говорит о том, что сохранены не какие-то отдельные элементы племен, их культуры, а сохранено общее африканское наследие.

В Нигерии сохранились африканские религиозные традиции. В настоящее время многие нигерийцы обратились к исламу, потому что в определенный период времени именно ислам стал практически единственной объединяющей религией в этой стране. Мусульманство принимали нигерийцы раньше только для того, чтобы быть свободными. Многие нигерийские мусульмане строго соблюдают моральные каноны ислама.

Что касается семьи, то для нигерийцев свойственна семейная солидарность. Особенностью характера нигерийцев является то, что безопасность человека, по их мнению, зависит от семьи, а не от материального благополучия.

Если вся семья всегда находится вместе, и родственные узы всегда сохраняются, то каждый человек в семье может рассчитывать на поддержку родственников.

Нигерийцы сейчас все больше стремятся во всем подражать западным культурам и тенденциям. Поэтому национальные традиции постепенно теряют свое значение.

Семейные отношения в Нигерии также претерпели значительные изменения и сохраняются на сегодняшний день только в очень отдаленных сельских районах. Семьи нигерийцев немногочисленны, но более или менее близкие родственники всегда остаются на связи между собой, и семья часто собирается вместе.

К старшему поколению в Нигерии относятся с большим уважением, поэтому зачастую родители довольно долгое время могут проживать вместе со своими детьми. Иногда младшие дети просто остаются в доме своих родителей, для того чтобы оказывать им всяческую поддержку.

В тех семьях, где стараются любыми способами сохранить традиции народа, детям передают все знания и умения, которые родители также переняли у своих предков. Детей воспитывают довольно строго, им стараются привить такие черты характера, как уважение к родителям, любовь к своим предкам и родственникам.

В Нигерии в семьях же где придерживаются современных взглядов на жизнь, дети пользуются большей свободой, хотя и их не особенно балуют. Более строгие отношения в семье между родителями и детьми в мусульманских нигерийских семьях. Здесь дети полностью подчинены воле родителей и должны почитать и уважать своих отцов. Особое внимание здесь уделяется мальчикам, что и следовало ожидать от настоящей мусульманской семьи. Мальчики должны были в дальнейшем стать продолжателями рода и главой семьи, поэтому их воспитанием занимаются только мужчины. Что касается девочек, то в их обязанности входит содержание дома в порядке, они должны следить за хозяйством, помогать матери воспитывать младших детей и просто подчиняться воле родителей. Девочка в семье не имела большого значения, потому что свое время она покинет дом, выйдет замуж, и станет принадлежать уже к другой семье.

Таким образом, в большинстве стран Африки идет сложный процесс экономического, социального и культурного развития, сопряженный с кризисами и конфликтами. Поэтому образование остается пока на низком уровне, воспитание осуществляется в русле национальных архаических традиций. Как заявил генеральный секретарь Международной Ассоциации социальных педагогов Ларс Стейнов, в Центральной Африке социальные педагоги оказывают помощь детям не в решении их межличностных проблем, проблем в саморазвитии, а вопросах снабжения голодных детей водой и пищей .

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племён. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребёнок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребёнка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нём самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребёнка очень сильно проявлен страх, для него всё, что происходит либо безопасно, либо опасно. Он ещё не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьёзным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребёнок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребёнок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он ещё не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремёсла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом, не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно, в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьёт охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребёнку ощущать трёхмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребёнку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребёнок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой всё устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы, зачастую, можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребёнок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он ещё маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племён. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребёнок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребёнка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нём самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребёнка очень сильно проявлен страх, для него всё, что происходит либо безопасно, либо опасно. Он ещё не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьёзным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребёнок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребёнок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он ещё не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремёсла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом, не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно, в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьёт охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребёнку ощущать трёхмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребёнку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребёнок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой всё устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы, зачастую, можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребёнок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он ещё маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

Африканские дети, которые живут в бедных странах и нецивилизованных племенах, почти никогда не капризничают. Но в большинстве случаев это происходит, потому что с самого раннего детства они понимают – капризы ни к чему не приведут. Плакать не имеет смысла.

О континенте

Европейские правозащитники, исследовавшие положение детей по всему миру, пришли к выводу, что худшим местом для жизни является Африка: каждый восьмой ребенок там не доживает до года. В беднейших африканских странах – Мали, Зимбабве, Бурунди, Эфиопии – далеко не каждый ребенок может позволить себе пить чистую воду, не говоря уже о том, чтобы досыта поесть. Много детей живет на улице, без родителей, которых уже нет из-за страшных болезней, а если родители и живы, то они практически все время заняты – пытаются заработать хоть немного денег. В этой статье не будет пункта под названием «Что можно перенять» – африканские дети, живущие в странах третьего и четвертого мира, нацелены, в основном, на выживание, а наша ситуация, к счастью, отличается в лучшую сторону.

Раннее детство

Грудное вскармливание в африканских странах длится долго – иногда прикармливать ребенка просто нечем. Ни о манежах, ни о колясках не имеют представления ни дети, ни родители – поэтому родители на ночь кладут ребенка с собой в кровать, а спать отдельно он начинает тогда, когда ему хочется этого самому, примерно к четырем годам. Днем мама привязывает малыша за спину или на бедро и отправляется по своим делам, не особенно отвлекаясь на его заботы. Если ребенок чем-то заинтересовался, мать не отнесет его туда, а опустит на землю, и он сам поползет к тому, что привлекло его внимание. Ползают малыши много, тем самым развиваясь физически – что часто оказывается полезным для их дальнейшей жизни.

Учеба

В африканских школах, особенно сельских, детей учат только читать и считать – причем занятия проходят на улице, а для обучения счету используются палочки и камешки. 20 миллионов африканских детей школьного возраста образования не получают. В городах ситуация лучше – можно поступить в школу, правда, за обучение придется заплатить. В 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре была принята программа «Образование для всех» – после чего в бедных африканских странах ситуация немного улучшилась (университеты, например, переполнены), однако с учебой младших школьников проблем, по-прежнему, много.

Дети поступают в начальную школу, но потом бросают ее, потому что их родители не очень понимают, для чего это нужно. А вот в ЮАР обстановка со школьным образованием уже гораздо лучше, государство вкладывает в образование и его пропаганду большие средства, и в школу ходит 90% детей – причем количество мальчиков и девочек в классах примерно одинаковое. В бедных странах считается, что девочкам обучаться незачем.

Общение со взрослыми

В африканских племенах принято рожать много детей – жизнь опасна, еды немного, а заботиться о родителях, когда они ослабеют, кто-то должен. Ребенок учится ремеслам и домашним делам, наблюдая за тем, как это делают родители – и как только он становится постарше, его сразу же привлекают к работе: он может помогать матери заниматься хозяйством, самостоятельно делать себе игрушки, присматривать за младшими детьми или помогать матери заниматься хозяйством. Именно поэтому в Африке детям в достаточно раннем возрасте уже разрешается брать ножи и другие опасные предметы.

Все это не значит, что за малышей в Африке совсем не волнуются: например, в кенийском племени кипсиги почти до года будят спящих малышей по несколько раз за ночь – долго спать считается плохой приметой, можно задохнуться во сне. В нигерийском племени йоруба детей рано сажают либо в вырытые в земле отверстия, либо между подушками (в тех семьях, которым удалось где-то разжиться подушками). Причем, подрастая, такие дети начинают довольно рано обслуживать себя – в 2 года сами моют руки и лицо, а некоторые даже ополаскивают в ручье посуду, из которой поели.

Поневоле приходится рано взрослеть, когда чувствуешь, что детства у тебя, скорее всего, не будет.

Источник

Африканские дети, которые живут в бедных странах и нецивилизованных племенах, почти никогда не капризничают. Но в большинстве случаев это происходит, потому что с самого раннего детства они понимают – капризы ни к чему не приведут. Плакать не имеет смысла.

О континенте

Европейские правозащитники, исследовавшие положение детей по всему миру, пришли к выводу, что худшим местом для жизни является Африка: каждый восьмой ребенок там не доживает до года.

В беднейших африканских странах – Мали, Зимбабве, Бурунди, Эфиопии – далеко не каждый ребенок может позволить себе пить чистую воду, не говоря уже о том, чтобы досыта поесть.

Много детей живет на улице, без родителей, которых уже нет из-за страшных болезней, а если родители и живы, то они практически все время заняты – пытаются заработать хоть немного денег.

В этой статье не будет пункта под названием «Что можно перенять» – африканские дети, живущие в странах третьего и четвертого мира, нацелены, в основном, на выживание, а наша ситуация, к счастью, отличается в лучшую сторону.

Раннее детство

Грудное вскармливание в африканских странах длится долго – иногда прикармливать ребенка просто нечем.

Ни о манежах, ни о колясках не имеют представления ни дети, ни родители – поэтому родители на ночь кладут ребенка с собой в кровать, а спать отдельно он начинает тогда, когда ему хочется этого самому, примерно к четырем годам. Днем мама привязывает малыша за спину или на бедро и отправляется по своим делам, не особенно отвлекаясь на его заботы.

Если ребенок чем-то заинтересовался, мать не отнесет его туда, а опустит на землю, и он сам поползет к тому, что привлекло его внимание. Ползают малыши много, тем самым развиваясь физически – что часто оказывается полезным для их дальнейшей жизни.

Учеба

В африканских школах, особенно сельских, детей учат только читать и считать – причем занятия проходят на улице, а для обучения счету используются палочки и камешки. 20 миллионов африканских детей школьного возраста образования не получают. В городах ситуация лучше – можно поступить в школу, правда, за обучение придется заплатить. В 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре была принята программа «Образование для всех» – после чего в бедных африканских странах ситуация немного улучшилась (университеты, например, переполнены), однако с учебой младших школьников проблем, по-прежнему, много.

Дети поступают в начальную школу, но потом бросают ее, потому что их родители не очень понимают, для чего это нужно. А вот в ЮАР обстановка со школьным образованием уже гораздо лучше, государство вкладывает в образование и его пропаганду большие средства, и в школу ходит 90% детей – причем количество мальчиков и девочек в классах примерно одинаковое. В бедных странах считается, что девочкам обучаться незачем.

Общение со взрослыми

В африканских племенах принято рожать много детей – жизнь опасна, еды немного, а заботиться о родителях, когда они ослабеют, кто-то должен. Ребенок учится ремеслам и домашним делам, наблюдая за тем, как это делают родители – и как только он становится постарше, его сразу же привлекают к работе: он может помогать матери заниматься хозяйством, самостоятельно делать себе игрушки, присматривать за младшими детьми или помогать матери заниматься хозяйством. Именно поэтому в Африке детям в достаточно раннем возрасте уже разрешается брать ножи и другие опасные предметы.



Все это не значит, что за малышей в Африке совсем не волнуются: например, в кенийском племени кипсиги почти до года будят спящих малышей по несколько раз за ночь – долго спать считается плохой приметой, можно задохнуться во сне. В нигерийском племени йоруба детей рано сажают либо в вырытые в земле отверстия, либо между подушками (в тех семьях, которым удалось где-то разжиться подушками). Причем, подрастая, такие дети начинают довольно рано обслуживать себя – в 2 года сами моют руки и лицо, а некоторые даже ополаскивают в ручье посуду, из которой поели.

Поневоле приходится рано взрослеть, когда чувствуешь, что детства у тебя, скорее всего, не будет.

До прихода "цивилизованных европейцев" описываемой ситуации не было. В Африке теплый климат - несколько урожаев в год. Всегда можно что-то вырастить для еды.я

В Африке огромное число ценных полезных ископаемых, но все эти месторождения принадлежат "культурным" Англии, США, Франции, Бельгии и т.п., откуда они почти безвозмездно вывозятся в пользу "передовых стран" и их "уровня жизни".



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...